Внешняя политика России XIX века при Александре I
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I;
- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны;
- развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом;
- закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой;
- развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями;
- обучить навыкам подготовки проектов.
Тип урока:
изучение материала с помощью защиты проекта.Оборудование:
карта “Территория Российской империи в конце XVIII – начале XIX вв.”, картины, цитаты, документы, дополнительный материал, карточки, учебник: история государства и народов России (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина) параграф № 3.План урока:
Ход урока:
I. Повторение изученного материала.
1. Cлайд №1 фото Александра I.Воспитанный под баpaбаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал. /А.С.Пушкин/
Вопрос:
Кому адресована эпиграмма А.С.Пушкина?Дать хаpaктеристику Александру I
2. Работа с понятиями:
министерства
указ о вольных хлебопашцах
Государственный совет
Комитет министров
3. Работа с датами:
(папка схем IX-XIX вв.)Внутренняя политика |
Внешняя политика |
1796-1801 правление Павла I |
1801 вхождение Грузии |
11-12 марта 1801 убийство Павла I |
1804-1813 русско – иранская война |
1801образование Негласного комитета |
1805 сражение под Аустерлицем |
1801-1825 правление Александра |
1807 Тильзитский мир |
1802 министерская реформа |
1808 вторая встреча Александра I и Наполеона I в Эрфурте |
1803 указ о вольных хлебопашцах |
1808-1809 русско-шведская война |
1810 образование Государственного совета |
1806-1812 русско-турецкая война |
II.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим внешнюю политику Александра I. В рамках этого вопроса раскрываются 3 основных направления: восточное, западное, северное.
Слайд 2 При работе над проектом, подготовленный Солодовым Егором вам необходимо раскрыть основные направления внешней политики России в начале XIX века.
Слайд 3
Основные направления.- Восточное направление – борьба России и Франции за лидерство в Европе
- Западное направление – присоединение Закавказья к России
- Северное направление – борьба со Швецией за лидерство на Балканах
Слайд 4 Основные события восточного направления
1801 год |
Вхождение Восточной Грузии в состав России |
1803 – 1804 гг. |
Вхождение в состав России Западной Грузии |
1804 – 1813 гг. |
Русско – иранская война |
1813 год |
Гюлистанский мир |
1806 – 1812 гг. |
Русско – турецкая война |
1812 год |
Бухарестский мир |
Слайд 5
Вхождение Грузии (рассказ учителя)В 1798 г. грузинский царь Ге opгий XII обратился к русскому императору с просьбой о покровительстве на условии ограничения прерогатив грузинского царя во внешней и внутренней политике.
12 сентября 1801 г. был обнародован Манифест Александра I: " царская династия Грузии (Багратиды) лишалась престола; управление Кахетией и Картлией переходило к русским наместникам; в Восточной Грузии вводилась царская администрация.
В 1803-1804 гг. в состав России на тех же условиях вошли остальные части Грузии — Менгрелия, Гурия и Имеретия.
В 1814 г. было завершено строительство Военно-Грузинской дороги, которая связала Закавказье с Европейской Россией, и в связи с этим имела важное стратегическое и экономическое значение.
Присоединение Грузии имело огромное политическое, экономическое и культурное значение — как для самой Грузии, так и для России.
Слайд 6-7
Расскажите о русско-иранской войне 1804-1813 гг.(Сообщение № 1, Энц. стр 524).
Слайд 8
Русские генералы (запись в тетрадь).Иван Васильевич Гудович.
Александр Петрович Тормасов.
Пётр Степанович Котляревский.
Слайд 9- 10
Расскажите о русско-турецкой войне 1806-1812 гг.(Сообщение № 2, Энц. стр 530-531).
Слайд 11 – 12
Личность в истории (запись в тетрадь).Иван Иванович Михельсон.
Дмитрий Николаевич Сенявин.
Михаил Федотович Каменский.
Михаил Илларионович Кутузов.
Селим III, Махмуд II.
Слайд 13
Основные события западного направления (рассказ учителя).1804 |
3-я коалиция против Франции |
1805 |
Разгром коалиции в битве при Аустерлице |
1806 |
4-я коалиция против Франции |
1807 |
Поражение коалиции Тильзитский мир России с Францией |
1808-1809 |
Русско – шведская война |
1812 |
Отечественная война |
Слайд 14 – 19
Рассказать о русско-прусско-фрунцузской войне 1805-1807 гг. (Сообщение № 3, Энц. стр 525-526).Слайд 20 – 21
Что вам известно о русско-шведской войне 1808 – 1809 гг. (Сообщение № 4, Энц. стр 536-537).Слайд 22
Герои войны (запись в тетрадь).Фёдор Федотович Буксгевден.
Пётр Иванович Багратион.
Михаил Богданович Баклай де Толли.
Яков Петрович Кульнев.
Слайд 23
(Подумай и ответь)4. Работа с картой:
Показать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в начале XIX века: Финляндию, Бессарабию, Грузию, Царство Польское.
5. Итог урока:
Таким образом, результаты внешней политики Александра I к началу войны 1812 года были крайне противоречивы. В Восточном и Северном направлении удалось достигнуть значительных успехов. В войнах с Францией Россия не смогла противостоять наполеоновской армии, но и не потерпела сокрушительных поражений.
Закрепление изученного материала: работа по карточкам.
№ 119 – 2 3 5 6 8.
№ 120 – 1801 Грузия.
№ 121 – 1809 Финляндия.
№ 122 – 1812 Бессарабия.
Карточка 119
. Континентальная блокада, к чему привело участие России в континентальной блокаде.1. Война с Финляндией.
2. Разрыв торговых отношений с Англией.
3. Война со Швецией.
4. Поход на Индию.
5. Падение курса рубля.
6. Убытки в торговле хлебом.
7. Потеря независимости.
8. Таможенная война с Францией.
9. Расчлeнение России.
10.Война с Турцией.
Карточка 120
. Присоединение новых территорий к Российской империи, о присоединении каких территорий, говорится в документе.С давних уже времен... царство, угнетаемое иноверными соседями, истощало силы свои непрестанным ратованием в собственную оборону, чувствуя неизбежныя следствия войны почти всегда несчастливыми. К сим присовокупились несогласия в доме царском, угрожающия довершить падение царства сего, возродя в нем междоусобную войну. Царь Ге opгий Иpaклиевич, видя приближающуюся кончину дней его, знатные чины и сам народ... прибегли ныне к покрову нашему, и не предвидя инаго спасения от конечной гибели и покорения врагам их, просили чрез присланных полномочных о принятии областей... царству подвластных в непосредственное подданство императорскому всероссийскому престолу...
Из манифеста Павла
Карточка 121
. Присоединение новых территорий к Российской империи, о присоединении каких территорий, говорится в документе.Его величество король... как за себя, так и за преемников его престола и королевства... отказывается неотменяемо и навсегда в пользу его величества императора всероссийского и преемников его престола в Российской империи от всех своих прав и притязаний на губернии ниже сего означенные, завоеванные оружием его императорского величества в нынешнюю войну от державы... а именно: на губернии Кимменегардскую, Ниландскую и Тавастгусскую, Абовскую и Биернеборгскую с островами Аландскими, Саволакскую и Карельскую, Базовскую, Улеаборгскую и часть западной Ботнии до реки Торнео, как то постановлено будет в следующей статье о назначении границ...
Фридрихсгамского мирного договора
Карточка 122
. Присоединение новых территорий к Российской империи, о присоединении каких территорий, говорится в документах.Первою статьею предварительных пунктов, наперед уже подписанных, постановлено, что река Прут со входа ее ... до соединения ее с Дунаем... и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до моря, будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее... Вследствие вышеупомянутой статьи, блистательная Порта Оттоманская уступает и отдает Российскому императорскому двору земли, лежащие по левому берегу Прута, с крепостями, местечками, селениями и жилищами, та-мо находящимися, средина же реки Прута будет границею между обеими высокими империями.
Из Бухарестского тpaктата.
Ответы на карточки
№ 119 – 2 3 5 6 8.
№ 120 – 1801 Грузия.
№ 121 – 1809 Финляндия.
№ 122 – 1812 Бессарабия.
Домашнее задание:
дать хаpaктеристику великим русским генералам и полководцам.1. Иван Васильевич ГудовичИван Васильевич Гудович,
граф ((1741 – январь 1820, Ольгополь, ныне Бершадского р-на Винницкой обл.)) — русский генерал-фельдмаршал. Из украинского дворянского рода. В июле 1800 за критику прусских порядков, насаждавшихся в армии Павлом I, уволен в отставку. В 1806 возвращен на службу и назначен главнокомaндующим войсками в Грузии и Дагестане, принял энергичные меры по прекращению чумы на Кавказе. В русско-турецкую войну 1806-1812 одержал победу над турецкими войсками сераскира Юсуф-паши у крепости Гумры на реке Арпачай (18.6.1807), но после неудачного штурма Эривани (17.11.1808) отвел войска в Грузию. Тяжелая болезнь (с потерей глаза) вынудила Гудовича оставить Кавказ. С 1809 Гудович -главнокомaндующий в Москве, члeн Непременного совета (с 1810 члeн Государственного совета), сенатор. С 1812 в отставке.Завоевал Хаджибей (1789), Анапу (1791) и Дагестан. Участвовал в покорении Бакинского, Шекинского и Дербентского ханств. Во время русско-турецкой войны 1806—1812 годов войска под его комaндованием одержали крупную победу при Арпачае (1807), но после неудачного штурма крепости Эривань (1808) были вынуждены отступить в Грузию. В 1809—1812 члeн Государственного совета, сенатор.2. Александр Петрович Тормасов
– при царе Павле I в 1799 году исключен из службы, но в 1800 г. вновь назначен комaндиром л.-гв. конного полка. В 1803 г. назначен киевским ген.-губернатором, в 1807 г. — рижским, в 1808 г. — главнокомaндующим в Грузии и на Кавказской линии. Прибыв к своему посту в феврале 1809 г., Тормасов нашёл дела в затруднительном положении: Турция и Персия готовились к вторжению в наши пределы, Имеретия и Абхазия были в восстании, Дагестан был к тому близок, а в распоряжении главнокомaндующего имелось не более 42 тыс. войск. Тормасов обнаружил неутомимую энергию, способность направлять действия своих войск и умение выбирать исполнителей. Благодаря этому, успех постепенно склонился на сторону России. Взяв крепость Поти и устранив тем самым влияние турок на Абхазию и Имеретию, Тормасов водворил в них спокойствие; в Дагестане подавлены были попытки к восстанию.3. Пётр Степанович Котляревский –
сын сельского священника, предназначался тоже к духовному званию, но случайно был записан в пехотный полк и 14 лет от роду уже участвовал в персидской войне, предпринятой в конце царствования Екатерины II. На 17-м году был произведён в офицеры и скоро приобрел громкую известность рядом блистательных подвигов во время военных действий в Закавказье, особенно поражением вдесятеро сильнейшего персидского войска в битве при Асландузе и штурмом крепости Ленкорань. Во время последнего штурма Котляревский был ранен 3 пулями и вынужден был оставить службу.4. Иван Иванович Михельсон
– российский военачальник, генерал от кавалерии, известный прежде всего окончательной победой над Пугачёвым.Участвовал в Семилетней войне, в турецкой кампании 1770 года и в действиях против польских конфедератов. За заслуги в разгроме пугачевского восстания получил орден Св. Ге opгия 3-й степени и имение в Витебской губернии, а также золотую шпагу, украшенную бриллиантами. В 1775 назначен комaндиром кирасирского Военного ордена полка, а в 1776 Лейб-кирасирского полка. В 1778 произведен в генерал-майоры и награжден орденом Св. Александра Невского, с 1781 премьер-майор лейб-гвардии Конного полка, с 1786 генерал-поручик.
Во время шведской войны 1788-1789 гг. Михельсон комaндовал корпусом в армии генерала Мусина-Пушкина. В 1803 г. назначен белорусским военным губернатором; в 1805 г. ему вверено было начальство над войсками, собранными на западной границе, а в 1806 г. — начальство над днепровской армией, предназначенной для действий против турок. Заняв с нею молдавские земли, Михельсон умер в Бухаресте.
5. Михаил Федотович Каменский
– граф, генерал-фельдмаршал, император Павел I в 1797 г. возвёл его в графское достоинство, но в том же году уволил от службы.В 1806 г. К. был назначен главнокомaндующим армией, действовавшей против французов, прибыл к ней 7 декабря, а через 6 дней под предлогом болезни передал комaндование Буксгведену и уехал в свое орловское поместье, где был убит одним из своих дворовых.
Презентация
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
19 09 2024 22:44:55
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
18 09 2024 10:55:17
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
17 09 2024 16:52:30
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
16 09 2024 17:37:50
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
15 09 2024 22:13:54
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
14 09 2024 8:24:41
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
13 09 2024 18:58:41
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
12 09 2024 12:17:28
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
11 09 2024 4:26:47
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
10 09 2024 10:39:25
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
09 09 2024 3:54:36
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
08 09 2024 9:28:43
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
07 09 2024 21:53:43
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
06 09 2024 14:22:32
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
05 09 2024 19:13:23
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
04 09 2024 7:23:48
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
03 09 2024 11:32:19
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
02 09 2024 12:39:12
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
01 09 2024 5:25:50
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
31 08 2024 15:51:27
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
30 08 2024 16:26:49
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
29 08 2024 21:28:28
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
28 08 2024 1:24:13
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
27 08 2024 20:57:32
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
26 08 2024 1:10:25
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
25 08 2024 11:22:38
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
24 08 2024 13:16:58
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
23 08 2024 13:48:31
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
22 08 2024 17:53:59
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
21 08 2024 12:42:15
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
20 08 2024 6:45:10
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
19 08 2024 10:49:27
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
18 08 2024 4:14:30
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
17 08 2024 19:30:56
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
16 08 2024 0:34:24
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
15 08 2024 12:59:52
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
14 08 2024 21:26:52
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
13 08 2024 19:55:29
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
12 08 2024 7:17:22
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
11 08 2024 10:26:51
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
10 08 2024 8:56:53
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
09 08 2024 13:51:48
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
08 08 2024 12:23:10
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
07 08 2024 2:28:43
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
06 08 2024 19:33:38
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
05 08 2024 16:34:48
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
04 08 2024 21:40:52
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
03 08 2024 14:14:26
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
02 08 2024 14:57:35
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
01 08 2024 8:25:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::