Память поколений. Сталинградская битва
Цели урока:
1. Образовательная
2. Воспитательная
- воспитание уважительного отношения к героизму и самоотверженности нашего народа в годы войны;
- воспитание культуры поведения на уроке во время коллективной работе класса;
3. Развивающая
- развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы с источниками;
- развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся, выявление их эрудиции.
- развитие монологической речи учащихся;
Предварительная работа
:Класс разделен на три группы для создания мультимедийных проектных работ на основе письменных исторических источников, кино- и фотоматериалов
Группа |
Задание |
I |
Изучение событий августа 1942 – февраля 1943 г. как составной части Великой Отечественной войны |
II |
Виртуальная экскурсия в сопоставлении по военному Сталинграду и современному Волгограду |
III |
Виртуальная экскурсия по мемориальному комплексу “Мамаев курган” |
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем цикл уроков и мероприятий, посвящённых Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаемся к такому важному событию, как Сталинградская битва, которая стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной и II Мировой войны. Перед нами стоит задача вспомнить основные события этой великой битвы, дать оценку героизму не только бойцов, отстоявших город на Волге, но и тех людей, которые в тяжелейшие годы изгнания фашистов с территории нашей Родины начали восстановление города, пpaктически стёртого с лица земли, тех, кто изо дня в день, вплоть до сегодняшнего, сохраняет и передаёт память об этом Подвиге великого народа. К этому уроку мы с вами готовились поэтапно, и сегодня нам предстоит обобщить ту работу, которую вы выполняли в учебных группах в рамках проектной деятельности.
I группа | Материал учебного пособия дополняется письменными историческими источниками, кино- и фотоматериалами. |
II группа | Экскурсия строится на эффекте фотодокументального сопоставления города, разрушенного в ходе уличных боев, и его современного облика, в котором ярко видна живущая память поколений, сохраняющих и передающих через каждый дом, каждую улицу, каждый памятник героям войны чувство искреннего признания и благодарности за наш сегодняшний день, за право жить и быть счастливыми. |
III группа | Экскурсия по мемориальному комплексу “Мамаев курган” подкрепляется рассказом о каждом монументе. Особое внимание хочется обратить на то, что комплекс развивается – в 1993 г. Патриарх Алексий освятил на Мамаевом кургане место для строительства храма, в котором люди могут сегодня, вспоминая родных, отдавших силы, здоровье и жизнь в тылу и на всех фронтах Великой Отечественной, поставить свечу в их память. |
В завершении работы каждой группы отводится время для ответов на вопросы, возникающие у одноклассников в процессе знакомства с материалом.
Завершающий этап урока – подведение итогов работы класса в целом: достижение главной цели проекта – создание целостного представления о месте, значении и роли Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны, о беспрецедентном героизме всех защитников города на Волге: генералов, солдат, тружеников заводов и жителей города.
Домашнее задание:
Материалы к уроку
В пламени Сталинградской битвы – величайшей в истории мировых войн – родилась победа нашего народа в Великой Отечественной войне! Победа пришла благодаря единству всех – от мала до велика, на фронте и в тылу. Победа под Сталинградом – это поистине всенародная Победа.
Николай Максюта
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
СССР
о вручении городу-герою Волгограду ордена Ленина
и медали “Золотая Звезда”
За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Волгограда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. вручить городу-герою Волгограду орден Ленина и медаль “Золотая Звезда”.
Председатель Президиума Верховного
Совета СССР А. МИКОЯН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.
ГЕОРГАДЗЕ
Москва, Кремль, 8 мая 1965 г.
...Когда идешь по Волгограду, невольно обращаешь внимание на гранитные постаменты с танковыми башнями. Каждая из них установлена на месте ожесточенных сражений за город. Здесь проходила передовая линия обороны Сталинграда, тот последний рубеж, дальше которого враг не смог сделать ни шага вперед. Именно с этого рубежа советские воины перешли в известное всему миру наступление.
Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. 17 июля 1942 года части 62-й Советской армии вошли в соприкосновение в излучение Дона с передовыми частями группировки немецких войск под комaндованием генерала Паулюса.
Началась Сталинградская битва. В ходе тяжелых боев советские войска, проявив стойкость и героизм, сорвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 года немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км. Но все-таки враг, пусть медленно, приближался к городу. Немцы форсировали Дон. Наступил трагический день 23 августа 1942 года, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. Навстречу танкам был брошен заслон из рабочих батальонов и частей НКВД. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда.
Октябрь 1942 года. Защитники Сталинграда непреклонно удерживали город. В руках немцев находились Мамаев курган, выходы к Волге в районе тpaкторного завода и в районе устья Царицы. Но немецкие войска 6-й армии Паулюса так и не смогли овладеть всей территорией Сталинграда. Сталинград теперь стал “адом” для их солдат и офицеров, терявших здесь последние остатки боевого духа. День ото дня возрастал, напротив, пыл уцелевших защитников города, воодушевлённых надеждой на близкий перелом в ходе борьбы и гордостью за совершаемый ими подвиг.
Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 года. Ему удалось в последний раз поколeбaть оборону защитников города, но и тогда он не смог достичь окончательных результатов.
К этому времени в Ставке Верховного Главнокомaндования уже был разработан план наступательной операции, который получил название “Уран”. В первой половине ноября 1942 года к Сталинграду были стянуты крупные силы советских войск, переброшены огромные потоки военных грузов.
19 ноября 1942 года, полностью использовав эффект внезапности, советские войска начали наступление, в ходе которого уже на пятый день операции было блестяще завершено окружение крупной группировки противника общей численностью свыше трёхсот тысяч человек. 10 января 1943 года войска Донского фронта приступили к окончательной ликвидации противника. 24 января 1943 года Паулюс доносил в гитлеровскую ставку: “Ввиду вклинения противника на многих участках фронт разорван… дальнейшая оборона бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу немедленно дать разрешение на капитуляцию”. Ответная радиограмма пришла на следующий день: “Запрещаю капитуляцию! — отвечал Гитлер. — Армия должна удерживать свои позиции до последнего человека и до последнего патрона”. Утром 31 января 1943 года над полуразрушенными стенами универмага, где располагался штаб Паулюса, гитлеровцы подняли белый флаг. Несколько воинов 138-й мотострелковой бригады во главе с капитаном Ф.М.Ильченко прошли через площадь, спустились в подвал универмага и здесь узнали о готовности противника капитулировать. 2 февраля 1943 года около 100 тысяч из 330 тысяч окруженных сдались в плен.
В 1942 – 1943 годах в Сталинграде было положено начало коренному перелому во второй мировой войне, разгрому фашизма. Тысячи и тысячи наших соотечественников – простых, дорогих, любящих и любимых – не пощадили себя, кровью своей, жизнью своей отстояли этот город на Волге, нашу будущую Победу, наш Мир. Сам город на Волге, каждая улица, дом хранят память об этом.
Памятники, посвящённые Сталинградской битве:
- Танковые башни – рубеж обороны города.
- Проспект имени Ленина – центральная магистраль Волгограда, построенная после войны; у моста через речку Царицу, в глубокой штольне помещался штаб Сталинградского фронта до середины октября1942 г.
- Центральный универмаг: в его подвале был пленен фельдмаршал Паулюс.
- Площадь Павших борцов: в дни битвы на площади развернулись ожесточенные сражения. Сегодня в почетный караул у Вечного огня встают юные граждане города.
- Каждый дом был крепостью: знаменитый Дом Солдатской славы, отмеченный на личной карте Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под комaндованием сержанта Я. Ф. Павлова и лейтенанта И. Ф. Афанасьева. 58 дней они отбивали атаки врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт.
- Руины старой мельницы: они оставлены в центре города как суровая память войны. Это единственное здание в центре города, которое не тронула рука строителя. В дни Сталинградской битвы здесь находился комaндный пункт батальона одного из полков героической 62-й армии.
- Сталинградские заводы, которые не прекращали выпускать танки даже под огнем противника: по территории Волгоградского тpaкторного завода “Красный Октябрь” проходила линия обороны. Отсюда в 1943 году на Курскую дугу была отправлена колонна танков, на башнях которых было написано: “Ответ Сталинграда”. Упopные бои шли и в районе завода “Баррикады”. Здесь сражалась дивизия полковника Людникова И. И. Окруженная с трех сторон, прижатая к Волге, по которой шел ледоход, она, не имея патронов, хлеба, отбила все атаки врага. “Островом Людникова” назвала история эту узкую полоску берега, которую противнику так и не удалось захватить.
- Стенка соляной пристани с выбитой на камне надписью: “Здесь стояли наcмepть гвардейцы Родимцева, выстояв, они победили cмepть”.
В Волгограде много исторических мест, связанных с великой битвой на Волге. Но ключевой позицией сражения за Сталинград по праву считается Мамаев курган, названный в 1942-1943 гг. Главной высотой России. Здесь шли самые ожесточенные и кровопролитные бои. Именно здесь 26 января 1943 года соединились войска Донского фронта и легендарной 62-й армии, расчлeнив окруженную группировку гитлеровцев на две части. Первым прорвался через линию обороны врага советский танк Т-34. Теперь он стоит как памятник на месте исторической встречи наших войск. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт мемориал — памятник защитникам Сталинграда, созданный авторским коллективом под руководством народного художника СССР Е.В.Вучетича. И сейчас бесконечен людской поток на Мамаевом кургане.
Историко-мемориальный комплекс начинается с вводной композиции – многофигурной скульптуры “Память поколений”, как неотъемлемой части всенародного шествия с цветами, венками, приспущенными знаменами в память тех, кто отстоял жизнь и свободу. Подъем по ступеням лестницы выводит посетителей в аллею пирамидальных тополей. Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля. Отсюда видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы. По авторскому замыслу все эти компоненты подготавливают чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города-героя не знали стpaxa в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.
Памятник открывается монументом “Стойкость”. С противотанковой гранатой, с автоматом в руке, поднявшись на тверди волжского берега, встал боец. Родина приказала – выстоять. И эту решимость видишь и в суровых чертах воина, и в надписях на камне, сделанных как бы штыком, осколком снаряда. Так клялись в суровые дни битвы защитники Сталинграда.
Чуть выше – стены-руины города. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих "развалин" выступают изображения человеческих лиц в определенном смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве. На торце левой стены изображен момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: "За Волгой для нас земли нет" – это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию. В конце левой стены изображен символический эпизод: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. На торце правой стены образ героя – Михаила Паникахи. Севернее Мамаева кургана на наши позиции шли в наступление немецкие танки. Подпустив головной танк противника как можно ближе, Паникаха поднялся из окопа, чтобы метнуть бутылку с зажигательной смесью, но в этот момент пуля разбила ее, и пламя охватило одежду. С последней бутылкой в руке, как пылающий факел, бросился он навстречу, разбил бутылку о решетку надломленного люка, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком. "Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!" – высечены слова под изображением объятого пламенем героя. Правая стена начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: "Я из 62-й!" – и устремляется в бой. С не меньшей выразительностью и глубиной рассказывают фрагменты, размещенные в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдавая все для фронта, все для победы.
На следующей террасе перед посетителями открывается панорама площади Героев. В центре – огромный водяной партер. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги. Непосредственно к бассейну, с трех сторон примыкает четырехрядный амфитеатр, поверхность которого покрыта гранитом. В воде отражаются гoлyбизна неба, зелень деревьев, шесть скульптурных композиций, в которых отображены совершенно конкретные подвиги воинов Сталинградской битвы. Первая композиция – "Выстояв, мы победили cмepть". Два солдата защищают позицию. Один из них тяжело ранен. Он не может стоять, силы покидают его. Но в руке еще осталась граната. Он не выпускает ее. Рядом товарищ, у которого в автомате не осталось патронов, но еще есть силы. Вдвоем они готовы вступить в последнюю схватку с врагом. Вторая композиция рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Только в 62-й армии свыше тысячи женщин были награждены орденами и медалями. Вот дeвyшка-санитарка согнулась под тяжестью раненого солдата. Может быть, в этой скульптуре нашли отражение образы Дуси Дмитриевой, Нади Жарких, Тамары Шмаковой, которые прошли от Волги до Берлина и вынесли с поля боя сотни раненых. Третья композиция посвящена морякам Волжской флотилии. Прижав к себе связки гранат, решительно устремился вперед моряк, готовый броситься под фашистский танк, но не пропустить врага. Четвертая композиция передает напряжение раненого комaндира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем. Пятая композиция – погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперед. Шестая композиция аллегорическая – два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.
Неизгладимое впечатление оставляет у посетителей знаменитый Зал Воинской славы, по всему периметру стены которого свисают 34 символических красных знамени. На них начертаны имена более 700 воинов, павших в Сталинградской битве. Над знаменами – гвардейская лента, и на ней надпись: "Да, мы были простыми cмepтными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!". Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
Рядом с Залом Воинской славы, на площади — монумент “Скорбь”. Скульптурная композиция отражается в спокойной глади примыкающего к ней бассейна. Склонились к воде плакучие ивы... В 1993 году патриарх Алексий II освятил место для строительства храма на Мамаевом кургане, у братской могилы. Строительство было завершено к 60-летию Победы.
Главный монумент ансамбля – “Родина-мать зовет!”. Фигура женщины-матери, поднимающей своих сыновей в последнюю для многих из них атаку, лишена какой бы то ни было идеализации: ее лицо черно от гнева и ненависти к врагу, обнаженные сильные руки вознесены к самому небу, правая до судороги сильно сжимает рукоять меча, левая повелевает идти за собой. Сильный, как бы противоборствующий скульптуре ветер отбрасывает ее коротко остриженные волосы и просторную одежду назад. Скульптура “Родина-мать зовет!” является композиционным центром архитектурного ансамбля, представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке меч длиной 33 м. Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице, которая видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева Кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки километров.
Волгоград. Город, рожденный заново. Новые улицы, новые дома. Потому что старых, довоенных, почти не осталось. Но их нельзя забыть, как нельзя забыть историю. В этом городе любят и ценят настоящее, думают о будущем и всегда помнят прошлое.
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
18 03 2024 11:13:40
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
17 03 2024 23:20:34
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...
16 03 2024 2:56:29
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
15 03 2024 6:58:37
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм. ...
14 03 2024 1:11:19
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
13 03 2024 10:44:41
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
12 03 2024 3:57:48
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
11 03 2024 3:31:50
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
10 03 2024 18:16:18
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
09 03 2024 17:38:53
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
08 03 2024 22:28:27
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
07 03 2024 0:11:59
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
06 03 2024 19:39:59
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
05 03 2024 16:32:59
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
04 03 2024 17:32:41
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 03 2024 8:25:39
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
02 03 2024 10:44:17
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
01 03 2024 15:22:30
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
29 02 2024 10:26:41
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
28 02 2024 16:20:52
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
27 02 2024 6:28:43
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
26 02 2024 21:15:14
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
25 02 2024 7:40:37
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
24 02 2024 0:15:49
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа дает большой простор для применения различных технологий в работе с учащимися....
23 02 2024 20:16:40
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...
22 02 2024 21:44:45
Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
21 02 2024 9:51:33
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
20 02 2024 15:15:53
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
19 02 2024 6:22:54
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
18 02 2024 12:48:53
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
17 02 2024 22:36:55
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
16 02 2024 8:40:51
Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....
15 02 2024 9:12:22
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
14 02 2024 16:11:16
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
13 02 2024 23:35:16
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
12 02 2024 11:48:44
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
11 02 2024 10:28:22
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
10 02 2024 2:32:17
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
09 02 2024 6:52:54
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
08 02 2024 17:59:21
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...
07 02 2024 18:28:49
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
06 02 2024 22:42:22
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
05 02 2024 12:31:18
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
04 02 2024 22:48:23
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
03 02 2024 18:46:39
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
02 02 2024 23:20:49
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
01 02 2024 6:43:28
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
31 01 2024 12:50:44
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
30 01 2024 11:21:51
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
29 01 2024 17:14:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::