Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"


    Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"

Основные понятия:

  • цивилизация,
  • первобытность,
  • ирригация,
  • ремесло,
  • торговля,
  • клинопись,
  • закон,
  • государство,
  • религия,
  • культура,
  • налоги,
  • казна,
  • город,
  • царь,
  • гипотеза.

Оборудование урока:

  1. Историческая карта “Египет и передняя Азия в древности”.
  2. Графические схемы.
  3. Фотоматериалы по теме.
  4. Материалы проектной деятельности учащихся.
  5. Учебная картина “Древний Вавилон”.
  6. Современная политическая карта мира.
  7. Раздаточный материал “Пословицы древних шумеров”.

План урока:

I. Вводно-мотивационная беседа “Удивительный мир древних цивилизаций”:

1. Для чего изучать древние цивилизации?

2. Причины сложностей в изучении древней истории.

3. Место и роль цивилизации Междуречья в истории человечества.

II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:

Введение учащихся в сущность проблемы: “Древнее Междуречье-колыбель человеческой цивилизации”.

Постановка гипотезы: “Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации”.

Начало работы проектных групп (представление групп: историки, географы, искусствоведы, археологи)

III. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом:

1. Работа с понятием “цивилизация”.

2. “Древнее Двуречье - страна двух рек”.

3. Работа с лентой времени.

4. Возникновение государства.

5. Клинопись - древнейшая система письма.

6. Законы Хаммурапи.

7. Достижения древних шумеров.

IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся:

V. Обобщение учителем итогов урока:

Итоговая беседа с учащимися “История начинается в Шумере.

Работа в тетрадях: хронологический справочник.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Вот уже на протяжении нескольких месяцев мы путешествуем с вами по страницам истории удивительного мира древних цивилизаций.

Историки утверждают, что эпохи, как и люди, неповторимы, каждая имеет свой хаpaктер, только ей присущие черты. Удалённость от нас древних цивилизаций во времени и прострaнcтве не позволяет точно воссоздать их облик, до конца осознать устремления и дела древних людей, почувствовать дыхание жизни… Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием.

Вы закончили изучать большой раздел курса истории древнего мира “Древнее Междуречье”. Сегодня мы постараемся обобщить, закрепить знания по этой теме, ведь она является особенно важной в нашем курсе, так как более 5 тысяч лет назад в Древнем Междуречье зарождается самая первая цивилизация на Земле!

Развитие древнейшего народа - шумеров, живших в Междуречье более 5 тысяч лет назад, историки называют “зарёй человеческой истории”, “колыбелью цивилизации”.

Вопрос учащимся:

Как вы считаете, почему Междуречье называют “первичной цивилизацией”?

Примерный ответ:

В Междуречье впервые произошёл переход человечества от первобытности к цивилизации.

I. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.

1. Введение в сущность проблемы.

Учитель: Мы уже не раз использовали сегодня понятие “цивилизация”.

Вопрос учащимся: Что такое цивилизация?

Учёные считают, что ответить на этот вопрос очень сложно. Вот поэтому я предлагаю вам сегодня побыть настоящими учёными и самим попытаться найти ответ на этот вопрос. В своей работе учёные используют специальные методы, одним из таких методов является метод проекта, который мы с вами будем использовать для поиска ответов на поставленные вопросы.

Вопрос учащимся: Что значит осуществить проект?

Примерный ответ:

Эта работа предполагает решение определённой проблемы через доказательство гипотезы (предположения). Работа проводится по разным направлениям (по группам).

Учитель: Сегодня вам предстоит решить следующую проблему (надпись на доске):

Является ли Древнее Междуречье колыбелью человеческой цивилизации?

Уточним, что для поиска ответов нам необходимо доказать гипотезу – предположение, подтвердить её в ходе защиты проекта.

Я предлагаю доказать вам следующую гипотезу:

Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.

Вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие во времени!

2. Начало работы проектных групп.

Учитель:

Вашим опережающим заданием была исследовательская работа по группам, Я попрошу представить ваши группы: географы - работа с исторической картой, названиями; археологи - исследования достижений древних шумеров; лингвисты - изучение древнейшей письменности; юристы - исследование древнейших законов; историки – исследование развития государства. В ходе работы не забывайте, что проектная деятельность подразумевает сотрудничество, совместный поиск и решение проблем.

II. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом.

1. Работа с понятием “цивилизация”.

Учитель: Обратимся к нашей гипотезе: так что же такое цивилизация и чем она отличается от первобытности? Оказывается, это сложное научное понятие появилось в древнем Риме: римляне, как развитый народ противопоставляли два понятия”: “silvatikus” (дикий, лесной) и “civis” (городской, государственный).

Вопрос учащимся: Вспомните, каких людей называли первобытными, дикими?

Примерный ответ:

Первобытными называли людей, живших до появления письменности, государств и больших городов.

Учитель: Значит, цивилизация - это такой этап в развитии человечества, когда люди изобрели письменность, научились строить города, когда появляется государство. В этот период человек перестал быть абсолютно зависим от природы, создал культуру. Это и есть признаки цивилизации.

А теперь попытаемся доказать, что в развитии древних шумеров можно выделить все эти признаки: каждая проектная группа внесёт свой вклад в наш поиск, а в этот большой конверт с надписью “цивилизация” мы будем “складывать” выявленные нами признаки (на доске конверт и карточки с надписями: “города”, “государство”, “письменность”, “ирригация”, “законы”).

2. “Древнее Междуречье - страна двух рек”.

Работа с фотоизображением на доске.

Учитель: Перед вами безмолвная картина величия одной из рек Междуречья - долина реки Тигр. Сквозь тысячелетия эти воды несут удивительные тайны начала человеческой истории!

Работа с группой географов:

Вопрос учащимся: Почему Междуречье носит такое название?

Примерный ответ: Так как эта страна была расположена между двумя большими реками: Тигр и Евфрат.

Вопрос учащимся: В какой части света находилось древнее Междуречье? ( Западная Азия).

Начнём наше путешествие по исторической карте: покажите Западную Азию, реки Тигр, Евфрат. Затем обратимся к современной политической карте мира:

Вопрос учащимся: По территории каких современных государств протекают Тигр и Евфрат? (Сирия, Турция, Иpaк).

Вопрос учащимся: А как ещё историки называют Междуречье? (Двуречье, Шумер, Месопотамия).

Учёные считают, что цивилизация Двуречья была “вскормлена” водами этих великих рек, несущих жизнь. Давайте попробуем доказать это с помощью проектной группы археологов.

Учащиеся работают с рисунком “Посёлок древних шумеров”.

Вопрос учащимся: Каким образом реки несли жизнь этим землям?

Примерный ответ:

Бурные разливы рек делали почву плодородной. Шумеры научились строить оросительные каналы, это способствовало развитию земледелия, скотоводства в условиях жаркого климата.

Учитель: Система орошения называется “ирригация”, это один из важнейших признаков цивилизации, и мы “отправляем” его в наш конверт.

3. Работа с лентой времени:

Учитель: А теперь поработаем с лентой времени, ведь хронология - лучшая подруга истории.

Вопрос учащимся: Сколько тысяч лет назад в Западной Азии возникло земледелие? (10 тысяч лет назад).

Ирригация появляется 6 тысяч лет назад, отметим это на ленте времени.

4. Древнейшие города.

Учитель: Вам уже известно, что постепенно многие посёлки шумеров, вырастая, превращались в города.

Работа с проектной группой историков.

Вопросы учащимся:

- Что такое город? (укреплённый населённый пункт, центр государства).

- Какие из древнейших городов Междуречья вам известны?

- Покажите их на карте (Ур, Урук, Вавилон, Ниневия).

- Почему города чаще всего возникали на берегу реки или канала?

В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень и мн. др. Между тем, в Междуречье буквально у всех под ногами в колоссальном количестве находился замечательный природный материал.

Вопрос группе археологов: Что это за материал? Как его использовали?

Примерный ответ: В южном Двуречье пpaктически нет гор, лесов, т.е. отсутствует дерево, камень, поэтому широкое применение нашла глина.

Вопрос группе искусствоведов: Как шумеры применяли глину?

Примерный ответ: Строительство домов из глиняных кирпичей, печи, трубы, посуда, игрушки, материал для письма.

Учитель: (Работа с фотоизображением): На этой фотографии вы видите глиняные руины одного из древних городов Шумера, открытого археологами.

Вопрос учащимся: Что вам известно о былом могуществе этих городов?

Примерный ответ:

Одним из самых могущественных городов был Вавилон, который находился в очень удобном месте: там, где Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Город окружали каналы, по городу были проложены широкие и прямые улицы, город защищали два ряда толстых оборонительных стен. Главное украшение города - парадные городские ворота богини Иштар. Самым высоким зданием был храм главного бога вавилонян – Мардука, его стены были отделаны золотом. В городе находился дворец царя, жили вельможи, торговцы, ремесленники. Чудом считались “висячие сады” царицы Семирамиды.

(Учитель пополняет конверт “Цивилизация” ещё одним признаком “Города”).

5. Возникновение государства.

Учитель:

Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.

Вопрос группе историков: Что такое государство? Каковы его признаки?

Примерный ответ: Территория, границы, правитель, чиновники, казна, налоги, армия, законы.

Вопрос учащимся: Какие государства Междуречья вам известны? Покажите их на карте (Вавилон, Ассирия, Персия, Мидия, Лидия).

6. Письменность.

Учитель: Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов.

Работа с группой лингвистов.

Вопрос учащимся: Как называлась эта письменность? Что вы можете о ней рассказать?

Примерный ответ:

Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.

Вопрос учащимся: Почему возникает письменность?

Прим. ответ: Для подсчёта налогов, хозяйственных записей, для сохранения и передачи информации

Вопрос учащимся: Какому ассирийскому царю особенно благодарны лингвисты историки? Почему? (библиотека царя Ашшурбанапала).

7. Первые законы на Земле.

Учитель: Изобретение письменности давало шумерам новые возможности хранения и передачи информации, приоткрыло для историков завесу времени. Особенно интересны с этой точки зрения древнейшие законы Междуречья, первые писаные законы на Земле.

Работа с группой юристов.

Вопросы учащимся: Что такое закон? (правила для всех жителей страны, установленные правителем).

Почему в Древнем Междуречье появляются законы?

Примерный ответ: Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми.

Вопрос учащимся: Кто и когда создал эти законы?

Прим. ответ: Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.). Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.

Учитель: Несмотря на то, что эти законы - древнейшие на Земле, мы видим, что с их помощью правитель устанавливал порядок в обществе, контролировал сложные отношения между разными группами людей.

Учитель вкладывает в конверт понятие “Законы”.

8. Достижения древних шумеров.

Учитель: Работая над нашим проектом, мы попытались мысленно охватить весь путь, пройденный народами Двуречья от первобытности к цивилизации.

Английский историк Крамер говорил, что история начинается в Шумере.

Работа с группой искусствоведов.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какими достижениями этого народа связано это высказывание? Согласитесь, что список этих достижений можно начать фразой: “В Древнем Двуречье впервые…”?

Прим. ответ: Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.

Работа с группой историков.

Вопрос учащимся: К каким последствиям привело освоение железа?

Примерный ответ: В VIII – VI в.в. до н.э. в Ассирии и Персии создаются сильнейшие армии, вооружённые железным оружием. С помощью таких армий цари создают огромные и сильные державы.

III. Подведение итогов проектной деятельной деятельности учащихся.

Учитель: Настало время подвести итоги нашей коллективной работы! Вы согласны, что постепенно мы подошли к подтверждению нашей гипотезы? Теперь вы знаете, что именно шумеры стояли у истоков человеческой культуры! Ваши проектные группы совместными усилиями доказали, что Древнее Междуречье действительно можно считать колыбелью человеческой цивилизации, а это значит, что цель нашего проекта достигнута.

1. Заключительная беседа с учащимися

“История начинается в Шумере”.

Наша работа по изучению древних народов и цивилизаций не закончена: нас ждут древние Индия и Китай, Греция и Рим. Новые проекты и исследования впереди! Но, изучая другие древние народы, нужно помнить, что именно шумеры являются пионерами (“первопроходцами”) цивилизации, которая оказала огромное влияние на развитие всего человечества.

Эти достижения сегодня являются частью мировой культуры, благодаря им, мы ощущаем себя наследниками общего богатства древних цивилизаций, ведь именно там человек впервые проявил свободу и творческие возможности! Историки говорят, что именно из Азии вышли все люди. И мы с вами это сегодня доказали.

Хронологический справочник (работа в тетрадях).

Учащиеся записывают в тетради наиболее важные даты:

10 тыс. лет назад – появление земледелия;

6 тыс. лет назад – появление ирригации;

4 тыс. лет назад – появление письменности и законов;

2 тыс. лет назад – освоение железа.

Домашнее задание:

Анализ пословиц народов Междуречья (раздаточный материал)

  1. “Бедняк в долг занимает – себе забот наживает”
  2. “Не все семьи бедняков одинаково покорны”
  3. У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна”
  4. “Бедняк съедает своё серебро”.

Вопросы учащимся:

  • попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
  • какие из них можно употребить в наши дни?

В каких случаях? Приведите примеры.

  • напоминают ли вам какие- либо из этих пословиц русские пословицы? Подумайте, какие именно?
  • как вы считаете, почему в пословицах разных народов можно найти много общего?


"Древнее Двуречье"


    "Древнее Двуречье"

      Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....

28 06 2022 23:35:51

Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс


    Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс

      Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....

27 06 2022 16:44:54

Урок истории "Горожане и их образ жизни"


    Урок истории "Горожане и их образ жизни"

      Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....

26 06 2022 2:45:10

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"


    Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

      Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

25 06 2022 21:45:20

Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"


    Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"

      Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...

24 06 2022 3:56:21

Нашествие. Угроза с Запада


    Нашествие. Угроза с Запада

      Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....

23 06 2022 8:18:27

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка"

      Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....

22 06 2022 18:27:58

Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"


    Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

      Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....

21 06 2022 14:20:18

Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"


    Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"

      Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....

20 06 2022 0:45:30

Программа по истории. 8-й класс


    Программа по истории. 8-й класс

      Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....

19 06 2022 1:38:42

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....

18 06 2022 3:59:16

Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"


    Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"

      В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....

17 06 2022 8:24:50

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"


    Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

      Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

16 06 2022 23:22:57

Купцы-меценаты города Воскресенска


    Купцы-меценаты города Воскресенска

      Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....

15 06 2022 23:44:21

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности


    Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

      Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....

14 06 2022 21:50:36

Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"


    Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"

      Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....

13 06 2022 16:21:21

"Времён связующая нить"


    "Времён связующая нить"

      Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

12 06 2022 19:11:27

Интегрированный урок по теме "Священная война"


    Интегрированный урок по теме "Священная война"

      Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....

11 06 2022 23:49:52

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....

10 06 2022 18:55:19

Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг."


    Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг."

      Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....

09 06 2022 19:48:35

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"


    Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"

      Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....

08 06 2022 3:56:18

Топонимика Краснодарского края как исторический источник


    Топонимика Краснодарского края как исторический источник

      В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....

07 06 2022 1:26:53

Внеклассное мероприятие "Материнский подвиг"


    Внеклассное мероприятие "Материнский подвиг"

      Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....

06 06 2022 21:30:17

Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе


    Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе

      На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....

05 06 2022 4:39:48

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс


    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

      На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

04 06 2022 19:19:59

Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"


    Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"

      Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....

03 06 2022 2:39:32

Нашествие с Востока


    Нашествие с Востока

      Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...

02 06 2022 14:29:20

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"


    Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

      Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

01 06 2022 11:38:45

Урок обществознания в 11-м классе по теме "Политическая жизнь современной России"


    Урок обществознания в 11-м классе по теме "Политическая жизнь современной России"

      Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....

31 05 2022 10:51:18

Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"


    Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"

      На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....

30 05 2022 9:16:18

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс

      В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...

29 05 2022 16:55:26

Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"


    Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"

      Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...

28 05 2022 23:28:17

Введение в историю. В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы и каменных дел мастера


    Введение в историю. В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы и каменных дел мастера

      У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....

27 05 2022 13:17:40

Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"


    Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"

      Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе. ...

26 05 2022 6:11:10

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия


    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

      На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...

25 05 2022 0:33:59

Профсоюзное движение. История возникновения


    Профсоюзное движение. История возникновения

      Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....

24 05 2022 15:18:13

Урок-игра по теме "Заочное путешествие в страны Востока". 5-й класс


    Урок-игра по теме "Заочное путешествие в страны Востока". 5-й класс

      Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....

23 05 2022 17:43:11

Внутренняя и внешняя политика Павла I


    Внутренняя и внешняя политика Павла I

      Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....

22 05 2022 4:13:26

Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа


    Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа

      Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....

21 05 2022 7:47:14

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"


    Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

      Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...

20 05 2022 5:43:48

Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс


    Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс

      Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

19 05 2022 5:10:39

Конституция – этапы становления и ее задачи


    Конституция – этапы становления и ее задачи

      Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....

18 05 2022 10:27:48

Музыкальная культура Древней Руси


    Музыкальная культура Древней Руси

      Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....

17 05 2022 21:34:20

Первая мировая война. Основные события Первой мировой войны (1914–1917 гг.)


    Первая мировая война. Основные события Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

      В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....

16 05 2022 7:58:14

Величественный Петербург


    Величественный Петербург

      Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

15 05 2022 9:46:26

Урок "Начало Первой мировой войны"


    Урок "Начало Первой мировой войны"

      Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...

14 05 2022 13:31:59

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

13 05 2022 2:29:53

Применение методов развивающего обучения на уроках истории


    Применение методов развивающего обучения на уроках истории

      Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....

12 05 2022 9:45:17

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

11 05 2022 13:33:11

Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации


    Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...

10 05 2022 22:33:20

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.