Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"


    Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"

Пусть рвутся связи, меркнет свет,
Но подрастают в семьях дети…
Есть в мире Бог иль Бога нет,
А им придётся жить на свете.
Наум Коржавин

Люди делятся на праведников,
которые считают себя грешниками,
и грешников, которые считают себя праведниками.
Блез Паскаль

Настоящий урок следует отнести к учебной дисциплине «обществознание». Его тема является  составной частью вопроса «Религия как феномен культуры» раздела «Духовная жизнь общества». Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий.
Урок был проведён в Парабельской средней общеобразовательной школе имени Н. А. Образцова Парабельского района Томской области накануне торжественного открытия в райцентре храма в честь Преображения Господня.

Оформление школьной доски

На центральной части школьной доски записана тема урока «Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)». И здесь же цитата из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», плакаты с цитатами: «Религия – явление общественное»; «Ты налево, я направо – так назначено судьбой (из песни)»; «Что правильно? Вера в Бога или неверие в Него?».На правой части доски плакаты с текстом: «Имеет ли церковь монополию на мораль?»; «Государство должно быть светским и ни одна религия не должна иметь особых прав»; «За атеистическим мировоззрением будущее, хотя бы и отдалённое. Человечество неминуемо повзрослеет, именно в планетарном масштабе. Пока же атеизм – удел одиночек». На левой стороне доски плакаты с текстом: «Без религии не может существовать никакое общество»; «Никаких преимуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, он так же  построен на вере в отсутствии Бога»; «У атеизма нет никаких перспектив! 70 лет воинствующего атеизма наглядно доказали всю несостоятельность атеизма».

Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые одиннадцатиклассники. Продолжаем рассмотрение темы «Религия как феномен культуры». Сегодня мы поговорим об атеизме и вере как двух полюсах. Вопрос непростой и вечный.
Современное состояние религиозного сознания в обществе хаpaктеризуется рядом тенденций. Безусловно, идёт неуклонное относительное уменьшение числа верующих в мире. Особенно показателен в этом отношении ХХ век, который можно назвать веком атеизации. В то же время следует подчеркнуть активность буддизма и ислама, которые преодолели свои исторические географические границы и получили распространение во всём мире, в том числе и среди христианских народов. Сегодня приверженцев христианства в мире около 2 млрд человек (34% населения мира), ислама 1,2 млрд (20%), буддизма 0,5 млрд, иудаизма 5,8 млн человек. Особо популярны на всех континентах нетрадиционные верования и культы. Эти обстоятельства создают и другую особенность религиозного сознания современных обществ – его конфессиональную пестроту. Многие говорят, что место священника – в церкви, а место учителя – в школе. Но можно привести такой идеальный пример сосуществования светской культуры и церковной.   Это история следующая. 60 – е годы ХХ века. Уполномоченный совета по делам религии, то есть такой чекист в штатском, вызывает к себе в кабинет батюшку и говорит: «Значит так, вы должны произнести в храме проповедь на тему «Гагарин в космос летал – Бога не видал». Иначе регистрации лишу, в Тьмутаpaкань сошлю и т.д.». Ну батюшке что делать? Семья, дети и т.д. «Ну ладно,- говорит,- хорошо, скажу». Выходит в нужный день на амвон и говорит: «Братья и сёстры, вы знаете, говорят, что Гагарин в космос летал – Бога не видал. А Бог Гагарина видел и благословил его».
Представляю вам интересного гостя – иерея Александра (в миру – Фрейдмана Александра Сергеевича), которого через несколько минут я буду интервьюрировать.
Отец Александр, сегодня я выступаю вашим оппонентом, и, несмотря на это, надеюсь, что мы сработаемся. [1]. И хотя я вынужден задавать вопросы, отражающие атеистическое мировоззрение, но хочу признаться: я не атеист, а агностик (атеисты не верят в Бога, агностики сомневаются). Кстати, у агностиков должны хорошо получаться интервью со священниками, потому что они любопытны и всё время задают этот величественный из всех вопросов: «Почему?». Атеисты для этого подходят меньше, потому что они уверены в своей правоте относительно того, что Бога нет. У агностика же основной принцип – «я не знаю».

Перечень вопросов, которые учитель задал священнику Александру

1. Отец Александр, прежде чем я задам Вам первый вопрос, напомню старый анекдот: Атеист с иронией говорит верующему: - Почему ваш Бог, когда собирал животных в Ноев Ковчег, не избавился от комаров? Верующий тоже с иронией отвечает:  - А это для того, чтобы они кусали атеистов. [2]. Мы Вас сегодня покусаем, отец Александр. Вы готовы к этому? Как настоятеля храма Преображения Господня, хочу спросить вас вот о чём: завтра в райцентре  состоится освящение нового храма. Какое значение это событие будет иметь, на ваш взгляд, в культурной жизни района?

2. Батюшка, охаpaктеризуйте состояние религии в нашем районе.

Первый учащийся читает стихотворение Наума Коржавина:

Надоели потери.
Рознь религий – пуста,
В Магомета я верю
И в Исуса Христа.

Больше спорить не буду
И не спорю давно,
Моисея и Будду
Принимая равно.

Всё, что теплится жизнью,
Не застыло навек…
Гордый дух атеизма
Чту – коль в нём человек.
Точных знаний и меры
В наши нет времена.
Чту любую я Веру,
Если Совесть она.

Только чтить не годится
И в кровавой борьбе
Ни костров инквизиций,
Ни ночей МГБ.

И ни хитрой дороги,
Пусть для блага она, -
Там под именем Бога
Правит Суд сатана.

Человек не бумага -
Стёр, и дело с концом.
Даже лгущий для блага -
Станет просто лжецом.

Бог для сердца отрада,
Человечья в нём стать.
Только дьяволов надо
От богов отличать.

Могший верить и биться,
Той науке никак
Человек обучиться
Не сумел за века.

Это в книгах и в хлебе
И в обычной судьбе.
Чёрт не в пекле, не в небе –
Рядом с Богом в тебе.

Верю в Бога любого
И в любую мечту.
В каждом – чту его Бога,
В каждом – чёрта не чту.

Вся планета больная…
Может, это – навек?
Ничего я не знаю.
Знаю:
Я человек.

Второй учащийся  читает другое стихотворение Наума Коржавина:

Перевал. Осталось жить немного.
За вершиной к cмepти круче склон.
И впервые жаль, что нету Бога:
Пустота. Нет смысла. Клонит в сон. 

Только всё ж я двигаться обязан –
Долг велит, гнетёт и в полусне.
И плетусь, как раб, тем долгом связан,
Словно жизнь моя нужна не мне.

Разве рабством связан я с другими?
Разве мне не жаль, что в пропасть – дни?
Господи! Откройся! Помоги мне!
Жизнь, себя, свободу мне верни…

3. В творчестве поэта, чьи стихи сейчас были прочитаны, в разные периоды жизни показано разное отношение к религии. Людям свойственно сомневаться, менять свои убеждения. И в связи с этим у меня такой вопрос. В православной церкви, на мой взгляд, наплевательское отношение к Библии и существует тенденция к замене её трудами «святых отцов» - это церковная традиция. Народ просвещать невыгодно, пусть уж лучше верует – с такими проще. Вопросов лишних не задают, не критикуют, а если и думают, то от сих и до сих. И как итог: подавляющее большинство христиан не знают даже самые фундаментальные, основные моменты Библии. Вы согласны с этим?

4. Когда я смотрю новости о визитах патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго по стране, то понимаю, что к нему невозможно подойти простому cмepтному. Летает он в своём самолёте, передвигается на персональном «Мерседесе» с многочисленной охраной. Именуют его почему – то «Ваше Святейшество». В последнее время, отец Александр, вас стало труднее найти, с Вами не так легко договориться о встрече. Вы всё больше прислоняетесь к власть предержащим. Не боитесь, Ваше преподобие,  превратиться в такого «чиновника от религии», когда власть чиновников поддерживается церковью, а церковь – властью чиновников?

5. Отец Андрей Кураев, священник, профессор Московской Духовной Академии, предложил обратиться к министру науки и образования с требованием выбросить роман «Мастер и Маргарита» из школьной программы. Книга очень сложная. Молодёжь на полном серьёзе считает Воланда воплощением абсолютной истины. Смотрели ли Вы сериал режиссёра Бортко? Какие передачи, фильмы смотрите? Как Вы относитесь к нашему телевидению?

6. Всегда ли нравственны религиозные нормы?

7. В чём смысл христианского требования: «нравственное начало должно стать выше, чем юридическое»?

8. Реализуется ли, на ваш взгляд, свобода совести в современной России?

9. Является ли атеизм неизбежным следствием материализма?

10. Отец Александр, расскажу ещё одну шутку. Пришёл наркоман в церковь и сел в первом ряду. Подходят к нему и говорят: - Знаете, это места для пастырей и служителей церкви, пересядьте на другое место, пожалуйста. Пересел он на второй ряд. Подходят снова и говорят: - Пересядьте, пожалуйста  – это места для наших спонсоров. Наркоман пересел в середину зала. Подходят опять к нему и говорят: - Это места для очень почётных и самых первых члeнов нашей церкви, пересядьте - ка вы лучше на последний ряд, там все, такие как вы, собираются. Пересел он туда, а там шум, гам. Не выдержал: вышел, сел на крыльцо и плачет. Вдруг видит видение – Иисус идёт, останавливается и спрашивает: - Чего ты плачешь? Наркоман отвечает: - В церковь меня не пускают…  Иисус говорит: - Не плачь, меня туда уже 10 лет не пускают… Говорят, что в современной церкви места для Бога не остаётся. Религиозные организации всё больше выполняют нерелигиозные функции. Сейчас уже и самолёты крестят, и в ГАИ читают проповедь. Сплошная коммерция!

11. Многие полагают, что Русская Православная Церковь пытается сделать православие государственной религией и старается успешно занять нишу идеологического отдела ЦК КПСС. Ваш комментарий.

12. В Интернете я встретил следующее суждение пользователя, скрывшегося под псевдонимом Аскольд. Он выступил от лица верующих: «Атеисты – дегенераты и вырожденцы, лица с гнилой жидовской кровью в жилах. Какой смысл вашей жалкой жизни? Ведь человека отличает от животного мира именно то, что только человек способен осознать Бога. Животным это не дано. Перед cмepтью атеист превращается в дрожащую протоплазму». Дальше цитировать не буду. Отец Александр, Вы разделяете подобное мнение?

13. Были ли в Вашей жизни ситуации или обстоятельства, когда вы были готовы изменить свою точку зрения или, может быть, сомневались в правильности ваших взглядов и в вашей вере?

14. Где граница между религиозными и нерелигиозными хорошими людьми?

Перечень вопросов, которые учащиеся задали священнику Александру

15. В чём сущность религии?

16. Ваше отношение к Интернету?

17. В какой мировой религии, по-вашему, больше культа?

18. Имеете ли вы сотовый телефон?

19. Ваше отношение к астрологии, к Нострадамусу?

20. Меня интересует вопрос об отношении церкви к однополым бpaкам. Складывается впечатление (может быть ошибочное?), что прошли времена, когда у христиан было общее мнение по этому вопросу. Даже кажется, что сегодня эта проблема разделяет и сами христианские церкви. Большинство учёных называют ceкcуальную ориентацию врождённым качеством человека. Они утверждают, что ориентация результатом самого выбора не является. Почему Русская Православная Церковь так нападает на гомоceкcуалистов? Может быть, цель нападок – сиюминутная: реклама и собственный пиар. Среди геев немало верующих, немало тех, кто стремится к вере, и зачем от них отворачиваться?

21. Ваше отношение к карикатурной войне?

22. Ваше отношение к институту капелланов (армейских и тюремных священников)?

23. Как Вы думаете, почему в российском обществе столько противников введения в школе преподавания основ православной культуры?

24. Как бы это точнее сказать, у нас у каждого есть свои страсти… И они нам кажутся «сладким раем». Это как в песне Гарика Cyкaчёва: «Мы в аду, мой ангел, мы в аду, хоть мы называем его сладким раем». Но постная жизнь многих из нас не прельщает. И попадёшь потом в ад. 

И тут же потащат к котлу.
И бросят – навек, не на срок –
В бурлящий крутой кипяток.

И как быть, нам грешным, отказаться от удовольствий, не выпивать, не курить?

Нет, лучше пока подожду,
Не буду спешить за черту.
Ко всем, не нарушившим черт,
Господь, говорят, милосерд…

Что Вы можете посоветовать нам, молодым гедонистам? Ведь спектр удовольствий для атеистов значительно шире, чем для религиозного человека?

25. Многим очень нравится книга Дэна Брауна и одноимённый фильм «Код да Винчи», снятый по этому бестселлеру десятилетия.  В нём, в частности, утверждается, что Мария Магдалина (которую Церковь считает падшей женщиной) была женой Иисуса Христа. И у неё был от него ребёнок Иосиф. Ваше отношение к этой версии?

26. Задаёте ли Вы себе такие, например, вопросы: Зачем я живу? Почему я родился сейчас, а не пятьсот лет назад? В чём смысл моего существования?

27. Вся совокупность знаний (геология, археология, астрономия, биология) говорит о том, что религиозные учения – миф. Ну не было дедушки на небесах, который пять тысяч лет назад сказал: «Да будет свет!» На всемирный потоп не хватило бы воды на Земле, в ковчег не влезли бы все нынешние животные и т.д. Вы с этим утверждением не согласны ? Разве Вы, как и мы, не знаете о миллионах лет эволюции жизни?

Заключительное слово учителя

Некоторое время назад 10 российских учёных, среди которых нобелевские лауреаты  Виталий Гинзбург и Жорес Алфёров, академики Российской Академии Наук, обратились к Президенту России с протестом против действий Русской Православной Церкви, которая, по их мнению, наращивает своё влияние и проникает во все сферы общественной жизни, чем мешает развитию науки. «Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждения отдельного человека. Мы не ставим своей целью борьбу с религией, но мы не можем оставаться равнодушными, когда принимаются попытки подвергнуть сомнению научные знания или подменить их верой». Особое место в наших рассуждениях сегодня должно занимать теоретическое осмысление свободы совести и пpaктической реализации этого права. Понятие свободы совести, сконцентрировавшее в себе идеи гуманизма, толерантности, требования мировоззренческого выбора, имеет длительную историю формирования и развития. В основе этого понятия лежит выбор личностью своего отношения к религии и атеизму с учётом взаимосвязи демократических прав и свобод, функционирующих в данном обществе, и реальным правом личности самой определять своё отношение к вероисповеданию. Именно в этом и заключается специфика понятия свободы совести: в способности личности выразить своё отношение к религиозному (идеалистическому) и атеистическому (материалистическому) мировоззрению. Понятие «свобода совести» включает в себя свободу вероисповедания и свободу атеизма. Таким образом, задача современных обществ, особенно тех, кто избрал курс на демократическое развитие, является обеспечение в обществе таких условий для духовной жизни, когда люди могут выбрать между религиозным и атеистическим мировоззрением и имеют возможность проявлять свои убеждения.
Дорогие друзья! Спасибо за вопросы, исполнение стихов. Спасибо Вам большое, отец Александр, за обстоятельные ответы и до новой встречи. Нечасто мы говорим о глубинных вопросах религии и этики. И не следует свою веру воспринимать как некую привилегию, почему - то нам данную, и делить мир на своих и чужих. А вообще, если школьники сегодня спорят о Боге, то это значит, что у нас есть будущее. Я хотел бы, знаете, на чём закончить? На весёлой ноте. Учительница доказывает детям, что Бога нет. -Бога нет, вы понимаете это или нет? -Да, конечно, понимаем! -Ну, слава Богу.

Почему мы не привели ответов отца Александра на заданные ему вопросы?

Он «работал», можно сказать, «в прямом эфире». Поэтому без согласия с ним мы не можем представить его ответы на суд читателя. Может быть, что - то ему бы захотелось изменить, что - то ему сегодня показалось бы в его ответах неприемлемым. В принципе, как и все люди, священники с годами меняются (в своих взглядах и восприятии). Хотя, думается, что основные их  взгляды переоценке и переделке в этой связи не подлежат. У них остаётся своя первоначальная связь с «вечностью», то есть с миром вечных ценностей.

Рефлексия

Школьники получили домашнее задание – написать отзывы о проведённом уроке.

Примечания

[1] Конечно, сейчас модно говорить о нашем политкорректном времени. Насколько корректно интервьюрировать священника, задавая ему при этом «неудобные вопросы»? Но позвольте узнать, где грань между утверждением и паранойей? Хочется процитировать небезызвестного Ларри Кинга: «Давайте не будем бояться обидеть кого – нибудь настолько, чтобы не потерять способность отличать уважение от паранойи». (Ларри Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». - М. 2006. С.94).
[2] Юмор в разговоре очень важен. Никогда нельзя быть слишком серьёзным слишком долго. Стиль ведущего диалог с отцом Александром был выбран такой: напористый, любознательный, местами агрессивный, а иногда спокойный. Надо было найти с собеседником общий язык, а главное – внимательно его слушать. Ведущий, задавая свои вопросы, намеренно утрировал. Потому что любая гиперболизация чётче определяет суть позиции.

Литература

Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». - М. 2006. - 213 с.
Коржавин Н.М. Стихи и поэмы. - М. 2004. - 528 с.
Обществознание. Пособие для школьников и абитуриентов.  / Под ред. М. И. Абдулаева. – М. 2004. – 568 с.


Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс


    Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс

      Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....

07 12 2023 4:37:49

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

06 12 2023 21:32:19

Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе


    Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе

      Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...

05 12 2023 6:21:13

Урок-пpaктикум "Октябрьская революция и гражданская война"


    Урок-пpaктикум "Октябрьская революция и гражданская война"

      Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....

04 12 2023 8:46:30

Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс


    Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс

      Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...

03 12 2023 2:32:11

Презентация: «Портфолио учителя истории»


    Презентация: «Портфолио учителя истории»

      Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....

02 12 2023 4:26:39

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....

01 12 2023 14:35:38

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию


    "Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

      Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

30 11 2023 21:17:33

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"


    Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"

      Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....

29 11 2023 2:31:46

Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»


    Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»

      Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....

28 11 2023 5:45:51

Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"


    Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"

      Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....

27 11 2023 11:25:32

Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс

      Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....

26 11 2023 4:24:30

Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности


    Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности

      Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....

25 11 2023 11:20:36

Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс


    Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс

      На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...

24 11 2023 2:30:51

Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"


    Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"

      Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....

23 11 2023 4:58:16

Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"


    Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

      Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...

22 11 2023 13:20:12

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

21 11 2023 22:48:17

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"


    Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

      На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

20 11 2023 7:25:49

Нетрадиционный урок "Куликовская битва"


    Нетрадиционный урок "Куликовская битва"

      Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...

19 11 2023 13:40:32

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»


    Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

      Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

18 11 2023 6:50:49

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"


    Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

      Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....

17 11 2023 3:23:23

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

16 11 2023 19:29:52

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый


    Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

      Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

15 11 2023 15:15:35

Урок истории в 7-м классе по теме "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье"


    Урок истории в 7-м классе по теме "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье"

      Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...

14 11 2023 9:13:16

СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок


    СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок

      Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....

13 11 2023 8:41:18

Проект программы по предмету "История русской культуры"


    Проект программы по предмету "История русской культуры"

      Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...

12 11 2023 5:16:17

Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"


    Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

      Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....

11 11 2023 10:44:52

Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании


    Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании

      Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....

10 11 2023 14:50:38

Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР


    Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР

      Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....

09 11 2023 4:19:24

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ


    Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

      В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

08 11 2023 15:27:41

Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"


    Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"

      Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...

07 11 2023 5:25:12

Разработка урока истории в 8-м классе. Тема: "Экономическое развитие России в первой половине XIX века"


    Разработка урока истории в 8-м классе. Тема: "Экономическое развитие России в первой половине XIX века"

      Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...

06 11 2023 17:11:33

Крымская война 1853–1856 гг. 8-й класс


    Крымская война 1853–1856 гг. 8-й класс

      Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....

05 11 2023 15:32:57

Экскурсия на мемориальный комплекс "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны"


    Экскурсия на мемориальный комплекс "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны"

      Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....

04 11 2023 17:17:56

Дидактические материалы для учащихся 10-х классов к учебнику Н.В. Загладина


    Дидактические материалы для учащихся 10-х классов к учебнику Н.В. Загладина

      В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....

03 11 2023 7:21:57

Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"


    Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"

      Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....

02 11 2023 12:40:48

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....

01 11 2023 4:37:57

Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"


    Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"

      Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....

31 10 2023 21:51:14

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

30 10 2023 12:57:56

Урок по теме "Древнее Двуречье"


    Урок по теме "Древнее Двуречье"

      В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....

29 10 2023 22:40:17

Олимпийские игры в древности. 5-й класс


    Олимпийские игры в древности. 5-й класс

      Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. ...

28 10 2023 9:41:39

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

27 10 2023 13:31:16

Урок-экскурсия "Богоявленский собор. Сибирское барокко". 10-й класс


    Урок-экскурсия "Богоявленский собор. Сибирское барокко". 10-й класс

      На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....

26 10 2023 5:53:37

Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"

Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....

25 10 2023 23:16:55

Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"


    Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"

      В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...

24 10 2023 2:12:28

Олимпийские игры в древности


    Олимпийские игры в древности

      Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....

23 10 2023 18:44:41

Битва за Кавказ


    Битва за Кавказ

      На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...

22 10 2023 2:32:26

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"


    Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

      Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

21 10 2023 15:34:57

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века


    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

      Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

20 10 2023 17:56:55

Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс


    Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

      Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....

19 10 2023 8:10:18

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::