Урок-память по теме "Великая Отечественная война" (обобщающий урок в 11-м или 9-м классах)
Вступление учителя: Миллионам павшим посвящается. Славным ветеранам Великой отечественной Войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье посвящается. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
(Пластинка “Парад Победы”)
1-йведущий: Ничего нет страшнее на Земле. 7 век – на войне убито 3 млн. 300 т.; 18 век – 5 млн. 200 т.; 19 век – 5 млн. 500 т.; 20 век – самый кровавый из всех. Две мировых войны унесли 64 млн. человеческих жизней. Ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн. детей.
2-й ведущий: После 2 мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными, более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.
3-й ведущий: Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур наткнулся на пепел – может быть это тоже войны?
Учитель: Самая кровопролитная – II мировая война.
– Когда началась II мировая война?
Частью этой войны стала Великая Отечественная Война.
– Когда началась Великая Отечественная Война?
(Пластинка “Священная война”)
У нас в гостях находится ветеран Великой отечественной войны: (имя). Давайте попросим вспомнить, каким запомнился Вам день 22 июня 1941 года?
(Воспоминания ветерана)
Ведущий:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики – где не знаем сами,
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу в сорок первом, Шпрее в сорок пятом
Показали мальчики за 4 года,
Что такое мальчики нашего народа!
Учитель: В ходе изучения темы “Великая Отечественная Война” ребята выполняли разные задания, учили стихи, встречались с ветеранами, записывали их воспоминания, писали сочинения, доклады, рефераты, посвященные этой теме.
Итог: Обратите внимание на выставку работ учащихся.
– Давайте дадим слово ветерану войны.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем фронтовом пути.
(Рассказ ветерана)
Учитель: В нашем школьном музее есть книга воспоминания наших ветеранов. О чем думалось перед боем, какие случаи из фронтовых будней остались в памяти ветеранов навсегда? А дома, в городе Ленинск-Кузнецкий тревожились, ждали каждой весточки с фронта матеря, сестры, жены, невесты.
1-й ведущий: Я шлю письмо из сорок первого.
Письмо-треугольник: “Взгляни на снимок, сверстник дорогой, На нем я вместе с нашими ребятами. Ты посмотри. Какой я молодой. Дорогие родители! Мою cмepть не позорьте своими слезами, работайте не покладая рук, помогайте разбить фашистов. Это мой вам наказ, на случай моей гибели. Не считайте меня несчастным. Погибнуть за родину – это Великая честь!
Степан Бурлаев – защитник г.Москвы”.
Учитель: Выполняя задания “Война и моя семья”, вы ребята. Увидели своих пpaбабушек, прадедушек, которые ковали победу не только на фронте, но и в тылу. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших детей, стариков, женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями, сыновьями, братьями и сестрами героические труженики тыла.
(Воспоминания о работе в тылу)
Ведущий: “Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим”.
Так писал поэт Михаил Исаковский о величии трудового подвига женщин, среди которых были и ваши родные.
Учитель: Когда спрашиваешь ребят о том, какие страницы войны больше всего запали в душу, произвели неизгладимое впечатление, то большинство называют рассказ “Блокадный Ленинград”. Здесь, под стенами Ленинграда 3 года вела непрерывные бои 376 Кузбасско-Псковская дивизия, истории которой и посвящены экспозиции нашего музея.
2-й ведущий: 900 блокадных дней. Они потрясают своим горем и стойкостью, cмepтью и мужеством. Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и всем задавал вопрос: “Как мог выстоять город? Как мог выстоять?”
Ведущий:
“Птицы cмepти в зените стоят
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли “Хлеба!”
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь –
И глядит из всех окон – cмepть!”
Ребята, какие эпизоды из жизни блокадного Ленинграда произвели на вас самое сильное впечатление? Что вам больше всего запомнилось?
1-й ведущая: Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей. Лица, с неподвижными скорбными глазами. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и cмepтью. 485 траншей с покойниками протянулись на 147 км., в них было захоронено 1 млн. 343 тыс. человек, а с апреля 1942 г. В городе заработал и крематорий.
Ведущий:
«Белый снег ложился на город, погруженный в мерзлоту.
Мороз такой, что если б были птицы, они бы замерзали на лету.
И от домов, промерзших, от заводов, на кладбища все новые следы,
Ведь людям без огня и без воды, еще трудней, чем сквозь огонь и воду.
Но город жив! Он выйдет из бомбежек, из голода, из горя, из зимы.
И выстоит! Иначе быть не может: ведь это говорю не я, а мы!»
Полководец, руководитель 2 фронта Эйзенхауэр сказал сыну: “Том, если бы это случилось у нас, ни один город не выдержал бы…”
2-я ведущая: 27 января 1944 год.
“Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало.
Казалось. Что все небо грохотало, приветствуя великое начало.
Весны, уже не знающей преград! Гремел неумолкаемо салют.
Из боевых прославленных орудий. Смеялись, пели, обнимались люди…”
Учитель: Еще долгими дорогами войны будут идти солдаты и комaндиры 376 Кузбасско-Псковской дивизии. Нигде не отступая перед врагам и каждым шагом приближая долгожданную Победу!
Ведущий:
- Ребята, назовите дату окончания Великой отечественной Войны?
- Какую годовщину победы в войне будет отмечать наш народ 9 мая 2009 года?
(Пластинка “День Победы”)
Ребята в пилотках
«Я убит подо Ржевом,
Тот убит под Москвой,
Где вы войны, где вы,
Кто остался живой?»
«В городах миллионных,
В селах, дома, в семье,
В боевых гарнизонах?
Не на нашей земле?»
«Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу
Я вам жить завещаю,
Что я больше могу!»
«От неизвестных до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас 20 млн. незабытых, убитых,
Не вернувшихся с войны.
(На экране фрагменты кинохроники)
Ведущий:
“И в День Победы сходим с пьедестала,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все, от рядовых до генералов,
Находимся незримо среди вас”.
Ведущий: Ю.Фучик: “Об одном прошу тех, кто переживет это время, не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю”.
Минута молчания!
Вручение ветерану цветов.
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
03 10 2023 6:44:23
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
02 10 2023 9:40:12
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
01 10 2023 10:25:21
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
30 09 2023 9:36:12
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
29 09 2023 5:48:53
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
28 09 2023 15:16:37
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
27 09 2023 23:26:30
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
26 09 2023 0:52:13
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
25 09 2023 14:16:18
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
24 09 2023 14:27:58
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
23 09 2023 19:32:24
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
22 09 2023 10:56:30
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
21 09 2023 17:57:49
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
20 09 2023 18:17:12
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
19 09 2023 1:27:33

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
18 09 2023 14:12:27
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
17 09 2023 18:26:15
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
16 09 2023 8:41:45

Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
15 09 2023 19:14:50
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
14 09 2023 6:49:31
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
13 09 2023 23:51:47
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
12 09 2023 12:42:16
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
11 09 2023 16:47:22
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
10 09 2023 10:40:24
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
09 09 2023 23:56:21
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
08 09 2023 18:57:22
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
07 09 2023 15:17:53
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
06 09 2023 1:59:31

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
05 09 2023 1:55:46
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
04 09 2023 19:57:23
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
03 09 2023 20:15:51
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
02 09 2023 2:23:58
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
01 09 2023 3:51:31
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
31 08 2023 5:12:24
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
30 08 2023 4:53:58
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
29 08 2023 17:20:33
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
28 08 2023 12:30:41
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
27 08 2023 2:18:17
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
26 08 2023 16:17:52
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
25 08 2023 19:50:54
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
24 08 2023 6:27:31
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
23 08 2023 10:11:21
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
22 08 2023 4:27:44
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
21 08 2023 1:45:32
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
20 08 2023 17:21:48
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
19 08 2023 7:14:59
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
18 08 2023 0:22:10
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
17 08 2023 18:11:53
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
16 08 2023 10:27:55
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
15 08 2023 21:11:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::