Битва за Кавказ > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Битва за Кавказ


    Битва за Кавказ

Пояснительная записка.

Изучая "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны", я выделяю в отдельный урок тему "Битва за Кавказ" и провожу его на основании краеведческого материала. Битва за Кавказ является составной частью военной кампании второй половины 1942 года на юге нашей страны. В учебниках по истории подробно излагается материал о Сталинградской битве, а о битве за Кавказ упоминается только в двух строках. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий, способствовало успешному развитию Сталинградской операции. Она имеет важное военно-политическое и стратегическое значение, в результате упopных, кровопролитных боев на Кавказе враг был остановлен на пути к грозненской и бакинской нефти. Большой вклад в победу над врагом внесли жители Ставрополья. В основу содержания урока положен материал о боевых действиях на территории Ставропольского края и Курского района. Изучение учебной темы на основе краеведческого материала способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие в регионе.

Цель урока.

  1. Раскрыть стратегические цели немецкого комaндования по овладению Кавказом.
  2. На конкретном краеведческом материале показать итоги военных действий на Кавказе летом - зимой 1942 г.
  3. Продолжить развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставлять и анализировать факты, аргументировать свои суждения.
  4. Способствовать формированию личностного восприятия исторических фактов. 5. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских воинов.

Основные знания: план "Эдельвейс"; причины отступления Красной Армии на юге; содержание приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; оккупационный режим; ход боевых действий на Кавказе.
Основные понятия: эвакуация, бои "местного" значения, коллаборационизм.
Оборудование урока: карты "Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг.", "Битва за Кавказ", "Освобождение Курского района от фашистских захватчиков", альбомы "Они защищали Курский район".

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В период весеннее - летней кампании 1942 года Верховный Главнокомaндующий И.В. Сталин ожидал, что главное наступление вермахта будет на московском направлении. В этом его убедила германская разведка, успешно проведя операцию по дезинформации под кодовым названием "Кремль". Вот почему Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации. Войска, которым на юге предстояло наступать в соответствии с его планами, были обескровлены.

Проблемное задание. Гитлер - японскому послу (январь 1942 г.): "Советы уже в следующее лето будут разгромлены… Я, намереваюсь пока в центре фронта не проводить наступательных операций. Моей целью будет наступление на юге. Я решил, как только улучшится погода, предпринять удар в направлении Кавказа. Это направление - важнейшее". Как вы думаете, почему в 1942 г. Гитлер решил основной удар нанести на юге?

Вводная беседа: Почему Гитлер особое внимание в своем плане придавал Кавказу? Какие стратегические цели определил Кавказу Гитлер в своем плане? Вывод. Северный Кавказ богат природными ресурсами: 86,5 % общесоюзной добычи нефти, 65 % природного газа, 56,5 % марганцевой руды. Без кавказской нефти Гитлер считал невозможным продолжение войны. Все офицеры и генералы воинских частей противника были снабжены специальным "Справочником - путеводителем по Кавказу". В приложении к нему указаны районы вторжения: "Баку - нефтяные фонтаны, Грозный - лучший в мире бензин, Кабарда - молибден, Северная Осетия - цинк, Занзегур - медь". Враг приложил все усилия, чтобы захватить этот богатый район.

Сообщение ученика " План "Эдельвейс":

Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 2

Работа с таблицей " Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ.

Силы и средства Советские войска Войска противника Соотношение
Люди 112 тыс. чел 167 тыс. чел 1:1,5
Орудия и минометы 2,1 тыс. 4,5 тыс. 1:2,1
Танки 121 1130 1:9,9
Самолеты 130 1000 1:7,7

Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.

Хаpaктеристика учителем периодов битвы за Кавказ

- Первый период 25 июля - 31 декабря 1942 г. - оборонительные действия советских войск. В конце июля немецкие войска начали наступление на сальском, ставропольском и краснодарском направлениях. Немецкие танковые армии прорвали оборону советских войск, и вышли на оперативный простор - в Задонские и Сальские степи. В войсках Донской оперативной группы сложилось критическое положение. В дивизиях 37-й армии насчитывалось от 500 до 800 человек, на одно орудие приходилось по 10 снарядов, на миномет - по 5. Связь с дивизиями отсутствовала. Штаб потерял управление войсками. Отступление проходило в условиях 40 градусной жары. - Второй период начался 1января 1943г. и завершился 9 октября 1943г. - хаpaктеризуется наступательными операциями.

Работа с документом: Знакомство с приказом № 227 от 28 июля 1942 г. изданным Верховным Главнокомaндующим под названием: "Ни шагу назад".

Задание: Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в мopaльном плане и в смысле требований военного устава. Мнение других: приказ слишком суров, жесток, рассчитан на страх перед неминуемой карой, а в мopaльном плане его роль нельзя оценить положительно. А что вы думаете по этому поводу? Свой ответ обоснуйте.

Сообщение ученика о боях за Кавказские перевалы.

Рассказ учителя о боевых действиях на Ставрополье.

"Первого августа на участке Донской группы войск СКФ наши войска вели тяжелые кровопролитные бои с превосходящими силами немецко-фашистских захватчиков, - сообщалось в сводке советского Информбюро, - противник потеснил наши войска на Сальском направлении, развивая наступление на Ворошиловск (Ставрополь)". 3 августа город был подвергнут интенсивной бомбежке и фактически без боя был сдан. 5 августа немецкие войска овладели Невинномысском; с 9 по 12 августа захватили города Кавминводской группы, 16 августа оккупировали станицу Курскую и большую часть района. Восточные рубежи районы защищали войска Северной группы Закавказского фронта, части 44-й армии, 4-го гвардейского Кубанского Казачьего корпуса. Доблестные воины этих воинских соединений остановили немецко-фашистское наступление, не пропустили фашистских захватчиков на восток дальше наших бурунов и перешли в решительное наступление. В период временной оккупации в районе был установлен "новый порядок", замучено и расстреляно 850 мирных жителей еврейской национальности из хуторов Богдановка и Менжинский, расстреляли юных разведчиков Федю Шерстобитова и Ваню Бражненко из станицы Галюгаевской, Витю Зеленого из хутора Новая Деревня, устроили в центре станицы Курской лагерь военнопленных, разграбили и разрушили 24 колхоза, 1 совхоз, 5 МТС. С лица земли были стерты хутора Кизилов, Пиев, Михайловский, Менжинский, Тарский.

Сообщения учащихся ( приложение 3)

Рассказ учителя о боях за Кавказские перевалы.

В середине августа 1942 г. в горах Северного Кавказа начались ожесточенные бои 46-й армии (комaндующий - генерал В.Ф. Сергацков) с немецким горно-стрелковым корпусом генерала Р. Кондара. Генерал С.М. Штеменко отмечал: "С обороной гор дело явно не клеилось. Комaндование фронта слишком преувеличивало их недоступность, за что 15 августа поплатилось Клухорским перевалом. Вот-вот мог быть взят и Марухский перевал… Допущенные оплошности исправлялись в спешном порядке. Срочно формировались на защиту перевалов отряды из альпинистов и жителей высокогорных районов, подтягивались дополнительные силы из кадровых войск…" На перевалах, по сводкам Информбюро, шли бои "местного значения". Войскам Закавказского фронта была поставлена задача: во что бы то ни стало остановить врага. Сообщение учащегося "Мужество и героизм защитников Кавказа".( приложение 4)

Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 3-4

Работа с картой "Битва за Кавказ" - ход боевых действий.

Вывод. Бои и операции на Северном Кавказе велись в особых условиях горно-лесистой местности, что обогатило советские войска опытом для последующих действий в Крыму и Карпатах. Битва завершилась победой, имевшей важное военно-политическое и стратегическое значение.

Хаpaктеристика учителем второго периода битва за Кавказ.

Второй период начался 1 января и завершился 9 октября 1943 г. - хаpaктеризуется наступательными операциями.

Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 5-20

Битва на Волге во многом предрешила исход боев на Северном Кавказе. Наступление на Закавказском фронте в январе 1943 г. Создало угрозу окружения северокавказской группировки противника. Стремясь избежать окружения, гитлеровцы начали отступление из района Моздока, сел Ага - Батыр и Дыдымкино в северо-западном направлении. 5 января было освобождено Курская, 7 января - Курский район, 11 января освобождены города Кавминводской группы, 21 января - г. Ставрополь. В конце января Черноморская группа войск освободила Майкоп, а затем начала Краснодарскую операцию, в ходе которой 12 февраля был освобожден Краснодар. "Постоянно преследовавшие нас русские, зима, упадническое настроение, - отмечал в своем дневнике солдат вермахта Л. Треплин, - все это неимоверно осложняло планомерный отход, и целые подразделения были охвачены паникой и бежали очертя голову". К середине февраля большая часть Северного Кавказа была освобождена от врага. Развивая наступление, советские войска вышли к Таманскому полуострову, где встретили упopное сопротивление противника. В сентябре 1943 г. началась Новороссийско - Таманская операция советских войск. К 9 октябрю Таманский полуостров был освобожден от фашистов.

Закрепление изученного материала.

Тест.

1. Весной - летом 1942 г. гитлеровское комaндование решило основной удар нанести:

а) на ленинградском направлении;
б) на московском направлении;
в) на южном направлении.

2. Укажите кодовое название плана гитлеровского комaндования по захвату Северного Кавказа:

а) "Барбаросса";
б) "Тайфун";
в) "Эдельвейс".

3. Назовите хронологические рамки битвы за Кавказ:

а) 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 года;
б) 23 августа 1942 - 12 декабря 1943 года;
в) 25 июля 1942 - 9 октября 1943 года.

4. Когда был издан приказ № 227, получивший название "Ни шагу назад"?

а) 28 июля 1942 г. в связи с катастрофическим положением на Юго - Западном фронте;
б) 19 ноября 1942 г. в связи с началом наступления под Сталинградом;
в) 12 октября 1941 г. в связи с наступлением немецких войск на Москву.

5. Когда Ворошиловск (Ставрополь) был захвачен гитлеровскими войсками?

а) 1 августа 1942 г.;
б) 3 августа 1942 г.;
в) 7 августа 1942 г.

6. Назовите хронологические рамки оккупации станицы Курской:

а) 23 августа 1942 г. - 12 декабря 1943 г.
б) 16 августа 1942 г. - 5 января 1943 г.
в) 10 августа 1942 г. - 2 февраля 1943 г.

Итоговая беседа

  1. Какую стратегическую цель преследовало немецкое комaндование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом?
  2. О чем свидетельствовала постановка подобной цели? Почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?
  3. Каковы были итоги военных действий на советско-германском фронте зимой - летом 1942 года?
  4. Почему второй период Великой Отечественной войны можно хаpaктеризовать как период настойчивого равновесия?

Обобщение ответов учащихся.

Подведение итогов.

Литература:

  1. Багровые горизонты. Сборник, - Ставрополь, 1972г.
  2. 2. Землякова И., Остапенко В. Заговорили обелиски. - Ставрополь, 1985г.
  3. Жулин Н.П. "Памяти защитникам Кавказа" - из личного архива.
  4. Жулин Н.П. "Новогодняя ночь сорок третьего" - из личного архива.
  5. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. - Ставрополь, 2002г.
  6. Муль В.И. "Колодец скорби". - Сб. "Я поменял вершины Пятигорья…", Пятигорск, 2005.
  7. Розмарица Р.Ф. Боевое крещение. - Газета "Степной маяк", № 2 - 4, 2003г.
  8. Суменко В. " Мои журналистские тропы". Сборник. - Ставрополь, 2002г.

Приложение1

Приложение2

Приложение3

Приложение4

Приложение5


Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"


    Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"

      Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....

12 08 2022 20:28:23

Урок "Образование единого государства в Китае". 5-й класс


    Урок "Образование единого государства в Китае". 5-й класс

      Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь. ...

11 08 2022 1:52:42

Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"


    Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"

      Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...

10 08 2022 10:29:42

Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся


    Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся

      Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...

09 08 2022 5:14:27

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"

      Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....

08 08 2022 19:37:39

Урок-пpaктикум "Холодная война и раскол Европы". 11-й класс


    Урок-пpaктикум "Холодная война и раскол Европы". 11-й класс

      На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....

07 08 2022 8:33:29

Конспект урока по теме "Новая экономическая политика". 11-й класс


    Конспект урока по теме "Новая экономическая политика". 11-й класс

      Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...

06 08 2022 7:12:47

История Древнего мира. "В городе богини Афины (или кого считать ослом)". 5-й класс


    История Древнего мира. "В городе богини Афины (или кого считать ослом)". 5-й класс

      Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....

05 08 2022 12:19:15

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

04 08 2022 19:45:27

Урок истории по теме: "Вставай, страна огромная"


    Урок истории по теме: "Вставай, страна огромная"

      В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...

03 08 2022 12:56:12

Интегрированный урок по теме: "Составление тестовых заданий по истории с использованием ИКТ"


    Интегрированный урок по теме: "Составление тестовых заданий по истории с использованием ИКТ"

      Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...

02 08 2022 7:47:57

"Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории


    "Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории

      Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...

01 08 2022 18:16:40

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"


    Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

      Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

31 07 2022 22:40:33

Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом


    Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом

      Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....

30 07 2022 23:20:55

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

29 07 2022 1:18:49

Урок истории с использованием ИКТ


    Урок истории с использованием ИКТ

      Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....

28 07 2022 19:25:29

М.С.Горбачёв. Перестройка


    М.С.Горбачёв. Перестройка

      Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....

27 07 2022 7:28:13

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Развитие культуры в 20–30-е годы XX века"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Развитие культуры в 20–30-е годы XX века"

      Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....

26 07 2022 16:16:33

Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"


    Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

      Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....

25 07 2022 19:58:51

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"


    "Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

      Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

24 07 2022 13:38:55

Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории


    Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории

      Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...

23 07 2022 4:37:37

Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс


    Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс

      На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....

22 07 2022 10:54:28

Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"


    Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"

      Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...

21 07 2022 11:49:13

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"


    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

      На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

20 07 2022 13:31:31

Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс


    Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс

      Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....

19 07 2022 1:38:29

Задания по истории России (конец XVI – начало XVII века). 7-й класс


    Задания по истории России (конец XVI – начало XVII века). 7-й класс

      Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....

18 07 2022 9:31:24

Тема: "Золотой век русской культуры первой половины XIX века". Технология разноуровневой дифференциации. 8-й класс


    Тема: "Золотой век русской культуры первой половины XIX века". Технология разноуровневой дифференциации. 8-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....

17 07 2022 15:11:44

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания


    Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

      Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

16 07 2022 20:28:44

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

      Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

14 07 2022 3:11:27

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

13 07 2022 6:30:38

Игра "Прощай, ХХ век!"


    Игра "Прощай, ХХ век!"

      Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

12 07 2022 5:49:40

Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"


    Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"

      В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....

11 07 2022 10:26:16

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"

      Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....

10 07 2022 13:33:22

Проект педагогической технологии "Формирование познавательной активности обучающихся 5-х классов на уроках истории"


    Проект педагогической технологии "Формирование познавательной активности обучающихся 5-х классов на уроках истории"

      Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...

09 07 2022 3:40:37

Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района


    Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района

      Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....

08 07 2022 2:56:35

Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"


    Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"

      Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....

07 07 2022 15:30:28

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

06 07 2022 21:46:43

Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"


    Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"

      Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....

05 07 2022 12:26:22

Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)


    Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)

      Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....

04 07 2022 3:45:26

Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс


    Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс

      Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....

03 07 2022 15:29:49

Урок истории Древнего мира по теме "Зарождение демократии в Афинах". 5-й класс


    Урок истории Древнего мира по теме "Зарождение демократии в Афинах". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....

02 07 2022 1:34:10

Понятие рынка


    Понятие рынка

      Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....

01 07 2022 19:22:47

Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс


    Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс

      Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...

30 06 2022 16:14:12

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"


    Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

      Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...

29 06 2022 14:41:58

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе


    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

      В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

28 06 2022 23:28:28

Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"


    Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"

      Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...

27 06 2022 0:30:42

Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»


    Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»

      Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....

26 06 2022 20:24:16

Интегрированный урок истории и обществознания на тему: "Смутное время. Свобода от… свобода для…"


    Интегрированный урок истории и обществознания на тему: "Смутное время. Свобода от… свобода для…"

      Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения. ...

25 06 2022 17:13:41

"Меч и дипломатия А.Невского" – историческая игра для учащихся 6-х классов


    "Меч и дипломатия А.Невского" – историческая игра для учащихся 6-х классов

      Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....

24 06 2022 15:42:22

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.