Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников
Приоритетной целью программы модернизации российского образования является обеспечение его высокого качества. В современном представлении понятие “качества образования” не сводится только к набору знаний и навыков, а связывается с понятием “качество жизни”, раскрывающимся через такие категории как:
- “здоровье”;
- “социальное благополучие”;
- “самореализация”.
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию, так как оно либо расстраивается и утрачивается, либо формируется и развивается в процессе обучения. Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют “школьные факторы”. Их доля влияния на показатели здоровья составляет 20%1. Среди “школьных факторов” есть такие, которые формируются непосредственно педагогом в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса. Это методы и технологии обучения и воспитания детей и система оценивания знаний учащихся. Таким образом, проблема здоровьесбережения учащихся в процессе обучения является актуальной в современных условиях образования.
________________
1
Материалы 1 городской конференции по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях, Еремина Е.И. – Директор Департамента образования мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство “Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г. Материалы 1 городской конференции по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях, Еремина Е.И. – Директор Департамента образования мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство “Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г.В процессе своей педагогической деятельности я исхожу из предположения (гипотезы), что создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся.
Целью своей работы я считаю: достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
Для достижения заявленной цели полагаю
необходимым решение следующих задач:
Методологической основой моей педагогической деятельности является:
Педагогика. В условиях классно-урочной системы школьного обучения доминирующими остаются традиционные формы и методы работы. С целью оптимизации УВП на уроках применяются игровая, информационная, компетентностно-ориентированная технологии, элементы технологии саморазвивающего обучения Г.К.Селевко, коллективный способ обучения (А.Г.Ривин), здоровьесберегающие образовательные технологии (Н.К.Смирнов).
Психология. Педагогическая система строится в соответствии с понятием психолого-педагогического статуса школьника и его содержания на разных этапах школьного обучения Битяновой М.Р. В своей работе я опираюсь на предложенную Бурцевой О.Ю., профессором психологии, классификацию ОУНов, согласно которой выделяются три группы общеучебных умений и навыков: интеллектуальные, организационные и коммуникативные.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мною проделана следующая работа:
1. Анализ нормативных документов и методических
материалов в соответствии с темой;
2. Диагностика уровня сформированности ОУН,
ключевых компетенций учащихся;
3. Анализ результатов психологических
диагностик;
4. Разработка и проведение занятий в соответствии
с принципами здоровьесбережения в отдельных
(экспериментальных) классах;
5. Проведение повторной диагностики,
сравнительный анализ результатов обучения в
экспериментальных и в неэкспериментальных
классах.
Теоретическое обоснование
Решение образовательной задачи – формирование ключевых компетенций учащихся, осуществляется в курсе обучения истории в два этапа. Первоначально (5-7 класс) на основе исторического знания происходит формирование ОУН, а затем (8-11 класс) происходит становление ключевых компетенций. Однако сам по себе образовательный результат не может быть самоцелью, он становится значимым для ребенка и для общества только в том случае, если достигнут при сохранении здоровья ученика. А это значит, что учитель должен использовать адекватные возрастным и психолого-физиологическим особенностям школьников методы работы, и организовать проведение уроков в соответствии с принципами здоровьесбережания.
Моя педагогическая деятельность строится на основе диагностики:
- уровня сформированности общеучебных умений и
навыков учащихся в 5-7-х классах,
- уровня сформированности ключевых компетенций в
8-11-х классах;
- диагностики уровня школьной тревожности;
- диагностики познавательных интересов учащихся.
Диагностика образовательных результатов осуществляется в начале и в конце учебного года через наблюдение учителя за работой учащихся, самооценку сформированности ОУН самими школьниками, тестирование уровня ключевых компетенций старшеклассников.
Психологический мониторинг проводится психологом по запросам учителя по следующим параметрам:
- диагностика уровня тревожности по отношению к школе (методика Филлипса);
- диагностика для учащихся, испытывающих трудности в обучении (“Оценка нервно-психического напряжения” Т.А.Немчин);
- уровень познавательного интереса школьников (Мониторинг учебных предпочтений школьников с помощью художественных метафор).
Его результаты используются мной в работе.
Определение ключевых компетентностей дано в Концепции компетнтностно-ориентированного образования в Самарской области “…это результат общего образования, означающий готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели”. А в соответствии с государственным образовательным стандартом целями исторического образования являются:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с различными исторически сложившимися, культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Достижение этих целей может быть осуществлено не только через содержание учебного предмета “История”, но и выбор форм и методов преподавания, которые позволят обучать детей эффективно и обеспечить сохранение здоровья.
В течение последних трех лет я работаю с детьми разных возрастных категорий: и с пятиклассниками и учащимися старшей школы. Это предполагает разные подходы в организации учебной деятельности школьников. Происходит постепенное усложнение видов деятельности, изменение роли ученика от объекта к субъекту образовательной деятельности.
Если в 5-6-х классах основными методами работы являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, то по мере роста детей и формирования ОУН в 7-8 классах доминирующее положение занимает частично-поисковый и исследовательский методы. Эта разница в применяемых методах и формах работы объясняется необходимостью учета возрастных особенностей школьников в процессе обучения, а значит обеспечения здоровьесбережения в условиях учебно-восптательного процесса.
Другим необходимым условием сохранения здоровья школьников является организация урока в соответствии с санитарно-гигиеническими принципами. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, и предупреждать преждевременное наступление утомления. К критериям уровня рациональной организации урока относятся:
- санитарно-гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности и частота их чередования;
- количество видов преподавания их чередование;
- наличие на уроке моментов оздоровления учащихся;
- психологический климат на уроке2.
______________
2 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.
Реализация принципов здоровьесбережения школьников на уроке.
Рассмотрим модель комбинированного урока (как самой распространенной формы урока в условиях классно-урочной системы) организованного в соответствии с принципами здоровьесбережения учащихся.
Этап урока |
Критерий здоровьесбережения |
Время проведения |
Вид учеб.деятельности |
Вид преподавания |
Подготовка к уроку |
проветренность кабинета, оформление доски | |||
1. Постановка целей и задач урока |
грамотная, эмоциональная речь учителя (внешняя мотивация) | 1-2 мин. | слушание | словесный |
2. Проверка дом. задания |
задания в соответствии с возрастом;
использование нескольких видов деят-ти; внешняя мотивация уч-ся |
9-10 мин. | рассказ, ответы на вопросы, работа по карточкам, тестирование, рецензирование ответов учащихся | слушание, оценивание |
3. Объяснение нов. материала |
методы, соответствующие возрасту; изложение в соответствии принципами научности, доследовательности, доступности. | 10-12 мин. | активное слушание, самостоятельная работа, работа с источниками | наглядный, использование возможностей ИТ, проблемный рассказ |
4. Физкульт. минутка | 3-4 доступных упражнения, повторение 3-4 раза | 3-4 мин. | дети проводят самостоятельно | учитель организует, контролирует деятельность детей. |
5. Обобщение полученных знаний, оценивание, комментирование дом. задания | 8-10 мин. | самостоятельная работа, беседа, составление таблицы | беседа, совместное заполнение таблицы | |
6. Рефлексия | в соответствии с возрастом 5-6 класс- обозначение цветом своего состояния, 7-9 класс – методом окончания фразы. | 3-4 мин | анализ, самоанализ | анализ, самоанализ |
Урок, организованный в соответствии с принципами здоровьесбережения, на мой взгляд, должен состоять из следующих элементов.
Обеспечение условий успешного обучения |
Мотивация учащихся постановка проблемы |
Решение проблемы |
Рефлексия |
- выполнение норм СанПиН - психологически комфортная обстановка - физкультминутка |
- проверка домашнего задания как основа
новых знаний - внутренняя мотивация (зачем это нужно мне?) - внешняя мотивация (похвала, поддержка учителя) |
- объявление нового материала - обобщение изученного - обучение приемам самостоятельного обучения (ОУН) - самостоятельная работа учащихся |
- обеспечение удовлетворенности своей
деятельностью; - определение причин неудач - учебная рефлексия – что я узнал? психологическая рефлексия – как я себя чувствую |
Рассмотрим эту систему на конкретных примерах:
5 класс Содержание учебного курса наглядно показывает особенность исторического знания вообще и в курсе 5-го класса в частности. Она выражается в том, что ребенок имеет дело не с конкретным объектом, а с его реконструкцией и поэтому для усвоения материала он должен опираться на свое образное мышление, воображение, “вживание в историческую ситуацию”, а этому способствует широкое применение наглядности. В ходе урока будут использоваться объяснительно-иллюстративный, проблемно-объяснительные методы. Объяснение может быть подкреплено не только богатым иллюстративным материалом, но возможностями информационных технологий – электронным учебником, просмотром фильмов и “путешествиями” по музеям и выставочным залам мира.
В 5-м классе дети сталкиваются с проблемой адаптации к условиям основной школы. Психологическая комфортность учащихся в этом случае достигается за счет преемственности форм и методов работы учителя начальной школы и учителя-предметника. К привычным для детей методам работы мною добавляется обязательная рефлексия учащимися своего состояния и отношения к проведенному уроку. Сначала дети осуществляют ее в простейшей форме - цветом. Это позволяет учителю проанализировать урок с позиции психологической комфортности и определить нужный темп урока, выделить группу детей, нуждающихся в дополнительных занятиях. Для таких детей проводятся индивидуальные и групповые занятия, позволяющие ликвидировать пробелы в знаниях. А для детей, имеющих высокий познавательный интерес, проводятся факультативные занятия, позволяющие углубить знания учащихся по отдельным вопросам учебного курса. К концу первого триместра, когда период адаптации учащихся в основном закончен и мной проведена диагностика сформированности ОУН школьников, происходит коррекция форм и методов работы для конкретного класса.
В 6-7-м классе наблюдаются изменения в психологических хаpaктеристиках школьников. В 11-12 лет меняется мироощущение ребенка. Теперь доминирующим для него становится мнение сверстников, стремление занять свое место в подростковой группе. И эти изменения должны быть учтены при организации урока. Для этой возрастной группы целесообразно использовать работу в группах, в парах. Это помогает детям научиться прислушиваться к суждениям других, выражать и отстаивать собственное мнение, оценивать свои достоинства и недостатки. Эти психологические особенности возраста могут быть использованы при изучении пpaктически любого материала в курсе истории. На уроке теперь применяются частично-поисковый и исследовательский методы работы. Рефлексия на уроке с 6-го класса усложняется. В конце урока дети проводят анализ своего состояния и прошедшего урока через продолжение заранее подготовленных на доске фраз - “ Урок мне понравился потому, что…..”, “Я доволен собой на уроке потому, что….”. Рефлексия в 6-7-х классах выполняет те же функции, что и ранее.
Как правило, к концу 8-го класса у большей части учеников происходит формирование достаточного уровня ОУН и дети осознанно их применяют в учебной деятельности. Другими словами, общеучебные умения и навыки переходят на новый качественный уровень – становление ключевых компетенций. Одновременно происходят психологические изменения, свойственные возрасту 14-летнего ребенка: формирование предпосылок критического мышления, авторитет взрослых в их глазах резко падает, и ничто не воспринимается ими на веру. В этих условиях целесообразно использовать элементы проблемного обучения и вводить проектную деятельность.
Выбор мною метода проектов как метода педагогической деятельности объясняется тем, что он позволяет достичь качественного образовательного результата и одновременно является здоровьесберегающим способом организации УВП.
Как правило, в старшей школе учащиеся уже имеют опыт проектной деятельности, и сами предлагают темы для своей работы в соответствии с интересами и возможностями. Таким образом, достигается еще один образовательный результат – повышение познавательной активности детей и рост интереса к учебному предмету. Все вышесказанное наглядно иллюстрирует осуществление мной одного из условий здоровьесберегающей педагогики – использование форм и методов работы на уроке, соответствующих возрастным психолого-возрастным особенностям детей.
Диагностика и результативность деятельности.
В начале года проводится определение уровня сформированности ОУН. Я использую опросники Бурцевой О.Ю. и учащимися проводится самоанализ общеучебных умений и навыков. Сравнительный анализ результатов оценки ОУН учителем и учениками позволяют получить реальную картину. Показатели уровня тревожности по отношению к школе (методика Филлипса) вычлeняются мной из данных школьного психолога по следующим шкалам: страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний.
В 8-9-м классе используются тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, разработанные Министерством образования и науки Самарской области. Тесты адаптированы мной под учебный предмет “история”.
В каждом классе есть группа детей, требующих особого внимания. Для того чтобы выяснить причины затруднений детей, проводится индивидуальная диагностика “Оценка нервно-психического напряжения” (Т.А. Немчин). Диагностика проводится школьным психологом по индивидуальному запросу учителя. Один раз в год для определения отношения к учебному предмету и учителю проводится мониторинг учебных предпочтений школьников с помощью техники художественных метафор.
Объект изучения |
Методика изучения |
Результаты |
Динамика |
|
2005-2006 | 2006-2007 | |||
1. Уровень тревожности по отношению к школе | методика Филлипса | |||
1. Страх ситуации контроля знаний | 5 кл. – 52,5% | 6 кл. – 41,5% | - 11% | |
2. Страх самовыражения | 5 кл. – 37,5% | 6 кл. – 21% | -16,5% | |
1. Страх ситуации контроля знаний | 7 кл. –17% | 8 кл. –11,3% | -5,7% | |
2. Страх самовыражения | 7 кл. – 19,3% | 8 кл. – 19,3% | -14,7% | |
2. Познавательная активность | мониторинг учебных предпочтений уч-ся (отношение к истории ) | “штурм горной вершины ” - 28% “Лесная дорога” - 18,5%; “туман ” - 16,5%; “болото – 18,5% “пустыня ” - 18% |
“штурм горной вершины” - 34% “Лесная дорога 30,5%; “туман” - 12,5%; “болото” - 10,5% “пустыня” 12,5% |
позитивное отношение +18% нейтральное –4% негативное – 13,5% |
3. ОУН | Бурцева О.Ю. Уровень сформированности
ОУН уч-ся коммуникативные |
5 кл. – 76,5% | 6 кл. – 84,5% | +8% |
организационные | 5 кл. – 58,5% | 6 кл. – 66% | +7,5% | |
интеллектуальные | 5 кл. – 52% | 6 кл. – 63% | +11% | |
коммуникативные | 7 кл. – 78,3% | 8 кл. – 86% | +7,7% | |
организационные | 7 кл.– 66% | 8 кл. – 73,6% | +7,6% | |
интеллектуальные | 7 кл. – 64% | 8 кл. – 74,3% | +10,3% | |
2004-2005 | 2005-2006 | |||
4. Уровень ключевых компетенций уч-ся | решение проблем | 10 кл. – 82,5% | 11 кл.– 92,5% | +10% |
работа с информацией | 10 кл. – 89% | 11 кл. – 96% | +7% | |
коммуникативные | 10 кл. – 89% | 11 кл. – 96% | +7% |
Сравнительный анализ результатов учебной деятельности в классах, в которых систематически соблюдались заявленные принципы организации урока с классами, в которых такая работа не была системной, показал, что процесс формирования ОУН и ключевых компетенций происходи быстрее и у большей части класса в коллективах со здоровьесберегающей организацией учебного процесса. Кроме того, повышается познавательный интерес учащихся и активность при проведении внеклассных мероприятий и конкурсов.
Данные сравнительного анализа результатов учебной деятельности в классах, где проходил эксперимент с классами, не участвующими в эксперименте.
Критерии сравнения |
6 класс (эксперимент) |
6 класс (вне эксперимента) |
||
результаты |
динамика |
результаты |
динамика |
|
уровень ОУН | ||||
коммуникативные | 84,5% | +8% | 80% | +4% |
организационные | 63% | +11% | 59% | +6% |
интеллектуальные | 66% | +7,5% | 62% | +5% |
уровень тревожности по отношению к школе | ||||
страх ситуации проверки знаний | 41,5% | -11% | 45% | -8% |
страх самовыражения | 21% | - 16,5% | 25% | -7,8% |
уровень ключевых компетенций | 11-й класс (эксперимент) | 11-й класс (вне эксперимента) | ||
решение проблем | 92,5% | +10% | 90% | +5% |
работа с информацией | 96% | +7% | 96% | +4% |
коммуникативные | 96% | +7% | 95% | +3% |
Таким образом, результаты учебной деятельности школьников наглядно демонстрируют, что обеспечение условий здоровьесбережения на уроке оптимизируют процесс формирования ключевых компетенций учащихся.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
29 06 2022 5:16:11
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
28 06 2022 5:18:31
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках.
...
27 06 2022 19:54:42
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
26 06 2022 23:43:17
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
25 06 2022 11:26:21
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
24 06 2022 20:11:24
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
23 06 2022 12:35:52
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
22 06 2022 9:41:21
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
21 06 2022 21:54:16

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
20 06 2022 2:28:16
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
19 06 2022 6:51:37
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
18 06 2022 22:33:11
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
17 06 2022 9:23:57
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
16 06 2022 11:44:19
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.
...
15 06 2022 4:37:13
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов.
...
14 06 2022 15:57:41
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
13 06 2022 1:31:38
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
12 06 2022 13:43:52
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
11 06 2022 14:15:58
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
10 06 2022 20:12:40
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения.
...
09 06 2022 8:58:27
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
08 06 2022 8:53:14
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
07 06 2022 15:14:38
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
06 06 2022 3:20:44
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
05 06 2022 9:45:52
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
04 06 2022 8:26:20
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
03 06 2022 21:23:15
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
02 06 2022 20:52:24
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
01 06 2022 17:23:32
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
31 05 2022 18:40:48
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы.
Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне.
...
30 05 2022 8:13:29
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
29 05 2022 5:57:14
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
28 05 2022 3:53:25
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
27 05 2022 12:44:45
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса.
...
26 05 2022 3:43:25
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
25 05 2022 5:27:26
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
24 05 2022 21:19:10
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
23 05 2022 4:48:53
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности".
На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
22 05 2022 12:18:50
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
21 05 2022 17:42:46
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
20 05 2022 23:42:56
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
19 05 2022 20:36:53
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
18 05 2022 11:24:44
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
17 05 2022 2:39:45
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
16 05 2022 6:36:55
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
15 05 2022 11:23:36

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
14 05 2022 4:34:17
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
13 05 2022 19:31:49
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
12 05 2022 1:44:44
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
11 05 2022 1:50:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::