Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” предназначена для учащихся 7-9 классов. Основное направление – исследовательская деятельность в области нумизматики.
Цели и задачи объединения:
- создание условий для развития личности ребенка;
- формирование и развитие исследовательских умений;
- ознакомление с некоторыми темами курса истории России более подробно;
- формирование мотивации обучающихся к изучению нумизматики, привлечение к коллекционированию монет.
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” рассчитана на 3 года обучения (по 2 часа неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю: первый час посвящен лекционной и теоретической работе (читаются лекции по истории, нумизматике, объясняются основы изучения монет); второе занятие проходит в форме пpaктикума (исследовательская работа с нумизматическим материалом, работа с монетными каталогами и справочниками, с исторической литературой). В программу (на каждый учебный год) включены разделы, посвященные организационной, лекционной, пpaктической и исследовательской работе.
Данная программа посвящена изучению русских (в т. ч. Тверских) монет и позволяет больше заинтересовать учащихся историей России и, в частности, историей Тверского края.
Отличительной особенностью программы “Увлекательная нумизматика” является изучение монет по международным стандартам (российские стандарты устаревают, и предлагается новый подход в исследовательской работе с материалом).
В содержание программы вошли разделы (см. Учебно-тематический план) посвященные как нумизматическому, так и историческому материалу, который необходим для изучения монет.
К концу каждого учебного года учащиеся представляют результаты своей исследовательской работы, что является своеобразным итогом обучения в объединении дополнительного образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Организационное собрание | 2 | – |
2 | Общая нумизматика | 16 | 16 |
3 | Тверская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 35 + 33 = 68 часов | 35 | 33 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней Руси | 17 | 17 |
2 | Царская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов | 34 | 34 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Советская нумизматика | 17 | 17 |
2 | Современная российская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Организационное собрание.
Беседа с учащимися о целях и задачах занятий в объединении дополнительного образования. Беседа с учащимися о правилах поведения, внешнем виде воспитанников.
- Общая нумизматика
- Лекционная часть: Понятие о нумизматике как о науке. Разделы нумизматики. Краткая история развития нумизматики. История чеканки монет. Основы коллекционирования монет. Чистка монет. Международные стандарты нумизматики. Основы изучения монет. Понятие о пробах монет.
- Пpaктическая часть: Применение полученных знаний: первые исследования монет, составление хаpaктеристики монет. Обсуждение результатов исследований.
- Тверская нумизматика
- Лекционная часть: Тверская нумизматика и её положение в настоящее время. Историческая справка о Тверском крае в XIII – XV веках. Влияние иноземных стран и народов на изображения на тверских монетах.
- Пpaктическая часть: Создание каталога тверских монет. Идентификация монет.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней Руси
- Лекционная часть: История развития русской нумизматики. История Древней Руси. Денежные системы Древней Руси. Нумизматика Древней Руси и ее особенности.
- Пpaктическая часть: Идентификация древнерусских монет. Изучение работ ученых-нумизматов. Исследования древнерусских монет. Тверская нумизматика в аспекте нумизматики Древней Руси.
- Царская нумизматика
- Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы царской России. Денежные реформы царской России. Чеканка монет из золота, серебра и платины. Монеты для Польши и других подвластных России государств. Особенности царской нумизматики.
- Пpaктическая часть: Работа с каталогами. Изучение работ ученых-нумизматов. Работа с нумизматическим материалом.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Советская нумизматика
- Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы и реформы СССР. Особенности советской нумизматики. Отдельные серии монет, памятные и юбилейные монеты. Нумизматика и олимпиада 1980 года (г. Москва).
- Пpaктическая часть: Работа с каталогами. Работа с нумизматическим материалом. Исследовательская работа учащихся.
- Современная российская нумизматика
- Лекционная часть: Современная нумизматика и ее проблемы. Изучение современных монет. Изучение коллекции монет “Красная книга”. Денежные системы России. Изображения на современных российских монетах. Отдельные коллекции монет.
- Пpaктическая часть: Исследование коллекции монет “Красная книга”. Исследование нумизматических материалов учащихся. Исследование современных монет достоинством в 10 рублей и пр. Качественный и количественный состав монет.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия объединения дополнительного образования могут проводиться в различных формах: самостоятельная исследовательская работа учащихся; лекция; посещение Тверского краеведческого музея; организации монетных выставок и пр.
Для организации занятий творческого объединения необходим светлый, чистый учебный кабинет, тематические коллекции монет (“Красная книга” и др.), весы (с точностью до сотых), штангельциркуль, необходимое оборудование и реактивы для определения качественного и количественного состава монет.
К участникам творческого объединения предъявляются требования по определенной форме одежды – деловая одежда.
Литература:
- Беловинский Л.В. Вспомогательные исторические дисциплины. – М. 2000.
- Орешников А.В. Материалы к русской нумизматике до царского периода. – Москва, 1901.
- Рубцов М.В. Деньги Великого княжества Тверского – Тверь: Леан, 1996.
- Толстой И.И. Русская допетровская нумизматика (выпуск 1) – С.-Пб. 1884.
- Толстой И.И. Русская допетровская нумизматика (выпуск 2) – С.-Пб. 1886.
- Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет. – М.: Эксмо, 2007.
- www.antiq.info.ru
- www.coins.msk.ru
- www.mint.hobby.ru
- www.monetarium.ru
- www.money-h.narod.ru
- www.numizm.ru
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
22 03 2023 5:48:53
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
21 03 2023 12:27:21
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
20 03 2023 15:18:22
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
19 03 2023 21:49:59
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
18 03 2023 12:40:50
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
17 03 2023 18:25:22
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
16 03 2023 21:56:15
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
15 03 2023 2:24:30
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
14 03 2023 6:35:23
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
13 03 2023 21:52:53
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
11 03 2023 21:40:58
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
10 03 2023 15:39:12
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
09 03 2023 20:39:21
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
08 03 2023 18:20:18
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
07 03 2023 22:10:34
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
06 03 2023 19:49:59
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы.
...
05 03 2023 9:31:42
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
04 03 2023 3:57:32
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
03 03 2023 13:34:42
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
02 03 2023 21:16:57
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
01 03 2023 5:58:13
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
28 02 2023 12:31:51
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
27 02 2023 15:44:42
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
26 02 2023 21:13:31
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
25 02 2023 10:59:10
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
24 02 2023 2:11:12
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
23 02 2023 21:10:20
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
22 02 2023 19:49:14
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
21 02 2023 22:14:57
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
20 02 2023 16:49:54
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
19 02 2023 16:16:51
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
18 02 2023 15:55:34
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
17 02 2023 11:40:48
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
16 02 2023 7:26:12
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
15 02 2023 11:45:25
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
14 02 2023 2:22:32
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
13 02 2023 8:54:25
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
12 02 2023 8:23:43
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
11 02 2023 22:20:20
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
10 02 2023 18:52:12
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
09 02 2023 10:39:50
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
08 02 2023 11:43:49
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
07 02 2023 21:22:58
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
06 02 2023 6:18:45
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
05 02 2023 4:36:33
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся.
...
04 02 2023 1:28:23
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
03 02 2023 10:19:17
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
02 02 2023 17:47:59
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
01 02 2023 14:53:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::