Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс
Тема урока: «Россия в дореформенное время».
Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок-дискуссия.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
- Образовательный аспект:
- создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в период царствования Александра I и Николая I;
- выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.
- Развивающий аспект:
- развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными видами источников, навыков исторического анализа;
- развитие критического мышления (умение выделять главное, умение систематизировать, сравнивать, анализировать, оценивать ответы других, умение представлять работу группы.);
- развитие умений делать вывод по результатам своей деятельности;
- развитие памяти, внимания, логики, цельности восприятия материала.
- Воспитательный аспект:
- создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны;
- формирование активной жизненной позиции;
- обучение навыкам учебного труда, умению брать на себя ответственность, отстаивать свою точку зрения;
- воспитание коммуникативности, толерантности.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Частично-поисковый (отбор информации, поиск
информации)
3. Методы научного познания – обобщение,
сравнение.
Типы упражнений:
1. Открытого типа (отстаивание своей точки
зрения).
2. Упражнения закрытого типа (конкретизация
фактов).
Средства обучения:
1.Учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История
России XIX век.
2. Иллюстративные: портреты Александра I и Николая
I; карта «Россия в первой половине XIX века».
3. Раздаточный материал (задания для работы в
группах).
Технологии обучения:
1. Критического мышления.
2. Дискуссия.
Структура урока:
I этап урока – вызов. На данной стадии урока систематизируется информация до знакомства с основными вопросами. Выделяются смысловые единицы и графическое их оформление в определенном порядке, с которыми впоследствии происходит работа.
II этап урока – осмысление. На данной
стадии урока учащиеся воспринимают информацию в
виде толстых и тонких вопросов учителя.
Осмысливают. Анализируют. В схему вписывают
реализованные планы.
Вопросы составлены по правлению Александра I.
Правление Николая I оценивается самими учащимися
в ходе работы с опopным планом-конспектом.
III этап – рефлексия. На этой стадии, на основе заполненного кластера учащиеся делают вывод о развитии России в дореформенное время. Внимание обращается прежде всего на реализованные планы, на необходимость проведения реформ, на развитие капитализма в условиях крепостничества.
I.
– На сегодняшнем уроке мы должны закрепить
ранее изученный материал, попытаться обобщить и
выделить основные проблемы в период
царствования Александра I и Николая I.
Наша цель – доказать, что власть понимала
необходимость реформ, что в дальнейшем и
подтвердилось.
Основные проблемы будут сформулированы в виде
кластера. (Приложение 1)
Среди проблем прозвучат:
1. Создание парламента.
2. Отмена крепостного права.
3. Введение конституции.
4. Отмена сословий.
5. Право на образование.
6. Проблемы в национальной политике.
7. Свобода вероисповедания.
8. Решение внешнеполитических задач.
Почему именно эти проблемы были в центре внимания?
- социально-экономическое развитие России тормозили феодально-крепостнические порядки;
- промышленный переворот начинается в условиях феодально-крепостнических отношений;
- развитие капиталистических отношений требовали грамотные кадры;
- необходимо поднять престиж России на международном уровне;
- необходимо участие сословий в управлении государством.
Ваша задача: прослушать вопрос, предложить вариант ответа, вписать в кластер.
II.
1 вопрос: О каком документе идет речь? (90 % населения России в начале XIX века – крестьяне. Крепостных – 40–45 %. Реальные результаты данного документа таковы: во время царствования Александра I заключено 160 сделок, по которым выкупилось на свободу 47 тыс. душ мужского пола. Условия выкупа – 100 рублей серебром, что составляло 15–20 годовых оброков. (1803 г.– указ о вольных хлебопашцах)
2 вопрос: «Светило Российской бюрократии. Великий реформатор без реформ.» (Сперанский М.М. Предложения Сперанского – избирательное право, гражданское право, разделение властей, формирование Госдумы. Появился Госсовет – законосовещательный орган при царе – 1810 г. Созданы министерства – 1802 г.)
3 вопрос:
Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова костра…
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
А.С.Пушкин.
– Какому событию посвящено стихотворение? (Роль данного события в истории России. Какое учебное заведение закончил автор. Какой храм построен в честь данного события. Необходимо обратить внимание на появление Лицея – 1811 год,5 университетов–1809–1819 гг.)
4 вопрос: В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение представлено исключительно дворянами. В.И.Ленин. Назвать героев движения. Цели. Программы обществ декабристов.
5 вопрос: Это слово возникло в Римской империи, и в переводе с латинского означает «Установление, устройство». Может быть дарованной народу, провозглашенной народом. (Конституция Царства Польского. 1815 год.)
Вывод. Формулируют учащиеся на основе
заполненного кластера.
Выводы о правлении Николая I формулируются на
основе работы с планом-конспектом. (Приложение
2, Приложение 3).
Выделяются положительные моменты:
кодификация законов 1830–32 гг., вписываются в
кластер.
III.
– На данном этапе возвращаемся к началу урока, работаем с заполненным кластером, делаем выводы. Заполняем анкету. (Приложение 4)
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
03 07 2022 23:58:53
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
02 07 2022 19:16:14
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
01 07 2022 20:16:27

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
30 06 2022 21:30:38
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
29 06 2022 19:47:17
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
28 06 2022 14:49:57
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
27 06 2022 9:27:41
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
26 06 2022 6:42:36
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
25 06 2022 8:59:58
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи.
Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк.
...
24 06 2022 22:34:40
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
23 06 2022 5:22:17
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
22 06 2022 6:46:34
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
21 06 2022 21:55:20
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
20 06 2022 6:40:20
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
19 06 2022 14:22:54
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
18 06 2022 16:55:59
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
17 06 2022 21:13:25
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
16 06 2022 17:37:41
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
15 06 2022 13:28:22
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
14 06 2022 12:51:44
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
13 06 2022 1:35:31
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
12 06 2022 3:43:42
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
11 06 2022 3:13:11
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
10 06 2022 1:16:12
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
09 06 2022 18:52:54
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
08 06 2022 9:24:15
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
07 06 2022 20:12:33
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
06 06 2022 8:31:43
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
05 06 2022 22:32:51
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
04 06 2022 14:23:36
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
03 06 2022 18:53:11
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
02 06 2022 6:57:36
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
01 06 2022 13:39:22

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
31 05 2022 13:26:28
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
30 05 2022 1:14:23
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
29 05 2022 19:31:48
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
28 05 2022 0:17:35
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
27 05 2022 11:55:17
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию
умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия....
26 05 2022 10:18:59
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
25 05 2022 9:39:39
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
24 05 2022 17:34:16
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства.
...
23 05 2022 16:19:54
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм.
...
22 05 2022 16:55:46
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование.
...
21 05 2022 23:59:50
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
20 05 2022 11:51:46
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
19 05 2022 2:25:47
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
18 05 2022 2:42:26
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
17 05 2022 5:41:28
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
16 05 2022 21:43:11
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
15 05 2022 2:40:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::