"Первобытность. Жизнь первобытных людей"
Тема: «Первобытность. Жизнь первобытных людей».
Цели урока:
- Систематизация и контроль знаний учащихся.
- Повысить интерес учащихся к изучению истории
- Продолжить формирование умений четко выражать свои мысли.
- Правильно употрeбллять и объяснять исторические термины.
Учебное оборудование:
1. карта мира.
2. схема путешествия (на доске)
3. технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
- диск «Атлас Древнего мира» (1998год, Марис Мультимедиа)
4.любой иллюстративный материал, относящийся к данной теме.
Ход урока.
Перед началом урока на доске вывешивается карта мира, рисуется схема путешествия по станциям. (Урок проходит в игровой форме).
Организационный момент.
Объявление темы и задачи урока.
Учитель: «Несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древнейших людей: их внешность, занятия, отношения между собой. А как ученые назвали этот период времени? (Дети дают ответ).
Учитель: «Итак, этот период времени ученые назвали первобытностью. Что же для него хаpaктерно? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. Запишите тему урока в тетрадь: «Первобытность. Жизнь первобытных людей».
Ваша задача вспомнить каковы черты первобытности. Сформулировать отличительные черты первобытного общества.
Для этого нам нужно совершить путешествие по станциям первобытности».
Схема путешествия по станциям первобытности.
Учитель: «Первая станция называется «Смотрелкино». Внимательно просмотрите сюжет и выделите основные этапы развития первобытного общества. (По ходу просмотра материала дети делают записи в тетради). (сюжет)
После просмотра материала ученики при помощи своих записей и учителя выделяют основные этапы развития первобытного общества:
- 5 млн. лет назад появились предки первых людей
- 2,5 млн. лет назад первобытные люди научились изготавливать примитивные орудия труда из камня.
- менее 2 млн. лет назад древнейшие люди расселились за пределами Африки (на Ближнем Востоке)
- 500 тыс. лет назад освоили огонь
- менее 500 тыс. лет назад зарождается речь.
На второй станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.
Карточка №1.
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличался от животных и современного человека?
Для этого вспомни:
- От кого произошел человек?
- Как он выглядел?
- Сравни условия жизни древнего и современного человека.
- Сравни занятия, орудия труда.
Сделай вывод.
Карточка №2.
Подумай и ответь: «Почему появилось неравенство?»
Для этого вспомни:
1.Какой металл первым начал использовать человек?
2.Какое это имело значение?
3. Почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделай вывод.
Пока ребята готовят развернутый ответ по карточкам, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты. (Один ученик работает у доски по карте, остальные по Атласу Древнего мира)
Учитель: «Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей? (Африка)
Покажите предполагаемую область прародины человечества? (Восточная Африка)
Покажите древнейший район земледелия?» (Западная Азия)
Далее заслушиваются развернутые ответы по карточкам №1 и №2. (Учащиеся делают дополнения)
Учитель: «А теперь мы переходим на станцию «Отгадайкино». На этой станции , вам, ребята, нужно догадаться о чем идет речь? Для этого внимательно слушайте вопросы».
Вопросы:
- Как называется толстый слой льда? (ледник)
- Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща? (род)
- Первое домашнее животное? (собака)
- Подарок людей идолу? (жертва)
- Гибкий прут, стянутый тетивой? (лук)
- Основные занятия древних людей? (охота, собирательство)
- Первый металл, открытый человеком? (медь)
- Несколько родов? (племя)
- Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам? (археология)
- Участок земли в соседской общине? (надел)
Учитель: «Молодцы, ребята! А на станции «Задачкино» мы с вами будем решать исторические задачи».
На этой станции решаются творческие задачи. Каждому ученику раздается алгоритм решения исторических задач
Алгоритм решения исторических задач.
1.Внимательно прочитайте условие задачи и вопрос к ней.
2.Выделите из текста задачи, что дано (географический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3.Начни обдумывать эти данные и определи, что они дают для ответа на вопрос.
4.Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5.Если в условии не хватает каких - либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6.Обязательно докажи свое решение.
7.Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
По каждой задаче ученики высказывают свою точку зрения).
Задача №1.
Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «огонь», «корзина», «копье», «лодка», «весло», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племен? Докажите свою мысль.
Задача №2.
Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило появление плота?
Задача №3.
Какие находки нужно найти археологам, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?
Задача №4.
До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем, австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?
Учитель: «На станции «Терминово», вам ребята, нужно вспомнить и дать определение различным понятиям».
(учитель называет термины, дети дают им тpaктовку).
Термины.
История, исторический источник, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство. (Этот список может быть дополнен).
Учитель: «Итак, ребята, мы с вами подошли к последней станции, которая называется «Выводово». Каковы же особенности и основные черты первобытности? Давайте запишем наши выводы в тетрадь». (Дети делают выводы и при помощи учителя оформляют их в тетради).
Вывод: «Первобытность - это такой порядок жизни людей, при котором:
- Люди живут небольшим коллективом.
- Все равны.
- Все имущество является общим.
- Преобладает совместный труд.
Подведение итогов, выставление отметок.
Домашнее задание: повторить п.1- п.5. Прочитать текст параграфа «Счет лет в истории».
Урок окончен.
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
01 07 2022 17:51:38
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
30 06 2022 7:21:55
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
29 06 2022 23:17:37
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
28 06 2022 14:23:22
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
27 06 2022 5:18:36
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
26 06 2022 7:57:22
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
25 06 2022 6:12:43
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
24 06 2022 21:31:27
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
23 06 2022 23:27:10
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
22 06 2022 12:14:45
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
21 06 2022 0:22:32
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
20 06 2022 11:34:16
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства.
...
19 06 2022 20:43:38
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории.
...
18 06 2022 23:20:38
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
17 06 2022 1:55:25
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
16 06 2022 9:44:31
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
15 06 2022 21:50:27
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
14 06 2022 3:59:34
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
13 06 2022 1:31:58
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
12 06 2022 20:26:29
Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....
11 06 2022 14:25:15
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
10 06 2022 6:21:48
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
09 06 2022 22:37:26
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
08 06 2022 23:43:38
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
07 06 2022 17:38:53
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
06 06 2022 8:49:36
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
05 06 2022 11:24:15
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
04 06 2022 16:57:21
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию.
...
03 06 2022 12:35:43
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
02 06 2022 12:38:10
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
01 06 2022 17:34:16
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
31 05 2022 8:38:17
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков.
...
30 05 2022 16:53:20
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
29 05 2022 23:11:23
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
28 05 2022 19:40:38
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
27 05 2022 14:12:24
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
26 05 2022 17:37:21
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
25 05 2022 21:21:18
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
24 05 2022 7:23:15
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа.
Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
23 05 2022 2:50:32
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
22 05 2022 14:11:30
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
21 05 2022 18:52:18
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
20 05 2022 16:38:22
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
19 05 2022 1:45:27
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
18 05 2022 9:54:47
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
17 05 2022 23:34:56
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
16 05 2022 19:11:31
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
15 05 2022 5:10:26
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
14 05 2022 17:47:28
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
13 05 2022 0:24:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::