Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс
Цели урока: Дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период. Охаpaктеризовать развитие просвещения и системы образования. Определить влияние идей просвещения на ситуацию в России. Развивать память, мышление. Воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма.
Методы: словесные, пpaктические, частично – поисковые.
Тип урока: формирование новых понятий и убеждений.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Ребята, здравствуйте. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (Приложение 1). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца и солнца за тучей. Покажите, какое у вас настроение.
- Сейчас у большинства ребят хорошее настроение, посмотрим, какое у вас будет настроение к концу урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока “Век просвещения в России” и у меня для Вас есть интересная загадка.
Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с её помощью легче узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Наши предки понимали, что бы подружится с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они испытывали человека с помощью упражнений на сообразительность. Сейчас я проведу подобное испытание с вами.
- Я задам Вам вопрос, но не обычный, это историческая загадка и мы сегодня на уроки попробуем её разгадать. Искать разгадку мы будем все вместе, в течение всего урока. А чтобы у нас все получилось, вы должны внимательно слушать и хорошо работать на уроке. Загадка “Почему XVIII век назвали веком Просвещения?” (Приложение 2)
III. Формирование новых понятий и убеждений.
- А чтобы Вам легче было размышлять над этой исторической загадкой, мы отправимся в прошлое.
- Ребята как вы думаете, в какой век мы с вами отправимся?
- А кто в начале XVIII века находился у российского престола?
- Ребята, а о каких преобразованиях Петра вы помните? Что нового внес Петр, чего не было до его правления?
- Но ничего этого не смог бы совершить Петр без великого русского народа. А проведение всех этих преобразований требовало грамотных и образованных людей.
- Ребята, как вы думаете, а зачем государству нужны образованные люди?
- А где готовят образованных людей?
- Петр тоже так считал, поэтому в 1724 году он подписал указ о создании Академии наук?
- Ребята, как выдумаете, чем должна была заниматься Академия наук?
- Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. При ней действовал академический университет, ставший центром подготовки первых отечественных научных кадров. В его стенах проходил обучение крупнейший русский ученый-энциклопедист XVIII века.
- А назвали его ученым-энциклопедистом, потому что он смог постичь многие науки: был физиком, историком, астрономом, его работы обогатили русскую словесность, поэзию, искусство мозаики.
- Ребята, как выдумаете, о каком ученом-энциклопедисте идет речь?
- Конечно, догадаться очень сложно, но я вам помогу. Для этого я приготовила подсказки.
- Наш герой покидает родной северный край и пешком отправляется учиться в город, который влечет его своими школами, библиотеками, учеными людьми. Там он и начинает учебу, выдав себя за дворянского сына (крестьянам учиться - было запрещено).
- Ребята, а что вам известно о М. В. Ломоносове?
- А. С. Пушкин писал: “Ломоносов обнял все отрасли Просвещения… Историк, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник”. Но он стремился не только обогатить свои знания, но и помочь талантам других людей раскрыться. Поэтому он становится инициатором открытия Московского университета. Московский университет был открыт в 1755 году, состоял из одного здания, существовало только три факультета – юридический, философский и медицинский.
- Ребята, а сохранился ли Московский университет до наших дней?
- А отличается ли он от того, что существовал в XVIII веке?
- Ребята, а как вы думаете, много ли было желающих учиться в Московском университете?
- Московский университет, как и Академия наук, подарил России много замечательных ученых. И они внесли немалый вклад в развитие отечественной науки, их руками было создано множество различных изобретений.
- Иван Иванович Ползунов разработал проект парового двигателя, Иван Петрович Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал уникальный микроскоп.
- Также происходят новые географические открытия.
- Одним из самых известных мореплавателей является Витус Беринг.
- Витус БЕРИНГ - мореплаватель, капитан российского флота (1730). По происхождению датчанин. В 1725-30 и 1732-41 руководитель 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошел между Чукотским п-овом и Аляской (Берингов пролив), достиг Сев. Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя. Именем Беринга названо также море и пролив на севере Тихого океана.
- Ребята, так что же нового появилось в науки России XVIII века?
- Т. о., Россия XVIII века – это Просвещенная держава.
- Ребята, а почему ее называют просвещенной?
IV. Подведение итогов урока.
- Ребята, скажите, что же изменилось в нашем государстве за этот период XVIII века?
- А теперь вернемся к нашей исторической загадке, которую я вам загадала в начале урока “Почему XVIII век назвали веком Просвещения?”
- Что вы понимаете под словом “Просвещение”?
- “Просвещать”, “светить”. Так почему XVIII век называется веком “Просвещения”, “просветления”?
Страна завершила XVIII век – “век Просвещения”. Главным итогом этого века можно считать следующее: Россия была возведена царем-преобразователем в ранг великой европейской державы. Она укрепилась на берегах Балтийского моря, заимела “две руки”: армию и флот, мощную мануфактурную промышленность, воспитала целый слой образованных людей, создала новую культуру.
“Времена теперь другие
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны
Какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Слава русской старине
Слава нашей стороне!”
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже (Приложение 3).
- Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы смогли активно работать и смогли решить историческую задачу, которую я перед вами поставила. Покажите свои рисунки.
- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас? (Приложение 1)
- Спасибо вам за урок. До свидания.
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
04 06 2023 18:50:23
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
03 06 2023 20:35:18
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
02 06 2023 11:12:32
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
01 06 2023 9:27:41
В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами НТР; а также формируются знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д....
31 05 2023 8:13:58

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
30 05 2023 2:14:50
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
29 05 2023 16:14:26
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
28 05 2023 17:29:51
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
27 05 2023 9:11:43
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
26 05 2023 10:36:59
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
25 05 2023 23:12:13
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
24 05 2023 6:18:50
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
23 05 2023 21:32:47
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы.
...
22 05 2023 18:41:47
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
21 05 2023 21:50:47
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
20 05 2023 12:36:17
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
19 05 2023 20:56:31
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
18 05 2023 22:18:16
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
17 05 2023 4:50:48
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
16 05 2023 20:44:49
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
15 05 2023 4:20:21
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели,
принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
14 05 2023 6:25:59
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
13 05 2023 19:50:11
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
12 05 2023 8:56:52
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
11 05 2023 3:27:14
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
10 05 2023 2:18:19
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
09 05 2023 21:49:53
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
08 05 2023 15:15:56
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
07 05 2023 16:55:15
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
06 05 2023 23:26:30
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
05 05 2023 16:18:28
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
04 05 2023 10:58:30
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника".
...
03 05 2023 17:53:18
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
02 05 2023 6:51:16
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
01 05 2023 11:57:39
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
30 04 2023 20:11:18
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
29 04 2023 4:46:23
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания:
1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них);
2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий;
3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу.
Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
28 04 2023 5:18:25
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
27 04 2023 23:32:13
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
26 04 2023 19:28:35
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
25 04 2023 21:13:24
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
24 04 2023 22:10:53
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
23 04 2023 15:31:15
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
22 04 2023 15:32:32
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
21 04 2023 7:58:29
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
20 04 2023 1:56:18
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
19 04 2023 23:28:41
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
18 04 2023 5:46:13
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
17 04 2023 5:30:37
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
16 04 2023 21:56:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::