Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"
Пояснительная записка
Понятие справедливости соединяет в себе правовые нормы и нравственные начала.
Для лучшего понимания права и его норм необходимо рассмотреть, что отличает право от норм морали и что их связывает. Между правом и моралью существует тесная связь, в морали право получает нравственную опору. И право, и мораль опираются на справедливость как на меру и критерий своих норм.
Нормы морали предлагают идеал человеческого поведения, нравственную цель. Право не может оторваться от жизни, от экономических и культурных условий.
Право регулирует поступки людей. Мораль чистоту мыслей и чувств. Нормам права подчиняется все население. Исполнение норм права обеспечивается государством, исполнение норм морали совестью.
Мораль и право поддерживают друг друга. Именно с точки зрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое или несправедливое.
Право, в конечном итоге, законодательное
закрепление позитивных и негативных норм
поведения.
Нравственные начала закреплялись в праве:
уважение личности, ниспровержение рабства,
крепостничества, равноправие для всех.
Правовая система требует известного смягчения в
применении к жизни. В судебных решениях часто
отвлеченная правда закона смягчается действием
милости по отношению к конкретным случаям.
Особенно ярко это проявляется в отношении
несовершеннолетних.
В условиях формирования правового государства
одной из главных проблем является воспитание
гражданина, способного понимать, что порядок
может быть основан на праве.
Но воспитание правового сознания должно
начинаться с усвоения нравственных ценностей и
норм в семье, школе, общении со сверстниками.
Усвоение норм морали и нравственности
происходит, по существу, на всех уроках
школьной программы. Это, так называемое,
обыденное правосознание. Задача учителя права
или преподавателя элективных курсов по праву
состоит в том, «чтобы поднять уровень обыденного
сознания до теоретического, и затем в
определенных случаях, посредством профильного
обучения, ввести в сферу профессионального
уровня». (Морозова С.А. Методика преподавания
права в школе, М., 2004.)
Цели:
- показать на основе работы с правовыми документами, что нормы морали и нравственности существуют в тесном единстве с нормами права;
- правовая система требует смягчения в своем применении к жизни;
- право в свою очередь также влияет на мораль, что делает жизнь общества более устойчивой;
- донести до юных граждан, что профессия юриста – мopaльна.
Задача: формирование правосознания как совокупности представлений людей о праве с точки зрения морали, нравственности и законодательных актов.
Курс рассчитан на учащихся 9–11 классов,
изучающих право и обществознание. Кроме того, он
может быть использован для проведения
факультативных занятий в 8 классе.
Предполагаемый ЭК предусматривает различные
формы занятий: учебные лекции, дискуссии,
коллективное обсуждение вопросов, подготовка
сообщений.
Программа сориентирована на активную
самостоятельную работу учащихся, что
способствует формированию умений и навыков,
необходимых для продолжения образования в вузах,
а также для успешной адаптации в современном
обществе.
Курс рассчитан на 28 часов. Возможно провести курс
за 14 часов, 17 часов.
Занятия 1–7 можно использовать как
самостоятельные по курсу: «Граждановедение. 7
кл.» или в качестве лабораторных занятий по курсу
истории – 6, 7, 8 классы.
Содержание курса:
Занятие № 1. Мораль. Этика. Обычаи. Традиции. (2 часа)
Лекция знакомит с данными понятиями.
Первые правила поведения – религиозные.
Учащимся предлагается работа с Библейскими
заповедями. На обсуждение выносится
вопрос:»Почему сохранились обычаи?».
Домашнее задание: составить синквейн «Мораль».
Занятие № 2. От обычая к праву. (1 час)
Как возникло право. Первые законы древнейших
государств мира. Общее и различное между
понятиями.
Учащиеся работают с фрагментами законов
шумерского царя УР-ХАММУ, вавилонского царя
ХАММУРАПИ, законами царя МАНУ.
Группа получает фрагменты документов и вопросы к ним:
1. Из какого закона ваш фрагмент?
2. Назовите страну, где действовал этот закон.
3. Дайте краткую хаpaктеристику наказаний.
4. Самый строгий закон.
5. Возможно ли говорить о нормах морали и
нравственности в данных законах?
Домашнее задание: составить синквейн «Закон».
Занятие № 3. Первые письменные правила поведения на Руси и России. (3 часа)
Занятие рассчитано на 3 часа. Работа в группах с документами: «Поучения», «Домострой», «Юности честное зерцало». Учащиеся работают с вопросами к документам. С первого занятия собирается материал для написания эссе: «Появление первых письменных правил поведения – прогресс или регресс?»
Домострой
Форма урока: лабараторно-пpaктическое занятие.
Цель: составить картину русского быта, нравов, обычаев, хаpaктерных для XVI столетия.
Учащиеся по ходу чтения источника заполняют таблицу, либо обсуждение проходит устно.
Вопросы для анализа: | Результат работы |
1. Каково место церкви в жизни русского человека? | |
2. Каковы взгляды на природу царской власти? | |
3. Педагогические взгляды авторов «Домостроя» | |
4. Семейные отношения | |
5. Отношение к слугам | |
6. Уровень хозяйства России | |
7. Православные обряды |
Дополнительные вопросы:
1. Почему «Домострой» является ценным
историческим источником для изучения целой
эпохи развития русского общества?
2. Что вы считаете актуальным до сегодняшнего дня?
3. В чем разница между современным понятием
«домострой» и тем смыслом, который вкладывали в
него наши предки?
«Поучения» Владимира Мономаха – первая попытка регламентировать отношения в обществе.
Цель:
- Продолжить и закрепить навыки работы с документами.
- Показать на примере документа, что Русь стремится к объединению на мopaльной основе.
- Показать роль личности в истории на примере В.Мономаха.
Вопросы для обсуждения:
Кому предназначал свое Поучение В.Мономах? Что
дало ему право написать его? Можно ли Поучение
назвать исповедью?
В это время в Киевской Руси определились
представления о нравственном княжеском идеале с
точки зрения христианских требований. Как
раскрывает поучение этические обязанности
князя:
– долг перед отечеством
– народом
– своей дружиной
– церковью
– семьей
– братьями-князьями
В.Мономах пишет свое завещание в молитвенном
состоянии духа. Какими тремя добрыми делами
избавляется человек от врагов и побеждает их.
Найдите эти слова в тексте.
Выделите княжеские и общечеловеческие
хаpaктеристики князя.
Какие идеи Поучения актуальны сегодня?
Определите жанр Поучения.
Какое наставление могут написать ваши родители
вам?
Как вы считаете, плодотворен ли сегодняшний урок?
Оставил ли он след в ваших сердцах?
Выразите свое отношение к князю.
Юности честное зерцало
Цель: изменения правил и норм поведения в XVIII веке в ходе Петровских реформ.
Сравнение с «Домостроем» XVI века. Сходство и отличие. Учащиеся работают по вопросам, поставленных к документу?
Занятие № 4. Право древней Руси. (1 час)
Лекция. Работа с фрагментом документа «Русская правда»по вопросам:
Таблица: «Русская правда»
Выводы | Законы русские |
1. В судебнике сохранились традиции родовой мести. | |
2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных | |
3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство | |
4. Законы запрещают частную собственность (какую) | |
5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (назовите занятия) | |
6 Феодальной вотчине противостоит сельская община | |
7. Выводы |
Домашнее задание: выделить нормы морали в данном документе.
Занятие № 5. Право русского централизованного государства. (1 час)
Краткий рассказ о «Судебниках», «Соборном
уложении».
Отличие их от «Русской правды». Нормы морали в
данных документах.
Учитывались ли обычаи и традиции в данных
документах? Краткое знакомство с фрагментами
«Соборного уложения».
Занятие № 6. Право Российской империи. (2 часа)
Свод законов Российской империи(1832). Судебная
реформа (1864).
В качестве обсуждения предлагается вопрос:
«Присяжные заседатели «за» и «против»».
Домашнее задание: нормы морали в законах Российской империи.
Занятие № 7. Обобщение материала по темам № 1–6. (1 час)
Составление смыслового плана: «Отражение норм морали в правовых документах» (Имеются в виду документы, рассмотренные на прошедших занятиях)
Занятие № 8. Отражение норм морали в Конституции РФ. (2 часа)
Сообщение или лекция учителя о первых Конституциях страны и зарубежных стран. Большая часть занятия посвящена работе с документом. Возможно, уместно остановиться на главе № 2.Учащиеся должны осознавать, что Конституционные нормы закреплены в правовых документах, принятых в дальнейшем.
Домашнее задание: Какие статьи я бы добавил в основной закон страны?
Занятие № 9. Отражение норм морали в УК РФ. (2 часа)
На занятии обратить внимание учащихся на
статьи: 59, 6, 7, 14 раздел 7 УК РФ 37, 39, 41.
Возможна дискуссия или обсуждение вопроса: «Цели
наказаний?», «Деяния, не являющиеся
преступлением», «Cмepтная казнь – «за» и
«против»».
Домашнее задание: как проблема досуга влияет на преступления.
Занятие № 10. Отражение норм морали в Семейном кодексе. (2 часа)
Нравственные основы семьи. Нужна ли сейчас семья современному человеку. Доверие или брачный контpaкт. Работа с документом. Кратко, используя ПОПС-формулу, выразить отношение к семье. Составить свой семейный кодекс.
Занятие № 11. Отражение норм морали в трудовом праве. (2 часа)
Несовершеннолетние в системе правовых
отношений. Работа с документом. Обратить
внимание на статьи, касающиеся
несовершеннолетних. Пpaктическая работа по
вопросам, составленных преподавателем.
Используя знания, полученные на занятиях,
составить трудовой договор на готовом бланке.
Занятие № 12. Отражение норм морали в ГК РФ. (2 часа)
Понятие чести, достоинства, свободы. Работа с
документом.
Попытаться составить кластер по теме занятий ЭК.
Выделить основные, с точки зрения учащихся, нормы
морали и нравственности, отразить в схеме и далее
указать соответствующие законы, где они нашли
отражение. Возможно, каждый составит свой
кластер. Далее их можно сравнить и вывести общую
схему.
Занятие № 13. Отражение норм морали в других правовых документах. (2 часа)
Лекция со «стопами». Составление тезисов.
Занятие № 14. Заключительное занятие. (1 час)
Заполнение анкеты: «Я». «ДЕЛО», «МЫ».
Домашнее задание: кратко изложить свои взгляды на данный курс
Анкета:
«Дело»
А. получил прочные знания
Б. Усвоил материал частично.
В. Мало понял. Необходимо еще поработать.
«Я»: Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?
А. Со всеми заданиями справился
Б. Допустил ошибки
В. Не справился.
«Мы»: Как работала группа?
А. Совместно разбирали задания.
Б. Не все активно участвовали в обсуждении.
В. Работа была неинтересная.
Мои пожелания учителю:
Занятие № 15. Презентация курса. (3 часа)
Литература:
1. Детская библия.
2. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний:
Методическое пособие, – М., 2004.
3. Набатова Н.Г. Конспекты уроков для
учителя истории 6–7 кл., – М., 2004.
4. Конституция РФ.
5. УК РФ
6. Семейный кодекс.
7. Трудовой кодекс.
8. Гражданский кодекс.
9. Морозова С.А. Методика преподавания права
в школе, – М., 2004.
Приложение
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
03 10 2023 14:45:26
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
02 10 2023 18:14:24
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
01 10 2023 15:12:59
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
30 09 2023 12:47:27
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
29 09 2023 8:56:36
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
28 09 2023 0:28:22
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
27 09 2023 0:55:56
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
26 09 2023 20:17:24
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
25 09 2023 7:32:54
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
24 09 2023 10:44:46
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
23 09 2023 10:36:55
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
22 09 2023 11:45:10
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
21 09 2023 22:37:22
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
20 09 2023 8:48:58
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
19 09 2023 20:43:33
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
18 09 2023 3:37:36
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны.
...
17 09 2023 4:11:23
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
16 09 2023 23:42:41
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
15 09 2023 19:18:36
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
14 09 2023 17:39:47
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
13 09 2023 4:47:31
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
12 09 2023 16:57:33
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
11 09 2023 20:43:22
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
10 09 2023 22:35:11
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
09 09 2023 23:52:27
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
...
08 09 2023 1:48:18
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
07 09 2023 12:14:14
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
06 09 2023 18:51:39
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России.
...
05 09 2023 2:42:24
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
04 09 2023 1:43:24
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
03 09 2023 16:35:35
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
02 09 2023 8:43:41
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
01 09 2023 17:31:56
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
31 08 2023 5:18:18
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
30 08 2023 20:53:46
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
29 08 2023 3:46:30
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
28 08 2023 14:47:19
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
27 08 2023 23:25:34
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
26 08 2023 11:41:32
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
25 08 2023 20:26:22
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
24 08 2023 14:22:24
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
23 08 2023 8:27:43
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
22 08 2023 7:56:55
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
21 08 2023 12:40:18
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint.
...
20 08 2023 21:23:51
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
19 08 2023 19:54:31
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
18 08 2023 21:39:24
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
17 08 2023 12:24:10
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
16 08 2023 1:16:22
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
15 08 2023 21:19:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::