Методическая разработка к уроку "Истоки" "Святители и святые земли русской (местночтимые святые). Святитель Митрофан Воронежский", 4-й класс
Цель: развитие духовно-эмоциональной сферы через присоединение к социокультурным духовным ценностям, познание истории родного края.
Задачи:
- Обучающие: познакомить с жизнью святых людей, живших на Земле Русской; познакомить с жизнью Святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
- Развивающие: развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установление причинно – следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края.
- Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая развивать положительные качества (чувство взаимопомощи, доброжелательности, культуры чувств); совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.
Ход урока
I. Организационный этап
– Начнем урок с добрых пожеланий друг другу (все дети становятся в круг, за руки, хором произносят.
“Я желаю тебе сегодня добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу”.
Учитель:
“Если вам будет трудно,
Я вам помогу”.
II. Ориентировочно – мотивационный этап
– А сейчас прочитаем эпиграф к нашему предстоящему занятию:
“ Мы стороне своей родной
Любовью светлою обязаны.
И наши судьбы с нею связаны
Как села связаны тропою”.
– Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на нашем занятии?
– Вслушайтесь в слово “Родина”. Что можно сказать об этом слове?
(Предполагаемые ответы детей).
– Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему – есть те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью. Когда размышляешь о России и хочешь в нескольких словах сказать о ней, как она прекрасна, то лучше всего было бы взять в руки кисть художника и вместо слов использовать краски. По крайней мере, каждый из нас мысленно может написать картины родной природы подобные картинам великих художников А.Саврасова, И.Левитана.
Приложение (Слайды № 2, 3)
Любите свою Родину, и она даст Вам силу. Пока мы с ней, с ее скорбями и трудностями – мы счастливы, ибо разделяем ее судьбу и имеем единство со своим народом. А останемся без нее, жизнь станет бесцветной и призрачной, ибо второй Родины на земле обрести невозможно, если первая именовалась Святой Русью.
(Слайд № 4)
Любить Родину – значит знать ее прошлое, жить ее настоящим, думать о ее будущем.
II. Целеполагающий этап
Мы сказали, что не может быть любви к Родине без знания ее истории.
Тот, кто любит свою Родину, не может не вспомнить с благодарностью и благоговением о благочестивых и святых людях родной Земли, напитываясь из описания из описания их жизненных подвигов духовной мудростью стремясь подражать им в нашей жизни. Сегодня тема нашего урока “Святители и Святые Земли Русской (местночтимые святые).
Святитель Митрофан Воронежский”.
(Слайды № 5, 6)
III. Операционно-исполнительный этап
Сейчас вы будете работать в группах, используя в своей работе информационные карточки. Вы познакомитесь с информацией о жизни и деятельности нашего земляки Земли Ивановской Святителя Митрофана Воронежского.
“Узнай сам”.
(Слайд № 7)
Информационная карточка для 1-й группы
“Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился в ноябре 1623 г. в Антилохово (Слайд № 8) Суздальского уезда (ныне Савинский район Ивановской области) в семье потомственного священника Василия и Марии, “воспитан в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере”. До 40 лет будущий Святитель служил приходским священником в селе Сидоровское Шуйского уезда” (Слайд № 8).
Информационная карточка для 2-й группы
“ В начале 1660 г. в селе Антилохово, где жил тогда еще священник Михаил, умирает его жена, и он решает принять монашеский постриг и уходит в Николо-Шартомский монастырь (Слайд № 9). Подстрижен в монахи с именем Митрофан. По данным известного Шуйского краеведа В.А. Борисова (1809–1862) Святитель Митрофан “имел пребывание там несколько лет”. В Золотниковской Успенской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области) тоже находился несколько лет.
Информационная карточка для 3-й группы
В июне 1665 г., уже ставший известным своей благочестивой жизнью иеромонах Митрофан избран настоятелем Яхромского Успенского монастыря (Слайд № 10) (40 км от г. Владимира). Этим монастырем он управлял 10 лет. Жил он в скромной келье в подвальной части Храма. Помещение этой кельи сохранилось до наших дней: после прославления святителя Митрофана на Лике Святых там находился Храм в его честь (ныне Храм восстанавливается).
Информационная карточка для 4-й группы
Патриарх Иоаким (1674–1690), узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимaндрита знаменитого Макарьево-Унженского монастыря (Слайд № 11) . Под его руководством был построен каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней.
Информационная карточка для 5-й группы
2 апреля 1682 года Святитель Митрофан стал епископом Воронежским. Под мудрым управлением Святителя церковная и государственная жизнь края испытывали благодетельную перемену. Построен кафедральный Собор, превосходивший размерами все церкви Воронежа (Слайд № 12).
Информационная карточка для 6-й группы
Известность Святителя Митрофана переросла границы Воронежской епархии, много был наслышан о нем и император Петр Первый (Слайд № 13). Петр Первый решил строить флот. Местом постройки избрал Воронеж. Царский замысел не имел поддержки как среди части бояр, так и в народе. В это трудное время для Петра Первого и России Святитель Митрофан поддерживал добрые начинания царя, фактически он стал в Воронеже главным союзником Петра Великого в его флотских делах. Он пожертвовал значительные средства на постройку двух кораблей и трех галер (Слайд № 13). Когда корабли были построены, Святитель Митрофан Благословил и напутствовал русские войска, отправившиеся В Азовский поход (Слайд № 13). Вернулись войска с долгожданной победой.
Информационная карточка для 7-й группы
В августе 1703 г., когда Святителю было уже 80 лет, его постигла тяжелая болезнь, скончался Святитель Митрофан 23 ноября 1703г. Гроб с телом Великого Святителя нес до усыпальницы сам Петр Первый. Прощаясь, он сказал: “Не осталось у меня такого старца. Ему же буди вечная память” (Слайд № 13).
Информационная карточка для 8-й группы
В духовном завещании Святитель наставляет людей (Слайд № 14): “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно Пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши…”.
IV. Ориентировочно-мотивационный этап
Подведение итогов работы в группах. Обмен информацией и использованием презентации к уроку о Святителе Митрофане Воронежском.
Известный историк С.М. Соловьев назвал Святителя Митрофана (Слайд № 14) лучшим из великорусских архиереев, знаменитым “святостью жизни и сходившимся с Петром Первым в усердном радении о благе родной земли”. В России память Святителя Митрофана чтится с большой любовью.
V. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итога урока.
Что вы можете рассказать своим товарищам, родственникам и о Святителе Митрофане Воронежском.
Оцените полученные знания на уроке:
(Слайд № 14)
Наш урок хочется закончить следующими строками:
“Родина… благоговей перед этой землей, русский человек, и служи этой земле всеми силами души твоей”.
Приложение
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе.
...
17 08 2022 2:18:37
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
16 08 2022 2:14:55
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
15 08 2022 20:48:38
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
14 08 2022 12:54:27
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
13 08 2022 14:13:26
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
12 08 2022 8:29:20
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
11 08 2022 11:54:38
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
10 08 2022 9:16:23

Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
09 08 2022 10:21:30
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
08 08 2022 18:48:52
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
07 08 2022 22:13:35
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
06 08 2022 3:41:53
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
05 08 2022 23:18:14
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
04 08 2022 1:43:12
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
03 08 2022 4:44:51
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
02 08 2022 16:59:24
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
01 08 2022 3:30:44
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
31 07 2022 2:40:55
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
30 07 2022 3:13:47
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
29 07 2022 2:27:14
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
28 07 2022 16:33:26
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
27 07 2022 8:33:54
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении.
...
26 07 2022 21:53:58
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
25 07 2022 12:18:26
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
24 07 2022 2:23:29
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
23 07 2022 19:20:50
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
22 07 2022 16:29:12
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
21 07 2022 0:39:57
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
20 07 2022 8:58:45
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
19 07 2022 19:54:42
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
18 07 2022 13:52:16
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
17 07 2022 9:59:13
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность.
...
16 07 2022 20:38:20
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
15 07 2022 17:32:52
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
14 07 2022 12:56:41
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
13 07 2022 13:48:35
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
12 07 2022 23:15:20
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
11 07 2022 21:12:51
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
10 07 2022 16:51:38
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
09 07 2022 13:43:15

Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
08 07 2022 8:27:53
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
07 07 2022 2:46:57
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
06 07 2022 19:53:26
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
05 07 2022 3:16:50
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
04 07 2022 15:19:18
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
03 07 2022 18:54:16
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
02 07 2022 16:52:25
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
01 07 2022 13:30:23
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
30 06 2022 15:11:17
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
29 06 2022 20:30:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::