Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"


    Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"

Цели урока:

  • Показать учащимся, что наблюдения греков за природой, развитие хозяйства способствовали развитию в Греции образования, естественных и общественных наук. Объяснить, как наука разрушала религиозные верования.
  • Объяснить, что использование труда рабов дало возможность свободным грекам время для занятий культурой.
  • Воспитывать чувство уважения к наследию греческой культуры. Выpaбатывать добросовестное отношение к учебному труду.
  • На примере греческих ученых (Геродот, Демокрит и др.) показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

Приобретаемые навыки обучающихся:

  • умение раскрыть содержание иллюстрации;
  • умение воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

Тип урока: комбинированный

Оборудование.

  1. Вигасин А.А. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • “Греческая школа. Роспись на древнегреческой вазе (№ 119135)”
  • “Педагог со стилем. Роспись на древнегреческой вазе. Современный рисунок. (№ 118977)”
  • “Музицирование. Роспись на древнегреческой вазе. (№ 119029)”

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Мотивационная беседа.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.

Проверка домашнего задания

Как много новых профессий появилось в наши дни. И не последнее место среди них занимают работники туристических фирм. Газеты так и пестрят приглашениями на горные курорты, в экзотические страны, на далекие острова. Почему бы и нам не отправиться в путешествие, приняв приглашение одной из фирм? Но наше путешествие будет необычным. Мы побываем в Древней Греции. По возвращении вы расскажете своим друзьям и близким, что вы увидели, о чем узнали.

Оценка “5”

Для неутомимых. Составьте свой рассказ, используя ключевые слова.

Наша первая экскурсия – в Афины.

Ключевые слова: агора, узкие улицы, портик, Акрополь, Фидий, Афина, колонна, Парфенон, золото, гости, восхищение.

Оценка “4”

Для более ленивых. Вставьте в рассказ ключевые слова (в нужном числе и падеже).

Ключевые слова: агора, узкие улицы, портик, Акрополь, Фидий, Афина, колонна, Парфенон, золото, гости, восхищение.

Греки считали Афины красивейшим городом своей страны. Древний писатель сказал: “Да ты – чурбан, если не видел Афины! Если видел и не восторгался, ты – осел и, если добровольно их покинул, ты – верблюд!” Ну как не побывать в этом древнем городе! По легенде, богиня ... и бог Посейдон поспорили о том, как назвать величайший город Греции. Посейдон бросил свой трезубец на гору .... Хлынула морская вода, и Посейдон обещал людям, что они разбогатеют на морской торговле, если назовут город в его честь. А ... посадила оливковое дерево в дар людям. Люди решили, что этот дар бесценен, и назвали город в ее честь. Над Афинами возвышается скалистый Холм, называемый ... , что по-гречески означает “верхний город”. Люди издавна селились здесь. Главная площадь Афин – .... В рыночные часы здесь всегда было шумно и многолюдно. По ... ... афиняне приходили сюда почти каждый день. Здесь, в тени ... , афиняне обсуждали новости или просто отдыхали.

Самые знаменитые сооружения возводились на .... Это было священное место для греков, они строили здесь только храмы. На ... попадали через Пропилеи – высокие парадные ворота с пятью проходами, украшенные ... из белоснежного мрамора. Затем взору открывался сам ... – храм Девы ... , или по-гречески ... Парфенос, построенный по приказу Перикла. В центре храма возвышалась 12-метровая статуя богини, покрытая слоновой костью и... , творение великого скульптора Фидия, друга Перикла. Богиня в образе прекрасной женщины – хранительница города и его сокровищ, горделивое олицетворение Афин.

Все, кто видел ... , – и греки, и заезжие купцы, и другие ... Афин – были поражены красотой храма и выражали искреннее ... творением рук человеческих. И мы никогда не забудем увиденного в Афинах.

Оценка “3”

Тест. Афинский акрополь.

Выберите правильный ответ.

1. Вход на Акрополь шел через:

1) портик
2) колоннаду
3) ворота

2. Главным на Акрополе был храм:

1) богини Ники
2) Парфенон
3) Артемиды

3. На фронтоне главного храма была изображена сцена:

1) беседы Зевса и Аида
2) из Олимпийских игр
3) спора Афины и Посейдона

4. Статую Афины изваял:

1) Мирон
2) Фидий
3) Поликлет

5. В Парфеноне хранилась казна:

1) Афин
2) Афин и морского союза
3) греческих колоний

Изучение нового материала

План:

  1. Создание алфавита.
  2. Школа.
  3. Палестра.
  4. Наука.

1. Создание алфавита.

Вопрос классу. Дать определение культура.

Задание. Во всех древних государствах нужны были грамотные люди, но потребность в них была особенно велика в Греции. Чем это объяснить?

(При демократии большинство граждан занимали различные государственные должности, поэтому всем грекам нужно было обладать хотя бы небольшими знаниями. Многие греки занимались ремеслами и торговлей, также требовавших знания письма и счета).

Вопросы классу:

  1. В каких странах возникло письмо? (Египет, Междуречье, Китай.)
  2. Что оно представляло собой? (Клинопись и иероглифы.)
  3. В чем недостатки клинописи и иероглифов? (Трудно писать, много знаков.)
  4. Кем был создан древний алфавит? (финикийцами.)
  5. Что он собой представлял? (Учебник, с. 73.)
  6. Чем неудобно письмо без гласных?

Греки же стали обозначать буквами гласные звуки. Это дало возможность точно передавать речь при письме. (Учебник, с.133)

Многие народы, создавшие свою письменность, использовали греческий алфавит. Греческая азбука лежит в основе азбук английской, французской, русской. В Греции создание алфавита сыграло огромную роль. Овладение грамотой стало возможным за короткий срок. Греки-мужчины почти все были грамотными.

А теперь посмотрим как же учились в греческих школах.

2. Школа.

Утро в доме владельца гончарной мастерской. У него два сына и дочь. Одному сыну – 7 лет, другому – 16.

Дети завтpaкают, потом идут в школу. Мальчиков сопровождает раб. Учебник Стр.173 Он несет тетради мальчиков и музыкальные инструменты.

 

Учебник, с. 174, рис. 1. На этом рисунке изображена тетрадь. Ее страницами были 2 или 4 дощечки. На одной стороне выскабливалось ровное углубление, занимавшее почти всю площадь дощечки, на него наносился тонкий слой воска, ограниченный с краев как бы рамкой. С краю просверливалось 2-3 дырки и сквозь них пропускали шнурок, соединявший дощечки воском внутрь. Внешняя сторона книжки обтягивалась кожей. Восковые дощечки служили долго, поскольку исписанный воск можно было загладить тупым концом стиля Учебник, с. 174 и он годился для нового употрeбления.

Раб, сопровождавший детей в школу, назывался педагогом, шел позади них и одновременно учил их правильному поведению: нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться. Раб напоминает мальчикам, что так же скромно нужно вести себя за столом: нельзя класть нога на ногу, ничего нельзя просить, если входят старшие, надо встать.

Пришли в школу.

(Рис. 1) “Греческая школа. Роспись на древнегреческой вазе (№ 119135)”

В школе мальчика прежде всего начинали учить грамоте. Учитель давал глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и он постепенно учился складывать из них слова. Грамоте обучали три года. Вначале учили писать на восковых табличках, потом на папирусе.

(Рис. 2) “Педагог со стилем. Роспись на древнегреческой вазе. Современный рисунок. (№ 118977)”

Вопрос классу. Как вы думаете почему?

Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера.

Вопрос классу:

  • Кто такой Гомер?
  • Какие произведения он написал?
  • О чем эти произведения?

Греческие мальчики учили сотни стихов наизусть. Учитель часто говорил своим ученикам: “Хорошо ли вы знаете знаменитых поэтов Эллады?”

Я прочту вам несколько строк из разных произведений, не называя их авторов, а вы скажите, откуда эти строки.

  1. Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи
    На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю
    Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони.
  1. “Я называюсь Никто; мне такое название дали
    Мать и отец, и товарищи так все меня величают”.
    С злобной насмешкою мне отвечал людоед зверонравный:
    “Знай же, Никто, мой любезный, что будешь ты самый последний
    Съеден, когда я разделаюсь с прочими; вот мой подарок”.
    Тут повалился он навзничь совсем опьянелый.
  1. 3. Когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли,
    И медными носами поражали своих же – все тогда они погибли. А эллины
    Искусно поражали кругом их … И тонули корабли, и под обломками судов
    Разбитых, под кровью мертвых – скрылась гладь морская…

Познакомившись с литературой, мальчики начинали изучать музыку: играть на лире, флейте.

(Рис. 3) “Музицирование. Роспись на древнегреческой вазе. (№ 119029)”

Греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека.

Познакомившись с музыкой, мальчики старшего возраста посещали палестру.

3. Палестра.

Изучение гимнастики считалось не менее важным занятием, делом, чем знакомиться с литературой и музыкой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не могут ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

В гимназиях мальчики занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием копья и бросанием диска.

С 18 до 20 лет юноши обучались военному делу. Военная служба начиналась с клятвы. В первый год: маршировка, построение в шеренгу, метание копья, стрельба из лука. Во второй год: изучение основ морского дела.

К двадцати годам юноши получали право посещать Народное собрание. Мальчиков учили ясно и красиво говорить.

Вопрос классу. Где могло пригодиться ораторское искусство? (На народном собрании)

Мальчики должны были знать наизусть “Илиаду” и “Одиссею”.

Возвратившись домой мальчик рассказал сестре, как у него дела в школе. Он говорит: “Сегодня учитель был мною доволен, меня он даже ни разу не ударил, а моего соседа избил палкой за то, что тот не выучил отрывок из поэмы”. А надо сказать, что учитель мог побить ученика, если был им недоволен. Еще брат рассказал сестре, что его сосед не пришел сегодня в школу, он остался дома помогать отцу, теперь он вообще не будет ходить в школу. Дети бедняков учились только грамоте.

Сестра слушает с большим интересом. А почему? Потому что дeвoчки в школу не ходили. Ведь афинские женщины не участвовали в Народном собрании, в выборах, в судах. От них требовалось: быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Их учили печь хлеб, готовить, смотреть за paбынями. Чем реже женщина показывалась на людях, тем больше гордился ею отец или муж.

Вопрос классу. Чем афинское образование отличалось от спартанского?

4. Наука.

А в то время, пока мальчики учились, отец взял четырех рабов и пошел на рынок, рыночную площадь.

Вопрос классу. Как называется рыночная площадь в Афинах? (Агора).

Вопрос классу. Что продают?

По дороге он повстречал своего соседа и узнал, что в Пирей прибыли корабли с Черного моря. Только собрался владелец мастерской побывать в Пирее, как услышал объявление: “ Завтра – Народное собрание. Решается вопрос: увеличить ли пошлины для иноземных купцов”.

Вопрос классу. Кто принимает участие в Народном собрании?

Как называется греческое государство?

Можно ли назвать ее подлинной демократией?

Крупнейший греческий историк Геродот задумал большое сочинение по истории греко-персидских войн. Но в годы Саламинской битвы он был еще ребенком. Поэтому Геродот отправился в путешествие по Персидскому царству, чтобы собрать сведения о войнах, изучить жизнь народов, участвовавших в походе на Грецию.

Геродот посетил Вавилон, Египет, объездил всю Грецию и ее колонии и всюду искал участников войн, беседовал с ними, делал записи. Когда Геродот закончил путешествие, никто в Греции еще не знал его. Геродот привез с собой несколько свитков папируса – это была написанная им “История”. Он решил познакомить с этим сочинением греков, прочитать вслух отдельные главы.

Вопрос классу. Но куда поехать? В каком месте собирались граждане всех греческих государств?

Геродот конечно мог поехать в Афины, но он выбрал другое место. Геродот отправился в Олимпию, где выступил с чтением своего сочинения. Мы не знаем, что именно читал Геродот. Возможно, это был рассказ о том, как персидское войско высадилось на Марафонской долине, а греки заняли горные проходы, преграждая врагам путь на Афины. Слушатели пришли в восторг от его книги и рассказы о ней разнеслись по всей Греции. Геродот сразу стал знаменитым. Его стали называть “отцом истории”.

Во второй половине V в.до н.э. во всех греческих государствах только невежественные люди не знали, кто такой Гиппократ. Он был самым известным человеком в Древней Греции. Это был великий врач, спасший жизнь многим людям. Со всех концов Греции к нему приходили учиться врачебному делу, но еще больше людей приезжали лечиться. А если случалась эпидемия и заболевало много людей, или если заболевал какой-либо известный и замечательный человек, Гиппократ сам приезжал на помощь.

Великим философом древнего мира был гражданин богатого города Абдеры, расположенного на финикийском побережье Демокрит. Демокрит познакомился со всеми достижениями как восточной, так и греческой науки. Демокрит объяснял происхождение Вселенной из атомов. “Атомос” по-гречески “неделимы”. Открытием Демокрита было учение о том, что каждое вещество состоит из неделимых частиц – атомов, сочетание и соединение их образует весь мир, землю, людей. При отмирании организма происходит его распад на атомы, которые путем новых соединений вновь образуют тела.

“Никакой судьбы нет, – утверждал философ, – Люди сами выдумали судьбу, чтобы оправдать свою нерешительность. Все то, что мы сваливаем на судьбу, имеет вполне определенную причину”.

Закрепление

  1. Как афиняне относились к образованию, чему учили афинских детей?
  2. Почему взрослые жители Афин занимались гимнастикой
  3. Расскажите, где обучались афинские дeвoчки; чему учили афинских девочек;
  4. Укажите правильное продолжение предложения: “Афиняне считали, что нельзя стать настоящим человеком без любви к ... ”:

1) книге,
2) музыке,
3) искусству,
4) спорту;

  1. Определите, что называли стилем в Древней Греции.

Домашнее задание

  1. Найти в различных источниках имена древнегреческих философов.
  2. Ответить на вопросы № 1, 3 с. 176.

Источники и литература

  1. Обязательный минимум содержания исторического образования.
  2. Программа общеобразовательных учреждений. История древнего мира. 5 класс (68 ч). Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.
  3. Андрюсев Б.Е. Опopные конспекты по истории древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе.
  7. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: краткие конспекты уроков для учителя истории. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  8. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  9. Старобинская Г.И. История древнего мира. Экспериментальное учебное пособие. НПО “Школа” – издательство “Открытый мир”, 1997
  10. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира: 5 кл. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 15:58:27

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 16:53:49

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 13:30:52

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 11:34:14

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 4:32:45

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 16:10:21

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 8:28:29

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 16:17:29

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 13:34:57

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 10:20:47

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 17:16:10

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 19:58:47

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 10:50:12

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 15:55:16

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 16:48:10

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 20:49:27

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 19:17:44

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 19:26:57

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 15:40:49

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 18:39:45

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 1:43:20

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 23:11:14

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 18:55:36

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 21:41:26

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 14:44:30

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 3:31:17

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 0:20:56

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 14:28:47

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 6:23:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 9:17:54

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 11:36:48

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 11:55:14

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 7:32:15

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 15:17:24

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 2:16:21

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 2:58:23

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 0:25:46

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 19:46:51

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 1:53:24

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 10:12:50

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 8:47:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 6:32:17

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 6:50:49

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 21:55:53

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 10:19:15

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 8:38:48

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 20:11:17

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 16:47:51

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 1:55:15

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 7:59:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::