Факультативное занятие по истории на тему "Судьба человека"
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:
Для подростков восприятие важных моментов
«времени Сталина» наиболее доступно и
аттpaктивно через судьбы людей. Такая подача
исторического материала позволяет углубиться в
эпоху через сопереживание конкретным людям,
взглянуть на историю нашего народа с точки
зрения «истории малых величин».
Еще один аспект заключается в том, что в
деятельность учащихся в процессе занятия
вносятся положительные моменты для восприятия
трагичных периодов отечественной истории.
Целесообразно обращение и к судьбам не только
жертв, но и палачей, в нашем случае –
руководителей процесса насильственной
коллективизации (коллективизация началась всего
через семь лет после окончания непосредственно
революционного времени с его беспощадной
гражданской войной).
Тема занятия не формально синтезирует знания,
приобретенные девятиклассниками на уроках
истории, посвященных Серебряному веку русской
культуры, гражданской войне, коллективизации
сельского хозяйства, формированию тоталитарных
и авторитарных режимов в странах Европы,
Большому террору, культурной жизни в СССР в 1930-х
гг., Великой Отечественной войне, послевоенному
восстановлению народного хозяйства,
общественно-политической жизни СССР во второй
половине 1950-х–первой половине 1960-х гг..
Формат малой группы и использование различных
моделей обучения, в основу которых положен
принцип субъект-субъектного общения, в
максимальной степени способствует формированию
внутренней активности личности каждого
подростка, его потребности в саморазвитии.
2. ЦЕЛИ:
- Образовательная: cформировать у учащихся представление о разности судеб людей в сталинские времена.
- Воспитательная: способствовать формированию у учащихся убежденности в том, что настоящая свобода есть способ выстраивания человеческого бытия изнутри.
- Развивающая: сформировать у учащихся позитивный опыт самостоятельной мыслительной деятельности.
3. ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет О.Maндельштама;
- сборник стихотворений О.Maндельштама;
- сборник рассказов М.Шолохова;
- раздаточный материал (распечатка фрагментов исторических документов).
4. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1) Тоталитарный режим в СССР в 1930-е гг. Личность
при тоталитарном режиме.
2) И палачи, и жертвы …(Судьбы руководителей
коллективизации).
3) Трагедия народа – трагедия Поэта. (Судьба
О.Maндельштама).
4) Судьба человека (по одноименному рассказу
М.Шолохова).
5) Судьба человека как проявление его внутренней
свободы …
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступление
Тоталитарный режим в СССР в 1930-е гг. Личность
при тоталитарном режиме.
Тоталитаризм – режим, регулирующий все стороны
жизни, вплоть до внутреннего мира человека. В
Советском Союзе в условиях тоталитарного режима
взаимодействие аппарата власти и масс
осуществлялось через иерархическую систему
связей «приказ– исполнение». Сложившаяся
система разрушала то, что входит в понятие
«свободная личность»: самостоятельность и
независимость суждений, самобытность,
творческое мышление, духовность. Люди
становились в большинстве своем простыми
исполнителями, «средними индивидами»,
независимо от социального положения.
2. И палачи, и жертвы…
Беседа о причинах, методах проведения коллективизации и её исполнителях (реализация модели обучения исследованию).
Учащимся предлагается ознакомиться с п.1 и п.2 распечатки.
Текст:
«Говорят документы:
1. Из письма М.Шолохова Е.Г. Левицкой от 2 июля 1929 г., переданного ею Сталину:
«А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен, – писал Шолохов. – Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится… А что творилось в апреле, в мае! Конфискованный скот гиб на столичных базах, кобылы жеребились и жеребят пожирали свиньи (скот был весь на одних базах). И всё это на глазах у тех, кто ночи недосыпал, ходил и глядел за кобылицами… После этого и давайте говорить о союзе с середняком. Ведь всё это проделывалось в отношении середняка».
2. 20 января 1930г. бюро Средне-Волжского крайкома ВКП(б) на закрытом заседании приняло постановление «Об изъятии и выселении контрреволюционных элементов и кулачества из деревни»:
«1) Немедленно провести по всему краю массовую операцию по изъятию из деревни активных контрреволюционных антисоветских и террористических элементов в количестве 3000 человек. Указанную операцию закончить к 5 февраля.
2) Одновременно приступить к подготовке проведения массового выселения кулацко-белогвардейских элементов вместе с семьями, проведя эту операцию с 5 по 15 февраля.
3) Считать необходимым провести выселение кулацких хозяйств вместе с семьями в количестве до 10000 хозяйств».
Был создан «боевой штаб» во главе с
М.М.Хатаевичем, куда вошли председатель
крайисполкома, крайпрокурор и представитель
реввоенсовета Приволжского военного округа.
Аналогичные штабы создавались в округах и
районах.
Но все это оказалось недостаточным, и через
восемь дней, 29 января 1930 года, было признано
«необходимым довести общее количество
арестованных до 5 тыс. вместо ранее намеченных 3
тыс. человек, а выселенных семей – до 15 тыс.
(против 10 тыс.) – т.е. всего около 100 тысяч человек
(тогдашняя крестьянская семья состояла в среднем
из шести человек).
30 января (на следующий день!) краевой штаб решил
всю операцию по изъятию кулацкого актива
закончить к 3 февраля, а «тройке» при ГПУ было
дано указание с 4 февраля приступить к
рассмотрению дел наиболее злостных элементов,
приговоры вынести и реализовать не позднее 10
февраля (т.е.расстрелять). Предусматривалось для
осуществления операции привлечь и части Красной
Армии: в гарнизонах выделить по 50 бойцов в полной
боевой готовности, создать отряды Красной Армии
в 20 населённых пунктах, где нет воинских
гарнизонов, по 40 человек в каждом. Краевой штаб
вынес решение о выдаче коммунистам оружия.
Информация к размышлению:
Зерновые регионы страны |
Члeны ЦК ВКП(б) – |
Судьба (конец 1930-х гг.) |
Украинская ССР | С.Косиор | Расстрелян |
Казахская АССР (в составе РСФСР) | Ш.Голощёкин | Расстрелян |
Северо-Кавказский край | А.Андреев | |
Сибирский край | Р.Эйхе | Расстрелян |
Нижне-Волжский край | Б.Шеболдаев | Расстрелян |
Средне-Волжский край | М.Хатаевич | Расстрелян |
Центрально-Черноземная область | Ю.Варейкис | Расстрелян |
Московская область | К.Бауман | Расстрелян |
Вопросы для беседы:
– В чем состояла основная причина проведения
коллективизации?
– Каковы были методы изъятия хлеба у крестьян (п.1
распечатки)?
– Как проявилось отношение власти к человеку (п.2
распечатки)?
– Какова судьба руководителей процесса
насильственного изъятия хлеба у крестьян? (П.3.
распечатки: из 8 члeнов ЦК, которые
непосредственно осуществляли коллективизацию в
основных зерновых районах, к концу 1930-х гг. были
расстреляны семеро – уцелел только один Андрей
Андреев).
– Как вы думаете, почему они стали «врагами
народа»? Почему тех, кто «железной рукой» провел
коллективизацию, в итоге репрессировали («свои
убивали своих»)?
Версии (выдвигаются учащимися): деятели, осуществлявшие коллективизацию, «слишком много знали» – знали о том, на какой великой крови воздвигалась колхозная деревня, и поэтому подлежали уничтожению; «коллективизаторы» с обостренным революционно-репрессивным сознанием и поведением стали ненужными и даже «вредными» для Системы, т.к. не годились для назревавшей великой войны – войны Отечественной, народной, а не классовой; возмездие, настигшее тех, кто в начале 1930-х гг. беспощадно расправлялся с крестьянством, и т.д.
Вывод: При многообразии версий
неоспоримо одно: палачи однажды становятся
жертвами, но от этого они не перестают быть
палачами. Каждый человек всегда несет на себе
груз ответственности за своё прошлое. Из
воспоминаний Л.Я Шатуновской, приемной дочери
П.А.Красикова – председателя Верховного суда
СССР в 1924–1932 гг. и заместителя председателя
Верховного суда СССР в 1933–1938 гг.:
«…я не нахожу в своей душе ни жалости, ни
сочувствия к ним. Конечно, никаких преступлений
против партии и государства, в которых их
обвиняли, они никогда не совершали… Но была за
ними другая, более страшная вина – они не только
создали это государство, но и безоговорочно
поддерживали его чудовищный аппарат бессудных
расправ, угнетения, террора, пока этот аппарат не
был направлен против них».
3. Трагедия народа – трагедия Поэта.
– Система террористического полицейского контроля за жизнью правящей политической партии, всего общества и каждой личности отдельно – одна из важнейших черт тоталитарной диктатуры. Государство насильственным путем ограничивает свободу человека действовать и думать иначе, чем предписывает воля диктатора.
Беседа о последнем этапе жизни и творчества О.Э.Maндельштама (1930–1938 гг.) (реализация модели обучения исследованию).
– На уроках истории мы уже обращались к жизни и
творчеству поэта О.Э.Maндельштама.
Поэт был убежден, что России присуща
«нравственная свобода, свобода выбора», «это дар
русской земли… она равноценна всему, что создал
Запад в области материальной культуры», в основе
этой свободы лежит «углубленное понимание
народности как высшего расцвета личности».
– Как же поэт воспринял коллективизацию? (Стихотворение
«Холодная весна. Бесхлебный, робкий Крым…»). В
чем смысл слов поэта: «Природа своего не узнает
лица…»? (Коллективизация – разрушение основ
бытия народа, космическая катастрофа,
сокрушающая и народ, и даже природу).
Для творца, для мастера процесс создания
произведения – это путь от непосредственного
переживания реального бытия к собственно
художественной реальности. Пережив трагедию
раскрестьянивания, варварского разрушения
уклада жизни абсолютного большинства своего
народа, Maндельштам не мог не вступить в конфликт
с властью, не мог не создать стихотворения «Мы
живем, под собою не чуя страны…».
В то же время личная судьба поэта складывалась
достаточно удачно. В 1932 году О.Э.Maндельштаму «за
заслуги перед русской литературой» была
назначена пожизненная персональная пенсия
(поэту исполнился только 41 год); его стихи
публикуются на страницах журнала «Новый мир»,
«Литературной газеты»; подписан договор с
Государственным издательством художественной
литературы об издании книги «Стихи». В 1933 году
подписан договор об издании книги «Избранное»,
состоялись четыре поэтических вечера – два в
Ленинграде и два в Москве (один из них – в
Политехническом музее), в октябре получен ордер
на двухкомнатную квартиру в «престижном» доме
около Арбата. И тем не менее вскоре, в ноябре, Осип
Эмильевич пишет антисталинское стихотворение и
читает его десятку людей, зная, что он идет на
роковой конфликт с властью…
– Как можно определить жанр этого
стихотворения? (Эпиграмма).
– Какой синоним для определения сущности этого
произведения можно подобрать с точки зрения
гражданского поступка Maндельштама? (Вызов
Системе, вызов веку, вызов времени).
О.Э.Maндельштам был сослан вместе со своей женой в Воронеж. Срок ссылки истёк 16 мая 1937 года. В Москве поэт жить не имел права. Прописку, без которой в нашей стране человек был не человек, можно было получить не ближе, чем за 100 вёрст от столицы. Семья жила на то, что подкидывали друзья. И вдруг – неожиданное благодеяние: Литфонд выделил Maндельштаму путёвку в дом отдыха «Саматиха». Здесь через несколько дней Maндельштама арестовали. Ему дали пять лет, везли в Магадан, из-за состояния здоровья его оставили в пересыльном лагере под Владивостоком. Здесь он и умер от сердечного приступа и общего истощения.
Вывод: В последний период своего творчества поэт создает стихи, в которых находит выражение чувство, пронизывающее всю окружающую его жизнь, – чувство стpaxa. Ощущение того, что страх сохраняет свою власть над временем, и не только над страной, но и над Европой, казавшейся когда-то прибежищем культуры («В Европе холодно. В Италии темно. Власть отвратительна, как руки брадобрея»), не оставит Maндельштама до самой cмepти. Поэт этот страх преодолевает («Еще не умер ты. Еще ты не один»). Страх заставляет его мечтать о спасении от «века-волкодава», но, кроме стpaxa, в нем говорит и сознание собственного превосходства над несостоявшимся убийцей («Потому что не волк я по крови своей и меня только равный убьет»).
Звучит стихотворение «Ещё не умер ты…» в исполнении ученицы 9 кл.:
Ещё не умер ты. Ещё ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин,
И мглой, и холодом, и вьюгой.
В роскошной бедности,
в могучей нищете.
Живи спокоен
и утешен —
Благословенны
дни и ночи те,
И сладкогласный труд
безгрешен.
Несчастлив
тот, кого,
как тень его,
Пугает лай
и ветер косит,
И жалок тот,
кто, сам полуживой,
У тени милостыни просит.
– Поэзия Осипа Maндельштама – свидетельство способности человека преодолеть свою судьбу. Он пожертвовал жизнью, но сохранил для нас значение своей личности, отраженное в творчестве. Пусть порой кажется, что бытие одного человека – ничтожная малость, но без этой малости сможет ли существовать великое?
4. Судьба человека.
– Именно этот вопрос ставит перед читателем Михаил Александрович Шолохов в своем рассказе «Судьба человека». Рассказ, вошедший в золотой фонд произведений о борьбе нашего народа с фашизмом, был написан в 1956 году, уже после cмepти Сталина, в период так называемой «оттепели». Принципиально новым было то, что писатель показал как положительного героя времени человека, прошедшего немецкий плен. Люди такой трагической судьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места ни в жизни, ни на страницах литературных произведений.
Беседа.
Вопросы для учащихся:
– К какому поколению можно отнести главного
героя?
– Какими событиями была наполнена жизнь Андрея
Соколова?
– Как меняется отношение Соколова к окружающим
обстоятельствам в течение жизни?
– В чем значение последнего, завершающего
поступка героя – усыновления сироты Ванюшки?
– Почему Соколов вынужден искать работу в другом
районе?
– Как этот эпизод хаpaктеризует отношение
власти к бывшему фронтовику, ровеснику века,
принявшему на свои плечи все его социальные
катаклизмы, выстоявшему во всех трагических
испытаниях, которые послала ему судьба?
– Что же такое судьба человека?
Вывод:В образе Андрея Соколова художественно решаются такие проблемы, как сущность человека, смысл жизни, его отношение к судьбе и обществу. В самом рассказе выражено народное отношение к труду, семье, чужому горю, плену, предательству, родине, cмepти (т.е. ко всем основным категориям бытия) и нравственный кодекс народной жизни: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вынести, всё снести, если к этому нужда позвала» и, добавим, – остаться человеком несмотря ни на что, вопреки всему. Судьба – это не только то, что происходит с человеком помимо его воли, на что он обречен неумолимым ходом событий. Судьба – это и деяние человека, его противостояние ходу событий, сохранение в себе лучших человеческих качеств.
– Каков финал рассказа?
Пусть в рассказе нет счастливого финала.
Повествователь спрашивает сам у себя: "Что-то
ждет их впереди?" – и продолжает: "И хотелось
бы думать, что этот русский человек выдюжит и
около плеча вырастет тот, который, повзрослев,
сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем
пути, если к этому позовет его Родина".
Рассказ-исповедь Андрея Соколова, трудности,
беды, которые он вынес, не утраченная им любовь к
людям убеждают нас, что он выдюжит. Мы понимаем,
что нашего героя ждут новые испытания – такова
жизнь, но теперь он не одинок, ребенок – это
символ будущего, знак обретения героем
личностного смысла бытия.
5. Заключение
Учащимся предлагаются для обсуждения два варианта понимания свободы – в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли – с целью размышления о судьбе человека и его свободе (реализация модели учебной дискуссии).
5. ИТОГИ И ВЫВОДЫ ЗАНЯТИЯ.
Настоящая свобода состоит не во внешних условиях политического режима, не в наличии у человека выбора между некоторыми вариантами поведения в массовом обществе и не в отсутствии влияния извне на этот выбор. Настоящая свобода представляет собой способ выстраивания человеческого бытия изнутри, – такой способ, которым обретается уникальная самобытность личности. Человек призван к сотворению себя и своей жизни – в этом смысл его свободы. Каждый человек способен сказать в своей жизни свое – не заёмное, не чужое – Слово, чтобы прожить свою собственную, а не «как у других» жизнь, чтобы дать возможность своим детям, следующему поколению не утратить этой живой связи со смыслом бытия, а точнее – дать возможность дойти этому смыслу до них через мою жизнь.
И – главное: шанс совести есть всегда. Пусть каждый из нас помнит об этом!
6. ЛИТЕРАТУРА:
- Егорова Л.П., Чекалов П.К. История Русской литературы ХХ века. Учебное пособие. Советская классика. Новый взгляд/ http://www.teneta.rinet.ru.
- Жирмунская Т. Осип Maндельштам: «Господи», – сказал я по ошибке…»//Истина и жизнь, 2005, № 3, 4, 5.
- Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). – М., 1994.
- Кожинов В.В. Правда сталинских репрессий. – М.:Алгоритм, 2007.
- Maндельштам О.Э. Сборник стихотворений.
- Молчание Осипа Maндельштама/ http://www.ruthenia.ru.
- Шолохов М.А. Судьба человека.
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
03 10 2023 19:33:32
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
02 10 2023 1:42:46
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
01 10 2023 14:58:54
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
30 09 2023 12:17:18
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
29 09 2023 2:40:33
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
28 09 2023 1:24:56
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
27 09 2023 14:42:45
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
26 09 2023 5:46:42
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
25 09 2023 14:17:33
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
24 09 2023 23:54:42
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
23 09 2023 7:51:31
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
22 09 2023 0:50:56
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
21 09 2023 8:48:17
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
20 09 2023 19:49:59
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
19 09 2023 22:23:31

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
18 09 2023 11:37:14
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
17 09 2023 2:42:33
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
16 09 2023 21:21:14
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
15 09 2023 0:57:18
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
14 09 2023 9:16:47
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
13 09 2023 14:10:36
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
12 09 2023 21:58:38
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса.
...
11 09 2023 19:56:15
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
10 09 2023 19:58:31
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
09 09 2023 12:15:17
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
08 09 2023 7:16:24
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
07 09 2023 19:42:17
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
06 09 2023 22:59:59
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
05 09 2023 13:14:47
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
04 09 2023 17:19:10
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
03 09 2023 9:12:46
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
02 09 2023 16:59:30
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
01 09 2023 0:46:33
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
31 08 2023 3:52:27
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
30 08 2023 13:49:44
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
29 08 2023 13:38:36
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
28 08 2023 4:48:28
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
27 08 2023 14:48:13
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
26 08 2023 23:45:11
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
25 08 2023 0:56:53
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
24 08 2023 18:57:21
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
23 08 2023 10:48:56
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
22 08 2023 19:53:37
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
21 08 2023 12:11:46
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
20 08 2023 9:32:20
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
19 08 2023 16:45:13

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
18 08 2023 16:14:28
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
17 08 2023 7:35:13
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
16 08 2023 14:20:28
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
15 08 2023 13:40:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::