Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения
“Можно не знать многих наук и быть
образованным человеком,
но нельзя быть образованным, не зная истории
своей Родины”.
Н. Г. Чернышевский
1. Условия возникновения опыта
Исходным условием становления опыта явился возросший интерес личности к проблеме изучения родного края, своим корням, проблемам истории, а также возрождение духовности, культуры, национального самосознания в период формирования отечественной национальной идеи.
Другим условием становления данного опыта можно считать специфику деятельности методического объединения учителей истории и обществознания Лицея, которая ориентирована на развитие личности учащихся средствами краеведения.
Третьим условием становления опыта можно считать специфику уроков, ориентированных на создание интегрированных знаний о крае, как окружающем детей микромире, а также их духовно – ценностной и пpaктической ориентации.
2. Актуальность и перспективность опыта
В свете событий последних лет, которые подтверждают, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания, хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать сохранению исторической преемственности поколений: развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию духовно-нравственных качеств личности.
Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших. Как сказал Д.С. Лихачев: “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”.
Уроки краеведения дают возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и страну. Известно, что краеведческая тематика на уроках истории всегда вызывает активность учащихся, способствует повышению мотивации. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить содержание уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, помогает формировать понимание закономерности исторических процессов и явлений на основе наглядного постижения местных культурно – исторических событий.
Представленный опыт способствует в большей степени решению социально – обусловленных задач, поставленных перед школой: формирование общей культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе, создание основы для социального выбор и освоения профессией, формирование человека и гражданина, интегрированное в современном ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Теоретико-методологическое обоснование нашего исследования основано на работах В.М. Джашукаева, А.И. Фишеловой, И.В. Шманевой, Г.М. Швецовой, Г.Н. Ишук, О.М. Хлытиной и других
Актуальность опыта определяется противоречием между необходимостью изучения родного края и отсутствием системного краеведческого образования с соответствующими программами, УМК, которые бы способствовали бы решению такой важной задачи, как формирование учащихся умений и навыков к системному изучению истории России с использованием материала о родном крае.
3.
Длительность работы над опытом с момента обнаружения противоречия до момента выявления результативности опыта составляет пять лет.
4.
Диапазон опыта охватывает систему уроков гуманитарного цикла (история, обществознание, право), кружок “Мой родной край”, внеклассную и внешкольную деятельность, что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету.
5. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта можно считать идеею воспитания гражданских и патриотических качеств школьников в системе общественно-гуманитарных дисциплин средствами краеведения.
6. Теоретическая база опыта
В своем опыте автор реализует следующие теории в обучении: (теорию личностно-ориентированного подхода, теорию деятельностного подхода, теорию развития познавательного интереса, познавательной активности, социокультурный подход). дидактическую концепцию, раскрывающую теоретические основы содержания образования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, теория развития мышления Л.С. Выготского, а также современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования, новые подходы и требования к обучению истории и краеведения.
Личностно-ориентированный подход (И.С.Якиманская, Е.С.Полат), проявляется в опоре на субъектный опыт учащихся. Автор, используя на уроках проектное обучение, “мозговой штурм”, “критическое мышление, групповые, парные, индивидуальные формы работы, вовлекает всех учащихся в учебный процесс и дает возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт. Деятельностный подход разработан российскими учеными А.Н.Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Л.С.Выготским и предполагает коллективное общение, взаимодействие и сотрудничество. Одним из способов организации взаимодействия учащихся автор опыта видит в проектной методике, групповых формах работы.
Теория развития познавательного интереса и познавательной активности рассмотрена Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой. Но эти исследования лишены некоторой конкретизации, т.е. как применять в жизни все, что написано в книгах. Автор опыта старается использовать творческий уровень познавательной активности.
Социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, И.Л.Бим). учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям культуры через использование в учебном процессе краеведения.
7. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в интегративном подходе автора, который реализуется в многоступенчатой системе работы: на основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию края, использовании мониторинговой системы с целью выявления динамики уровня обученности, воспитанности и вместе с тем уровнем сформированности ценностных ориентации необходимых учебных умений и навыков.
8. Технология опыта
Основная цель работы автора опыта – выявить организационно – педагогические условия воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания путем привлечения краеведческого материала.
Задачи:
- Создать условия, способствующие воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию родного края, потребности сохранения исторической памяти, активного включения в работу по преобразованию окружающего мира
- Разработать и апробировать комплекс непрерывного краеведческого образования через урок – внеклассную деятельность – воспитательную работу.
- Осуществить апробацию комплекса по проблеме влияния на развитие познавательного интереса к истории и другим предметам обществоведческого цикла.
Провести диагностику ценностных ориентации учащихся, воспитанности, тревожности в ходе реализации комплекса.
В своем опыте автор руководствуется следующими принципами:
- принцип научности, т.е. соответствие уровня преподаваемой дисциплины современному состоянию науки.
- принцип оптимального выбора методов, форм и средств образования, направленных на развитие творческой и нравственной личности.
- принцип учёта индивидуальных психологических хаpaктеристик личности ребенка (восприятие, память, контроль за собственным поведением и т.д.)
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- принцип активности предполагает вовлеченность детей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности на уроке.
- принцип системности – совершенствование этапов работы зависит от степени целостности содержания и реализации программно – методического обеспечения;
Исходя из этого, автор определяет познавательную, развивающую и воспитательную ценность историко-краеведческого материала.
Технология опыта предполагает последовательное осуществление следующих этапов:
В своей работе автор регулярно использует различные элементы педагогических технологий:
Технология развития критического мышления. Одна из основных целей таких уроков – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Конечная цель технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, расширяют свои знания.
Технологии обучения игровым методам. Огромную роль игры в жизни и развитии осознавали и отмечали во все времена деятели науки. “В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности”.
Проблемно-поисковое обучение. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, а главное – сохраняется интерес к предмету.
Элементы технологии проектного обучения и исследовательский метод применяются на уроках и во внеурочное время.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и пpaктических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Очень интересной является технология обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнить вместе! Класс делится на группы, где выбирается консультант. Каждая комaнда получает разные задания. Каждый участник комaнды должен овладеть необходимыми знаниями так, чтобы вся комaнда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее участником, поскольку успех комaнды зависит от вклада каждого. Когда комaнда готова, учитель задает вопросы каждому ученику, от их ответов зависит результативность комaнды.
На любых уроках у учеников возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала. Чтобы активизировать деятельность ученика на уроке применяются разнообразные элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, классическая музыка.
9. Результативность опыта
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Учащиеся сдают по выбору экзамен по истории и обществознанию, задействованы в кружке "Мой родной край", участвуют в районных, областных олимпиадах и конкурсах. У школьников повысилась познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей.
Показателями заинтересованности учащихся в изучении истории, в том числе истории родного края, может служить ежегодный год качества знаний по предмету, активность участия в школьных, районных, областных, Всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
26 03 2023 3:13:15
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
25 03 2023 7:22:12

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
24 03 2023 5:45:55
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
23 03 2023 2:38:39
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов.
...
22 03 2023 18:15:43
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
21 03 2023 22:56:53
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
20 03 2023 18:18:10
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
19 03 2023 20:31:36

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
18 03 2023 6:11:38
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
17 03 2023 5:37:29
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
15 03 2023 12:35:44
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз.
Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги).
...
14 03 2023 10:25:25
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
13 03 2023 12:57:56
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
12 03 2023 2:14:58
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
11 03 2023 22:48:38
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
10 03 2023 3:45:20

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
09 03 2023 14:38:44
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
08 03 2023 16:54:43
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
07 03 2023 3:46:32
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II".
...
06 03 2023 7:50:24
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
05 03 2023 15:43:51
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
04 03 2023 20:42:37
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
03 03 2023 21:37:14
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
02 03 2023 12:19:44
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
01 03 2023 2:38:16
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
28 02 2023 6:33:50
При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....
27 02 2023 12:38:26
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
26 02 2023 6:59:15
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
25 02 2023 10:56:31
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
24 02 2023 9:31:42
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
23 02 2023 10:34:56
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
22 02 2023 20:28:37
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
21 02 2023 11:41:15
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
20 02 2023 7:42:36
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
19 02 2023 10:49:13
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
18 02 2023 5:23:38
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
17 02 2023 7:39:20
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
16 02 2023 19:13:33
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
15 02 2023 18:36:58
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода
...
14 02 2023 13:16:24
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
13 02 2023 11:49:37
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
12 02 2023 6:36:29
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
11 02 2023 23:19:30
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
10 02 2023 5:11:47
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
09 02 2023 23:54:59
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
08 02 2023 12:26:56
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
07 02 2023 6:53:34
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
06 02 2023 19:38:41
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
05 02 2023 8:15:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::