Урок по истории Отечества "Пугачевщина"
Опережающее задание:
- дать хаpaктеристику предводителю крестьянской войны 1773 – 1775 гг.;
- почему одни называли его злодеем, другие заступником;
- каковы особенности и историческое значение крестьянской войны 1773 – 1775 гг.
Цель урока: Вынести обвинительный приговор или оправдать Пугачёва и его сподвижников.
Задачи урока:
Образовательные: выслушать свидетелей противоположных сторон, обвинителя и защитника, рассмотреть причины крестьянской войны 1773 – 1775 гг., её ход и итоги.
Воспитательные: формирование навыков театральной деятельности.
Развивающие: активизация творческой деятельности учащихся.
Форма урока: Урок – театрализованное представление в форме судебного заседания.
Участники: судья, обвинитель, защитник, офицер правительственного войска (свидетель обвинения), дворянка (свидетель обвинения), иностранец (свидетель обвинения), переводчик с английского языка, яицкий казак (свидетель защиты), крепостной крестьянин (свидетель защиты), крестьянин Катайского острога Тобольской губернии (свидетель защиты), эксперты.
Оборудование:
- Указатели на столы: «судья», «обвинитель», «защитник» и т.д.
- Оформление доски: портрет Е.Пугачёва, карта «Российская империя во второй половине XVIII века», карта «Восстание Пугачёва в Зауралье».
- Карточки для голосования с надписью: «да», «нет».
- Стол для судьи перед доской, неподалёку столы для участников процесса – обвинения, защиты, экспертов.
Ход урока
Учитель раскрывает причины и цель судебного заседания. Представляет участников и даёт небольшой комментарий по предстоящему представлению.
Судья называет свидетелей обвинения и защиты, и напоминает, что свидетели должны быть ответственны за историческую достоверность показаний.
Всему классу-залу ставятся познавательные задания: 1.На чьей стороне вы бы выступили в этом процессе? 2.В качестве кого вы бы хотели принять участие в нём (обвинителя, защитника, свидетеля, эксперта)?
Слушатели в зале являются непосредственными участниками процесса, поэтому могут задавать вопросы, делать дополнения к услышанному.
Историческая справка
В 1772 году среди встревоженных яицких казаков появился новый человек: «Волосы на голове тёмно-русые и борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску шрам, а ниже правой и левой гpyди две ямки, росту 2 аршина и 4 с половиной вершка, от роду 40 лет...». Это был казак Емельян Пугачёв. Родился он на Дону, в станице Зимовейской. С 17 лет Пугачёв служил в казачьих полках, участвовал в Семилетней и русско-турецкой войнах, получил младший офицерский чин, но по болезни был отправлен домой. Земли у Пугачёвых было мало, а идти в работники к богатым казакам Емельяну не позволяла гордость. С детства он был склонен принимать смелые и быстрые решения и потому без паспорта самовольно ушёл в бега – искать лучшей жизни. Побывал на Кавказе, на Украине, был атаманом ватаги вольных казаков-разбойников, дважды попадал под арест и оба раза бежал вместе со своими солдатами-охранниками. Пугачев обладал редким даром убеждать людей в своей правоте, вести их за собой. Его беспокойная натура искала выхода своей неукротимой энергии.
Наконец судьба забросила его на пограничный Яик. Увидев, что казаки готовы поднять восстание, Емельян решил возглавить его. На встрече с тридцатью наиболее непокорными казаками он выдал себя за чудесно спасшегося от своей коварной жены императора Петра III.
Итак, мы начинаем наше судебное заседание. Для того, чтобы принять решение, мы должны обсудить события, которые происходили в XVIII веке и рассмотреть личность Пугачёва как человека и как организатора крестьянских волнений.
Для дачи показаний вызывается свидетель обвинения Татьяна Дмитриева.
Дворянка: «Я – помещица, вдова Татьяна Дмитриева, поместье моё находится в Сибирском уезде, у меня триста душ крепостных. Отношение к крепостным у меня самое милостивое: работают они на господской земле всего пять дней в неделю, продаю только семьями, оброки требую посильные. Что ещё нужно? Однако нeблагодарные холопы мои, прознав о появлении самозванца Емельки Пугачёва. Послушав разгласителей его подлых указов, взбунтовались. Они вооружились дубьём и стали грабить и жечь поместье. Мой муж был убит разбойниками, мне же чудом удалось избежать его участи.
За cмepть мужа, грабёж поместья и все мои переживания я свидетельствую против ненавистного самозванца и его подручных!»
Для дачи показаний вызывается английский подданный Эддам Джонсон. Он говорит на английском языке, а переводчик переводит.
Иностранец: «Я – Эддам Джонсон был свидетелем событий, которые произошли в 1773 году, в то время когда страной правила Екатерина II. Царствование Екатерины было блистательное. Она была человеколюбива и великодушна, как Генрих IV, была величава, добросердечна и счастлива в войнах, как Людовик XIV; она соединяла в себе свойства обоих государей. Фридрих Великий, когда ещё был с нею в приязненных отношениях, часто хвалил её. «Многие государыни, - говорил он, - заслужил славу: Семирамида – победами, Елисавета английская – ловкою политикою, Мария-Терезия – удивительною твёрдостью в бедствиях, но одна только Екатерина заслуживает наименование законодательницы».
Её управление было покойное и мягкое... Одно только возмущение временно нарушило внутренний мир России: дерзкий разбойник, донской казак Пугачёв, приняв имя Петра III, поднял бунт, завлёк толпу невежественных мужиков, перевешал множество дворян, был преследуем, поражён и, наконец, захвачен генералами Екатерины. Так как cмepтная казнь была изгнана из русского законодательства, то трудно было преклонить Екатерину предписать её Пугачёву.
Для дачи показаний приглашается офицер правительственных войск.
Офицер (подходит к карте «Российская империя во второй половине XVIII века» и показывает территории занятые восставшими): «Восстание пугачёвцев распространилось на обширные территории, нелегко было усмирить бунтовщиков. Казаки – это настоящие разбойники, они грабили суда, проходившие по широкой реке Яик и даже по морю Каспийскому. К яицким казакам явился беглый донской казак Емельян Пугачёв. Ни один человек не соединял в себе столько дерзости и ничтожества, как этот низкий обманщик. Он выдавал себя за императора Петра III, простодушные казаки поверили ему. Главной причиной его успехов в войне было малое внимание, обращаемое на первые шаги мятежа.
В городах и селениях, покорённых им, он казнил без разбора всех дворян и чиновников, принимал в шайку свою только чернь, позволял ей пить и грабить, сколько она хотела. Ужас распространялся во всех местах, куда он приближался.
Но ведь на то мы и солдаты, верные императрице Екатерине II, владеющие боевым искусством, да и генералы наши храбры и умны, скажу об Александре Ильиче Бибикове, о генерале Ларионове, генерал-майоре князе Голицыне (который освободил Оренбург), полковнике Михельсоне и конечно, одни из лучших генералов граф Панин и Суворов. С такими славными генералами, хотя и с большими потерями сумели мы одолеть Злодея.
Голос из зала: «Мне бы хотелось привести пример из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вот как он описывает взятие Белгородской крепости и расправу с комендантом: «Который комендант? – спросил самозванец. Урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузьмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. И через минуту бедный Иван Кузьмич был вздёрнут на воздух». Не только расправлялся Пугачёв с сильным полом, но у Пушкина описывается расправа и над женой коменданта. «Раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрёпанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в её душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, бельё и всю рухлядь. «Батюшки мои! – кричала бедная старушка. – отпусти душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи» - закричала она в исступлении. – Что это вы с ними сделали? Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя не штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» - «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблею по голове, и она упала мёртвая на ступени крыльца».
Судья: мы выслушали свидетелей обвинения, есть ли ещё дополнения, вопросы, замечания к свидетелям? Сейчас будем слушать свидетелей защиты. Вызывается крепостной крестьянин центральной России.
Крестьянин: «Я, Пётр сын Кузьмин, крепостной крестьянин помещика Ефремова, свидетельствую о бесчеловечном обращении помещиков с крепостными. Нас продают, как скот, разлучая детей с родителями, издеваются и мучают за малейшее неповиновение. Мой брат, резчик по дереву, был обменен нашим помещиком на беговую лошадь, сестра с мужем и трёхлетней дочкой проданы вместе со стаей гончих псов, я был бит плетьми за попытку побега и еле выжил. Поэтому, услышав о том, что батюшка Пётр Фёдорович обещал в своих указаниях учинить во всей России вольность и призвал истребить дворян-разорителей, мы с односельчанами подожгли господский дом, убили помещика и бежали под Казань, в войско Петра Фёдоровича. Вскоре мы узнали настоящее имя нашего защитника – Емельян Иванович Пугачёв, казак донской станицы Зимовейской».
Слушаем свидетеля крестьянина Катайского острога.
Государственный крестьянин (показывает на карте «Восстание Пугачёва в Зауралье» места, где в Зауралье проходили военные пугачёвские войска): «Я, крестьянин Фёдор Сухарев из Катайского острога был приписан к Каменским заводам. Но от заводской работы мы скудны, бедны и бескотны. Нас выгоняли в самую рабочую пору, а в домах обнищали жёны да малые дети. От тех заводов, от работы обнищали, осиротели и одолжали великими долгами и разорились вконец. Нас били нещадно, а платить нам нечем и продавать нечего. И от того правежа мы обезножили и многие «заскорбели».
Жизнь наша была тяжёлой, поэтому когда услышали об амператоре-освободителе, Емельяне-батюшке пошли в его отряды. Крестьяне наши присоединялись к отрядам атаманов Ражова и Грязнова, общее руководство над ними принял П.М.Пестерев. Ранним февральским утром мы начали штурм Далматова монастыря. Монахи и дъячки, священники и чиновники, зажиточные крестьяне и монастырские служки, мстительные и злые, как звери, укрылись за широкими каменными стенами «святой обители». Но пробить толстые каменные стены мы не могли. Ни через северные, ни через южные ворота тоже не могли прорваться.
В Верх-Теченском селе собралось до 200 человек, они имели две пушки, они тоже пытались атаковать Далматов монастырь. Де Колонг направил на выручку монастыря тысячную, хорошо вооружённую комaнду. Повстанцы отступили. В руки карателей попали такие мужественные и искусные канониры, как Прокопий Капустин, Епифан Комаров, Иван Лобов и Иван Зайцев.
Вызывается для дачи показаний яицкий казак.
Яицкий казак: «Я решил попытать счастья с нашим амператором Петром Фёдоровичем. Он обещал нам дать землю, хорошую сытную жизнь. Я мало сомневался, что это ненастоящий государь, он показал «царские знаки» - похожие на двуглавых орлов. Одет он был в зелёный зипун с золотым позументом, шёлковый кушак и шапку с бархатным верхом. «Государь» наш был настоящим полководцем: тридцать тысяч человек были разбиты на полки, вооружены ружьями, пушками; башкирские и татарские полки – луками и стрелами, крестьянские полки – пиками, вилами, топорами и дубинами. Целые заводы Южного Урала снабжали армию порохом, пулями и пушками. Был даже высший орган власти – «Военная коллегия», в которой составляли планы походов, распределяли оружие и провиант, судили схваченных чиновников и дворян, писали «царские указы». В них казакам, татарам, башкирам жаловались «земли, воды, вера», крестьянам – «земля и воля». Много славных побед мы одержали, но Екатерина II оказалась сильнее нас. Батюшка наш был приговорён к cмepтной казни через четвертование. Река Яик была переименована в реку Урал.
Показания свидетелей защиты также уточняются и дополняются в ходе ответов на вопросы, поступающие из зала.
После выступления свидетелей слово предоставляется обвинителю и защитнику.
Обвинитель: донской казак Е.Пугачёв и его ближайшие сподвижники И.Чика-Зарубин, А.СоколовХлопуша, С.Юлаев и другие обвиняются в том, что, подняв народ на борьбу против помещиков России и начав крестьянскую войну, они нанесли ущерб экономике страны, обострили внешнюю и внутреннюю политическую обстановку. Кроме того, по мере продвижения пугачёвских войск на значительные территории страны вспыхивали стихийные восстания крестьян. Восставшие убивали помещиков и громили их усадьбы, разрушали города, расправлялись с офицерами и солдатами захваченных крепостей и члeнами их семей. Как мы слышали, А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» описал расправу восставших с комендантом Белгородской крепости за отказ признать Пугачёва государем и выполнять его приказания.
Казацкое восстание превратилось в настоящую крестьянскую войну. По всему правобережью Волги полыхали усадьбы, а вдоль дорог лежали трупы дворян и чиновников. Лишь немногие помещики могли рассчитывать на пощаду. Дворян пиками загоняли в Волгу и топили, а тех, кто умел плавать, добивали с лодок вёслами. Дворянских детей свозили в город и там убивали.
Защитник: действия восставших в крестьянской войне 1773 – 1775 гг. можно оправдать, так как во второй половине XVIII века особенно усиливается помещичий гнёт над крестьянами. Помещики, чувствуя безнаказанность, творили над крепостными, можно сказать, неслыханные насилия. В усадьбах имелись целые арсеналы всевозможных орудий пытки: плётки, кнуты, колодки... Некоторые помещики составляли целый свод законов, предусматривающий всевозможные преступления крепостных и налагающий разнообразные наказания... штрафы, цепи, тюрьмы, батоги. У крепостного, совершившего кражу, отбиралось всё, и сам он отдавался в солдаты.
Как свидетельствуют показания крестьян, были и такие помещики, которые подвергали крепостных жутким наказаниям. Например, Дарья Салтыкова отдавала приказы сечь своих дворовых и их забивали до cмepти на конюшне, причём экзекуцию по барскому распоряжению часто проводили родственники. В её владении от наказаний умерло более 100 крепостных, большинство барыня убила сама скалкой, поленом или валиком для раскатки мокрого белья.
Как мы слышали из показаний свидетелей не лучше жилось и государственным крестьянам, положение работных людей и приписных крестьян на Урале было тяжёлым.
Волнения казаков начались после того, как правительство ликвидировало старинные казачьи вольности на Дону и Яике.
Заключительное слово судьи. Итак в 1775 году были подавлены последние очаги сопротивления в лесной Башкирии и в Поволжье. Сподвижники Пугачёва, рассчитывая спасти свою жизнь, предали вождя, арестовали его и сдались подошедшим правительственным войскам.
В деревянной клетке, закованный в цепи, Пугачёв был доставлен в Москву. Здесь целый месяц велось следствие с применение пыток, в ходе которых Пугачёв находил в себе силы смеяться над своими палачами. Объединённый суд Сената, Синода и коллегий приговорил бунтовщика и самозванца «за все учинённые злодейства» к cмepтной казни через четвертование. В январе 1775 года в Москве на Болотной площади при огромном стечении народа состоялась казнь. По тайному приказу Екатерины II четвертование было отменено – палач отрубил Пугачёву голову и поднял её на пике над плахой.
Но это приговор дворян, против которых Пугачёв и его сподвижники. Каков же ваш приговор, совпадает ли он с приговором Истории?
(Голосование: на столах две цветные бумажки, на которых написано «да» или «нет», т.е. согласен с приговором или нет.)
Эксперты подсчитывают голоса и делают выводы, анализируют ход и результативность игры.
Рефлексия
Анкета для учащихся
1. Интересно ли прошёл урок?
2. Кто из персонажей урока понравился вам своим выступлением и доказательностью больше всего?
3. Довольны ли вы результатами своей работы?
4. Какие трудности возникали у вас в течение урока?
5. Что нового вы узнали во время обсуждения?
Домашнее задание
Написать небольшое сочинение о своём отношении к восстанию под руководством Е.Пугачёва и свои впечатления о проведённом уроке-суде.
Литература
1.Данилов Д.Д и др. Российская история Нового времени. Конец XV – XVIII века. Учебник для 7-го класса. Образовательная система «Школа 2100», 2002
2. Побережников И. «Добрые цари» на Урале, «Родина» журнал, 1995, № 2.
3. Пушкин А.С. Капитанская дочка. М., 1992
4. Черникова Т.В. История России XVII – XVIII века. Учебник для 7-го класса М., 2000
5. Шишков В.Я. Емельян Пугачёв. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986.
4 книги.
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
28 03 2024 8:32:46
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
27 03 2024 8:24:24
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
26 03 2024 3:42:53
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
25 03 2024 23:26:24
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
24 03 2024 19:42:36
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
23 03 2024 22:11:27
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
22 03 2024 6:14:20
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
21 03 2024 12:15:21
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
20 03 2024 5:15:45
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
19 03 2024 13:24:30
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
18 03 2024 0:24:48
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
17 03 2024 3:35:55
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
16 03 2024 10:15:46
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...
15 03 2024 17:27:13
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
14 03 2024 0:54:23
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
13 03 2024 10:59:16
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
12 03 2024 21:10:45
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез. ...
11 03 2024 18:59:18
Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
10 03 2024 5:12:53
Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
09 03 2024 23:34:48
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
08 03 2024 4:30:33
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
07 03 2024 23:50:53
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
06 03 2024 7:26:13
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
05 03 2024 3:45:34
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
04 03 2024 13:37:32
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
03 03 2024 18:41:25
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
02 03 2024 13:40:39
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
01 03 2024 23:11:52
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
29 02 2024 13:51:44
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
28 02 2024 4:17:20
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
27 02 2024 16:48:16
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
26 02 2024 12:43:41
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
25 02 2024 5:46:30
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
24 02 2024 14:15:37
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
23 02 2024 10:43:23
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
22 02 2024 7:43:31
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
21 02 2024 13:44:37
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
20 02 2024 23:30:28
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
19 02 2024 20:22:58
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
18 02 2024 1:28:49
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
17 02 2024 7:10:10
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
16 02 2024 11:11:19
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
15 02 2024 2:41:23
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...
14 02 2024 0:29:26
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
13 02 2024 23:39:19
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
12 02 2024 19:29:14
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
11 02 2024 0:39:25
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
10 02 2024 14:18:46
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
09 02 2024 10:11:57
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
08 02 2024 11:10:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::