Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"


    Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"

Раздел: Преподавание истории.Урок истории в 6 классе.

Тема: Россия в период правления Ивана Грозного.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Место урока в учебном плане: итоговый урок в 6 классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы. В конце урока учащиеся сами выставляют себе оценки. Урок включает вопросы: Внутренняя политика Ивана Грозного; Внешняя политика; Рассказ с ошибками; Работа с тестами, с терминами.

Цели: Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. Развить навыки работы с тестами и историческими терминами. Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Деятельность Ивана IV до сих пор вызывает споры среди историков. Ей даются противоречивые оценки. С одной стороны Иван Грозный стремился укрепить свою власть, уничтожить последствия феодальной раздробленности, хотел создать сильное, независимое государство. Для этого и принял титул царя, ввёл опричнину. С другой стороны, возникает вопрос, оправданы ли были многочисленные жертвы, публичные казни, ссылки, расправы. Кто же он, Иван Васильевич? Жестокий тиран или дальновидный политик? Чего в его деятельности больше – положительного или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ. Время правления Ивана Васильевича Рюриковича, прозванного в народе Грозным, было одним из самых тяжёлых за всю историю Российского государства. Тяжёлый хаpaктер Ивана сформировался в следствие, его сиротского и безрадостного детства. Многие поступки совершённые им были вызваны его подозрительностью и жестокостью. Все действия Ивана IV были направлены на создание сильного, централизованного, независимого государства. Однако нельзя ни сказать, что время правления Ивана было связано с большими трудностями для всех жителей России. Никто не мог быть уверен в своей безопасности – ни крестьянин, ни знатный князь. Много людей потеряла наша страна в это время. Но были и успехи - расширение территории, уничтожение осколков Золотой Орды, которая 240 лет собирала дань на Руси.

1. Внутренняя политика Ивана IV.

Учащимся предлагается вставить пропущенные слова.

Вопросы:

Цели:

  1. Установление ______________ власти царя.
  2. Борьба с ______________ аристократией (самостоятельностью боярства).
  3. Ликвидация остатков ______________ раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).

Реформы:

  • Создание ______________ рады
  • Созыв первого ______________ собора
  • Ограничение ______________
  • Создание ______________ войска (стрелецкого)
  • Реформа налогообложения
  • Создание ______________
  • Отмена ______________
  • Принят ______________

Ответы:

Цели:

  1. Установление неограниченной власти царя.
  2. Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства).
  3. Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).

Реформы:

  • Создание Избранной рады
  • Созыв первого Земского собора
  • Ограничение местничества
  • Создание постоянного войска (стрелецкого)
  • Реформа налогообложения
  • Создание приказов
  • Отмена кормлений
  • Принят Судебник

2. Внешняя политика Ивана IV.

Вопросы:

Задачи внешней политики

на востоке

на западе

 

 

  1. Борьба с Казанским, Астpaxaнским, Крымским ханством.
  2. Достижение выхода к Балтийскому морю.
  3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

_____ г. Присоединение Казанского ханства
_____ г. Присоединение Астpaxaнского ханства
_____ г. Неудачный похож на Крымское ханство
_____ г Начало похода Ермака в Сибирь
1558 -1583 гг. _______________ война
1582 г. перемирие с ____________________
1583 г. перемирие с ____________________

Ответы:

Задачи внешней политики

на востоке

на западе

1. Борьба с Казанским, Астpaxaнским, Крымским ханством.

2. Достижение выхода к Балтийскому морю.
3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

 

-1552 г. Присоединение Казанского ханства
-1556 г. Присоединение Астpaxaнского ханства
-1559 г. Неудачный поход на Крымское ханство
-1581 г. Начало похода Ермака в Сибирь.
1558-1583 гг. Ливонская война.
1582 г. перемирие с Польшей.
1583 г. перемирие со Швецией.

3. Соотнесите между собой события и даты.

Вопросы:

  1. Начало правления Ивана Грозного
  2. Иван IV стал царём
  3. Первый Земский собор
  4. Принят новый Судебник
  5. Взятие Казани
  6. Присоединение Астpaxaнского ханства
  7. Начало Опричнины
  8. Начало Ливонской войны
  9. Вышла первая печатная книга
  10. Завершение строительства Покровского собора

1550 г.; 1558 г.; 1561 г. 1533 г.; 1556 г.; 1549 г.; 1547 г.; 1552 г.;1565 г.; 1564 г.

Ответы:

1. Начало правления Ивана Грозного

1533 г.

2. Иван IV стал царём

1547 г.

3. Первый Земский собор

1549 г.

4. Принят новый Судебник

1550 г.

5. Взятие Казани

1552 г.

6. Присоединение Астpaxaнского ханства

1556 г.

7. Начало Опричнины

1565 г.

8. Начало Ливонской войны

1558 г.

9. Вышла первая печатная книга

1564 г.

10. Завершение строительства Покровского собора

1561 г.

4. Рассказ с ошибками.

Вопросы:

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После cмepти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её cмepти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астpaxaнское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

Ответы:

25 августа 1533 (1530) года в семье Великого князя Василия IV (III) Ивановича появился второй (первый) сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве (неподалёку от Москвы в селе Коломенском). После cмepти отца в 5-ти (3-х) летнем возрасте в 1538 (1533)году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна (Васильевна) Глинская. После её cмepти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские (боярские) группировки. 16 января 1550 (1547) года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском (Успенском) соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления (абсолютной власти царя). Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи (России) Казанское, Астpaxaнское, Сибирское и Крымское (неудачный поход) ханства; на западе территорию Ливонии (Ливонскую войну Россия проиграла.) Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский (Покровский) собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров (Андрей Чохов) в 1568 (1586) году отлил знаменитый Царь-колокол (Царь-пушку). Пётр Мстиславец (Иван Фёдоров) создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку». («Апостол» - книга религиозного содержания).

5. Тесты:

  1. Иван IV Грозный родился в
  2. а) 1530 г.
    б) 1533 г.
    в) 1535 г.
  3. Иван Васильевич стал Великим князем в возрасте
    а) 5 лет
    б) 4 лет
    в) 3 лет
  4. В честь рождения Ивана Грозного в селе Коломенском был построен
  5. а) Храм Вознесения
    б) Храм Василия на Горке
    в) Спасский собор
  6. Иван IV венчался на царство в
  7. а) 1546 г.
    б) 1547 г.
    в) 1548 г.

  8. Спустя несколько месяцев после провозглашения Ивана IV царём в Москве произошло грандиозное бедствие
  9. а) Землетрясение
    б) Наводнение
    в) Пожар
  10. Круг близких помощников царя назывался
  11. а) Избранная рада
    б) Государственный совет
    в) Боярская Дума
  12. Новый Судебник, принятый в 1550 году закреплял право земледельцев
  13. а) Отпускать крестьян только один раз в году
    б) Отпускать крестьян раз в месяц
    в) Не отпускать крестьян из своих владений
  14. 8. Ивану IV не удалось присоединить к России
  15. а) Астpaxaнское ханство
    б) Крымское ханство
    в) Казанское ханство
  16. Кто утонул в Иртыше из-за царского подарка?
  17. а) Хан Кучум
    б) Знатный князь Курбский
    в) Ермак Тимофеевич
  18. Любимая потеха царя
  19. а) Медвежья травля
    б) Соколиная охота
    в) Опричнина
  20. В годы правления Ивана IV
  21. а) Вышла первая печатная книга
    б) Был построен первый собор
    в) Был составлен первый Судебник
  22. Центральным Собором Московского кремля при Иване Грозном был
  23. а) Софийский собор
    б) Покровский собор
    в) Успенский собор
  24. У Ивана IV было три сына
  25. а) Иван, Фёдор, Дмитрий
    б) Пётр, Иван, Василий
    в) Александр, Юрий, Владимир
  26. Иван IV называл «филькиными грамотами»
  27. а) Отчёты Ермака Тимофеевича об освоении Сибири
    б) Указы Земского собора
    в) Письма митрополита Филиппа
  28. Иван IV умер 17 марта 1584 года во время игры в
  29. а) Лото
    б) Шахматы
    в) Нарды

6. Соотнесите имена исторических деятелей и события.

Вопросы:

1. Ермак Тимофеевич

Избранная рада

2. Воевода А.М.Курбский

Строительство Покровского собора

3. Иван Фёдоров

Создание Царь-пушки

4. Андрей Чохов

Создание «Апостола»

5. Полководец М.И.Воротынский

Борьба с Крымским ханством

6. Барма и Постник

Ливонская война

7. Священник Сильвестр

Покорение Сибири

Ответы:

1. Ермак Тимофеевич

Покорение Сибири

2. Воевода А.М.Курбский

Ливонская война

3. Иван Фёдоров

Создание «Апостола»

4. Андрей Чохов

Создание Царь-пушки

5. Полководец М.И.Воротынский

Борьба с Крымским ханством

6. Барма и Постник

Строительство Покровского собора

7. Священник Сильвестр

Избранная рада

7. Расставьте события в хронологическом порядке:

Вопросы:

  1. Окончание Ливонской войны
  2. Взятие Казани.
  3. Введение Юрьева дня.
  4. Начало опричнины.
  5. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском
  6. Венчание на царство.
  7. Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским
  8. Рождение Ивана Грозного.

Ответы:

1. Рождение Ивана Грозного

1530 г.

2. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском

1532 г.

3. Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским

1533 г.

4. Венчание на царство

1547 г.

5. Взятие Казани

1552 г.

6. Начало опричнины

1565 г.

7. Введение Юрьева дня

1581 г.

8. Окончание Ливонской войны

1583 г.

8. Объясните значение слов:

  1. Местничество – порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю.
  2. Кормление – территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).
  3. Опричнина (1565 – 1572 гг.) – политика Ивана IV, которая имела целью установление неограниченной власти царя. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.
  4. Земский собор – сословно-представительный орган (собрание представителей разных слоёв населения).
  5. Судебник – сборник законов (Кодекс).
  6. Зодчество – искусство строить и украшать здания.

9. Итоги царствования Ивана Грозного

Ученики в тетрадях записывают положительные и отрицательные итоги правления Ивана Грозного.
Каждая оценочная запись засчитывается как один балл.

10. Итоги урока:

Учащиеся выставляют себе оценки, в зависимости от количества правильных ответов.
Больше 55 баллов – «5»
От 35 до 55 баллов – «4»
Меньше 35 баллов – «3»

Используемая литература:

  1. Е.В. Пчелов, История России с древнейших времён до конца XVI века. (учебник для 6 класса), М., «Русское слово», 2004.
  2. Б.А. Рыбаков, История Отечества. (учебник для 8 класса) М., «Просвещение», 1993.
  3. С.Ш. Казиев, Е.Н. Бурдина, История России (в таблицах и схемах) М., 1998.

Презентация к уроку - Приложение №1.


Монголо-татарское нашествие


    Монголо-татарское нашествие

      Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....

20 03 2023 18:39:42

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

19 03 2023 3:51:10

Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"


    Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"

      Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....

18 03 2023 15:54:26

Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"


    Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"

      Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....

17 03 2023 4:16:12

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

16 03 2023 16:23:25

Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"


    Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"

      Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....

15 03 2023 2:37:47

Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории


    Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

      <p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...

14 03 2023 11:21:17

Деловая игра "За честные выборы"


    Деловая игра "За честные выборы"

      Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....

13 03 2023 21:51:40

Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"


    Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"

      Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....

12 03 2023 19:28:31

С древности до Великой Отечественной…


    С древности до Великой Отечественной…

      На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....

11 03 2023 17:51:29

Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира


    Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира

      В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....

10 03 2023 9:46:16

Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс


    Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс

      Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...

09 03 2023 4:14:51

Урок в 9-м классе по теме "Образование СССР"


    Урок в 9-м классе по теме "Образование СССР"

      На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...

08 03 2023 2:46:16

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"


    Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

      Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

07 03 2023 21:54:33

Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России»


    Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России»

      Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....

06 03 2023 4:17:37

Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс


    Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс

      Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...

05 03 2023 5:38:51

Урок истории по теме "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны"


    Урок истории по теме "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны"

      Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....

04 03 2023 21:22:43

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности


    Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности

      Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....

03 03 2023 7:20:15

Презентация: «Портфолио учителя истории»


    Презентация: «Портфолио учителя истории»

      Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....

02 03 2023 19:52:52

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс


    Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

      Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

01 03 2023 19:55:54

Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"


    Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"

      На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...

28 02 2023 14:15:21

Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы


    Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы

      Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....

27 02 2023 9:52:29

Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны


    Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны

      В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....

26 02 2023 5:20:50

Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"


    Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"

      Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...

25 02 2023 20:13:58

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"


    Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

      Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...

24 02 2023 3:57:57

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс


    Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

      Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

23 02 2023 10:59:51

Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)


    Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)

      Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....

22 02 2023 10:30:16

Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы"


    Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы"

      Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...

21 02 2023 2:15:16

Активные формы обучения на уроках истории


    Активные формы обучения на уроках истории

      В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....

20 02 2023 5:19:27

"Игровые технологии на уроках права и обществознания"


    "Игровые технологии на уроках права и обществознания"

      Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...

19 02 2023 21:30:36

Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся


    Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся

      В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....

18 02 2023 1:45:51

Приёмы формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи


    Приёмы формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи

      В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...

17 02 2023 12:58:34

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

16 02 2023 6:23:53

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

      Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

15 02 2023 14:23:13

Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс


    Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс

      Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....

14 02 2023 14:51:52

Урок истории по теме "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"


    Урок истории по теме "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

      Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....

13 02 2023 4:18:19

Интеpaктивная ролевая образовательная игра "Время выбрало нас"


    Интеpaктивная ролевая образовательная игра "Время выбрало нас"

      Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...

12 02 2023 16:54:43

Познавательная игра по истории "Семь ступеней в прошлое Золотой Орды"


    Познавательная игра по истории "Семь ступеней в прошлое Золотой Орды"

      Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...

11 02 2023 1:25:50

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"


    Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

      В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

10 02 2023 11:22:49

"Русская культура Серебряного века"


    "Русская культура Серебряного века"

      Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...

09 02 2023 18:39:35

Александр Невский


    Александр Невский

      Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

08 02 2023 18:56:30

Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"


    Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"

      Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....

07 02 2023 5:53:52

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"


    Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

      Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

06 02 2023 7:29:42

Классный час на тему "Холокост"


    Классный час на тему "Холокост"

      Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...

05 02 2023 11:15:58

Информационные технологии на уроках истории. Тема: "Религия в современом мире"


    Информационные технологии на уроках истории. Тема: "Религия в современом мире"

      Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...

04 02 2023 5:46:16

Урок истории "Гражданская война"


    Урок истории "Гражданская война"

      На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....

03 02 2023 4:59:11

Тема урока "Наш край в ХХ в."

Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....

02 02 2023 11:46:52

Изучение закона о защите прав потребителей


    Изучение закона о защите прав потребителей

      Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....

01 02 2023 21:46:27

Урок-реконструкция "Рыцарский замок". 6-й класс


    Урок-реконструкция "Рыцарский замок". 6-й класс

      Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....

31 01 2023 16:36:50

Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"


    Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....

30 01 2023 3:37:18

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

"Семилетняя война"

Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают.