Избирательное право
Тема: Избирательное право
Цели и задачи:
- подвести учащихся к пониманию необходимости участия в выборах;
- на пpaктике познакомить учащихся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и т.д.
- развивать пpaктические навыки участия в процедуре голосования, творческие способности, интерес к занятиям, общественной жизни; умение ставить проблему и отстаивать свою точку зрения;
- подвести учащихся к пониманию Закона о выборах, осознанию эффективности влияния масс на политическую жизнь страны; показать, что выборы являются механизмом демократического управления.
Оборудование: подписные листы, списки избирателей по алфавиту от А до К и от М до Я, протокол голосования, бюллетени для голосования, удостоверение члeна избирательной комиссии, избирательная урна, столики для участников игры, листовки (предвыборная агитация), бэйджики для участников игры, удостоверение Президента Школьной Республики, фонограмма песни «Уголок России».
Дополнительные материалы см. в приложениях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Литература:
Конституция Российской Федерации;
учебники для 9 класса - «Политика и право» Никитин А.Ф., «Введение в обществознание» Боголюбов Л.Н.
«Избирательное право» Никитин А.Ф. Избирательный процесс. М. 1996.
«Избирательное право» Никитин А.Ф. М., Дрофа. 1998.
Избирательный кодекс Белгородской области. - Белгород, 2005.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте. Я приветствую всех собравшихся в этой аудитории.
Тема нашего урока «Избирательное право». Сегодня мы с вами в условиях учебно-деловой игры «Выборы Президента Школьной Республики» будем выбирать главу нашей школьной страны.
В ходе игры вы сможете реализовать свои знания об избирательном процессе, проверите свои организаторские способности и приобретете навыки участия в выборах.
II. Словарная работа
А начнем мы наш урок со словарной работы, вспомним понятия, связанные с этой темой. (Вопросы и предполагаемые ответы) [Приложение 1]
1. Что такое выборы в РФ?
2. Раскройте понятие «Избирательное право граждан».
3. Что такое активное избирательное право?
4. Что такое пассивное избирательное право?
5. Раскройте понятие «Избиратель».
6. Дайте определение «Избирательной комиссии».
7. Продолжите фразу: « Баллотироваться на выборах - это значит…»
8. Что такое референдум?
9. Раскройте понятие «Избирательный ценз»
- Учитель: Впервой главе Конституции говорится: «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления» (ст.1)
- Что хаpaктерно для демократического общества?
Предполагаемые ответы:
- В демократическом обществе гражданин имеет большие возможности реализовать свои цели, но вместе с тем несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.
- Демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, понимания выборов в демократическом обществе.
- Одним из главнейших признаков демократического общества являются выборы, как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.
- Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса – это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.
III. Справка о выборах Президента Школьной Республики
Учитель: Демократии нужно учиться со школьной парты, для этого необходимо осознавать свои интересы, иметь желание их реализовывать, быть политически активным. В рамках нашей школы учащиеся имеют возможность проявить такую активность во время выборов Президента Школьной Республики. Сейчас мы предлагаем вам небольшую справку о выборах Президента Школьной Республики. Слово предоставляется Мезенцевой Ольге (выступление):
- «Выборы Президента Школьной Республики в нашей школе проводятся с 1995 года. В школьную летопись занесены имена восьми Президентов Школьной Республики: Трунова В., Бабенковой Т., Литвиновой О., Андреевой Е., Евдощенко В., Олих О., Пшеничной А., Литвяк Н. С 1995 года по 2003 год выборы в нашей школе проводились раз в два года, а с 2003 года по настоящее время каждый год.
Вначале на заседании Школьного Парламента принимается решение о проведении очередных выборов и устанавливается дата их проведения.
Затем итоги заседания Парламента объявляются на общешкольной линейке, по радио узлу. В газете «Наша школьная страна» публикуется объявление о предстоящих выборах и дате их проведения. Одновременно формируется избирательная комиссия и происходит выдвижение кандидатов в Президенты Школьной Республики. Выдвижение кандидатов на должность Президента Школьной Республики осуществляется только на добровольной основе.
Баллотироваться на должность Президента Школьной Республики имеют право учащиеся 8-11 классов, принимают участие в выборах учащиеся 5-11 классов».
IV. Ролевая игра
Учитель: Сегодня, 24 апреля 2007года, мы начинаем игру: «Выборы Президента Школьной Республики». В роли Председателя Центральной избирательной комиссии Пшеничная Алена; в роли Секретаря участковой избирательной комиссии Слюсарева Анна; Нерухов Сергeй выступает в роли члeна участковой избирательной комиссии (представление и вручение удостоверений). [Приложение 2]
Слово для выступления предоставляется Председателю Центральной избирательной комиссии Пшеничной Алене Ивановне (выступление):
- «На имя председателя избирательной комиссии поступило письменное уведомление от Рабочей Елены в том, что она выдвигает свою кандидатуру в ПШР, так же поступило уведомление от Нерухова Алексея о том, что он дает согласие баллотироваться в ПШР от избирательного объединения 9 класса. [Приложение 3]
Кандидаты в Президенты ШР получили удостоверения, подтверждающие, что они являются кандидатами в ПШР и подписные листы. [Приложение 4]
Кандидаты должны были собрать по 30 подписей избирателей, поддерживающих выдвижение их кандидатур на должность ПШР.
Также поступило письменное заявление от кандидата в ПШР Рабочей Елены с просьбой зарегистрировать ее доверенным лицом Мезенцеву Ольгу и от Белимова Кирилла поступило заявление, в котором он дает согласие быть доверенным лицом Нерухова Алексея. [Приложение 5]
Доверенные лица были зарегистрированы избирательной комиссией, им выданы удостоверения. Доверенным лицам пришлось немало потрудиться, чтобы собрать необходимое число голосов в поддержку своих кандидатов. Они сдали подписные листы в избирательную комиссию. Мы проверили эти списки, в них нет повторов фамилий. Кандидаты были зарегистрированы и сейчас мы им вручим удостоверения в том, что они являются кандидатами в ПШР».
V. Предвыборные дебаты
Учитель: Уважаемые кандидаты, избиратели, оппоненты и наблюдатели, мы с вами присутствуем на встрече с кандидатами в ПШР. Здесь также присутствуют их доверенные лица, избиратели, представители средств массовой информации. Прошу кандидатов в Президенты Школьной Республики и их доверенных лиц, занять свои места в этом зале.
Слово для выступления предоставляется Белимову Кириллу – доверенному лицу Нерухова Алексея (выступление):
- «Нерухов Алексей – ученик 9 класса выдвигается кандидатом в ПШР от избирательного объединения учащихся данного класса.
Алексей учится в нашей школе с первого класса. За время обучения зарекомендовал себя способным учеником, у него только хорошие и отличные оценки.
Алексей активно участвует в общественной жизни школы: занимается в хореографическом кружке, посещает спортивные секции, осваивает персональный компьютер. Он исполнителен. Любознателен.
Алексей отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, он служит примером для нас. Выдвигая кандидатуру Нерухова Алексея на пост ПШР, мы уверены, что он выполнит свои обещания, если не на 100%, то на 70% - обязательно. Голосуйте за Нерухова Алексея, вы не пожалеете!».
- Учитель: Слово предоставляется кандидату в ПШР Нерухову Алексею (выступление):
- « Я, ученик 9 класса, Нерухов Алексей, выдвинут кандидатом на пост Президента Школьной Республики от избирательного объединения 9 класса, в случае моего избрания на этот почетный и ответственный пост, предлагаю следующую программу своей работы:
1. Для расширения кругозора необходимо организовать больше недорогих экскурсий.
2. Чтобы наша жизнь была более интересной, предлагаю проводить дискотеки ежемecячно.
3. Предлагаю организовать театр, постановки которого будут затрагивать основные проблемы современной молодежи.
4. У каждого из нас есть свое хобби, которое, возможно, вскоре превратится в профессию, поэтому я предлагаю провести конкурс сочинений «Мое хобби», чтобы узнать, чем же увлекаются наши ребята и определить самое занимательное и полюбившееся хобби.
В случае моего избрания на пост Президента Школьной Республики, я обещаю приложить все усилия, чтобы сделать нашу школьную жизнь более интересной и разнообразной»
- Учитель: Слово предоставляется кандидату в ПШР Рабочей Елене (выступление).
- Что я могу обещать школе и классу, если меня выберут ПШР:
- Проводить ежемecячно День здоровья;
- Организовать спортивные различные секции, способствующие развитию физической подготовки;
- Уделить больше внимания озеленению школы;
- Создать живой уголок;
- Добиться введения спаренных уроков для учащихся 9-11 классов;
- Ввести предмет «Деловое общение»; «Психология»;
- Проведение экскурсий во время каникул;
- Введение дня хороших манер;
- Оставить пятидневку.
-Учитель: Слово предоставляется доверенному лицу кандидата в ПШР Рабочей Елены – Мезенцевой Ольге (выступление):
- Уважаемые избиратели, Рабочая Елена скромная, внимательная, отзывчивая, честная, надежная. Елена – разносторонний увлекающийся человек. Она, если ее выберут Президентом ШР, сделает нашу школьную жизнь еще веселее, разнообразнее и интереснее. Пришло время выбирать себе достойного Президента, которому можно доверять, на которого можно надеяться.
Голосуйте за умную, находчивую, справедливую и надежную – Рабочую Елену! Спасибо».
- Учитель: Уважаемые избиратели, представители прессы вы, ознакомившись с программой кандидатов, с биографическими сведениями о них, сейчас можете получить ответы на интересующие вас вопросы.
- Слюсарева Анна - внештатный корреспондент школьной газеты «Ком». Вопрос кандидату в ПШР Нерухову Алексею. Алексей Алексеевич, если вы узнаете, что за вас проголосует всего лишь 8% избирателей и вам не победить на выборах, пойдете ли вы голосовать? Спасибо.
- Конечно, пойду. Знаете, есть такая поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», я себя отношу к этой категории солдат. Я непременно пойду на выборы и сделаю свой выбор.
- Пилипенко Елена – представитель газеты «Наша школьная страна». Вопрос кандидату в ПШР Рабочей Елене: «Елена Александровна, у В.Маяковского есть такая строчка: «Голос единицы тоньше писка…» - как вы относитесь к этому высказыванию? Спасибо.
- Я считаю, что результат выборов зависит от мнения каждого человека, независимо от того, какой он пост занимает. Как раз от таких единиц зависит будущее страны.
- Ярковский Валерий. Вопрос доверенному лицу кандидата в ПШР Рабочей Елены Мезенцевой Ольге: «Ольга Ивановна, скажите, пожалуйста, вы, оказывая поддержку, своему кандидату на что-то рассчитываете?»
- Вопрос, конечно, провокационный. Я думаю, если Рабочая Елена одержит победу на выборах, она найдет мне достойное место в своем окружении.
- Бабенков Иван. Вопрос доверенному лицу кандидата в ПШР Нерухова Алексея Белимову Кириллу: «Кирилл Владимирович, о достоинствах вашего кандидата мы уже слышали, но ведь у каждого человека есть свои недостатки, над которыми необходимо работать. Какие недостатки, на ваш взгляд, есть у Нерухова Алексея? Спасибо».
- Да, как и у каждого человека, у Алексея Алексеевича есть свои недостатки, но, поверьте, на работе в занимаемой должности, если его изберут ПШР - это не отразится.
Учитель: Вот вы и познакомились с предвыборными платформами кандидатов на пост Президента Школьной Республики. Хочется, чтобы вы отнеслись серьезно к выборам Президента Школьной Республики. Хоть это и игра, но молодой человек, избранный на эту руководящую должность, будет иметь функциональные обязанности, максимально приближенные к настоящей государственной должности Президента, т.е. издавать Указы, представлять интересы школы, формировать администрацию. Поэтому хорошенько подумайте, прежде чем ставить галочку в избирательном бюллетене.
Давайте поблагодарим кандидатов за проделанную работу, за то, что они нашли смелость выставить свою кандидатуру, достойно представить свою программу и себя. Наша встреча подошла к концу. С этого момента прекращается всякая агитация. Избирательную комиссию прошу пройти на избирательный участок и подготовиться к работе.
VI. Выборы
Учитель: Вот и настал долгожданный торжественный день. Мы с вами находимся на избирательном участке. Первыми пришли сюда члeны избирательной комиссии. Здесь присутствуют: наблюдатель, в роли которого выступает Захарова Оксана; представитель прессы в лице Пилипенко Елены. В присутствии избирательной комиссии, наблюдателя, прессы, мы осматриваем избирательную урну - она пуста, опечатываем ее и ставим в положенное место.
- Избирательная комиссия, вы готовы встречать избирателей?
- Председатель Избиркома: Да. Избирательная урна опечатана, избирательная комиссия присутствует в полном составе, списки избирателей готовы, бюллетени в наличии – значит можно приступать к голосованию. Звучит фонограмма песни «Уголок России». Первыми голосуют члeны избирательной комиссии. После окончания голосования, избирательная комиссия в присутствии прессы, наблюдателя – вскрывают избирательную урну и ведет подсчет голосов. Избирателям предлагается викторина.
VII. Викторина
Учитель: Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Осмысление и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Эту возможность нам представляют школьные уроки.
Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в мир избирательного права и ответить на вопросы викторины: [Приложение 6]
1. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Белгородской областной Думы?
2. Закончите следующее определение: «Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется…»:
3. Что представляют собой выборы в России?
4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:
5. Кто является председателем Областной избирательной комиссии?
6. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?
7. Кого по закону выбирают в России?
8. Кто является председателем Центральной избирательной комиссии?
9. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?
10. Кто является председателем Белгородской районной территориальной избирательной комиссии?
11. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?
12. Закончите следующее предложение: «Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации…»
Репортаж с избирательного участка.
Корреспондент газеты «Наша школьная страна» Пилипенко Елена:
- Уважаемые избиратели, сегодня, 24 апреля 2007 года, мы с вами находимся на избирательном участке МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Здесь только что завершилось подведение итогов голосования по выборам ПШР. Я обращаюсь к Председателю избирательной комиссии: «Алена Ивановна, сегодня для вас напряженный день, что вы можете сказать об активности избирателей?»
- Активность избирателей выше, чем ожидалось.
- Корреспондент: Насколько мне известно, вы уже подвели итоги голосования. Если можно, несколько слов для избирателей. Ведь им интересно узнать результаты голосования.
- Председатель Избиркома: Согласно протоколу голосования по выборам ПШР от 24 апреля 2007 года: общее количество избирателей, принявших участие в голосовании – 18;
количество выданных бюллетеней – 18;
количество бюллетеней, оказавшихся в урне – 18;
недействительных бюллетеней в избирательной урне не оказалось;
количество избирателей, проголосовавших: «За»: Нерухова Алексея – 13
Рабочую Елену – 5
- Корреспондент: по-разному чувствуют себя избиратели в этой ситуации, кто-то рад за своего кандидата, а кто-то огорчен. А как себя чувствует кандидат, одержавший победу на выборах. Давайте предоставим слово Нерухову Алексею (выступление Нерухова А.):
- Уважаемые избиратели! Я искренне благодарю вас за оказанное мне доверие. Я думаю, что вы высоко оценили мою программу и уверены в моих силах. Я же в свою очередь постараюсь оправдать ваши надежды и намеченную мною программу выполнить достойно. Спасибо всем за поддержку.
- Корреспондент: Елена Александровна, что бы вы пожелали вашему оппоненту?
- Уважаемые избиратели! Сегодня одержал победу на выборах в ПШР Нерухов Алексей. Я искренне рада за него, и думаю, что он не оставит без внимания хотя бы некоторые пункты моей программы, ведь за меня проголосовало 5 человек, а это что-то да значит. Удачи вам, Алексей Алексеевич и плодотворной работы в должности ПШР.
- Корреспондент: Алексей Алексеевич, еще раз, поздравляю вас с избранием на должность ПШР. Успехов вам в осуществлении намеченных планов. На этом наш репортаж с избирательного участка завершен, благодарим за внимание.
Посвящение в Президенты Школьной Республики
Председатель Избиркома: Алексей Алексеевич, примите мои поздравления. У меня в руках документ, в котором перечислены ваши права, как ПШР (зачитывание):
- Назначить и смещать члeнов школьного парламента.
- Вносить изменения в правила прохождения сельскохозяйственной пpaктики.
- Вносить предложения о поощрении за добросовестное отношение к учебе и активное участие в общественной жизни школы.
- На один свободный от занятий день (1 раз в месяц)
- Право на первоочередное предоставление путевки в туристическую поездку.
- Принимать решение о датах проведения общешкольных вечеров, в том числе дискотек.
Настал торжественный момент. Удостоверение вручается Нерухову Алексею ученику 9 класса в том, что он действительно является ПШР МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» (вручение).
По окончании звучания Гимна Школьной Республики Президент ШР произносит клятву:
- Я, Нерухов Алексей, ПШР МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» перед своими избирателями клянусь:
- честно выполнять свои обязанности;
- быть справедливым;
- клянусь помогать избирателям в любое время, и подчинятся законам школьной республики;
- клянусь выполнять свою программу.
Учитель: сегодня мы выбирали ПШР, вы приняли самое активное участие в этой игре, но некоторые граждане не хотят идти на избирательные участки и голосовать. Как вы относитесь к позиции неучастия в выборах?
Предполагаемые ответы:
- Если каждый человек будет рассуждать, что выборы обойдутся без него, то так может и случится, но может быть такое, что из-за одного голоса выборы могут быть
признаны недействительными, и тогда будут назначены новые выборы, вновь начнется избирательная кампания – а ведь это немалые деньги.
- Я считаю, что в день выборов обязательно нужно идти на избирательные участки и голосовать. Но не просто приходить и ставить галочку за кого придется, а выбирать более достойного из списка кандидатов, а для этого необходимо более внимательно следить за информацией в период избирательной кампании.
- Я считаю, что люди, которые не ходят на выборы – безразличны ко всему происходящему вокруг, а от этого безразличия страдаем в первую очередь мы.
- Я считаю, что каждый сознательный гражданин обязан сделать свой выбор. Многие сетуют, что жизнь недостаточно хороша, кругом несправедливость. Но ведь граждан нашего государства, реализуя свое право голоса, могут изменить ситуацию, если не изменить, то хотя бы попытаться.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы приобрели пpaктические навыки участия в голосовании. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны.
Я думаю, что вы постараетесь сделать все необходимое, чтобы наша жизнь стала лучше, жизнь граждан достойнее. Спасибо за работу.
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
08 12 2023 4:41:26
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.
...
07 12 2023 10:23:27
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
06 12 2023 13:31:39
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в
выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы
каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами
государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в
выборах....
05 12 2023 2:16:20
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории.
...
04 12 2023 9:42:57
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
03 12 2023 10:45:40
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
02 12 2023 9:55:44
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
01 12 2023 4:16:10
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
30 11 2023 6:50:48

Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
29 11 2023 8:18:19
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
28 11 2023 4:53:53
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
27 11 2023 0:27:28
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
26 11 2023 11:20:52
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
25 11 2023 16:36:55

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
24 11 2023 23:59:48
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
23 11 2023 20:30:57
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
22 11 2023 8:54:15
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
21 11 2023 19:56:35
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
20 11 2023 17:16:31
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
19 11 2023 15:31:35
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
18 11 2023 3:46:30
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
17 11 2023 5:33:27
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
16 11 2023 21:19:53
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
15 11 2023 14:25:41
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
14 11 2023 7:31:36
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
13 11 2023 22:41:33
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным.
...
12 11 2023 22:38:41
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
11 11 2023 13:14:56
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
10 11 2023 11:41:45
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
09 11 2023 4:14:23
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
08 11 2023 8:32:46
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
07 11 2023 14:49:39
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
06 11 2023 3:31:53
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
05 11 2023 22:23:58
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
04 11 2023 6:46:56
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
03 11 2023 14:16:36
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
02 11 2023 8:13:40
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
01 11 2023 9:59:20
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
31 10 2023 10:26:36
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
30 10 2023 23:58:38
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
29 10 2023 13:26:53
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
28 10 2023 21:53:51
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
27 10 2023 22:51:33
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
26 10 2023 17:45:16
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
25 10 2023 5:18:52
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса.
На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления.
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
24 10 2023 10:35:55
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты.
...
23 10 2023 3:39:58
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
22 10 2023 4:27:11
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности.
...
21 10 2023 10:21:44
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
20 10 2023 21:31:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::