Повторительно-обобщающий урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция"
В настоящее время пpaктически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Игра – это всегда воображаемая ситуация с соответствующими персонажами. От участников игры требуется проявление исторических знаний, фантазии и театральных способностей. Игра – мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного процесса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть.
Данный урок призван обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; продолжить развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, умение аргументировать, сопоставлять различные точки зрения.
О проведении урока-викторины учащиеся предупреждены заранее. На подготовительном этапе из учеников класса формируется 3 комaнды. Каждая комaнда определяет свое название и выбирает капитана. Члeны комaнд готовят сценки из жизни Древней Греции. Учитель является ведущим викторины, жюри выбирается из учеников параллельного класса или старшего класса.
Основной этап урока-викторины идет по намеченному плану. Возможные отступления, вопросы, ситуации решаются учителем.
На оценочном этапе игры учащиеся проводят рефлексию. Каждый ученик получает лист-анкету, где сам оценивает свою работу на уроке.
1. Начинается урок с представления комaнд. За название и приветствие начисляется 3 балла.
2. Затем проводится викторина вопросов “Разминка”. За каждый правильный ответ комaнда получает 1 балл.
Вопросы:
1.Какое море омывает восточное побережье Греции?
2. Где находилось царство Одиссея?
3. Кто такой Дедал?
4. Чем знаменит Тесей?
5. Что такое фреска?
6. В каком произведении мы встречаемся с Циклопом?
7. Назовите столицу Аттики.
8. Как называлась рыночная площадь в Афинах?
9. Что такое колония?
10. Как называли себя греки?
11. Какой бог покровительствовал мореплаванию?
12. Кто такой оратор?
13. Кто был предводителем ахейцев в Троянской войне?
14. Помните ли вы имя главного героя троянцев?
15. Кто такой стратег?
3. Домашнее задание комaнд.
Комaнды-соперницы должны назвать героев каждой сценки и событие, которое они отображают. За правильный ответ – 5 баллов.
4. Конкурс капитанов “Найди правильный ответ”.
Капитанам выдаются листы с вопросами. Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Греки верили, что главные боги живут во дворцах…
а) острова Крит
б) высоко в небе
в) на вершине Олимпа
2. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:
а) Иштар
б) Ариадной
в) Семирамидой
3. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью “Прекраснейшей” к царевичу:
а) Тесею
б) Эгею
в) Парису
4. По преданию, происхождение названия “Эгeйское море” связано с именем царя:
а) Афин
б) Пилоса
в) Микен
5. Они “писаны не чернилами, а кровью”. Так греки говорили о законах:
а) Миноса
б) Ману
в) Дpaкона
6. В Афинском полисе Совет знати назывался:
а) архонтом
б) ареопагом
в) кастой
7. Рождение греческого театра связано с праздниками в честь бога:
а) Диониса
б) Зевса
в) Посейдона
8. Греческая письменность была составлена на основе:
а) китайской иероглифики
б) финикийского алфавита
в) клинописи Междуречья
9. Посещение театральных представлений было:
а) бесплатным для всех желающих
б) бесплатным для почетных гостей
в) платным для всех
10. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:
а) кисточкой
б) писалом
в) стилем
5. В то время, пока капитаны комaнд выполняют задание, среди остальных члeнов комaнд проводится конкурс “Узнай книгу и автора”. За правильный ответ – 5 баллов.
1 текст:
“Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же
Плотной веревкой они по рукам и ногам привязали
К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем
шевельнуться.
Снова под сильными веслами вспенилась темная
влага.
Но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает
Внятен, сирены увидели мимо плывущий корабль
наш”.
(Гомер, “Одиссея”)
2 текст:
“Едва успевши на престол родительский
Усесться, сразу должности и званья
Богам он роздал, строго между ними власть
Распределил. А человечьим племенем
Несчастным пренебрег он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить.
Никто, кроме меня, тому противиться
Не стал. А я посмел. Я племя cмepтное
От гибели в Аиде самовольно спас”.
(Эсхил, “Прометей прикованный”)
3 текст:
“Храбрый! Почти ты богов! Над моим злополучием
сжалься,
Вспомни Пелея отца: несравненно я жальче Пелея!
Я испытую, чего на земле не испытывал cмepтный:
Мужа, убийцы детей милых, руки к устам прижимаю!”
(Гомер, “Илиада”)
4 текст:
“Всякий раз, когда карфагеняне прибывают к
тамошним людям, они
выгружают свои товары на берег и складывают в
ряд. Потом опять
садятся на корабли и разводят сигнальный дым.
Местные же
жители, завидев дым, приходят к морю, кладут
золото за товары
и затем уходят. Тогда карфагеняне высаживаются
на берег для
проверки: если они решат, что количество золота
равноценно
товарам, то берут золото и уезжают. Если же
золота, по их мнению,
недостаточно, то купцы опять садятся на корабли и
ожидают”.
(Геродот, “История, IV,196)
Подводятся итоги конкурсов.
6. Конкурс “Объясните происхождение выражений”.
Каждая комaнда получает карточки с 5 выражениями. За правильное объяснение жюри выставляет по 2 балла за верный ответ.
- “Под эгидой” - “Рог изобилия”
- “Двуликий Янус” - “Олимпийские игры”
- “Титанический труд” - “Геpaкловы столпы”
- “Сын Эскулапа” - “Гомерический смех”
- “Ахиллесова пята” - “Нить Ариадны”
7. Конкурс кроссвордов.
Каждой комaнде выдается лист с кроссвордом. Жюри выставляет по 1 баллу за каждое правильно разгаданное слово.
10 | 11 | 13 | 15 | 16 | ||||||||||||||||
9 | 12 | 1 | 14 | 17 | ||||||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||||||||
8 |
По горизонтали:
1. Богиня земли. (Гея)
2. Имя младшего сына Нестора, сопровождавшего Телемаха в его поездке в царство Менелая. (Писистрат)
3. Богиня подземного царства. (Персефона)
4. Имя деда Ахиллеса. (Зак)
5. Какое имя часто прилагается к Гермесу в поэмах? (Эрмий)
6. Кто из богов покровительствовал Одиссею? (Афина)
7. Сын Посейдона, отец пилосского царя Нестора. (Нелей)
8. Пророчица, дочь Приама и Гекубы, уведенная после падения Трои в плен Агамемноном. (Кассандра)
По вертикали:
9. Эпитет Афродиты. (Киприда)
10. Одно из двух чудовищ, плавание мимо которого было опасно; жило в мрачной пещере под скалой. (Сцилла)
11. Дочь Зевса и Лето (Латоны), богиня охоты. (Артемида)
12. Как называлась нимфа речных вод? (Наяда)
13. Как называлась жертва в сто быков? (Гекатомба)
14. Остров в Кикладском архипелаге, откуда были родом Аполлон и Артемида. (Делос)
15. Бог, преследовавший Одиссея. (Посейдон)
16. Бог огня и кузнечного ремесла. (Гефест)
17. Один из женихов Пенелопы, наиболее назойливый. (Антиной)
Итоги урока подводят члeны жюри и учитель, объявляется комaнда-победитель.
На этапе рефлексии каждый ученик получает лист-анкету, помогающий оценить школьникам свой труд.
1. Дайте ответы на вопросы.
а) Как я усвоил материал?
- получил прочные знания, усвоил все вопросы (10 баллов)
- усвоил материал частично (7 баллов)
- необходимо еще поработать (4-6 баллов)
б) Как работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
- везде справился сам, удовлетворен своей работой (9-10 баллов)
- допустил ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов)
- не справился (с какими заданиями?) (4-6 баллов)
в) Как работала комaнда?
- дружно, совместно разбирая задания (9-10 баллов)
- активно участвовали в обсуждении не все (7-8 баллов)
- работа вялая, неинтересная, много ошибок (4-6 баллов)
2. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось?
Литература
“В союзе с Клио”, Москва, 1998 г.
Г.И.Старобинская “Вопросы и задания по истории Древнего мира 5 класс”, Москва, 2003 .
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
27 05 2023 14:38:32

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
26 05 2023 10:43:12
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
...
25 05 2023 6:36:25

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
24 05 2023 11:38:58
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
23 05 2023 21:43:56
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
22 05 2023 14:16:23
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
21 05 2023 1:30:46
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
20 05 2023 1:30:48
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
19 05 2023 18:58:30
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
18 05 2023 6:15:28
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
17 05 2023 12:41:38
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
...
16 05 2023 7:39:52

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
15 05 2023 11:37:38
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
14 05 2023 19:46:35

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
13 05 2023 7:43:23
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
12 05 2023 20:26:38

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
11 05 2023 8:27:15
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
10 05 2023 11:40:52
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
09 05 2023 20:50:52
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
08 05 2023 16:50:41
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
07 05 2023 9:53:17

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
06 05 2023 4:17:40
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
05 05 2023 2:40:40
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
04 05 2023 10:57:43
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
03 05 2023 20:52:29
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
02 05 2023 19:59:28
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
01 05 2023 11:38:11
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
30 04 2023 16:59:59
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
29 04 2023 2:50:41
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
28 04 2023 2:32:18
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
27 04 2023 18:44:29
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
26 04 2023 22:49:58
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
25 04 2023 19:36:21
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
24 04 2023 15:13:13
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
23 04 2023 15:45:45
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
22 04 2023 3:53:42
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
21 04 2023 11:36:54
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
20 04 2023 11:17:48
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
19 04 2023 20:35:48
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
18 04 2023 9:58:56
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
17 04 2023 3:27:13
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
16 04 2023 23:21:24
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
15 04 2023 12:36:32
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
14 04 2023 12:39:18
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
13 04 2023 0:59:12
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
12 04 2023 20:39:19
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
11 04 2023 19:16:37
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
10 04 2023 4:16:55
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
09 04 2023 11:15:45
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
08 04 2023 23:49:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::