Урок истории по теме "Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Героизм советских солдат (на примере блокады Ленинграда)"
Тема: Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Героизм советских воинов (на примере жителей Ленинграда).
Цель: показать истоки неудач и духовную причину стойкости народа.
Задачи:
- Совершенствование умения работы с картой, документом, иллюстрацией.
- Развитие навыков анализа и синтеза.
- Воспитание чувства любви к родине.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал.
Основные понятия: агрессия, геноцид, атеизм, международное гуманитарное право, блокада.
Ход урока
(В ходе урока проходит показ компьютерной презентации. Её можно получить по запросу у автора статьи. Комментарии к слайдам презентации в Приложении.)
1. Организационный момент
2. Опрос
Учитель. Сегодня мы с вами построим нашу работу несколько необычно. Класс делится на три группы. Задания для каждой из них будет различным. Первой достается работа с картой и задания для нее. Причем, вы не только рассказываете, но и показываете объясняемое на карте.
Первая группа.
- Назовите страны, которые являлись союзниками Германии.
- Укажите направления главных ударов агрессора.
- Вспомните план «Барбаросса» и докажите, что нападение фашистов действительно являлось агрессией.
Ответы учащихся: Союзниками Германии, выделенными на карте особым цветом, в Великой Отечественной войне являлись Финляндия, Болгария, Венгрия, Румыния и Италия. Группа армий «Север» стремилась захватить Ленинград, группа армий «Центр» - Москву, а группа армий «Юг» - Баку. 22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз без всяких видимых причин, что и является агрессией. План «Барбаросса» или как переводится это название на русский язык «Рыжебородый»(в честь средневекового императора Фридриха Барбароссы, участника четвертого крестового похода на Восток) предполагал завершение войны в два летних месяца. Немцы должны были выйти на линию Архангельск-Астpaxaнь.
Учитель. Вторая группа получает не совсем обычное задание. Перед вами изображение иконы Казанской Божьей матери. И вам предлагаются следующие вопросы.
Вторая группа.
- Почему в России Богородица почитается особо?
- Как могли верующие люди расценить нападение фашистской Германии на СССР, если известно, что до войны храмы святых взрывались в дни престольных праздников, приходы и семинарии принудительно закрывались, а священников и верующих отправляли в концентрационные лагеря?
- Как называлась политика активного навязывания населению «безбожия»?
Ответы учащихся: На Руси Богородица почиталась особо как небесная покровительница и заступница перед Христом. Ее изображения почитались особо, а дни Рождества и Успения являлись национальными праздниками. Православие являлось неотъемлемой составной идеи «православия, самодержавия, народности». Самодержавия уже не существовало, народ «безмолствовал». Оставалось лишь православие. Отсюда и гонения, которые подготовили население к мысли, что нападение Германии стало наказанием за грехи «безбожия». Активное и насильственное обращение народа в атеизм явилось частью «культурной революции». Кстати, накануне войны был уничтожен Казанский собор на Красной площади, поставленный К. Мининым в благодарность за победу над поляками в период Смутного времени.
Учитель. Перед вами иллюстрация осажденного поляками в 1609-1611 гг. Смоленска. Постарайтесь вспомнить:
Третья группа.
- Какое количество времени Смоленск находился в осаде?
- В чем заключалось значение обороны города?
- Какая категория войск сыграла решающее значение в изгнании польских интервентов?
Ответы учащихся. Смоленск защищался двадцать месяцев и держал оборону даже тогда, когда поляки уже заняли московский Кремль. Им показали пленного царя Василия Шуйского, которого выдали врагам бояре-изменники и которого везли в Польшу, но и тогда защитники продолжали отбивать приступы. А когда поляки пробили стену и, защищать город было уже не под силу, то последние защитники заперлись в соборе и взорвали пороховой склад, находившийся под ним. Уцелевшие бросались в бушующее пламя. Значение же обороны Смоленска в том, что польская армия не могла в это время поддержать своих соотечественников в Москве и дали возможность собраться второму ополчению. И шли Минин и Пожарский со списком иконой Казанской Божией Матери. Ополчением называются нестроевые войска. А завершилось Смутное время 4 ноября и в этот день отмечается день иконы Казанской Божией Матери.
3. Объяснение нового материала
Учитель. Как видите, история России знала случаи осад городов и героизм их защитников, однако блокада(окружение) Ленинграда стоит в этой череде особо. 8 сентября замкнулось кольцо окружения вокруг города, где проживало около двух миллионов человек. Взгляните на эту цитату: «Это была величайшая и самая длительная осада, какую когда-либо переживал современный город, это был период тяжелейших испытаний, страданий и героизма, доходивших до высот трагизма и мужества, недоступного нашему пониманию…» Она принадлежит лорду Г. Солсбери. А мы, мы способны понять наших дедов и прадедов и оценить то, что она нам подарили? Взгляните на эти сухие строки статистики:
Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
500 000 жителей строили оборонительные рубежи, а 170 000 погибли во время обстрелов.
На город обрушилось 5 000 фугасных и 100 000 зажигательных бомб, 200 000 артиллерийских снарядов.
Было разрушено до основания 3 000 зданий и 7 000 повреждено.
По льду Ладожского озера было вывезено из города 641 803 человека.
Они нам пpaктически ничего не говорят. Чтобы понять прошлое, нужно услышать его голоса. Взгляните на это стихотворение, а также на таблицу. Это не просто таблица, а нормы выдачи хлеба жителям блокадного города. Обратите на ее динамику. И учтите, что это нормы выдачи хлеба на работающих, а у всех остальных хлебная пайка была на порядок меньше.
Вот так настал,
Одетый в кровь и лед,
Сорок второй необоримый год,
О, год ожесточенья и упорства!
Лишь наcмepть,
Наcмepть всюду встали мы.
Год Ленинграда,
Год его зимы,
Год Сталинградского
Единоборства.
В те дни отхлынул быт.
И смело
В права свои вступило бытие.
(О. Бергольц)
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь 1941 г. |
Январь 1942 г. |
400 г |
300 г |
200 г |
125 г |
Учитель. Ответьте на следующие вопросы:
- Почему в городе не оказалось продовольствия? Только лишь потому, что немцы разбомбили склады или есть другие причины?
- На какое время пришелся пик cмepтности населения?
- Видите ли вы в действиях фашистских войск нарушение норм международного гуманитарного права?
- Как вы думаете, почему во время блокады выжили те, кто не покидал предприятий?
Учащиеся. Не только немцы рассчитывали на быструю войну. Советское руководство отнеслось беспечно к силе противника и помыслить не могло, что он дойдет так далеко. Поэтому запасов продовольствия и не было. Поэтому когда люди стали голодать, то ели траву, кору деревьев, опилки, землю. И умирали. Это был самый настоящий геноцид- истрeбление населения, не представлявшего военной силы. Не было и запасов топлива. Трубы водопроводов размерзлись и квартиры превратились в ледяные пещеры. Из таблицы следует, что пик cмepтности пришелся на январь 1942 г. К тому же противник так быстро наступал, что оборонительные рубежи не успевали строить. Нарушений же международного гуманитарного права множество. Во-первых, противник должен был открыть коридоры для ухода мирного населения, но делать этого никто не собирался. По плану Гитлера Ленинград должен был быть разрушен беспрерывными бомбардировками и обстрелами, что так же запрещено. Никто входить в него не собирался. А рабочие выжили потому, что на производстве кормили лучше, было относительно тепло и не нужно было тратить силы на переезды и переходы домой.
Учитель. Давайте мысленно перенесемся в блокадный город.
Слайд № 11.
Здесь иллюстрация и текст документа: «Проходя мимо трамвайной остановки, я вижу на скамейке лежащий труп мужчины. С его ног снята обувь. Через сутки он лежит также. Его гoлые ноги страшно белеют в рассветающем утре. Убрать труп некому- нет ни сил, ни желания. В нашем дворе человек пошел в дровяной сарай и, не успев открыть дверь, упал и умер. Н.М. видит его утром, уходя от нас, и вечером, возвращаясь, находит его там же». Что вы видите на иллюстрации?
Учащиеся. Люди на санках перевозят какие-то свертки на санках. Видимо, это умершие. Кто-то везет воду. И все они опасаются налета, т.к. поглядывают на небо.
Слайд № 12.
Ленинградцы не позволили врагу сжечь свой город, как это случилось с Варшавой и Роттердамом. Все перекрытия Ленинграда были деревянными. Их обработали специальным составом из большого количества удобрений, оставшихся в городе от довоенного времени. А ведь 19 сентября город обстреливали 18 часов подряд. Заводы города прекращали свою работу лишь на время авианалетов и обстрелов. Мало кто знает, что именно отсюда танки шли в Сталинград, что позволило одержать нашим войскам победу. 18 000 женщин вступили в кадровую армию, чего никогда не было в мировой истории. Чтобы спасти город генерал Жуков приказал снять орудия со всех кораблей, а 1000 орудий перебросили сюда по воздуху. И самое главное. Когда казалось, что город уже не удержать, сюда доставили икону Казанской Божией Матери. На самолете она облетела город, что вселило в защитников дополнительную уверенность в победе.
Слайд № 13.
«Дорогой жизни» назвали ленинградцы временную трассу, проложенную по льду Ладожского озера. По ней эвакуировали детей и стариков. Когда весной 1942г. сошел снег, то открылись тысячи трупов. Они лежали везде: на улицах, в квартирах, в учреждениях. Власти обходили квартиры и находили выживших детей. Их эвакуировали. Машины шли по ночам и, немецкие летчики ориентировались на свет фар. От взрывов бомб лед проламывался, люди с техникой уходили на дно. А в обратном направлении шел трaнcпорт, на котором везли продовольствие и оружие.
Слайд № 14.
Когда немцы вошли в ближайшие пригороды, то они увидели купол Исаакиевского собора и краны порта. Чтобы купола и шпили не были ориентирами для вражеской артиллерии, промышленные альпинисты затянули шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства маскировочными сетями, а купола закрасили защитной краской. Памятник Петру Великому Растрелли и сфинксов обложили мешками с песком, пpeдoxpaняя их от осколков. Из Эрмитажа эвакуировали ценнейшие картины. Их вынули из рам, но экскурсии никто не отменял.
4.Закрепление пройденного материала
Учитель. Взгляните на эти стихотворения и ответьте на поставленные вопросы.
Слайд № 15.
Постучись кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
(А. Ахматова)
Объясните, почему А.Ахматова в своем стихотворении, посвященном детям Ленинграда, упоминает ветку клена, траву, воду.
Слайд № 16.
В грязи, во мpaке, в голоде, в печали,
Где cмepть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Что внуки позавидовали бы нам.
(О. Бергольц)
Ответьте, почему мы должны, по мнению поэтессы, завидовать ленинградцам? И есть ли нам чему поучиться у них, если известно, что в Ленинграде находился знаменитый институт зерна, где были собраны образцы семян всего мира. Их хранители умерли с голода, но не взяли из коллекции ни одного семечка.
Слайд № 17.
Воплощением героизма защитников Ленинграда стала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Ее исполнение трaнcлировалось на весь мир из блокадного города. Давайте послушаем фрагмент из нее.
Слайд № 18. (Каждый учащийся получает его в виде раздаточного материала.)
Сравнительная таблица |
1609-1611 гг. |
1941 г. |
Оборона какого города задержала продвижение противника |
Смоленска |
Ленинграда |
Есть ли в их защите что-то общее |
Защитники до последнего защищали храм |
Иконой обносили город |
Кто руководил защитой |
Воевода Шеин |
Генерал Жуков |
5. Комментирование и выставление оценок
6. Домашнее задание
Параграф 32, страницы 117-123.
Список литературы
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. ХХ век. М., 2006 г.
- Великая Отечественная война Советского Союза. М., 1965 г.
- Блокада Ленинграда. Энциклопедический словарь.
- А.В. Климов. Защищая Ленинград. Л., 1985 г.
(В ходе урока использутся компьютерная презентация. Её можно получить по запросу у автора статьи. Комментарии к слайдам презентации в Приложении.)
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 15:29:25
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 2:24:42
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 10:47:28
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 23:26:49
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 18:51:30
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 3:50:52
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 2:40:47
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 21:25:52
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 5:23:56
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 6:17:24
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 23:55:41
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 20:31:48
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 6:18:16
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 23:28:56
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 14:14:16
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 8:22:27
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 5:48:20
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 7:44:28
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 5:23:42
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 2:13:20
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 17:20:29
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 5:33:55
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 18:14:33
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 2:55:21
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 3:32:22
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 10:27:10
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 21:40:37
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 11:37:44
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 13:15:59
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 1:53:41
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 6:15:45
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 8:47:27
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 17:44:59
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 23:30:49
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 14:50:30
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 19:56:46
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 21:48:17
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 5:26:12
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 4:38:44
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 21:44:48
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 19:29:10
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 0:47:41
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 8:57:32
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 19:54:18
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 20:45:54
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 3:37:18
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 13:29:39
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 22:30:55
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 17:18:23
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 14:56:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::