Урок истории по теме "Святая Русь" (6-й класс)
Цель урока: подвести учащихся к восприятию и усвоению мысли о том, что Отечество – Святая Русь.
АФО активное занятие: развивающее занятие «Святая Русь».
Соц. ряд: Святая Русь, добродетель, норма жизни, духовно-нравственный идеал, цвета, звуки Отечества.
Музыкальный ряд: песня Ж. Бичевской «Святая Русь».
Художественный ряд: иллюстрация с картины В. Карпущенко.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем
разговор о нашем Отечестве, нашей России.
Послушаем песню.
(Звучит песня)
– О чем же эта песня? Какие слова вы услышали?
– Ребята, скажите, как вы понимаете выражение
«Святая Русь»? (Ответы)
– Тема урока «Святая Русь». А почему Россию, наше
Отечество называют Святой Русью.
– Реальная жизнь нашей страны далека от
святости. В ней много темных сторон: обмана,
насилия, корысти, гордыни. Поэтому Святая Русь –
это не оценка реальной жизни, а стремление к
земному устроению, основанному на добродетелях.
Вспомним, какие наивысшие добродетели мы изучали
в начальной школе? (Любовь, вера, надежда,
София).
– Какие еще добродетели вы можете назвать? (Ответы).
Запишите в тетради – стр. 12. (заполнение таблицы)
Правильно, эти и другие добродетели принимались
как высшие нормы жизни.
– Вспомните слова песни, кто служит
Отечеству? (Сыны, воины)
– Как вы думаете, кто делает Русь Святой? (Монахи,
подвижники, которые являли примеры той святости,
к которым стремилась душа русского человека; они
составили великий собор святых).
– Вспомните имена знакомых вам подвижников.
(Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский и др.)
– На стр. 13 учебника рассмотрим иллюстрацию.
Какими качествами обладали эти святые?
– Многие художники обращались к образу С.Р.,
например, Нестеров, Илья Глазунов. Наш местный
художник Валерий Карпущенко по-своему увидел
образ Святой Руси.
– Обратимся к картине. Какие образы мы видим на
картине? (Монастыри, храмы, крест, монах, книги,
крест Валаамский, крепость веры и т.д.)
– Что является символом Руси?
– Какие знакомые храмы, монастыри можете
назвать?
- Кирилло-Белозерский монастырь
- Храм Покрова на Нерли
- Соловецкий монастырь
- Успенский собор Московского кремля
- Троице-Сергиева Лавра
- Новгородская София
- Смоленский монастырь
- Киевский монастырь
- Боголюбово
– Для чего необходимы монастыри и храмы?
– Если обратимся к истории, то мы вспомним, что
монастыри были еще и крепостью, защищали
Отечество от нападения врага.
– На картине изображен человек. Как вы думаете,
кто это? Что он делает? (монах, летописец)
– Как художник показал стремление человека к
единству мира природного, рукотворного,
духовного?
– Художник показал гармонию Отечества, пути ее
достижения каждым человеком.
– Что еще увидели на картине, на чем хотелось бы
вам остановить внимание?
– Какие основные цвета использовал художник? (Золотой,
белый, красный, гoлyбой)
– Что символизируют эти цвета? Обратимся к
учебнику – стр.14. Заполним таблицу – стр.12,
тетрадь.
– Давайте представим, что мы находимся возле
храма, какие звуки мы можем услышать? (Колокольный
звон) Давайте послушаем. (Запись
колокольного звона)
– Как вы думаете, о чем нам поведал этот
колокольный звон? (Звучал звон Благовещенья)
– В народе жило множество названий колокольных
звонов. Обратимся к учебнику – стр. 16.
– Какие еще звуки всегда будут близкими, родными
для русского человека? (Ответы) – тетр. стр.
12, заполняем таблицу.
– Ребята, мы с вами попробовали сегодня
представить образы, услышать звуки нашей
России. Скажите, почему мы называем наше
Отечество Святой Русью? (Святая Русь –
идеал земного устроения, хранительница
православной веры). Еще раз убедиться в этом мы
можем, выполнив активное задание на стр. 9 в
тетради.
Индивидуальный этап – 5 минут, работа в четверке – 5 минут. Заслушиваем лидера. Экспертная оценка.
– Что нового и важного для себя вы узнали о
России, познакомившись с текстами?
– Как общение в группе помогло вам прийти к
правильному решению?
– Как вы думаете, почему именно в наше время люди
много говорят о возрождении России? Как мы с вами
можем изменить наше Отечество? Какой вклад мы
можем внести в возрождение Отечества?
– Наш урок я хочу закончить стих. Ивана Шишкова
«Святая Русь»
Святая Русь
Молитвой православной величавой
Святую Русь мою боготворю,
Отчизна милая, овеянная славой,
Тебе молюсь, тебя благодарю.
Твои поля, простор небес без края,
Твоих племён великая семья.
Живи и здравствуй, Русь моя святая,
Земля славян и Родина моя.
Нет и не будет на планете малой,
Такой России, как моя страна.
Ее знамёна цвета крови алой
Переживут любые времена.
России голос был всегда набатом,
Служил, славянам вечным маяком,
Пусть каждый славянин всегда мне будет братом
Нас всех вскормила мать славянским молоком.
Святая Русь, надежда и опора
Храни святыни мира и добра,
Отчизна милая, не знавшая позора,
Врага громила с криками: "Ура!"
Домашнее задание: тетр. с.12, с.11 – нарисовать иллюстрацию к теме, учебник стр. 12–16 читать.
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
03 10 2023 3:19:40
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
02 10 2023 7:24:36
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
01 10 2023 13:40:40
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
30 09 2023 6:23:53
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
29 09 2023 19:36:41
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
28 09 2023 13:47:33
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
27 09 2023 3:15:42
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
26 09 2023 12:11:42
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
25 09 2023 6:39:54
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
24 09 2023 3:50:57
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
23 09 2023 17:28:54
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
22 09 2023 2:48:37
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
21 09 2023 12:41:23
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
20 09 2023 19:29:10
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
19 09 2023 7:29:19
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
18 09 2023 3:25:31

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
17 09 2023 12:40:43
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода.
...
16 09 2023 2:59:32
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
15 09 2023 19:31:41
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
14 09 2023 2:13:57
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
13 09 2023 17:32:55
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
12 09 2023 9:43:48
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
11 09 2023 8:46:29
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
10 09 2023 22:47:46
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
09 09 2023 16:39:40
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
08 09 2023 0:41:25
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
07 09 2023 6:38:46
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
06 09 2023 14:33:30
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
05 09 2023 10:17:30
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
04 09 2023 19:11:48
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
03 09 2023 12:35:50
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
02 09 2023 19:37:10
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
01 09 2023 4:44:16
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
31 08 2023 10:24:57
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
30 08 2023 0:29:42
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
29 08 2023 1:27:13
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
28 08 2023 12:49:28
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
27 08 2023 9:46:32
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
...
26 08 2023 16:59:58
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
25 08 2023 18:41:37
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
24 08 2023 3:47:44
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
23 08 2023 20:23:44
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
22 08 2023 16:13:17
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
21 08 2023 12:47:35
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
20 08 2023 14:54:47
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
19 08 2023 18:16:58
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
18 08 2023 7:20:49
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция.
...
17 08 2023 16:44:25
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
16 08 2023 8:42:51
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
15 08 2023 22:58:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::