Урок истории по теме "НЭП поиск оптимальной модели развития экономики"
В ходе урока учащиеся смогут:
- определить причины перехода к НЭПу;
- сравнить НЭП, «военный коммунизм», рыночную экономику;
- сформировать понятия «НЭП», «продналог», «концессии»;
- охаpaктеризовать противоречия и результаты НЭПа;
- сделать выводы о достоинствах и недостатках экономических систем;
- выразить свое отношение к новой экономической политике.
Методическое оснащение:
- Учебник Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. - М.: Русское слово, 2005 г.
- Хрестоматия по истории России, XX век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 1999.
- Таблица.
- Магнитофон, диск.
- Компьютер, проектор.
Ход урока:
- Мотивация.
- Целеполагание. Объявление прогнозируемых результатов.
- Предоставление информации.
- Групповая работа.
- Рефлексия.
Ход урока
I этап. Мотивация. Время 3 минуты.
Один из уроков гражданской войны заключался в том, что в борьбе за власть без поддержки крестьянства победить невозможно, так как Россия аграрная страна. Чтобы сохранить власть, большевикам нужно было менять экономический курс.
Учитель предлагает учащимся обратить внимание на эпизод из кинофильма «Двенадцать стульев» и ответить на вопрос: «Какие вы увидели особенности экономической системы в Советской России 20-30-х годов XX века?»
Проанализировав особенности хозяйственной жизни в Советской России 20-30-х годов XX века, мы с вами попытаемся определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
Тема нашего сегодняшнего урока: «НЭП: поиск оптимальной модели развития экономики».
II этап. Целеполагание.
В ходе изучения данной темы вы сможете:
- определить причины перехода к НЭПу;
- сравнить НЭП, «военный коммунизм», рыночную экономику;
- сформировать понятия «НЭП», «продналог», «концессии»;
- охаpaктеризовать противоречия и результаты НЭП;
- сделать выводы о достоинствах и недостатках экономических систем;
- выразить свое отношение к новой экономической политике.
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда нет, то постыдны богатства и почести» (Конфуций).
III. Предоставление информации (15 минут).
В классе сформированы 3 группы: экономисты, политологи, социологи. Каждой группе нужно проанализировать исторический документ (Из воспоминаний П.А. Сорокина) и ответить на вопрос: «Каковы результаты «военного коммунизма» в различных сферах советского общества?
Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод. «Мы натолкнулись на большой – я полагаю, на самый большой – внутренний политический кризис Советской России. Этот кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих» (В.И. Ленин).
Таким образом, поворот к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране в целях нормализации экономической, социальной и политической жизни.
Началом НЭПа стало постановление X съезда РКП (б) о замене продразверстки продналогом, в марте 1921 года, оформленное декретом ВЦИК.
Объяснение учителя, заполнение таблицы с опорой на знания учащихся по обществознанию.
Вопросы |
«Военный коммунизм» |
НЭП |
Современная экономика |
Сельское хозяйство |
Продразверстка, ликвидация частной собственности. |
Продналог, аренда земли. |
Право частной собственности на землю, развитие фермерского хозяйства. |
Промышленность |
Национализация промышленности, государственные формы собственности. |
Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий, государству принадлежит металлургия, станкостроение, энергетический комплекс, военные заводы. |
Свобода предпринимательства, конкуренция, частная хозяйственная инициатива. |
Торговля |
Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод, бесплатные коммунальные платежи. |
Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. |
Свободный рынок. |
Хаpaктер труда |
Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. |
Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. |
Рынок труда на основе конкуренции, большие различия в уровнях доходов. |
Тип экономики |
Комaндно-административная. |
Элементы рыночной экономики. |
Рыночная экономика. |
Хаpaктер управления |
Строгая централизация, система ВСНХ. |
Использование самофинансирования, самоокупаемости, хозрасчета. |
Рыночное саморегулирование, государственное вмешательство. |
Общество |
Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. |
Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. |
Демократические свободы, гражданские права, плюрализм в экономике и политике. |
IV этап. Обсуждение. Работа в группах (на основе параграфа 14 п. 3, 4). Время 20 минут.
Задание 1-й группе.
Докажите, что экономические результаты НЭПа были противоречивы.
Задание 2-й группе.
Докажите, что политические результаты НЭПа были противоречивы.
Задание 3-й группе.
Докажите, что социальные результаты НЭПа были противоречивы.
V. Подведение итогов. 10 минут.
Какую модель экономического развития вы считаете оптимальной и эффективной?
Прокомментируйте слова Конфуция: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда нет, то постыдны богатства и почести».
Домашнее задание: написать мини-эссе «7 строк» о последствиях новой экономической политики.
1. Я думаю, что…
2-4. Потому что…
5-7. Собственная позиция…
Ресурсы к уроку
Из воспоминаний П.А. Сорокина
К 1921 году разрушительные последствия программы коммунистов стали ясны даже самым отсталым крестьянам. Их поля не возделывались и заросли сорняками. У крестьян не было ни семенного зерна, ни стимулов к труду на земле. Города умирали, национализированные заводы, лишившись топлива, останавливались. Железные дороги были разрушены. Здания превратились в руины. Школы почти не функционировали. Cмepтельная удавка коммунизма потихоньку затягивалась на шее народа. Бурные митинги и волнения на заводах и среди крестьян участились…
Кронштадтские моряки, в прошлом активно поддерживающие коммунистов, взбунтовались…
Описание основных этапов урока.
Этапы |
Формы и методы |
Ожидаемые результаты |
Форма контроля и оценивания |
1. Мотивация |
Двойная мотивация. |
Интерес детей к изучению темы. Эмоциональное воздействие на учащихся. |
Получение баллов в оценочные листы. |
2. Рассмотрение основной проблемы. |
Предоставление новой информации посредством работы с историческим документом, объяснения учителя, заполнение совместно с учащимися сравнительной таблицы. |
Активность учащихся, восприятие темы. |
Получение баллов оценочные листы. |
3. Обсуждение. |
Интеpaктивная групповая работа, проблемное задание, связь с современными экономическими процессами через призму истории. |
Осознание изучаемой темы, развитие креативного мышления. |
Получение баллов оценочные листы. |
4. Подведение итогов. |
Обсуждение проблемы, возвращение к эпиграфу. |
Закрепление материала. |
Получение баллов оценочные листы. |
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
27 05 2023 5:37:42
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
26 05 2023 22:40:45
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
25 05 2023 17:50:38
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
24 05 2023 3:56:55
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
23 05 2023 2:48:18
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
22 05 2023 23:33:40
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
21 05 2023 16:52:45
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
20 05 2023 12:49:18
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
19 05 2023 9:43:53
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
18 05 2023 4:12:22
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
17 05 2023 20:13:48
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
16 05 2023 21:44:43
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
15 05 2023 15:41:36
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
14 05 2023 21:10:17
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
13 05 2023 16:28:53
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
12 05 2023 19:13:40
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
11 05 2023 20:37:19
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
10 05 2023 19:20:41
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
09 05 2023 15:44:50
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
08 05 2023 3:25:15
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства.
...
07 05 2023 17:53:42
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
06 05 2023 7:59:27
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
05 05 2023 12:35:31
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
04 05 2023 8:38:14
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
03 05 2023 3:29:50
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
02 05 2023 10:56:13
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
01 05 2023 8:23:26
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
30 04 2023 13:31:10
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
29 04 2023 13:55:25
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
28 04 2023 11:25:20
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
27 04 2023 8:40:34
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
26 04 2023 15:48:26
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
25 04 2023 21:53:53
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
24 04 2023 20:34:40
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы.
...
23 04 2023 15:48:39
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
22 04 2023 8:58:15
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
21 04 2023 19:55:54
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
20 04 2023 7:41:38
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
19 04 2023 2:33:53
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
18 04 2023 3:45:24
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
17 04 2023 23:57:52
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
16 04 2023 23:17:40
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
15 04 2023 21:43:56
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
14 04 2023 20:57:33
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
13 04 2023 20:28:37
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
12 04 2023 10:51:27
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
11 04 2023 3:36:20
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
10 04 2023 10:23:45
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
09 04 2023 1:16:17
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
08 04 2023 6:12:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::