Урок истории на тему "Крещение Руси"
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси.
Задачи урока:
- показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства на Руси, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
- создать условия для развития умений работать с текстом, публично выступать, систематизировать материал.
- способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– В наших местах жили с давних времён наши предки вятичи. У них был свой уклад жизни, верование.
– Каким было верование у восточнославянских племён?
– Что значит язычество?
– Назовите богов и чему они покровительствовали. (Приложение 3. Слайды 2 – 8)
– Назовите языческие праздники.
– В это время в Европе всё больше распространялось христианство: ученики Христа ходили в новые земли и рассказывали о спасителе людей Христе, о новой вере.
– Какой апостол проповедовал Евангелие на русских землях? (слайд 9) Первый высший российский орден назван в честь Андрея Первозванного. Андрей Первозванный причислен к лику святых.
– Кто из правителей Древнерусского государства первым принял христианство? (слайд 10)
– Стала ли тогда Русь христианской страной?
– В ком Ольга видела преемника распространения христианства на Руси? (слайд 11)
– Какая тема нашего урока? (слайд 12)
– О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
II. Изучение нового материала.
1) Религиозная реформа 980 года.
В 10 веке государство объединяло в себе много племён. Киевский князь Владимир стремился к объединению восточнославянских земель. Свою деятельность он начал с попытки свести в одно верования различных племён. В 980 году Владимир предпринял религиозную реформу (слайд 13). Из многочисленных языческих богов он выбрал несколько, которых провозгласил верховными божествами на территории государства. Фигуры богов (идолы) Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Макоши он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком холме. Возглавлял их Перун. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения. Поклонение другим богам преследовалось.
– Как вы думаете, прижилась ли эта реформа на Руси?
В системе языческих представлений это означало, что людям надо отчасти принимать чужих богов и отказываться от каких-то своих прежних, родоплеменных. Поэтому реформа не принесла результата.
2) Выбор князем Владимиром веры.
Владимир пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога.
– Какие религии основываются на единобожии?
В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры. Расскажут об этом ваши одноклассники, а вы смотрите (слайд 14) старинные миниатюры, изображающие выбор князем Владимиром веры.
Ученик 1.В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: “…Уверуй в закон наш и поклонись Магомету… Учит нас Магомет так: …не есть свинины, вина не пить… Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён…” Мусульманская вера отпугнула Владимира запретом есть свинину и пить вино “Руси есть веселие пить, не можем без того быть”.
Потом пришли немцы из Рима и сказали: “Пришли мы, посланные папой”…Владимир же сказал немцам: “Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого”.
…Пришли хазарские иудеи… Он же спросил: “А где земля ваша?” …И ответили те: “Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю отдал христианам”. И сказал на это Владимир: “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?”
Затем прислали греки к Владимиру философа. Философ сказал: “Если хочешь стать с праведниками, то крестись”. Владимиру запала в сердце мысль эта, и сказал: “Подожду ещё немного, желая разузнать о всех верах…
Ученик 2. В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и рассказал о разных верах. И сказали бояре и старцы: “Если хочешь лучше разузнать, пошли мужей, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу”…
Вернулись посланные мужи и сказали: “Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети… нет в них веселия, только печаль…
И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем в иных странах…” Сказали же бояре: “Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей”.
– Какую же религию выбрал Владимир?
Послушав советников, Владимир решил остановиться на христианстве в православном варианте.
3) Причины выбора князем Владимиром христианства.
– Как вы думаете, только ли красота службы являлась причиной выбора Владимиром христианской веры?
Истинных причин принятия христианства много. Вы их изучите на уроках истории. Мы остановимся только на двух (слайд 15):
- Утверждение нравственных норм.
Христианству присущи нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество. Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души.
– Чему учит христианство?
- Расширение международных связей.
Так как пpaктически весь европейский мир уже перешёл к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Необходимо было расширять международные связи. Этому способствовали международные бpaки.
4) Крещение Владимира.
В 988 году был предпринят поход Владимира на византийский город Корсунь (Херсонес). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идёт войной на Византию. Однако императоры поставили Владимиру своё условие: чтобы жениться на византийской царевне Анне, он должен принять христианство (слайд 16).
Вот что говорится в летописи “Повесть временных лет” о крещении Владимира (рассказывает ученик). Разболелся в то время Владимир глазами и ничего не видел. И послала к нему царица сказать: “Если хочешь преодолеть болезнь эту, то крестись скорей”. Услышав это, Владимир сказал: “Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский”. И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с попами царицы… крестили Владимира. И как только наложили руку на него, Владимир тотчас прозрел. Осознав же внезапное исцеление, Владимир прославил Бога: “Теперь я узнал истинного Бога”.
По примеру Владимира крестились некоторые воины из его дружины.
5) Личность Владимира до и после крещения.
– Как вы думаете, изменился ли князь Владимир после крещения?
Вы точно ответите на этот вопрос, прочтя текст на листочках. Приложение 1.
– Почему произошли такие изменения с князем?
– Как князь Владимир относился к своему народу?
В “языческий период” летописи пишут о Владимире, как о человеке жестоком и безнравственном. По его приказу убили наследника престола Ярополка. У Владимира было 5 жён. Первую супругу он взял в жёны насильно. Для этого он захватил её родной город и убил всю её родню: отца и братьев.
После крещения, о князе Владимире летописцы говорят, как о человеке святом и благочестивом. (слайд 17)
– Почему народ называл Владимира Красное Солнышко?
Потомки назвали Владимира Великим. Только три правителя русской земли удостоились такого имени: Петр I, Екатерина II и Владимир.
Князь Владимир был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику Святых. Посмотрите в учебнике на странице 31 фотографию иконы Святой князь Владимир.
-Что символизируют предметы в руках Владимира?
6) Крещение Руси.
Вернувшись в Киев, князь приказал сбросить в Днепр идолов языческих богов. Крестил своих детей, и призвал народ принять крещение (слайд 18). Владимир велел идти к Днепру. Народ рассуждал: “Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами”. Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день. После крещения Владимир прочитал громко молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он научил истинной вере. И все разошлись по домам.
7) Распространение христианства на Руси.
Однако процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало хаpaктерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества: люди молились перед иконами и продолжали справлять Масленицу (слайд 19). Православной церкви пришлось считаться с этим обстоятельством.
8) Развитие культуры и искусства, образования, литературы.
– Изменился Владимир, народ, обычаи, а изменилась ли культура? Христианство оказало огромное влияние на русскую культуру.
В Киеве по приказу Владимира была построена каменная церковь Успения Богородицы (слайд 20). Церковь была отделана с роскошью: мрамором, яшмой, украшена мозаикой и фресками. Специально для неё из Греции и Корсуни привезли драгоценную утварь. Князь постановил жертвовать в её пользу десятую часть своих доходов с городов и имений, вследствие чего церковь получила известность под названием “Десятинная”. При сыне Владимира – Ярославе Мудром – были сооружены в Киеве Софийский собор (слайд 21), Золотые ворота (слайд 22).
В храмах размещались иконы. Первые иконы на Руси были привезены из Византии и Греции. Наиболее известные из них: икона Всемилостивого Спаса, икона Божией Матери, икона святых апостолов Петра и Павла. Икона Божией Матери (слайд 23) впоследствии получила название Владимирской, хранилась в Успенском соборе московского Кремля, сейчас находится в Третьяковской галерее.
С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. Сразу после крещения киевлян, Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети лучших людей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. При Софийском соборе основана первая библиотека на Руси.
Кроме переводных греческих и византийских произведений, на Руси возникают свои литературные произведения – жития, летописи (слайд 24). Наиболее известной летописью является “Повесть временных лет”. Первый митрополит из русских Илларион написал “Слово о законе и благодати”. Автор утверждает равноправное положение русского народа среди других христианских народов. “Слово” содержит похвалу князю Владимиру, просветившему Русь крещением.
С тех времён прошло много лет. В июле 2008 года в Киеве состоялось празднование 1020-летия Крещения Руси, на котором присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Статью и фотографии можно прочитать в журнале Московские епархиальные ведомости № 9-10 2008 г.
III. Закрепление нового материала.
– Итак, сегодня мы говорили об одном из значимых событий Руси, которое определило дальнейший путь развития государства. Выполняя задания, покажите то, что вы узнали. Вы будете работать в группах по 4 человека. Три группы должны будут исправить исторические ошибки в тексте, а другие три группы выполнят задание в виде теста.
Исправить ошибки в тексте
Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека.
Тест по теме “Крещение Руси”
Закрасить кружок с правильным ответом
- Кто первым крестился на Руси?
- Игорь
- Ольга
- Владимир
- В каком городе крестился Владимир?
- Корсунь
- Киев
- Москва
- Какой год считается годом крещения Руси?
- 980
- 988
- 1015
- Что построено при князе Владимире?
- Софийский собор
- Золотые ворота
- Десятинная церковь
Проверка со слайдов 25, 26.
IV. Итог урока.
– Какая тема нашего урока? (слайд 27)
– Что нового вы узнали?
V. Домашнее задание.
2) Подумать над смыслом отрывка из стихотворения В.Хлебникова:
Туда, где дух отчизны вымер
И где неверия пустыня,
Идите грозно, как Владимир,
Или с дружиною “Добрыня”.
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
22 03 2023 0:55:41
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
21 03 2023 10:28:34
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
20 03 2023 15:41:18
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
19 03 2023 20:44:18
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
18 03 2023 15:43:17
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
17 03 2023 14:29:17
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
16 03 2023 13:50:27
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания.
...
15 03 2023 7:24:12
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
14 03 2023 22:44:41
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
13 03 2023 2:34:18
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
12 03 2023 15:10:19
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
11 03 2023 13:40:34
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
10 03 2023 10:26:45
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
09 03 2023 19:56:28
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
08 03 2023 23:44:21
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
07 03 2023 23:37:33
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
06 03 2023 20:23:37
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
05 03 2023 23:55:22
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
04 03 2023 5:58:57
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
03 03 2023 19:28:34
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
02 03 2023 7:30:57
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
01 03 2023 17:10:48
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
28 02 2023 14:29:24
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
27 02 2023 5:39:17
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
26 02 2023 21:35:51
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе.
...
25 02 2023 23:46:12
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
24 02 2023 0:57:51

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
23 02 2023 12:17:53
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
22 02 2023 22:59:37
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
21 02 2023 4:41:27
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
20 02 2023 5:17:52
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
19 02 2023 14:22:33
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
18 02 2023 16:25:14
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
17 02 2023 5:42:39
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
16 02 2023 20:15:56
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории.
...
15 02 2023 2:25:48
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
14 02 2023 0:56:28
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
13 02 2023 4:13:26
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
12 02 2023 15:16:27
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
11 02 2023 21:43:21
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
10 02 2023 18:11:15

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
09 02 2023 13:14:27
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах.
...
08 02 2023 16:44:32
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
07 02 2023 5:42:30
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
06 02 2023 17:34:25
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
05 02 2023 13:20:45
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
04 02 2023 6:38:31
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
03 02 2023 5:44:10
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
02 02 2023 22:44:12
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
01 02 2023 23:40:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::