Нетрадиционный урок "Куликовская битва"
Цель урока:
- Показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны.
- Отметить героизм, мужество, патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
- Формировать глубокое уважение к истории своей Родины.
Оборудование урока:
- карта, костюмы (сделанные самими учащимися);
- компьютер;
- кантата А.Прокофьева “А.Невский”;
- книжная выставка “События веков минувших”;
- икона;
- карта “Монголо-татарское нашествие”.
I. Организационный момент.
II. Сообщение нового материала.
Учитель. До конца XII в. в Монголии жило много кочевых племен, среди которых выделялось сильное племя, называвшиеся татарами; в XIII в. в Европе так стали называть всех монголов.
В 1206 г. на курултае (собрании) монгольской знати у реки Онон Темучин – глава (хан) одного из объединений племен – был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан. Он и монгольские феодалы развернули активную захватническую деятельность с целью грабежа и порабощения соседних народов. Захватчиков привлекали и важнейшие торговые пути, обладание которыми могло приносить большие доходы. В лице Чингисхана монгольская знать выдвинула крупного полководца и организатора. Завоеватели имели успех потому, что силы их были объединены, в то время как часть из окружавших Монголию народов еще не имела своей государственности, а у других при господстве феодальной раздробленности некому было организовать сопротивление народа.
Монгольское государство скоро подчинило племена и народы Сибири и обложило их данью. В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию Северного Китая. Походы в Китай дали возможность завоевателям познакомиться с китайской военной техникой и многое позаимствовать оттуда, получить готовое вооружение, осадные машины и т.п.
После первых нашествий на Китай монгольские завоеватели вторглись в Среднюю Азию, Персию и Закавказье, а затем напали на Русь.
Захватчики беспощадно истрeбляли население, разрушали и сжигали города, селения, чтобы вызвать панику среди жителей, облегчить завоевания, а в дальнейшем, в случае восстаний, предотвратить возможность использовать города и их укрепления для обороны. Ремесленников обычно не убивали, так как их труд нужен был монгольской знати. Феодальную верхушку, местное духовенство и купечество завоеватели стремились привлечь на свою сторону.
Вначале XIII века монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу Калки, маленькой речки, началось кровопролитное сражение. Не было согласия в действиях русских князей, тем не менее, русские воины дрались храбро и решительно, а половцы бросились бежать с поля боя. На Калке Русь потерпела поражение, расплачиваясь за свою раздробленность, но и враги не рискнули идти на Киев, и ушли на Восток.
В 1237 году они вторглись в пределы Рязанского княжества. Один за другим были разгромлены города Рязанской земли.
Ученик.
По той дороге, где Донской
Вел рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Я шла, как в глубине морской.
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.
А.Ахматова.
(Звучит музыка кантата А.Прокофьева “А.Невский” ч. I “Русь под игом монголо-татар”.
Под музыку на сцену выходит “Сказитель” со свечой, садится в кресло с книгой. Выходит “Историк” к разделу с книжной выставки “События веков минувших” (музыка умолкает).
Историк: Из глубины веков, по разбитым от войн и напастей дорогам, пробираясь сквозь огонь и мечи; направляется к нам путник: он утомлен и изранен, но упорен и стоек. И если бы мы его спросили: “Кто ты, путник?” - пристально вглядевшись в нас вопрошающих, ответил так…
(Появляется сказитель).
Сказитель. Я тот, чьи мучения измеряются десятками десятилетий, а жизнь лишь несколькими десятками лет…Тот кто веками страдал от войн и истрeбления, кто всегда жил среди cмepти, но не подвластен ей, я – русский народ!
Историк. Русские люди понимают и переживают прошлое родной страны. Они чувствуют себя сопричастным великому целому, именуемому народом. Судьбу народа переживают как собственную, хранят в своей памяти ее драматические – радостные и печальные – события его истории, чтят их, чувствуют свою кровную связь с ним.
Сказитель. Где я только не был, какими путями не шел.
Я бился за свободу с половцами и печенегами, варягами, немцами и монголо-татарами – во имя сократившейся до пяди моей земли, во имя мирной жизни и честного труда.
Я видел села и города, стонущие под игом турецкого “красного султана”, где лившаяся вначале тонкими ручьями кровь народа превратилась в поток, унесший миллионы человеческих жизней.
Я помню времена, когда с оружием в руках защищал честь своего дома, а потому увы, сменив меч на посох, разбрелся по всему свету.
Историк. Позвольте мне остановиться на этом историческом факте, описанном во многих книгах.
В конце 1237 г. монголо-татары вторглись на Русь. Оставляя позади пепелища и горы трупов, монголо-татарские полчища двигались в глубь Северо-Восточной Руси. В течение февраля 1238 г. захватчики обратили в развалины 14 русских городов. Страшное зарево пожаров вставало над Русью.
Положение Руси в середине XIII в. было исключительно тяжелым. Страна была разорена. Золотоордынские ханы обложили Русь большой данью.
8 сентября 1380г. на Куликовом поле впервые монголо-татарские ханы, захватившие столько земель, и поработившие так много народов, потерпели сокрушительное поражение.
Об этом вам расскажет почти каждая из книг, представленных на этой выставке.
(Сказитель со свечой идет к иконе, ставит свечу и вместе с историком уходят).
1-й ведущий. При Иване Калите, деде Дмитрия, Московское княжество стало самым сильным на Руси.
Сыновьям Ивана Калиты удалось избежать распрей и усобиц, которые мешали объединению всех земель и всех сил Руси. А его внук Дмитрий даже смог распространить свою власть на два великих княжества: Владимиро-Суздальское и Московское. Власть Дмитрия была так велика, что он, по словам летописца “Всех князей русских привожаше под свою волю”. Это дало ему возможность вступить в единоборство с Золотой Ордой.
2-й ведущий. Одним из блестящих достоинств Дмитрия было умение слушать советников, выбирать нужное и полезное, не считаясь с личными соображениями. Несомненно, что огромную роль сыграло то обстоятельство, что в Москве при отроке находился митрополит всея Руси Алексий, что Троицкий игумен Сергий Радонежский, тогда уже завоевавший огромный авторитет в церкви и в народе, стоял за князей Калитина рода.
Дмитрий Иванович унаследовал от деда умение использовать слабости ордынской политики, а между русскими князьями он искал пути для мирных решений противоречий и споров.
3-й ведущий. Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему не быть, но если выиграет, власть его укрепится на долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота. Множество различных мелких феодалов-разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. Они верили в его победу и рассчитывали в будущем дележе ухватить хоть какую-нибудь добычу – содрать ризу с иконы в Московской церкви, отнять коня у крестьянина – или увести с собой его детей и продать в рабство.
4-й ведущий. Дмитрий Иванович обратился с призывом ко всем русским землям прислать свои полки для отпора ордынцам.
И разослал великий князь “по всей русской земле спорых гонцов со своими грамотами по всем городам”. И пришли к нему князья Белозерские, готовы они к бою и хорошо устроено их войско. Пришли и ярославские князья со своими силами, и князья устюжские, и иные князья и воеводы со своими силами. В Собирании ратей участвовало не менее 36 городов. Формирование такого войско заняло в общей сложности около 30 дней. При растянутости путей и скорости продвижения это было своеобразным рекордом.
Когда собралось в Москве войско, “готовое умереть за Русь”, поехал князь Донской, по древнему обычаю, с князьями и воеводами за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Троицкого монастыря.
Сценка 1
(Сергий стоит у окна, входит Дмитрий).
Дмитрий. Снова наступает час испытания, отче Сергий. Кого просить о молитве, от кого ждать совета и наставления? Ты силен в вере, а вера движет горами…
(Сергий подошел к Дмитрию и положил ему на плечи свои ладони).
Сергий. Не тревожься, господине, будь тверд и мужественен. Иди вперед! Иди вперед бесстрашно и твердо. Все обмыслил я здесь, в уединении, все, что узнавали мы об Орде, все, что рассказывали мне о твоих сборах. Еще бы пообождать, она бы перевесилась поболе, но ведь и там, видно, чуют, куда клонится чаша, там тоже опасаются упустить время.
Дмитрий. Видно так.
Сергий. Час встречи надвигается и неизбежен. Ждать нечего, сильнее не станем, ежели будем ждать, а слабее станем, ибо враг успеет собраться да изготовиться. Враг будет неистов, ибо Орда, ежели вернется к себе без победы, падет! Это её бой решающий, но и для нас решающий тоже. Крови польется полная земля, но, коль враг одолеет, вся жизнь наша кончена. Не останется городов, не останется и монастырей: где же тогда будут лежать книги наши, наша вся мудрость, знания, вера? Снова потекут века рабства, и Русской земле уж никогда не встать. Не бойся ни потерь, ни крови. На тебе вся наша земля лежит, сие есть груз тяжкий и темный: напрягись, сыне мой, господине мой, Дмитрий Иванович, мужайся.
Дмитрий. Не уступлю! Сам вижу, отче Сергий, нельзя уступать.
(Сергий выходит вперед).
Сергий. Помолимся же, братие, близится час…
(Князь опустился перед Сергием на колени, и Сергий трижды перекрестил Дмитрия).
Сергий. Иди! Будь тверд! Он не допустит нашей погибели!
(Дмитрий поцеловал руку Сергию, встал).
Дмитрий. Иду! (Уходит.)
5-й ведущий. Великий князь Дмитрий Иванович собрал в деревне Чернова военный совет, на котором поставил вопрос о дальнейших действиях “Что сотворим? Где битву устроим против татар, на сей стороне. Дона или на другой стороне Дона?” Мнение воевод и князей было единодушным: наступать. Тогда Дмитрий приказал: “Братья! Лучше честная cмepть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем пойти и, ничего не сделав, возвратиться вспять. Перейдем все за Дон и там положим головы свои!” Он “повелел каждому полку строить мосты через Дон, а самим в доспехи наряжаться”.
Русские полки переправились через Дон и вышли на Куликовское поле. Мосты по приказу князя Дмитрия были разрушены – отступать никто не собирался. Русское войско изготовилось к бою.
Сценка 2
Старый воин. Государь, сыне мой, княж Иваныч! Берегись! Ты падешь каждый усумниться в победе. Стой, не падая!
Дмитрий. Как же я смогу, отче, сказать воинам: “Братья, умрем за родину, - а сам встану сзади и лицо свое скрою! Не могу я так сделать, чтобы таиться и скрывать себя, но хочу как словом, так и делом прежде всех начать и прежде всех голову положить, чтобы прочие, видя мое дерзновение, так же сотворили с многим усердием!”
Старый воин. Прежние князья так не делали. Не их было дело биться.
Дмитрий. Потому и биты бывали!
– Стой крепче, Митя!
( Дмитрий обнял его. Старик низко, до земли, поклонился.)
(Дмитрий обратился к своему окружению.)
Дмитрий. Вы знаете, каков мой обычай и нрав. Родился я перед вами, при вас возрос, с вами княжил, с вами ходил в походы. Врагам был страшен, родину укрепил. Вам честь и любовь оказывал. Под вами города держал и большие волости. Детей ваших любил, никому зла не искал, никого не ограбил, не укорил, не обесчестил. Веселился с вами, с вами и горевал. Ныне ждет нас испытание паче прежних. Кто из нас жив будет, блюдите родину. Кто падет, о вдовах и сиротах не печалуйтесь, – живые из нас опекут их. А я, коли паду, поручаю вам блюсти свечу великого нашего дела – крепление Руси. Храните той свечи пламень… Не бойтесь cмepти, бойтесь поражения – оно и cмepть нам несет и бесславие.
(Подошел к простому воину.)
Дмитрий. Вместе с тобой мы росли. Ты как родной жил при моей матери. Теперь надень мои одежды и стань под моим знаменем.
(Поменялись одеждой.)
Старый воин: Что ты делаешь?
Дмитрий. Буду со всеми биться. Так решил, так и сделаю.
Старый воин. Если падешь, что с войском будет?
Дмитрий. Так я никогда не паду, доколе есть войско!
(Уходит Дмитрий, а за ним остальные.)
6-й ведущий. И поехал, и стал впереди войска в Сторожевом полку. И воины следившие за ним, вскоре потеряли его среди воинов. То там, казалось им, мелькнул его шлем, то в ином месте. Каждый воин мог оказаться Дмитрием, – так еще до битвы он стал бесcмepтным: доколе хоть один воин из двухсот тысяч устоит на ногах, дотоле не падет и Дмитрий: даже последний из бьющихся мог оказаться князем.
(Под музыку читают стихотворение.)
Баян к русскому воину
О бранный витязь! Ты печален,
Один, с поникшею главой,
Ты бродишь, мрачный и немой,
Среди могил, среди развалин:
Ты видишь в родине своей
Следы пожаров и мечейИ неужель трава забвенья
Успеет вырость на гробах,
Пока не вспыхнет в сих полях
Война решительного мщенья?
Или замолкла навсегда
Твоя за родину вражда?Твои отцы славяне были,
Железом страшные врагам;
Чужие руки их рукам
Не цепи – злато приносили
И не свобода ль им дала
Их знаменитые дела?Когда с толпой отважных братий
Ты грозно кинешься на бой, –
Кто сильный сдержит пред тобой
Врагов тьмочисленные рати?
Кто сгонит бледность с их лица
При виде гневного бойца?Рука свободного сильнее
Руки, измученной ярмом, –
Так с неба падающий гром
Подземных грохотов звучнее,
Так песнь победная громчей
Глухого скрежета цепей!Не гордый дух завоеваний
Зовет булат твой из ножон:
За честь, за веру грянет он
В твоей опомнившейся длани –
И перед челами татар
Не промахнется твой удар!На бой, на бой! – И жар баянов
С народной славой оживет,
И арфа смелых пропоет:
“Конец владычеству тиранов:
Ужасен хан татарский был,
Но русский меч его убил!”
Николай Языков.
III. Закрепление урока.
- Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва? (Запись в тетрадях.)
- Каково ее международное значение?
- В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
- Почему для победы над врагом необходима уверенность в своей правоте?
- Что заставляло воинов быть непоколебимыми перед трудностями и бесстрашными?
VI. Задание на дом.
Параграф 13, задание 3 в конце параграфа по желанию.
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
07 12 2023 6:25:24
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
06 12 2023 13:25:21

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
05 12 2023 11:40:50
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
04 12 2023 1:51:36
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
03 12 2023 20:45:33
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
02 12 2023 11:41:51
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
01 12 2023 2:56:13
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
30 11 2023 7:28:22
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
29 11 2023 20:55:37
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
28 11 2023 11:53:11
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
27 11 2023 17:20:32
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
26 11 2023 22:51:22
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
25 11 2023 17:51:21
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
24 11 2023 20:22:50
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
23 11 2023 21:33:56
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным.
...
22 11 2023 20:54:55
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
21 11 2023 8:55:24
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
20 11 2023 15:59:16
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
19 11 2023 5:38:34
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
18 11 2023 21:53:29
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
17 11 2023 6:37:41
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
16 11 2023 12:11:54
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
15 11 2023 11:25:57
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
14 11 2023 1:53:18
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
13 11 2023 11:55:52
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
12 11 2023 13:25:28
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
11 11 2023 12:12:36
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
10 11 2023 6:42:39
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
09 11 2023 16:41:37
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
08 11 2023 11:40:28
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
07 11 2023 16:33:53
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
06 11 2023 13:39:59
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
05 11 2023 8:58:21
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
04 11 2023 21:41:14
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
...
03 11 2023 5:59:42
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
02 11 2023 2:32:57
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
01 11 2023 22:37:47
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
31 10 2023 1:31:54
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
30 10 2023 9:33:55
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
29 10 2023 7:12:12

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
28 10 2023 1:59:52
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
27 10 2023 3:23:50
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
26 10 2023 8:11:55
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России.
...
25 10 2023 16:37:34
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
24 10 2023 9:16:32

Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
23 10 2023 13:41:22
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
22 10 2023 6:41:30
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
21 10 2023 10:33:21
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
20 10 2023 5:19:42
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
19 10 2023 18:15:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::