"Клио — муза истории". Программа дополнительного образования учащихся 5-х классов основной школы
Пояснительная записка
Программа «Клио – муза истории» предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся созданием макетов и моделей, исторической реконструкцией предметов быта и костюма различных эпох.
Материальные памятники, воплощенные в моделированных объектах, являются отражением жизни прошлого, без которых нельзя понять как сути этой жизни, так и отдельных явлений, которые хаpaктерны определенному времени. С помощью исторической реконструкции формируется интерес к прошлому и закладываются основы эстетического восприятия.
Актуальность программы определяется двумя ее аспектами.
- Развитие потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности средствами моделирования.
- Воспитание патриотизма.
Аппаратное обеспечение: Наличие необходимых материалов – бумаги, картона, клея, глины, гончарного круга, ткани.
Программа нацелена на использование инновационных методов воспитания и форм обучения, позволяющих детям развить творческие способности.
Цели программы:
- Развитие личности ребенка, его творческих способностей.
- Формирование патриотических ценностей.
Задачи программы:
- Образовательные:
- углубление и расширение знаний о достижениях мировой и отечественной культуры
- ознакомление учащихся с основами исторической реконструкции как средства памяти о культурном опыте человечества.
- Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории, письменности разных эпох и народов.
- развитие личностных качеств детей: трудолюбия, коллективизма.
- пробуждения интереса к созданию творческих работ.
- Расширение навыков:
- формирование навыков исследовательской работы.
- формирование устойчивого интереса к систематизации информации.
Программа реализуется в подростковом объединении исторической реконструкции «Русь».
Программа рассчитана на одон год обучения и предназначена для учащихся 5 классов (10-11 лет). Образовательный процесс предусматривает групповые (до 15-ти человек) формы учебных занятий.
При реализации программы используются различные методы обучения: словесные, наглядные и пpaктические. Вместе с педагогом дети совершают экскурсии в музеи г.Москвы. Достижения современной техники позволяют использовать в образовательном процессе видео – и мультимедиа пособия.
Особое внимание уделяется стимулированию детей к занятиям. Этому способствует:
- организация выставок, презентаций.
- участие в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» (Издательство «Первое сентября»).
Ожидамые результаты реализации программы.
Представления по следующим позициям работы:
- система основных понятий исторической реконструкции;
- процесс проектирования;
- принципы подготовки к выполнению исторической реконструкции;
- правила участия в конкурсах, фестивалях, выставках.
- правила погружения в информацию историко-культурной направленности.
Знания: технология исторической реконструкции.
Умения:
- общение со сверстниками;
- обсуждение особенностей выставки моделей и макетов в стенах школы и за ее пределами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
СЕНТЯБРЬ–МАЙ
№ |
Наименование тем |
всего часов |
в том числе |
||
теория |
пpaктика |
экскурсии |
|||
1. |
Вводное занятия |
1 |
1 |
|
|
2. |
Жизнь первобытных людей |
5 |
|
5 |
|
3. |
Древний Египет |
5 |
|
4 |
1 |
4. |
Древнее Двуречье |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Китай в древности |
4 |
1 |
3 |
|
6. |
Древняя Греция |
13 |
|
13 |
|
7. |
Древний Рим |
5 |
|
5 |
|
8. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
|
Всего |
36 |
4 |
31 |
1 |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Блок-тема «Жизнь первобытных людей |
5 |
|
|
1 |
Изготовление макета «Жилище древнего человека». Материалы: глина, камешки, дерево, клей. Коллективная работа |
1 |
|
2 |
Изготовление макета «Орудия труда, предметы быта». Материалы: картон, дерево, клей. Индивидуальная работа |
1 |
|
3 |
Сюжетный рисунок «Пещерная живопись». Наскальные рисунки в пещерах. Альтамиры (Испания), Ласко (Франция). Материалы: бумага, уголь. Коллективная работа |
1 |
|
4 |
Изготовление макета «Стоунхендж». Древнейшая в мире астрономическая обсерватория. Материалы: глина, картон. Коллективная работа |
2 |
|
Блок-тема «древний Египет» |
5 |
|
|
5 |
Изготовление рельефного макета «Долина р. Нил». Материалы: картон, краски. Коллективная работа |
1 |
|
6 |
Реконструкция одежды. Женская –парик, воротник, калазирис, схенти. Материалы: ткань, нитки, бусины. Индивидуальная работа |
2 |
|
7 |
Реконструкция одежды. Мужская – парик, шлем, воротник, доспехи, схенти. Материалы: фольга, ткань. Индивидуальная работа |
|
|
8 |
Изготовление свитка из «папируса». Нанесение иероглифов. Материалы : бумага, уголь, тушь. Индивидуальная работа |
1 |
|
9 |
Экскурсия. ГМИИ им. Пушкина |
1 |
|
Блок-тема «Древнее Двуречье» |
2 |
|
|
10 |
Письменность древних жителей Шумера-клинопись. Коллекции табличек в музеях мира |
1 |
|
11 |
Изготовление глиняных табличек. Материалы: терpaкотовая глина, палочки из дерева. Индивидуальная работа |
1 |
|
Блок-тема «Китай в древности» |
4 |
|
|
12 |
Письменность древних жителей Китая – иероглифы. |
1 |
|
13 |
Каллиграфия на камне и на бамбуке. Техника письма, построение иероглифов. Материалы: круглые камни, бамбуковые дощечки, тушь. Индивидуальная работа |
3 |
|
Блок-тема «Древняя Греция» |
13 |
|
|
14 |
Сюжетный рисунок. Внешний облик жителей о. Крит. Материалы: бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
15 |
Изготовление дощечек для письма с покрытием воском. Материалы: дерево, пчелиный воск. Индивидуальная работа |
2 |
|
16 |
Сюжетный рисунок. Мифологические персонажи. Материалы: бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
17 |
Изготовление барельефа. Боги и герои древней Греции. Материалы: глина |
1 |
|
18 |
Изготовление макета. Город Олимпия. Материалы: картон, глина, бумага. Коллективная работа |
1 |
|
19 |
Изготовление макета. Парфенон в городе Афины. Материалы: бумага, глина. Коллективная работа |
1 |
|
20 |
Изготовление модели. Греческая бирема. Материалы: картон, бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
21 |
Реконструкция одежды. Женский и мужской костюм. Материалы: ткань, тесьма. Коллективная работа |
2 |
|
22 |
Изготовление макета. Театральное сооружение. Город Дельфы. Материалы: глина, картон. Коллективная работа |
1 |
|
23 |
Изготовление театральных масок (трагические, комические). Материалы : цветная бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
24 |
Изготовление макета. Театральные билеты. Материалы: глина, гуашь |
1 |
|
Блок-тема «Древний Рим» |
5 |
|
|
25 |
Сюжетный рисунок (Свиток). Буквицы на латинском языке. Материалы : Бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
26 |
Изготовление домашней утвари. Светильники, блюда, чаши, вазы-кратеры. Материалы: глина, гипс, краски для керамики. Индивидуальная работа |
1 |
|
27 |
Реконструкция женского костюма. Материалы :ткань, тесьма. Коллективная работа |
1 |
|
28 |
Реконструкция мужского костюма. Материалы: ткань, тесьма. Коллективная работа |
1 |
|
29 |
Изготовление макета. Римский военный лагерь. Материалы: картон, бумага, гуашь, глина. Коллективная работа |
1 |
|
30 |
Итоговое занятие. Презентация макетов и моделей. |
1 |
|
|
|
36 |
|
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
27 05 2023 0:26:48
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
26 05 2023 10:18:22
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
25 05 2023 4:22:58
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
24 05 2023 22:25:30
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника.
...
23 05 2023 11:25:57
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
22 05 2023 22:21:51
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
21 05 2023 6:25:20
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
20 05 2023 14:15:15
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
19 05 2023 1:57:55
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
18 05 2023 21:51:37
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
17 05 2023 9:30:22
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
16 05 2023 8:50:42
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
15 05 2023 18:14:50
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
14 05 2023 21:19:51
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
13 05 2023 7:53:44
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
12 05 2023 1:54:27
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
11 05 2023 2:20:41
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
10 05 2023 21:38:31
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
09 05 2023 12:50:14
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
08 05 2023 14:38:29
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
07 05 2023 11:57:34
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
06 05 2023 0:50:34
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
05 05 2023 11:11:36
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
04 05 2023 0:48:13
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
03 05 2023 19:35:55
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
...
02 05 2023 23:23:12
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
01 05 2023 15:17:43
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
30 04 2023 10:52:37
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
29 04 2023 21:50:20
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
28 04 2023 8:35:46
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
27 04 2023 21:56:49
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
26 04 2023 20:20:26
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
25 04 2023 13:16:51
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
24 04 2023 8:37:46
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
23 04 2023 21:58:44
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
22 04 2023 1:53:49
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
21 04 2023 5:15:41
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
20 04 2023 5:49:27
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
19 04 2023 8:31:49
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
18 04 2023 12:58:14
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
17 04 2023 17:34:32
Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России.
...
16 04 2023 18:49:42
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
15 04 2023 21:23:54
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
14 04 2023 21:18:34
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
13 04 2023 12:47:41
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
12 04 2023 12:34:16
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
11 04 2023 1:23:35
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
10 04 2023 6:34:41
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
09 04 2023 17:45:20
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
08 04 2023 16:51:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::