Факультативное занятие по истории на тему "Судьба человека"
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:
Для подростков восприятие важных моментов
«времени Сталина» наиболее доступно и
аттpaктивно через судьбы людей. Такая подача
исторического материала позволяет углубиться в
эпоху через сопереживание конкретным людям,
взглянуть на историю нашего народа с точки
зрения «истории малых величин».
Еще один аспект заключается в том, что в
деятельность учащихся в процессе занятия
вносятся положительные моменты для восприятия
трагичных периодов отечественной истории.
Целесообразно обращение и к судьбам не только
жертв, но и палачей, в нашем случае –
руководителей процесса насильственной
коллективизации (коллективизация началась всего
через семь лет после окончания непосредственно
революционного времени с его беспощадной
гражданской войной).
Тема занятия не формально синтезирует знания,
приобретенные девятиклассниками на уроках
истории, посвященных Серебряному веку русской
культуры, гражданской войне, коллективизации
сельского хозяйства, формированию тоталитарных
и авторитарных режимов в странах Европы,
Большому террору, культурной жизни в СССР в 1930-х
гг., Великой Отечественной войне, послевоенному
восстановлению народного хозяйства,
общественно-политической жизни СССР во второй
половине 1950-х–первой половине 1960-х гг..
Формат малой группы и использование различных
моделей обучения, в основу которых положен
принцип субъект-субъектного общения, в
максимальной степени способствует формированию
внутренней активности личности каждого
подростка, его потребности в саморазвитии.
2. ЦЕЛИ:
- Образовательная: cформировать у учащихся представление о разности судеб людей в сталинские времена.
- Воспитательная: способствовать формированию у учащихся убежденности в том, что настоящая свобода есть способ выстраивания человеческого бытия изнутри.
- Развивающая: сформировать у учащихся позитивный опыт самостоятельной мыслительной деятельности.
3. ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет О.Maндельштама;
- сборник стихотворений О.Maндельштама;
- сборник рассказов М.Шолохова;
- раздаточный материал (распечатка фрагментов исторических документов).
4. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1) Тоталитарный режим в СССР в 1930-е гг. Личность
при тоталитарном режиме.
2) И палачи, и жертвы …(Судьбы руководителей
коллективизации).
3) Трагедия народа – трагедия Поэта. (Судьба
О.Maндельштама).
4) Судьба человека (по одноименному рассказу
М.Шолохова).
5) Судьба человека как проявление его внутренней
свободы …
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступление
Тоталитарный режим в СССР в 1930-е гг. Личность
при тоталитарном режиме.
Тоталитаризм – режим, регулирующий все стороны
жизни, вплоть до внутреннего мира человека. В
Советском Союзе в условиях тоталитарного режима
взаимодействие аппарата власти и масс
осуществлялось через иерархическую систему
связей «приказ– исполнение». Сложившаяся
система разрушала то, что входит в понятие
«свободная личность»: самостоятельность и
независимость суждений, самобытность,
творческое мышление, духовность. Люди
становились в большинстве своем простыми
исполнителями, «средними индивидами»,
независимо от социального положения.
2. И палачи, и жертвы…
Беседа о причинах, методах проведения коллективизации и её исполнителях (реализация модели обучения исследованию).
Учащимся предлагается ознакомиться с п.1 и п.2 распечатки.
Текст:
«Говорят документы:
1. Из письма М.Шолохова Е.Г. Левицкой от 2 июля 1929 г., переданного ею Сталину:
«А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен, – писал Шолохов. – Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится… А что творилось в апреле, в мае! Конфискованный скот гиб на столичных базах, кобылы жеребились и жеребят пожирали свиньи (скот был весь на одних базах). И всё это на глазах у тех, кто ночи недосыпал, ходил и глядел за кобылицами… После этого и давайте говорить о союзе с середняком. Ведь всё это проделывалось в отношении середняка».
2. 20 января 1930г. бюро Средне-Волжского крайкома ВКП(б) на закрытом заседании приняло постановление «Об изъятии и выселении контрреволюционных элементов и кулачества из деревни»:
«1) Немедленно провести по всему краю массовую операцию по изъятию из деревни активных контрреволюционных антисоветских и террористических элементов в количестве 3000 человек. Указанную операцию закончить к 5 февраля.
2) Одновременно приступить к подготовке проведения массового выселения кулацко-белогвардейских элементов вместе с семьями, проведя эту операцию с 5 по 15 февраля.
3) Считать необходимым провести выселение кулацких хозяйств вместе с семьями в количестве до 10000 хозяйств».
Был создан «боевой штаб» во главе с
М.М.Хатаевичем, куда вошли председатель
крайисполкома, крайпрокурор и представитель
реввоенсовета Приволжского военного округа.
Аналогичные штабы создавались в округах и
районах.
Но все это оказалось недостаточным, и через
восемь дней, 29 января 1930 года, было признано
«необходимым довести общее количество
арестованных до 5 тыс. вместо ранее намеченных 3
тыс. человек, а выселенных семей – до 15 тыс.
(против 10 тыс.) – т.е. всего около 100 тысяч человек
(тогдашняя крестьянская семья состояла в среднем
из шести человек).
30 января (на следующий день!) краевой штаб решил
всю операцию по изъятию кулацкого актива
закончить к 3 февраля, а «тройке» при ГПУ было
дано указание с 4 февраля приступить к
рассмотрению дел наиболее злостных элементов,
приговоры вынести и реализовать не позднее 10
февраля (т.е.расстрелять). Предусматривалось для
осуществления операции привлечь и части Красной
Армии: в гарнизонах выделить по 50 бойцов в полной
боевой готовности, создать отряды Красной Армии
в 20 населённых пунктах, где нет воинских
гарнизонов, по 40 человек в каждом. Краевой штаб
вынес решение о выдаче коммунистам оружия.
Информация к размышлению:
Зерновые регионы страны |
Члeны ЦК ВКП(б) – |
Судьба (конец 1930-х гг.) |
Украинская ССР | С.Косиор | Расстрелян |
Казахская АССР (в составе РСФСР) | Ш.Голощёкин | Расстрелян |
Северо-Кавказский край | А.Андреев | |
Сибирский край | Р.Эйхе | Расстрелян |
Нижне-Волжский край | Б.Шеболдаев | Расстрелян |
Средне-Волжский край | М.Хатаевич | Расстрелян |
Центрально-Черноземная область | Ю.Варейкис | Расстрелян |
Московская область | К.Бауман | Расстрелян |
Вопросы для беседы:
– В чем состояла основная причина проведения
коллективизации?
– Каковы были методы изъятия хлеба у крестьян (п.1
распечатки)?
– Как проявилось отношение власти к человеку (п.2
распечатки)?
– Какова судьба руководителей процесса
насильственного изъятия хлеба у крестьян? (П.3.
распечатки: из 8 члeнов ЦК, которые
непосредственно осуществляли коллективизацию в
основных зерновых районах, к концу 1930-х гг. были
расстреляны семеро – уцелел только один Андрей
Андреев).
– Как вы думаете, почему они стали «врагами
народа»? Почему тех, кто «железной рукой» провел
коллективизацию, в итоге репрессировали («свои
убивали своих»)?
Версии (выдвигаются учащимися): деятели, осуществлявшие коллективизацию, «слишком много знали» – знали о том, на какой великой крови воздвигалась колхозная деревня, и поэтому подлежали уничтожению; «коллективизаторы» с обостренным революционно-репрессивным сознанием и поведением стали ненужными и даже «вредными» для Системы, т.к. не годились для назревавшей великой войны – войны Отечественной, народной, а не классовой; возмездие, настигшее тех, кто в начале 1930-х гг. беспощадно расправлялся с крестьянством, и т.д.
Вывод: При многообразии версий
неоспоримо одно: палачи однажды становятся
жертвами, но от этого они не перестают быть
палачами. Каждый человек всегда несет на себе
груз ответственности за своё прошлое. Из
воспоминаний Л.Я Шатуновской, приемной дочери
П.А.Красикова – председателя Верховного суда
СССР в 1924–1932 гг. и заместителя председателя
Верховного суда СССР в 1933–1938 гг.:
«…я не нахожу в своей душе ни жалости, ни
сочувствия к ним. Конечно, никаких преступлений
против партии и государства, в которых их
обвиняли, они никогда не совершали… Но была за
ними другая, более страшная вина – они не только
создали это государство, но и безоговорочно
поддерживали его чудовищный аппарат бессудных
расправ, угнетения, террора, пока этот аппарат не
был направлен против них».
3. Трагедия народа – трагедия Поэта.
– Система террористического полицейского контроля за жизнью правящей политической партии, всего общества и каждой личности отдельно – одна из важнейших черт тоталитарной диктатуры. Государство насильственным путем ограничивает свободу человека действовать и думать иначе, чем предписывает воля диктатора.
Беседа о последнем этапе жизни и творчества О.Э.Maндельштама (1930–1938 гг.) (реализация модели обучения исследованию).
– На уроках истории мы уже обращались к жизни и
творчеству поэта О.Э.Maндельштама.
Поэт был убежден, что России присуща
«нравственная свобода, свобода выбора», «это дар
русской земли… она равноценна всему, что создал
Запад в области материальной культуры», в основе
этой свободы лежит «углубленное понимание
народности как высшего расцвета личности».
– Как же поэт воспринял коллективизацию? (Стихотворение
«Холодная весна. Бесхлебный, робкий Крым…»). В
чем смысл слов поэта: «Природа своего не узнает
лица…»? (Коллективизация – разрушение основ
бытия народа, космическая катастрофа,
сокрушающая и народ, и даже природу).
Для творца, для мастера процесс создания
произведения – это путь от непосредственного
переживания реального бытия к собственно
художественной реальности. Пережив трагедию
раскрестьянивания, варварского разрушения
уклада жизни абсолютного большинства своего
народа, Maндельштам не мог не вступить в конфликт
с властью, не мог не создать стихотворения «Мы
живем, под собою не чуя страны…».
В то же время личная судьба поэта складывалась
достаточно удачно. В 1932 году О.Э.Maндельштаму «за
заслуги перед русской литературой» была
назначена пожизненная персональная пенсия
(поэту исполнился только 41 год); его стихи
публикуются на страницах журнала «Новый мир»,
«Литературной газеты»; подписан договор с
Государственным издательством художественной
литературы об издании книги «Стихи». В 1933 году
подписан договор об издании книги «Избранное»,
состоялись четыре поэтических вечера – два в
Ленинграде и два в Москве (один из них – в
Политехническом музее), в октябре получен ордер
на двухкомнатную квартиру в «престижном» доме
около Арбата. И тем не менее вскоре, в ноябре, Осип
Эмильевич пишет антисталинское стихотворение и
читает его десятку людей, зная, что он идет на
роковой конфликт с властью…
– Как можно определить жанр этого
стихотворения? (Эпиграмма).
– Какой синоним для определения сущности этого
произведения можно подобрать с точки зрения
гражданского поступка Maндельштама? (Вызов
Системе, вызов веку, вызов времени).
О.Э.Maндельштам был сослан вместе со своей женой в Воронеж. Срок ссылки истёк 16 мая 1937 года. В Москве поэт жить не имел права. Прописку, без которой в нашей стране человек был не человек, можно было получить не ближе, чем за 100 вёрст от столицы. Семья жила на то, что подкидывали друзья. И вдруг – неожиданное благодеяние: Литфонд выделил Maндельштаму путёвку в дом отдыха «Саматиха». Здесь через несколько дней Maндельштама арестовали. Ему дали пять лет, везли в Магадан, из-за состояния здоровья его оставили в пересыльном лагере под Владивостоком. Здесь он и умер от сердечного приступа и общего истощения.
Вывод: В последний период своего творчества поэт создает стихи, в которых находит выражение чувство, пронизывающее всю окружающую его жизнь, – чувство стpaxa. Ощущение того, что страх сохраняет свою власть над временем, и не только над страной, но и над Европой, казавшейся когда-то прибежищем культуры («В Европе холодно. В Италии темно. Власть отвратительна, как руки брадобрея»), не оставит Maндельштама до самой cмepти. Поэт этот страх преодолевает («Еще не умер ты. Еще ты не один»). Страх заставляет его мечтать о спасении от «века-волкодава», но, кроме стpaxa, в нем говорит и сознание собственного превосходства над несостоявшимся убийцей («Потому что не волк я по крови своей и меня только равный убьет»).
Звучит стихотворение «Ещё не умер ты…» в исполнении ученицы 9 кл.:
Ещё не умер ты. Ещё ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин,
И мглой, и холодом, и вьюгой.
В роскошной бедности,
в могучей нищете.
Живи спокоен
и утешен —
Благословенны
дни и ночи те,
И сладкогласный труд
безгрешен.
Несчастлив
тот, кого,
как тень его,
Пугает лай
и ветер косит,
И жалок тот,
кто, сам полуживой,
У тени милостыни просит.
– Поэзия Осипа Maндельштама – свидетельство способности человека преодолеть свою судьбу. Он пожертвовал жизнью, но сохранил для нас значение своей личности, отраженное в творчестве. Пусть порой кажется, что бытие одного человека – ничтожная малость, но без этой малости сможет ли существовать великое?
4. Судьба человека.
– Именно этот вопрос ставит перед читателем Михаил Александрович Шолохов в своем рассказе «Судьба человека». Рассказ, вошедший в золотой фонд произведений о борьбе нашего народа с фашизмом, был написан в 1956 году, уже после cмepти Сталина, в период так называемой «оттепели». Принципиально новым было то, что писатель показал как положительного героя времени человека, прошедшего немецкий плен. Люди такой трагической судьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места ни в жизни, ни на страницах литературных произведений.
Беседа.
Вопросы для учащихся:
– К какому поколению можно отнести главного
героя?
– Какими событиями была наполнена жизнь Андрея
Соколова?
– Как меняется отношение Соколова к окружающим
обстоятельствам в течение жизни?
– В чем значение последнего, завершающего
поступка героя – усыновления сироты Ванюшки?
– Почему Соколов вынужден искать работу в другом
районе?
– Как этот эпизод хаpaктеризует отношение
власти к бывшему фронтовику, ровеснику века,
принявшему на свои плечи все его социальные
катаклизмы, выстоявшему во всех трагических
испытаниях, которые послала ему судьба?
– Что же такое судьба человека?
Вывод:В образе Андрея Соколова художественно решаются такие проблемы, как сущность человека, смысл жизни, его отношение к судьбе и обществу. В самом рассказе выражено народное отношение к труду, семье, чужому горю, плену, предательству, родине, cмepти (т.е. ко всем основным категориям бытия) и нравственный кодекс народной жизни: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вынести, всё снести, если к этому нужда позвала» и, добавим, – остаться человеком несмотря ни на что, вопреки всему. Судьба – это не только то, что происходит с человеком помимо его воли, на что он обречен неумолимым ходом событий. Судьба – это и деяние человека, его противостояние ходу событий, сохранение в себе лучших человеческих качеств.
– Каков финал рассказа?
Пусть в рассказе нет счастливого финала.
Повествователь спрашивает сам у себя: "Что-то
ждет их впереди?" – и продолжает: "И хотелось
бы думать, что этот русский человек выдюжит и
около плеча вырастет тот, который, повзрослев,
сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем
пути, если к этому позовет его Родина".
Рассказ-исповедь Андрея Соколова, трудности,
беды, которые он вынес, не утраченная им любовь к
людям убеждают нас, что он выдюжит. Мы понимаем,
что нашего героя ждут новые испытания – такова
жизнь, но теперь он не одинок, ребенок – это
символ будущего, знак обретения героем
личностного смысла бытия.
5. Заключение
Учащимся предлагаются для обсуждения два варианта понимания свободы – в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли – с целью размышления о судьбе человека и его свободе (реализация модели учебной дискуссии).
5. ИТОГИ И ВЫВОДЫ ЗАНЯТИЯ.
Настоящая свобода состоит не во внешних условиях политического режима, не в наличии у человека выбора между некоторыми вариантами поведения в массовом обществе и не в отсутствии влияния извне на этот выбор. Настоящая свобода представляет собой способ выстраивания человеческого бытия изнутри, – такой способ, которым обретается уникальная самобытность личности. Человек призван к сотворению себя и своей жизни – в этом смысл его свободы. Каждый человек способен сказать в своей жизни свое – не заёмное, не чужое – Слово, чтобы прожить свою собственную, а не «как у других» жизнь, чтобы дать возможность своим детям, следующему поколению не утратить этой живой связи со смыслом бытия, а точнее – дать возможность дойти этому смыслу до них через мою жизнь.
И – главное: шанс совести есть всегда. Пусть каждый из нас помнит об этом!
6. ЛИТЕРАТУРА:
- Егорова Л.П., Чекалов П.К. История Русской литературы ХХ века. Учебное пособие. Советская классика. Новый взгляд/ http://www.teneta.rinet.ru.
- Жирмунская Т. Осип Maндельштам: «Господи», – сказал я по ошибке…»//Истина и жизнь, 2005, № 3, 4, 5.
- Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). – М., 1994.
- Кожинов В.В. Правда сталинских репрессий. – М.:Алгоритм, 2007.
- Maндельштам О.Э. Сборник стихотворений.
- Молчание Осипа Maндельштама/ http://www.ruthenia.ru.
- Шолохов М.А. Судьба человека.
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
28 03 2024 11:52:30
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
27 03 2024 1:50:28
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
26 03 2024 20:43:43
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...
25 03 2024 6:45:34
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...
24 03 2024 15:25:34
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
23 03 2024 1:21:54
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...
22 03 2024 5:30:40
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
21 03 2024 2:25:44
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
20 03 2024 0:56:30
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
19 03 2024 22:38:55
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...
18 03 2024 18:47:28
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
17 03 2024 19:13:50
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
16 03 2024 5:52:33
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
15 03 2024 10:48:15
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
14 03 2024 19:30:44
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
13 03 2024 6:35:32
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
12 03 2024 0:27:57
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...
11 03 2024 22:41:49
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
10 03 2024 3:44:49
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
09 03 2024 4:21:34
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
08 03 2024 14:52:43
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
07 03 2024 22:42:10
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
06 03 2024 4:35:52
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
05 03 2024 0:41:24
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
04 03 2024 16:19:26
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
03 03 2024 13:34:43
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...
02 03 2024 11:28:51
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
01 03 2024 5:17:37
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
29 02 2024 19:30:48
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
28 02 2024 20:54:48
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
27 02 2024 6:50:57
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
26 02 2024 20:43:29
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
25 02 2024 21:25:40
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
24 02 2024 11:38:36
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
23 02 2024 12:41:23
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...
22 02 2024 17:35:47
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
21 02 2024 6:16:15
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
20 02 2024 7:39:59
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
19 02 2024 14:11:22
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
18 02 2024 20:13:36
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
17 02 2024 18:55:32
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
16 02 2024 14:59:33
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
15 02 2024 18:47:45
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....
14 02 2024 6:14:43
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
13 02 2024 10:45:45
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
12 02 2024 4:46:35
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
11 02 2024 9:48:55
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
10 02 2024 15:13:14
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
09 02 2024 10:40:38
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
08 02 2024 6:36:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::