Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"


    Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"

Пусть рвутся связи, меркнет свет,
Но подрастают в семьях дети…
Есть в мире Бог иль Бога нет,
А им придётся жить на свете.
Наум Коржавин

Люди делятся на праведников,
которые считают себя грешниками,
и грешников, которые считают себя праведниками.
Блез Паскаль

Настоящий урок следует отнести к учебной дисциплине «обществознание». Его тема является  составной частью вопроса «Религия как феномен культуры» раздела «Духовная жизнь общества». Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий.
Урок был проведён в Парабельской средней общеобразовательной школе имени Н. А. Образцова Парабельского района Томской области накануне торжественного открытия в райцентре храма в честь Преображения Господня.

Оформление школьной доски

На центральной части школьной доски записана тема урока «Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)». И здесь же цитата из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», плакаты с цитатами: «Религия – явление общественное»; «Ты налево, я направо – так назначено судьбой (из песни)»; «Что правильно? Вера в Бога или неверие в Него?».На правой части доски плакаты с текстом: «Имеет ли церковь монополию на мораль?»; «Государство должно быть светским и ни одна религия не должна иметь особых прав»; «За атеистическим мировоззрением будущее, хотя бы и отдалённое. Человечество неминуемо повзрослеет, именно в планетарном масштабе. Пока же атеизм – удел одиночек». На левой стороне доски плакаты с текстом: «Без религии не может существовать никакое общество»; «Никаких преимуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, он так же  построен на вере в отсутствии Бога»; «У атеизма нет никаких перспектив! 70 лет воинствующего атеизма наглядно доказали всю несостоятельность атеизма».

Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые одиннадцатиклассники. Продолжаем рассмотрение темы «Религия как феномен культуры». Сегодня мы поговорим об атеизме и вере как двух полюсах. Вопрос непростой и вечный.
Современное состояние религиозного сознания в обществе хаpaктеризуется рядом тенденций. Безусловно, идёт неуклонное относительное уменьшение числа верующих в мире. Особенно показателен в этом отношении ХХ век, который можно назвать веком атеизации. В то же время следует подчеркнуть активность буддизма и ислама, которые преодолели свои исторические географические границы и получили распространение во всём мире, в том числе и среди христианских народов. Сегодня приверженцев христианства в мире около 2 млрд человек (34% населения мира), ислама 1,2 млрд (20%), буддизма 0,5 млрд, иудаизма 5,8 млн человек. Особо популярны на всех континентах нетрадиционные верования и культы. Эти обстоятельства создают и другую особенность религиозного сознания современных обществ – его конфессиональную пестроту. Многие говорят, что место священника – в церкви, а место учителя – в школе. Но можно привести такой идеальный пример сосуществования светской культуры и церковной.   Это история следующая. 60 – е годы ХХ века. Уполномоченный совета по делам религии, то есть такой чекист в штатском, вызывает к себе в кабинет батюшку и говорит: «Значит так, вы должны произнести в храме проповедь на тему «Гагарин в космос летал – Бога не видал». Иначе регистрации лишу, в Тьмутаpaкань сошлю и т.д.». Ну батюшке что делать? Семья, дети и т.д. «Ну ладно,- говорит,- хорошо, скажу». Выходит в нужный день на амвон и говорит: «Братья и сёстры, вы знаете, говорят, что Гагарин в космос летал – Бога не видал. А Бог Гагарина видел и благословил его».
Представляю вам интересного гостя – иерея Александра (в миру – Фрейдмана Александра Сергеевича), которого через несколько минут я буду интервьюрировать.
Отец Александр, сегодня я выступаю вашим оппонентом, и, несмотря на это, надеюсь, что мы сработаемся. [1]. И хотя я вынужден задавать вопросы, отражающие атеистическое мировоззрение, но хочу признаться: я не атеист, а агностик (атеисты не верят в Бога, агностики сомневаются). Кстати, у агностиков должны хорошо получаться интервью со священниками, потому что они любопытны и всё время задают этот величественный из всех вопросов: «Почему?». Атеисты для этого подходят меньше, потому что они уверены в своей правоте относительно того, что Бога нет. У агностика же основной принцип – «я не знаю».

Перечень вопросов, которые учитель задал священнику Александру

1. Отец Александр, прежде чем я задам Вам первый вопрос, напомню старый анекдот: Атеист с иронией говорит верующему: - Почему ваш Бог, когда собирал животных в Ноев Ковчег, не избавился от комаров? Верующий тоже с иронией отвечает:  - А это для того, чтобы они кусали атеистов. [2]. Мы Вас сегодня покусаем, отец Александр. Вы готовы к этому? Как настоятеля храма Преображения Господня, хочу спросить вас вот о чём: завтра в райцентре  состоится освящение нового храма. Какое значение это событие будет иметь, на ваш взгляд, в культурной жизни района?

2. Батюшка, охаpaктеризуйте состояние религии в нашем районе.

Первый учащийся читает стихотворение Наума Коржавина:

Надоели потери.
Рознь религий – пуста,
В Магомета я верю
И в Исуса Христа.

Больше спорить не буду
И не спорю давно,
Моисея и Будду
Принимая равно.

Всё, что теплится жизнью,
Не застыло навек…
Гордый дух атеизма
Чту – коль в нём человек.
Точных знаний и меры
В наши нет времена.
Чту любую я Веру,
Если Совесть она.

Только чтить не годится
И в кровавой борьбе
Ни костров инквизиций,
Ни ночей МГБ.

И ни хитрой дороги,
Пусть для блага она, -
Там под именем Бога
Правит Суд сатана.

Человек не бумага -
Стёр, и дело с концом.
Даже лгущий для блага -
Станет просто лжецом.

Бог для сердца отрада,
Человечья в нём стать.
Только дьяволов надо
От богов отличать.

Могший верить и биться,
Той науке никак
Человек обучиться
Не сумел за века.

Это в книгах и в хлебе
И в обычной судьбе.
Чёрт не в пекле, не в небе –
Рядом с Богом в тебе.

Верю в Бога любого
И в любую мечту.
В каждом – чту его Бога,
В каждом – чёрта не чту.

Вся планета больная…
Может, это – навек?
Ничего я не знаю.
Знаю:
Я человек.

Второй учащийся  читает другое стихотворение Наума Коржавина:

Перевал. Осталось жить немного.
За вершиной к cмepти круче склон.
И впервые жаль, что нету Бога:
Пустота. Нет смысла. Клонит в сон. 

Только всё ж я двигаться обязан –
Долг велит, гнетёт и в полусне.
И плетусь, как раб, тем долгом связан,
Словно жизнь моя нужна не мне.

Разве рабством связан я с другими?
Разве мне не жаль, что в пропасть – дни?
Господи! Откройся! Помоги мне!
Жизнь, себя, свободу мне верни…

3. В творчестве поэта, чьи стихи сейчас были прочитаны, в разные периоды жизни показано разное отношение к религии. Людям свойственно сомневаться, менять свои убеждения. И в связи с этим у меня такой вопрос. В православной церкви, на мой взгляд, наплевательское отношение к Библии и существует тенденция к замене её трудами «святых отцов» - это церковная традиция. Народ просвещать невыгодно, пусть уж лучше верует – с такими проще. Вопросов лишних не задают, не критикуют, а если и думают, то от сих и до сих. И как итог: подавляющее большинство христиан не знают даже самые фундаментальные, основные моменты Библии. Вы согласны с этим?

4. Когда я смотрю новости о визитах патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго по стране, то понимаю, что к нему невозможно подойти простому cмepтному. Летает он в своём самолёте, передвигается на персональном «Мерседесе» с многочисленной охраной. Именуют его почему – то «Ваше Святейшество». В последнее время, отец Александр, вас стало труднее найти, с Вами не так легко договориться о встрече. Вы всё больше прислоняетесь к власть предержащим. Не боитесь, Ваше преподобие,  превратиться в такого «чиновника от религии», когда власть чиновников поддерживается церковью, а церковь – властью чиновников?

5. Отец Андрей Кураев, священник, профессор Московской Духовной Академии, предложил обратиться к министру науки и образования с требованием выбросить роман «Мастер и Маргарита» из школьной программы. Книга очень сложная. Молодёжь на полном серьёзе считает Воланда воплощением абсолютной истины. Смотрели ли Вы сериал режиссёра Бортко? Какие передачи, фильмы смотрите? Как Вы относитесь к нашему телевидению?

6. Всегда ли нравственны религиозные нормы?

7. В чём смысл христианского требования: «нравственное начало должно стать выше, чем юридическое»?

8. Реализуется ли, на ваш взгляд, свобода совести в современной России?

9. Является ли атеизм неизбежным следствием материализма?

10. Отец Александр, расскажу ещё одну шутку. Пришёл наркоман в церковь и сел в первом ряду. Подходят к нему и говорят: - Знаете, это места для пастырей и служителей церкви, пересядьте на другое место, пожалуйста. Пересел он на второй ряд. Подходят снова и говорят: - Пересядьте, пожалуйста  – это места для наших спонсоров. Наркоман пересел в середину зала. Подходят опять к нему и говорят: - Это места для очень почётных и самых первых члeнов нашей церкви, пересядьте - ка вы лучше на последний ряд, там все, такие как вы, собираются. Пересел он туда, а там шум, гам. Не выдержал: вышел, сел на крыльцо и плачет. Вдруг видит видение – Иисус идёт, останавливается и спрашивает: - Чего ты плачешь? Наркоман отвечает: - В церковь меня не пускают…  Иисус говорит: - Не плачь, меня туда уже 10 лет не пускают… Говорят, что в современной церкви места для Бога не остаётся. Религиозные организации всё больше выполняют нерелигиозные функции. Сейчас уже и самолёты крестят, и в ГАИ читают проповедь. Сплошная коммерция!

11. Многие полагают, что Русская Православная Церковь пытается сделать православие государственной религией и старается успешно занять нишу идеологического отдела ЦК КПСС. Ваш комментарий.

12. В Интернете я встретил следующее суждение пользователя, скрывшегося под псевдонимом Аскольд. Он выступил от лица верующих: «Атеисты – дегенераты и вырожденцы, лица с гнилой жидовской кровью в жилах. Какой смысл вашей жалкой жизни? Ведь человека отличает от животного мира именно то, что только человек способен осознать Бога. Животным это не дано. Перед cмepтью атеист превращается в дрожащую протоплазму». Дальше цитировать не буду. Отец Александр, Вы разделяете подобное мнение?

13. Были ли в Вашей жизни ситуации или обстоятельства, когда вы были готовы изменить свою точку зрения или, может быть, сомневались в правильности ваших взглядов и в вашей вере?

14. Где граница между религиозными и нерелигиозными хорошими людьми?

Перечень вопросов, которые учащиеся задали священнику Александру

15. В чём сущность религии?

16. Ваше отношение к Интернету?

17. В какой мировой религии, по-вашему, больше культа?

18. Имеете ли вы сотовый телефон?

19. Ваше отношение к астрологии, к Нострадамусу?

20. Меня интересует вопрос об отношении церкви к однополым бpaкам. Складывается впечатление (может быть ошибочное?), что прошли времена, когда у христиан было общее мнение по этому вопросу. Даже кажется, что сегодня эта проблема разделяет и сами христианские церкви. Большинство учёных называют ceкcуальную ориентацию врождённым качеством человека. Они утверждают, что ориентация результатом самого выбора не является. Почему Русская Православная Церковь так нападает на гомоceкcуалистов? Может быть, цель нападок – сиюминутная: реклама и собственный пиар. Среди геев немало верующих, немало тех, кто стремится к вере, и зачем от них отворачиваться?

21. Ваше отношение к карикатурной войне?

22. Ваше отношение к институту капелланов (армейских и тюремных священников)?

23. Как Вы думаете, почему в российском обществе столько противников введения в школе преподавания основ православной культуры?

24. Как бы это точнее сказать, у нас у каждого есть свои страсти… И они нам кажутся «сладким раем». Это как в песне Гарика Cyкaчёва: «Мы в аду, мой ангел, мы в аду, хоть мы называем его сладким раем». Но постная жизнь многих из нас не прельщает. И попадёшь потом в ад. 

И тут же потащат к котлу.
И бросят – навек, не на срок –
В бурлящий крутой кипяток.

И как быть, нам грешным, отказаться от удовольствий, не выпивать, не курить?

Нет, лучше пока подожду,
Не буду спешить за черту.
Ко всем, не нарушившим черт,
Господь, говорят, милосерд…

Что Вы можете посоветовать нам, молодым гедонистам? Ведь спектр удовольствий для атеистов значительно шире, чем для религиозного человека?

25. Многим очень нравится книга Дэна Брауна и одноимённый фильм «Код да Винчи», снятый по этому бестселлеру десятилетия.  В нём, в частности, утверждается, что Мария Магдалина (которую Церковь считает падшей женщиной) была женой Иисуса Христа. И у неё был от него ребёнок Иосиф. Ваше отношение к этой версии?

26. Задаёте ли Вы себе такие, например, вопросы: Зачем я живу? Почему я родился сейчас, а не пятьсот лет назад? В чём смысл моего существования?

27. Вся совокупность знаний (геология, археология, астрономия, биология) говорит о том, что религиозные учения – миф. Ну не было дедушки на небесах, который пять тысяч лет назад сказал: «Да будет свет!» На всемирный потоп не хватило бы воды на Земле, в ковчег не влезли бы все нынешние животные и т.д. Вы с этим утверждением не согласны ? Разве Вы, как и мы, не знаете о миллионах лет эволюции жизни?

Заключительное слово учителя

Некоторое время назад 10 российских учёных, среди которых нобелевские лауреаты  Виталий Гинзбург и Жорес Алфёров, академики Российской Академии Наук, обратились к Президенту России с протестом против действий Русской Православной Церкви, которая, по их мнению, наращивает своё влияние и проникает во все сферы общественной жизни, чем мешает развитию науки. «Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждения отдельного человека. Мы не ставим своей целью борьбу с религией, но мы не можем оставаться равнодушными, когда принимаются попытки подвергнуть сомнению научные знания или подменить их верой». Особое место в наших рассуждениях сегодня должно занимать теоретическое осмысление свободы совести и пpaктической реализации этого права. Понятие свободы совести, сконцентрировавшее в себе идеи гуманизма, толерантности, требования мировоззренческого выбора, имеет длительную историю формирования и развития. В основе этого понятия лежит выбор личностью своего отношения к религии и атеизму с учётом взаимосвязи демократических прав и свобод, функционирующих в данном обществе, и реальным правом личности самой определять своё отношение к вероисповеданию. Именно в этом и заключается специфика понятия свободы совести: в способности личности выразить своё отношение к религиозному (идеалистическому) и атеистическому (материалистическому) мировоззрению. Понятие «свобода совести» включает в себя свободу вероисповедания и свободу атеизма. Таким образом, задача современных обществ, особенно тех, кто избрал курс на демократическое развитие, является обеспечение в обществе таких условий для духовной жизни, когда люди могут выбрать между религиозным и атеистическим мировоззрением и имеют возможность проявлять свои убеждения.
Дорогие друзья! Спасибо за вопросы, исполнение стихов. Спасибо Вам большое, отец Александр, за обстоятельные ответы и до новой встречи. Нечасто мы говорим о глубинных вопросах религии и этики. И не следует свою веру воспринимать как некую привилегию, почему - то нам данную, и делить мир на своих и чужих. А вообще, если школьники сегодня спорят о Боге, то это значит, что у нас есть будущее. Я хотел бы, знаете, на чём закончить? На весёлой ноте. Учительница доказывает детям, что Бога нет. -Бога нет, вы понимаете это или нет? -Да, конечно, понимаем! -Ну, слава Богу.

Почему мы не привели ответов отца Александра на заданные ему вопросы?

Он «работал», можно сказать, «в прямом эфире». Поэтому без согласия с ним мы не можем представить его ответы на суд читателя. Может быть, что - то ему бы захотелось изменить, что - то ему сегодня показалось бы в его ответах неприемлемым. В принципе, как и все люди, священники с годами меняются (в своих взглядах и восприятии). Хотя, думается, что основные их  взгляды переоценке и переделке в этой связи не подлежат. У них остаётся своя первоначальная связь с «вечностью», то есть с миром вечных ценностей.

Рефлексия

Школьники получили домашнее задание – написать отзывы о проведённом уроке.

Примечания

[1] Конечно, сейчас модно говорить о нашем политкорректном времени. Насколько корректно интервьюрировать священника, задавая ему при этом «неудобные вопросы»? Но позвольте узнать, где грань между утверждением и паранойей? Хочется процитировать небезызвестного Ларри Кинга: «Давайте не будем бояться обидеть кого – нибудь настолько, чтобы не потерять способность отличать уважение от паранойи». (Ларри Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». - М. 2006. С.94).
[2] Юмор в разговоре очень важен. Никогда нельзя быть слишком серьёзным слишком долго. Стиль ведущего диалог с отцом Александром был выбран такой: напористый, любознательный, местами агрессивный, а иногда спокойный. Надо было найти с собеседником общий язык, а главное – внимательно его слушать. Ведущий, задавая свои вопросы, намеренно утрировал. Потому что любая гиперболизация чётче определяет суть позиции.

Литература

Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». - М. 2006. - 213 с.
Коржавин Н.М. Стихи и поэмы. - М. 2004. - 528 с.
Обществознание. Пособие для школьников и абитуриентов.  / Под ред. М. И. Абдулаева. – М. 2004. – 568 с.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

29 05 2024 21:18:16

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

28 05 2024 10:52:45

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

27 05 2024 10:34:33

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

26 05 2024 22:32:21

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

25 05 2024 11:32:52

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

24 05 2024 5:25:15

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

23 05 2024 6:10:28

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

22 05 2024 15:40:19

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

21 05 2024 9:38:55

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

20 05 2024 5:15:13

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

19 05 2024 9:33:28

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

18 05 2024 21:52:28

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

17 05 2024 6:53:50

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

16 05 2024 20:25:19

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

15 05 2024 15:40:42

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

14 05 2024 4:59:21

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

13 05 2024 11:23:20

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

12 05 2024 21:31:56

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

11 05 2024 5:12:45

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

10 05 2024 10:43:57

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

09 05 2024 13:13:20

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

08 05 2024 12:17:26

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

07 05 2024 14:33:16

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

06 05 2024 16:40:34

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

05 05 2024 7:33:17

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

04 05 2024 16:40:45

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

03 05 2024 15:28:10

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

02 05 2024 20:21:42

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

01 05 2024 14:44:45

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

30 04 2024 23:49:54

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

29 04 2024 8:31:13

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

28 04 2024 2:14:51

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

27 04 2024 20:46:48

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

26 04 2024 1:22:28

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

25 04 2024 5:55:40

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

24 04 2024 10:52:35

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

23 04 2024 9:56:19

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

22 04 2024 8:24:33

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

21 04 2024 23:53:48

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

20 04 2024 18:13:17

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

19 04 2024 16:45:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

18 04 2024 19:29:41

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

17 04 2024 7:17:20

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

16 04 2024 1:36:23

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

15 04 2024 16:12:29

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

14 04 2024 1:38:18

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

13 04 2024 10:15:12

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

12 04 2024 5:54:42

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

11 04 2024 9:54:35

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

10 04 2024 23:11:35

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::