Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"
Элективный курс “Петр I и Александр II традиционалисты или новаторы”? рассчитан для учащихся 9 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. Отведенное количество часов по программе не дает возможности познакомить учащихся с более полным объемом материала о великих личностях в истории и проводимых ими преобразованиях.
Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинную картину исторической действительности.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
Цель курса: углубить знания учащихся о традиционистской и новаторской деятельностях Петра I и Александра II.
Задачи курса:
- Способствовать расширению и углублению понимания роли личностей в истории.
- Развивать у учащихся творческие способности, интеллектуальные и пpaктические умения.
- Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать деятельность исторических личностей, определять и объяснять собственное отношение к происходящему.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала.
- Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- работать с документальной, научно-популярной
и справочной литературой;
- владеть элементами исследовательских процедур,
связанных с поиском, отбором, анализом,
обобщением собранных данных;
- уметь увидеть и сформулировать проблему,
составить план ее решения;
- уметь выдвигать гипотезы;
- уметь планировать и анализировать свою
деятельность (составлять план, ставить цели,
сравнивать результат и цели, вычлeнять плюсы и
минусы своей деятельности);
- уметь оформлять письменные сообщения;
- объяснять в чем состояли мотивы, цели и
результаты деятельности Петра I и Александра II;
- определять и объяснять свое отношение к
наиболее значимым событиям, связанным с
преобразованиями Петра I и Александра II.
Основные методы работы:
- индуктивный;
- пpaктический;
- частично-поисковый;
- поисковый;
- проблемно-поисковый;
- проблемный;
- исследовательский.
Методика работы с учащимися предполагает следующие формы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- семинары;
- пpaктические занятия;
- заседания круглых столов;
- мозговой штурм;
- урок-исследование.
Измерители обученности учащихся:
- проблемные задания;
- исторические диктанты;
- обобщающие вопросы;
- текущее тестирование;
- итоговое тестирование.
Примерное планирование элективного курса “Петр I и Александр II традиционалисты или новаторы”?
№ п/п |
Название раздела, темы. | Кол-во часов. | Форма проведения. |
Раздел I. Петр Великий - традиционалист и новатор. 8 часов | |||
Тема 1. Развитие хозяйства. | 2 | ||
1 | Сохранение и усиление роли государства в хозяйственной жизни. Традиционное развитие. | 1 | Лекция с последующим опросом. |
2 | Развитие мануфактур, быстрый рост мануфактурной промышленности-новые явления в развитии хозяйства. | 1 | Пpaктикум |
Тема 2. Общественные отношения. | 2 | ||
3 | Сохранение и развитие крепостного права. Традиционное развитие. | 1 | Беседа, работа с документами. |
4 | Нововведения. Табель о рангах и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных слоев. | 1 | Семинар |
Тема 3. Управление. | 2 | ||
5 | Окончательное формирование абсолютизма. | 1 | Лекция, работа с документами. |
6 | Нововведения. Реорганизация государственного аппарата на основе регулярности. | 1 | Урок-исследование. |
Тема 4. Образование, культура и быт. | 2 | ||
7 | Образование, культура и быт в рамках традиционного развития. | 1 | Лекция, работа с документами. |
8 | Нововведения. Насильственная европеизация верхушки общества. | 1 | Деловая игра. Тестирование. |
Раздел II. Александр II – традиционалист и новатор. 8 часов | |||
Тема 1. Развитие хозяйства. | 2 | ||
9 | Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. | 1 | Лекция в сочетании с беседой. |
10 | Социально-экономическое развитие в пореформенный период. | 1 | Лекция, работа с документами. |
Тема 2. Общественные отношения. | 2 | ||
11 | Необходимость реформ. Подготовка крестьянской и военной реформ. Основные положения реформ. | 1 | Дискуссия в форме “круглого стола”. |
12 | Изменения в социально-сословной структуре Российского общества. Обострение противоречий. | 1 | “Мозговой штурм”. |
Тема 3. Управление. | 2 | ||
13 | Абсолютизм. | 1 | Пpaктикум. |
14 | Судебная, Земская и Городская реформы. | 1 | Урок-исследование. |
Тема 4. Образование, культура и быт. | 1 | ||
15 | Реформы в области народного образования. Культура и быт. | 1 | Лекция в сочетании с беседой. |
Тема 5. Сравнительная хаpaктеристика деятельности Петра Великого и Александра II | 1 | ||
16 | Сравнительная хаpaктеристика деятельности Петра Великого и Александра II. | 1 | Беседа. Аналитическая работа по статистическим данным |
17 | Итоговый урок по I и II разделам. | 1 | Тестирование |
Содержание курса.
Раздел I. Петр Великий – традиционалист и новатор (8 часов)
Тема 1. Развитие хозяйства (2 часа).
Развитие хозяйства в годы правления Петра I. Сохранение и усиление ведущей роли государства в хозяйственной жизни страны. Традиционное развитие России. Развитие мануфактур, быстрый рост мануфактурной промышленности. Новаторская деятельность Петра Великого.
Тема 2. Общественные отношения (2часа).
Сохранение и развитие крепостного права. Традиционное развитие России.
Новаторская деятельность Петра Великого. Табель о рангах. Возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных слоев.
Тема 3. Управление (2часа).
Окончательное формирование абсолютизма. Нововведения. Реорганизация государственного аппарата на основе регулярности.
Тема 4. Образование, культура и быт (2 часа).
Образование, культура и быт в рамках традиционного развития. Нововведения. Насильственная европеизация верхушки общества.
Раздел II. Александр II – традиционалист и новатор (8 часов).
Тема 1. Развитие хозяйства (2 часа).
Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития. Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Особенности промышленного развития России. Рост городов.
Тема 2. Общественные отношения (2 часа).
Необходимость реформ. Подготовка крестьянской и военной реформ. Основные положения крестьянской и военной реформ. Изменения в социально-сословной структуре российского общества. Противоречия между сословным и классовым делением общества. Формирование рабочего класса и буржуазии. Обострение общественных отношений.
Тема 3. Управление (2 часа).
Абсолютизм. Судебная, Земская и Городская реформы.
Тема 4. Образование, культура и быт (1 час)
Традиционализм в культуре и быту. Реформы в области народного образования.
Новые черты в культуре и быту.
Тема 5. Сравнительная хаpaктеристика деятельности Петра Великого и Александра II (1 час).
Сравнительная хаpaктеристика преобразований двух императоров Петра Великого и Александра II.
Итоговое занятие (1 час).
Итоговый урок по I и II разделам. Тестирование.
Литература.
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г.
- Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2000г.
- Данилов А.А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М., 1997г.
- Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 2007г.
- Киселев А.В. Великие государственные деятели России. М., 2002г.
- Лященко М.Н. Царь – освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 2004г.
- Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992г., № 6-7.
- Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991г.
- Павленко Н.И. Петр Великий. М., 2000г.
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
28 03 2024 6:33:36
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
27 03 2024 12:11:39
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
26 03 2024 13:46:44
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
25 03 2024 10:13:11
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
24 03 2024 21:46:53
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
23 03 2024 2:38:10
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
22 03 2024 12:19:54
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
21 03 2024 8:24:53
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
20 03 2024 14:39:40
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
19 03 2024 10:29:55
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
18 03 2024 14:15:58
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
17 03 2024 11:29:19
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
16 03 2024 18:47:41
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
15 03 2024 17:38:17
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
14 03 2024 7:38:17
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
13 03 2024 4:21:48
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
12 03 2024 18:24:27
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
11 03 2024 19:27:43
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
10 03 2024 8:33:35
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p> ...
09 03 2024 4:26:36
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
08 03 2024 14:34:12
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...
07 03 2024 20:42:25
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
06 03 2024 14:55:11
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...
05 03 2024 0:37:15
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
04 03 2024 18:52:37
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности. Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы. Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории. ...
03 03 2024 12:31:42
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
02 03 2024 22:16:38
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
01 03 2024 15:14:54
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
29 02 2024 8:33:31
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
28 02 2024 16:25:41
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
27 02 2024 23:35:34
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
26 02 2024 20:34:38
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
25 02 2024 19:28:49
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
24 02 2024 20:11:48
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
23 02 2024 11:11:31
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
22 02 2024 2:18:35
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
21 02 2024 10:54:28
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
20 02 2024 12:14:43
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
19 02 2024 2:41:23
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
18 02 2024 22:24:58
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
17 02 2024 10:22:49
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
16 02 2024 0:25:45
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
15 02 2024 16:15:41
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
14 02 2024 7:18:36
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
13 02 2024 13:19:43
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
12 02 2024 23:14:56
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
11 02 2024 11:24:56
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
10 02 2024 21:36:11
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
09 02 2024 1:40:53
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
08 02 2024 17:27:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::