Нетрадиционный урок "Куликовская битва"
Цель урока:
- Показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны.
- Отметить героизм, мужество, патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
- Формировать глубокое уважение к истории своей Родины.
Оборудование урока:
- карта, костюмы (сделанные самими учащимися);
- компьютер;
- кантата А.Прокофьева “А.Невский”;
- книжная выставка “События веков минувших”;
- икона;
- карта “Монголо-татарское нашествие”.
I. Организационный момент.
II. Сообщение нового материала.
Учитель. До конца XII в. в Монголии жило много кочевых племен, среди которых выделялось сильное племя, называвшиеся татарами; в XIII в. в Европе так стали называть всех монголов.
В 1206 г. на курултае (собрании) монгольской знати у реки Онон Темучин – глава (хан) одного из объединений племен – был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан. Он и монгольские феодалы развернули активную захватническую деятельность с целью грабежа и порабощения соседних народов. Захватчиков привлекали и важнейшие торговые пути, обладание которыми могло приносить большие доходы. В лице Чингисхана монгольская знать выдвинула крупного полководца и организатора. Завоеватели имели успех потому, что силы их были объединены, в то время как часть из окружавших Монголию народов еще не имела своей государственности, а у других при господстве феодальной раздробленности некому было организовать сопротивление народа.
Монгольское государство скоро подчинило племена и народы Сибири и обложило их данью. В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию Северного Китая. Походы в Китай дали возможность завоевателям познакомиться с китайской военной техникой и многое позаимствовать оттуда, получить готовое вооружение, осадные машины и т.п.
После первых нашествий на Китай монгольские завоеватели вторглись в Среднюю Азию, Персию и Закавказье, а затем напали на Русь.
Захватчики беспощадно истрeбляли население, разрушали и сжигали города, селения, чтобы вызвать панику среди жителей, облегчить завоевания, а в дальнейшем, в случае восстаний, предотвратить возможность использовать города и их укрепления для обороны. Ремесленников обычно не убивали, так как их труд нужен был монгольской знати. Феодальную верхушку, местное духовенство и купечество завоеватели стремились привлечь на свою сторону.
Вначале XIII века монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу Калки, маленькой речки, началось кровопролитное сражение. Не было согласия в действиях русских князей, тем не менее, русские воины дрались храбро и решительно, а половцы бросились бежать с поля боя. На Калке Русь потерпела поражение, расплачиваясь за свою раздробленность, но и враги не рискнули идти на Киев, и ушли на Восток.
В 1237 году они вторглись в пределы Рязанского княжества. Один за другим были разгромлены города Рязанской земли.
Ученик.
По той дороге, где Донской
Вел рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Я шла, как в глубине морской.
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.
А.Ахматова.
(Звучит музыка кантата А.Прокофьева “А.Невский” ч. I “Русь под игом монголо-татар”.
Под музыку на сцену выходит “Сказитель” со свечой, садится в кресло с книгой. Выходит “Историк” к разделу с книжной выставки “События веков минувших” (музыка умолкает).
Историк: Из глубины веков, по разбитым от войн и напастей дорогам, пробираясь сквозь огонь и мечи; направляется к нам путник: он утомлен и изранен, но упорен и стоек. И если бы мы его спросили: “Кто ты, путник?” - пристально вглядевшись в нас вопрошающих, ответил так…
(Появляется сказитель).
Сказитель. Я тот, чьи мучения измеряются десятками десятилетий, а жизнь лишь несколькими десятками лет…Тот кто веками страдал от войн и истрeбления, кто всегда жил среди cмepти, но не подвластен ей, я – русский народ!
Историк. Русские люди понимают и переживают прошлое родной страны. Они чувствуют себя сопричастным великому целому, именуемому народом. Судьбу народа переживают как собственную, хранят в своей памяти ее драматические – радостные и печальные – события его истории, чтят их, чувствуют свою кровную связь с ним.
Сказитель. Где я только не был, какими путями не шел.
Я бился за свободу с половцами и печенегами, варягами, немцами и монголо-татарами – во имя сократившейся до пяди моей земли, во имя мирной жизни и честного труда.
Я видел села и города, стонущие под игом турецкого “красного султана”, где лившаяся вначале тонкими ручьями кровь народа превратилась в поток, унесший миллионы человеческих жизней.
Я помню времена, когда с оружием в руках защищал честь своего дома, а потому увы, сменив меч на посох, разбрелся по всему свету.
Историк. Позвольте мне остановиться на этом историческом факте, описанном во многих книгах.
В конце 1237 г. монголо-татары вторглись на Русь. Оставляя позади пепелища и горы трупов, монголо-татарские полчища двигались в глубь Северо-Восточной Руси. В течение февраля 1238 г. захватчики обратили в развалины 14 русских городов. Страшное зарево пожаров вставало над Русью.
Положение Руси в середине XIII в. было исключительно тяжелым. Страна была разорена. Золотоордынские ханы обложили Русь большой данью.
8 сентября 1380г. на Куликовом поле впервые монголо-татарские ханы, захватившие столько земель, и поработившие так много народов, потерпели сокрушительное поражение.
Об этом вам расскажет почти каждая из книг, представленных на этой выставке.
(Сказитель со свечой идет к иконе, ставит свечу и вместе с историком уходят).
1-й ведущий. При Иване Калите, деде Дмитрия, Московское княжество стало самым сильным на Руси.
Сыновьям Ивана Калиты удалось избежать распрей и усобиц, которые мешали объединению всех земель и всех сил Руси. А его внук Дмитрий даже смог распространить свою власть на два великих княжества: Владимиро-Суздальское и Московское. Власть Дмитрия была так велика, что он, по словам летописца “Всех князей русских привожаше под свою волю”. Это дало ему возможность вступить в единоборство с Золотой Ордой.
2-й ведущий. Одним из блестящих достоинств Дмитрия было умение слушать советников, выбирать нужное и полезное, не считаясь с личными соображениями. Несомненно, что огромную роль сыграло то обстоятельство, что в Москве при отроке находился митрополит всея Руси Алексий, что Троицкий игумен Сергий Радонежский, тогда уже завоевавший огромный авторитет в церкви и в народе, стоял за князей Калитина рода.
Дмитрий Иванович унаследовал от деда умение использовать слабости ордынской политики, а между русскими князьями он искал пути для мирных решений противоречий и споров.
3-й ведущий. Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему не быть, но если выиграет, власть его укрепится на долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота. Множество различных мелких феодалов-разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. Они верили в его победу и рассчитывали в будущем дележе ухватить хоть какую-нибудь добычу – содрать ризу с иконы в Московской церкви, отнять коня у крестьянина – или увести с собой его детей и продать в рабство.
4-й ведущий. Дмитрий Иванович обратился с призывом ко всем русским землям прислать свои полки для отпора ордынцам.
И разослал великий князь “по всей русской земле спорых гонцов со своими грамотами по всем городам”. И пришли к нему князья Белозерские, готовы они к бою и хорошо устроено их войско. Пришли и ярославские князья со своими силами, и князья устюжские, и иные князья и воеводы со своими силами. В Собирании ратей участвовало не менее 36 городов. Формирование такого войско заняло в общей сложности около 30 дней. При растянутости путей и скорости продвижения это было своеобразным рекордом.
Когда собралось в Москве войско, “готовое умереть за Русь”, поехал князь Донской, по древнему обычаю, с князьями и воеводами за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Троицкого монастыря.
Сценка 1
(Сергий стоит у окна, входит Дмитрий).
Дмитрий. Снова наступает час испытания, отче Сергий. Кого просить о молитве, от кого ждать совета и наставления? Ты силен в вере, а вера движет горами…
(Сергий подошел к Дмитрию и положил ему на плечи свои ладони).
Сергий. Не тревожься, господине, будь тверд и мужественен. Иди вперед! Иди вперед бесстрашно и твердо. Все обмыслил я здесь, в уединении, все, что узнавали мы об Орде, все, что рассказывали мне о твоих сборах. Еще бы пообождать, она бы перевесилась поболе, но ведь и там, видно, чуют, куда клонится чаша, там тоже опасаются упустить время.
Дмитрий. Видно так.
Сергий. Час встречи надвигается и неизбежен. Ждать нечего, сильнее не станем, ежели будем ждать, а слабее станем, ибо враг успеет собраться да изготовиться. Враг будет неистов, ибо Орда, ежели вернется к себе без победы, падет! Это её бой решающий, но и для нас решающий тоже. Крови польется полная земля, но, коль враг одолеет, вся жизнь наша кончена. Не останется городов, не останется и монастырей: где же тогда будут лежать книги наши, наша вся мудрость, знания, вера? Снова потекут века рабства, и Русской земле уж никогда не встать. Не бойся ни потерь, ни крови. На тебе вся наша земля лежит, сие есть груз тяжкий и темный: напрягись, сыне мой, господине мой, Дмитрий Иванович, мужайся.
Дмитрий. Не уступлю! Сам вижу, отче Сергий, нельзя уступать.
(Сергий выходит вперед).
Сергий. Помолимся же, братие, близится час…
(Князь опустился перед Сергием на колени, и Сергий трижды перекрестил Дмитрия).
Сергий. Иди! Будь тверд! Он не допустит нашей погибели!
(Дмитрий поцеловал руку Сергию, встал).
Дмитрий. Иду! (Уходит.)
5-й ведущий. Великий князь Дмитрий Иванович собрал в деревне Чернова военный совет, на котором поставил вопрос о дальнейших действиях “Что сотворим? Где битву устроим против татар, на сей стороне. Дона или на другой стороне Дона?” Мнение воевод и князей было единодушным: наступать. Тогда Дмитрий приказал: “Братья! Лучше честная cмepть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем пойти и, ничего не сделав, возвратиться вспять. Перейдем все за Дон и там положим головы свои!” Он “повелел каждому полку строить мосты через Дон, а самим в доспехи наряжаться”.
Русские полки переправились через Дон и вышли на Куликовское поле. Мосты по приказу князя Дмитрия были разрушены – отступать никто не собирался. Русское войско изготовилось к бою.
Сценка 2
Старый воин. Государь, сыне мой, княж Иваныч! Берегись! Ты падешь каждый усумниться в победе. Стой, не падая!
Дмитрий. Как же я смогу, отче, сказать воинам: “Братья, умрем за родину, - а сам встану сзади и лицо свое скрою! Не могу я так сделать, чтобы таиться и скрывать себя, но хочу как словом, так и делом прежде всех начать и прежде всех голову положить, чтобы прочие, видя мое дерзновение, так же сотворили с многим усердием!”
Старый воин. Прежние князья так не делали. Не их было дело биться.
Дмитрий. Потому и биты бывали!
– Стой крепче, Митя!
( Дмитрий обнял его. Старик низко, до земли, поклонился.)
(Дмитрий обратился к своему окружению.)
Дмитрий. Вы знаете, каков мой обычай и нрав. Родился я перед вами, при вас возрос, с вами княжил, с вами ходил в походы. Врагам был страшен, родину укрепил. Вам честь и любовь оказывал. Под вами города держал и большие волости. Детей ваших любил, никому зла не искал, никого не ограбил, не укорил, не обесчестил. Веселился с вами, с вами и горевал. Ныне ждет нас испытание паче прежних. Кто из нас жив будет, блюдите родину. Кто падет, о вдовах и сиротах не печалуйтесь, – живые из нас опекут их. А я, коли паду, поручаю вам блюсти свечу великого нашего дела – крепление Руси. Храните той свечи пламень… Не бойтесь cмepти, бойтесь поражения – оно и cмepть нам несет и бесславие.
(Подошел к простому воину.)
Дмитрий. Вместе с тобой мы росли. Ты как родной жил при моей матери. Теперь надень мои одежды и стань под моим знаменем.
(Поменялись одеждой.)
Старый воин: Что ты делаешь?
Дмитрий. Буду со всеми биться. Так решил, так и сделаю.
Старый воин. Если падешь, что с войском будет?
Дмитрий. Так я никогда не паду, доколе есть войско!
(Уходит Дмитрий, а за ним остальные.)
6-й ведущий. И поехал, и стал впереди войска в Сторожевом полку. И воины следившие за ним, вскоре потеряли его среди воинов. То там, казалось им, мелькнул его шлем, то в ином месте. Каждый воин мог оказаться Дмитрием, – так еще до битвы он стал бесcмepтным: доколе хоть один воин из двухсот тысяч устоит на ногах, дотоле не падет и Дмитрий: даже последний из бьющихся мог оказаться князем.
(Под музыку читают стихотворение.)
Баян к русскому воину
О бранный витязь! Ты печален,
Один, с поникшею главой,
Ты бродишь, мрачный и немой,
Среди могил, среди развалин:
Ты видишь в родине своей
Следы пожаров и мечейИ неужель трава забвенья
Успеет вырость на гробах,
Пока не вспыхнет в сих полях
Война решительного мщенья?
Или замолкла навсегда
Твоя за родину вражда?Твои отцы славяне были,
Железом страшные врагам;
Чужие руки их рукам
Не цепи – злато приносили
И не свобода ль им дала
Их знаменитые дела?Когда с толпой отважных братий
Ты грозно кинешься на бой, –
Кто сильный сдержит пред тобой
Врагов тьмочисленные рати?
Кто сгонит бледность с их лица
При виде гневного бойца?Рука свободного сильнее
Руки, измученной ярмом, –
Так с неба падающий гром
Подземных грохотов звучнее,
Так песнь победная громчей
Глухого скрежета цепей!Не гордый дух завоеваний
Зовет булат твой из ножон:
За честь, за веру грянет он
В твоей опомнившейся длани –
И перед челами татар
Не промахнется твой удар!На бой, на бой! – И жар баянов
С народной славой оживет,
И арфа смелых пропоет:
“Конец владычеству тиранов:
Ужасен хан татарский был,
Но русский меч его убил!”
Николай Языков.
III. Закрепление урока.
- Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва? (Запись в тетрадях.)
- Каково ее международное значение?
- В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
- Почему для победы над врагом необходима уверенность в своей правоте?
- Что заставляло воинов быть непоколебимыми перед трудностями и бесстрашными?
VI. Задание на дом.
Параграф 13, задание 3 в конце параграфа по желанию.
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
26 03 2023 3:37:50
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
25 03 2023 5:53:12
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
24 03 2023 23:55:42
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
23 03 2023 7:56:26
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
22 03 2023 6:55:20
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
21 03 2023 3:39:49
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
20 03 2023 20:49:51

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
19 03 2023 9:17:56
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
18 03 2023 8:57:26
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
17 03 2023 10:56:44

Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
16 03 2023 14:54:18
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
15 03 2023 8:50:36
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
...
14 03 2023 5:17:45
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
13 03 2023 21:42:12
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
12 03 2023 18:32:55
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
11 03 2023 18:18:32
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели,
принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
10 03 2023 10:41:54
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
09 03 2023 8:24:42
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
08 03 2023 5:51:11
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
07 03 2023 0:10:31
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
06 03 2023 5:11:46

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
05 03 2023 7:28:39

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
04 03 2023 12:19:52
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
03 03 2023 22:11:34
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
02 03 2023 12:24:20
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
01 03 2023 14:57:52
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
28 02 2023 18:14:28
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс.
...
27 02 2023 17:27:23
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
26 02 2023 21:27:26
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
25 02 2023 19:12:49
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
24 02 2023 14:25:27
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
23 02 2023 18:45:30
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
22 02 2023 11:10:14
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
21 02 2023 11:14:42
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
20 02 2023 22:36:58
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
19 02 2023 12:56:22

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
18 02 2023 18:55:58
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться.
Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету.
Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов.
...
17 02 2023 17:38:49
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
16 02 2023 5:24:34
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы.
...
15 02 2023 15:25:56
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
14 02 2023 2:54:49
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
13 02 2023 22:31:39
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
12 02 2023 22:24:22
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
11 02 2023 1:56:41
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
10 02 2023 23:29:40
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
09 02 2023 13:28:47
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
08 02 2023 12:32:35
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
07 02 2023 19:54:24
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
06 02 2023 6:14:57
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
05 02 2023 10:25:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::