Урок "Формирование сословий на Руси в IX - XII вв." (10-й класс)
Класс: 10
Уровень программы: базовый.
Тип урока: по хаpaктеру деятельности - проблемный, по хаpaктеру материала - урок изучения фактов.
Форма учебной работы: классно-урочная. Урок рассчитан на 2 часа.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов выявить источники формирования зависимого населения.
- Развивающая:
- организовывать свою деятельность,
- систематизировать и обобщать информацию,
- устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость,
- различать факты и оценки,
- работать в комaнде.
Техническое обеспечение: компьютеры, мультимедийный проектор, интеpaктивная доска SMART BOARD, сканер, принтер.
Программное обеспечение:
1. Microsof Power Point, Microsoft Word, программы сканирования и обработки изображений.
2. Дополнительный мультимедийный ряд формируется в среде приложения Microsoft Power Point из пакета MsOffice 2003. При его создании используются ресурсы Интернет, оцифрованные иллюстрации по теме и исторические документы данного периода.
Особенности применения Интернет-ресурсов:
- как основа конспекта для мини-лекции;
- как основа презентаций иллюстрированного эссе учащихся;
- как самостоятельно найденные источники по теме.
Ожидаемые результаты. В ходе изучения темы у учащихся:
- Складывается представление о периоде формирования социальной структуры феодального общества.
- Формируется понятие о государстве как общественном договоре, необходимом для всех групп населения, роли законодательства в процессе возникновения феодальной земельной собственности.
- Воспитывается уважение к закону как средству решения государственных и межличностных споров.
- Выpaбатываются и закрепляются навыки работы на ПК с использованием программ пакета MsOffice: Microsof Power Point, Microsoft Word. Развиваются навыки и умения составления гипертекстов. Развиваются умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор информации.
Модель урока
Этапы урока | Содержание учебной ситуации | Методы, приемы и средства обучения | Организация учебной деятельности | Ожидаемый результат |
I. Мотивация учащихся на изучение темы | Феодальную систему Западной Европы
хаpaктеризует хорошо знакомое вам правило:
"Вассал моего вассала - не мой вассал". Можно ли подобное правило применить к феодальным отношениям на Руси? |
Создание проблемной ситуации. | Фронтальная проверка. | Совместная постановка целей урока. Проявление интереса к теме урока. |
II. Актуализация опopных знаний | Предложите ход решения данной задачи? Какими знаниями вы владеете? Какая дополнительная информация вам необходима? |
Самостоятельное выдвижение гипотез по
решению проблемы. Педагогическая поддержка через активизирующие вопросы, в результате чего повторяется пройденный материал, учащиеся подводятся к новой теме. |
Повторение ключевых понятий темы, выявление дефицита знаний, составление плана работы на основе предложений учеников. | Принятие учениками целей урока, ориентация ученика на способность самостоятельно приобретать знания. |
III.Изучение новой темы | Мини-лекция. Тезисы для учителя. 1) Стратификация феодальных обществ: деление на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. 2) Юридический статус сословий. "Русская правда". 3) Paбы и холопы. Патриархальный хаpaктер рабства на Руси. Изменение правового статуса paба. 4) Феодалы - сословие, которое осуществляло гражданское управление и отвечало за военную организацию страны. 5) Духовенство - привилегированная социальная группа как фактор укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. 6)Городское население: особенности положения горожан в Киевской Руси. 7) Купечество: торговцы и дипломаты. 8)Крестьянство как основная масса населения. 2. Проверка тезисов и обобщение материала по схеме www.esperanto.mv.ru/_ilfinkel/art3-3.html elib.ispu.ru/library/history/02tema2/slovar2.html 3.Задания из коллекции Единых цифровых ресурсов. |
Мини-лекция, обращение к видеоряду
изображений из Интернет-ресурсов для
систематизации информации предъявляемой
учителем. (Приложение 1). |
Составление тезисов лекции. | Приобретение минимума знаний для самостоятельной работы. |
IV. Закрепление полученной информации | 1. Моделирование задач о правовом
статусе сословий на основе Интернет-ресурсов.
а) составить реальную ситуацию взаимодействия представителей различных сословий: дружинник - боярин, холоп - челядин - тиун; смерд - закуп - рядович. б) проверить "реальность" ситуации по историческому источнику - "Русская правда"; в) сделать гиперссылку на статью текста для подтверждения информации; г) представить задачу классу; д) класс дает оценку задаче - тексту и решению - на основе исторической достоверности. |
Решение ценностно-деятельностных задач. | Работа в парах, составление задач, составление гипертекстов из Интернет-ресурсов. |
Применение знаний при выполнении
творческих заданий, оценка и роли и места
сословий в складывании государственности. Пример выполненного на уроке задания учеником. (Приложение 3) |
V. Подведение итогов | Обучающиеся отвечают на вопрос: Можно ли правило "Вассал моего вассала - не мой вассал" применить к феодальным отношениям на Руси? Вывод: нет. Определяют особенности становления классового общества на Руси: Правовой хаpaктер отношений между сословиями на Руси определяется близостью к князю и ощущением социальной неполноценности. Отсутствует взаимодействие между центрами власти: сеньорами, церковью и городами. Единственная реальная политическая в стране была у князей. Закон ассоциируется только с князем. Отсутствие политических союзов между князьями и боярами. Наличие большой категории зависимого населения. |
Диалог, анализ способов деятельности. | Фронтальная проверка. | Систематизация и обобщение знаний. |
VI. Домашнее задание | Домашнее задание по выбору обучающихся: 1.Создание глоссария темы на основе ИКТ (составление гипертекстов, кроссвордов), 2. "Обогащение" предложенных тезисов ссылками на дополнительные источники с применением Интернет-ресурсов 3. Составление иллюстрированного эссе с указанием ссылок на использованные Интернет-ресурсы по теме "Сословия Древнерусского государства". |
Самостоятельная работа. | Выполнение заданий с обязательным указанием ссылок на использованные Интернет-ресурсы. | Преобразование учебного материала, взаимодействие учителя и ученика по поводу внесения своего вклада в содержание урока, проявление активного и позитивного поведения. |
Литература
- Учебное пособие: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2007. - 320 с.: ил.
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
26 03 2023 17:38:55
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере.
...
25 03 2023 19:44:56
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности.
...
24 03 2023 6:39:51
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
23 03 2023 10:52:56
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
22 03 2023 23:58:41
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
21 03 2023 12:56:53
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
20 03 2023 7:44:17
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
19 03 2023 15:31:38
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
18 03 2023 20:38:51
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
17 03 2023 21:58:59
В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов .
...
16 03 2023 1:46:33
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
15 03 2023 7:41:57
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
14 03 2023 18:56:22
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
13 03 2023 18:39:59
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
12 03 2023 3:49:28
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
11 03 2023 15:34:36
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
10 03 2023 11:47:50
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
09 03 2023 6:46:57

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
08 03 2023 10:27:30
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию.
...
07 03 2023 16:31:43
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
06 03 2023 13:36:39
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
05 03 2023 13:18:56
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
04 03 2023 10:56:28
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
03 03 2023 0:33:53
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности.
Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы.
Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории.
...
02 03 2023 11:37:15
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
01 03 2023 5:53:39
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
28 02 2023 10:11:12
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
27 02 2023 19:15:27
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
26 02 2023 18:29:34
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
25 02 2023 12:35:23
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
24 02 2023 6:49:27
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
23 02 2023 12:22:12
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
22 02 2023 22:26:50
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции.
Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации.
...
21 02 2023 10:29:51
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
20 02 2023 1:40:11
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
19 02 2023 13:37:59
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
18 02 2023 12:27:56
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
17 02 2023 6:27:39
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
16 02 2023 23:33:30
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
15 02 2023 11:46:41
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
14 02 2023 12:11:46
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
13 02 2023 12:14:19
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
12 02 2023 3:55:16
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
11 02 2023 16:26:32
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
10 02 2023 23:30:18
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
09 02 2023 4:48:33
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
08 02 2023 11:32:12
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
07 02 2023 15:39:10
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
06 02 2023 22:47:25
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
05 02 2023 23:23:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::