Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"
Основные понятия:
цивилизация,
Оборудование урока:
- Историческая карта “Египет и передняя Азия в древности”.
- Графические схемы.
- Фотоматериалы по теме.
- Материалы проектной деятельности учащихся.
- Учебная картина “Древний Вавилон”.
- Современная политическая карта мира.
- Раздаточный материал “Пословицы древних шумеров”.
План урока:
I. Вводно-мотивационная беседа “Удивительный мир древних цивилизаций”:
1. Для чего изучать древние цивилизации?
2. Причины сложностей в изучении древней истории.
3. Место и роль цивилизации Междуречья в истории человечества.
II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:
Введение учащихся в сущность проблемы: “Древнее Междуречье-колыбель человеческой цивилизации”.
Постановка гипотезы: “Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации”.
Начало работы проектных групп (представление групп: историки, географы, искусствоведы, археологи)
III. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом:
1. Работа с понятием “цивилизация”.
2. “Древнее Двуречье - страна двух рек”.
3. Работа с лентой времени.
4. Возникновение государства.
5. Клинопись - древнейшая система письма.
6. Законы Хаммурапи.
7. Достижения древних шумеров.
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся:
V. Обобщение учителем итогов урока:
Итоговая беседа с учащимися “История начинается в Шумере.
Работа в тетрадях: хронологический справочник.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Вот уже на протяжении нескольких месяцев мы путешествуем с вами по страницам истории удивительного мира древних цивилизаций.
Историки утверждают, что эпохи, как и люди, неповторимы, каждая имеет свой хаpaктер, только ей присущие черты. Удалённость от нас древних цивилизаций во времени и прострaнcтве не позволяет точно воссоздать их облик, до конца осознать устремления и дела древних людей, почувствовать дыхание жизни… Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием.
Вы закончили изучать большой раздел курса истории древнего мира “Древнее Междуречье”. Сегодня мы постараемся обобщить, закрепить знания по этой теме, ведь она является особенно важной в нашем курсе, так как более 5 тысяч лет назад в Древнем Междуречье зарождается самая первая цивилизация на Земле!
Развитие древнейшего народа - шумеров, живших в Междуречье более 5 тысяч лет назад, историки называют “зарёй человеческой истории”, “колыбелью цивилизации”.
Вопрос учащимся:
Как вы считаете, почему Междуречье называют “первичной цивилизацией”?
Примерный ответ:
В Междуречье впервые произошёл переход человечества от первобытности к цивилизации.
I. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.
1. Введение в сущность проблемы.
Учитель: Мы уже не раз использовали сегодня понятие “цивилизация”.
Вопрос учащимся: Что такое цивилизация?
Учёные считают, что ответить на этот вопрос очень сложно. Вот поэтому я предлагаю вам сегодня побыть настоящими учёными и самим попытаться найти ответ на этот вопрос. В своей работе учёные используют специальные методы, одним из таких методов является метод проекта, который мы с вами будем использовать для поиска ответов на поставленные вопросы.
Вопрос учащимся: Что значит осуществить проект?
Примерный ответ:
Эта работа предполагает решение определённой проблемы через доказательство гипотезы (предположения). Работа проводится по разным направлениям (по группам).
Учитель: Сегодня вам предстоит решить следующую проблему (надпись на доске):
Является ли Древнее Междуречье колыбелью человеческой цивилизации?
Уточним, что для поиска ответов нам необходимо доказать гипотезу – предположение, подтвердить её в ходе защиты проекта.
Я предлагаю доказать вам следующую гипотезу:
Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.
Вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие во времени!
2. Начало работы проектных групп.
Учитель:
Вашим опережающим заданием была исследовательская работа по группам, Я попрошу представить ваши группы: географы - работа с исторической картой, названиями; археологи - исследования достижений древних шумеров; лингвисты - изучение древнейшей письменности; юристы - исследование древнейших законов; историки – исследование развития государства. В ходе работы не забывайте, что проектная деятельность подразумевает сотрудничество, совместный поиск и решение проблем.
II. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом.
1. Работа с понятием “цивилизация”.
Учитель: Обратимся к нашей гипотезе: так что же такое цивилизация и чем она отличается от первобытности? Оказывается, это сложное научное понятие появилось в древнем Риме: римляне, как развитый народ противопоставляли два понятия”: “silvatikus” (дикий, лесной) и “civis” (городской, государственный).
Вопрос учащимся: Вспомните, каких людей называли первобытными, дикими?
Примерный ответ:
Первобытными называли людей, живших до появления письменности, государств и больших городов.
Учитель: Значит, цивилизация - это такой этап в развитии человечества, когда люди изобрели письменность, научились строить города, когда появляется государство. В этот период человек перестал быть абсолютно зависим от природы, создал культуру. Это и есть признаки цивилизации.
А теперь попытаемся доказать, что в развитии древних шумеров можно выделить все эти признаки: каждая проектная группа внесёт свой вклад в наш поиск, а в этот большой конверт с надписью “цивилизация” мы будем “складывать” выявленные нами признаки (на доске конверт и карточки с надписями: “города”, “государство”, “письменность”, “ирригация”, “законы”).
2. “Древнее Междуречье - страна двух рек”.
Работа с фотоизображением на доске.
Учитель: Перед вами безмолвная картина величия одной из рек Междуречья - долина реки Тигр. Сквозь тысячелетия эти воды несут удивительные тайны начала человеческой истории!
Работа с группой географов:
Вопрос учащимся: Почему Междуречье носит такое название?
Примерный ответ: Так как эта страна была расположена между двумя большими реками: Тигр и Евфрат.
Вопрос учащимся: В какой части света находилось древнее Междуречье? ( Западная Азия).
Начнём наше путешествие по исторической карте: покажите Западную Азию, реки Тигр, Евфрат. Затем обратимся к современной политической карте мира:
Вопрос учащимся: По территории каких современных государств протекают Тигр и Евфрат? (Сирия, Турция, Иpaк).
Вопрос учащимся: А как ещё историки называют Междуречье? (Двуречье, Шумер, Месопотамия).
Учёные считают, что цивилизация Двуречья была “вскормлена” водами этих великих рек, несущих жизнь. Давайте попробуем доказать это с помощью проектной группы археологов.
Учащиеся работают с рисунком “Посёлок древних шумеров”.
Вопрос учащимся: Каким образом реки несли жизнь этим землям?
Примерный ответ:
Бурные разливы рек делали почву плодородной. Шумеры научились строить оросительные каналы, это способствовало развитию земледелия, скотоводства в условиях жаркого климата.
Учитель: Система орошения называется “ирригация”, это один из важнейших признаков цивилизации, и мы “отправляем” его в наш конверт.
3. Работа с лентой времени:
Учитель: А теперь поработаем с лентой времени, ведь хронология - лучшая подруга истории.
Вопрос учащимся: Сколько тысяч лет назад в Западной Азии возникло земледелие? (10 тысяч лет назад).
Ирригация появляется 6 тысяч лет назад, отметим это на ленте времени.
4. Древнейшие города.
Учитель: Вам уже известно, что постепенно многие посёлки шумеров, вырастая, превращались в города.
Работа с проектной группой историков.
Вопросы учащимся:
- Что такое город? (укреплённый населённый пункт, центр государства).
- Какие из древнейших городов Междуречья вам известны?
- Покажите их на карте (Ур, Урук, Вавилон, Ниневия).
- Почему города чаще всего возникали на берегу реки или канала?
В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень и мн. др. Между тем, в Междуречье буквально у всех под ногами в колоссальном количестве находился замечательный природный материал.
Вопрос группе археологов: Что это за материал? Как его использовали?
Примерный ответ: В южном Двуречье пpaктически нет гор, лесов, т.е. отсутствует дерево, камень, поэтому широкое применение нашла глина.
Вопрос группе искусствоведов: Как шумеры применяли глину?
Примерный ответ: Строительство домов из глиняных кирпичей, печи, трубы, посуда, игрушки, материал для письма.
Учитель: (Работа с фотоизображением): На этой фотографии вы видите глиняные руины одного из древних городов Шумера, открытого археологами.
Вопрос учащимся: Что вам известно о былом могуществе этих городов?
Примерный ответ:
Одним из самых могущественных городов был Вавилон, который находился в очень удобном месте: там, где Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Город окружали каналы, по городу были проложены широкие и прямые улицы, город защищали два ряда толстых оборонительных стен. Главное украшение города - парадные городские ворота богини Иштар. Самым высоким зданием был храм главного бога вавилонян – Мардука, его стены были отделаны золотом. В городе находился дворец царя, жили вельможи, торговцы, ремесленники. Чудом считались “висячие сады” царицы Семирамиды.
(Учитель пополняет конверт “Цивилизация” ещё одним признаком “Города”).
5. Возникновение государства.
Учитель:
Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.
Вопрос группе историков: Что такое государство? Каковы его признаки?
Примерный ответ: Территория, границы, правитель, чиновники, казна, налоги, армия, законы.
Вопрос учащимся: Какие государства Междуречья вам известны? Покажите их на карте (Вавилон, Ассирия, Персия, Мидия, Лидия).
6. Письменность.
Учитель: Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов.
Работа с группой лингвистов.
Вопрос учащимся: Как называлась эта письменность? Что вы можете о ней рассказать?
Примерный ответ:
Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.
Вопрос учащимся: Почему возникает письменность?
Прим. ответ: Для подсчёта налогов, хозяйственных записей, для сохранения и передачи информации
Вопрос учащимся: Какому ассирийскому царю особенно благодарны лингвисты историки? Почему? (библиотека царя Ашшурбанапала).
7. Первые законы на Земле.
Учитель: Изобретение письменности давало шумерам новые возможности хранения и передачи информации, приоткрыло для историков завесу времени. Особенно интересны с этой точки зрения древнейшие законы Междуречья, первые писаные законы на Земле.
Работа с группой юристов.
Вопросы учащимся: Что такое закон? (правила для всех жителей страны, установленные правителем).
Почему в Древнем Междуречье появляются законы?
Примерный ответ: Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми.
Вопрос учащимся: Кто и когда создал эти законы?
Прим. ответ: Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.). Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.
Учитель: Несмотря на то, что эти законы - древнейшие на Земле, мы видим, что с их помощью правитель устанавливал порядок в обществе, контролировал сложные отношения между разными группами людей.
Учитель вкладывает в конверт понятие “Законы”.
8. Достижения древних шумеров.
Учитель: Работая над нашим проектом, мы попытались мысленно охватить весь путь, пройденный народами Двуречья от первобытности к цивилизации.
Английский историк Крамер говорил, что история начинается в Шумере.
Работа с группой искусствоведов.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какими достижениями этого народа связано это высказывание? Согласитесь, что список этих достижений можно начать фразой: “В Древнем Двуречье впервые…”?
Прим. ответ: Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.
Работа с группой историков.
Вопрос учащимся: К каким последствиям привело освоение железа?
Примерный ответ: В VIII – VI в.в. до н.э. в Ассирии и Персии создаются сильнейшие армии, вооружённые железным оружием. С помощью таких армий цари создают огромные и сильные державы.
III. Подведение итогов проектной деятельной деятельности учащихся.
Учитель: Настало время подвести итоги нашей коллективной работы! Вы согласны, что постепенно мы подошли к подтверждению нашей гипотезы? Теперь вы знаете, что именно шумеры стояли у истоков человеческой культуры! Ваши проектные группы совместными усилиями доказали, что Древнее Междуречье действительно можно считать колыбелью человеческой цивилизации, а это значит, что цель нашего проекта достигнута.
1. Заключительная беседа с учащимися
“История начинается в Шумере”.
Наша работа по изучению древних народов и цивилизаций не закончена: нас ждут древние Индия и Китай, Греция и Рим. Новые проекты и исследования впереди! Но, изучая другие древние народы, нужно помнить, что именно шумеры являются пионерами (“первопроходцами”) цивилизации, которая оказала огромное влияние на развитие всего человечества.
Эти достижения сегодня являются частью мировой культуры, благодаря им, мы ощущаем себя наследниками общего богатства древних цивилизаций, ведь именно там человек впервые проявил свободу и творческие возможности! Историки говорят, что именно из Азии вышли все люди. И мы с вами это сегодня доказали.
Хронологический справочник (работа в тетрадях).
Учащиеся записывают в тетради наиболее важные даты:
10 тыс. лет назад – появление земледелия;
6 тыс. лет назад – появление ирригации;
4 тыс. лет назад – появление письменности и законов;
2 тыс. лет назад – освоение железа.
Домашнее задание:
Анализ пословиц народов Междуречья (раздаточный материал)
- “Бедняк в долг занимает – себе забот наживает”
- “Не все семьи бедняков одинаково покорны”
- У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна”
- “Бедняк съедает своё серебро”.
Вопросы учащимся:
- попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
- какие из них можно употребить в наши дни?
В каких случаях? Приведите примеры.
- напоминают ли вам какие- либо из этих пословиц русские пословицы? Подумайте, какие именно?
- как вы считаете, почему в пословицах разных народов можно найти много общего?
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
25 09 2023 20:11:19
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
24 09 2023 7:45:55
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
23 09 2023 13:43:54
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
22 09 2023 4:14:11
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
21 09 2023 23:44:51
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
20 09 2023 17:44:59
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
19 09 2023 16:19:57
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
18 09 2023 21:36:33
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
17 09 2023 22:51:14
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян.
...
16 09 2023 16:52:55
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
15 09 2023 3:58:16
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
14 09 2023 12:27:22
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
13 09 2023 23:26:51
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
12 09 2023 23:35:19
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
11 09 2023 12:19:57
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия.
...
10 09 2023 11:28:51
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
09 09 2023 19:35:28
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
08 09 2023 9:54:54
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
07 09 2023 14:30:32
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
06 09 2023 4:44:32
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
05 09 2023 2:50:21
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
04 09 2023 14:18:15
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
03 09 2023 5:12:35
Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....
02 09 2023 2:42:57

У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
01 09 2023 14:56:17
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
31 08 2023 11:24:29
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
30 08 2023 12:28:38

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
29 08 2023 19:57:42
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
28 08 2023 16:51:30
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
27 08 2023 22:48:52
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
26 08 2023 13:13:19
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
25 08 2023 8:18:24
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
24 08 2023 1:51:44
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
23 08 2023 20:38:11
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
22 08 2023 0:53:18
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
21 08 2023 0:17:36
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
20 08 2023 16:39:44
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
19 08 2023 20:52:33
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
18 08 2023 14:23:21
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
17 08 2023 11:33:20
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
16 08 2023 21:21:59
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
15 08 2023 21:51:56
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
14 08 2023 23:44:46
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
13 08 2023 18:10:21
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
12 08 2023 12:21:38
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
11 08 2023 12:59:58
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
10 08 2023 2:18:28
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?".
...
09 08 2023 8:26:10
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
08 08 2023 5:15:28
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
07 08 2023 2:44:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::