Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"
Пояснительная записка
Биоадекватную REAL методику в своей педагогической пpaктике стала использовать после прохождения в марте 2005 года курсов доктора психологических наук, академика Н.В.Масловой «Теория и пpaктика ноосферного образования в свете законов Мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение», организованных в нашей гимназии при содействии РАЕН.
REAL методика дает возможность ребенку уйти от этих перегрузок на уроке. По форме данная методика релаксационно-активная и необычной, на первый взгляд, в ней кажется релаксация, но именно на этом этапе урока (9-10 минут) организм находится в состоянии отдыха и этого времени достаточно, чтобы дать новую информацию по изучаемой теме.
Главное происходит на следующем этапе урока, когда начинается выведение образа информации на уровень словесного описания, ведь каждый видел свой образ. Активность ребят, свободно воспроизводящих новую информацию по теме, просто поражает: мысль работает, желание поделиться - почти у каждого, равнодушных нет, идет эффективное осознание материала, складывается его целостное восприятие. В ходе такой работы мы выявляем существенные моменты изучаемой темы, конкретизируем некоторые ее детали (как и на традиционном уроке), но дети совершенно иные: исчезает неуверенность, чувство стpaxa ответить не так. После таких уроков дети не устают, время урока пролетает незаметно. И это при том, что данная методика помогает решить еще одну проблему: она в одинаковой степени вовлекает в работу обе половины мозга, а взаимодействие левого и правого полушария приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии.
Подготовка к такому уроку требует немало усилий: во-первых, учителю необходимо четко структурировать информацию для релаксации, не затягивать ее, находить интересные мыслеобразы; во-вторых, оптимально продумывать каждый этап урока, направлять обсуждение информации в А-фазе в нужном русле; в-третьих, создавать атмосферу доверия, заинтересованности (заинтриговать); учить детей расслаблляться; убедить их в том, что это полезно и нужно прежде всего им.
Конспект урока
Тип урока:
Вводный урок по теме с использованием биоадекватной методики.
Оборудование урока:
- образон Смуты в России начала XVII века;
- иллюстрация картины С.В.Иванова «В Смутное время»;
- напечатанная на листах словарная работа с новыми понятиями;
- морские камушки (камни и конфеты);
- компьютер, диск с релаксационной музыкой;
- DVD фильм «Минин и Пожарский», телевизор;
- карта.
Цель урока: способствовать целостному восприятию понятия «Смутное время в России в начале XVII века», причин его возникновения.
Задачи урока:
- сформировать представление о сложной переходной исторической эпохе России начала XVII;
- создать условия для целостного восприятия понятия Смута, причинах ее возникновения, содержании посредством проведения занятия в режиме REAL;
- способствовать развитию творческого мышления мыслеобразами;
- формирование умений систематизировать и размещать на образоне полученную в релаксации информацию, использовать ее при хаpaктеристике причин и содержания Смуты;
- создать в процессе учебной деятельности атмосферу, стимулирующую творческий процесс познания.
Форма организации учебного процесса:
Используемая на уроке REAL – методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации).
1 этап урока предполагает активизацию мыслительной деятельности учащихся посредством проведения фронтальной беседы о преемниках Ивана Грозного, подводящей их к пониманию (хотя и не озвучиванию) причин начавшегося в стране Смутного времени;
2 этап – получение новых знаний о причинах возникновения и содержании Смутного времени в состоянии релаксации; формирование мыслеобраза Смуты;
3 этап – формирование умения использовать полученные в релаксации знания: «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке (что видели);этап, когда абстpaктная информация обретает хаpaктер личностного представления образа;
4 этап – закрепление полученной информации: сравнение образона учителя с рисунком и записями в тетради: дополнения, исправления, выводы;
5 этап – углубление понятия «Смута»;
6 этап – домашнее задание.
Класс обучается по учебнику А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII века»
I этап урока
Проверка домашнего задания
В форме фронтального опроса (очень динамично, как своеобразный «разогрев» перед погружением в новую тему):
- Какой период в истории России мы изучаем?
- Вспомним хронологию событий этого периода.
- Когда умер Иван Грозный?
- Кто становится русским царем?
- А кто фактически правил вместо него? почему?
- Какое тяжелое наследие досталось стране от Ивана Грозного?
- Были ли еще дети у Ивана IV?
- Что вы знаете об «угличской драме»?
- Кто и каким образом становится новым царем после cмepти Федора?
- Какую бы хаpaктеристику вы дали Борису Годунову?
- Как относилось к нему московская аристократия (бояре)?
- Какие непредвиденные трудности возникают в начале его правления?
- Каковы последствия голода?
Мы видим в какой сложной и тревожной обстановке вступает Россия в XVII столетие. В истории нашей страны этот период получил название «смутного времени» или Смуты.
История Смутного времени и станет главной темой нашего изучения. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с понятием «Смута», ее причинами и сутью
Какие ассоциации вызывает у вас слово «смута», «смутное время»?
По ходу высказывания детей делаются записи на доске:
смутность - неясность, неотчетливость, неопределенность, нестабильность... В чем? Жизни - политической, социальной, экономической... неясность очертаний настоящего и будущего страны...
смутно - тревожно.
Прежде, чем продолжить разговор по теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие...
II этап урока
Релаксация
Займите удобное положение. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, тело, ноги...
Представьте себя на берегу океана, олицетворяющего жизнь в ее многообразии, постоянной текучести, изменчивости... Какие краски окружают вас? Какие звуки вы слышите?
Ощутите запах океана... (можно использовать морской освежитель воздуха) Вдохните свежего морского воздуха. Чувствуете прилив бодрости и сил? Измените что-нибудь вокруг, если вам хочется. Поблагодарите океан, пошлите ему свою любовь...
Вы останавливаетесь у небольшой лагуны истории России начала XVII века. Таинственный, сложный мир ее жизни открывается перед вашим взором...
Вы видите - несколько камней-валунов отделяют лагуну от океана. Посмотрите внимательно:
- на самом большом камне высвечивается информация - династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
- на рядом лежащем валуне появляется другая информация - ослабление центральной власти (выборный царь);
- на следующем камне - разруха, голод - последствия опричнины и неурожая;
- и еще одна информация - дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.
Среди камней-валунов мечется странная медуза. Приглядитесь к ней...Какого она размера? цвета? какие у нее щупальца? Пусть она станет для вас символом Смуты. Как изменяется медуза в ответ на вашу просьбу?
Видите, в центре купола медузы вспыхнуло слово «Смута». Вглядитесь в это слово, какие ощущения оно вызывает у вас? Поблагодарите медузу за то, что она согласилась стать для вас проводником в мир истории России начала XVII века.
А теперь посмотрите на ее щупальца. Они какие?
Их много, они разной величины, причудливо изгибаются, переплетаются - они питают Смуту... Пусть щупальца станут для вас содержанием Смуты.
Посмотрите, на них появляется информация:
- на первом щупальце - мятежи, разбой, народные волнения;
- на другом - самозванцы;
- на третьем - борьба за верховную власть;
- дальше - иностранная интервенция;
- и следом - потеря государственной независимости;
- нравственная «шаткость» населения - такова информация следующего щупальца;
- особым цветом на последнем из них высвечивается информация - народное ополчение, Минин и Пожарский.
А теперь, мысленно единым взором, окиньте берег океана, лагуну, охватите все образы, которые вы видели и информацию на них:
океан - символ жизни, ее многообразия, текучести, изменчивости
лагуна - история России начала XVII века
камни-валуны - причины смуты:
- династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
- ослабление центральной власти (выборный царь);
- разруха, голод - последствия опричнины и нерожая;
- дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.
медуза - Смута;
и ее щупальца - содержание Смуты:
- мятежи, разбой, народные волнения;
- борьба за верховную власть;
- самозванцы;
- иностранная интервенция;
- потеря государственной независимости;
- нравственная «шаткость» населения;
- народное ополчение, Минин и Пожарский.
Посмотрите, лучи восходящего солнца озаряют лагуну, проникая вглубь ее вод. Скоро все изменится в этом маленьком мире...
Поблагодарите все образы, которые помогли вам познакомиться с историей Смуты. Попрощайтесь с ними и отпустите в прошлое.
А нам пора возвращаться. Почувствуйте, как ваши ноги, тело наливаются силой... Подвигайте ладонями, плечами. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь, открывайте глаза и медленно возвращайтесь в класс.
III этап урока
Переработка (осмысление) информации. Активная фаза
- Как прошло ваше путешествие?
- Кто видел океан?
- он был какой? опишите ваш океан... цвет, звуки, запахи...
- вам удалось почувствовать свежий морской воздух? какие ощущения при этом вы испытали?
- символом чего стал для вас океан?
- как океан реагировал на вашу благодарность, любовь?
- А кто видел лагуну? Она какая? Что вы видели в ней? Символом чего стала для вас лагуна?
Нарисуйте лагуну и все, что вы в ней видели, так как это вам запомнилось.
Далее продолжается беседа, в ходе которой ребята вспоминают полученную в релаксации информацию и размещают ее на своем рисунке (идет структурирование информации).
- Как выглядели ваши камни-валуны?
- Символом чего они для вас стали?
- Какая информация появилась на камнях?
- А как информация появлялась?
Ребятам предлагается потрогать морские камушки:
Это, конечно, не камни-валуны, но они тоже оттуда, с морского берега...
- Всем удалось увидеть медузу? символ - ? Смуты
- Она какая? цвет, размер, форма...
- Какие ощущения она у вас вызвала?
- Какую информацию несли ее щупальца?
Закрепление мыслеобраза
Давайте посмотрим, как увидел лагуну и ее обитателей художник.
Ребятам предлагается рассмотреть образон Смуты, выполненный художником, и сверить свои записи с информацией, размещенной на нем.
Выясняется, что было упущено.
Содержание Смуты - это то, с чем нам предстоит познакомиться на следующих уроках
Детям дается домашнее задание:
- Придумать и нарисовать свой образон Смуты и ее причин, разместив на нем полученную информацию или аккуратно оформить уже проработанный в классе.
- Подумать на тем, почему я выбрала символом Смуты медузу? (неустойчива в форме, окраске, постоянно меняется, опасна - может своими щупальцами ожечь, но в неустойчивости ее слабость - любая сильная волна может просто выбросить ее на берег)
IV этап урока
Закрепление и углубление понятия «Смута»
Так что же такое Смута?
- Пробуют ответить дети.
- Словарная работа: предлагается прочесть несколько вариантов определения понятия, материал размещен на стенах кабинета (своеобразная физминутка: посмотрели вправо, посмотрели влево)
Смутное время (Смута) - термин для обозначения событий конца XVI - начала XVII вв в России. Введен русскими писателями XVII в, употрeблялся историками в разное время.
В дореволюционной историографии (до 1917 г.) под «смутой» понималось «общее неповиновение, раздор между народом и властью»
В советское время термин «смута» был объявлен «ненаучным» и вместо него было введено, громоздкое наименование этого периода «крестьянская война и иностранная военная интервенция в России»
В настоящее время слово «смута» снова обрело гражданство в исторической науке.
Многие историки рассматривают Смуту, как первый страшный опыт гражданской войны - Вспомним, что означает слово гражданская война? - война между соотечественниками.
Словарная работа.
Конечно, и раньше Россия знала и народные восстания, и братоубийственные феодальные усобицы, но они всегда были ограничены и прострaнcтвом, и количеством участников. Смута никого не оставила равнодушным и безучастным.
Вот как пишет об этом времени современный историк А.И. Плигузов:
И московский боярин, и провинциальный служилый человек, и купец, и вольный казак, и подневольный холоп, и дворянин, и простолюдин-ремесленник, и патриарх всея Руси - все были захвачены вихрем неожиданных и грозных событий, все оказались перед выбором, от которого зависело часто не просто благополучие, а сама жизнь.
Этот выбор приходилось делать в обстановке крайней неопределенности, нестабильности ситуации, при противоречивых слухах об одном и том же лице или событии.
При такой смутности политических очертаний «смутно» было и на душе русского человека. Свой часто роковой выбор он делал наугад, на ощупь, наудачу, потом в ужасе от него отказывался, выбирал и ошибался снова.
В поисках выхода русские люди сначала готовы были признать ложь самозванца, надеясь с приходом очередного Лжедмитрия на восстановление твердого государственного порядка. Связывали свои надежды с coблaзном принятия чужестранной династии и присягали на верность польскому королевичу Владиславу. Вовлекали, на свою беду, в русские дела иностранные державы - Польшу и Швецию, не замедлившие отнять у безвластной страны Смоленск и северо-западные земли.
Далеко не сразу, после целого ряда неудач и разочарований, лучшие люди того времени пришли к мысли, что единственный путь к восстановлению Российского государства лежит только через освобождение Москвы от поляков.
И поднялся русский народ...
Просмотр фрагмента кинофильма «Минин и Пожарский» (1939 г.) 1.20ч - 1.23ч
Пожарский:
Деды наши и друзи татар прогнали
Так не посрамим же их славу
Пусть знают дети наши и внуки наши,
И все русские люди, которые будут,
Что послужили мы Отечеству верно!
Минин:
Что крепка наша земля,
Что будет стоять она нерушимо. Навечно
Детям предлагаются конфеты - морские камушки - Попробуйте вкус истории, не такая уж она и горькая, как кажется порой
V этап урока
Домашнее задание §1-6п, § 2-1п
Закрепление полученных знаний.
Предлагается проверить себя, выполнив задание №1 к §1 в рабочей тетради с. 6
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 23:46:11
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 13:43:47
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 2:47:57
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 19:59:28
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 18:49:39
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 0:37:50
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 9:32:40
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 21:27:18
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 3:27:15
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 22:33:56
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 15:30:27
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 0:16:15
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 11:56:29
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 12:51:19
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 13:53:37
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 21:41:14
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 8:42:37
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 12:34:57
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 6:50:58
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 3:21:43
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 18:56:49
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 22:26:58
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 22:10:37
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 22:30:32
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 22:26:56
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 21:54:15
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 11:15:48
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 13:52:26
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 0:11:43
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 10:18:24
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 13:10:40
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 6:10:58
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 19:42:27
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 5:20:27
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 7:22:45
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 19:43:11
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 8:17:56
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 17:49:46
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 18:51:12
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 7:47:16
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 15:45:33
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 8:59:13
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 8:50:17
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 16:44:34
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 22:31:34
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 12:52:12
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 15:44:59
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 19:49:30
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 2:40:54
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 11:34:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::