Конспект урока истории по теме "Культура Руси XIV–XV вв."
Цель урока: Познакомить обучающихся с уровнем развития культуры Руси и показать главные тенденции её развития.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с фасадом и планом храма, архитектурными памятниками, древнерусскими иконами и живописцами XIY-XY в.в
- Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.
- Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.
Тип урока: Урок изучения новой темы.
Форма проведения урока: урок с применением ИКТ
Методы проведения урока: просмотр мультимедийного фильма, работа над проблемным вопросом, сравнение живописи, работа с учебником, словарём, тетрадью.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Схема церкви;
- Набор открыток: Успенский собор во Владимире и в Московском Кремле, Архангельский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Василия на Горке, Соловецкий монастырь, церковь Петра и Павла в Кожевниках;
- Набор открыток “Башни Московского Кремля”;
- Иллюстрации А.Васнецова “Московский Кремль”;
- Иллюстрации икон А.Рублёва и Ф.Грека;
- Мультимедийный фильм “Шедевры русской живописи”;
- Записи церковного песнопения и колокольного звона “Благовест”
План урока:
- Зодчество:
- Живопись:
- а) А.Рублёв
б) Ф.Грек. - Музыка
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. (фронтальный опрос)
Какие события происходили в стране в XIV-XV веках?
Куликовская битва и её историческое значение;
Свержение золотоордынского ига;
Объединение русских земель вокруг Москвы;
Всенародный духовный подъём;
Правление И.Калиты, Д.Донского, Ивана III/
Мы продолжаем изучение темы “Культура Руси 14-XV веков”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?
(совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)
III. Изучение новой темы
В тетрадях записываем число и тему урока.
На уроке нам предстоит познакомиться с фасадом, внутренним убранством храма, увидим архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках, познакомимся с творчеством А. Рублёва и Ф. Грека, услышим музыку, звучащую в церкви.
? В ходе урока мы должны найти ответ на следующий проблемный вопрос: “Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?
1. Зодчество
Архитектуру называют каменной летописью человечества, застывшей музыкой, ибо она несет в себе красоту и разнообразие форм, заставляет нас волноваться и переживать. Ее памятники действительно становятся нетленными свидетелями событий прошлого, имеют богатый, и своеобразный язык.
Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества- храмы.
Представьте себе, что вы исследователи. Вам нужно за несколько минут соотнести элементы храма с их названиями. В этом вам помогут словари, обратите внимание только на выделенные слова. Если вы посмотрите внимательно то, увидите, что элементов храма – 8, а слов – 5. Попробуйте сами назвать эти элементы храма.
(смотри слайд №1)
Храм венчают купола с крестами.
Количество куполов могло иметь символический смысл (смотри слайд №2)
- 1 - единый Бог;
- 2 - божественное и человеческое начало во Христе;
- 3 - знак святой Троицы;
- 5 - Христос и 4 евангелиста;
- 7- число церковных таинств;
- 9- число ангельских чинов, сил небесных;
- 13 - Христос и 12 апостолов;
- 33 - число земных лет Христа.
Каждый купол опирается на баpaбан (архитектурная конструкция в виде цилиндра, подпирающего купол). Своды и купола в храме поддерживает аркатурно-колончатый пояс (архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.) Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары (полукруглое завершение стены церковного здания).
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь (священная часть храма, в которой находится престол, символизирующий “гроб Господень”.)
Вход в храм имеет красивое нарядное оформление-портал.
Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, который отделяется от церкви глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за совершенные грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.
Внутреннее убранство храма делится на две части. В самой просторной, ближе к западному входу, во время богослужения находятся верующие. В восточной части - алтарь. В северной части алтаря есть еще одно помещение - жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения - литургии - на нем готовят для причащения священные дары - хлеб и вино. В южной части алтаря находится особое помещение - диаконник, где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды - ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника - ризница.
Найдите в учебнике архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках. (смотри слайды №3-7)
Успенский собор в Московском Кремле (XV в) - усыпальница московских митрополитов и патриархов
Архангельский собор (XVI в)- усыпальница князей
Благовещенский собор (XV в) - домовая церковь царей,
Грановитая палата (XV в),
Колокольня Ивана Великого (XVI в),
церковь Фёдора Стратилата на Ручью (14 в.),
церковь Василия на Горке (XV в),
церковь Петра и Павла в Кожевниках(XV в)
Физкульминутка
2. Живопись
Теперь, давайте, зайдём внутрь храма. Что там можем увидеть?
- иконы
- фреску
- мозаику
Посмотрите в словарях определения.
Мозаика – вид настенной живописи, выполненный из кубиков цветного стекла.
(смотри слайд№8)
Фреска - вид настенной живописи, выполненный водяными красками по сырой штукатурке. (смотри слайд №9) С глубокой древности слово “Икона” (смотри слайд №10) употрeбляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Иконы писали на досках: в Византии на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом. Доску сверху покрывали левка’сом (от греч. “левкок” – “белый”) – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. “олиефа” “мазь”, “масло”) – веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы “расчистки” древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а “поновляться”, т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких подновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой.
Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Византийцы разработали учение о символике цвета. По их представлениям, каждый цвет нес в живописи смысловую нагрузку. Например:
Белый - непорочность, чистота, нежность (Христос, ангелы - в белом).
Черный - cмepть, загробный мир, зло, печаль (траур - одеваются в черное).
Зеленый - юность, цветение
Гoлyбой - чистое небо – место обитания Бога, ангелов, символ божеств, небесного мира
Красный – огонь, жизнь, могущество (цвет крови)
Золотой – тепло, спокойствие. (закрашивали нимбы святых, покрывали купола церквей - воспринимали не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и наполнявший весь мир.)
Таким образом, художественный язык живописи, не столько передает качество предмета, сколько мысль художника, его чувства, отношение к происходящему.
Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей “Троице” Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.
XV век – золотой век древнерусского изобразительного искусства. В средние века считалось, что единственный творец на земле – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий, никогда не афишировали своё авторство. И всё - таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них: А. Рублёв и Ф. Грек. (смотри слайд №11-12)
Сейчас мы с вами посмотрим отрывки из мультимедийного фильма и попытаемся сравнить иконопись А.Рублёва и Ф.Грека. После просмотра вы должны ответить на вопрос: “Что общего и различного в живописи А. Рублёва и Ф. Грека?”. Обратите внимание на то, какие краски, цвета они используют, линии, какое впечатление у вас остаётся при виде икон?
А. Рублёв:
- светлые, тёплые тона, отсутствие чёрного цвета;
- отсутствие резких линий, плавность контуров;
- впечатление покоя, гармонии, любовь к Родине, мир, тишина
- стремление народа к единству, желание мира и спокойствия для Руси
Ф. Грек:
- преобладают более тёмные тона;
- наличие резких линий;
- впечатление суровости и тревоги
? Какое событие могло найти отклик в их произведениях? (борьба с монголо – татарами).
? Какие чувства и мысли волновали больше всего русского человека в то время? (стремление к единству, желание мира и спокойствия для Руси)
? Какими художественными средствами выражает А. Рублёв идеи своего времени? (невидимый единый круг. В центре – чаша с головой агнца – символ самопожертвования, т.к. суровая необходимость требовала самоотверженных поступков).
3. Музыка.
Какую музыку чаще всего можно было слышать на Руси? (колокольный звон)
Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий.
На уроках музыки вы изучали эту тему. Вспомните, какие виды колокольных звонов, чаще всего звучали на Руси?
- набат
- перезвон
- благовест (звучит благовест)
В храме, когда идёт богослужение дух захватывает от церковного песнопения, исполняемого аккапельно, то есть без музыкального сопровождения.
(звучит песнопение)
Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:
“Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?”
- любовь к Родине;
- чувство долга;
- самопожертвование
Мы закончили изучение темы и выяснили, что все исторические события находят отражение в памятниках культуры.
IV. Закрепление.
В качестве закрепления поработаем со схемой церкви Богоявления в п.Морки и попытаемся найти основные элементы храма.(смотри слайд №13)
V. Домашнее задание: на примере церкви вашей местности попытайтесь найти элементы храма и описать её.
Презентация 1
Презентация 2
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
18 03 2024 9:53:46
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
17 03 2024 10:19:21
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
16 03 2024 23:25:30
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
15 03 2024 19:12:28
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
14 03 2024 19:33:14
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
13 03 2024 4:18:55
Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....
12 03 2024 11:23:33
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
11 03 2024 23:11:47
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
10 03 2024 19:54:22
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
09 03 2024 7:32:35
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
08 03 2024 14:24:51
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
07 03 2024 19:57:24
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
06 03 2024 1:20:41
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
05 03 2024 0:51:47
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
04 03 2024 4:29:58
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...
03 03 2024 2:17:49
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
02 03 2024 7:20:17
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
01 03 2024 14:15:56
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
29 02 2024 19:25:29
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
28 02 2024 5:20:27
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
27 02 2024 5:49:45
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
26 02 2024 16:47:47
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
25 02 2024 11:58:56
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
24 02 2024 7:30:29
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер. ...
23 02 2024 12:44:51
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
22 02 2024 8:50:43
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
21 02 2024 4:15:13
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
20 02 2024 20:47:43
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
19 02 2024 13:13:24
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
18 02 2024 7:46:10
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
17 02 2024 19:53:26
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
16 02 2024 19:26:35
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
15 02 2024 16:21:57
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
14 02 2024 22:16:51
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
13 02 2024 18:26:56
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
12 02 2024 23:33:59
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
11 02 2024 20:11:37
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
10 02 2024 14:51:10
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
09 02 2024 19:11:55
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
08 02 2024 20:18:40
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
07 02 2024 7:44:24
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...
06 02 2024 15:35:44
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
05 02 2024 8:51:26
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
04 02 2024 9:35:11
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
03 02 2024 10:12:53
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
02 02 2024 14:39:53
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
01 02 2024 18:38:18
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...
31 01 2024 2:10:21
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
30 01 2024 9:33:30
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
29 01 2024 7:15:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::