Урок по технологии развития критического мышления в форме дебатов "Советско-германский пакт о ненападении — успех советской внешней политики"
ЦЕЛЬ:
- Обобщение и систематизация знаний по теме “Международные отношения накануне Второй мировой войны”.
ЗАДАЧИ:
- Развитие критического мышления, умения отстаивать собственную точку зрения;
- Обучение технологии групповой работы;
- Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности, толерантности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Ознакомление учащихся с технологией “политические дебаты”.
- Создание групп (комaнд), распределение позиций и ролей.
- Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.
ХОД
ВВОДНОЕ СЛОВО.
Уважаемые ребята. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из спopных, дискуссионных вопросов, касающихся кануна второй мировой войны – советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 года.
На основе знаний международной обстановки в 30-е годы, которую мы рассматривали в курсе всеобщей истории, сегодняшней темы урока и предложенной формы (дебаты), сформулируйте цели сегодняшнего занятия.
Учащиеся формулируют свои цели, учитель фиксирует их на доске.
Примерные цели:
- повторить международную ситуацию накануне
второй мировой войны;
- рассмотреть различные подходы к проблеме пакта
Риббентропа-Молотова;
- учиться взаимодействовать в группе;
- учиться слушать и слышать оппонентов и
товарищей, корректно относиться к мнению других.
Группы определены, у них есть немного времени, чтобы провести последние приготовления, пока все остальные выработают критерии оценки деятельности комaнд, так как по окончании дебатов необходимо определить лучших спикеров.
Примерные критерии:
- Научность.
- Доказательность.
- Умение работать в комaнде.
- Компетентность.
- Глубина, чёткость ответов.
- Логика изложения материала.
- Ораторские способности.
Спикер У1 представляет комaнду утверждения, обосновывает актуальность темы, заявляет позицию своей комaнды, выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей стороны.
Мы утверждаем, что советско-германский договор – это успех советской внешней политики,так как:
- Всегда важно умение правильно занять нужную позицию, чтобы обеспечить успех в будущем;
- Необходимо доказать, что данный договор объясняет позицию СССР на начальном этапе войны.
Наши аргументы:
- В отсутствие данного пакта после разгрома Польши Гитлер мог напасть на СССР.
- Цель Мюнхенского договора – толкнуть Гитлера на войну с СССР.
- У СССР существовала реальная угроза на востоке со стороны Японии. Пакт Риббентропа-Молотова нейтрализовал образование антисоветского фронта на Дальнем Востоке в лице Японии
- СССР накануне войны оставался без каких бы – то ни было гарантий безопасности со стороны агрессивных соседей. Необходимость пакта вызывалась срывом Англией и Францией московских переговоров в августе 1939 года.
Таким образом мы утверждаем, что пакт о ненападении является успехом советской внешней политики.
Раунд вопросов:
Третий спикер комaнды отрицания задаёт вопросы первому спикеру комaнды утверждения:
О3 – У1.
- Вы уверены, что отсрочив начало войны с
Германией, СССР эффективно использовал это время
для наращивания своего экономического и
политического потенциала в мире?
- Как вы думаете, заключая договор о ненападении с
Германией,СССР тем самым не подрывал своего
авторитета в мире?
У1 отвечает на вопросы.
Спикер комaнды отрицания О1 представляет отрицающую комaнду.
Мы утверждаем, что пакт о ненападении – это просчёт советской внешней политики.
Мы принимаем актуальность, предложенную оппонентами, но не согласны с их аргументами. Мы считаем, что подписание договора о ненападении не привело к положительным последствиям, так как , во-первых, нападения Германии не удалось избежать, а на СССР Гитлер вряд ли решился бы напасть, не разгромив противников на Западе; во-вторых, западные страны не пошли бы на союз с Германией, так как для них совершенно не приемлемой идеологией был фашизм. К 1939 году Великобритания и Франция уже успели убедиться в истинных целях Германии. В-третьих, СССР успешно воевал с Японией, не стоит преувеличивать угрозу с Востока. В-четвёртых, пакт о ненападении не исключал войну, Сталин слишком доверился Гитлеру.
Исходя из этого мы можем утверждать, что пакт Риббентропа-Молотова – это просчёт советской внешней политики и готовы подтвердить свою точку зрения.
Наши аргументы:
- СССР превратился в соучастника фашистской агрессии. Гитлер смог развернуть вторую мировую войну в самых благоприятных условиях, не думая о том, что придётся воевать на два фронта;
- СССР выступил агрессором на первом этапе войны. Стремление восстановить границы бывшей Российской империи – присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Прибалтики.
- Пакт способствовал ослаблению борьбы с фашизмом в Европе. Мировое коммунистическое движение было дезориентировано, колоссальный вред был нанесён движению Сопротивления. Сталин выдал Гитлеру германских коммунистов, проживающих в СССР.
- СССР оказался накануне нападения Германии в полной международной и военно-стратегической изоляции. За позорную, тяжелейшую “зимнюю войну” с Финляндией СССР оказался исключённым из Лиги Наций.
- СССР был экономическим партнёром Германии. СССР снабжал Германию стратегическими материалами и даже предоставлял базы вермахту для ведения войны.
Таким образом, пакт о ненападении – просчёт советской внешней политики.
Спикер комaнды утверждения задаёт вопросы первому спикеру комaнды отрицания:
О1 отвечает на вопросы У3.
РАУНД ВОПРОСОВ:
У3 – О1:
- Не кажется ли вам, что воссоединение
украинского и белорусского народов – это
восстановление исторической справедливости?
- Вы считаете, что участники Версальского
договора справедливо отнеслись к Советской
России, не учтя её интересов и даже не пригласив
на конференцию?
У2, О2 – опровергают аргументы оппонентов и восстанавливают собственные позиции.
У3, О3 – проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Определение лучших спикеров в соответствие с критериями.
- Рефлексия:
- Достигнуты ли цели урока?
- Полезна ли такая форма деятельности?
- Научились ли вы сегодня чему-либо новому?
- Какие недостатки можете отметить?
- Что необходимо было сделать по-другому?
- Вы довольны уроком?
Выставление отметок.
Домашнее задание: составить синквейн по теме сегодняшнего урока.
ЛИТЕРАТУРА:
- Данилов А. А. История России. М., “Просвещение”, 2005.
- Долуцкий И.И. Отечественная история 20 век. М., “Дрофа”, 1998.
- Дмитренко В. П. История Отечества 20 век. М., “Дрофа”, 1998.
- История России в вопросах и ответах. Ростов-на Дону, 1997.
- История России 20 век. Дидактические материалы. М., “Дрофа”, 2000.
- История России 20 век, под редакцией В. П. Дмитренко, М., “Аст”, 2001.
- Кишенкова О. П. Новейшая история. Методическое пособие. М., “Дрофа”, 2002.
- Родригес А. м. Новейшая история зарубежных стран 20 век, М., “Владос”,2001.
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
05 12 2023 11:35:53

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
04 12 2023 2:18:35
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
03 12 2023 16:53:58
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
02 12 2023 2:15:30
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
01 12 2023 19:42:36
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
30 11 2023 20:42:56
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
29 11 2023 16:49:48
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
28 11 2023 22:52:10
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
27 11 2023 22:18:47
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
26 11 2023 12:27:44
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
25 11 2023 1:32:46
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
24 11 2023 20:17:44
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока.
...
23 11 2023 15:10:39
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
22 11 2023 2:41:10
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
21 11 2023 6:41:58
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
20 11 2023 14:35:50
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
19 11 2023 2:12:32
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
18 11 2023 7:46:13
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
17 11 2023 18:24:57

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
16 11 2023 20:25:37
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
15 11 2023 10:22:54
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
14 11 2023 17:27:10
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
13 11 2023 17:10:58
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
12 11 2023 18:58:17
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
11 11 2023 21:56:10
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
10 11 2023 19:51:52
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
09 11 2023 13:33:25
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
08 11 2023 5:11:44
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
07 11 2023 2:42:16
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
06 11 2023 9:18:34
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
05 11 2023 11:16:34
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
04 11 2023 3:26:27
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
03 11 2023 11:56:12
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
02 11 2023 12:37:55
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
01 11 2023 23:23:47
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
31 10 2023 5:23:49
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
30 10 2023 20:21:24
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
29 10 2023 21:50:47
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
28 10 2023 14:20:10
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
27 10 2023 4:45:44
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
26 10 2023 14:20:37
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
25 10 2023 5:17:22
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
24 10 2023 23:58:19
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям.
...
23 10 2023 12:32:35
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени.
...
22 10 2023 9:25:55
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
21 10 2023 0:21:45
Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....
20 10 2023 15:57:56
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
19 10 2023 8:45:53
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
18 10 2023 7:28:31
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
17 10 2023 6:51:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::