Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"
Ход игры.
Вводная часть. 1 Слайд (Приложение 1)
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной стороной жизни древнего мира, а точнее, римского мира, история которого насчитывает 12 веков, и который в период наивысшего могущества простирался от Атлантического океана до Кавказа, от Британии до Ливийской пустыни в Африке.
Сегодня мы будем играть. На машине времени отправляемся в далекое путешествие в Римское государство на рубеже II–I вв. до н.э. Побываем экскурсантами и экскурсоводами, вступим в дискуссию с римским сенатором а, вернувшись, создадим учебный диафильм по всему тому материалу, который исследуем в ходе сегодняшнего путешествия.
А вот на какую тему будет наш фильм, предстоит догадаться вам.
2 Слайд Для этого посмотрите в 1-ый текст раздаточного материала. (Приложение 2)
Вставив пропущенное слово в текст, вы и определите тему урока.
«В какой бы уголок мы бы ни заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество».
Какое слово пропущено?
3 Слайд Рабство в Древнем Риме и есть тема сегодняшнего занятия.
Во время путешествия в Древний Рим нас будут интересовать paбы и их жизнь.
Итак, закройте глаза и представьте себе, что мы переносимся через тысячелетия на машине времени. Открывайте глаза.
4 Слайд Мы попали в столицу, в самое её сердце и остановились перед загадочным зданием. Оно знаковое, потому что здесь решались все важные государственные вопросы.
Давайте войдем. Что же это за здание и что происходит внутри.
Щелчок мышки Кто уже догадался, куда мы попали, и что делают эти люди?
Абсолютно верно. Это сенаторы.
Мы не зря попали первым делом именно сюда. Ведь без ведома сенаторов в Риме не происходило ничего. И путешествовать мы сможем только, если они нам разрешат.
Для этого нам предстоит вспомнить тот материал, который мы уже изучили по истории Древнего Рима, чтобы заслужить пропуск-разрешение для дальнейшего продвижения. Сенаторы любезно приготовили его для нас в виде чайнворда. (Приложение 3) 5 Слайд чайнворд
Надеюсь, вы сумеете его заполнить, и нам будет позволено двинуться дальше.
Тем более, что первые два слова, Раб и Сенат, вы угадали без особого труда. Щелчок мышки
Римляне придумали для этого чайнворда необычную форму, которая имеет скрытый смысл. Они надеются, что вы сумеете и его разгадать.
Посмотрите внимательно. Что вам напоминает форма?
- Шлем (уч-ся)
Абсолютно верно. А как вы думаете, какому воину принадлежит этот шлем.
- Римскому легионеру (уч-ся)
Вот мы с вами и отгадали третье слово - легионер. Щелчок мышки
Думаю, сенаторы удивлены вашей осведомленности. Они ещё больше удивятся, если вы вспомните, что по поводу возникновения Сената гласит легенда.
Ученик: Первый римский царь Ромул хотел иметь верных людей, на которых мог надеяться. Он выбрал 100 человек, самых достойных. Из них Ромул и составил Сенат.
Ученик: Сенаторов иногда даже называли отцами. Это по-латински «патрес», т.е. патриции. Патриции стали знатью, имели много земель и богатств.
Ученик: Сенаторов не всегда было 100. Позже их стало 300, а потом 600. Они решали все важные вопросы в Риме и должны были быть благородными.
Учитель: добавляем ещё два разгаданных слова – Ромул и патриции Щелчок мышки
А если мы заговорили о патрициях, не будем забывать и о другом слое римского населения, о ком, как вы думаете?
Ученик: о плебеях. Они поначалу не имели таких прав, как патриции, не могли становиться начальниками, участвовать в собраниях. Хотя среди них были и богатые, и знатные.
Ученик: Плебеи не хотели так жить и добились равных прав. Были разрешены бpaки с патрициями, и даже 1 консул был из плебеев. В знак примирения патрициев и плебеев построили Храм Согласия.
Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – плебеи Щелчок мышки. А кто же были paбы, какое место отводилось им в Древнем Риме?
Во время ранней республики рабов было немного. Они не имели прав и были личной вещью хозяина. Поначалу их использовали в домашнем хозяйстве.
Со временем рабов становилось все больше, и они трудились на самых тяжелых работах.
Вопрос учителя: Как вы думаете, почему положение изменилось, какие обстоятельства этому способствовали?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо вспомнить, когда завершилась история ранней республики.
Ученик: Когда римляне покорили Италию и стали её хозяевами. Даже греческие колонии стали зависеть от Рима.
Учитель: остановились ли римляне, завоевав Апеннинский полуостров?
Ученик: Нет. К концу I в. до н.э. все земли вокруг Средиземного моря стали римскими. Римляне называли его – «наше море», а римская серебряная монета – денарий – распространилась по всей Италии.
Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – денарий. Щелчок мышки. Наш чайнворд пpaктически разгадан, осталось последнее задание – надо угадать, на какой реке возник город Рим
Правильно, это река – Тибр. Щелчок мышки. Римляне не могли не включить в задания название этой реки, которая стала колыбелью их великого государства!
6 Слайд карта. Сколько территорий оно вобрало в себя, сколько народов подчинилось ему.
Подумайте и скажите, как все это отразилось на самих гражданах Великого Рима?
Изменилась ли их жизнь и нравы после Пунических войн?
Ученик: Граждане Рима были на особом положении – почетном и богатом. Завоеванные земли – провинции - платили Риму налоги.
Учитель: Изменились ли сами римляне? По-прежнему ли они ценили такие качества, как благородство и личное достоинств?
Ученик: Нет. Это ушло в прошлое. Теперь больше всего ценились только деньги и paбы.
Учитель: А теперь - самое время послушать, о чем же говорит один из сенаторов, тем более что предложенный чайнворд мы разгадали и можем беспрепятственно присутствовать в любом уголке Древнего Рима и даже вступать в дискуссию с его сенаторами. 7 Слайд Посмотрите, этот сенатор как раз заканчивает свою речь: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
Эти слова - эпиграф к уроку. Мы, жители 21 века можем поспорить с этим утверждением.
Но стать равноправными участниками разговора удастся только если мы изучим жизнь рабов, увидим всё своими глазами. Для этого мы сюда и пробрались сквозь тысячелетия.
Какие же вопросы мы должны выяснить, чтобы вступить в дискуссию с сенатором? 8 Слайд
Откуда брались paбы | Источники рабства |
Сколько было рабов | Количество рабов |
Где работали paбы | Труд рабов |
Трудно ли жилось paбам, что они ели, где жили, во что одевались | Условия жизни и быта рабов |
Как обращались с paбами их хозяева | Отношение к paбам в обществе |
Учитель: Итак, что бы узнать ответы на эти вопросы, мы отправляемся в путешествие по Риму. А чтобы успеть всё посмотреть, разделимся по группам и распределим маршруты.
Для каждой пары сенаторы предлагают свой маршрут. Они подготовили для вас карту Рима, на которой обозначили, куда, в каком направлении вам двигаться. (Приложение 4) 9 Слайд Вот маршруты, по которым отправится каждая группа: Щелчок мышки
Халишхова Залина Хахоков Аниуар |
отправляются на рынок рабов | |
Мидов Аслан Акаев Мухаммад |
получает приглашение к богатому знатному римлянину - в его имение и в его дом |
|
Гучаев Салим Мамсиров Масхуд |
осматривает рудники | |
Мамбетов Радион Апсов Руслан |
посещает гладиаторские бои в Колизее | |
Макоева Рузанна Вороков Ислам |
отправляется в ремесленную мастерскую |
Обратите внимание на раздаточный материал, с подготовленными информацией и документами. Его приготовили для вас гостеприимные сенаторы, – все это вам пригодится для исследования. Кроме того сенаторы поставили условие, что пока мы на территории Древнего Рима, имена у нас будут только латинские: Аурелия, Виктор, Бинифаций, Максим, Игнат, Джема, Константин, Роман, Теодор, Бенедикт и т.д.
Итак, в путь!
Остановка 1. Рынок рабов
Сейчас мы вместе 1-й группой побываем на рынке рабов в Риме. Ориентироваться нам поможет схема - «Источники рабства». 10 Слайд
Посмотрите, как можно было стать рабом:
Плен - Пиратство - Дети рабов - Долговое рабство
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Учитель - вопрос: Подумайте, из каких стран могли римляне привозить самых образованных и дорогих рабов?
Учитель: А вы увидели здесь людей, ставших paбами за долги.
Ученик: Нет. Потому, что к тому времени римляне уже не могли стать paбами из-за долгов.
Учитель: Абсолютно верно, в 326 году долговое рабство было отменено. Совершилось это так: однажды к одному патрицию за долги попал в рабство юноша-плебей. Чтобы показать свое превосходство над ним, хозяин приказал раздеть его и наказать розгами. Молодой человек, весь избитый, вырвался и убежал к народу, и вызвал шквал возмущения. После выступления на форуме сенаторы из-за боязни восстания в 326 г. отменили долговое рабство.
Учитель: Откорректируем нашу схему - перечеркиваем колонку «Paбы-должники»
Итак, подведем итоги:
Теперь, думаю, вы можете догадаться, почему хитрые сенаторы составили чайнворд в виде римского шлема.
Посмотрите в раздаточный материал – текст № 2 (Приложение 2) на цифры:
Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. рабов-пленных.
? - Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Рима основным?
Пленники
? - Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Почему они высоко ценились и дорого стоили?
Учитель: Следующая наша задача: выяснить, где применялся рабский труд, и заполнить вторую схему «Применение труда рабов в Риме»
Мы отправляемся к богатому и знатному римлянину. Сначала – в его имение, а после в дом в самом Риме.
Остановка 2. Имение
11 Слайд Учитель: У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. К нам подошел управляющий, и мы решили побеседовать с ним.
Представьтесь, пожалуйста.- «Бинифаций»
А для этого просмотрите на слайд, на иллюстрации из раздаточного материала (Приложение 5) и составьте вопросы для управляющего. Кто готов задать первый вопрос?
Ученик: Кто является хозяином этого имения и где он?
Ученик-Бинифаций: Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Но его сегодня нет. Наш хозяин живет в городе, у него там дом. В имение он приезжает по праздникам, а также для контроля. В остальное время за главного остаюсь я.
Ученик: Что есть в вашем имении, оно большое?
Ученик: - Бинифаций: О, имение у нас большое! Есть поля, виноградник, огород, луг, сад и лес.
Ученик: Сколько у вас рабов?
Ученик: - Бинифаций: У нас в имении 150 рабов. Часть из них работает в поле, другие собирают виноград, третьи - на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари должны быть самыми сильными paбами и хорошо ухаживать за волами, которые стоят очень дорого. Если paбы бьют волов, то мы таких пахарей наказываем.
Ученик: Что делают paбы зимой, когда нечего делать в поле и на винограднике?
Ученик - Бинифаций: paбы моют бочки, вывозят навоз, плетут корзины, готовят колья для виноградников.
Ученик: Ты тоже раб, что делаешь ты?
Ученик - Бинифаций: Я заслужил доверие хозяина, и он сделал меня своим управляющим. Я слежу за paбами.
Ученик: Чем кормят рабов?
Ученик - Бинифаций: В основном хлебом и овощами. Реже похлебкой. По очень большим праздникам едят масло и мясо.
Учитель: Можно нам осмотреть ваше имение, дом, поговорить с paбами?
Ученик - Бинифаций: Хорошо, посмотрите. Рабов от работы отвлекать нельзя. Я не хочу из-за вас потерять свое место и отправиться на давильню.
Учитель:А знаете, почему он не хочет на давильню. Там очень тяжелая работа - нажимать на рычаг ручного пресса. Спасибо Бинифаций:
Вопросы для заключительной беседы:
- Какую работу выполняли paбы в сельском хозяйстве?
- Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?
Остановка 3 Дом богатого римлянина
Учитель: третья группа попадает в дом богатого римлянина. Что же они видят? 12 Слайд
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Щелчок мышки - видео дома
Учитель - вопрос: Как вы считаете, где жилось paбам лучше
- в имении или доме римлянина?
Остановка 4 Рудники
13 Слайд С большим трудом Салим и Масхуд получили разрешение сенатора осмотреть рудники.
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Учитель:
- Почему cмepтную казнь заменяли рудниками?
- Сравните труд на рудниках с другими работами рабов.
Остановка 5 Колизей
Учитель: пятая группа прибывает в Колизей. 14 Слайд
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов Щелчок мышки видео
15 Слайд Ученик рассказывает о гладиаторах, о приветствии императора: «Ave, Imperator, morituri te salutant»! (Здравствуй, император, идущие на cмepть приветствуют тебя!)
Учитель-Вопросы для заключительной беседы:
- Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
- Что общего для работв между рудниками и гладиаторскими боями?
- В раздаточном материале, в документах под № 3, есть слова Цицерона (Приложение 2). Используйте их для ответа на вопрос:
- Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?
Цицерон считал, что никто с такой силой не учит презрению к cмepти и боли, как гладиаторы.
- Согласны ли вы с ним?
Остановка 6 Ремесленная мастерская
Учитель: шестая группа направляется в ремесленную мастерскую в Риме. Учебный диск - торговля в Риме
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
16 Слайд торговля в Риме
Учитель-Вопросы для заключительной беседы:
- Почему отправить paба в пекарню считалось тяжким наказанием?
- Почему так поступил хозяин, отпуская своих рабов быть хозяевами мастерских?
Чтоб подытожить все увиденное, обратимся к схеме «Применение труда рабов в Риме»
17 Слайд ?- Где же применялся труд рабов в Риме
Вопросы для итоговой беседы:
- Изучите первоисточники о сельском хозяйстве. В раздаточном материале они под №4. Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?
- Почему paбы были всегда разных национальностей?
- Обратитесь к эпиграфу урока и скажите, прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?
- Используйте для ответа выдержку из Всеобщей декларации прав человека, которая есть у вас в раздаточном материале (Приложение 6).
Учитель: Рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. Но даже в те далекие времена так думали не все. Еще раз обратимся к первоисточникам, к мыслям, которые высказывали древние ученые Рима и Греции. Посмотрите документы того периода. У вас в раздаточном материале они под № 6 (Приложение 2). 18 Слайд Они дают нам возможность сравнить взгляды на природу человека разных ученых.
Учитель: Подумайте, чьи мысли кажутся вам более правильными?
Домашнее задание: напишите свой ответ сенатору. Согласны вы с его высказыванием или нет, здесь вам как раз и пригодятся мысли древних ученых Рима и Греции, с которыми вы познакомились.
Литература вам в помощь. 19 Слайд Так же диски «Атлас Древнего мира», «Всеобщая история.5 класс», «История 5 класс» (2 части)
Сенаторы приятно удивлены вашим трудолюбием и любознательностью. Они приготовили вам в награду и на память именные грамоты с древнеримскими печатями . Разрешите мне их вручить вам, ребята. 20 Слайд
Сейчас мы будем прощаться с Древним Римом, возвращаться в наше время.
Давайте дадим дружеский совет нашим далеким предкам, жившим в те времена: как же не стать рабом в Древнем Риме. Для этого у нас подготовлены Конверты с указанием адресатов и бланки для письма Другу (Приложение 7).
Напишите Ваши советы, запечатайте в конверты и оставим их в прошлом, может, кому-то удастся избежать тяжелой участи и не попасть в paбы или облегчить свою участь.
Итак, мы дома. Давайте вспомним что произошло с нами сегодня, для этого предлагаю вам поработать с тестами (Приложение 8) и заполнить схемы (Приложение 9).
Всем большое спасибо за урок!
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
27 05 2023 9:57:47
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
26 05 2023 22:17:38
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
25 05 2023 13:59:52
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
24 05 2023 17:27:52
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
23 05 2023 0:45:43
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
22 05 2023 16:31:46
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
21 05 2023 4:17:55
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
20 05 2023 12:17:31
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
19 05 2023 20:40:40
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
18 05 2023 3:44:16
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
17 05 2023 10:27:54
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
16 05 2023 1:59:30
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
15 05 2023 1:26:57
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
14 05 2023 11:41:45
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
13 05 2023 22:29:24
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах.
Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе.
Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент.
...
12 05 2023 1:19:45
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
11 05 2023 5:16:34
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
10 05 2023 5:23:27
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
09 05 2023 15:13:12
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
08 05 2023 23:38:29
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
07 05 2023 10:34:47
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
05 05 2023 9:18:10
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
04 05 2023 0:43:23
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
03 05 2023 15:27:18
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
02 05 2023 8:31:38
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
01 05 2023 4:55:24
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
30 04 2023 6:30:18
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
29 04 2023 21:42:22
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
28 04 2023 3:22:23
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
27 04 2023 15:56:24
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
26 04 2023 19:26:37
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
25 04 2023 3:53:11
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
24 04 2023 17:57:27
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
23 04 2023 10:33:58
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
22 04 2023 17:17:20
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
21 04 2023 18:22:26
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
20 04 2023 15:59:25
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
19 04 2023 7:55:48

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
18 04 2023 17:15:21
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
17 04 2023 7:44:30
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
16 04 2023 1:28:51
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
15 04 2023 9:11:41
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
14 04 2023 17:21:53
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
13 04 2023 15:39:22
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
12 04 2023 19:34:16
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
11 04 2023 19:43:34
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
10 04 2023 17:36:39
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
09 04 2023 5:53:42
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
08 04 2023 19:27:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::