Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"
I. Организационный момент.
Ведущий: Сегодня в нашем зале проводится открытое судебное заседание над национализмом. Национали?зм - идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Однако многие проявления национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным преступлениям. В связи с этим возникла необходимость проведения данного судебного заседания.
Наш обвиняемый воспользовался своим правом на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей. Поэтому сейчас из зрителей, пришедших сюда, будут выбраны 5 (7) присяжных заседателей. Выбор осуществится следующим способом: вам будут заданы несколько вопросов. Каждый, ответивший правильно на заданный вопрос первым, проходит к своему месту присяжного заседателя на сцене.
Вопросы для определения присяжных заседателей:
- Дайте понятие обществу.
- Назовите основные признаки общества.
- Что является последним звеном этнической эволюционной цепочки?
- Что такое "нация"?
- Что такое межнациональное взаимодействие?
- Дайте понятие межнациональному конфликту.
- В каком документе нашей страны закреплено право человека на определение своей национальной принадлежности?
Ответы:
- Общество - это исторически сложившаяся в пределах определенной территории и воспроизводящая сама себя общность людей, имеющая свою систему управления;
- это самостоятельная система; - имеет свою территорию; - обладает системой управления; - имеет свою систему ценностей, норм, законов, - имеет свою историю и культуру;
- Нация (фаза развития этноса (по ступеням: род - племя - народность - народ - нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность).
- На?ция - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства.
- Межнациональное взаимоде?йствие - способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух различных наций, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации.
- Столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов двух или нескольких наций
- Конституция РФ.
Итак, мы выбрали присяжных заседателей. Они заняли свои места и мы можем начать наше судебное заседание. Слово предоставляется судье.
II. Основная часть.
Судья: Сегодня в открытом судебном заседании рассматривается дело о преступлениях, совершенных национализмом. Дело рассматривается с участием обвинителя, защитника, присяжных заседателей, свидетелей обвинения и защиты.
(обращаясь к присяжным заседателям): Уважаемые присяжные заседатели! Ваша задача заключается в следующем: выслушав в течение судебного заседания сторону обвинения и защиты, свидетелей обвинения и защиты, вы обязаны вынести вердикт: виновен или не виновен обвиняемый. На основании вашего вердикта суд примет свое решение.
(обращаясь к обвинителю): Обвинитель, зачитайте, пожалуйста, обвинение.
Обвинитель: Если все и впрямь было примерно так, как в легенде про древний вавилонский небоскреб, если появление и существование сотен народов и тысяч народностей предопределено волей высших сил, то спрашивается - какой кульминации ожидал терпеливый сценарист. Ужели месть, эксперимент, насмешка - единственный смысл грандиозного замысла? А может быть, кто-то, сотни лет созерцающий затерянную во Вселенной планету, предвидел, желал, чтобы у людей был повод однажды снова научиться говорить на одном языке?
Межнациональный, межэтнический диалог протекает очень непросто. Проблема состоит в том, что сегодня во всем - от уличных потасовок до финансовых правонарушений - пытаются найти национальный подтекст. Нельзя так грубо затрагивать национальный вопрос. А не затрагивать, замалчивать проблему вдвойне опасно. Это не та ситуация, в которой уместно безразличие.
Россия всегда была многонациональным государством, одинаково открытым Западу и Востоку. Однако национальный вопрос в настоящее время обострился. Есть цивилизационная теория из числа популярных и современных. Согласно ей цивилизация существует до тех пор, пока умеет справиться с угрозой - неважно, внешней или внутренней. Национальный вопрос как раз из таковых. Изучив множество доказательств, которые будут представлены в данном судебном заседании, обвинение пришло к выводу, что в обострении национального вопроса, в разжигании межнациональных конфликтов виновен национализм. В процессе данного судебного заседания сторона обвинения попытается это доказать.
Судья: Сторона защиты, что вы можете сказать в защиту обвиняемого?
Защитник: В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для пpaктической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Национализм подчёркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический хаpaктер. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации. В связи с вышеизложенным сторона защиты в судебном заседании попытается доказать то, что национализм имеет право на существование.
Судья: Переходим к исследованию доказательств, заслушиванию свидетельских показаний. Сторона обвинения, вам предоставляется слово.
Обвинитель: Как сказал бывший президент РФ В.В. Путин на пресс-конференции в г. Сочи 5 апреля 2008 года, каждый народ, каждая даже самая маленькая этническая группа должна чувствовать себя комфортно в своей стране России. Другой такой страны у нас нет. Однако идеи национализма подрывают благоприятную межнациональную обстановку как в нашей стране, так и во всем мире. Это началось задолго до настоящего времени. Много людей, много национальностей уже понесли потери от идей национализма. Мне кажется, что данный суд должен привести к осуждению национализма во всем мире. Проблема национализма сейчас в России, в мире, стоит достаточно остро. Этот cуд должен четко обозначить отношение мирового сообщества, в первую очередь самой России, к этому явлению. В условиях глобализации национализм не имеет никакой стратегической перспективы. Все это аргумент прошлого, человечество должно искать новые формы взаимодействия, новые формы решения стоящих перед ним проблем. К сожалению, национализм в России пустил достаточно глубокие корни, и очень непросто его выкорчевывать. И только на этом пути и только благодаря этому выкорчевыванию Россия как государство может иметь перспективу.
Защитник: Национализм - это любовь к своей нации, всей полноте ее наследия, бережное отношение к ее интересам и интересам своей страны, равно взаимоуважение ко всем другим странам и их нациям. Важная составляющая здорового гражданского общества. В 19 - 20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. В царской России, русскими националистами для наполнения национализма внутриполитическим смыслом применялось сравнительно-противопоставительное определение национализма, посредством его уподобления либерализму, демократизму, прогрессизму и консерватизму и противопоставления космополитизму, интернационализму, шовинизму и ксенофобии. Т.е. русский национализм рассматривался как неотъемлемая часть Русской Православной Монархии. Не получил должного развития в России из-за предательских антинациональных переворотов 1917 года. В сегодняшней России, не смотря на массированную клеветническую пропаганду со стороны, различных реакционных антирусских и антироссийских сил, русский национализм повсеместно возрождается, воспринимаясь патриотическими силами, прежде всего как русская национально освободительная борьба, направленная на восстановление попранных ныне прав коренных народов, становясь, все более реальной политической силой будущей России.
Секретарь суда: Вызывается первый свидетель защиты.
1й свидетель защиты: Национализм является продуктом новейшего времени. На протяжении истории люди испытывали привязанность к родной земле и поддерживали местную власть. Однако большинство политических и культурных явлений до новейшего времени имело универсальный, а не национальный хаpaктер.
В современном мире национализм продолжает играть активную роль на международной арене и имеет множество проявлений. Крайний национализм официально осуждается и сталкивается с законодательными запретами. В то же время представления о национальном государстве стали фундаментальной компонентой менталитета людей в либерально-демократических странах. В большинстве стран мира национализм стал частью самой структуры современного общества. Население воспринимает его как привычное явление и даже не реагирует на националистическую риторику, если только она не угрожает общественному порядку или не связана с каким-то объективным кризисом. У людей возник ряд привычек идеологической окраски, которые обеспечивают непрерывное воспроизводство нации ("бaнaльный национализм"). То есть по своей сути национализм - это, прежде всего, идеология, которая включает следующие элементы:
- Существование наций;
- Суверенное право нации на самоопределение;
- Первичность нации в государствообразующем процессе;
- Национальная самоидентификация;
- Нация как высшая ценность.
Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан - поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
1й свидетель обвинения: Крайний национализм нередко ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости. Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной тpaктовкой фактов. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.
Россия, согласно Конституции РФ, является много национальным государством (зачитывает извлечения из Конституции)
И в связи с этим разжигание межнациональной розни в нашей стране относится к уголовным преступлениям. Примеров разжигания межнациональной вражды как в нашей стране, так и по всему миру - множество.
2й свидетель обвинения: Национализм - как выделение одной нации-гегемона, не имеет права на существование, так как сама жизнь показывает, что только единение всех наций может решать многие проблемы. В IX веке образовалась Древнерусское государство. Согласно Повести временных лет образование Древнерусского государства связано с приглашением на княжение союзом племен Поильменья - словенами, кривичами и чудью - варяжского князя Рюрика в Новгород. Как считают современные исследователи, выбор пал на него, как на лицо не заинтересованное в спорах конфликтующих сторон. Только после разрешения всех межнациональных конфликтов и после единения наций стало возможным создать единое и крепкое государство (см. Карту национального объединения Руси, Схему генезиса Российского государства п.3, п. 4 Приложения).
2й свидетель защиты: Национализм впервые вошел в употрeбление в XIX веке (основатели: философ Гердер и аббат Баррюэль). Наиболее ранним его проявлением стала Славная революция в Англии. Подъём национализма совпал с возникновением либерализма, и на протяжении длительного периода обе идеологии развивались в связке друг с другом. Ярким проявлением национализма явилась борьба элит Нового Света против испанского колониализма. Однако наиболее мощными всплесками стали революции в Америке и Франции. К 1815 г. национализм уже был одной из ведущих идеологий в мире. Он оказался способен обеспечить мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике, что привело к повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи. Если национализм конца XVIII века во Франции и США был преимущественно гражданским, то в большинстве стран центральной и восточной Европы он возник как реакция на французскую оккупацию и поначалу носил этнический хаpaктер. Так, объединение Германии и аннексия Эльзаса-Лотарингии были осуществлены в русле пангерманизма. В начале XX века он расцвёл в Азии и Африке, что привело к обострению борьбы с французским и британским империализмом и в итоге к распаду колониальной системы. Таким образом, благодаря национализму многие колонии получили независимость.
3й свидетель обвинения: Однако с другой стороны национализм привел к массовым кровопролитиям. Это и Великая Отечественная война. Реальность многомиллионных потерь русского, украинского, белорусского и других народов СССР за годы Великой Отечественной войны чёрной тенью легла на национальное сознание, омрачая светлую память о Победе. Посмотрите на фотографии жертв фашизма, которые являются общедоступными и хаpaктеризуют реальное отношение националистов к народам других наций (см. фотографии п. 5.1. Приложения.
Это и проявления современного национализма, а именно (см. фотографии п. 5.3. Приложения)
Ситуация в Иpaке. Введение войск США в Иpaк, наращивание военной мощи США на территории этой страны. Благодаря этому в настоящее время "Иpaк находится в стадии полураспада и растаскивается на куски" - как отмечал в своем выступлении глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. При таком состоянии в стране "метод дубинки" администрации Буша свидетельствует о явном проявлении национализма. Но именно межнациональная вражда внутри одного государства позволила США ввести свои войска в страну и ввергнуть Иpaк в полный хаос, нищету, голод, состояние постоянной угрозы cмepти.
Ситуация в Косово. Хаpaктерно, что в настоящий момент многие страны замалчивают реальные факты, приходящие с территории Косово. А сколько сербов и албанцев погибло, пока враждовало друг с другом?! Настоящее время власти в Приштине, внешне сохраняющие спокойствие, на самом деле серьезно напуганы. Если только погибнет хоть один серб в Косово или будет сожжен дом, церковь, машина, то Белград тут же обвинит КФОР и НАТО в неспособности обеспечить защиту своим гражданам, и, упаси бог, введет войска спецназа и полиции. А что такое сербский спецназ герои УЧК знают не понаслышке. Все. Это война! И эта война будет результатом идей национализма.
Ситуация на Балканах и в Приднестровье. Тоже одно из ярких проявлений национализма, в результате приведшее к массовым кровопролитиям.
4й свидетель обвинения: Уважаемые присяжные заседатели, уважаемый суд. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в многонациональном государстве только в общей борьбе нации могут одержать победу над врагом. Если остановиться на Великой Отечественной войне, то можно отметить, что благодаря объединению всего многонационального народа Советский союз одержал победу в этой великой битве. Даже на примере списков Героев Советского Союза времен Великой Отечественной войны мы можем проследить всю многонациональность защитников страны. По национальному составу большинство Героев составляли русские - 8160 человек; украинцев было 2069 человек, белорусов 309, татар 161, евреев 104, казахов 96, грузин 90, армян 90, узбеков 69, мордвин 61, чувашей 44, азербайджанцев 43, башкир 39, осетин 32, марийцев 18, туркмен 18, литовцев 15, таджиков 14, латышей 13, киргизов 12, удмуртов 10, карелов 9, эстонцев 8, калмыков 8, кабардинцев 7, адыгeйцев 7, абхазцев 5, якутов 3, молдаван 2. Среди них Абельханов Садык Фахретдинович (татарин), Чечетко Николай Карпович (кубанский казак), Онусайтис Юрий Иосифович (прибалт), Чанчибадзе Порфирий Ге opгиевич (грузин), Амет-Хан Султан (крымский татарин), Плиев Исса Александрович (осетинец), Нанейшвили Владмир Варденович (грузин), Асланов Азии (азербайджанец), Недошивин Вениамин Ге opгиевич (башкир) и многие-многие другие. Даже эта небольшая информация подтверждает необходимость межнационального взаимодействия.
3й свидетель защиты: одним из крупных государств на настоящий момент является США. Со времён Войны за независимость американцы рассматривают свою нацию как флагман человечества на пути к большей свободе личности, равенству и всеобщему счастью. Это сочетается с федерализмом, идеями равенства штатов и первичности местного самоуправления, так что многие американцы отождествляют себя, прежде всего, с родными штатами и рассматривают нацию как единство во имя общих целей. К началу XX века значительный политический вес в стране получили движения англосаксонских протестантских националистов, выступавшие за ограничение иммиграции и стимулирование ассимиляции иммигрантов. Их противовесом стало Американское прогрессивное движение, поддерживавшее либеральный национализм, который до сих пор является важным элементом внутренней политики. Проводимая политика поддерживает высокий уровень национальной гордости американцев, независимо от их иммиграционного прошлого. Ярким примером национальной традиции, поддерживаемой всеми этническими группами, является ежегодно отмечаемый День благодарения. Он представляет собой торжество в честь мифологического события, которое изображает Америку прибежищем для искавших свободы иммигрантов и плодородной землёй, где разные культуры могут сосуществовать в мире.
5й свидетель обвинения: В свою очередь считаю необходимым отметить, что одним из проявлений национализма является расизм. Поддерживая идею национализма и расизма в своей стране, американцы длительный период ущемляли права афроамериканцев. И только когда в декабре 1955 года швея Роза Парке, афроамериканка, была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, ситуация стала меняться благодаря Мартину Лютеру Кингу (см. фотографии п. 5.2. Приложения). Под руководством Кинга негритянская община бойкотировала трaнcпорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. В марте - апреле 1963 г. Кинг возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Постепенно белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации. Но этот процесс был длительным и очень болезненным.
Кроме того США пытаются с помощью идей национализма разрушить и наше государство. (Зачитывает директиву ЦРУ США от 1945 г.
4й свидетель защиты: В настоящее время многие жители России поддерживают националистические идеи, существует множество политических движений, продвигающих их в жизнь. Значит это кому-нибудь нужно?! Неонацисты, скинхеды и другие движения в открытую действуют на территории страны. Что сторона обвинения скажет на это?
Обвинитель: На мой взгляд это - результат той директивы, которую нам зачитал последний свидетель со стороны обвинения. Однако в России существует много партий и партийных движений, которые поддерживают идею взаимодействия многонациональных народов. К примеру, партия "Единая Россия". В связи с этим ходатайствую перед судом о приглашении следующего свидетеля обвинения.
6й свидетель обвинения: Всероссийская политическая партия "Единая Россия" возникла как объединение тех, кто желает изменить жизнь к лучшему, и имеет для этого энергию, умения, знания; кто полагается на себя и верит в живительные силы России, в ее природную мощь; кто видит ее перспективу и тем укрепляет свой дух. Всероссийская политическая партия "Единая Россия" создана путем преобразования в политическую партию Общероссийской общественной организации "Союз "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО". Выдержав проверку на способность работать в конкурентных условиях, эта партия стала самой влиятельной политической силой в России, представителем интересов всего многонационального российского народа. В ее рядах - более 1 миллиона человек самых разных национальностей. Партия при поддержке своих сторонников уверенно побеждает на выборах всех уровней. Значит, люди поверили в неё! Эта партия строит свободную, независимую и процветающую страну, чьи национально-государственные интересы обеспечены мощным социально-экономическим, ресурсным, оборонным и интеллектуальным потенциалом. Эти национально-государственные интересы отражают жизненные устремления всего многонационального российского народа, нынешнего и будущих поколений граждан нашей страны.
Судья: Есть еще свидетели со стороны обвинения? Со стороны защиты? (если есть желающие выступить по теме согласно материалам СМИ, которые подготовили самостоятельно, то они выходят в качестве свидетелей, если нет, то занятие переходит к завершающему этапу).
III. Заключительный этап (подведение итогов).
Судья: Судебное разбирательство окончено. Переходим к судебным прениям. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Рассмотрев в данном судебном заседании все фактические обстоятельства дела, исследовав вещественные доказательства, заслушав свидетельские показания, считаю, что обвинение нашло свое подтверждение. И требую для обвиняемого высшей меры наказания.
Защитник: Национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради её спасения пожертвовать своей жизнью. Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как "национальные ценности", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная независимость", "национальное самосознание" и др. Национализм рассматривает нацию как данность, но при этом несёт в себе понимание того, что является нацией. Идея нации опирается на чувство истории, на воспоминания и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Её существование обычно рассматривается как плавное продолжение древнего этноса либо привязывается к определённым историческим моментам её основания.
С другой стороны, корни большинства наций сосредоточены вокруг доминирующего этнического стрежня. Большинство члeнов нации разделяют общий образ жизни и испытывают привязанность к территории их совместного проживания с привычным и узнаваемым ландшафтом. Между тем, совместное проживание приводит со временем к появлению внешнего сходства и к формированию этнической группы, представители которой верят в их общее генеалогическое происхождение в силу схожей внешности, обычаев или исторических воспоминаний. Эта общность активно способствует национальной солидарности.
В судебном заседании мы пытались доказать, что национализм имеет право на существование. На мой взгляд нам это удалось.
Судья: Обвинение желает воспользоваться правом реплики?
Обвинение: Да, спасибо! Ваша честь! Уважаемые присяжные заседатели! Кровавые последствия идей национализма прослеживаются уже длительный период в мировой истории. Это и черносотенские погромы в России начала 20-го века, и кровопролитные бойни германских националистов в период II Мировой войны. Мы и сейчас являемся очевидцами, когда гибнут тысячи женщин, детей, стариков в разжигаемых националистами конфликтах в Боснии и Герцеговине, Приднестровье, Турции, Иpaке, на Балканах и в Косово. Этот список можно продолжать бесконечно.
И если мы сегодня не остановим национализм, завтра он зальет кровью всю планету.
Судья (к присяжным заседателям): Уважаемые присяжные заседатели! Вы заслушали все свидетельские показания, заслушали сторону обвинения и защиты, ознакомились с вещественными доказательствами. Пожалуйста, совещаясь на месте вынесите свой вердикт.
Присяжные: вердикт "Виновен!"
Судья: Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению национализма, суд приговорил: - как разжигателя межнациональных конфликтов и распрей; - как вдохновителя террористических идей; - как виновника военных преступлений против человечества приговорить национализм к высшей мере наказания - полному уничтожению. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Судебное заседание окончено!
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
09 08 2022 8:36:26
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
08 08 2022 4:24:18
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
07 08 2022 23:57:19
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
06 08 2022 19:43:12
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
05 08 2022 7:20:17
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
04 08 2022 19:47:36
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
03 08 2022 5:45:52
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
02 08 2022 20:27:53
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
01 08 2022 2:31:29
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
31 07 2022 19:11:14
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
30 07 2022 10:33:49
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
29 07 2022 17:39:35
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
28 07 2022 23:11:15
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
27 07 2022 17:39:16
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России.
...
26 07 2022 5:30:52
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
25 07 2022 22:56:23
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
24 07 2022 15:45:12
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
23 07 2022 18:34:17

Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
22 07 2022 21:52:20

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
21 07 2022 18:51:25
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
20 07 2022 17:22:38
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
19 07 2022 11:46:56
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
18 07 2022 22:23:55
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
17 07 2022 4:19:21
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
16 07 2022 12:48:39
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
15 07 2022 2:35:17
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
14 07 2022 4:45:19
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
13 07 2022 2:58:42
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
12 07 2022 7:26:15
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
11 07 2022 1:24:23
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
10 07 2022 14:37:49
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
09 07 2022 15:44:15
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
08 07 2022 9:36:59
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
07 07 2022 0:55:13
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
06 07 2022 7:13:46
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
05 07 2022 17:46:39
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
04 07 2022 14:23:18
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
03 07 2022 2:21:48
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
02 07 2022 15:17:33
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
01 07 2022 11:27:13
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
30 06 2022 13:47:51
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
29 06 2022 7:26:23
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
28 06 2022 8:57:28
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
27 06 2022 23:41:56

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
26 06 2022 13:29:39
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы.
...
25 06 2022 7:44:14
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
24 06 2022 16:21:39
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
23 06 2022 6:21:51
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи.
...
22 06 2022 15:14:29
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
21 06 2022 1:32:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::