Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"


    Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"

Пояснительная записка

Понятие справедливости соединяет в себе правовые нормы и нравственные начала.

Для лучшего понимания права и его норм необходимо рассмотреть, что отличает право от норм морали и что их связывает. Между правом и моралью существует тесная связь, в морали право получает нравственную опору. И  право, и мораль опираются на справедливость как на меру и критерий своих норм.

Нормы морали предлагают идеал человеческого поведения, нравственную цель. Право не может оторваться от жизни, от экономических и культурных условий.

Право регулирует поступки людей. Мораль чистоту мыслей и чувств. Нормам права подчиняется все население. Исполнение норм права  обеспечивается государством, исполнение норм морали совестью.

Мораль и право поддерживают друг друга. Именно с точки зрения морали формируются  ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое или несправедливое.

Право, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения.
Нравственные начала закреплялись в праве: уважение личности, ниспровержение рабства, крепостничества, равноправие для всех.
Правовая система требует известного смягчения в применении к жизни. В судебных решениях часто  отвлеченная правда закона смягчается действием милости  по отношению к конкретным случаям. Особенно ярко это проявляется в отношении несовершеннолетних.

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок может быть основан на праве.
Но воспитание правового сознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со  сверстниками. Усвоение норм морали и нравственности происходит, по существу, на всех уроках  школьной программы. Это, так называемое, обыденное правосознание. Задача учителя права или преподавателя элективных курсов по праву состоит в том, «чтобы поднять уровень обыденного сознания до теоретического, и затем в определенных случаях, посредством профильного обучения, ввести в сферу профессионального уровня». (Морозова С.А. Методика преподавания права в школе, М., 2004.)

Цели:

  • показать на основе работы с правовыми документами, что нормы морали и нравственности существуют в тесном единстве с нормами права;
  • правовая система требует смягчения в своем применении к жизни;
  • право в свою очередь также влияет на мораль, что делает жизнь общества более устойчивой;
  • донести до юных граждан, что профессия юриста – мopaльна.

Задача: формирование правосознания как совокупности представлений людей о праве с точки зрения морали, нравственности и законодательных актов.

Курс рассчитан на учащихся 9–11 классов, изучающих право и обществознание. Кроме того, он может быть использован для проведения факультативных занятий в 8 классе.
Предполагаемый ЭК предусматривает различные формы занятий: учебные лекции, дискуссии, коллективное обсуждение вопросов, подготовка сообщений.
Программа сориентирована на активную самостоятельную работу учащихся, что способствует формированию умений и навыков, необходимых для продолжения образования в вузах, а также для успешной адаптации в современном обществе.
Курс рассчитан на 28 часов. Возможно провести курс за 14 часов, 17 часов.
Занятия 1–7 можно использовать как самостоятельные по курсу: «Граждановедение. 7 кл.» или в качестве лабораторных занятий по курсу истории – 6, 7, 8 классы.

Содержание курса:

Занятие № 1. Мораль. Этика. Обычаи. Традиции. (2 часа)

Лекция знакомит с данными понятиями.
Первые правила поведения – религиозные. Учащимся предлагается работа с Библейскими заповедями. На обсуждение выносится вопрос:»Почему сохранились обычаи?».

Домашнее задание: составить синквейн «Мораль».

Занятие № 2. От обычая к праву. (1 час)

Как возникло право. Первые законы древнейших государств мира. Общее и различное между понятиями.
Учащиеся работают с фрагментами законов шумерского царя УР-ХАММУ, вавилонского царя ХАММУРАПИ, законами царя МАНУ.

Группа получает фрагменты документов и вопросы к ним:

1. Из какого закона ваш фрагмент?
2. Назовите страну, где действовал этот закон.
3. Дайте краткую хаpaктеристику наказаний.
4. Самый строгий закон.
5. Возможно ли говорить о нормах морали и нравственности в данных законах?

Домашнее задание: составить синквейн  «Закон».

Занятие  № 3. Первые письменные правила поведения на Руси и России. (3 часа)

Занятие рассчитано на 3 часа. Работа в группах с документами: «Поучения», «Домострой», «Юности честное зерцало». Учащиеся работают с вопросами к документам. С первого занятия собирается материал для написания эссе:  «Появление первых письменных правил поведения – прогресс или регресс?»

Домострой

Форма урока: лабараторно-пpaктическое занятие.

Цель: составить картину русского быта, нравов, обычаев, хаpaктерных для XVI столетия.

Учащиеся по ходу чтения источника заполняют таблицу, либо обсуждение проходит устно.

Вопросы для анализа: Результат работы
1. Каково место церкви в жизни русского человека?  
2. Каковы взгляды на природу царской власти?  
3. Педагогические взгляды авторов «Домостроя»  
4. Семейные отношения  
5. Отношение к слугам  
6. Уровень хозяйства России  
7. Православные обряды  

Дополнительные вопросы:

1. Почему «Домострой»  является ценным историческим источником для изучения целой эпохи развития русского общества?
2. Что вы считаете актуальным до сегодняшнего дня?
3. В чем разница между современным понятием «домострой» и тем смыслом, который вкладывали в него наши предки?

«Поучения» Владимира Мономаха – первая попытка регламентировать отношения в обществе.

Цель:

  • Продолжить и закрепить навыки работы с документами.
  • Показать на примере документа, что Русь стремится к объединению на мopaльной основе.
  • Показать роль личности в истории на примере В.Мономаха.

Вопросы  для обсуждения:

Кому предназначал свое Поучение В.Мономах? Что дало ему право написать его?  Можно ли Поучение назвать исповедью?
В это время в Киевской Руси определились представления о нравственном княжеском идеале с точки зрения христианских требований. Как раскрывает поучение этические обязанности князя:
– долг перед отечеством
– народом
– своей дружиной
– церковью
– семьей
– братьями-князьями

В.Мономах пишет свое завещание в молитвенном состоянии духа. Какими тремя добрыми делами избавляется человек от врагов и побеждает их. Найдите эти слова в тексте.
Выделите княжеские и общечеловеческие хаpaктеристики  князя.
Какие идеи Поучения актуальны сегодня?
Определите жанр Поучения.
Какое наставление могут написать ваши родители вам?
Как вы считаете, плодотворен ли сегодняшний урок? Оставил ли он след в ваших сердцах?
Выразите свое отношение к князю.

Юности честное зерцало

Цель: изменения правил и норм поведения в XVIII веке в ходе Петровских реформ.

Сравнение с «Домостроем» XVI века. Сходство и отличие. Учащиеся работают по вопросам, поставленных к документу?

Занятие № 4. Право древней Руси. (1 час)

Лекция. Работа с фрагментом документа «Русская правда»по вопросам:

Таблица: «Русская правда»

Выводы Законы русские
1. В судебнике сохранились традиции родовой мести.  
2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных  
3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство  
4. Законы запрещают частную собственность (какую)  
5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (назовите занятия)  
6 Феодальной вотчине противостоит сельская община  
7. Выводы  

Домашнее задание: выделить нормы морали в данном документе.

Занятие № 5.  Право русского централизованного государства. (1 час)

Краткий рассказ о «Судебниках», «Соборном уложении».
Отличие их от «Русской правды». Нормы морали в данных документах.
Учитывались ли обычаи и традиции в данных документах? Краткое знакомство с фрагментами «Соборного уложения».

Занятие № 6.  Право Российской империи. (2 часа)

Свод законов Российской империи(1832). Судебная реформа (1864).
В качестве обсуждения предлагается вопрос:  «Присяжные заседатели «за» и «против»».

Домашнее задание: нормы морали в законах Российской империи.

Занятие № 7.  Обобщение материала по темам № 1–6. (1 час)

Составление смыслового плана: «Отражение норм морали в правовых документах» (Имеются в виду документы, рассмотренные на прошедших занятиях)

Занятие № 8.  Отражение норм морали в Конституции РФ. (2 часа)

Сообщение или лекция учителя о первых Конституциях страны и зарубежных стран. Большая часть занятия посвящена работе с документом. Возможно, уместно остановиться на главе № 2.Учащиеся должны осознавать, что Конституционные нормы закреплены в правовых документах, принятых в дальнейшем.

Домашнее задание: Какие статьи я бы добавил в основной закон страны?

Занятие № 9.  Отражение норм морали в УК РФ. (2 часа)

На занятии обратить внимание учащихся на статьи: 59, 6, 7, 14 раздел 7 УК РФ 37, 39, 41.
Возможна дискуссия или обсуждение вопроса: «Цели наказаний?», «Деяния, не являющиеся преступлением», «Cмepтная казнь – «за» и «против»».

Домашнее задание: как проблема досуга влияет на преступления.

Занятие № 10.  Отражение норм морали в Семейном кодексе. (2 часа)

Нравственные основы семьи. Нужна ли сейчас семья современному человеку. Доверие или брачный контpaкт. Работа с документом. Кратко, используя ПОПС-формулу, выразить отношение к семье. Составить свой семейный кодекс.

Занятие № 11.   Отражение норм морали в трудовом праве. (2 часа)

Несовершеннолетние в системе правовых отношений. Работа с документом. Обратить внимание на статьи, касающиеся несовершеннолетних. Пpaктическая работа по вопросам, составленных преподавателем.
Используя знания, полученные на занятиях, составить трудовой договор на готовом бланке.

Занятие № 12.  Отражение норм морали в ГК РФ. (2 часа)

Понятие чести, достоинства, свободы. Работа с документом.
Попытаться составить кластер по теме занятий ЭК. Выделить основные, с точки зрения учащихся, нормы морали и нравственности, отразить в схеме и далее указать соответствующие законы, где они нашли отражение. Возможно, каждый составит свой кластер. Далее их можно сравнить и вывести общую схему.

Занятие № 13.  Отражение норм морали в других правовых документах. (2 часа)

Лекция со «стопами». Составление тезисов.

Занятие № 14. Заключительное занятие. (1 час)

Заполнение анкеты: «Я». «ДЕЛО», «МЫ».

Домашнее задание: кратко изложить свои взгляды на данный курс

Анкета:

«Дело»

А. получил прочные знания
Б.  Усвоил материал частично.
В. Мало понял. Необходимо еще поработать.

«Я»: Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?

А. Со всеми заданиями справился
Б. Допустил ошибки
В. Не справился.

«Мы»:  Как работала  группа?

А. Совместно разбирали задания.
Б. Не все активно участвовали в обсуждении.
В. Работа была неинтересная.

Мои пожелания учителю:

Занятие № 15. Презентация курса. (3 часа)

Литература:

1.  Детская библия.
2.  Суворова Н.Г. Основы правовых знаний: Методическое пособие, – М., 2004.
3.  Набатова Н.Г. Конспекты уроков для учителя истории 6–7 кл., – М., 2004.
4.  Конституция РФ.
5.  УК РФ
6.  Семейный кодекс.
7.  Трудовой кодекс.
8. Гражданский кодекс.
9. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе, – М., 2004.

Приложение


Рождение книги о Лодейном Поле


    Рождение книги о Лодейном Поле

      На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....

03 12 2022 13:58:34

Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья


    Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья

      Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....

02 12 2022 20:19:52

Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)


    Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)

      Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....

01 12 2022 9:56:21

Литературно-музыкальная композиция "Да будет мерой чести — Ленинград"


    Литературно-музыкальная композиция "Да будет мерой чести — Ленинград"

      Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....

30 11 2022 1:44:57

Урок-игра по теме "Древний Восток"


    Урок-игра по теме "Древний Восток"

      Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....

29 11 2022 11:23:33

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"


    Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

      Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

28 11 2022 4:20:54

О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)


    О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)

      В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта". ...

27 11 2022 23:14:26

Гражданское общество


    Гражданское общество

      Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...

26 11 2022 22:28:46

Начало Великой Отечественной войны


    Начало Великой Отечественной войны

      Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....

25 11 2022 18:35:22

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э."


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э."

      На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...

24 11 2022 13:59:26

Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"


    Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"

      Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...

23 11 2022 13:17:36

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"


    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"

      Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...

22 11 2022 7:51:27

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин


    Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

      Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

21 11 2022 18:21:57

Урок истории "Русские князья времён язычества"


    Урок истории "Русские князья времён язычества"

      Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....

20 11 2022 7:18:17

Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)


    Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)

      Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России. ...

19 11 2022 1:33:55

Интегрированный урок-игра (русский язык + литература + история) "Счастливый случай" для 6–7-х классов


    Интегрированный урок-игра (русский язык + литература + история) "Счастливый случай" для 6–7-х классов

      В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....

18 11 2022 19:39:39

Урок-пресс-конференция «"Холодная война" и раскол Европы»


    Урок-пресс-конференция «"Холодная война" и раскол Европы»

      Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....

17 11 2022 13:49:32

Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР


    Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР

      Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....

16 11 2022 21:49:24

Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"


    Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"

      На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....

15 11 2022 8:40:45

Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"


    Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"

      Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....

14 11 2022 22:22:41

Цена Великой Победы…


    Цена Великой Победы…

      Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...

13 11 2022 11:47:41

Вклад республики в достижение Великой Победы


    Вклад республики в достижение Великой Победы

      Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....

12 11 2022 7:47:53

Тема урока "Сталинградская битва"


    Тема урока "Сталинградская битва"

      В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....

11 11 2022 23:25:37

Развитие постсоветского прострaнcтва после распада СССР


    Развитие постсоветского прострaнcтва после распада СССР

      Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....

10 11 2022 8:42:55

В афинских школах и гимназиях


    В афинских школах и гимназиях

      Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....

09 11 2022 15:31:34

Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры


    Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры

      В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....

08 11 2022 0:17:14

Игра "Край, в котором я живу"


    Игра "Край, в котором я живу"

      Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....

07 11 2022 0:18:23

Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"


    Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"

      На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....

06 11 2022 5:59:27

Папа, мама и я — музыкальная семья


    Папа, мама и я — музыкальная семья

      Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....

05 11 2022 8:16:53

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

      Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

04 11 2022 12:53:17

Быт древних греков


    Быт древних греков

      Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....

03 11 2022 0:13:48

Антикоррупционное воспитание в школе (урок по теме "Черви, которые мешают жить")


    Антикоррупционное воспитание в школе (урок по теме "Черви, которые мешают жить")

      Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....

02 11 2022 6:54:17

И еще раз об общеучебных умениях и навыках


    И еще раз об общеучебных умениях и навыках

      В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....

01 11 2022 8:13:54

План-конспект "Перестройка и ее итоги"


    План-конспект "Перестройка и ее итоги"

      В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....

31 10 2022 22:30:18

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

30 10 2022 4:25:37

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный"


    Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный"

      Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....

29 10 2022 23:23:57

Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"


    Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"

      В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....

28 10 2022 0:50:46

Вводный урок в 5-м классе


    Вводный урок в 5-м классе

      Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....

27 10 2022 7:55:45

Методическая разработка по обществознанию "Семья и общество"


    Методическая разработка по обществознанию "Семья и общество"

      Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....

26 10 2022 14:25:54

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

25 10 2022 21:18:51

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"


    Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

      Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

24 10 2022 2:21:28

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

23 10 2022 22:59:49

Обряды народов Таймыра


    Обряды народов Таймыра

      Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....

22 10 2022 11:57:35

Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания


    Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания

      Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....

21 10 2022 9:19:24

Политико-правовая игра "Выборы"


    Политико-правовая игра "Выборы"

      В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....

20 10 2022 0:51:29

Урок-пpaктическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."


    Урок-пpaктическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."

      Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....

19 10 2022 4:48:48

Урок обществознания "Общественный прогресс. Противоречия прогресса"


    Урок обществознания "Общественный прогресс. Противоречия прогресса"

      На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....

18 10 2022 10:36:36

Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы


    Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы

      Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....

17 10 2022 10:18:41

Урок-викторина на тему "Государственная символика"


    Урок-викторина на тему "Государственная символика"

      К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....

16 10 2022 2:24:53

Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс


    Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс

      Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....

15 10 2022 10:39:39

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::