Урок по технологии развития критического мышления в форме дебатов "Советско-германский пакт о ненападении — успех советской внешней политики"
ЦЕЛЬ:
- Обобщение и систематизация знаний по теме “Международные отношения накануне Второй мировой войны”.
ЗАДАЧИ:
- Развитие критического мышления, умения отстаивать собственную точку зрения;
- Обучение технологии групповой работы;
- Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности, толерантности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Ознакомление учащихся с технологией “политические дебаты”.
- Создание групп (комaнд), распределение позиций и ролей.
- Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.
ХОД
ВВОДНОЕ СЛОВО.
Уважаемые ребята. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из спopных, дискуссионных вопросов, касающихся кануна второй мировой войны – советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 года.
На основе знаний международной обстановки в 30-е годы, которую мы рассматривали в курсе всеобщей истории, сегодняшней темы урока и предложенной формы (дебаты), сформулируйте цели сегодняшнего занятия.
Учащиеся формулируют свои цели, учитель фиксирует их на доске.
Примерные цели:
- повторить международную ситуацию накануне
второй мировой войны;
- рассмотреть различные подходы к проблеме пакта
Риббентропа-Молотова;
- учиться взаимодействовать в группе;
- учиться слушать и слышать оппонентов и
товарищей, корректно относиться к мнению других.
Группы определены, у них есть немного времени, чтобы провести последние приготовления, пока все остальные выработают критерии оценки деятельности комaнд, так как по окончании дебатов необходимо определить лучших спикеров.
Примерные критерии:
- Научность.
- Доказательность.
- Умение работать в комaнде.
- Компетентность.
- Глубина, чёткость ответов.
- Логика изложения материала.
- Ораторские способности.
Спикер У1 представляет комaнду утверждения, обосновывает актуальность темы, заявляет позицию своей комaнды, выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей стороны.
Мы утверждаем, что советско-германский договор – это успех советской внешней политики,так как:
- Всегда важно умение правильно занять нужную позицию, чтобы обеспечить успех в будущем;
- Необходимо доказать, что данный договор объясняет позицию СССР на начальном этапе войны.
Наши аргументы:
- В отсутствие данного пакта после разгрома Польши Гитлер мог напасть на СССР.
- Цель Мюнхенского договора – толкнуть Гитлера на войну с СССР.
- У СССР существовала реальная угроза на востоке со стороны Японии. Пакт Риббентропа-Молотова нейтрализовал образование антисоветского фронта на Дальнем Востоке в лице Японии
- СССР накануне войны оставался без каких бы – то ни было гарантий безопасности со стороны агрессивных соседей. Необходимость пакта вызывалась срывом Англией и Францией московских переговоров в августе 1939 года.
Таким образом мы утверждаем, что пакт о ненападении является успехом советской внешней политики.
Раунд вопросов:
Третий спикер комaнды отрицания задаёт вопросы первому спикеру комaнды утверждения:
О3 – У1.
- Вы уверены, что отсрочив начало войны с
Германией, СССР эффективно использовал это время
для наращивания своего экономического и
политического потенциала в мире?
- Как вы думаете, заключая договор о ненападении с
Германией,СССР тем самым не подрывал своего
авторитета в мире?
У1 отвечает на вопросы.
Спикер комaнды отрицания О1 представляет отрицающую комaнду.
Мы утверждаем, что пакт о ненападении – это просчёт советской внешней политики.
Мы принимаем актуальность, предложенную оппонентами, но не согласны с их аргументами. Мы считаем, что подписание договора о ненападении не привело к положительным последствиям, так как , во-первых, нападения Германии не удалось избежать, а на СССР Гитлер вряд ли решился бы напасть, не разгромив противников на Западе; во-вторых, западные страны не пошли бы на союз с Германией, так как для них совершенно не приемлемой идеологией был фашизм. К 1939 году Великобритания и Франция уже успели убедиться в истинных целях Германии. В-третьих, СССР успешно воевал с Японией, не стоит преувеличивать угрозу с Востока. В-четвёртых, пакт о ненападении не исключал войну, Сталин слишком доверился Гитлеру.
Исходя из этого мы можем утверждать, что пакт Риббентропа-Молотова – это просчёт советской внешней политики и готовы подтвердить свою точку зрения.
Наши аргументы:
- СССР превратился в соучастника фашистской агрессии. Гитлер смог развернуть вторую мировую войну в самых благоприятных условиях, не думая о том, что придётся воевать на два фронта;
- СССР выступил агрессором на первом этапе войны. Стремление восстановить границы бывшей Российской империи – присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Прибалтики.
- Пакт способствовал ослаблению борьбы с фашизмом в Европе. Мировое коммунистическое движение было дезориентировано, колоссальный вред был нанесён движению Сопротивления. Сталин выдал Гитлеру германских коммунистов, проживающих в СССР.
- СССР оказался накануне нападения Германии в полной международной и военно-стратегической изоляции. За позорную, тяжелейшую “зимнюю войну” с Финляндией СССР оказался исключённым из Лиги Наций.
- СССР был экономическим партнёром Германии. СССР снабжал Германию стратегическими материалами и даже предоставлял базы вермахту для ведения войны.
Таким образом, пакт о ненападении – просчёт советской внешней политики.
Спикер комaнды утверждения задаёт вопросы первому спикеру комaнды отрицания:
О1 отвечает на вопросы У3.
РАУНД ВОПРОСОВ:
У3 – О1:
- Не кажется ли вам, что воссоединение
украинского и белорусского народов – это
восстановление исторической справедливости?
- Вы считаете, что участники Версальского
договора справедливо отнеслись к Советской
России, не учтя её интересов и даже не пригласив
на конференцию?
У2, О2 – опровергают аргументы оппонентов и восстанавливают собственные позиции.
У3, О3 – проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Определение лучших спикеров в соответствие с критериями.
- Рефлексия:
- Достигнуты ли цели урока?
- Полезна ли такая форма деятельности?
- Научились ли вы сегодня чему-либо новому?
- Какие недостатки можете отметить?
- Что необходимо было сделать по-другому?
- Вы довольны уроком?
Выставление отметок.
Домашнее задание: составить синквейн по теме сегодняшнего урока.
ЛИТЕРАТУРА:
- Данилов А. А. История России. М., “Просвещение”, 2005.
- Долуцкий И.И. Отечественная история 20 век. М., “Дрофа”, 1998.
- Дмитренко В. П. История Отечества 20 век. М., “Дрофа”, 1998.
- История России в вопросах и ответах. Ростов-на Дону, 1997.
- История России 20 век. Дидактические материалы. М., “Дрофа”, 2000.
- История России 20 век, под редакцией В. П. Дмитренко, М., “Аст”, 2001.
- Кишенкова О. П. Новейшая история. Методическое пособие. М., “Дрофа”, 2002.
- Родригес А. м. Новейшая история зарубежных стран 20 век, М., “Владос”,2001.
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
22 03 2023 5:50:22
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
21 03 2023 10:43:16
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
20 03 2023 2:34:38
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
19 03 2023 15:48:53
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
18 03 2023 10:47:37
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
17 03 2023 10:14:39
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
16 03 2023 13:20:46
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы.
...
15 03 2023 8:41:59
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
14 03 2023 6:20:52
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области.
...
13 03 2023 1:23:18
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
12 03 2023 19:45:48
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
11 03 2023 9:22:26
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
10 03 2023 7:53:20
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
09 03 2023 16:42:33
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
08 03 2023 12:14:27
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
07 03 2023 18:15:32
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
06 03 2023 0:25:15
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
05 03 2023 11:41:25
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
04 03 2023 6:45:16
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
03 03 2023 5:20:11
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
02 03 2023 19:28:37
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
01 03 2023 9:10:59
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
28 02 2023 22:58:46
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.
...
27 02 2023 13:37:41
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
26 02 2023 21:21:25
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
25 02 2023 19:30:27
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
24 02 2023 14:51:27
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
23 02 2023 2:18:13
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
22 02 2023 20:19:40

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
21 02 2023 23:39:40
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
20 02 2023 13:15:45
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.
...
19 02 2023 1:22:30
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
18 02 2023 0:23:32
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
17 02 2023 22:33:30
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
16 02 2023 16:51:51
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
15 02 2023 5:33:23
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
14 02 2023 2:11:13
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
13 02 2023 17:23:11
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
12 02 2023 19:54:35
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
11 02 2023 13:48:55
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
10 02 2023 2:13:40
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
09 02 2023 21:41:15
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
08 02 2023 1:23:59
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
07 02 2023 16:53:30
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
06 02 2023 22:33:24

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
05 02 2023 8:28:42
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
04 02 2023 3:50:45
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
03 02 2023 14:16:39
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
02 02 2023 12:50:48
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
01 02 2023 9:18:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::