Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс
Тема урока: «Россия в дореформенное время».
Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок-дискуссия.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
- Образовательный аспект:
- создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в период царствования Александра I и Николая I;
- выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.
- Развивающий аспект:
- развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными видами источников, навыков исторического анализа;
- развитие критического мышления (умение выделять главное, умение систематизировать, сравнивать, анализировать, оценивать ответы других, умение представлять работу группы.);
- развитие умений делать вывод по результатам своей деятельности;
- развитие памяти, внимания, логики, цельности восприятия материала.
- Воспитательный аспект:
- создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны;
- формирование активной жизненной позиции;
- обучение навыкам учебного труда, умению брать на себя ответственность, отстаивать свою точку зрения;
- воспитание коммуникативности, толерантности.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Частично-поисковый (отбор информации, поиск
информации)
3. Методы научного познания – обобщение,
сравнение.
Типы упражнений:
1. Открытого типа (отстаивание своей точки
зрения).
2. Упражнения закрытого типа (конкретизация
фактов).
Средства обучения:
1.Учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История
России XIX век.
2. Иллюстративные: портреты Александра I и Николая
I; карта «Россия в первой половине XIX века».
3. Раздаточный материал (задания для работы в
группах).
Технологии обучения:
1. Критического мышления.
2. Дискуссия.
Структура урока:
I этап урока – вызов. На данной стадии урока систематизируется информация до знакомства с основными вопросами. Выделяются смысловые единицы и графическое их оформление в определенном порядке, с которыми впоследствии происходит работа.
II этап урока – осмысление. На данной
стадии урока учащиеся воспринимают информацию в
виде толстых и тонких вопросов учителя.
Осмысливают. Анализируют. В схему вписывают
реализованные планы.
Вопросы составлены по правлению Александра I.
Правление Николая I оценивается самими учащимися
в ходе работы с опopным планом-конспектом.
III этап – рефлексия. На этой стадии, на основе заполненного кластера учащиеся делают вывод о развитии России в дореформенное время. Внимание обращается прежде всего на реализованные планы, на необходимость проведения реформ, на развитие капитализма в условиях крепостничества.
I.
– На сегодняшнем уроке мы должны закрепить
ранее изученный материал, попытаться обобщить и
выделить основные проблемы в период
царствования Александра I и Николая I.
Наша цель – доказать, что власть понимала
необходимость реформ, что в дальнейшем и
подтвердилось.
Основные проблемы будут сформулированы в виде
кластера. (Приложение 1)
Среди проблем прозвучат:
1. Создание парламента.
2. Отмена крепостного права.
3. Введение конституции.
4. Отмена сословий.
5. Право на образование.
6. Проблемы в национальной политике.
7. Свобода вероисповедания.
8. Решение внешнеполитических задач.
Почему именно эти проблемы были в центре внимания?
- социально-экономическое развитие России тормозили феодально-крепостнические порядки;
- промышленный переворот начинается в условиях феодально-крепостнических отношений;
- развитие капиталистических отношений требовали грамотные кадры;
- необходимо поднять престиж России на международном уровне;
- необходимо участие сословий в управлении государством.
Ваша задача: прослушать вопрос, предложить вариант ответа, вписать в кластер.
II.
1 вопрос: О каком документе идет речь? (90 % населения России в начале XIX века – крестьяне. Крепостных – 40–45 %. Реальные результаты данного документа таковы: во время царствования Александра I заключено 160 сделок, по которым выкупилось на свободу 47 тыс. душ мужского пола. Условия выкупа – 100 рублей серебром, что составляло 15–20 годовых оброков. (1803 г.– указ о вольных хлебопашцах)
2 вопрос: «Светило Российской бюрократии. Великий реформатор без реформ.» (Сперанский М.М. Предложения Сперанского – избирательное право, гражданское право, разделение властей, формирование Госдумы. Появился Госсовет – законосовещательный орган при царе – 1810 г. Созданы министерства – 1802 г.)
3 вопрос:
Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова костра…
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
А.С.Пушкин.
– Какому событию посвящено стихотворение? (Роль данного события в истории России. Какое учебное заведение закончил автор. Какой храм построен в честь данного события. Необходимо обратить внимание на появление Лицея – 1811 год,5 университетов–1809–1819 гг.)
4 вопрос: В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение представлено исключительно дворянами. В.И.Ленин. Назвать героев движения. Цели. Программы обществ декабристов.
5 вопрос: Это слово возникло в Римской империи, и в переводе с латинского означает «Установление, устройство». Может быть дарованной народу, провозглашенной народом. (Конституция Царства Польского. 1815 год.)
Вывод. Формулируют учащиеся на основе
заполненного кластера.
Выводы о правлении Николая I формулируются на
основе работы с планом-конспектом. (Приложение
2, Приложение 3).
Выделяются положительные моменты:
кодификация законов 1830–32 гг., вписываются в
кластер.
III.
– На данном этапе возвращаемся к началу урока, работаем с заполненным кластером, делаем выводы. Заполняем анкету. (Приложение 4)
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
27 05 2023 15:43:33
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
...
26 05 2023 18:43:33
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
25 05 2023 1:19:23
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления.
...
24 05 2023 15:13:54
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину".
В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
23 05 2023 5:55:18
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
22 05 2023 7:28:56
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
21 05 2023 13:35:41
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала.
Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования.
...
20 05 2023 7:57:40
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
19 05 2023 13:48:46
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
18 05 2023 19:25:46
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
17 05 2023 7:34:55
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
16 05 2023 23:40:51
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии.
...
15 05 2023 23:13:35
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
14 05 2023 20:20:44
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
13 05 2023 6:45:21
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
12 05 2023 17:16:48
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
11 05 2023 11:53:55
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
10 05 2023 6:55:43
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
09 05 2023 15:55:47
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
08 05 2023 0:43:18
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
07 05 2023 23:44:13
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
06 05 2023 21:35:48
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
05 05 2023 3:53:10
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
04 05 2023 16:30:20
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
03 05 2023 6:45:52

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....
02 05 2023 1:12:30
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса.
В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения.
...
01 05 2023 12:26:26
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
30 04 2023 17:28:11
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
29 04 2023 23:17:17
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
28 04 2023 8:41:13
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
27 04 2023 10:29:45
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
26 04 2023 9:21:11
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
25 04 2023 22:20:24
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
24 04 2023 12:28:38
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
23 04 2023 22:21:24
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
22 04 2023 18:19:17
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
21 04 2023 20:41:23
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
20 04 2023 0:50:38
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
19 04 2023 14:47:37
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
18 04 2023 20:25:35
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
17 04 2023 13:48:24
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
...
16 04 2023 21:37:35
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
15 04 2023 16:12:15
В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.
...
14 04 2023 16:49:26
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
13 04 2023 18:42:25
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
12 04 2023 13:47:39
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
11 04 2023 11:33:34
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
10 04 2023 21:30:50

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
09 04 2023 12:11:12
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
08 04 2023 4:58:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::