Урок истории в 10-м классе по теме "Внутренняя политика Иоанна Грозного"
Эпиграф. Цель оправдывает средства.
Н. Макиавелли.
Цель: определить содержание внутренней политики Ивана ІV, способствовать формированию у учащихся представления о политике реформ и политике опричнины, выяснить причины смены политического курса, способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.
Оборудование: медиапроектор, экран, весы, портреты Ивана Грозного, портреты отечественных историков, учебные тексты, карточки с заданиями, листы ватмана, листы бумаги на каждого ученика в классе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы урока.
Вступительное слово учителя.
Что это такое, по вашему мнению? (ткань, сшитая из кусочков) С чем у вас это ассоциируется? Да, это словно территория Русского государства, которое было создано на рубеже XV-XV? вв. в результате объединительной политики московских князей. В этот период завершилось политическое объединение русских земель. Государям всея Руси важно было решить задачу – централизации власти! Решить эту задачу предстояло Ивану ?V. Время его правления, несмотря на многочисленные исследования историков, остается загадкой для тех, кто чуть больше узнает об этом времени, заглядывая не только в школьный учебник истории. Время царствования Ивана Грозного, охватившее пять десятилетий, было достаточно противоречивым: это политика реформ и жесткая опричная политика; правление Ивана ІV по многим признакам соответствовало деспотии восточного образца, и в то же время можно отметить появление элементов выборности, привлечение сословий к управлению государством (Земские соборы); решая задачу возрождения и централизации Русского государства подвел страну к краю пропасти – к Смуте.
Сегодня наша задача: проанализировать внутреннюю политику Ивана ІV, познакомится с оценкой этой политики в отечественной исторической науке и определить собственное отношение к внутриполитической деятельности Ивана Грозного. Знаменитый государственный деятель средневековья Н.Макиавелли вывел уникальную и в тоже время страшную политическую формулу: Цель оправдывает средства!
Целью Ивана Грозного была централизация власти (нужно было сделать так, чтобы “не было швов на материи”). Возможны были два способа осуществления данной цели: политика реформ – путь эволюционный постепенный, щадящий для общества и политика террора, с помощью которой результат достигается быстрее, но есть многочисленные жертвы.
Вопросов очень много! Почему Грозный царь с грозным хаpaктером изначально выбирает путь реформ? Почему государь отказывается от успешного курса реформ и предпочитает опричный террор? Чем был вызван отказ и от опричной политики? Почему верный в своих определениях народ не дает Ивану ІV прозвище Кровавый или Жестокий, а называет его Грозным, показывая тем самым уважение к силе и жесткой власти?
3. Работа по группам.
Вы будете работать по группам, у каждой свое задание. 1я познакомит нас с реформами Ивана ІV и Избранной рады, 2-я – с политикой опричнины. Отвечая на вопросы в карточке участники 1-й и 2-й групп, составляют опopный конспект на листе ватмана. 3-я группа представит мнение историков об эпохе Ивана Грозного. Но главное каждый из вас в результате должен определить свое отношение к политической формуле: “Цель оправдывает средства!” Вы постарайтесь найти весомый аргумент в пользу того или другого способа централизации власти. И посмотрим, чья позиция перевесит. Что вы предпочитаете в политике: кнут или пряник? Свои аргументы вы напишите на листочках, которые лежат у каждого из вас и положите на чашу весов в финале нашего урока.
Вопросы для группы: Реформы Ивана ІV и Избранной рады.
- Почему военная реформа была проведена одной из первых? На ваш взгляд, созданная войсковая система была надежной защитой для государства?
- Назовите основные положения, закрепленные в Судебнике Ивана ІV. Сравните, как рассматривался крестьянский вопрос в Судебнике 1497 и 1550 г.
- С какой целью был принят Стоглав? Почему государственная власть претендовала на церковные земли, почему ей не удалось ими завладеть?
- Охаpaктеризуйте приказную систему управления государством.
- Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении?
Учебные тексты для работы 1-й группы
Слово митрополита Филиппа при торжественном возведении его в сан предстоятеля русской Церкви (25 июля 1566 г.).
Как всегда бодрствует кормчий, так и царский многоочитый ум должен твердо содержать правила доброго закона, иссушая потоки беззакония, да не погрязнет в волнах неправды корабль всемерныя жизни. Принимай хотящих советовать тебе благое, а не домогающихся только ласкательств, ибо одни радеют воистину о пользе, другие же заботятся только об угождении власти. Паче всякой славы царствия земного украшает царя венец благочестия; славно показывать силу свою супостатам, покорным же – человеколюбие и, побеждая врагов силой оружия, невооруженною любовью быть побежденным от своих.
Так подобает тебе мудрствовать и к той же истине руководить подчиненных тебе людей, не почитая ничего выше и богоугоднее сей царственной заботы.
Содержание и значение реформ Избранной рады.
Военная реформа.
Из отрядов пищальников летом 1550 г. выделились стрельцы, которые должны были жить в Воробьевой слободе, в непосредственной близости от резиденции царя. Стрельцы набирались из городского населения. Для выплаты им денежного вознаграждения (по 4 руб. в год) был введен подворный налог – пищальные деньги.
Уложение о службе 156 г. установило единый порядок военной службы для владельцев поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне и в полном вооружении; за лишних воинов полагалось денежное возмещение, за недодачу – штраф.
Судебник 1550 г.
В июне 1550 г. был составлен новый Судебник, который заменил свод законов 1497 г. Была уничтожена привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Детей боярских и выходцев из дворянского сословия законодатели запретили превращать в холопов. Затруднился переход от одного владельца к другому в Юрьев день – увеличивались размеры взимаемого с крестьян пожилого. Новый свод законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из посадских людей и черносошных крестьян).
Стоглав 1551 г.
Избранная рада озаботилась и повышением авторитета Церкви. Многие священники были малограмотны, попы нередко приходили в храмы пьяными, во время службы бранились и даже дрались. Соответственно вели себя и миряне – стояли в шапках, разговаривали, смеялись, ругались. В монастырях происходили попойки, богослужения совершались не регулярно.
Церковный собор 1551 г. принял Стоглав – сборник решений, записанных в ста главах (статьях). Речь шла о регламентации церковной жизни – обрядовой пpaктики, монастырского обихода. Стоглавый собор обязал духовных лиц заводить училища для обучения детей грамоте, письму, церковному пению. Священникам велено было не лаяться, не сквернословить, не драться в храмах, не входить в них пьяными. Собор запретил еще сохранившиеся на Руси языческие обычаи, все забавы: гусли, карты. Преодолевая наследие эпохи раздробленности, церковный собор унифицировал церковные обряды, а местных святых свел в общерусский пантеон. Большинство монастырей были лишены права беспошлинной торговли и обязывались платить основные налоги. Но намерения царя отписать в казну земли монастырей на соборе одобрены не были.
Реформа центрального и местного управления.
В Москве в XVІ в. складывается система приказов – отраслевых органов управления. Посольский приказ ведал внешними связями, Разрядный – дворянским войском, Поместный – землями служилых людей, Стрелецкий – стрелецким войском, Разбойный – уголовным судом, Челобитный приказ разбирал жалобы.
В середине 1550-х гг. завершилась так называемая губная реформа (губа – административная территория, округ). Постепенно власть наместников и волостелей (кормленщиков) сошла на нет. Их функции переходили к органам земского самоуправления – в лице излюбленных голов и их помощников (целовальников). Их выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.
С 1530-х гг. власть на местах постепенно переходила к выборным людям. Посадские жители (городские купцы и ремесленники) и крестьяне тех уездов, где было мало поместий и вотчин, избирали земских старост. В уездах с развитием землевладения дворяне избирали губных (окружных) старост, обязанных бороться с разбоями. Губными старостами рекомендовалось избирать тех, кто по возрасту или здоровью не годился для военной службы. Государство не имело возможности платить им жалование. Не удивительно, что к своим обязанностям многие из выборных относились спустя рукава. Реформа местного управления, начавшаяся еще при Е.Глинской, к 156 г. вероятно, зашла достаточно далеко, поскольку в том году были отменены кормления. Бояре потеряли часть своих доходов, но получили некоторую компенсацию. Население областей с выборной администрацией теперь платило кормленчий налог. Из него служилым людям (дворянам, боярам) выдавалась “помога” для выхода на военную службу.
Вопросы для 2-ой группы. Опричнина
- Каковы причины отказа от реформ?
- Как произошел опричный переворот? Какова цель раздела страны на земщину и опричнину?
- С какой целью царь совершает карательный поход на Новгород?
- Почему Иван ІV отменяет опричнину в 1572 г.?
- Каковы последствия опричной политики? Можно ли считать опричнину основной причиной прикрепления крестьян к земле?
- Существовала ли в XV? веке альтернатива опричнине?
Учебные тексты для работы 2-й группы
Cмepть митрополита Филиппа.
Небольшая темная келья Отроча монастыря в Твери. Перед образом на коленях молится великий подвижник, смиренно склонив свою седую голову. Он молится за мир, за родину и за гонителя своего. Еще несколько поклонов – и святитель встал.
- Вот и приблизился конец моего подвига, – тихо прошептал он.
Прошло быстро пронеслось перед его глазами. Вспомнился царский дворец, блеск, роскошь; он – сын знатного боярина Степана Колычева, друг молодого царя. Но жизнь во дворце не по душе ему, душа ищет молитвенного уединения.
С посохом в руках, в одежде простолюдина отправляется они златоглавого Кремля на далекий север, в Соловецкий монастырь, где стал послушником. Многие годы тяжелой, почти невыносимой жизни, и он избирается игуменом.
Слух о его святой подвижнической жизни распространяется далеко по Руси, достигает и царя. Вспомнил Иван Васильевич грозный друга молодости и потребовал его Москву. Где святитель был возведен в сан митрополита Московского.
Но не тот оказался теперь царь, каким оставил его Филипп. По обязанности архипастыря принялся святитель за увещания. Но не слушал царь обвинений в своей адрес. Осенью 1567 г. новая волна казней и кровавых расправ побудила митрополита Филиппа воспользоваться древним правом печалования и выступить в защиту опальных людей. Весной следующего года, не стерпев очередного обличения, Иван Грозного решил расправиться со своими бывшим другом и устроил над ним “суд Собора”, который приговорил предстоятеля русской Церкви к пожизненному тюремному заключению…
Тесна келья, но гроб еще теснее. Гроб, в котором скоро придется лежать святителю.. В келью вошел Малюта Скуратов – безжалостный палач, запачкавший свои руки и душу множеством козней и казней. Злобой сверкает его глаза, злобой искаженно лицо. Но не вздрогнул Филипп, хотя и предвидел цель его посещения.
- Владыка святый, – приняв смиренный вид, заговорил палач, – преподай благословение царю на поход в Новгород.
- Делай то, зачем послан, – ответил святитель и, встав на колени, стал произносить свою последнюю земную молитву.
Нетеперливо ждал Малюта окончания молитвы. Наконец не выдержал, бросился на святителя и задушил его подушкой.
Опричнина и ее последствия.
В воскресенье 3 декабря 1564 г. из ворот Кремля выползал бесконечный поезд из карет, возков и саней – царь, сопровождаемый царицей Марией Темриковной, детьми, свитой и охраной, молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну, одежды, драгоценности, иконы и кресты.
3 января 1565 г. Иван прибыл в Александровскую слободу, к северу от Москвы. В столицу доставили два послания. Боярам, дворянам, приказным царь объяснил отъезд “их великим изменами” и полной невозможностью эти измены пресечь: каждая его попытка наказать виновных якобы оказывалась безрезультатной из-за вмешательства архиереев и бояр. Вот почему монарх покидает престол.
В грамоте горожанам царь уверял москвичей, что не гневаться на них, и во всех нестроениях обвинял бояр-изменников.
После переговоров с делегацией из Москвы, прибывшей в Александрову слободу, Иван Грозный пообещал вернуться на трон при исполнении трех условий:
- признание права казнить изменников по царскому усмотрению;
- введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности;
- выплата на первоначальное устройство этой опричнины (особого монаршего удела) огромной суммы денег – 100 тысяч рублей (деньги следовало собрать в земщине – на землях, не включенных в опричнину).
В годы опричнины Иван ?V развернул в стране дотоле невиданный политический террор. Казнили не только бояр, находившихся в оппозиции центральной власти, но и всех подозреваемых в измене, члeнов их семей, конфисковывали их земли, имущество. Были убиты многие представители старинных княжеских и боярских родов Оболенских, Морозовых, Головиных, Шеиных. Опричники безнаказанно грабили население страны, разоряли города и села. В 1570г. при участии царя подвергся разграблению Новгород, где погибло около 15 тысяч мирных жителей. Массовыми казнями в Москве был отмечен день 25 июня 1570 г., когда на Красной площади в присутствии царя и его старшего сына Ивана лишили жизни более ста человек. Казни продолжались и в последующие дни.
В годы опричнины страна (за исключением юго-западных и юго-восточных уездов) была разорена. В несколько раз сократилось число сел и деревень, значительно уменьшилось население. При этом налоговый гнет не был ослаблен. Массовым явлением стали побеги зависимых крестьян. В такой ситуации правительство использовало пpaктику ограничения права земледельцев покидать поместья и вотчины, провозглашая заповедные лета.
В 1581 г. Иван ?V ввел запрет на выход крестьян в Юрьев день; в следующие годы этот запрет возобновлялся.
Задание для 3-й группы.
Покажите, какое отражение в трудах отечественных историков нашла эпоха Ивана Грозного? Как историки оценивают внутреннюю политику Ивана Грозного, его реформы и опричнину?
Возможен электронный вариант выступления – презентация.
На работу в группах 15мин. Затем каждая группа выступает с презентацией своей работы (1 и 2 группа на ватмане), 3-я группа с презентацией Иван Грозный.ppt.
В заключении каждый ученик пишет на листочке свой аргумент за то или иное средство (реформы или опричнина), выбранное Иваном Грозным для централизации власти и кладет листочек на ту или другую чашу весов. Наглядно определяем: какое средство поддержало большинство учеников в классе.
Обсудить! Действительно ли цель оправдывает средства?
4. Подведение итогов урока
.Оценивание работы групп и выступлений учащихся.
5. Домашнее задание.
Изучить внешнюю политику Ивана ІV (учебник Данилова стр.191-196) и ответить на вопросы:
1. Какое влияние внутренняя политика Ивана Грозного оказывала на его внешнюю политику?
2. Почему нам удалось присоединить большие территории на востоке, но мы не смогли завоевать земли на западе и выйти к Балтике?
Литература
1. Ельянов Е. Субъективные интерпретации Отечественные историки об эпохе Ивана Грозного. – История. – № 42, 2001.
2. Хуторской В. Правление Ивана Грозного. – История.- № 1, 1999 г.
3. Шокарев С. “А што есмь учинил опришнину…”. – История.- № 47, 1996 г.
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
24 03 2023 19:28:57
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
23 03 2023 0:18:38
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
22 03 2023 9:35:14
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
21 03 2023 7:17:26
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
20 03 2023 22:33:46
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
19 03 2023 3:42:33
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
18 03 2023 10:42:58
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
17 03 2023 9:52:32
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
16 03 2023 17:39:38
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
15 03 2023 16:21:21
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
14 03 2023 18:57:53
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
13 03 2023 21:33:42
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
12 03 2023 19:44:46
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
11 03 2023 11:42:18
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
10 03 2023 4:58:44
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
09 03 2023 16:13:51
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
08 03 2023 21:30:29
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
07 03 2023 4:56:38
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
06 03 2023 9:38:46
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
05 03 2023 0:38:33
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
04 03 2023 15:12:15
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
03 03 2023 4:30:11
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
02 03 2023 16:50:44
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
01 03 2023 0:23:28
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
28 02 2023 5:40:50
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
27 02 2023 17:39:27
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм.
...
26 02 2023 19:24:17
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
25 02 2023 9:53:26
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
24 02 2023 23:38:53
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
23 02 2023 8:15:36
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
22 02 2023 4:50:48
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
21 02 2023 13:54:35
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
20 02 2023 14:13:29
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
19 02 2023 19:41:52
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
18 02 2023 1:10:52
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
17 02 2023 1:31:39
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
16 02 2023 13:39:38
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
15 02 2023 20:57:33
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
14 02 2023 16:33:20
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
13 02 2023 2:33:15
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
12 02 2023 18:16:28

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
11 02 2023 17:18:34
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
10 02 2023 20:15:31
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
09 02 2023 3:41:39
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
08 02 2023 18:50:14
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
07 02 2023 0:31:19
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
06 02 2023 9:55:53
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
05 02 2023 23:44:27
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
04 02 2023 5:16:32
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
03 02 2023 19:52:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::