Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников
Приоритетной целью программы модернизации российского образования является обеспечение его высокого качества. В современном представлении понятие “качества образования” не сводится только к набору знаний и навыков, а связывается с понятием “качество жизни”, раскрывающимся через такие категории как:
- “здоровье”;
- “социальное благополучие”;
- “самореализация”.
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию, так как оно либо расстраивается и утрачивается, либо формируется и развивается в процессе обучения. Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют “школьные факторы”. Их доля влияния на показатели здоровья составляет 20%1. Среди “школьных факторов” есть такие, которые формируются непосредственно педагогом в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса. Это методы и технологии обучения и воспитания детей и система оценивания знаний учащихся. Таким образом, проблема здоровьесбережения учащихся в процессе обучения является актуальной в современных условиях образования.
________________
1
Материалы 1 городской конференции по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях, Еремина Е.И. – Директор Департамента образования мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство “Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г. Материалы 1 городской конференции по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях, Еремина Е.И. – Директор Департамента образования мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство “Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г.В процессе своей педагогической деятельности я исхожу из предположения (гипотезы), что создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся.
Целью своей работы я считаю: достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
Для достижения заявленной цели полагаю
необходимым решение следующих задач:
Методологической основой моей педагогической деятельности является:
Педагогика. В условиях классно-урочной системы школьного обучения доминирующими остаются традиционные формы и методы работы. С целью оптимизации УВП на уроках применяются игровая, информационная, компетентностно-ориентированная технологии, элементы технологии саморазвивающего обучения Г.К.Селевко, коллективный способ обучения (А.Г.Ривин), здоровьесберегающие образовательные технологии (Н.К.Смирнов).
Психология. Педагогическая система строится в соответствии с понятием психолого-педагогического статуса школьника и его содержания на разных этапах школьного обучения Битяновой М.Р. В своей работе я опираюсь на предложенную Бурцевой О.Ю., профессором психологии, классификацию ОУНов, согласно которой выделяются три группы общеучебных умений и навыков: интеллектуальные, организационные и коммуникативные.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мною проделана следующая работа:
1. Анализ нормативных документов и методических
материалов в соответствии с темой;
2. Диагностика уровня сформированности ОУН,
ключевых компетенций учащихся;
3. Анализ результатов психологических
диагностик;
4. Разработка и проведение занятий в соответствии
с принципами здоровьесбережения в отдельных
(экспериментальных) классах;
5. Проведение повторной диагностики,
сравнительный анализ результатов обучения в
экспериментальных и в неэкспериментальных
классах.
Теоретическое обоснование
Решение образовательной задачи – формирование ключевых компетенций учащихся, осуществляется в курсе обучения истории в два этапа. Первоначально (5-7 класс) на основе исторического знания происходит формирование ОУН, а затем (8-11 класс) происходит становление ключевых компетенций. Однако сам по себе образовательный результат не может быть самоцелью, он становится значимым для ребенка и для общества только в том случае, если достигнут при сохранении здоровья ученика. А это значит, что учитель должен использовать адекватные возрастным и психолого-физиологическим особенностям школьников методы работы, и организовать проведение уроков в соответствии с принципами здоровьесбережания.
Моя педагогическая деятельность строится на основе диагностики:
- уровня сформированности общеучебных умений и
навыков учащихся в 5-7-х классах,
- уровня сформированности ключевых компетенций в
8-11-х классах;
- диагностики уровня школьной тревожности;
- диагностики познавательных интересов учащихся.
Диагностика образовательных результатов осуществляется в начале и в конце учебного года через наблюдение учителя за работой учащихся, самооценку сформированности ОУН самими школьниками, тестирование уровня ключевых компетенций старшеклассников.
Психологический мониторинг проводится психологом по запросам учителя по следующим параметрам:
- диагностика уровня тревожности по отношению к школе (методика Филлипса);
- диагностика для учащихся, испытывающих трудности в обучении (“Оценка нервно-психического напряжения” Т.А.Немчин);
- уровень познавательного интереса школьников (Мониторинг учебных предпочтений школьников с помощью художественных метафор).
Его результаты используются мной в работе.
Определение ключевых компетентностей дано в Концепции компетнтностно-ориентированного образования в Самарской области “…это результат общего образования, означающий готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели”. А в соответствии с государственным образовательным стандартом целями исторического образования являются:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с различными исторически сложившимися, культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Достижение этих целей может быть осуществлено не только через содержание учебного предмета “История”, но и выбор форм и методов преподавания, которые позволят обучать детей эффективно и обеспечить сохранение здоровья.
В течение последних трех лет я работаю с детьми разных возрастных категорий: и с пятиклассниками и учащимися старшей школы. Это предполагает разные подходы в организации учебной деятельности школьников. Происходит постепенное усложнение видов деятельности, изменение роли ученика от объекта к субъекту образовательной деятельности.
Если в 5-6-х классах основными методами работы являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, то по мере роста детей и формирования ОУН в 7-8 классах доминирующее положение занимает частично-поисковый и исследовательский методы. Эта разница в применяемых методах и формах работы объясняется необходимостью учета возрастных особенностей школьников в процессе обучения, а значит обеспечения здоровьесбережения в условиях учебно-восптательного процесса.
Другим необходимым условием сохранения здоровья школьников является организация урока в соответствии с санитарно-гигиеническими принципами. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, и предупреждать преждевременное наступление утомления. К критериям уровня рациональной организации урока относятся:
- санитарно-гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности и частота их чередования;
- количество видов преподавания их чередование;
- наличие на уроке моментов оздоровления учащихся;
- психологический климат на уроке2.
______________
2 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.
Реализация принципов здоровьесбережения школьников на уроке.
Рассмотрим модель комбинированного урока (как самой распространенной формы урока в условиях классно-урочной системы) организованного в соответствии с принципами здоровьесбережения учащихся.
Этап урока |
Критерий здоровьесбережения |
Время проведения |
Вид учеб.деятельности |
Вид преподавания |
Подготовка к уроку |
проветренность кабинета, оформление доски | |||
1. Постановка целей и задач урока |
грамотная, эмоциональная речь учителя (внешняя мотивация) | 1-2 мин. | слушание | словесный |
2. Проверка дом. задания |
задания в соответствии с возрастом;
использование нескольких видов деят-ти; внешняя мотивация уч-ся |
9-10 мин. | рассказ, ответы на вопросы, работа по карточкам, тестирование, рецензирование ответов учащихся | слушание, оценивание |
3. Объяснение нов. материала |
методы, соответствующие возрасту; изложение в соответствии принципами научности, доследовательности, доступности. | 10-12 мин. | активное слушание, самостоятельная работа, работа с источниками | наглядный, использование возможностей ИТ, проблемный рассказ |
4. Физкульт. минутка | 3-4 доступных упражнения, повторение 3-4 раза | 3-4 мин. | дети проводят самостоятельно | учитель организует, контролирует деятельность детей. |
5. Обобщение полученных знаний, оценивание, комментирование дом. задания | 8-10 мин. | самостоятельная работа, беседа, составление таблицы | беседа, совместное заполнение таблицы | |
6. Рефлексия | в соответствии с возрастом 5-6 класс- обозначение цветом своего состояния, 7-9 класс – методом окончания фразы. | 3-4 мин | анализ, самоанализ | анализ, самоанализ |
Урок, организованный в соответствии с принципами здоровьесбережения, на мой взгляд, должен состоять из следующих элементов.
Обеспечение условий успешного обучения |
Мотивация учащихся постановка проблемы |
Решение проблемы |
Рефлексия |
- выполнение норм СанПиН - психологически комфортная обстановка - физкультминутка |
- проверка домашнего задания как основа
новых знаний - внутренняя мотивация (зачем это нужно мне?) - внешняя мотивация (похвала, поддержка учителя) |
- объявление нового материала - обобщение изученного - обучение приемам самостоятельного обучения (ОУН) - самостоятельная работа учащихся |
- обеспечение удовлетворенности своей
деятельностью; - определение причин неудач - учебная рефлексия – что я узнал? психологическая рефлексия – как я себя чувствую |
Рассмотрим эту систему на конкретных примерах:
5 класс Содержание учебного курса наглядно показывает особенность исторического знания вообще и в курсе 5-го класса в частности. Она выражается в том, что ребенок имеет дело не с конкретным объектом, а с его реконструкцией и поэтому для усвоения материала он должен опираться на свое образное мышление, воображение, “вживание в историческую ситуацию”, а этому способствует широкое применение наглядности. В ходе урока будут использоваться объяснительно-иллюстративный, проблемно-объяснительные методы. Объяснение может быть подкреплено не только богатым иллюстративным материалом, но возможностями информационных технологий – электронным учебником, просмотром фильмов и “путешествиями” по музеям и выставочным залам мира.
В 5-м классе дети сталкиваются с проблемой адаптации к условиям основной школы. Психологическая комфортность учащихся в этом случае достигается за счет преемственности форм и методов работы учителя начальной школы и учителя-предметника. К привычным для детей методам работы мною добавляется обязательная рефлексия учащимися своего состояния и отношения к проведенному уроку. Сначала дети осуществляют ее в простейшей форме - цветом. Это позволяет учителю проанализировать урок с позиции психологической комфортности и определить нужный темп урока, выделить группу детей, нуждающихся в дополнительных занятиях. Для таких детей проводятся индивидуальные и групповые занятия, позволяющие ликвидировать пробелы в знаниях. А для детей, имеющих высокий познавательный интерес, проводятся факультативные занятия, позволяющие углубить знания учащихся по отдельным вопросам учебного курса. К концу первого триместра, когда период адаптации учащихся в основном закончен и мной проведена диагностика сформированности ОУН школьников, происходит коррекция форм и методов работы для конкретного класса.
В 6-7-м классе наблюдаются изменения в психологических хаpaктеристиках школьников. В 11-12 лет меняется мироощущение ребенка. Теперь доминирующим для него становится мнение сверстников, стремление занять свое место в подростковой группе. И эти изменения должны быть учтены при организации урока. Для этой возрастной группы целесообразно использовать работу в группах, в парах. Это помогает детям научиться прислушиваться к суждениям других, выражать и отстаивать собственное мнение, оценивать свои достоинства и недостатки. Эти психологические особенности возраста могут быть использованы при изучении пpaктически любого материала в курсе истории. На уроке теперь применяются частично-поисковый и исследовательский методы работы. Рефлексия на уроке с 6-го класса усложняется. В конце урока дети проводят анализ своего состояния и прошедшего урока через продолжение заранее подготовленных на доске фраз - “ Урок мне понравился потому, что…..”, “Я доволен собой на уроке потому, что….”. Рефлексия в 6-7-х классах выполняет те же функции, что и ранее.
Как правило, к концу 8-го класса у большей части учеников происходит формирование достаточного уровня ОУН и дети осознанно их применяют в учебной деятельности. Другими словами, общеучебные умения и навыки переходят на новый качественный уровень – становление ключевых компетенций. Одновременно происходят психологические изменения, свойственные возрасту 14-летнего ребенка: формирование предпосылок критического мышления, авторитет взрослых в их глазах резко падает, и ничто не воспринимается ими на веру. В этих условиях целесообразно использовать элементы проблемного обучения и вводить проектную деятельность.
Выбор мною метода проектов как метода педагогической деятельности объясняется тем, что он позволяет достичь качественного образовательного результата и одновременно является здоровьесберегающим способом организации УВП.
Как правило, в старшей школе учащиеся уже имеют опыт проектной деятельности, и сами предлагают темы для своей работы в соответствии с интересами и возможностями. Таким образом, достигается еще один образовательный результат – повышение познавательной активности детей и рост интереса к учебному предмету. Все вышесказанное наглядно иллюстрирует осуществление мной одного из условий здоровьесберегающей педагогики – использование форм и методов работы на уроке, соответствующих возрастным психолого-возрастным особенностям детей.
Диагностика и результативность деятельности.
В начале года проводится определение уровня сформированности ОУН. Я использую опросники Бурцевой О.Ю. и учащимися проводится самоанализ общеучебных умений и навыков. Сравнительный анализ результатов оценки ОУН учителем и учениками позволяют получить реальную картину. Показатели уровня тревожности по отношению к школе (методика Филлипса) вычлeняются мной из данных школьного психолога по следующим шкалам: страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний.
В 8-9-м классе используются тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, разработанные Министерством образования и науки Самарской области. Тесты адаптированы мной под учебный предмет “история”.
В каждом классе есть группа детей, требующих особого внимания. Для того чтобы выяснить причины затруднений детей, проводится индивидуальная диагностика “Оценка нервно-психического напряжения” (Т.А. Немчин). Диагностика проводится школьным психологом по индивидуальному запросу учителя. Один раз в год для определения отношения к учебному предмету и учителю проводится мониторинг учебных предпочтений школьников с помощью техники художественных метафор.
Объект изучения |
Методика изучения |
Результаты |
Динамика |
|
2005-2006 | 2006-2007 | |||
1. Уровень тревожности по отношению к школе | методика Филлипса | |||
1. Страх ситуации контроля знаний | 5 кл. – 52,5% | 6 кл. – 41,5% | - 11% | |
2. Страх самовыражения | 5 кл. – 37,5% | 6 кл. – 21% | -16,5% | |
1. Страх ситуации контроля знаний | 7 кл. –17% | 8 кл. –11,3% | -5,7% | |
2. Страх самовыражения | 7 кл. – 19,3% | 8 кл. – 19,3% | -14,7% | |
2. Познавательная активность | мониторинг учебных предпочтений уч-ся (отношение к истории ) | “штурм горной вершины ” - 28% “Лесная дорога” - 18,5%; “туман ” - 16,5%; “болото – 18,5% “пустыня ” - 18% |
“штурм горной вершины” - 34% “Лесная дорога 30,5%; “туман” - 12,5%; “болото” - 10,5% “пустыня” 12,5% |
позитивное отношение +18% нейтральное –4% негативное – 13,5% |
3. ОУН | Бурцева О.Ю. Уровень сформированности
ОУН уч-ся коммуникативные |
5 кл. – 76,5% | 6 кл. – 84,5% | +8% |
организационные | 5 кл. – 58,5% | 6 кл. – 66% | +7,5% | |
интеллектуальные | 5 кл. – 52% | 6 кл. – 63% | +11% | |
коммуникативные | 7 кл. – 78,3% | 8 кл. – 86% | +7,7% | |
организационные | 7 кл.– 66% | 8 кл. – 73,6% | +7,6% | |
интеллектуальные | 7 кл. – 64% | 8 кл. – 74,3% | +10,3% | |
2004-2005 | 2005-2006 | |||
4. Уровень ключевых компетенций уч-ся | решение проблем | 10 кл. – 82,5% | 11 кл.– 92,5% | +10% |
работа с информацией | 10 кл. – 89% | 11 кл. – 96% | +7% | |
коммуникативные | 10 кл. – 89% | 11 кл. – 96% | +7% |
Сравнительный анализ результатов учебной деятельности в классах, в которых систематически соблюдались заявленные принципы организации урока с классами, в которых такая работа не была системной, показал, что процесс формирования ОУН и ключевых компетенций происходи быстрее и у большей части класса в коллективах со здоровьесберегающей организацией учебного процесса. Кроме того, повышается познавательный интерес учащихся и активность при проведении внеклассных мероприятий и конкурсов.
Данные сравнительного анализа результатов учебной деятельности в классах, где проходил эксперимент с классами, не участвующими в эксперименте.
Критерии сравнения |
6 класс (эксперимент) |
6 класс (вне эксперимента) |
||
результаты |
динамика |
результаты |
динамика |
|
уровень ОУН | ||||
коммуникативные | 84,5% | +8% | 80% | +4% |
организационные | 63% | +11% | 59% | +6% |
интеллектуальные | 66% | +7,5% | 62% | +5% |
уровень тревожности по отношению к школе | ||||
страх ситуации проверки знаний | 41,5% | -11% | 45% | -8% |
страх самовыражения | 21% | - 16,5% | 25% | -7,8% |
уровень ключевых компетенций | 11-й класс (эксперимент) | 11-й класс (вне эксперимента) | ||
решение проблем | 92,5% | +10% | 90% | +5% |
работа с информацией | 96% | +7% | 96% | +4% |
коммуникативные | 96% | +7% | 95% | +3% |
Таким образом, результаты учебной деятельности школьников наглядно демонстрируют, что обеспечение условий здоровьесбережения на уроке оптимизируют процесс формирования ключевых компетенций учащихся.
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
23 09 2023 11:14:22
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
22 09 2023 3:25:42
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
21 09 2023 5:39:11
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
20 09 2023 17:25:12
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
19 09 2023 0:30:22
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
18 09 2023 11:42:27
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
17 09 2023 17:50:45
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
16 09 2023 3:17:20
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
15 09 2023 17:24:51
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
14 09 2023 10:53:28
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
13 09 2023 4:34:14

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
12 09 2023 18:29:29
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
11 09 2023 4:54:22
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
10 09 2023 3:25:53
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
09 09 2023 19:48:11

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
08 09 2023 17:41:39
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
07 09 2023 4:19:54
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
06 09 2023 18:36:10
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
05 09 2023 3:20:20
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
04 09 2023 14:44:53
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
03 09 2023 15:42:53
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
02 09 2023 20:51:10
Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....
01 09 2023 20:49:14
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
31 08 2023 13:10:47
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
30 08 2023 22:11:24
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
29 08 2023 6:44:42
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
28 08 2023 8:30:51
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
27 08 2023 14:30:21
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
26 08 2023 21:33:27
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
25 08 2023 12:48:44
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
24 08 2023 10:36:47
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
23 08 2023 0:57:15
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
22 08 2023 9:11:29
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
21 08 2023 3:10:10
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
20 08 2023 10:32:16
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
19 08 2023 2:39:48
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
18 08 2023 5:53:29
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
17 08 2023 0:16:27
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
16 08 2023 15:25:34
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
15 08 2023 19:59:55
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
14 08 2023 23:11:18

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
13 08 2023 16:15:25
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
12 08 2023 16:55:52
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
11 08 2023 14:41:56
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
10 08 2023 1:43:45
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
09 08 2023 17:47:55
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
08 08 2023 14:43:39
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися.
...
07 08 2023 12:18:26
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
06 08 2023 14:13:56
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
05 08 2023 5:13:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::