"Первобытность. Жизнь первобытных людей"
Тема: «Первобытность. Жизнь первобытных людей».
Цели урока:
- Систематизация и контроль знаний учащихся.
- Повысить интерес учащихся к изучению истории
- Продолжить формирование умений четко выражать свои мысли.
- Правильно употрeбллять и объяснять исторические термины.
Учебное оборудование:
1. карта мира.
2. схема путешествия (на доске)
3. технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
- диск «Атлас Древнего мира» (1998год, Марис Мультимедиа)
4.любой иллюстративный материал, относящийся к данной теме.
Ход урока.
Перед началом урока на доске вывешивается карта мира, рисуется схема путешествия по станциям. (Урок проходит в игровой форме).
Организационный момент.
Объявление темы и задачи урока.
Учитель: «Несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древнейших людей: их внешность, занятия, отношения между собой. А как ученые назвали этот период времени? (Дети дают ответ).
Учитель: «Итак, этот период времени ученые назвали первобытностью. Что же для него хаpaктерно? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. Запишите тему урока в тетрадь: «Первобытность. Жизнь первобытных людей».
Ваша задача вспомнить каковы черты первобытности. Сформулировать отличительные черты первобытного общества.
Для этого нам нужно совершить путешествие по станциям первобытности».
Схема путешествия по станциям первобытности.
Учитель: «Первая станция называется «Смотрелкино». Внимательно просмотрите сюжет и выделите основные этапы развития первобытного общества. (По ходу просмотра материала дети делают записи в тетради). (сюжет)
После просмотра материала ученики при помощи своих записей и учителя выделяют основные этапы развития первобытного общества:
- 5 млн. лет назад появились предки первых людей
- 2,5 млн. лет назад первобытные люди научились изготавливать примитивные орудия труда из камня.
- менее 2 млн. лет назад древнейшие люди расселились за пределами Африки (на Ближнем Востоке)
- 500 тыс. лет назад освоили огонь
- менее 500 тыс. лет назад зарождается речь.
На второй станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.
Карточка №1.
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличался от животных и современного человека?
Для этого вспомни:
- От кого произошел человек?
- Как он выглядел?
- Сравни условия жизни древнего и современного человека.
- Сравни занятия, орудия труда.
Сделай вывод.
Карточка №2.
Подумай и ответь: «Почему появилось неравенство?»
Для этого вспомни:
1.Какой металл первым начал использовать человек?
2.Какое это имело значение?
3. Почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделай вывод.
Пока ребята готовят развернутый ответ по карточкам, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты. (Один ученик работает у доски по карте, остальные по Атласу Древнего мира)
Учитель: «Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей? (Африка)
Покажите предполагаемую область прародины человечества? (Восточная Африка)
Покажите древнейший район земледелия?» (Западная Азия)
Далее заслушиваются развернутые ответы по карточкам №1 и №2. (Учащиеся делают дополнения)
Учитель: «А теперь мы переходим на станцию «Отгадайкино». На этой станции , вам, ребята, нужно догадаться о чем идет речь? Для этого внимательно слушайте вопросы».
Вопросы:
- Как называется толстый слой льда? (ледник)
- Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща? (род)
- Первое домашнее животное? (собака)
- Подарок людей идолу? (жертва)
- Гибкий прут, стянутый тетивой? (лук)
- Основные занятия древних людей? (охота, собирательство)
- Первый металл, открытый человеком? (медь)
- Несколько родов? (племя)
- Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам? (археология)
- Участок земли в соседской общине? (надел)
Учитель: «Молодцы, ребята! А на станции «Задачкино» мы с вами будем решать исторические задачи».
На этой станции решаются творческие задачи. Каждому ученику раздается алгоритм решения исторических задач
Алгоритм решения исторических задач.
1.Внимательно прочитайте условие задачи и вопрос к ней.
2.Выделите из текста задачи, что дано (географический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3.Начни обдумывать эти данные и определи, что они дают для ответа на вопрос.
4.Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5.Если в условии не хватает каких - либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6.Обязательно докажи свое решение.
7.Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
По каждой задаче ученики высказывают свою точку зрения).
Задача №1.
Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «огонь», «корзина», «копье», «лодка», «весло», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племен? Докажите свою мысль.
Задача №2.
Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило появление плота?
Задача №3.
Какие находки нужно найти археологам, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?
Задача №4.
До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем, австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?
Учитель: «На станции «Терминово», вам ребята, нужно вспомнить и дать определение различным понятиям».
(учитель называет термины, дети дают им тpaктовку).
Термины.
История, исторический источник, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство. (Этот список может быть дополнен).
Учитель: «Итак, ребята, мы с вами подошли к последней станции, которая называется «Выводово». Каковы же особенности и основные черты первобытности? Давайте запишем наши выводы в тетрадь». (Дети делают выводы и при помощи учителя оформляют их в тетради).
Вывод: «Первобытность - это такой порядок жизни людей, при котором:
- Люди живут небольшим коллективом.
- Все равны.
- Все имущество является общим.
- Преобладает совместный труд.
Подведение итогов, выставление отметок.
Домашнее задание: повторить п.1- п.5. Прочитать текст параграфа «Счет лет в истории».
Урок окончен.
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
26 03 2023 3:36:29
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....
25 03 2023 21:24:39
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
24 03 2023 5:14:16
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране.
Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
23 03 2023 4:15:19
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
22 03 2023 8:42:35
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
21 03 2023 6:37:43
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
20 03 2023 2:14:56
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
19 03 2023 14:45:32
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
18 03 2023 0:21:56
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
17 03 2023 21:13:20
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
16 03 2023 4:51:30
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
15 03 2023 11:43:38
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
14 03 2023 16:53:37
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция.
...
13 03 2023 23:54:13
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
12 03 2023 2:40:59
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
11 03 2023 6:56:14
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
10 03 2023 6:50:51
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
09 03 2023 9:56:56
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
08 03 2023 0:35:12
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
07 03 2023 12:41:35
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
06 03 2023 15:44:59
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
05 03 2023 16:26:12
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
04 03 2023 23:16:30
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
03 03 2023 18:16:46
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
02 03 2023 22:18:57
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
01 03 2023 18:23:58
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
28 02 2023 6:30:46
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
27 02 2023 15:16:22
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
26 02 2023 3:34:18
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
25 02 2023 6:19:10
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
24 02 2023 9:50:48
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
23 02 2023 23:40:18
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса.
...
22 02 2023 0:26:11
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
21 02 2023 23:41:41
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
20 02 2023 4:42:45
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
19 02 2023 9:25:57

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
18 02 2023 6:14:38
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
17 02 2023 6:46:41
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
16 02 2023 6:56:14

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
15 02 2023 0:30:50
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян.
...
14 02 2023 8:37:21
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
13 02 2023 13:41:27
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
12 02 2023 13:52:29
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
11 02 2023 16:19:56
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
10 02 2023 12:56:29
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
09 02 2023 14:24:36
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
08 02 2023 4:53:54
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
07 02 2023 0:19:12
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
06 02 2023 15:27:52
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
05 02 2023 12:37:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::