Страны Латинской Америки на современном этапе > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Страны Латинской Америки на современном этапе


    Страны Латинской Америки на современном этапе

Цель: дать учащимся понятие о противоречивом процессе и особенностях развития стран Латинской Америки после второй мировой войны.

Задачи:

  • формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
  • отработка умения давать оценку событиям и деятельности исторической личности;
  • развитие умений конструирования альтернативных вопросов в ходе работы с историческими источниками;
  • рассмотреть причины долголетия коммунистического режима на Кубе и проблемы "острова свободы";
  • отработка умения анализировать и обобщать исторические факты, видеть прогрессивность процессов, происходящих в Латинской Америке, пути выхода этих стран из проблем.

Тип урока: вступительный к теме, урок усвоения знаний и их закрепления.

1. Вступительная беседа к теме, работа с картой.

1). Почему страны этого региона так называются? ( Название условное: в большинстве стран Латинской Америки (ЛА) официальный язык имеет латинскую основу. В 18 странах ЛА говорят на испанском языке, в Бразилии говорят на португальском языке, в остальных странах - на английском, французском, голландском языках).

2) Показать по карте территории, которые занимают страны Латинской Америки.

3) Почему страны Латинской Америки называют странами "третьего мира"?

Далее учитель говорит , на какие три группы, в зависимости от социально-экономического и политического развития, делятся страны Латинской Америки? (1 группа: Аргентина, Чили, Уругвай, Бразилия, Мексика, Венесуела, Колумбия - на их долю приходится 80-85 % ВВП Латинской Америки; 2-ая группа: Перу, Эквадор, Боливия, страны Центральной Америки и Карибского бассейна - обpaбатывающая промышленность, сельское хозяйство, патриархальные пережитки; 3-ья группа: Гватемала, ГонДypaс, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Белиз, Гаити - в этих странах проживает 46% населения Латинской Америки ниже черты бедности, патриархальные пережитки, зависимость от иностранцев, нестабильное политическое положение, высока роль армии).

2. Мини-лекция "Особенности социально-экономического развития" (тезисы). Учитель говорит о том, что ученики должны записать тезисы в тетрадь и использовать их в ходе последующего обсуждения:

  • наличие госсектора в экономике;
  • засилье иностранного капитала;
  • развитие базовых отраслей - горной и нефтедобывающей;
  • индустриализация в Бразилии, Мексике и Аргентине;
  • в 1958 году национальный доход превысил довоенный в 3 раза;
  • наличие кредитов США (в 1960 году капиталовложения США составили ? иностранных инвестиций в регионе);
  • в сельском хозяйстве сохранились помещичьи латифундии;
  • развитие велось экстенсивными методами;
  • крестьяне страдают от малоземелья и латифундистов;
  • низкий уровень жизни у рабочих и служащих.

3. Вопросы для обсуждения:

Как названные факты связаны с социальным развитием?

Поясните коротко значения терминов: латифундия, индустриализация, инвестиция, экстенсивный метод. Приведи примеры.

Действительно ли США стали "благодетелями" Латинской Америки? Аргументируйте.

Как оценить тот факт, что в 1960 году государственный долг латиноамериканских стран составил 6,6 млрд долларов?

Почему ряд стран региона из аграрных превратились в аграрно-промышленные ? А большинство "банановых" стран остаются отсталыми?

4. Работа с текстом.

А) " Особенности политического развития" (текстовая схема; раздаётся на каждый стол)

1. Нестабильность Частая смена власти
2. Вмешательство иностранных держав - США в 1952-1955 гг. подписали с 13 странами Латинской Америки двусторонние военные договоры;

- СССР в 1962 г разместил на Кубе paкеты и бомбардировщики;

- США провозгласили блокаду Кубы;

- Карибский кризис 1962 года поставил мир на грань атомной войны.

3. Военные перевороты За 25 лет (1945-1970) произошло 75 путчей.
4. Диктаторские режимы - Аргентина - Хуан Перрон

- Бразилия - Жетилиу Варгас

- Венесуела - Перес Хименес

- Куба - Фидель Кастро

- Чили - Августо Пиночет

5. Партизанская борьба - Эрнесто Че Гевар а- уроженец Аргентины, разработал стратегию партизанского движения. Считал, что революция начинается с "партизанского отряда", без него невозможно одержать победу над внутренней контрреволюцией и американской военной машиной. Активный участник кубинского мятежа 1956-1965гг.

- Никарагуа - страна, в которой партизанскими методами Сандинистский фронт национального освобождения добился падения в 1979 году диктатуры клана А. Сомоси.

Задание: докажите, что в послевоенный период политическая ситуация в Латинской Америке была нестабильной.

Б) "Перекрёстная" дискуссия. ( Тексты раздаются на каждый стол)

Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросам к текстам №1 и №2. Прошу учащихся подготовиться к перекрёстной дискуссии, записав в тетрадях и положительные и отрицательные аргументы по предложенным вопросам. Перекрёстная дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис "за"(да), потом заслушивается тезис опровержения и высказывается тезис "против"(нет); обмен тезисами продолжается по этой же схеме, пока не закончатся аргументы.

Через 3-5 минут останавливаем работу, прошу ещё раз перечитать свои аргументы и принять однозначное решение, записав его после таблицы.

В зависимости от ответа "ДА" или "НЕТ" учащиеся делятся на группы: комaнда утверждения и комaнда отрицания. В группах обсуждают результаты перекрёстной дискуссии, отбирая наиболее значимые аргументы и контраргументы.

Аргументы оглашаются поочерёдно представителями каждой из групп и фиксируются в тетрадях.

По результатам полемики учащиеся пишут сочинение - миниатюру с одним из предложенных проблемных вопросов.

Текст №1. Является ли Фидель Кастро диктатором, а на Кубе им установлена коммунистическая диктатура?

Фидель Кастро (г.р. 1926) выходец из богатых землевладельцев. После окончания юридического факультета Гаванского университета получил степень доктора права. За то, что организовал группу молодых кубинцев, которые напали 26 июля 1956 года на казармы "Монкадо" в городе Сантьяго-де-Куба, был осужден на 15 лет заключения. Амнистирован в 1955 г., эмигрировал в Мексику. Вскоре начал борьбу против диктатуры Батисты. 1января 1959 года настал конец режиму, революция победила.

Постепенно Ф. Кастро узурпировал власть- первый секретарь Коммунистической партии Кубы, председатель Совета министров . Он стал также лауреатом Международной Ленинской премии и награжден Золотой медалью имени Жолио Кюри. Единственной идеологией на Кубе стала марксистская, а сама страна-пятой колонной СССР на американском континенте. Куда идет Куба сейчас?

ФАКТЫ.

1) С распадом СССР Куба потеряла надежного и , главное, выгодного партнера , ведь в течение 30 лет сотрудничества 1 тонна кубинского сахара стоила 7,5 тонн российской нефти;

2) норма бензина для автомобиля на Кубе установлена в 30 литров в месяц- это много или мало?

3) обычным стало отключение электроэнергии;

4) количество автобусных рейсов сократилось с 30 тысяч до 10 тысяч в день;

5) жизненно необходимые продукты, рис и фасоль , продаются по карточкам;

6) цены на "черном" рынке в десятки раз превышают розничные цены;

7) данные о покупательной способности кубинцев: средняя зарплата-150 песо, флакон шампуня-200 песо, пара обуви -700-800 песо, джинся-1000 песо;

8) молоко продают лишь для детей до 7 лет по карточкам.

Текст №2 . Августо Пиночет - неклассический диктатор!?

Августо Пиночет -

  • профессиональный военный;
  • старший из семи детей в семье;
  • с весны 1973 года - глава хунты. В 1974-1989 гг- Президент Чили;
  • первые три дня власти - наибольшие жертвы и кровопролития (стадионы-концлагеря, ночные облавы, пытки);
  • неудачная попытка покушения на Пиночета не повлекла за собой массовых репрессий;
  • Генсек ЦК КПЧ Луис Корвалан в концлагере регулярно давал интервью корреспонденту московского радио, которые трaнcлировались на всю Латинскую Америку;
  • в 80-х годах к сторонникам "социалистического" президента Сальвадора Альенде повернуто чилийское общество;
  • темпы роста ВВП 11%, чилийское "экономическое чудо";
  • Конституция Чили принята через плебисцит в 1981 году;
  • всенародный референдум 5 сентября 1988 года отказал Пиночету в доверии (52% против него), поэтому он не выдвигает свою кандидатуру на выборах в 1989 году;
  • новый президент Патрисио Елвин принял державу, которая опережала по экономическим показателям весь латиноамериканский континент.

Мини- лекция "Демократические процессы в латиноамериканских странах.

В 1980-90 гг. в регионе начался процесс ликвидации диктаторских режимов и установления конституционных порядков.

Чтобы учащиеся увидели результаты этих изменений, учитель просит записать следующую таблицу (таблица на доске):

1. Страны, годы изменения конституционного строя 2.Пути ликвидации диктаторских режимов
1).Боливия( 1982)

2).Аргентина(1983)

3).Гренада( 1983)

4).Бразилия( 1985)

5).Гватемала( 1985)

6).Суринам(1987)

7).Парагвай(1989)

8).Чили (1989)

9).Панама (1989)

10).Гаити (1994)

1) мирный бескровный путь:

а) свободные демократические выборы;

б) цивилизованная передача власти оппозиционерам;

2) внутренний заговор, поддержанный США;

3) ожесточенная борьба;

4) компромисс между левыми и правыми силами.

Задание:

  • соотнести страны ЛА и пути ликвидации режимов в них ( 1 и 2);
  • дать оценку выше названным процессам.

Примерные ответы учащихся:

  • успешно ликвидированы диктаторские режимы, в короткие сроки, разными способами;
  • восстанавливаются демократические свободы;
  • у власти конституционные правительства и т. д.

Закрепление знаний.

А) Работа в группах. Задание: каждая из 4-х групп должна составить ситуативный план по теме урока.

  • Первая группа должна ответить на вопрос: как обстоят дела?
  • Вторая группа отвечает на вопрос: как должно быть?
  • Третья группа : почему дела обстоят не так, как положено?
  • Четвёртая группа готовит ответ на вопрос: что надо делать?

Примерные ответы групп

Как обстоят дела?

*поддержка стран извне;

* огромная внешняя задолженность( 1970г - 20млрд. долл., 80-е гг.- 400 млрд долл., 2000 г - 770 млрд долл.);

*зависимость от США;

* стремление отдельных латиноамериканских стран к лидерству;

* 46% населения Л.А. живут ниже черты бедности;

* коррупция, наркобизнес, терроризм и т. д.

Как должно быть?

*самостоятельность;

* отсутствие долгов;

* стремление не к лидерству , а к экономическому союзу;

*стабильность в экономике и политике;

* проведение реформ во всех сферах жизни;

*соблюдение демократии;

*высокий жизненный уровень населения

Почему дела обстоят не так, как положено?

*зависимость от иностранных монополий;

*наследие прошлого;

* слабое развитие промышленности;

*патриархальные пережитки;

* доминирование сельского хозяйства;

* нестабильность политической жизни, хрупкость демократических свобод;

* большая часть стран - сырьевые придатки ит.д.

Что надо сделать?

поиск альтернативы;

интеграция, объединение усилий в защите общих интересов;

политическая интеграция;

координация валютной политики;

развивать Латино-американскую систему(создана в 1975 году, входят 25 государств);

снизить, а затем и отменить таможенные пошлины;

создать зону свободной торговли;

интеграция с США;

"долларизация" - введение доллара в качестве единого платёжного средства и т. д.

Б) Экспресс-опрос.

По цепочке (2 - 3 секунды на ответ) ответить на следующие вопросы:

1. Назвать три ведущих страны Латинской Америки.

2. Назвать диктаторские режимы в Латинской Америке.

3. Назвать главную особенность экономики стран Латинской Америки.

4. Уровень жизни населения Латинской Америки.

5. Руководитель Кубы.

6. Диктатор Чили.

7. Самая экономически развитая страна Латинской Америки.

8. Средняя заработная плата кубинца.

9. Количество путчей в Латинской Америке в период с 1945 по 1970гг.

10. Долг Латинской Америки США в 2000году. (770 млрд. долларов).

11. сколько % населения Латинской Америки живёт за чертой бедности?

12.Чей лозунг "Социализм или cмepть!"?

13. Сколько % суши занимает Латинская Америка? (15%).

14. На каких языках говорят жители Латинской Америки? (В 18 странах на испанском, в Бразилии - на португальском, в других странах на французском, английском, голландском).

В) Игра "Снежный ком": назвать страны Латинской Америки (их всего 33).

Первый ученик называет одну из стран, второй повторяет название этой страны и называет следующую страну, третий повторяет название первой, второй страны и называет следующую и т.д. Повторять страны нельзя, кто через 2-3 секунды не называет страну, выбывает из игры. Победитель получает оценку.

Г) Составление синквейна.

1) Америка (существительное по теме урока).

2) Латинская, противоречивая (2 прилагательных).

3) Зависеть, развиваться, стремиться (3 глагола).

4) Латинская Америка стремится к самостоятельности(предложение из 5 слов, отражающих главную суть изучаемой темы).

5) Пестрота (синоним, который напрашивается к существительному, записанному в 1-м пункте).

Домашнее задание:

а) выучить конспект, составленный на уроке;

б) составить таблицу (см. Приложение №1). Выполняется по желанию, на оценку.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

21 05 2024 7:34:33

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

20 05 2024 13:10:30

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

19 05 2024 21:29:19

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

18 05 2024 8:50:29

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

17 05 2024 7:12:40

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

16 05 2024 8:46:35

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

15 05 2024 15:37:55

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

14 05 2024 12:15:22

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

13 05 2024 23:12:29

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

12 05 2024 11:25:31

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

11 05 2024 7:42:23

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

10 05 2024 12:14:56

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

09 05 2024 0:47:12

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

08 05 2024 23:34:22

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

07 05 2024 20:56:47

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

06 05 2024 16:48:43

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

05 05 2024 7:20:12

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

04 05 2024 4:36:16

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

03 05 2024 2:57:45

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

02 05 2024 12:32:55

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

01 05 2024 22:57:50

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

30 04 2024 3:58:16

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

29 04 2024 21:12:14

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

28 04 2024 12:51:15

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

27 04 2024 10:44:11

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

26 04 2024 16:48:32

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

25 04 2024 22:10:40

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

24 04 2024 8:57:13

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

23 04 2024 18:14:25

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

22 04 2024 13:25:25

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

21 04 2024 17:51:20

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

20 04 2024 17:54:45

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

19 04 2024 1:53:43

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

18 04 2024 10:19:38

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

17 04 2024 3:39:28

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

16 04 2024 23:27:37

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

15 04 2024 0:48:39

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

14 04 2024 12:29:16

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

13 04 2024 1:55:51

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

12 04 2024 20:23:50

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

11 04 2024 15:34:18

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

10 04 2024 3:20:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

09 04 2024 4:42:10

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

08 04 2024 23:54:11

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

07 04 2024 3:26:57

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

06 04 2024 1:56:11

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

05 04 2024 12:47:16

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

04 04 2024 7:22:29

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

03 04 2024 10:38:39

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

02 04 2024 2:54:39

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::