Россия в Первой мировой войне
1. Триединая цель урока.
Познавательный аспект:
- учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
- формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками;
- формирование умения сочетания знаний и навыков для выявления причинно-следственных связей.
Развивающий аспект:
- развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
- развитие мышления: обучение умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, ставить и разрешать проблемы;
- способствовать развитию воображения.
Воспитывающий аспект:
- соотнесение идей и положений исторического источника с событиями и преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. попытки использования исторического опыта России в наше время;
- формирование и развитие нравственных, патриотических качеств личности школьника;
- донести до сознания учащихся мысль, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
2. Оборудование:
- карты;
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- тексты исторических источников;
- таблицы;
- кроссворд.
Приложение 1.
Ход урока
Вводное слово учителя. В наше неспокойное время накопление военного потенциала, всплеск расизма, шовинизма представляют большую угрозу миру. Нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. Первая Мировая война – несправедливая, захватническая война, даже если страны-участницы ставили перед собой «справедливые» цели.
I. Кто виноват? На пути к Первой Мировой войне.
Задание 1. Сравните по карте мир XVI в. и к 1914 г.
Вопросы:
- На какие территории поделён мир?
- Приведите примеры колоний.
- Приведите примеры метрополий.
(Со времён Великих географических открытий мир был поделён на метрополии и колонии. К 1914 г. на планете не осталось свободных, незанятых территорий. Наличие колоний становится насущной потребностью, условием быстрого экономического развития. Война за «место под солнцем» неизбежна.)
Вопросы по карте:
- Между какими г-вами были особо острые противоречия? Почему?
- Создание каких военных блоков означало, что система Европейского равновесия рухнула?
(«Антанта» (1904 г.), «Тройственный Союз» (1882 г.) противоречили на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, в Африке. Но особо острыми были противоречия Франции и Германии из-за Эльзаса и Лотарингии.)
Задание 2. Проанализируйте данные.
Масштабы Первой Мировой войны:
- Продолжительность – 1554 дня.
- Число стран-участниц – 38.
- Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 14.
- Численность населения стран-участниц войны – 1050 млн. человек (62 % населения Земли).
- Численность мобилизованных – 74 млн человек.
- Численность погибших – 10 млн человек.
Вопрос: Почему война была названа Мировой?
Задание 3. Проанализируйте исторический источник.
- «Ваша карта Африки очень хороша, но моя карта Африки – в Европе. Здесь расположена Россия, здесь расположена Франция, мы же находимся в середине – такова моя карта Африки».
- «Эльзас и Лотарингия должны быть возвращены. Остальные территории по левому берегу Рейна должны быть окончательно отделены от Германии».
- «Лучше Россию видеть в Константинополе, чем германский военный арсенал в Персидском заливе».
- «Обеспечение Константинополя от захвата третьими державами должно составить основную задачу нашей внешней политики. Борьба за Константинополь вряд ли возможна без общеевропейской войны».
Вопрос: Определите, каким странам могли принадлежать данные высказывания.
(1. Германии, 2. Франции, 3. Англии, 4. России)
Задание 4. Проанализируйте исторический источник.
«Настоящая война начата не Россией … Русская мобилизация имела целью поддержку ____________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах».
П.Н. Милюков.
Вопросы:
- Вставьте пропущенное название страны.
- Могла ли Россия избежать участия в Первой Мировой войне?
- Каковы цели России в Первой Мировой войне?
(Сербия. Чтобы закрепиться на Балканах и Черноморских проливах, Россия должна была вступить в войну под любым предлогом. Милюкова даже называли «Константинопольским» за агрессивные цели в предстоящей войне.)
Задание 5. Проанализируйте исторический источник.
«Немного дней тому назад Манифестом нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России … В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию…»
Вопросы:
- Назовите императора – автора Манифеста.
- Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну.
- Назовите «доблестных союзников» России в этой войне.
- Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»?
- Приведите исторические факты «спасения» Россией Австро-Венгрии.
(Николай II подписал Манифест в 1914 г. Союзники России по Антанте – Англия, Франция. 15 июня 1914 г. в г.Сараево (Босния) сербом Принципом был убит наследный принц Австро-Венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия неоднократно спасала Австро-Венгрию в Семилетней войне, в сражении под Аустерлицем в 1805 г., в битве народов под Лейпцигом в 1813 г.)
Задание 6. Проанализируйте данные таблицы.
Соотношение сил к началу Первой Мировой Войны
Cтрана |
Численность армии (тыс. чел.) |
Лёгкие орудия |
Тяжёлые орудия |
Самолёты |
Россия |
5338 |
6848 |
240 |
263 |
Великобритания |
1000 |
1500 |
500 |
90 |
Франция |
3781 |
3960 |
688 |
156 |
Итого: «антанта» |
10119 |
12308 |
1428 |
449 |
Германия |
3822 |
6329 |
2076 |
232 |
Австро-венгрия |
2300 |
3104 |
506 |
65 |
Итого: центральные державы «тройственного союза» |
6122 |
9433 |
2582 |
297 |
Вопросы:
- Проанализируйте данные таблицы. Какая из сторон имела перевес сил?
- Могло ли это обстоятельство предопределить исход войны?
(«Антанта» имела перевес сил, значит, при слаженных действиях союзников война закончилась их быстрой победой).
II. Что делать? Роль Восточного фронта на этапах Первой Мировой войны.
Задание 7. По карте определить планы Германии на 1914 г.
Ученик. За 3 недели Германия по плану Шлиффена не дошла до Парижа 30-40 км. Но план «Блицкриг» был уже сорван благодаря наступлению русских войск на Восточном фронте. В августе генералы Самсонов, Ренненкампф в ходе Восточно-Прусской операции создали реальную угрозу захвата Восточной Пруссии. Мopaльный дух русских солдат поднимал тот факт, что в этих местах в 1410 г. в Грюнвальдской битве их предки разбили Тевтонский орден. Но Германия перебросила с Западного фронта на Восточный свои войска. Самсонов, потеряв 20 тыс. убитыми, 30 тыс. пленными, застрелился.
Задание 8. Проанализировав сообщения учеников, дайте сравнительную хаpaктеристику крупным сражениям на фронтах Первой Мировой войны. Сделайте вывод о роли каждого из фронтов.
Ученик. В сентябре Франция выиграла битву на р.Марне. С обеих сторон участвовало 2 млн. человек. План «Блицкриг» окончательно рухнул.
Ученик. Этому успеху союзников способствовал успех Галицийской операции на Восточном фронте. Россия уничтожила 400 тыс. человек, т.е. ½ находящейся здесь армии Австро-Венгрии. Русская армия вышла к Карпатам.
Вопрос: Какой фронт играл главную роль с самого начала войны?
Выводы делают учащиеся.
- Восточный фронт отвлекал 31 % противника.
- Германия вынуждена была воевать на 2 фронта (всего их 6).
- На Западном фронте война носит позиционный хаpaктер.
Ученик. 1915 г. назван «Великим отступлением» русской армии. Но почему мы оставили территорию с населением в 25 млн. человек?
Весной 1915 г. в ходе Горлицкого прорыва перевес у Германии:
- в людях в 2 раза;
- в артиллерии в 40 раз
Россия потеряла 2 млн. убитых и раненых, 1,5 млн. пленных.
Ученик. А чем в 1915 г. отличились союзники? Единственным противником на Западном фронте стало отравляющее вещество иприт (хлор).
Выводы делают учащиеся.
- Восточный фронт отвлекал более 50 % противника.
- На Западном фронте ни одной крупной операции.
Ученик. 1916 г. называют коренным переломом в войне. Чьими же усилиями «Антанта» к нему пришла?
В феврале 1916 г. в ходе сражения под Верденом с обеих сторон погибло 1 млн. человек («Верденская мясорубка»); прорыв Германией фронта на 7 км.
Ученик. В марте 1916 г. более 200 военных кораблей выставила Англия в Ютландском морском сражении.
Ученик. Июль – август 1915 г.: на р.Сомме союзники продвинулись вглубь неприятельской обороны на 8 км.
Ученик. В июне – августе 1916 г. на Восточном фронте – «Брусиловский проорав». Прорыв на протяжении 340 км.; глубина прорыва доходила до 120 км. Австро-Венгрия потеряла 1,5 млн. убитыми, ранеными, пленными. Германия в очередной раз перебросила войска с Западного фронта на Восточный, чем облегчила положение Франции у Вердена.
Выводы делают учащиеся.
- Восточный фронт отвлекал более 60 % противника.
- На Западном фронте война опять носит позиционный хаpaктер.
- Расширение «Антанты».
(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников.)
Задание 9. Проанализируйте исторический источник.
«Когда летом 1915 г. русские армии были потрясены и сокрушены артиллерийским превосходством Германии, французы копили свои снаряды, как будто это было золото».
«В течение почти 3 лет Россия задерживала на своих фронтах больше половины всех неприятельских дивизий и в этой борьбе потеряла убитыми больше, чем все прочие союзники, вместе взятые».
У. Черчилль.
«Союзники решили вести войну до последней капли крови русского солдата».
«Мы предоставили Россию её собственной судьбе».
Ллойд-Джордж.
Вопросы:
- Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?
- Как можно объяснить действия наших союзников?
- Приведите из истории аналогичные предательства нашими союзниками.
(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников. Союзники предавали нас и в Северной войне, и в Семилетней войне, и в Наполеоновских войнах).
III. Как с этим жить? Итоги участия России в Первой Мировой войне.
Задание 10. Проанализируйте исторический источник.
«Крови наше комaндование не жалело. Причиной этого была не какая-то жестокость, а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций; … преступная военная неподготовленность, за которую приходилось расплачиваться потоками бесполезно проливаемой крови».
С.Е. Трубецкой.
«Старая русская армия дралась безропотно почти 3 года; часто шла с гoлыми руками против убийственно высокой техники врагов и своей обильной кровью искупала грехи верховной власти».
А.И. Деникин, комaндующий дивизией во время Брусиловского прорыва.
«Какой война и была, такой и осталась… Взять, к примеру, меня. За последние 20 лет я не прочёл ни одного военного учебника».
Военный министр В.А. Сухомлинов.
Вопрос: Назовите 3 главные причины поражения России на Восточном фронте.
(Стратегические, тактические просчёты комaндования; техническое отставание от Европы; отсутствие грамотного, высококвалифицированного офицерского состава.)
Задание 11. Проанализируйте исторический источник.
«Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны - на громадную убыль; пути сообщения в полном расстройстве. Наборы обезлюдили деревню, ощутился громадный недостаток рабочей силы. Города голодали. Товара было мало, цены росли, развивалась продажа «из-под полы», получалось «мародёрство». Армия устала, недостатки понижали её дух. Упорядочить дело было некому».
Министр Внутренних дел А.Д. Протопопов.
«К 1917 г., в атмосфере неудачной войны, всё созрело для революции».
Н.А. Бердяев.
Вопросы:
- Как повлияли поражения России на Восточном фронте на её судьбу?
- Перечислите кризисы, порождённые Первой Мировой войной.
- Изменилось ли отношение русского общества к войне? Как?
(Кризисы: финансовый, ж/д, металлургический, топливный, продовольственный, политический. Россия встала перед неизбежностью революции. Отношение русского общества к войне резко изменилось: если в начале войны на мобилизацию откликнулись 96 % призывников, то к 1916 г. дезертирство, братания на фронтах.)
Задание 12. Проанализируйте данные таблицы.
Потери в Первой Мировой войне
Страна |
Дата вступления в войну |
Численность населения (млн чел.) |
Число мобилизованных (тыс. чел.) |
Убитые / раненые, пленные, убитые (тыс. чел.) |
Россия |
01.08.1914 |
167 |
15798 |
1811 / 9150 |
Франция |
03.08.1914 |
39,6 |
7891 |
1327 / 5800 |
Англия |
04.08.1914 |
46,1 |
5701 |
715 / 2590 |
США |
06.04.1917 |
98,8 |
4273 |
114 / 364 |
Германия |
01.08.1914 |
67,8 |
13200 |
2037 / 7143 |
Австро-Венгрия |
28.07.1914 |
58,6 |
9000 |
1100 / 7020 |
Турция |
01.11.1914 |
21,7 |
2998 |
804 / 976 |
Болгария |
11.10.1915 |
4,7 |
400 |
88 / 267 |
Вопросы:
- Чем вы объясните, что даты вступления разных стран в войну так отличаются друг от друга?
- Солдат какой державы можно назвать «пушечным мясом»? Почему?
- Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?
(Разные геополитические интересы г-в объясняют разные даты вступления стран в войну. Потери России превышают потери союзников, значит, русские солдаты были «пушечным мясом».)
Заключительное слово учителя. В среднем за один год Первой Мировой войны погибло:
- почти в 30 раз больше солдат и офицеров, чем в Наполеоновских войнах;
- в 70 раз больше, чем в Семилетнюю войну;
- в 250 раз больше, чем в Тридцатилетнюю войну.
IV. Закрепление материала.
Задание 12. Разгадайте кроссворд.
1. Наследный принц Австро-Венгрии, чьё убийство послужило поводом к началу Первой Мировой войны.
2. Город во Франции, битва при котором вошла в историю под названием «мясорубка».
3. Река во Франции, близ которой англо-фроанцузские войска разгромили неприятеля.
4. Русский генерал, герой Восточно-Пруской операции; из-за военных неудач застрелился.
5. Территория Прикарпатья, на которой полностью разгромили австро-венгерские войска русские войска.
6. (по горизонтали) Русский генерал, совершивший героический прорыв в стан неприятеля.
6. (по вертикали) Государство на Балканах, где произошло убийство наследного принца Австро-Венгрии.
7. Черноморский пролив – мечта для русского флота.
8. Император России в годы Первой Мировой войны.
9. Город, в котором Россия подписала «похабный» мир с Германией (Брест- __________ ).