Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"
Раздел: Преподавание истории.Урок истории в 6 классе.
Тема: Россия в период правления Ивана Грозного.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Место урока в учебном плане: итоговый урок в 6 классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы. В конце урока учащиеся сами выставляют себе оценки. Урок включает вопросы: Внутренняя политика Ивана Грозного; Внешняя политика; Рассказ с ошибками; Работа с тестами, с терминами.
Цели: Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. Развить навыки работы с тестами и историческими терминами. Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Деятельность Ивана IV до сих пор вызывает споры среди историков. Ей даются противоречивые оценки. С одной стороны Иван Грозный стремился укрепить свою власть, уничтожить последствия феодальной раздробленности, хотел создать сильное, независимое государство. Для этого и принял титул царя, ввёл опричнину. С другой стороны, возникает вопрос, оправданы ли были многочисленные жертвы, публичные казни, ссылки, расправы. Кто же он, Иван Васильевич? Жестокий тиран или дальновидный политик? Чего в его деятельности больше – положительного или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ. Время правления Ивана Васильевича Рюриковича, прозванного в народе Грозным, было одним из самых тяжёлых за всю историю Российского государства. Тяжёлый хаpaктер Ивана сформировался в следствие, его сиротского и безрадостного детства. Многие поступки совершённые им были вызваны его подозрительностью и жестокостью. Все действия Ивана IV были направлены на создание сильного, централизованного, независимого государства. Однако нельзя ни сказать, что время правления Ивана было связано с большими трудностями для всех жителей России. Никто не мог быть уверен в своей безопасности – ни крестьянин, ни знатный князь. Много людей потеряла наша страна в это время. Но были и успехи - расширение территории, уничтожение осколков Золотой Орды, которая 240 лет собирала дань на Руси.
1. Внутренняя политика Ивана IV.
Учащимся предлагается вставить пропущенные слова.
Вопросы:
Цели:
- Установление ______________ власти царя.
- Борьба с ______________ аристократией (самостоятельностью боярства).
- Ликвидация остатков ______________ раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
Реформы:
- Создание ______________ рады
- Созыв первого ______________ собора
- Ограничение ______________
- Создание ______________ войска (стрелецкого)
- Реформа налогообложения
- Создание ______________
- Отмена ______________
- Принят ______________
Ответы:
Цели:
- Установление неограниченной власти царя.
- Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства).
- Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
Реформы:
- Создание Избранной рады
- Созыв первого Земского собора
- Ограничение местничества
- Создание постоянного войска (стрелецкого)
- Реформа налогообложения
- Создание приказов
- Отмена кормлений
- Принят Судебник
2. Внешняя политика Ивана IV.
Вопросы:
Задачи внешней политики
на востоке |
на западе |
|
|
- Борьба с Казанским, Астpaxaнским, Крымским ханством.
- Достижение выхода к Балтийскому морю.
- Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.
_____ г. Присоединение Казанского ханства
_____ г. Присоединение Астpaxaнского ханства
_____ г. Неудачный похож на Крымское ханство
_____ г Начало похода Ермака в Сибирь
1558 -1583 гг. _______________ война
1582 г. перемирие с ____________________
1583 г. перемирие с ____________________
Ответы:
Задачи внешней политики
на востоке |
на западе |
1. Борьба с Казанским, Астpaxaнским, Крымским ханством. |
2. Достижение выхода к Балтийскому морю. |
-1552 г. Присоединение Казанского ханства
-1556 г. Присоединение Астpaxaнского ханства
-1559 г. Неудачный поход на Крымское ханство
-1581 г. Начало похода Ермака в Сибирь.
1558-1583 гг. Ливонская война.
1582 г. перемирие с Польшей.
1583 г. перемирие со Швецией.
3. Соотнесите между собой события и даты.
Вопросы:
- Начало правления Ивана Грозного
- Иван IV стал царём
- Первый Земский собор
- Принят новый Судебник
- Взятие Казани
- Присоединение Астpaxaнского ханства
- Начало Опричнины
- Начало Ливонской войны
- Вышла первая печатная книга
- Завершение строительства Покровского собора
1550 г.; 1558 г.; 1561 г. 1533 г.; 1556 г.; 1549 г.; 1547 г.; 1552 г.;1565 г.; 1564 г.
Ответы:
1. Начало правления Ивана Грозного | 1533 г. |
2. Иван IV стал царём |
1547 г. |
3. Первый Земский собор |
1549 г. |
4. Принят новый Судебник |
1550 г. |
5. Взятие Казани |
1552 г. |
6. Присоединение Астpaxaнского ханства |
1556 г. |
7. Начало Опричнины |
1565 г. |
8. Начало Ливонской войны |
1558 г. |
9. Вышла первая печатная книга |
1564 г. |
10. Завершение строительства Покровского собора |
1561 г. |
4. Рассказ с ошибками.
Вопросы:
25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После cмepти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её cмepти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астpaxaнское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».
Ответы:
25 августа 1533 (1530) года в семье Великого князя Василия IV (III) Ивановича появился второй (первый) сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве (неподалёку от Москвы в селе Коломенском). После cмepти отца в 5-ти (3-х) летнем возрасте в 1538 (1533)году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна (Васильевна) Глинская. После её cмepти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские (боярские) группировки. 16 января 1550 (1547) года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском (Успенском) соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления (абсолютной власти царя). Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи (России) Казанское, Астpaxaнское, Сибирское и Крымское (неудачный поход) ханства; на западе территорию Ливонии (Ливонскую войну Россия проиграла.) Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский (Покровский) собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров (Андрей Чохов) в 1568 (1586) году отлил знаменитый Царь-колокол (Царь-пушку). Пётр Мстиславец (Иван Фёдоров) создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку». («Апостол» - книга религиозного содержания).
5. Тесты:
- Иван IV Грозный родился в
- Иван Васильевич стал Великим князем в возрасте
а) 5 лет
б) 4 лет
в) 3 лет - В честь рождения Ивана Грозного в селе Коломенском был построен
- Иван IV венчался на царство в
- Спустя несколько месяцев после провозглашения Ивана IV царём в Москве произошло грандиозное бедствие
- Круг близких помощников царя назывался
- Новый Судебник, принятый в 1550 году закреплял право земледельцев
- 8. Ивану IV не удалось присоединить к России
- Кто утонул в Иртыше из-за царского подарка?
- Любимая потеха царя
- В годы правления Ивана IV
- Центральным Собором Московского кремля при Иване Грозном был
- У Ивана IV было три сына
- Иван IV называл «филькиными грамотами»
- Иван IV умер 17 марта 1584 года во время игры в
а) 1530 г.
б) 1533 г.
в) 1535 г.
а) Храм Вознесения
б) Храм Василия на Горке
в) Спасский собор
а) 1546 г.
б) 1547 г.
в) 1548 г.
а) Землетрясение
б) Наводнение
в) Пожар
а) Избранная рада
б) Государственный совет
в) Боярская Дума
а) Отпускать крестьян только один раз в году
б) Отпускать крестьян раз в месяц
в) Не отпускать крестьян из своих владений
а) Астpaxaнское ханство
б) Крымское ханство
в) Казанское ханство
а) Хан Кучум
б) Знатный князь Курбский
в) Ермак Тимофеевич
а) Медвежья травля
б) Соколиная охота
в) Опричнина
а) Вышла первая печатная книга
б) Был построен первый собор
в) Был составлен первый Судебник
а) Софийский собор
б) Покровский собор
в) Успенский собор
а) Иван, Фёдор, Дмитрий
б) Пётр, Иван, Василий
в) Александр, Юрий, Владимир
а) Отчёты Ермака Тимофеевича об освоении Сибири
б) Указы Земского собора
в) Письма митрополита Филиппа
а) Лото
б) Шахматы
в) Нарды
6. Соотнесите имена исторических деятелей и события.
Вопросы:
1. Ермак Тимофеевич | Избранная рада |
2. Воевода А.М.Курбский |
Строительство Покровского собора |
3. Иван Фёдоров |
Создание Царь-пушки |
4. Андрей Чохов |
Создание «Апостола» |
5. Полководец М.И.Воротынский |
Борьба с Крымским ханством |
6. Барма и Постник |
Ливонская война |
7. Священник Сильвестр |
Покорение Сибири |
Ответы:
1. Ермак Тимофеевич | Покорение Сибири |
2. Воевода А.М.Курбский |
Ливонская война |
3. Иван Фёдоров |
Создание «Апостола» |
4. Андрей Чохов |
Создание Царь-пушки |
5. Полководец М.И.Воротынский |
Борьба с Крымским ханством |
6. Барма и Постник |
Строительство Покровского собора |
7. Священник Сильвестр |
Избранная рада |
7. Расставьте события в хронологическом порядке:
Вопросы:
- Окончание Ливонской войны
- Взятие Казани.
- Введение Юрьева дня.
- Начало опричнины.
- Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском
- Венчание на царство.
- Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским
- Рождение Ивана Грозного.
Ответы:
1. Рождение Ивана Грозного | 1530 г. |
2. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском |
1532 г. |
3. Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским |
1533 г. |
4. Венчание на царство |
1547 г. |
5. Взятие Казани |
1552 г. |
6. Начало опричнины |
1565 г. |
7. Введение Юрьева дня |
1581 г. |
8. Окончание Ливонской войны |
1583 г. |
8. Объясните значение слов:
- Местничество – порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю.
- Кормление – территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).
- Опричнина (1565 – 1572 гг.) – политика Ивана IV, которая имела целью установление неограниченной власти царя. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.
- Земский собор – сословно-представительный орган (собрание представителей разных слоёв населения).
- Судебник – сборник законов (Кодекс).
- Зодчество – искусство строить и украшать здания.
9. Итоги царствования Ивана Грозного
Ученики в тетрадях записывают положительные и отрицательные итоги правления Ивана Грозного.
Каждая оценочная запись засчитывается как один балл.
10. Итоги урока:
Учащиеся выставляют себе оценки, в зависимости от количества правильных ответов.
Больше 55 баллов – «5»
От 35 до 55 баллов – «4»
Меньше 35 баллов – «3»
Используемая литература:
- Е.В. Пчелов, История России с древнейших времён до конца XVI века. (учебник для 6 класса), М., «Русское слово», 2004.
- Б.А. Рыбаков, История Отечества. (учебник для 8 класса) М., «Просвещение», 1993.
- С.Ш. Казиев, Е.Н. Бурдина, История России (в таблицах и схемах) М., 1998.
Презентация к уроку - Приложение №1.
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины. ...
18 03 2024 2:20:59
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
17 03 2024 9:49:15
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
16 03 2024 11:32:52
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...
15 03 2024 7:21:23
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
14 03 2024 21:48:28
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
13 03 2024 15:40:51
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
12 03 2024 13:33:41
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
11 03 2024 3:31:15
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
10 03 2024 6:32:39
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
09 03 2024 4:20:32
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
08 03 2024 18:53:44
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
07 03 2024 8:20:35
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
06 03 2024 4:41:25
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
05 03 2024 11:34:22
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...
04 03 2024 22:31:39
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
03 03 2024 9:15:23
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
02 03 2024 2:12:35
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
01 03 2024 11:21:28
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
29 02 2024 21:49:47
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
28 02 2024 16:34:37
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
27 02 2024 17:49:32
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
26 02 2024 18:19:15
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
25 02 2024 16:31:34
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
24 02 2024 2:21:43
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
23 02 2024 17:48:26
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
22 02 2024 4:18:39
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
21 02 2024 22:37:15
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
20 02 2024 17:45:10
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...
19 02 2024 6:57:38
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
18 02 2024 16:16:42
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
17 02 2024 13:36:54
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
16 02 2024 0:56:17
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
15 02 2024 8:31:27
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
14 02 2024 7:44:37
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
13 02 2024 22:40:49
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
12 02 2024 1:48:53
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
11 02 2024 1:28:58
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
10 02 2024 20:50:52
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
09 02 2024 16:45:56
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
08 02 2024 23:35:28
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
07 02 2024 20:47:22
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
06 02 2024 6:43:24
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
05 02 2024 19:14:14
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
04 02 2024 16:20:11
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
03 02 2024 12:30:50
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?". ...
02 02 2024 23:41:37
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...
01 02 2024 11:40:41
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
31 01 2024 19:31:17
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
30 01 2024 13:46:11
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
29 01 2024 21:39:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::