Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” предназначена для учащихся 7-9 классов. Основное направление – исследовательская деятельность в области нумизматики.
Цели и задачи объединения:
- создание условий для развития личности ребенка;
- формирование и развитие исследовательских умений;
- ознакомление с некоторыми темами курса истории России более подробно;
- формирование мотивации обучающихся к изучению нумизматики, привлечение к коллекционированию монет.
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” рассчитана на 3 года обучения (по 2 часа неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю: первый час посвящен лекционной и теоретической работе (читаются лекции по истории, нумизматике, объясняются основы изучения монет); второе занятие проходит в форме пpaктикума (исследовательская работа с нумизматическим материалом, работа с монетными каталогами и справочниками, с исторической литературой). В программу (на каждый учебный год) включены разделы, посвященные организационной, лекционной, пpaктической и исследовательской работе.
Данная программа посвящена изучению русских (в т. ч. Тверских) монет и позволяет больше заинтересовать учащихся историей России и, в частности, историей Тверского края.
Отличительной особенностью программы “Увлекательная нумизматика” является изучение монет по международным стандартам (российские стандарты устаревают, и предлагается новый подход в исследовательской работе с материалом).
В содержание программы вошли разделы (см. Учебно-тематический план) посвященные как нумизматическому, так и историческому материалу, который необходим для изучения монет.
К концу каждого учебного года учащиеся представляют результаты своей исследовательской работы, что является своеобразным итогом обучения в объединении дополнительного образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Организационное собрание | 2 | – |
2 | Общая нумизматика | 16 | 16 |
3 | Тверская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 35 + 33 = 68 часов | 35 | 33 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней Руси | 17 | 17 |
2 | Царская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов | 34 | 34 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Советская нумизматика | 17 | 17 |
2 | Современная российская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Организационное собрание.
Беседа с учащимися о целях и задачах занятий в объединении дополнительного образования. Беседа с учащимися о правилах поведения, внешнем виде воспитанников.
- Общая нумизматика
- Лекционная часть: Понятие о нумизматике как о науке. Разделы нумизматики. Краткая история развития нумизматики. История чеканки монет. Основы коллекционирования монет. Чистка монет. Международные стандарты нумизматики. Основы изучения монет. Понятие о пробах монет.
- Пpaктическая часть: Применение полученных знаний: первые исследования монет, составление хаpaктеристики монет. Обсуждение результатов исследований.
- Тверская нумизматика
- Лекционная часть: Тверская нумизматика и её положение в настоящее время. Историческая справка о Тверском крае в XIII – XV веках. Влияние иноземных стран и народов на изображения на тверских монетах.
- Пpaктическая часть: Создание каталога тверских монет. Идентификация монет.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней Руси
- Лекционная часть: История развития русской нумизматики. История Древней Руси. Денежные системы Древней Руси. Нумизматика Древней Руси и ее особенности.
- Пpaктическая часть: Идентификация древнерусских монет. Изучение работ ученых-нумизматов. Исследования древнерусских монет. Тверская нумизматика в аспекте нумизматики Древней Руси.
- Царская нумизматика
- Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы царской России. Денежные реформы царской России. Чеканка монет из золота, серебра и платины. Монеты для Польши и других подвластных России государств. Особенности царской нумизматики.
- Пpaктическая часть: Работа с каталогами. Изучение работ ученых-нумизматов. Работа с нумизматическим материалом.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Советская нумизматика
- Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы и реформы СССР. Особенности советской нумизматики. Отдельные серии монет, памятные и юбилейные монеты. Нумизматика и олимпиада 1980 года (г. Москва).
- Пpaктическая часть: Работа с каталогами. Работа с нумизматическим материалом. Исследовательская работа учащихся.
- Современная российская нумизматика
- Лекционная часть: Современная нумизматика и ее проблемы. Изучение современных монет. Изучение коллекции монет “Красная книга”. Денежные системы России. Изображения на современных российских монетах. Отдельные коллекции монет.
- Пpaктическая часть: Исследование коллекции монет “Красная книга”. Исследование нумизматических материалов учащихся. Исследование современных монет достоинством в 10 рублей и пр. Качественный и количественный состав монет.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия объединения дополнительного образования могут проводиться в различных формах: самостоятельная исследовательская работа учащихся; лекция; посещение Тверского краеведческого музея; организации монетных выставок и пр.
Для организации занятий творческого объединения необходим светлый, чистый учебный кабинет, тематические коллекции монет (“Красная книга” и др.), весы (с точностью до сотых), штангельциркуль, необходимое оборудование и реактивы для определения качественного и количественного состава монет.
К участникам творческого объединения предъявляются требования по определенной форме одежды – деловая одежда.
Литература:
- Беловинский Л.В. Вспомогательные исторические дисциплины. – М. 2000.
- Орешников А.В. Материалы к русской нумизматике до царского периода. – Москва, 1901.
- Рубцов М.В. Деньги Великого княжества Тверского – Тверь: Леан, 1996.
- Толстой И.И. Русская допетровская нумизматика (выпуск 1) – С.-Пб. 1884.
- Толстой И.И. Русская допетровская нумизматика (выпуск 2) – С.-Пб. 1886.
- Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет. – М.: Эксмо, 2007.
- www.antiq.info.ru
- www.coins.msk.ru
- www.mint.hobby.ru
- www.monetarium.ru
- www.money-h.narod.ru
- www.numizm.ru
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
25 09 2023 16:17:54
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
24 09 2023 19:12:16

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
23 09 2023 13:49:34
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
22 09 2023 4:51:39
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
21 09 2023 0:53:32
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
20 09 2023 22:15:43
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
19 09 2023 16:20:27
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты.
...
18 09 2023 13:49:56
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
17 09 2023 20:15:31
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
16 09 2023 16:11:13
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
15 09 2023 18:17:50
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
14 09 2023 14:42:54
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
13 09 2023 14:49:31
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
12 09 2023 2:26:54
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
11 09 2023 7:43:56
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
10 09 2023 21:53:34
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
09 09 2023 5:48:13
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется
анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий,
формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются
учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные
утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
08 09 2023 5:29:39
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
07 09 2023 23:55:30
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
06 09 2023 5:40:17
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
05 09 2023 23:10:34
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
04 09 2023 7:38:36
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
03 09 2023 9:35:43
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
02 09 2023 8:57:33
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
01 09 2023 13:19:51
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
31 08 2023 23:21:37
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
30 08 2023 6:17:18
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
29 08 2023 3:45:50
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
28 08 2023 16:31:31
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
27 08 2023 8:23:24
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России.
...
26 08 2023 18:50:47
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
25 08 2023 14:48:44

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
24 08 2023 23:19:23
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
23 08 2023 3:35:37
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
22 08 2023 7:48:54
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
21 08 2023 11:23:18
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
20 08 2023 11:57:35
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
19 08 2023 1:14:27
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
18 08 2023 16:10:14

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
17 08 2023 22:28:42
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
16 08 2023 1:48:57
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
15 08 2023 5:13:59
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
14 08 2023 2:41:11
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
13 08 2023 3:12:21
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
12 08 2023 12:27:18
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
11 08 2023 12:23:53
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
10 08 2023 19:10:25
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
09 08 2023 11:14:55
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
08 08 2023 0:12:20
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
...
07 08 2023 12:48:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::