Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"


    Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"

В истории есть такие события, которые бесследно исчезают из памяти народа, о них просто забывают. Но военное лихолетье 1941-1945 гг. не из разряда забываемых страниц истории.

Война явилась для Якутии, как и для всей страны, тяжелым испытанием. В истории Якутии, пожалуй нет такого периода, когда весь народ республики жил и трудился одним желанием, одним дыханием во имя победы.

В первые же дни после начала войны по Якутии прокатилась широкая волна митингов и народных собраний, на которых трудящиеся с гневом и негодованием клеймили агрессоров и заявляли о полной своей готовности дружно встать на защиту Отечества. Однако не все представляли себе реальные масштабы нависшей опасности, т.к. официальная пропаганда, утверждала, что войны на территории нашего государства не будет, что враг будет разбит на его собственной территории.

Внезапное нападение врага создало чрезвычайно сложную обстановку, и в этих условиях всему советскому народу пришлось решать необычайно трудные организационно- пpaктические задачи по срочной перестройке всего народного хозяйства на военный лад. 29 июня 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву, ставшую программным документом партии по мобилизации всех сил народа и ресурсов народного хозяйства страны на борьбу с агрессором, перестройке советского тыла.

Оставшиеся в тылу женщины, старики и подростки под руководством областной партийной организации самоотверженно трудились во имя защиты Отечества. Горняки Алдана, Аллах-Юня и Верхоянья давали стране золото, олово, слюду и многое другое, имевшее государственное и оборонное значение. Колхозное крестьянство республики мобилизовало на нужды Родины природные ресурсы своего края. Было добыто и сдано государству около 2 млн. пудов рыбы, на десятки миллионов рублей (в довоенных ценах) пушнины, приобретавшей в дни войны оборонное значение. Трудящиеся помогали фронту и своими личными средствами, идя на серьезные материальные лишения, лишь бы помочь завоеванию победы над врагом. Всю свою силу и ресурсы поставила Якутия, как и вся страна, на службу фронту. Никогда еще в своей истории она не играла такой роли, как в дни Великой Отечественной войны. Вся ее жизнь в соответствии с требованиями военного времени перестраивалась на военный лад. Работа тыла проходила под боевым лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Люди работали, не считаясь ни с какими трудностями для выполнения и перевыполнения планов.

В грозные дни суровых военных испытаний народ Якутии в братской семье народов Советской страны показал в тылу, как и на фронте, образцы героизма и самоотверженности. Хотя Якутия находилась в глубоком тылу, за много тысяч километров от линии фронта, и малочисленное население ее было разбросано по бескрайним просторам тайги и тундры, но повсюду, и даже в самых отдаленных уголках, в каждой избушке, в каждой юрте охотника и рыбака трудящиеся жили одной мыслью, одним желанием отстоять честь и свободу Родины.

Оборонные мероприятия и воспитание народа в духе советского патриотизма.

Еще в годы гражданской войны был создан в Якутии народно революционный отряд, реорганизованный в 1924 году в национальную военную роту. На базе ее по постановлению ЦИК ЯАССР от 12 октября 1926 года в том же году была открыта Якутская национальная военная школа (ЯНВШ), которая имела своей целью подготовку младшего комaндного состава, необходимого для развертывания оборонно-массовой работы в республике.

С приходом к власти фашизма в Германии, усилением военной опасности якутская молодежь с большим упорством стала изучать военное дело, готовить себя к защите Отечества. В приказе по ЯНВШ от 22 февраля 1940 г. по этому поводу говориться: «Курсанты и комaндиры школы, как и вся наша рабоче-крестьянская Красная Армия, не покладая рук куют свою боеготовность, овладевают боевой и политической подготовкой. По первому зову большевистской партии, правительства и приказу наркома обороны готовы выступить на защиту нашей священной Родины»

За 15 лет своего существования ЯНВШ подготовила около тысячи младших комaндиров Красной Армии, которые проводили большую оборонно-массовую работу в республике и за ее пределами. Среди них были такие бойцы, как Федор Федоров, Егор Догордуров, Константин Аммосов, погибшие потом на войне; И. Соколов, И. Жирохов, Н. Аргунов, Г. Наумов, Д. Оллонов, ставшие кавалерами многих орденов и медалей, и Н. Чусовской, удостоенный звания Героя Советского Союза.

Одновременно часть якутской молодежи проходила военную подготовку в центральных регионах Союза. Ежегодно из Якутии отправлялось туда по несколько сот человек. В 1940 г., например, был получен наряд, согласно которому требовалось призвать 512 человек, в том числе в Якутскую военную школу – 78, в Забайкальский военный округ – 434 человека.

В результате всего этого Якутия накануне войны уже располагала своими национальными военными кадрами и некоторыми обученными и подготовленными боевыми резервами. В случае войны они сразу могли встать на защиту Отечества.

В массовом порядке проходили сдачи норм на значки «Готов к труду и обороне» (ГТО), рассматривая их не только как спортивное, но и как оборонное мероприятие. Несмотря на то, что постановлением СНК СССР от 17 июня 1937 г. установлен был новый, повышенный комплекс «ГТО», на 22 апреля 1941г. насчитывалось в 19 районах более 5 тыс. значкистов ГТО. Готовились и меткие стрелки. На 16 мая 1940 года было подготовлено свыше 5000 «ворошиловских стрелков».

Оборонно-массовой работой охватывались и школьники. Только в 10 школах г. Якутска на 14 мая 1940 г. работали 32 оборонных кружка с охватом 642 учащихся.

Широкий размах имела деятельность Осоавиахима. На 16 мая 1940г. по республике в нем состояли 23953 человека, в том числе 639 члeнов и кандидатов в члeны ВКП(б), 6383 комсомольца, 3433 женщины.

С 1939г. в связи с обострением международной обстановки и реальной угрозой агрессии в республике проходили собрания допризывников с обсуждением их задач в условиях сложившейся международной обстановки. Организовывалось лечение допризывников, обучение неграмотных и малограмотных с прикреплением к школам и пунктам ликбеза. Проводился учет имущества, могущего иметь оборонное значение: тpaкторов, автомашин и других трaнcпортных средств, отбор лошадей для Красной Армии и т. д. В райкомах, горкомах и обкоме ВКП(б) были созданы военные отделы для руководства оборонной работой.

Начиная с 1939-40 уч. г. в 9-10 классах средних школ, в педагогических училищах и политпросветшколе была введена военная подготовка. Несмотря на острый недостаток военной литературы, учебно-наглядных пособий и табельного имущества, в учебных заведениях шло преподавание военных дисциплин.. В летнее время проводились лагерные сборы для учащихся вторых курсов педучилищ и политпросветшколы. В 1940 году такие сборы проводились в Якутске и Вилюйске. Учебные заведения были укомплектованы военруками для ведения начальной и допризывной военной подготовки обучающихся.

Наряду со всем этим принимались решительные меры по поднятию трудовой дисциплины на предприятиях и в организациях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. был установлен 8-часовой рабочий день и 7-дневная рабочая неделя, запрещен самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Опоздание на работу более чем на 20 минут рассматривалось как прогул с установлением судебной ответственности.

Наконец, были приняты меры по дальнейшему увеличению государственных и мобилизационных запасов. В августе 1940 г. принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О плане накопления госрезервов и мобзапасов на 1940 г.», а в июне следующего года- такое же постановление на 1941 г. В соответствии с ними в Якутии особое внимание уделялось накоплению цветных и редких металлов, были созданы соответствующие фонды продовольствия.

Трудно переоценить значение всех этих оборонных мероприятий, предпринятых накануне войны. Благодаря им были приведены в мобилизационную готовность значительные людские и материальные ресурсы, что позволило народу с первых же дней войны принять активное и непосредственное участие в защите Отечества. Оборонно- массовая работа, проводившаяся среди населения, помогла подготовить народ к тяжелым испытаниям войны.

В предвоенные годы в якутской литературе все более утверждается патриотическая направленность, появляются произведения, посвященные непосредственно теме обороны страны, такие как поэма Абагинского «Я – сын народа» и другие.

Делу воспитания трудящихся республики были подчинены и театральное искусство и кино, пользовавшиеся тогда исключительным успехом. На киноэкранах городов и районных центров шли фильмы «Чапаев», «Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем», «Великий гражданин», «Истребители» и другие, оказавшие большое влияние на формирование у людей классовых чувств, воспитывавшие готовность смело идти в бой за Родину.

На произведениях советской литературы и искусства, в том числе национальной литературы и самобытного искусства якутского народа воспитывались трудящиеся. Будущие герои войны и труда. Вот почему боец И.П. Попов писал с фронта: «Вы, якутские писатели, ваши пламенные душевные слова, произведения, написанные острым пером, и раньше являлись могучей силой для якутского народа в движении от достижений к достижению. Сейчас во времена Великой Отечественной войны ваши произведения стали для фронтовиков разящей пальмой и пронзающим копьем. Ваше творчество укрепляет нашу волю к победе».

Золотой фронт.

В промышленности в первые дни войны вместо старых производственных планов были составлены новые, которые предусматривали увеличение добычи золота, олова, каменного угля и других полезных ископаемых, а также увеличение выпуска продукции местной промышленности и освоение производства новых видов изделий. Работы по добыче золота и других цветных металлов концентрировались, главным образом, на наиболее богатых и легко доступных участках.

Главное внимание было уделено добыче золота, ибо значение его во время войны еще более возросло. Оно шло непосредственно на укрепление военной мощи страны, на приобретение вооружения для действующей Красной Армии. За золото наша страна покупала в таких странах, как США и Англия, танки, самолеты, артиллерийское вооружение, снаряды и т.д. И Якутия, как один из крупнейших золотоносных районов Союза, обладающий громадными ресурсами как россыпного, так и рудного золота, должна была сыграть в этом деле большую роль. На ее золотую промышленность были возложены особые задачи, как на важнейший участок оборонной индустрии.

Добыча золота осуществлялась двумя трестами- Джугджурзолото и Якутзолото. Первый из них, созданный в марте 1939 года на базе Аллах-Юньского приискового управления, включал прииски Ыныкчан, Минор, Светлый, Бурхала, Баатыла, Евканджа, Юдома и Верхняя Мая (на Амуре). Насчитывалось в них на 1 января 1941 года по неполным данным,5507 рабочих, в том числе на октябрь 1941г. 3219 старателей и 1213 лотошников, объединенных в 514 бригад. По отдельным предприятиям насчитывалось: Ыныкчан - 1255, Минор - 377, Светлый - 485, Бурхала - 364, Баатыла - 260, Евканджа - 304, Юдома - 2190 рабочих. Общая численность этого золотопромышленного района достигала 23095 человек.

16 августа 1941 года ЦК партии и Советское правительство одобрили народнохозяйственный план на четвертый квартал 1941г. и на 1942 г., ставший по существу планом перестройки работы тыла и перевода экономики с мирных рельс на военные.

Летом 1941 года в глухой Аллах-Юньской тайге развернулась напряженная работа на помощь фронту. Девизом каждого старателя, каждого горнорабочего стало- не уходить с рабочего места до тех пор, пока не будет перекрыто принятое обязательство. В массовом порядке на приисках были организованны стахановские школы, которые начали свое развитие еще с конца 1940 года, когда таких школ было создано 16 в составе 122 рабочих. В 1941 году школ стало 115 и они объединяли 771 старателя и рабочего. Параллельно с организацией стахановских школ впервые в 1941 году началось развитие школ обмена стахановскими методами труда и индивидуальное шефство лучших стахановцев над отстающими. В процессе ударной работы рождались новые методы и способы повышения производительности труда. Так, бурильщик В.П. Валентов, работавший в золотой промышленности с 1924г., следуя примерам знатных бурильщиков страны А. Семиволоса и И. Янкина, разработал и пpaктически осуществил способ многокамерного ручного обуривания, перейдя с обуривания 4-5 камер на 30-35камер. Это сократило потребность в рабочей силе в 5 раз, снизило стоимость бурения и дало ряд других преимуществ. Метод его широко популяризировался как в районной, так и в районной, так и в областной печати. В.П. Валентов своим отношением к труду и правильной организацией труда всегда добивался систематического перевыполнения норм работы. Начав работу с откатчика, он упopно добивался роста своей квалификации. Постепенно изучил методы крепления, а затем и забойного дела. При этом многое перенял от знатных алданских забойщиков-орденоносцев Симона Васильева и Чернова.

Горняки Филатов, Леонтьев и другие давали рекордные показатели по откатке грунта. Например, коммунист С.Ф. Филатов, уроженец Омской области, на прииске Ыныкчан в день погружал, откатывал на 30м и разгружал 32 куб.м. горной массы, выполняя норму выработки на 312%.Свой богатый опыт работы он передавал вновь прибывшим на прииск рабочим, незнакомым с горным делом. За 1941 г. С.Ф. Филатов провел 15 занятий в стахановских школах и обучил передовым методам труда 71 человек.

Большинство старательских бригад перешло на выполнение всех вспомогательных и подсобных работ в нерабочее время. На приисках начались, как и во всей стране, движение фронтовых бригад. Росли ряды стахановцев военного времени- двухсотников. Люди работали не покладая рук, не жалея сил и не считаясь ни с какими трудностями, чтобы успешно справиться с оборонным заданием- добиться максимальной добычи золота, крайне необходимого для пополнения вооружения Красной Армии. Для отпора фашистским агрессорам.

Отвечая мощным производственным подъемом на призыв партии, правительства о самоотверженном труде в дни Отечественной войны, горняки треста «Джугджурзолото» 20 августа 1941г. первыми среди предприятий цветной металлургии досрочно выполнили годовой план золотодобычи. Однако останавливаться на достигнутом не приходилось. Промышленность страны должна была сделать все, чтобы в кратчайший срок ликвидировать превосходство врага в количестве танков и самолетов, в чем заключалась одна из причин временных его успехов, обеспечить Красную Армию новыми, более совершенными видами боевой техники, добиться превосходства над фашистской армией. И эта задача решалась в условиях, когда агрессор, используя фактор внезапности, захватил высокоразвитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении районы Союза, которые давали до войны 71% выплавлявшегося в стране чугуна, 58-стали, 57-проката черных металлов, 63% каменного угля, производили подавляющую часть боевой техники, вооружения и боеприпасов. На оккупированной врагом территории находилось более 40% посевных площадей СССР, разводилось 60% поголовья свиней и 38% поголовья крупного рогатого скота. Все промышленные предприятия страны прилагали максимум усилий, чтобы обеспечить Красную Армию достаточным вооружением в ее героической борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Горняки Аллах–Юня осенью 1941 г., несмотря на наступление холодов, продолжали работать сверх плана. Они на целый месяц удлинили сезон добычи золота». Густым снегопадом, тридцатиградусными морозами пришла зима, - пишет газета «Аллах-Юньский рабочий».-Прежде к этому времени работы на разрезе прииска Ыныкчан уже замирали. Прекращалась промывка, останавливались на ремонт механизмы, на полигонах хозяйничал колючий ветер. Сегодня над разрезом дрожат сизые столбы дыма, слышны прерывистые гудки. Среди заснеженных, высоких отвалов плавно передвигаются стрелы экскаваторов. В течении всего октября, в условиях зимы, лучшие машинисты экскаваторов систематически перекрывали технические нормы. Днем и ночью, не покладая рук, работали они над перевыполнением плана военного времени. Экскаваторы дополнительно вскрыли сотни квадратных метров золотоносной площади. Значительно дольше планового времени работала и кулибина. Невзирая на морозы и снегопады, горняки без устали работали над выполнением оборонного задания. В 1941году трест Джугджурзолото дал стране золота на 40% больше, чем в довоенном 1940г., или выполнил годовой план на 136.4%. По проценту выполнения плана добычи золота трест занял первое место в системе золотой промышленности СССР.

Таким образом, джурджурцы в суровом 1941 г. успешно справились с поставленными задачами. Это стало возможным благодаря их самоотверженному труду и уплотнению рабочего дня в старательских артелях. С началом войны большинство старательских бригад перешло на выполнение всех вспомогательных и подсобных работ в нерабочее время- до и после окончания основных добычных работ и в выходные дни, что в значительной степени способствовало перевыполнению планов золотодобычи каждой бригадой, ключом, прииском.

Конечно, в этом сказались и другие факторы. Во-первых, Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР о золото- платиновой промышленности СССР, послужившее мощным рычагом для роста и развития старательской золотодобычи и приливу новых кадров старателей на добычу золота. Так, в 1941г. удельный вес старательской золотодобычи по предприятиям треста Джугджурзолото достиг 95%. Во-вторых, обработка в первую очередь наиболее богатых объектов, что дало возможность значительно облегчить выполнение плана. В-третьих, применение в большом масштабе зимней выгрузки золотосодержащих песков. Промывочный сезон в условиях Аллах-Юньского района фактически длился не более 100-120 дней в году. И этот небольшой период не всегда использовался полностью. Поэтому был применен новый способ: добыча и выгрузка песков из шахт на поверхность в зимнее время. Это новшество обеспечивало наиболее полное и качественное извлечение металла при летней промывке и значительно удлиняло промывочный сезон. Таким образом, зимняя выгрузка песков в больших масштабах являлась основным фактором роста золотодобычи, выполнения и перевыполнения государственного плана по добыче этого важного источника валютного фонда страны. В-четвертых, помог и большой размах геолого-поисковых работ. Летом 1941 года был открыт ряд новых золотоносных ключей на приисках минор и Юдома, эксплуатация которых значительно подняла добычу золота.

Известную роль, могло сыграть и то, что в Аллах-Юньском и Усть-Майском районах в 1941 г. военная мобилизация охватила только Охотский перевоз, Эльдикан, Усть-Маю, Усть-Юдому, откуда на фронт ушло 882 человека. А в местах непосредственной добыче золота-приисках Бурхала, Евканджа, Минор, Юдома призыва людей в армию не было. В связи с этим все основные золотодобывающие предприятия Аллах-Юньского района в 1941-1942 гг. продолжали работать на полную мощность.

Долгое время на золотодобыче не применялся труд женщин. Однако в дни войны женский труд стал внедряться все шире. «На прииске «Ыныкчан» работают 104 женщины, - пишет газета «Аллах-Юньский рабочий» - часть их занята непосредственно на добыче металла. Женщины охотно учатся мужским профессиям. Ф. Дуплина и М. Боровикова освоили кочегарное дело и теперь учатся на машинистов локомобилей. Р. Швирст успешно работает щитовым на электростанции. На молодом Верхне-Майском прииске в производстве участвуют уже 40 женщин; 30 из них стали работать уже во время войны. Патриотки много заботятся об улучшении производства. Уборщица К.П. Елтарова внесла рационализаторское предложение, экономящее 20-25% свечей. Всего в нашем районе на производстве работает более 300 женщин».

Вновь вовлечено было в производство, по данным на 1 июля 1942 г., 365 женщин, и численность их по сравнению с началом года увеличилась в 4 раза, а число старателей-женщин- в 2,8 раза. Со многих предприятий мужчины были переведены на золотодобычу, а их место заняли женщины.

Выступая по радио в ноябре 1943 г., начальник отдела кадров и зарплаты треста «Джугджурзолото» Н.И. Гогоненков говорил о помощи горняков Аллах-Юньского района фронту: «За два года войны трест и его прииски по результатам участия во Всесоюзном соревновании цветников завоевали 11 премий, из них:

Трест-III премию в июне и августе 1942 г.

Ыныкчан-I премию в январе и феврале 1943 г.,II премию в марте 1943 г., III премию в сентябре 1942 г.

Юдома-III премию в сентябре и октябре 1942 г, и в январе и феврале 1943 г.

Верхнемая-III премию в мае 1943 г.

К станкам, в забои, шахты, сельхозучастки, за руль, и т.п., на смену своим мужьям, братьям, родителям, сыновьям, уходящим защищать наш мирный труд, приходили сотни новых рабочих, старателей, инженерно-технических работников из числа домохозяек, инвалидов, подростков. За годы Отечественной войны девять лучших работников треста района награждены орденами и медалями Советского Союза. Среди них управляющий трестом «Джугджурзолото» т. Собко, директор Юдомского прииска т. Салов, директор Ыныкчанского прииска т. Шароборов, знатный бурильщик т. Валентов, мастер экэковаторного парка т. Ямбаев, забойщик т. Лыткин, Старатели тт. Мозжерин, Барков и другие. »

Летом 1943 г. в Аллах-Юне проходила массовая военная мобилизация. Призвано было в армию 806 человек – 32% рабочих Джугджура. Кроме того, вследствие тяжелых климатических и бытовых условий, напряженного 10-12 часового труда на тяжелых горных работах, а также недостатка обуви и теплой одежды заметно рос процент выбывших по болезни. Вместо ушедших на фронт и выбывших пришли в золотую промышленность новые люди, всего 1915 человек, из них 416 человек, мобилизованных в соответствии с распоряжением Комитета по распределению рабочей силы при СНК СССР. Остальные-привлеченные вторые и третьи члeны семей, а также переведенные из золотопродснаба и других организаций района. Несмотря на значительное изменение состава горнорабочих и старателей, в связи с приходом на производство малоквалифицированных рабочих производительность труда по всем видам эксплуатационных и горно-подготовительных работ за 1943 г. не только не снизилась, но и возросла.

В 1943 г. продолжалось дальнейшее вовлечение на золотодобычу женщин, в основном из числа домашних хозяек. Многие из них хорошо освоили профессии забойщиков, бурильщиков, откатчиков, отвальных, а также возчиков, конюхов, лесорубов и т.д. Некоторые старательские бригады состояли исключительно из одних женщин. Имена руководителей лучших из таких бригад, показавших образцы стахановской работы, Плахиной, Плутахиной, Огурцовой и других славились по всему району. Немало женщин, особенно из числа домохозяек, а также подростки были привлечены на временную работу, главным образом, в качестве лотошников. Они тоже вносили заметный вклад в увеличение добычи драгоценного металла, особенно в летние месяцы. В деревне подросток был основной рабочей силой, он был и пахарь, и сеятель, сенокосчмк и плотник, скотник и механизатор. Вспоминая о жизни и труде подростков военной поры, ветеран партии и труда А. Шмаков писал, что многим подросткам пришлось оставить школу и идти работать на производство, даже на такие работы, которые по трудовому законодательству были для несовершеннолетних противопоказаны, как, например, на горных работах. Многие подростки работали вместе со своими родителями. Это два брата Павловых с прииска Баататыло, брат и сестра Иващевские, брат и сестра Саламановы с ключа Танк. На сельхозучастке Баатыло весь коллектив состоял из женщин и подростков. Причем бригаду овощеводов во время войны возглавляла 16- летняя дeвyшка Валя Марченко. Многие подростки просили А. Шмакова, как, руководителя поссовета и руководителя комсомольской организации, помочь им добровольно поехать на фронт. Отдельным смельчакам удавалось добраться до Охотского Перевоза, Якутска и даже до Белькачей, куда глубокой осенью уходили на зимний отстой газоходы.

Много подростков работало в райцентре, поселке Аллах-Юне. Здесь дeвyшки-подростки, ученицы Аллах-Юньской школы, днем работали санитарками в больнице и детском садике,а вечером учились на курсах медицинских сестер. Леонид Кокорин подростком стал работать помощником первого в Аллах-Юне глиссериста-демобилизованного по ранению военного летчика, коммуниста Виктора Швагеруса. Позднее Леонид стал первоклассным глиссеристом, «летал» на глиссере по рекам Аллах-Юнь, Мае, Юдоме, Алдану. Много подростков трудились в мастерских Ыныкчана, Бриндакита, Юра, в гаражах. Во время войны подростки рано мужали, становились взрослыми и работали на ответственных работах.

В 1943 г. трест Джугджурзолото досрочно выполнил годовую программу и организовал сверхплановую добычу золота в фонд Красной Армии. За активное участие во Всесоюзном социалистическом соревновании, за систематическое перевыполнение показателей плана предприятия треста много раз удостаивались высокой оценки со стороны ВЦКСПС и Наркомцветмета. Прииск Ыныкчан в первом квартале 1943 г. дважды завоевывал переходящее Красное знамя Госкомитета Обороны.

Горняки Джугджура ясно понимали, что победа близка, но, чтобы завоевать ее, требуется новое напряжение сил, и они были полны решимости не останавливаться на достигнутом, а работать для фронта с нарастающей энергией. По их инициативе с конца декабря 1943 года на всех приисках треста развернулось социалистическое соревнование за право подписи рапорта фронту-рапорта доблестным войскам Ленинградского фронта в день 26-й годовщины Красной Армии. Соревнование проходило с большим подъемом. Оно охватило 96% всего коллектива работающих. Сотни старательских бригад встали на фронтовые вахты имени 26-летия РККА. Каждый стремился завоевать право подписать почетный рапорт героическим войскам.

В 1944 году решением обкома партии была учреждена республиканская Доска почета в газетах «Социалистическая Якутия» и «Кыым». Сюда заносились передовые предприятия, бригады, лучшие передовики и новаторы производства. По радио передавались на русском и якутском языках специальные выпуски и обзоры: «Слушай фронт! Тебе рапортуют труженики тыла.», « За право подписи рапорта фронту и стране.» и другие. Высоких наград во Всесоюзном социалистическом соревновании – переходящих Красных знамен ГКО СССР – были удостоены коллективы рабочих, инженерно-технических работников и служащих треста. В этой трудовой победе участвовали все трудящиеся района.

Всенародное движение в помощь фронту.

В годы войны развернулось всенародное движение в помощь фронту. По всей республике начался сбор средств фонд обороны. От населения поступали деньги, облигации государственных займов, различные материальные ценности, продовольствие. Для того, чтобы придать этому движению патриотов массовый хаpaктер и организованность обком ВКП(б) рекомендовал устраивать массовые субботники на предприятиях и учреждениях в выходные дни, работу во внеурочное время по выгрузке и погрузке грузов, по выполнению производственных предприятий и заработки, полученные от этой работы, перечислять в фонд обороны Родины. Одной из возможных форм создания фонда обком ВКП(б) считал ежемecячное отчисление определенного процента от мecячного заработка, а в сельских местностях-сдачу сельскохозяйственных продуктов.

Получив это указание, партийные органы на местах сразу же развернули работу. Тысячи коммунистов и комсомольцев, работники местных Советов пошли в массы и разъясняли им военно-политическое и экономическое значение создания фонда обороны, значение последнего для усиления боевой мощи Красной Армии, для отпора врагу. Они доводили до сознания каждого, что фонд обороны-это новые пушки и самолеты, новые танки и корабли, что фонд обороны необходим для борьбы с фашистской агрессией. Во всех коллективах учреждений и предприятий, в колхозах, совхозах и МТС, на шахтах и драгах проходили митинги и собрания, на которых рабочие, служащие, и колхозники с большим патриотическим подъемом принимали решение о внесении средств в фонд обороны.

Всего по республике было внесено в фонд обороны Родины более 37 млн. рублей Помимо этих средств поступило на 59 миллионов рублей облигаций государственных займов, 2,9 кг. золота и 550 кг. серебра.

Зимой 1941-1942 гг. помощь фронту приняла новую форму. В ответ на призыв в кратчайший срок ликвидировать численное превосходство гитлеровской армии в танках и солдатах по всей стране развернулся сбор средств на постройку танковых колонн и эскадрилий боевых самолетов. Якутия активно включилась в это движение. Она внесла 27 млн. руб.

Газета «Социалистическая Якутия» в январе 1943 г. писала: «Весть о сборе средств на танковую колонну «Советская Якутия» быстро охватила все районы нашей республики. …Горняки Алданского округа и Аллах-Юня отчислили более двух миллионов рублей…. Сбор средств продолжается.» В январе 1943 года от имени советских Вооруженных Сил Верховный Главнокомaндующий И.В.Сталин прислал Якутскому обкому ВКП(б) и Совнаркому Якутской АССР телеграмму: «Передайте трудящимся Якутской Автономной Советской Социалистической республики, собравшим, кроме внесенных ранее в фонд обороны Союза ССР 32 млн.151 тыс. руб., 43 млн. 334 тыс. руб. облигациями, золота и серебра, дополнительно 5 млн. 6 тыс. руб. на строительство танковой колонны «Советская Якутия» – мой братский привет и благодарность Красной Армии.»

Эта приветственная телеграмма была встречена Якутии с исключительным воодушевлением, способствовала дальнейшему усилению патриотического движения в республике. Сбор средств на строительство боевой техники проходил как боевая демонстрация единства фронта и тыла. В госбанке открылся специальный счет №350 на строительство танков и боевых самолетов. Всего трудящиеся Якутии внесли на строительство танков и боевых самолетов 27068 тыс. руб. На эти средства была построена и передана войскам Первого Украинского фронта танковая колонна танков «Советская Якутия». Бойцы и офицеры гвардейской воинской части, которым была передана эта боевая техника, писали трудящимся Якутии: «Сегодня мы получили грозную боевую технику, приобретенную Вами на свои трудовые сбережения…Заверяем вас, что мы и впредь также беспощадно будем истрeбллять фашистскую нечисть до полного очищения нашей земли и под боевым гвардейским знаменем, на грозных боевых машинах умножим наши славу и вместе со всей Красной Армией добьем фашистского зверя в его собственной берлоге».

На боевых машинах, построенных на средства трудящихся Якутии, советские танкисты неоднократно участвовали в боевых операциях и наносили удары по живой силе и технике противника.

Сбор средств на строительство боевой техники для Красной Армии стал новым подтверждением того, что народы Якутии были готовы идти на любые жертвы, чтобы помочь делу победы. В историю Якутии это движение войдет как одна из славных страниц ее героической борьбы за честь и свободу Родины.

Подарки воинам Красной Армии, помощь семьям военнослужащих и раненным.

Трудящиеся Якутии, как и народы всей страны, проявляли заботу и о воинах Красной Армии, что также имело немаловажное значение.

«Мы знаем, что мужественные воины доблестной Красной Армии и славные моряки Военно-Морского флота ни в чем не нуждаются, – писали горняки Аллах-Юня, посылая подарки воинам полка, которым комaндовал Герой Советского Союза С.П.Супрун.-Наше правительство, советский народ обеспечили свою любимую армию-детище народа-всем необходимым в избытке. Но мы просим Вас, милые друзья, любимые герои, принять от нас наши подарки, как знак любви и преданности, посылаемые вам от всей души, от всего сердца. Мы хотим, чтобы Вы, получив наши скромные подарки, почувствовали, что и за десять тысяч километров, в далекой Джугджурской тайге, люди день и ночь живут одной мыслью с Вами – ковать победу на фронте и в тылу, биться с коварным врагом до полной победы». Только за 1941 год бойцам действующей армии и госпиталям отправлено 2340 посылок. В дальнейшем это дело приобрело еще больший размах и охватило все районы и города. Коллектив Якутского кожевенно-обувного комбината 18 февраля 1942 года обратился к трудящимся республики с призывом собрать средства для организации эшелона подарков для воинов Красной Армии.

Обком ВКП(б) поддержал эту инициативу и своим постановлением от 19 февраля 1942 года предложил всем партийным организациям развернуть такую работу среди коллективов предприятий, организаций и колхозов.

«Они пришли на почту после работы. У каждой дeвyшки в руках аккуратно зашитая посылка.

  1. Примите наши посылки, наши небольшие подарки бойцам действующей армии, – смущаясь, сказала Маруся Покеева.
  2. К каждой посылке мы прилагаем небольшое письмо, добавила Люба Милкоянец.

Первые минуты смущения прошли. Дeвyшки негромко, вполголоса начали рассказывать:

  1. Наши дeвyшки решили послать, каждая, небольшую посылку, стоимостью в сто рублей, бойцам красной Армии. В каждом письме на фронт мы от всего сердца желаем нашим славным пехотинцам, лихим кавалеристам, мужественным артиллеристам, соколам-летчикам, бесстрашным танкистам и краснофлотцам полной победы над врагом.
  2. Коллектив продснаба треста «Джугджурзолото» организовал подарки бесстрашным воинам Красной Армии на две тысячи рублей. В посылках печенье, папиросы, туалетное мыло, теплое трикотажное белье, носовые платки и т.д.» Так писала в августе 1941года газета «Социалистическая Якутия.

Проявлялась постоянная забота и о том, чтобы воины Красной Армии были тепло одеты и обуты, обеспечены всем необходимым. Только за три месяца войны – с сентября по ноябрь 1941 года население СССР собрало для Красной Армии 1175 тыс. пар валенок, около 3 млн. кг. шерсти, свыше 500 тыс. полушубков и т.д. В том числе из Якутии – более 200 тыс. теплых вещей.

Большая забота проявлялась и о семьях фронтовиков. Еще в начале войны, 5 августа 1941 года, Совнарком СССР принял постановление о сохранении жилой площади за военнослужащими. Кроме того, были представлены семьям фронтовиков различные льготы по обязательным поставкам и платежам. Одновременно по инициативе рабочих и служащих создавался республиканский фонд помощи остронуждающимся семьям. Проводились декадники и воскресники, во время которых оказывалась им помощь в ремонте квартир, заготовке и доставке дров, и т.д.

Особое внимание уделялось раненным и инвалидам войны. Забота о семьях фронтовиков, детях-сиротах и инвалидах войны стала составляющей частью всенародной помощи Красной Армии.

Областная партийная организация повседневно руководила этим важнейшим участком работы. Вопросы оказания помощи семьям фронтовиков и инвалидам войны неоднократно обсуждались на бюро обкома, горкома и райкомов партии и принимались конкретные меры по устранению недостатков.

Литература
  1. Г.А. Докучаев Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной Войны. М; 1973.
  2. Д.Д. Петров Якутия в годы Великой Отечественной Войны. Якутск; 1992.
  3. Вклад народов Якутии в дело победы (1941-1945): документы и материалы. Том 2-3. Якутск; 1983.
  4. В.В. Топорков О 70-летии золотодобычи в Усть-Майском районе. Якутск; 2004.
  5. М.М. Хатылаев История Якутии. Якутск; 2001.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

01 12 2024 8:52:50

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

30 11 2024 22:47:51

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

29 11 2024 2:43:19

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

28 11 2024 10:47:10

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

27 11 2024 16:45:49

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

26 11 2024 8:48:23

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

25 11 2024 15:18:52

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

24 11 2024 4:54:47

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

23 11 2024 15:21:46

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

22 11 2024 9:18:58

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

21 11 2024 6:57:58

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

20 11 2024 0:33:35

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

19 11 2024 13:18:12

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

18 11 2024 22:48:57

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

17 11 2024 13:51:13

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

16 11 2024 15:42:31

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

15 11 2024 17:38:43

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

14 11 2024 5:57:31

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

13 11 2024 15:44:23

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

12 11 2024 13:37:55

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

11 11 2024 19:34:31

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

10 11 2024 17:31:53

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

09 11 2024 22:27:15

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

08 11 2024 2:35:29

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

07 11 2024 20:39:56

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

06 11 2024 15:41:35

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

05 11 2024 16:21:59

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

04 11 2024 11:25:13

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

03 11 2024 3:26:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

02 11 2024 18:38:17

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

01 11 2024 17:47:57

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

31 10 2024 18:14:30

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

30 10 2024 8:56:11

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

29 10 2024 10:35:26

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

28 10 2024 10:32:29

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

27 10 2024 19:53:23

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

26 10 2024 23:54:44

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

25 10 2024 8:18:33

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

24 10 2024 14:45:50

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

23 10 2024 18:39:50

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

22 10 2024 10:54:17

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

21 10 2024 16:24:59

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

20 10 2024 15:23:30

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

19 10 2024 1:13:43

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

18 10 2024 18:50:28

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

17 10 2024 18:36:27

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

16 10 2024 6:15:25

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

15 10 2024 12:58:14

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

14 10 2024 9:20:58

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

13 10 2024 22:35:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::