"Клио — муза истории". Программа дополнительного образования учащихся 5-х классов основной школы
Пояснительная записка
Программа «Клио – муза истории» предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся созданием макетов и моделей, исторической реконструкцией предметов быта и костюма различных эпох.
Материальные памятники, воплощенные в моделированных объектах, являются отражением жизни прошлого, без которых нельзя понять как сути этой жизни, так и отдельных явлений, которые хаpaктерны определенному времени. С помощью исторической реконструкции формируется интерес к прошлому и закладываются основы эстетического восприятия.
Актуальность программы определяется двумя ее аспектами.
- Развитие потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности средствами моделирования.
- Воспитание патриотизма.
Аппаратное обеспечение: Наличие необходимых материалов – бумаги, картона, клея, глины, гончарного круга, ткани.
Программа нацелена на использование инновационных методов воспитания и форм обучения, позволяющих детям развить творческие способности.
Цели программы:
- Развитие личности ребенка, его творческих способностей.
- Формирование патриотических ценностей.
Задачи программы:
- Образовательные:
- углубление и расширение знаний о достижениях мировой и отечественной культуры
- ознакомление учащихся с основами исторической реконструкции как средства памяти о культурном опыте человечества.
- Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории, письменности разных эпох и народов.
- развитие личностных качеств детей: трудолюбия, коллективизма.
- пробуждения интереса к созданию творческих работ.
- Расширение навыков:
- формирование навыков исследовательской работы.
- формирование устойчивого интереса к систематизации информации.
Программа реализуется в подростковом объединении исторической реконструкции «Русь».
Программа рассчитана на одон год обучения и предназначена для учащихся 5 классов (10-11 лет). Образовательный процесс предусматривает групповые (до 15-ти человек) формы учебных занятий.
При реализации программы используются различные методы обучения: словесные, наглядные и пpaктические. Вместе с педагогом дети совершают экскурсии в музеи г.Москвы. Достижения современной техники позволяют использовать в образовательном процессе видео – и мультимедиа пособия.
Особое внимание уделяется стимулированию детей к занятиям. Этому способствует:
- организация выставок, презентаций.
- участие в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» (Издательство «Первое сентября»).
Ожидамые результаты реализации программы.
Представления по следующим позициям работы:
- система основных понятий исторической реконструкции;
- процесс проектирования;
- принципы подготовки к выполнению исторической реконструкции;
- правила участия в конкурсах, фестивалях, выставках.
- правила погружения в информацию историко-культурной направленности.
Знания: технология исторической реконструкции.
Умения:
- общение со сверстниками;
- обсуждение особенностей выставки моделей и макетов в стенах школы и за ее пределами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
СЕНТЯБРЬ–МАЙ
№ |
Наименование тем |
всего часов |
в том числе |
||
теория |
пpaктика |
экскурсии |
|||
1. |
Вводное занятия |
1 |
1 |
|
|
2. |
Жизнь первобытных людей |
5 |
|
5 |
|
3. |
Древний Египет |
5 |
|
4 |
1 |
4. |
Древнее Двуречье |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Китай в древности |
4 |
1 |
3 |
|
6. |
Древняя Греция |
13 |
|
13 |
|
7. |
Древний Рим |
5 |
|
5 |
|
8. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
|
Всего |
36 |
4 |
31 |
1 |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Блок-тема «Жизнь первобытных людей |
5 |
|
|
1 |
Изготовление макета «Жилище древнего человека». Материалы: глина, камешки, дерево, клей. Коллективная работа |
1 |
|
2 |
Изготовление макета «Орудия труда, предметы быта». Материалы: картон, дерево, клей. Индивидуальная работа |
1 |
|
3 |
Сюжетный рисунок «Пещерная живопись». Наскальные рисунки в пещерах. Альтамиры (Испания), Ласко (Франция). Материалы: бумага, уголь. Коллективная работа |
1 |
|
4 |
Изготовление макета «Стоунхендж». Древнейшая в мире астрономическая обсерватория. Материалы: глина, картон. Коллективная работа |
2 |
|
Блок-тема «древний Египет» |
5 |
|
|
5 |
Изготовление рельефного макета «Долина р. Нил». Материалы: картон, краски. Коллективная работа |
1 |
|
6 |
Реконструкция одежды. Женская –парик, воротник, калазирис, схенти. Материалы: ткань, нитки, бусины. Индивидуальная работа |
2 |
|
7 |
Реконструкция одежды. Мужская – парик, шлем, воротник, доспехи, схенти. Материалы: фольга, ткань. Индивидуальная работа |
|
|
8 |
Изготовление свитка из «папируса». Нанесение иероглифов. Материалы : бумага, уголь, тушь. Индивидуальная работа |
1 |
|
9 |
Экскурсия. ГМИИ им. Пушкина |
1 |
|
Блок-тема «Древнее Двуречье» |
2 |
|
|
10 |
Письменность древних жителей Шумера-клинопись. Коллекции табличек в музеях мира |
1 |
|
11 |
Изготовление глиняных табличек. Материалы: терpaкотовая глина, палочки из дерева. Индивидуальная работа |
1 |
|
Блок-тема «Китай в древности» |
4 |
|
|
12 |
Письменность древних жителей Китая – иероглифы. |
1 |
|
13 |
Каллиграфия на камне и на бамбуке. Техника письма, построение иероглифов. Материалы: круглые камни, бамбуковые дощечки, тушь. Индивидуальная работа |
3 |
|
Блок-тема «Древняя Греция» |
13 |
|
|
14 |
Сюжетный рисунок. Внешний облик жителей о. Крит. Материалы: бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
15 |
Изготовление дощечек для письма с покрытием воском. Материалы: дерево, пчелиный воск. Индивидуальная работа |
2 |
|
16 |
Сюжетный рисунок. Мифологические персонажи. Материалы: бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
17 |
Изготовление барельефа. Боги и герои древней Греции. Материалы: глина |
1 |
|
18 |
Изготовление макета. Город Олимпия. Материалы: картон, глина, бумага. Коллективная работа |
1 |
|
19 |
Изготовление макета. Парфенон в городе Афины. Материалы: бумага, глина. Коллективная работа |
1 |
|
20 |
Изготовление модели. Греческая бирема. Материалы: картон, бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
21 |
Реконструкция одежды. Женский и мужской костюм. Материалы: ткань, тесьма. Коллективная работа |
2 |
|
22 |
Изготовление макета. Театральное сооружение. Город Дельфы. Материалы: глина, картон. Коллективная работа |
1 |
|
23 |
Изготовление театральных масок (трагические, комические). Материалы : цветная бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
24 |
Изготовление макета. Театральные билеты. Материалы: глина, гуашь |
1 |
|
Блок-тема «Древний Рим» |
5 |
|
|
25 |
Сюжетный рисунок (Свиток). Буквицы на латинском языке. Материалы : Бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
26 |
Изготовление домашней утвари. Светильники, блюда, чаши, вазы-кратеры. Материалы: глина, гипс, краски для керамики. Индивидуальная работа |
1 |
|
27 |
Реконструкция женского костюма. Материалы :ткань, тесьма. Коллективная работа |
1 |
|
28 |
Реконструкция мужского костюма. Материалы: ткань, тесьма. Коллективная работа |
1 |
|
29 |
Изготовление макета. Римский военный лагерь. Материалы: картон, бумага, гуашь, глина. Коллективная работа |
1 |
|
30 |
Итоговое занятие. Презентация макетов и моделей. |
1 |
|
|
|
36 |
|
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
05 12 2023 10:57:33
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
04 12 2023 16:46:50
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
03 12 2023 16:11:25
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
02 12 2023 19:42:19
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
01 12 2023 21:25:47
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
30 11 2023 16:19:33
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
29 11 2023 2:49:58
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
28 11 2023 0:39:30
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
27 11 2023 13:37:44
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
26 11 2023 3:34:26
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
25 11 2023 4:52:54
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека.
В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?
...
24 11 2023 10:34:38
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
23 11 2023 7:58:17
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
22 11 2023 16:20:56
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
21 11 2023 1:17:56
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
20 11 2023 3:57:17
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
19 11 2023 2:20:19
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
18 11 2023 20:23:33
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
17 11 2023 14:56:16
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
16 11 2023 0:21:25
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
15 11 2023 21:33:56
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
14 11 2023 1:37:18
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
13 11 2023 17:19:24
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
12 11 2023 3:37:48
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
11 11 2023 4:43:14
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
10 11 2023 13:23:28
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
09 11 2023 2:32:54
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
08 11 2023 19:50:26
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
07 11 2023 15:44:26
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
06 11 2023 21:30:10
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
05 11 2023 15:53:23
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
04 11 2023 5:54:48
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
03 11 2023 1:28:30
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
02 11 2023 7:13:29
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
01 11 2023 5:43:49
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
31 10 2023 14:16:19
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
30 10 2023 16:55:50
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
29 10 2023 1:27:32
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
28 10 2023 15:24:35
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
27 10 2023 0:57:37
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
26 10 2023 11:39:58
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
25 10 2023 18:34:51
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
24 10 2023 23:55:17
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
23 10 2023 13:59:43
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
22 10 2023 23:58:53
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
21 10 2023 17:59:26
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
20 10 2023 7:25:49
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
19 10 2023 20:43:23
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
18 10 2023 0:15:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::