Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"


    Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"

Пояснительная записка

Биоадекватную REAL методику в своей педагогической пpaктике стала использовать после прохождения в марте 2005 года курсов доктора психологических наук, академика Н.В.Масловой «Теория и пpaктика ноосферного образования в свете законов Мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение», организованных в нашей гимназии при содействии РАЕН.

REAL методика дает возможность ребенку уйти от этих перегрузок на уроке. По форме данная методика релаксационно-активная и необычной, на первый взгляд, в ней кажется релаксация, но именно на этом этапе урока (9-10 минут) организм находится в состоянии отдыха и этого времени достаточно, чтобы дать новую информацию по изучаемой теме.

Главное происходит на следующем этапе урока, когда начинается выведение образа информации на уровень словесного описания, ведь каждый видел свой образ. Активность ребят, свободно воспроизводящих новую информацию по теме, просто поражает: мысль работает, желание поделиться - почти у каждого, равнодушных нет, идет эффективное осознание материала, складывается его целостное восприятие.  В ходе такой работы мы выявляем существенные моменты изучаемой темы, конкретизируем некоторые ее детали (как и на традиционном уроке), но дети совершенно иные: исчезает неуверенность, чувство стpaxa ответить не так. После таких уроков дети не устают, время урока пролетает незаметно. И это при том, что данная методика помогает решить еще одну проблему: она в одинаковой степени вовлекает в работу обе половины мозга, а взаимодействие левого и правого полушария приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии.

Подготовка к такому уроку требует немало усилий: во-первых, учителю необходимо четко структурировать информацию для релаксации, не затягивать ее, находить интересные мыслеобразы; во-вторых, оптимально продумывать каждый этап урока, направлять обсуждение информации в А-фазе в нужном русле; в-третьих, создавать атмосферу доверия, заинтересованности (заинтриговать); учить детей расслаблляться; убедить их в том, что это полезно и нужно прежде всего им.

Конспект урока

Тип урока:     

Вводный урок по теме с использованием биоадекватной методики.

Оборудование  урока:  

  • образон Смуты в России начала XVII века;
  • иллюстрация картины С.В.Иванова «В Смутное время»;
  • напечатанная на листах  словарная работа с новыми понятиями;
  • морские камушки (камни и конфеты);
  • компьютер, диск с релаксационной музыкой;
  • DVD фильм «Минин и Пожарский», телевизор;
  • карта.

Цель урока: способствовать целостному восприятию понятия «Смутное время в России в начале XVII века», причин его возникновения.

Задачи урока:

  • сформировать представление о сложной переходной исторической эпохе России начала XVII;
  • создать условия для целостного восприятия понятия Смута, причинах ее возникновения, содержании посредством проведения занятия в режиме REAL;
  • способствовать развитию творческого мышления мыслеобразами;
  • формирование умений систематизировать и размещать на образоне полученную в релаксации информацию, использовать ее при хаpaктеристике причин и содержания Смуты;
  • создать в процессе учебной деятельности атмосферу, стимулирующую творческий процесс познания.

Форма организации учебного процесса:

Используемая на уроке REAL – методика  по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации).

1 этап урока предполагает активизацию мыслительной деятельности учащихся посредством проведения фронтальной беседы о преемниках Ивана Грозного, подводящей их к пониманию (хотя и не озвучиванию) причин начавшегося в стране Смутного времени;

2 этап – получение новых знаний о причинах возникновения и содержании Смутного времени в состоянии релаксации; формирование мыслеобраза Смуты;

3 этап – формирование умения использовать полученные в релаксации знания: «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке (что видели);этап, когда абстpaктная информация обретает хаpaктер личностного представления образа;

4 этап – закрепление полученной информации: сравнение образона учителя с рисунком и записями в тетради: дополнения, исправления, выводы;

5 этап – углубление понятия «Смута»;

6 этап – домашнее задание.

Класс обучается по учебнику А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII века»

I этап урока

Проверка домашнего задания

В форме фронтального опроса (очень динамично, как своеобразный «разогрев» перед погружением в новую тему):

  • Какой период в истории России мы изучаем?
  • Вспомним хронологию событий этого периода.
  • Когда умер Иван Грозный?
  • Кто становится русским царем?
  • А кто фактически правил вместо него? почему?
  • Какое тяжелое наследие досталось стране от Ивана Грозного?
  • Были ли еще дети у Ивана IV?
  • Что вы знаете об «угличской драме»?
  • Кто и каким образом становится новым царем после cмepти Федора?
  • Какую бы хаpaктеристику вы дали Борису Годунову?
  • Как относилось к нему московская аристократия (бояре)?
  • Какие непредвиденные трудности возникают в начале его правления?
  • Каковы последствия голода?

Мы видим в какой сложной и тревожной обстановке вступает Россия в XVII столетие. В истории нашей страны этот период получил название «смутного времени»  или Смуты.

История Смутного времени и станет главной темой нашего изучения. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся  с понятием «Смута», ее причинами и сутью

Какие ассоциации вызывает у вас слово «смута», «смутное время»?

По ходу высказывания детей делаются записи на доске:

смутность - неясность, неотчетливость, неопределенность, нестабильность... В чем? Жизни - политической, социальной, экономической... неясность очертаний настоящего и будущего страны...

смутно - тревожно.

Прежде, чем продолжить разговор по теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие...

II этап урока

Релаксация

Займите удобное положение. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, тело, ноги...

Представьте себя на берегу океана, олицетворяющего жизнь в ее многообразии, постоянной текучести, изменчивости... Какие краски окружают вас? Какие звуки вы слышите?

Ощутите запах океана... (можно использовать морской освежитель воздуха) Вдохните свежего морского воздуха. Чувствуете прилив бодрости и сил? Измените что-нибудь вокруг, если вам хочется. Поблагодарите океан, пошлите ему свою любовь...

Вы останавливаетесь у небольшой лагуны истории России начала XVII века. Таинственный, сложный мир ее жизни открывается перед вашим взором...

Вы видите -  несколько камней-валунов отделяют лагуну от океана. Посмотрите внимательно:

  • на самом большом камне высвечивается информация - династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
  • на рядом лежащем валуне появляется другая информация - ослабление центральной власти (выборный царь);
  • на следующем камне - разруха, голод - последствия опричнины и неурожая;
  • и еще одна информация - дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.

Среди камней-валунов мечется странная медуза. Приглядитесь к ней...Какого она размера? цвета? какие у нее щупальца? Пусть она станет для вас символом Смуты. Как изменяется медуза в ответ на вашу просьбу?

Видите, в центре купола медузы вспыхнуло слово «Смута». Вглядитесь в это слово, какие ощущения оно вызывает у вас? Поблагодарите медузу за то, что она согласилась стать для вас проводником в мир истории России начала XVII века.

А теперь посмотрите на ее щупальца. Они какие?

Их много, они разной величины, причудливо изгибаются, переплетаются - они питают Смуту... Пусть щупальца станут для вас содержанием Смуты.

Посмотрите, на них появляется информация:

  • на первом щупальце - мятежи, разбой, народные волнения;
  • на другом - самозванцы;
  • на третьем - борьба за верховную власть;
  • дальше - иностранная интервенция;
  • и следом - потеря государственной независимости;
  • нравственная «шаткость» населения - такова информация следующего щупальца;
  • особым цветом на последнем из них высвечивается информация - народное  ополчение, Минин и Пожарский.

А теперь, мысленно единым взором, окиньте берег океана, лагуну, охватите все образы, которые вы видели и информацию на них:

океан - символ жизни, ее  многообразия, текучести, изменчивости

лагуна - история России начала XVII века

камни-валуны - причины смуты:

  • династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
  • ослабление центральной власти (выборный царь);
  • разруха, голод - последствия опричнины и нерожая;
  • дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.

медуза - Смута;

и ее щупальца - содержание Смуты:

  • мятежи, разбой, народные волнения;
  • борьба за верховную власть;
  • самозванцы;
  • иностранная интервенция;
  • потеря государственной независимости;
  • нравственная «шаткость» населения;
  • народное ополчение, Минин и Пожарский.


Посмотрите, лучи восходящего солнца озаряют лагуну, проникая вглубь ее вод. Скоро все изменится в этом маленьком мире...

Поблагодарите все образы, которые помогли вам познакомиться с историей Смуты. Попрощайтесь с ними и отпустите в прошлое.

А нам пора возвращаться. Почувствуйте, как ваши ноги, тело наливаются силой... Подвигайте ладонями, плечами. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь, открывайте глаза и медленно возвращайтесь в класс.

III этап урока

Переработка (осмысление) информации. Активная фаза

  • Как прошло ваше путешествие?
  • Кто видел океан?
    • он был какой? опишите ваш океан... цвет, звуки, запахи...
    • вам удалось почувствовать свежий морской воздух? какие ощущения при этом вы испытали?
    • символом чего стал для вас океан?
    • как океан реагировал на вашу благодарность, любовь?
  • А кто видел лагуну? Она какая? Что вы видели в ней? Символом чего стала для вас лагуна?

Нарисуйте лагуну и все, что вы в ней видели, так как это вам запомнилось.

Далее продолжается беседа, в ходе которой ребята вспоминают полученную в релаксации информацию и размещают ее на своем рисунке (идет структурирование информации).

  • Как выглядели ваши камни-валуны? 
  • Символом чего они для вас стали?
  • Какая информация появилась на камнях?
  • А как информация появлялась?

Ребятам предлагается потрогать морские камушки:

Это, конечно, не камни-валуны, но они тоже оттуда, с морского берега...

  • Всем удалось увидеть медузу? символ - ? Смуты
  • Она какая? цвет, размер, форма...
  • Какие ощущения она у вас вызвала?
  • Какую информацию несли ее щупальца?

Закрепление мыслеобраза

Давайте посмотрим, как увидел лагуну и ее обитателей художник.

Ребятам предлагается рассмотреть образон Смуты, выполненный художником, и сверить свои записи с информацией, размещенной на нем.

Выясняется, что было упущено.

Содержание Смуты - это то, с чем нам предстоит познакомиться на следующих уроках

Детям дается домашнее задание: 

  1. Придумать и нарисовать свой образон Смуты и ее причин, разместив на нем полученную информацию или аккуратно оформить уже проработанный в классе.
  2.  Подумать на тем, почему я выбрала символом Смуты медузу? (неустойчива в форме, окраске, постоянно меняется, опасна - может своими щупальцами ожечь, но в неустойчивости ее слабость - любая сильная волна может просто выбросить ее на берег)

IV этап урока

Закрепление и углубление понятия «Смута»

Так что же такое Смута?

  1. Пробуют ответить дети.
  2. Словарная работа: предлагается прочесть несколько вариантов определения понятия, материал размещен на стенах кабинета (своеобразная физминутка: посмотрели вправо, посмотрели влево)

Смутное время (Смута) - термин для обозначения событий конца XVI - начала XVII вв в России. Введен русскими писателями XVII в, употрeблялся историками в разное время.

В дореволюционной историографии (до 1917 г.) под «смутой» понималось «общее неповиновение, раздор между народом и властью»

В советское время термин «смута» был объявлен «ненаучным» и вместо него было введено, громоздкое наименование этого периода «крестьянская война и иностранная военная интервенция в России»

В настоящее время слово «смута» снова обрело гражданство в исторической науке.

Многие историки рассматривают Смуту, как первый страшный опыт гражданской войны - Вспомним, что означает слово гражданская война? - война между соотечественниками.

Словарная работа.

Конечно, и раньше Россия знала и народные восстания, и братоубийственные феодальные усобицы, но они всегда были ограничены и прострaнcтвом, и количеством участников. Смута никого не оставила равнодушным и безучастным.

Вот как пишет об этом времени современный историк А.И. Плигузов:

И московский боярин, и провинциальный служилый человек, и купец, и вольный казак, и подневольный холоп, и дворянин, и простолюдин-ремесленник, и патриарх всея Руси - все были захвачены вихрем неожиданных и грозных событий, все оказались перед выбором, от которого зависело часто не просто благополучие, а сама жизнь.

Этот выбор приходилось делать в обстановке крайней неопределенности, нестабильности ситуации, при противоречивых слухах об одном и том же лице или событии.

При такой смутности политических очертаний «смутно» было и на душе русского человека. Свой часто роковой выбор он делал наугад, на ощупь, наудачу, потом в ужасе от него отказывался, выбирал и ошибался снова.

В  поисках выхода русские люди сначала готовы были признать ложь самозванца, надеясь с приходом очередного Лжедмитрия на восстановление твердого государственного порядка. Связывали свои надежды с coблaзном принятия чужестранной династии и присягали на верность польскому королевичу Владиславу. Вовлекали, на свою беду, в русские дела иностранные державы - Польшу и Швецию, не замедлившие отнять у безвластной страны Смоленск и северо-западные земли.

Далеко не сразу, после целого ряда неудач и разочарований, лучшие люди того времени пришли к мысли, что единственный путь к восстановлению Российского государства лежит только через освобождение Москвы от поляков.

И поднялся русский народ...

Просмотр фрагмента кинофильма «Минин и Пожарский» (1939 г.)  1.20ч - 1.23ч

Пожарский:

Деды наши и друзи татар прогнали
Так не посрамим же их славу
Пусть знают дети наши и внуки наши,
И все русские люди, которые будут,
Что послужили мы Отечеству верно!

Минин:

Что крепка наша земля,
Что будет стоять она нерушимо. Навечно

Детям предлагаются конфеты - морские камушки - Попробуйте вкус истории, не такая уж она и горькая, как кажется порой

V этап урока

Домашнее задание §1-6п, § 2-1п

Закрепление полученных знаний.

Предлагается проверить себя, выполнив задание №1 к §1 в рабочей тетради с. 6


Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс


    Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

      Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....

31 03 2023 20:39:58

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

30 03 2023 8:21:24

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

29 03 2023 15:45:31

Конспект урока истории по теме "Культура Руси XIV–XV вв."


    Конспект урока истории по теме "Культура Руси XIV–XV вв."

      В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....

28 03 2023 13:53:43

Сценарий исторического вечера "Я - гражданин России"


    Сценарий исторического вечера "Я - гражданин России"

      В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...

27 03 2023 3:29:25

Социальная структура общества и социальные отношения


    Социальная структура общества и социальные отношения

      Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....

26 03 2023 11:32:16

Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"


    Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"

      Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...

25 03 2023 3:16:13

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

24 03 2023 17:47:55

Турнир знатоков военной истории России


    Турнир знатоков военной истории России

      Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...

23 03 2023 19:36:34

Музыкально-литературная композиция "Россия, Россия, горжусь я тобой!"


    Музыкально-литературная композиция "Россия, Россия, горжусь я тобой!"

      Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...

22 03 2023 15:32:13

Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"


    Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

      Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

21 03 2023 9:24:31

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"


    Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

      Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

20 03 2023 18:57:21

Урок обществознания "На выборы идти обязательно!". 9-й класс


    Урок обществознания "На выборы идти обязательно!". 9-й класс

      Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....

19 03 2023 11:17:51

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

18 03 2023 8:31:45

Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС


    Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС

      В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....

17 03 2023 23:49:46

Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь под ордынским игом. Борьба с иноземными захватчиками" в игровой форме


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь под ордынским игом. Борьба с иноземными захватчиками" в игровой форме

      Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....

16 03 2023 21:41:25

Тема урока "Сталинградская битва"


    Тема урока "Сталинградская битва"

      В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....

15 03 2023 5:14:46

Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"


    Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"

      В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....

14 03 2023 7:50:35

Программа элективного курса "Амурское казачество в XIX- XX веках"


    Программа элективного курса "Амурское казачество в XIX- XX веках"

      Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...

13 03 2023 6:59:43

Роль государства в экономике


    Роль государства в экономике

      Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

12 03 2023 0:30:10

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"


    Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

      Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

11 03 2023 13:26:38

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"


    Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

      Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

10 03 2023 16:49:55

Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война 1941—1945гг." в 9-м классе


    Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война 1941—1945гг." в 9-м классе

      На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...

09 03 2023 0:58:30

Урок истории


    Урок истории

      Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....

08 03 2023 17:30:30

Правовой статус человека и гражданина


    Правовой статус человека и гражданина

      Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....

07 03 2023 21:53:22

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

06 03 2023 3:59:16

Урок "Оружие кавказцев"


    Урок "Оружие кавказцев"

      Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....

05 03 2023 4:57:55

Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

04 03 2023 8:58:17

Урок обществознания по теме "Деньги и их функции". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Деньги и их функции". 7-й класс

      На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....

03 03 2023 10:41:53

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

02 03 2023 14:24:28

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

01 03 2023 0:12:30

Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи


    Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

      В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....

28 02 2023 13:44:52

Деловая игра "Политические дебаты"


    Деловая игра "Политические дебаты"

      Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....

27 02 2023 1:12:27

Тема: "Брестский мир"


    Тема: "Брестский мир"

      В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...

26 02 2023 16:16:17

Истинный и ложный патриотизм


    Истинный и ложный патриотизм

      Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....

25 02 2023 13:51:47

"Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (повторительно-обобщающий урок)


    "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (повторительно-обобщающий урок)

      Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....

24 02 2023 15:32:10

Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс


    Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс

      Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....

23 02 2023 19:23:48

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"


    Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

      Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....

22 02 2023 10:42:32

Петр I. Россия на рубеже веков


    Петр I. Россия на рубеже веков

      Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....

21 02 2023 13:23:25

Программа факультативного курса "История Черноярского края"


    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

      Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....

20 02 2023 9:20:27

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"


    Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

      Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

19 02 2023 15:40:48

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

18 02 2023 20:36:53

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе и философии


    Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе и философии

      Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...

17 02 2023 20:24:51

Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"


    Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

      Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

16 02 2023 11:38:15

Урок "Крестьяне и сеньоры. Средние века". 6-й класс


    Урок "Крестьяне и сеньоры. Средние века". 6-й класс

      Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....

15 02 2023 22:15:21

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории"

      Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....

14 02 2023 19:44:18

Тема урока: "Древняя Индия"


    Тема урока: "Древняя Индия"

      Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....

13 02 2023 13:42:39

Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности


    Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

      Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...

12 02 2023 15:52:28

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"

      Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....

11 02 2023 18:28:40

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс


    "Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

      Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....

10 02 2023 1:17:11

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.