Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” предназначена для учащихся 7-9 классов. Основное направление – исследовательская деятельность в области нумизматики.
Цели и задачи объединения:
- создание условий для развития личности ребенка;
- формирование и развитие исследовательских умений;
- ознакомление с некоторыми темами курса истории России более подробно;
- формирование мотивации обучающихся к изучению нумизматики, привлечение к коллекционированию монет.
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” рассчитана на 3 года обучения (по 2 часа неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю: первый час посвящен лекционной и теоретической работе (читаются лекции по истории, нумизматике, объясняются основы изучения монет); второе занятие проходит в форме пpaктикума (исследовательская работа с нумизматическим материалом, работа с монетными каталогами и справочниками, с исторической литературой). В программу (на каждый учебный год) включены разделы, посвященные организационной, лекционной, пpaктической и исследовательской работе.
Данная программа посвящена изучению русских (в т. ч. Тверских) монет и позволяет больше заинтересовать учащихся историей России и, в частности, историей Тверского края.
Отличительной особенностью программы “Увлекательная нумизматика” является изучение монет по международным стандартам (российские стандарты устаревают, и предлагается новый подход в исследовательской работе с материалом).
В содержание программы вошли разделы (см. Учебно-тематический план) посвященные как нумизматическому, так и историческому материалу, который необходим для изучения монет.
К концу каждого учебного года учащиеся представляют результаты своей исследовательской работы, что является своеобразным итогом обучения в объединении дополнительного образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Организационное собрание | 2 | – |
2 | Общая нумизматика | 16 | 16 |
3 | Тверская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 35 + 33 = 68 часов | 35 | 33 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней Руси | 17 | 17 |
2 | Царская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов | 34 | 34 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Количество часов | |
теория | пpaктика | ||
1 | Советская нумизматика | 17 | 17 |
2 | Современная российская нумизматика | 17 | 17 |
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Организационное собрание.
Беседа с учащимися о целях и задачах занятий в объединении дополнительного образования. Беседа с учащимися о правилах поведения, внешнем виде воспитанников.
- Общая нумизматика
- Лекционная часть: Понятие о нумизматике как о науке. Разделы нумизматики. Краткая история развития нумизматики. История чеканки монет. Основы коллекционирования монет. Чистка монет. Международные стандарты нумизматики. Основы изучения монет. Понятие о пробах монет.
- Пpaктическая часть: Применение полученных знаний: первые исследования монет, составление хаpaктеристики монет. Обсуждение результатов исследований.
- Тверская нумизматика
- Лекционная часть: Тверская нумизматика и её положение в настоящее время. Историческая справка о Тверском крае в XIII – XV веках. Влияние иноземных стран и народов на изображения на тверских монетах.
- Пpaктическая часть: Создание каталога тверских монет. Идентификация монет.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней Руси
- Лекционная часть: История развития русской нумизматики. История Древней Руси. Денежные системы Древней Руси. Нумизматика Древней Руси и ее особенности.
- Пpaктическая часть: Идентификация древнерусских монет. Изучение работ ученых-нумизматов. Исследования древнерусских монет. Тверская нумизматика в аспекте нумизматики Древней Руси.
- Царская нумизматика
- Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы царской России. Денежные реформы царской России. Чеканка монет из золота, серебра и платины. Монеты для Польши и других подвластных России государств. Особенности царской нумизматики.
- Пpaктическая часть: Работа с каталогами. Изучение работ ученых-нумизматов. Работа с нумизматическим материалом.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Советская нумизматика
- Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы и реформы СССР. Особенности советской нумизматики. Отдельные серии монет, памятные и юбилейные монеты. Нумизматика и олимпиада 1980 года (г. Москва).
- Пpaктическая часть: Работа с каталогами. Работа с нумизматическим материалом. Исследовательская работа учащихся.
- Современная российская нумизматика
- Лекционная часть: Современная нумизматика и ее проблемы. Изучение современных монет. Изучение коллекции монет “Красная книга”. Денежные системы России. Изображения на современных российских монетах. Отдельные коллекции монет.
- Пpaктическая часть: Исследование коллекции монет “Красная книга”. Исследование нумизматических материалов учащихся. Исследование современных монет достоинством в 10 рублей и пр. Качественный и количественный состав монет.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия объединения дополнительного образования могут проводиться в различных формах: самостоятельная исследовательская работа учащихся; лекция; посещение Тверского краеведческого музея; организации монетных выставок и пр.
Для организации занятий творческого объединения необходим светлый, чистый учебный кабинет, тематические коллекции монет (“Красная книга” и др.), весы (с точностью до сотых), штангельциркуль, необходимое оборудование и реактивы для определения качественного и количественного состава монет.
К участникам творческого объединения предъявляются требования по определенной форме одежды – деловая одежда.
Литература:
- Беловинский Л.В. Вспомогательные исторические дисциплины. – М. 2000.
- Орешников А.В. Материалы к русской нумизматике до царского периода. – Москва, 1901.
- Рубцов М.В. Деньги Великого княжества Тверского – Тверь: Леан, 1996.
- Толстой И.И. Русская допетровская нумизматика (выпуск 1) – С.-Пб. 1884.
- Толстой И.И. Русская допетровская нумизматика (выпуск 2) – С.-Пб. 1886.
- Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет. – М.: Эксмо, 2007.
- www.antiq.info.ru
- www.coins.msk.ru
- www.mint.hobby.ru
- www.monetarium.ru
- www.money-h.narod.ru
- www.numizm.ru
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
01 07 2022 19:51:51

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
30 06 2022 19:51:45
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
29 06 2022 20:31:26
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
28 06 2022 19:55:46
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
27 06 2022 12:22:41
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
26 06 2022 14:44:31

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
25 06 2022 22:43:54
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
24 06 2022 14:10:28
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
23 06 2022 19:51:30
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
22 06 2022 19:49:34
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
21 06 2022 2:58:36
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
20 06 2022 2:15:31
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
19 06 2022 13:47:50
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
18 06 2022 0:28:59
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
17 06 2022 11:13:16
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
16 06 2022 9:31:15
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
15 06 2022 0:36:39

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
14 06 2022 17:46:56
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
13 06 2022 8:10:58
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
12 06 2022 17:16:23
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
11 06 2022 20:18:54
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
10 06 2022 8:54:16
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
09 06 2022 23:12:39
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
08 06 2022 0:22:44
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
07 06 2022 22:15:14
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
06 06 2022 14:53:44
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
05 06 2022 10:39:13
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
04 06 2022 17:40:21
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
03 06 2022 10:48:57
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
02 06 2022 22:54:30
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
01 06 2022 15:42:25
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
31 05 2022 13:58:22
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
30 05 2022 0:10:40
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
29 05 2022 2:57:48
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
28 05 2022 21:13:17
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
27 05 2022 1:11:47
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
26 05 2022 0:57:36
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
25 05 2022 17:15:13
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
24 05 2022 13:10:45
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
23 05 2022 23:18:26

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
22 05 2022 20:17:54
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
21 05 2022 11:42:12
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
20 05 2022 2:30:24
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
19 05 2022 6:56:59
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
18 05 2022 5:35:43
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
17 05 2022 17:14:12
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма).
Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы.
Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса.
...
16 05 2022 4:17:57
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
15 05 2022 1:48:54
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
14 05 2022 22:18:18
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
13 05 2022 12:16:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::