Урок "Формирование сословий на Руси в IX - XII вв." (10-й класс)
Класс: 10
Уровень программы: базовый.
Тип урока: по хаpaктеру деятельности - проблемный, по хаpaктеру материала - урок изучения фактов.
Форма учебной работы: классно-урочная. Урок рассчитан на 2 часа.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов выявить источники формирования зависимого населения.
- Развивающая:
- организовывать свою деятельность,
- систематизировать и обобщать информацию,
- устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость,
- различать факты и оценки,
- работать в комaнде.
Техническое обеспечение: компьютеры, мультимедийный проектор, интеpaктивная доска SMART BOARD, сканер, принтер.
Программное обеспечение:
1. Microsof Power Point, Microsoft Word, программы сканирования и обработки изображений.
2. Дополнительный мультимедийный ряд формируется в среде приложения Microsoft Power Point из пакета MsOffice 2003. При его создании используются ресурсы Интернет, оцифрованные иллюстрации по теме и исторические документы данного периода.
Особенности применения Интернет-ресурсов:
- как основа конспекта для мини-лекции;
- как основа презентаций иллюстрированного эссе учащихся;
- как самостоятельно найденные источники по теме.
Ожидаемые результаты. В ходе изучения темы у учащихся:
- Складывается представление о периоде формирования социальной структуры феодального общества.
- Формируется понятие о государстве как общественном договоре, необходимом для всех групп населения, роли законодательства в процессе возникновения феодальной земельной собственности.
- Воспитывается уважение к закону как средству решения государственных и межличностных споров.
- Выpaбатываются и закрепляются навыки работы на ПК с использованием программ пакета MsOffice: Microsof Power Point, Microsoft Word. Развиваются навыки и умения составления гипертекстов. Развиваются умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор информации.
Модель урока
Этапы урока | Содержание учебной ситуации | Методы, приемы и средства обучения | Организация учебной деятельности | Ожидаемый результат |
I. Мотивация учащихся на изучение темы | Феодальную систему Западной Европы
хаpaктеризует хорошо знакомое вам правило:
"Вассал моего вассала - не мой вассал". Можно ли подобное правило применить к феодальным отношениям на Руси? |
Создание проблемной ситуации. | Фронтальная проверка. | Совместная постановка целей урока. Проявление интереса к теме урока. |
II. Актуализация опopных знаний | Предложите ход решения данной задачи? Какими знаниями вы владеете? Какая дополнительная информация вам необходима? |
Самостоятельное выдвижение гипотез по
решению проблемы. Педагогическая поддержка через активизирующие вопросы, в результате чего повторяется пройденный материал, учащиеся подводятся к новой теме. |
Повторение ключевых понятий темы, выявление дефицита знаний, составление плана работы на основе предложений учеников. | Принятие учениками целей урока, ориентация ученика на способность самостоятельно приобретать знания. |
III.Изучение новой темы | Мини-лекция. Тезисы для учителя. 1) Стратификация феодальных обществ: деление на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. 2) Юридический статус сословий. "Русская правда". 3) Paбы и холопы. Патриархальный хаpaктер рабства на Руси. Изменение правового статуса paба. 4) Феодалы - сословие, которое осуществляло гражданское управление и отвечало за военную организацию страны. 5) Духовенство - привилегированная социальная группа как фактор укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. 6)Городское население: особенности положения горожан в Киевской Руси. 7) Купечество: торговцы и дипломаты. 8)Крестьянство как основная масса населения. 2. Проверка тезисов и обобщение материала по схеме www.esperanto.mv.ru/_ilfinkel/art3-3.html elib.ispu.ru/library/history/02tema2/slovar2.html 3.Задания из коллекции Единых цифровых ресурсов. |
Мини-лекция, обращение к видеоряду
изображений из Интернет-ресурсов для
систематизации информации предъявляемой
учителем. (Приложение 1). |
Составление тезисов лекции. | Приобретение минимума знаний для самостоятельной работы. |
IV. Закрепление полученной информации | 1. Моделирование задач о правовом
статусе сословий на основе Интернет-ресурсов.
а) составить реальную ситуацию взаимодействия представителей различных сословий: дружинник - боярин, холоп - челядин - тиун; смерд - закуп - рядович. б) проверить "реальность" ситуации по историческому источнику - "Русская правда"; в) сделать гиперссылку на статью текста для подтверждения информации; г) представить задачу классу; д) класс дает оценку задаче - тексту и решению - на основе исторической достоверности. |
Решение ценностно-деятельностных задач. | Работа в парах, составление задач, составление гипертекстов из Интернет-ресурсов. |
Применение знаний при выполнении
творческих заданий, оценка и роли и места
сословий в складывании государственности. Пример выполненного на уроке задания учеником. (Приложение 3) |
V. Подведение итогов | Обучающиеся отвечают на вопрос: Можно ли правило "Вассал моего вассала - не мой вассал" применить к феодальным отношениям на Руси? Вывод: нет. Определяют особенности становления классового общества на Руси: Правовой хаpaктер отношений между сословиями на Руси определяется близостью к князю и ощущением социальной неполноценности. Отсутствует взаимодействие между центрами власти: сеньорами, церковью и городами. Единственная реальная политическая в стране была у князей. Закон ассоциируется только с князем. Отсутствие политических союзов между князьями и боярами. Наличие большой категории зависимого населения. |
Диалог, анализ способов деятельности. | Фронтальная проверка. | Систематизация и обобщение знаний. |
VI. Домашнее задание | Домашнее задание по выбору обучающихся: 1.Создание глоссария темы на основе ИКТ (составление гипертекстов, кроссвордов), 2. "Обогащение" предложенных тезисов ссылками на дополнительные источники с применением Интернет-ресурсов 3. Составление иллюстрированного эссе с указанием ссылок на использованные Интернет-ресурсы по теме "Сословия Древнерусского государства". |
Самостоятельная работа. | Выполнение заданий с обязательным указанием ссылок на использованные Интернет-ресурсы. | Преобразование учебного материала, взаимодействие учителя и ученика по поводу внесения своего вклада в содержание урока, проявление активного и позитивного поведения. |
Литература
- Учебное пособие: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2007. - 320 с.: ил.
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
29 06 2022 15:10:23
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
28 06 2022 3:55:41
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
27 06 2022 17:37:45
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи.
Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк.
...
26 06 2022 10:15:24
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
25 06 2022 12:47:57
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения.
...
24 06 2022 13:40:35
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
23 06 2022 14:48:37
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
22 06 2022 10:45:46

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
21 06 2022 12:24:11
Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....
20 06 2022 17:25:30
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества.
...
19 06 2022 19:56:31
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
18 06 2022 5:30:19
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
17 06 2022 21:43:13

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
16 06 2022 4:47:32
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
...
15 06 2022 0:14:17
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления.
...
14 06 2022 2:11:51
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
13 06 2022 10:14:13
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
12 06 2022 16:33:46
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
11 06 2022 23:23:33
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
10 06 2022 3:25:21
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
09 06 2022 23:37:48
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
08 06 2022 13:10:41
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
07 06 2022 15:29:35
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
06 06 2022 1:35:11
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
05 06 2022 12:42:53
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
04 06 2022 8:31:24
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.
...
03 06 2022 16:47:31
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
02 06 2022 2:20:17
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
01 06 2022 5:42:55
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
31 05 2022 0:58:35
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
30 05 2022 11:22:55
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
29 05 2022 16:47:32
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках.
...
28 05 2022 18:12:10
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
27 05 2022 6:44:17
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
26 05 2022 15:10:51
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
25 05 2022 20:28:14
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их.
...
24 05 2022 4:26:31
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
23 05 2022 23:51:27
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
22 05 2022 8:22:44
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
21 05 2022 20:38:33
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
20 05 2022 8:11:54
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
19 05 2022 4:29:16
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
18 05 2022 21:21:47
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
17 05 2022 13:22:27
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
16 05 2022 2:36:48
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
15 05 2022 18:39:19

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
14 05 2022 21:38:57
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
13 05 2022 7:27:10
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
12 05 2022 21:14:55
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
11 05 2022 0:34:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::