Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"
Ход игры.
Вводная часть. 1 Слайд (Приложение 1)
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной стороной жизни древнего мира, а точнее, римского мира, история которого насчитывает 12 веков, и который в период наивысшего могущества простирался от Атлантического океана до Кавказа, от Британии до Ливийской пустыни в Африке.
Сегодня мы будем играть. На машине времени отправляемся в далекое путешествие в Римское государство на рубеже II–I вв. до н.э. Побываем экскурсантами и экскурсоводами, вступим в дискуссию с римским сенатором а, вернувшись, создадим учебный диафильм по всему тому материалу, который исследуем в ходе сегодняшнего путешествия.
А вот на какую тему будет наш фильм, предстоит догадаться вам.
2 Слайд Для этого посмотрите в 1-ый текст раздаточного материала. (Приложение 2)
Вставив пропущенное слово в текст, вы и определите тему урока.
«В какой бы уголок мы бы ни заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество».
Какое слово пропущено?
3 Слайд Рабство в Древнем Риме и есть тема сегодняшнего занятия.
Во время путешествия в Древний Рим нас будут интересовать paбы и их жизнь.
Итак, закройте глаза и представьте себе, что мы переносимся через тысячелетия на машине времени. Открывайте глаза.
4 Слайд Мы попали в столицу, в самое её сердце и остановились перед загадочным зданием. Оно знаковое, потому что здесь решались все важные государственные вопросы.
Давайте войдем. Что же это за здание и что происходит внутри.
Щелчок мышки Кто уже догадался, куда мы попали, и что делают эти люди?
Абсолютно верно. Это сенаторы.
Мы не зря попали первым делом именно сюда. Ведь без ведома сенаторов в Риме не происходило ничего. И путешествовать мы сможем только, если они нам разрешат.
Для этого нам предстоит вспомнить тот материал, который мы уже изучили по истории Древнего Рима, чтобы заслужить пропуск-разрешение для дальнейшего продвижения. Сенаторы любезно приготовили его для нас в виде чайнворда. (Приложение 3) 5 Слайд чайнворд
Надеюсь, вы сумеете его заполнить, и нам будет позволено двинуться дальше.
Тем более, что первые два слова, Раб и Сенат, вы угадали без особого труда. Щелчок мышки
Римляне придумали для этого чайнворда необычную форму, которая имеет скрытый смысл. Они надеются, что вы сумеете и его разгадать.
Посмотрите внимательно. Что вам напоминает форма?
- Шлем (уч-ся)
Абсолютно верно. А как вы думаете, какому воину принадлежит этот шлем.
- Римскому легионеру (уч-ся)
Вот мы с вами и отгадали третье слово - легионер. Щелчок мышки
Думаю, сенаторы удивлены вашей осведомленности. Они ещё больше удивятся, если вы вспомните, что по поводу возникновения Сената гласит легенда.
Ученик: Первый римский царь Ромул хотел иметь верных людей, на которых мог надеяться. Он выбрал 100 человек, самых достойных. Из них Ромул и составил Сенат.
Ученик: Сенаторов иногда даже называли отцами. Это по-латински «патрес», т.е. патриции. Патриции стали знатью, имели много земель и богатств.
Ученик: Сенаторов не всегда было 100. Позже их стало 300, а потом 600. Они решали все важные вопросы в Риме и должны были быть благородными.
Учитель: добавляем ещё два разгаданных слова – Ромул и патриции Щелчок мышки
А если мы заговорили о патрициях, не будем забывать и о другом слое римского населения, о ком, как вы думаете?
Ученик: о плебеях. Они поначалу не имели таких прав, как патриции, не могли становиться начальниками, участвовать в собраниях. Хотя среди них были и богатые, и знатные.
Ученик: Плебеи не хотели так жить и добились равных прав. Были разрешены бpaки с патрициями, и даже 1 консул был из плебеев. В знак примирения патрициев и плебеев построили Храм Согласия.
Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – плебеи Щелчок мышки. А кто же были paбы, какое место отводилось им в Древнем Риме?
Во время ранней республики рабов было немного. Они не имели прав и были личной вещью хозяина. Поначалу их использовали в домашнем хозяйстве.
Со временем рабов становилось все больше, и они трудились на самых тяжелых работах.
Вопрос учителя: Как вы думаете, почему положение изменилось, какие обстоятельства этому способствовали?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо вспомнить, когда завершилась история ранней республики.
Ученик: Когда римляне покорили Италию и стали её хозяевами. Даже греческие колонии стали зависеть от Рима.
Учитель: остановились ли римляне, завоевав Апеннинский полуостров?
Ученик: Нет. К концу I в. до н.э. все земли вокруг Средиземного моря стали римскими. Римляне называли его – «наше море», а римская серебряная монета – денарий – распространилась по всей Италии.
Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – денарий. Щелчок мышки. Наш чайнворд пpaктически разгадан, осталось последнее задание – надо угадать, на какой реке возник город Рим
Правильно, это река – Тибр. Щелчок мышки. Римляне не могли не включить в задания название этой реки, которая стала колыбелью их великого государства!
6 Слайд карта. Сколько территорий оно вобрало в себя, сколько народов подчинилось ему.
Подумайте и скажите, как все это отразилось на самих гражданах Великого Рима?
Изменилась ли их жизнь и нравы после Пунических войн?
Ученик: Граждане Рима были на особом положении – почетном и богатом. Завоеванные земли – провинции - платили Риму налоги.
Учитель: Изменились ли сами римляне? По-прежнему ли они ценили такие качества, как благородство и личное достоинств?
Ученик: Нет. Это ушло в прошлое. Теперь больше всего ценились только деньги и paбы.
Учитель: А теперь - самое время послушать, о чем же говорит один из сенаторов, тем более что предложенный чайнворд мы разгадали и можем беспрепятственно присутствовать в любом уголке Древнего Рима и даже вступать в дискуссию с его сенаторами. 7 Слайд Посмотрите, этот сенатор как раз заканчивает свою речь: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
Эти слова - эпиграф к уроку. Мы, жители 21 века можем поспорить с этим утверждением.
Но стать равноправными участниками разговора удастся только если мы изучим жизнь рабов, увидим всё своими глазами. Для этого мы сюда и пробрались сквозь тысячелетия.
Какие же вопросы мы должны выяснить, чтобы вступить в дискуссию с сенатором? 8 Слайд
Откуда брались paбы | Источники рабства |
Сколько было рабов | Количество рабов |
Где работали paбы | Труд рабов |
Трудно ли жилось paбам, что они ели, где жили, во что одевались | Условия жизни и быта рабов |
Как обращались с paбами их хозяева | Отношение к paбам в обществе |
Учитель: Итак, что бы узнать ответы на эти вопросы, мы отправляемся в путешествие по Риму. А чтобы успеть всё посмотреть, разделимся по группам и распределим маршруты.
Для каждой пары сенаторы предлагают свой маршрут. Они подготовили для вас карту Рима, на которой обозначили, куда, в каком направлении вам двигаться. (Приложение 4) 9 Слайд Вот маршруты, по которым отправится каждая группа: Щелчок мышки
Халишхова Залина Хахоков Аниуар |
отправляются на рынок рабов | |
Мидов Аслан Акаев Мухаммад |
получает приглашение к богатому знатному римлянину - в его имение и в его дом |
|
Гучаев Салим Мамсиров Масхуд |
осматривает рудники | |
Мамбетов Радион Апсов Руслан |
посещает гладиаторские бои в Колизее | |
Макоева Рузанна Вороков Ислам |
отправляется в ремесленную мастерскую |
Обратите внимание на раздаточный материал, с подготовленными информацией и документами. Его приготовили для вас гостеприимные сенаторы, – все это вам пригодится для исследования. Кроме того сенаторы поставили условие, что пока мы на территории Древнего Рима, имена у нас будут только латинские: Аурелия, Виктор, Бинифаций, Максим, Игнат, Джема, Константин, Роман, Теодор, Бенедикт и т.д.
Итак, в путь!
Остановка 1. Рынок рабов
Сейчас мы вместе 1-й группой побываем на рынке рабов в Риме. Ориентироваться нам поможет схема - «Источники рабства». 10 Слайд
Посмотрите, как можно было стать рабом:
Плен - Пиратство - Дети рабов - Долговое рабство
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Учитель - вопрос: Подумайте, из каких стран могли римляне привозить самых образованных и дорогих рабов?
Учитель: А вы увидели здесь людей, ставших paбами за долги.
Ученик: Нет. Потому, что к тому времени римляне уже не могли стать paбами из-за долгов.
Учитель: Абсолютно верно, в 326 году долговое рабство было отменено. Совершилось это так: однажды к одному патрицию за долги попал в рабство юноша-плебей. Чтобы показать свое превосходство над ним, хозяин приказал раздеть его и наказать розгами. Молодой человек, весь избитый, вырвался и убежал к народу, и вызвал шквал возмущения. После выступления на форуме сенаторы из-за боязни восстания в 326 г. отменили долговое рабство.
Учитель: Откорректируем нашу схему - перечеркиваем колонку «Paбы-должники»
Итак, подведем итоги:
Теперь, думаю, вы можете догадаться, почему хитрые сенаторы составили чайнворд в виде римского шлема.
Посмотрите в раздаточный материал – текст № 2 (Приложение 2) на цифры:
Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. рабов-пленных.
? - Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Рима основным?
Пленники
? - Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Почему они высоко ценились и дорого стоили?
Учитель: Следующая наша задача: выяснить, где применялся рабский труд, и заполнить вторую схему «Применение труда рабов в Риме»
Мы отправляемся к богатому и знатному римлянину. Сначала – в его имение, а после в дом в самом Риме.
Остановка 2. Имение
11 Слайд Учитель: У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. К нам подошел управляющий, и мы решили побеседовать с ним.
Представьтесь, пожалуйста.- «Бинифаций»
А для этого просмотрите на слайд, на иллюстрации из раздаточного материала (Приложение 5) и составьте вопросы для управляющего. Кто готов задать первый вопрос?
Ученик: Кто является хозяином этого имения и где он?
Ученик-Бинифаций: Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Но его сегодня нет. Наш хозяин живет в городе, у него там дом. В имение он приезжает по праздникам, а также для контроля. В остальное время за главного остаюсь я.
Ученик: Что есть в вашем имении, оно большое?
Ученик: - Бинифаций: О, имение у нас большое! Есть поля, виноградник, огород, луг, сад и лес.
Ученик: Сколько у вас рабов?
Ученик: - Бинифаций: У нас в имении 150 рабов. Часть из них работает в поле, другие собирают виноград, третьи - на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари должны быть самыми сильными paбами и хорошо ухаживать за волами, которые стоят очень дорого. Если paбы бьют волов, то мы таких пахарей наказываем.
Ученик: Что делают paбы зимой, когда нечего делать в поле и на винограднике?
Ученик - Бинифаций: paбы моют бочки, вывозят навоз, плетут корзины, готовят колья для виноградников.
Ученик: Ты тоже раб, что делаешь ты?
Ученик - Бинифаций: Я заслужил доверие хозяина, и он сделал меня своим управляющим. Я слежу за paбами.
Ученик: Чем кормят рабов?
Ученик - Бинифаций: В основном хлебом и овощами. Реже похлебкой. По очень большим праздникам едят масло и мясо.
Учитель: Можно нам осмотреть ваше имение, дом, поговорить с paбами?
Ученик - Бинифаций: Хорошо, посмотрите. Рабов от работы отвлекать нельзя. Я не хочу из-за вас потерять свое место и отправиться на давильню.
Учитель:А знаете, почему он не хочет на давильню. Там очень тяжелая работа - нажимать на рычаг ручного пресса. Спасибо Бинифаций:
Вопросы для заключительной беседы:
- Какую работу выполняли paбы в сельском хозяйстве?
- Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?
Остановка 3 Дом богатого римлянина
Учитель: третья группа попадает в дом богатого римлянина. Что же они видят? 12 Слайд
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Щелчок мышки - видео дома
Учитель - вопрос: Как вы считаете, где жилось paбам лучше
- в имении или доме римлянина?
Остановка 4 Рудники
13 Слайд С большим трудом Салим и Масхуд получили разрешение сенатора осмотреть рудники.
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Учитель:
- Почему cмepтную казнь заменяли рудниками?
- Сравните труд на рудниках с другими работами рабов.
Остановка 5 Колизей
Учитель: пятая группа прибывает в Колизей. 14 Слайд
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов Щелчок мышки видео
15 Слайд Ученик рассказывает о гладиаторах, о приветствии императора: «Ave, Imperator, morituri te salutant»! (Здравствуй, император, идущие на cмepть приветствуют тебя!)
Учитель-Вопросы для заключительной беседы:
- Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
- Что общего для работв между рудниками и гладиаторскими боями?
- В раздаточном материале, в документах под № 3, есть слова Цицерона (Приложение 2). Используйте их для ответа на вопрос:
- Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?
Цицерон считал, что никто с такой силой не учит презрению к cмepти и боли, как гладиаторы.
- Согласны ли вы с ним?
Остановка 6 Ремесленная мастерская
Учитель: шестая группа направляется в ремесленную мастерскую в Риме. Учебный диск - торговля в Риме
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
16 Слайд торговля в Риме
Учитель-Вопросы для заключительной беседы:
- Почему отправить paба в пекарню считалось тяжким наказанием?
- Почему так поступил хозяин, отпуская своих рабов быть хозяевами мастерских?
Чтоб подытожить все увиденное, обратимся к схеме «Применение труда рабов в Риме»
17 Слайд ?- Где же применялся труд рабов в Риме
Вопросы для итоговой беседы:
- Изучите первоисточники о сельском хозяйстве. В раздаточном материале они под №4. Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?
- Почему paбы были всегда разных национальностей?
- Обратитесь к эпиграфу урока и скажите, прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?
- Используйте для ответа выдержку из Всеобщей декларации прав человека, которая есть у вас в раздаточном материале (Приложение 6).
Учитель: Рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. Но даже в те далекие времена так думали не все. Еще раз обратимся к первоисточникам, к мыслям, которые высказывали древние ученые Рима и Греции. Посмотрите документы того периода. У вас в раздаточном материале они под № 6 (Приложение 2). 18 Слайд Они дают нам возможность сравнить взгляды на природу человека разных ученых.
Учитель: Подумайте, чьи мысли кажутся вам более правильными?
Домашнее задание: напишите свой ответ сенатору. Согласны вы с его высказыванием или нет, здесь вам как раз и пригодятся мысли древних ученых Рима и Греции, с которыми вы познакомились.
Литература вам в помощь. 19 Слайд Так же диски «Атлас Древнего мира», «Всеобщая история.5 класс», «История 5 класс» (2 части)
Сенаторы приятно удивлены вашим трудолюбием и любознательностью. Они приготовили вам в награду и на память именные грамоты с древнеримскими печатями . Разрешите мне их вручить вам, ребята. 20 Слайд
Сейчас мы будем прощаться с Древним Римом, возвращаться в наше время.
Давайте дадим дружеский совет нашим далеким предкам, жившим в те времена: как же не стать рабом в Древнем Риме. Для этого у нас подготовлены Конверты с указанием адресатов и бланки для письма Другу (Приложение 7).
Напишите Ваши советы, запечатайте в конверты и оставим их в прошлом, может, кому-то удастся избежать тяжелой участи и не попасть в paбы или облегчить свою участь.
Итак, мы дома. Давайте вспомним что произошло с нами сегодня, для этого предлагаю вам поработать с тестами (Приложение 8) и заполнить схемы (Приложение 9).
Всем большое спасибо за урок!
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
28 06 2022 0:43:40
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
27 06 2022 11:31:13
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
26 06 2022 1:54:23
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
25 06 2022 20:45:18
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
24 06 2022 1:28:29
Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....
23 06 2022 20:47:48
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
22 06 2022 18:54:38
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
21 06 2022 6:27:38
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
20 06 2022 17:47:30
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
19 06 2022 14:15:23
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
18 06 2022 18:59:52
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
17 06 2022 9:26:17
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
16 06 2022 0:45:12
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
15 06 2022 6:13:53
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
14 06 2022 20:58:11
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
13 06 2022 0:10:22
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
12 06 2022 20:22:51
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
11 06 2022 2:59:14
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
10 06 2022 13:38:42
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
09 06 2022 13:19:26
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
...
08 06 2022 12:17:39
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
07 06 2022 10:11:18
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
06 06 2022 5:47:13
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
05 06 2022 19:52:46
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока.
Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
04 06 2022 21:26:42
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
03 06 2022 12:11:43
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
02 06 2022 11:31:40

Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
01 06 2022 15:13:54
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
31 05 2022 14:54:48
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
30 05 2022 17:12:30
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
29 05 2022 11:51:57
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
28 05 2022 6:42:31

Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
27 05 2022 5:39:28

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
26 05 2022 13:46:17
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
25 05 2022 12:17:42
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
24 05 2022 11:32:13
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
23 05 2022 16:41:28
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
22 05 2022 9:12:30
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
21 05 2022 1:45:40
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
20 05 2022 9:11:26
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
19 05 2022 23:24:25
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
18 05 2022 14:28:28
В статье приводится пример урока-диспута.
...
17 05 2022 6:59:22
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
16 05 2022 11:58:38
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
15 05 2022 9:26:29
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
14 05 2022 16:28:19
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
13 05 2022 0:18:57
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
12 05 2022 22:54:59
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
11 05 2022 12:38:14
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
...
10 05 2022 22:31:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::