Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"
I. Организационный момент.
Ведущий: Сегодня в нашем зале проводится открытое судебное заседание над национализмом. Национали?зм - идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Однако многие проявления национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным преступлениям. В связи с этим возникла необходимость проведения данного судебного заседания.
Наш обвиняемый воспользовался своим правом на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей. Поэтому сейчас из зрителей, пришедших сюда, будут выбраны 5 (7) присяжных заседателей. Выбор осуществится следующим способом: вам будут заданы несколько вопросов. Каждый, ответивший правильно на заданный вопрос первым, проходит к своему месту присяжного заседателя на сцене.
Вопросы для определения присяжных заседателей:
- Дайте понятие обществу.
- Назовите основные признаки общества.
- Что является последним звеном этнической эволюционной цепочки?
- Что такое "нация"?
- Что такое межнациональное взаимодействие?
- Дайте понятие межнациональному конфликту.
- В каком документе нашей страны закреплено право человека на определение своей национальной принадлежности?
Ответы:
- Общество - это исторически сложившаяся в пределах определенной территории и воспроизводящая сама себя общность людей, имеющая свою систему управления;
- это самостоятельная система; - имеет свою территорию; - обладает системой управления; - имеет свою систему ценностей, норм, законов, - имеет свою историю и культуру;
- Нация (фаза развития этноса (по ступеням: род - племя - народность - народ - нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность).
- На?ция - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства.
- Межнациональное взаимоде?йствие - способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух различных наций, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации.
- Столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов двух или нескольких наций
- Конституция РФ.
Итак, мы выбрали присяжных заседателей. Они заняли свои места и мы можем начать наше судебное заседание. Слово предоставляется судье.
II. Основная часть.
Судья: Сегодня в открытом судебном заседании рассматривается дело о преступлениях, совершенных национализмом. Дело рассматривается с участием обвинителя, защитника, присяжных заседателей, свидетелей обвинения и защиты.
(обращаясь к присяжным заседателям): Уважаемые присяжные заседатели! Ваша задача заключается в следующем: выслушав в течение судебного заседания сторону обвинения и защиты, свидетелей обвинения и защиты, вы обязаны вынести вердикт: виновен или не виновен обвиняемый. На основании вашего вердикта суд примет свое решение.
(обращаясь к обвинителю): Обвинитель, зачитайте, пожалуйста, обвинение.
Обвинитель: Если все и впрямь было примерно так, как в легенде про древний вавилонский небоскреб, если появление и существование сотен народов и тысяч народностей предопределено волей высших сил, то спрашивается - какой кульминации ожидал терпеливый сценарист. Ужели месть, эксперимент, насмешка - единственный смысл грандиозного замысла? А может быть, кто-то, сотни лет созерцающий затерянную во Вселенной планету, предвидел, желал, чтобы у людей был повод однажды снова научиться говорить на одном языке?
Межнациональный, межэтнический диалог протекает очень непросто. Проблема состоит в том, что сегодня во всем - от уличных потасовок до финансовых правонарушений - пытаются найти национальный подтекст. Нельзя так грубо затрагивать национальный вопрос. А не затрагивать, замалчивать проблему вдвойне опасно. Это не та ситуация, в которой уместно безразличие.
Россия всегда была многонациональным государством, одинаково открытым Западу и Востоку. Однако национальный вопрос в настоящее время обострился. Есть цивилизационная теория из числа популярных и современных. Согласно ей цивилизация существует до тех пор, пока умеет справиться с угрозой - неважно, внешней или внутренней. Национальный вопрос как раз из таковых. Изучив множество доказательств, которые будут представлены в данном судебном заседании, обвинение пришло к выводу, что в обострении национального вопроса, в разжигании межнациональных конфликтов виновен национализм. В процессе данного судебного заседания сторона обвинения попытается это доказать.
Судья: Сторона защиты, что вы можете сказать в защиту обвиняемого?
Защитник: В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для пpaктической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Национализм подчёркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический хаpaктер. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации. В связи с вышеизложенным сторона защиты в судебном заседании попытается доказать то, что национализм имеет право на существование.
Судья: Переходим к исследованию доказательств, заслушиванию свидетельских показаний. Сторона обвинения, вам предоставляется слово.
Обвинитель: Как сказал бывший президент РФ В.В. Путин на пресс-конференции в г. Сочи 5 апреля 2008 года, каждый народ, каждая даже самая маленькая этническая группа должна чувствовать себя комфортно в своей стране России. Другой такой страны у нас нет. Однако идеи национализма подрывают благоприятную межнациональную обстановку как в нашей стране, так и во всем мире. Это началось задолго до настоящего времени. Много людей, много национальностей уже понесли потери от идей национализма. Мне кажется, что данный суд должен привести к осуждению национализма во всем мире. Проблема национализма сейчас в России, в мире, стоит достаточно остро. Этот cуд должен четко обозначить отношение мирового сообщества, в первую очередь самой России, к этому явлению. В условиях глобализации национализм не имеет никакой стратегической перспективы. Все это аргумент прошлого, человечество должно искать новые формы взаимодействия, новые формы решения стоящих перед ним проблем. К сожалению, национализм в России пустил достаточно глубокие корни, и очень непросто его выкорчевывать. И только на этом пути и только благодаря этому выкорчевыванию Россия как государство может иметь перспективу.
Защитник: Национализм - это любовь к своей нации, всей полноте ее наследия, бережное отношение к ее интересам и интересам своей страны, равно взаимоуважение ко всем другим странам и их нациям. Важная составляющая здорового гражданского общества. В 19 - 20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. В царской России, русскими националистами для наполнения национализма внутриполитическим смыслом применялось сравнительно-противопоставительное определение национализма, посредством его уподобления либерализму, демократизму, прогрессизму и консерватизму и противопоставления космополитизму, интернационализму, шовинизму и ксенофобии. Т.е. русский национализм рассматривался как неотъемлемая часть Русской Православной Монархии. Не получил должного развития в России из-за предательских антинациональных переворотов 1917 года. В сегодняшней России, не смотря на массированную клеветническую пропаганду со стороны, различных реакционных антирусских и антироссийских сил, русский национализм повсеместно возрождается, воспринимаясь патриотическими силами, прежде всего как русская национально освободительная борьба, направленная на восстановление попранных ныне прав коренных народов, становясь, все более реальной политической силой будущей России.
Секретарь суда: Вызывается первый свидетель защиты.
1й свидетель защиты: Национализм является продуктом новейшего времени. На протяжении истории люди испытывали привязанность к родной земле и поддерживали местную власть. Однако большинство политических и культурных явлений до новейшего времени имело универсальный, а не национальный хаpaктер.
В современном мире национализм продолжает играть активную роль на международной арене и имеет множество проявлений. Крайний национализм официально осуждается и сталкивается с законодательными запретами. В то же время представления о национальном государстве стали фундаментальной компонентой менталитета людей в либерально-демократических странах. В большинстве стран мира национализм стал частью самой структуры современного общества. Население воспринимает его как привычное явление и даже не реагирует на националистическую риторику, если только она не угрожает общественному порядку или не связана с каким-то объективным кризисом. У людей возник ряд привычек идеологической окраски, которые обеспечивают непрерывное воспроизводство нации ("бaнaльный национализм"). То есть по своей сути национализм - это, прежде всего, идеология, которая включает следующие элементы:
- Существование наций;
- Суверенное право нации на самоопределение;
- Первичность нации в государствообразующем процессе;
- Национальная самоидентификация;
- Нация как высшая ценность.
Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан - поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
1й свидетель обвинения: Крайний национализм нередко ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости. Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной тpaктовкой фактов. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.
Россия, согласно Конституции РФ, является много национальным государством (зачитывает извлечения из Конституции)
И в связи с этим разжигание межнациональной розни в нашей стране относится к уголовным преступлениям. Примеров разжигания межнациональной вражды как в нашей стране, так и по всему миру - множество.
2й свидетель обвинения: Национализм - как выделение одной нации-гегемона, не имеет права на существование, так как сама жизнь показывает, что только единение всех наций может решать многие проблемы. В IX веке образовалась Древнерусское государство. Согласно Повести временных лет образование Древнерусского государства связано с приглашением на княжение союзом племен Поильменья - словенами, кривичами и чудью - варяжского князя Рюрика в Новгород. Как считают современные исследователи, выбор пал на него, как на лицо не заинтересованное в спорах конфликтующих сторон. Только после разрешения всех межнациональных конфликтов и после единения наций стало возможным создать единое и крепкое государство (см. Карту национального объединения Руси, Схему генезиса Российского государства п.3, п. 4 Приложения).
2й свидетель защиты: Национализм впервые вошел в употрeбление в XIX веке (основатели: философ Гердер и аббат Баррюэль). Наиболее ранним его проявлением стала Славная революция в Англии. Подъём национализма совпал с возникновением либерализма, и на протяжении длительного периода обе идеологии развивались в связке друг с другом. Ярким проявлением национализма явилась борьба элит Нового Света против испанского колониализма. Однако наиболее мощными всплесками стали революции в Америке и Франции. К 1815 г. национализм уже был одной из ведущих идеологий в мире. Он оказался способен обеспечить мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике, что привело к повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи. Если национализм конца XVIII века во Франции и США был преимущественно гражданским, то в большинстве стран центральной и восточной Европы он возник как реакция на французскую оккупацию и поначалу носил этнический хаpaктер. Так, объединение Германии и аннексия Эльзаса-Лотарингии были осуществлены в русле пангерманизма. В начале XX века он расцвёл в Азии и Африке, что привело к обострению борьбы с французским и британским империализмом и в итоге к распаду колониальной системы. Таким образом, благодаря национализму многие колонии получили независимость.
3й свидетель обвинения: Однако с другой стороны национализм привел к массовым кровопролитиям. Это и Великая Отечественная война. Реальность многомиллионных потерь русского, украинского, белорусского и других народов СССР за годы Великой Отечественной войны чёрной тенью легла на национальное сознание, омрачая светлую память о Победе. Посмотрите на фотографии жертв фашизма, которые являются общедоступными и хаpaктеризуют реальное отношение националистов к народам других наций (см. фотографии п. 5.1. Приложения.
Это и проявления современного национализма, а именно (см. фотографии п. 5.3. Приложения)
Ситуация в Иpaке. Введение войск США в Иpaк, наращивание военной мощи США на территории этой страны. Благодаря этому в настоящее время "Иpaк находится в стадии полураспада и растаскивается на куски" - как отмечал в своем выступлении глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. При таком состоянии в стране "метод дубинки" администрации Буша свидетельствует о явном проявлении национализма. Но именно межнациональная вражда внутри одного государства позволила США ввести свои войска в страну и ввергнуть Иpaк в полный хаос, нищету, голод, состояние постоянной угрозы cмepти.
Ситуация в Косово. Хаpaктерно, что в настоящий момент многие страны замалчивают реальные факты, приходящие с территории Косово. А сколько сербов и албанцев погибло, пока враждовало друг с другом?! Настоящее время власти в Приштине, внешне сохраняющие спокойствие, на самом деле серьезно напуганы. Если только погибнет хоть один серб в Косово или будет сожжен дом, церковь, машина, то Белград тут же обвинит КФОР и НАТО в неспособности обеспечить защиту своим гражданам, и, упаси бог, введет войска спецназа и полиции. А что такое сербский спецназ герои УЧК знают не понаслышке. Все. Это война! И эта война будет результатом идей национализма.
Ситуация на Балканах и в Приднестровье. Тоже одно из ярких проявлений национализма, в результате приведшее к массовым кровопролитиям.
4й свидетель обвинения: Уважаемые присяжные заседатели, уважаемый суд. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в многонациональном государстве только в общей борьбе нации могут одержать победу над врагом. Если остановиться на Великой Отечественной войне, то можно отметить, что благодаря объединению всего многонационального народа Советский союз одержал победу в этой великой битве. Даже на примере списков Героев Советского Союза времен Великой Отечественной войны мы можем проследить всю многонациональность защитников страны. По национальному составу большинство Героев составляли русские - 8160 человек; украинцев было 2069 человек, белорусов 309, татар 161, евреев 104, казахов 96, грузин 90, армян 90, узбеков 69, мордвин 61, чувашей 44, азербайджанцев 43, башкир 39, осетин 32, марийцев 18, туркмен 18, литовцев 15, таджиков 14, латышей 13, киргизов 12, удмуртов 10, карелов 9, эстонцев 8, калмыков 8, кабардинцев 7, адыгeйцев 7, абхазцев 5, якутов 3, молдаван 2. Среди них Абельханов Садык Фахретдинович (татарин), Чечетко Николай Карпович (кубанский казак), Онусайтис Юрий Иосифович (прибалт), Чанчибадзе Порфирий Ге opгиевич (грузин), Амет-Хан Султан (крымский татарин), Плиев Исса Александрович (осетинец), Нанейшвили Владмир Варденович (грузин), Асланов Азии (азербайджанец), Недошивин Вениамин Ге opгиевич (башкир) и многие-многие другие. Даже эта небольшая информация подтверждает необходимость межнационального взаимодействия.
3й свидетель защиты: одним из крупных государств на настоящий момент является США. Со времён Войны за независимость американцы рассматривают свою нацию как флагман человечества на пути к большей свободе личности, равенству и всеобщему счастью. Это сочетается с федерализмом, идеями равенства штатов и первичности местного самоуправления, так что многие американцы отождествляют себя, прежде всего, с родными штатами и рассматривают нацию как единство во имя общих целей. К началу XX века значительный политический вес в стране получили движения англосаксонских протестантских националистов, выступавшие за ограничение иммиграции и стимулирование ассимиляции иммигрантов. Их противовесом стало Американское прогрессивное движение, поддерживавшее либеральный национализм, который до сих пор является важным элементом внутренней политики. Проводимая политика поддерживает высокий уровень национальной гордости американцев, независимо от их иммиграционного прошлого. Ярким примером национальной традиции, поддерживаемой всеми этническими группами, является ежегодно отмечаемый День благодарения. Он представляет собой торжество в честь мифологического события, которое изображает Америку прибежищем для искавших свободы иммигрантов и плодородной землёй, где разные культуры могут сосуществовать в мире.
5й свидетель обвинения: В свою очередь считаю необходимым отметить, что одним из проявлений национализма является расизм. Поддерживая идею национализма и расизма в своей стране, американцы длительный период ущемляли права афроамериканцев. И только когда в декабре 1955 года швея Роза Парке, афроамериканка, была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, ситуация стала меняться благодаря Мартину Лютеру Кингу (см. фотографии п. 5.2. Приложения). Под руководством Кинга негритянская община бойкотировала трaнcпорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. В марте - апреле 1963 г. Кинг возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Постепенно белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации. Но этот процесс был длительным и очень болезненным.
Кроме того США пытаются с помощью идей национализма разрушить и наше государство. (Зачитывает директиву ЦРУ США от 1945 г.
4й свидетель защиты: В настоящее время многие жители России поддерживают националистические идеи, существует множество политических движений, продвигающих их в жизнь. Значит это кому-нибудь нужно?! Неонацисты, скинхеды и другие движения в открытую действуют на территории страны. Что сторона обвинения скажет на это?
Обвинитель: На мой взгляд это - результат той директивы, которую нам зачитал последний свидетель со стороны обвинения. Однако в России существует много партий и партийных движений, которые поддерживают идею взаимодействия многонациональных народов. К примеру, партия "Единая Россия". В связи с этим ходатайствую перед судом о приглашении следующего свидетеля обвинения.
6й свидетель обвинения: Всероссийская политическая партия "Единая Россия" возникла как объединение тех, кто желает изменить жизнь к лучшему, и имеет для этого энергию, умения, знания; кто полагается на себя и верит в живительные силы России, в ее природную мощь; кто видит ее перспективу и тем укрепляет свой дух. Всероссийская политическая партия "Единая Россия" создана путем преобразования в политическую партию Общероссийской общественной организации "Союз "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО". Выдержав проверку на способность работать в конкурентных условиях, эта партия стала самой влиятельной политической силой в России, представителем интересов всего многонационального российского народа. В ее рядах - более 1 миллиона человек самых разных национальностей. Партия при поддержке своих сторонников уверенно побеждает на выборах всех уровней. Значит, люди поверили в неё! Эта партия строит свободную, независимую и процветающую страну, чьи национально-государственные интересы обеспечены мощным социально-экономическим, ресурсным, оборонным и интеллектуальным потенциалом. Эти национально-государственные интересы отражают жизненные устремления всего многонационального российского народа, нынешнего и будущих поколений граждан нашей страны.
Судья: Есть еще свидетели со стороны обвинения? Со стороны защиты? (если есть желающие выступить по теме согласно материалам СМИ, которые подготовили самостоятельно, то они выходят в качестве свидетелей, если нет, то занятие переходит к завершающему этапу).
III. Заключительный этап (подведение итогов).
Судья: Судебное разбирательство окончено. Переходим к судебным прениям. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Рассмотрев в данном судебном заседании все фактические обстоятельства дела, исследовав вещественные доказательства, заслушав свидетельские показания, считаю, что обвинение нашло свое подтверждение. И требую для обвиняемого высшей меры наказания.
Защитник: Национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради её спасения пожертвовать своей жизнью. Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как "национальные ценности", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная независимость", "национальное самосознание" и др. Национализм рассматривает нацию как данность, но при этом несёт в себе понимание того, что является нацией. Идея нации опирается на чувство истории, на воспоминания и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Её существование обычно рассматривается как плавное продолжение древнего этноса либо привязывается к определённым историческим моментам её основания.
С другой стороны, корни большинства наций сосредоточены вокруг доминирующего этнического стрежня. Большинство члeнов нации разделяют общий образ жизни и испытывают привязанность к территории их совместного проживания с привычным и узнаваемым ландшафтом. Между тем, совместное проживание приводит со временем к появлению внешнего сходства и к формированию этнической группы, представители которой верят в их общее генеалогическое происхождение в силу схожей внешности, обычаев или исторических воспоминаний. Эта общность активно способствует национальной солидарности.
В судебном заседании мы пытались доказать, что национализм имеет право на существование. На мой взгляд нам это удалось.
Судья: Обвинение желает воспользоваться правом реплики?
Обвинение: Да, спасибо! Ваша честь! Уважаемые присяжные заседатели! Кровавые последствия идей национализма прослеживаются уже длительный период в мировой истории. Это и черносотенские погромы в России начала 20-го века, и кровопролитные бойни германских националистов в период II Мировой войны. Мы и сейчас являемся очевидцами, когда гибнут тысячи женщин, детей, стариков в разжигаемых националистами конфликтах в Боснии и Герцеговине, Приднестровье, Турции, Иpaке, на Балканах и в Косово. Этот список можно продолжать бесконечно.
И если мы сегодня не остановим национализм, завтра он зальет кровью всю планету.
Судья (к присяжным заседателям): Уважаемые присяжные заседатели! Вы заслушали все свидетельские показания, заслушали сторону обвинения и защиты, ознакомились с вещественными доказательствами. Пожалуйста, совещаясь на месте вынесите свой вердикт.
Присяжные: вердикт "Виновен!"
Судья: Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению национализма, суд приговорил: - как разжигателя межнациональных конфликтов и распрей; - как вдохновителя террористических идей; - как виновника военных преступлений против человечества приговорить национализм к высшей мере наказания - полному уничтожению. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Судебное заседание окончено!
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
03 10 2023 23:32:37
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
02 10 2023 11:45:50
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
01 10 2023 17:39:35
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
30 09 2023 1:22:40
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
29 09 2023 5:47:11
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
28 09 2023 18:38:22
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
27 09 2023 13:44:12
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
26 09 2023 3:43:24
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
25 09 2023 3:42:24
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
24 09 2023 9:18:37
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
23 09 2023 4:48:18
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
22 09 2023 21:12:36
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей,
установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
21 09 2023 12:33:43
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
20 09 2023 13:16:47
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
19 09 2023 18:25:26
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
18 09 2023 23:13:57
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
17 09 2023 0:41:10
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
16 09 2023 20:30:56
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
15 09 2023 12:37:17
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
14 09 2023 6:56:42
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
13 09 2023 17:22:16
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
12 09 2023 22:55:27
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
11 09 2023 6:33:14
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
10 09 2023 13:36:21
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
09 09 2023 17:52:26
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
08 09 2023 6:42:25
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
07 09 2023 16:36:20
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
06 09 2023 14:46:18
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
05 09 2023 3:53:28
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
04 09 2023 5:15:58
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
03 09 2023 17:58:27
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
02 09 2023 6:25:13

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
01 09 2023 15:50:33
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
31 08 2023 14:16:47
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
30 08 2023 1:55:35
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
29 08 2023 17:11:51
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
28 08 2023 4:27:16
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным.
...
27 08 2023 20:39:38
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
26 08 2023 4:14:11
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
...
25 08 2023 18:13:10
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
24 08 2023 19:37:58
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
23 08 2023 18:16:16
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
22 08 2023 20:54:25
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
21 08 2023 22:49:19
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
20 08 2023 11:17:29
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
19 08 2023 21:42:41
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
18 08 2023 13:24:58
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
17 08 2023 14:37:35

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
16 08 2023 20:19:55
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
15 08 2023 6:39:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::