Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9-й класс)
Тема урока: «Россия – все, чем я живу».
Тип урока: урок изучения нового материала», посвященный дню Конституции.
Цели урока:
- продолжить формирование понятия «Конституция»; проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
- расширить знания о символике России;
- формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.
Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна, иллюстрации гербов.
В ходе урока могут быть выведены слайды:
I. Развитие конституционного строя
1. Середина XIX в. – первый проект Конституции
России (не был реализован).
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об
усовершенствовании государственного порядка»,
даровал гражданские права и свободы, а также
Государственную думу.
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции.
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая
Конституция в истории России.
II. История российского герба
- 1497 г. – впервые были объединены всадник и двуглавый орел.
- XVI-XVII вв. – процесс формирования государственного герба (у орла появляется корона, разворачиваются крылья, удлиняется шея).
- Конец XVII в. – окончательно утвердился тип российского герба (в лапах орла появляются скипетр и держава).
- Февраль 1917 г. – с орла исчезают корона, скипетр и держава.
- 1924 г. появление герба СССР (до 1991 г.).
- 8 декабря 2000 г. – утверждение современного герба России.
ХОД УРОКА
- Сообщение темы и целей урока.
- Слово учителя с применением слайдов.
- Работа с Конституцией РФ (учащимся заранее предлагается познакомиться с отдельными главами Конституции на сайте www.constitution.ru)
- Сообщения учащихся об истории гимна и флага.
- Подведение итогов.
1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация
2. Учитель. «Конституция» в переводе с
латинского означает «устройство»,
«постановление». Необходимо возвратиться в
прошлое, чтобы проследить путь развития
конституционного строя в России. С середины XIX в.
начинается медленный процесс вызревания
конституционного строя. Наиболее активно этот
процесс пошел в период царствования Александра
II, именно в годы его правления был разработан
проект Конституции, которая должна была даровать
стране парламент, ограничивающий власть царя (но
этот проект так и не был реализован). Россия XIX в.
Не была еще готова к переходу от царского
самодержавия к установлению власти права и
закона, т.е. того, что должна была установить
Конституция. В годы правления Александра III
развитие конституционного строя было
остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к
Конституции был сделан в начале XX в, в годы
правления последнего императора, НиколаяII. 17
октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать
Манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка», который даровал
населению страны гражданские права и свободы, а
также орган законодательной власти –
Государственную думу. Из предыдущих уроков вы
знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский
переворот, повлекший приход большевиков к
власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю
Конституцию Советской России, после которой еще
три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции
в основном выполняли пропагандистские функции,
что помогало скрывать существенное ущемление
прав граждан Советского Союза. Вся система права,
закона и правосудия были отброшены назад,
деформированы. Положение в стране меняется после
путча в августе 1991 г., после которого в стране
начались радикальные преобразования. В
сложившихся условиях только принятие новой
Конституции могло стабилизировать обстановку в
стране. Огромным количеством ученых был
разработан проект Конституции. Этот проект был
вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая
Конституция России была принята, т.о. была
принята 1-ая демократическая Конституция в
истории России (при каком президенте была
принята Конституция?).
Конституция РФ достаточно сложный и большой
документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м
разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к.
Конституция принималась не на один или два года,
то предусмотрено для дальнейшего
совершенствования Конституции в нее вносят
поправки, дополнения, изменения – это глава 9,
которая так и называется «Конституционные
поправки и пересмотр Конституции».
3. Знакомство с отдельными главами
Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоит три задачи:
- Закрепить и гарантировать права человека.
- Упорядочить государственную власть.
- Утвердить правосудие.
Первая задача означает, что в Конституции
должна быть закреплена и гарантирована вся
совокупность естественных и неотъемлемых прав
человека и гражданина, признанных мировым
сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и
безусловная защита, а также беспрепятственное
действие на всей территории России. В стране не
должны издаваться законы, которые могли бы
отменить, изменить или ограничить эти права. Все
это и будет служить гарантией ненарушаемости
личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
Выполнение второй задачи требует такой
организации власти, когда полностью исключается
ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно
быть использовано ни в чем не превзойденное
«изобретение» человечества – принцип
разделения властей.
Третья задача требует такой организации
«третьей власти», которая сможет утвердить
торжество правосудия в России. А чтобы
правосудие смогло выполнить свою задачу, оно
должно стать независимой и сильной властью,
способной защитить права человека.
Следующая наша цель расширить сведения о
государственной символике. Поставить пред
учащимся задачу – в конце урока сформулировать
выводы о значимости государственных символов.
Герб имеет несколько элементов, основной элемент
– щит (показать герб РФ). Теперь разберем
изображение на щите, оно состоит из 2-х фигур –
двуглавого орла и всадника с копьем. (Назовите,
при каком русском правители появился двуглавый
орел?) Именно при Иване III впервые были объединены
двуглавый орел и всадник, который предстал в
образе св. Ге opгия Победоносца. На протяжении
XVI-XVII вв. шел процесс формирования
государственного герба. К концу XVIIв.
Окончательно утверждается тип российского герба
– на гpyди орла – всадник, св. Ге opгий
Победоносец. С приходом к власти Временного
правительства в феврале 1917 г., с орла были сняты
короны, убраны скипетр и держава. (Как вы думаете
почему?) С приходом большевиков к власти в
октябре 1917 г. меняется герб, он должен был
подчеркнуть радикальные изменения в
государстве. Основа герба – серп и молот (почему?)
– союз рабочих и крестьян; земной шар и
восходящее солнце (подумайте почему?) –
наступление новой жизни; колосья, обвитые лентой
– единство советских республик. Советский герб
просуществовал до 1991г., однако только к 2000 г.
завершается геральдическая эпопея, когда 8
декабря Дума окончательно утвердила новый герб.
Современный герб олицетворяет силу, мощь,
независимость, единство Российского
государства.
Кроме герба, какие вы еще знаете государственные
символы?
4. Сообщения учащихся об истории гимна и флага
5. Подведение итогов.
– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
23 09 2023 10:39:40
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
22 09 2023 22:49:48
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
21 09 2023 15:36:51
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
20 09 2023 19:25:45
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
19 09 2023 22:18:55
Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....
18 09 2023 4:55:28
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
17 09 2023 20:40:43
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
16 09 2023 17:38:58
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
15 09 2023 9:38:45
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
14 09 2023 13:50:57
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
13 09 2023 12:43:33
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
12 09 2023 12:41:36
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.
...
11 09 2023 13:56:15
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
10 09 2023 8:43:41
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
09 09 2023 4:46:13
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
08 09 2023 23:14:57
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
07 09 2023 0:55:10
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
06 09 2023 3:32:48

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
05 09 2023 23:57:33
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
04 09 2023 5:44:22
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
03 09 2023 8:37:53
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
02 09 2023 18:25:14
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса.
...
01 09 2023 3:46:54
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
31 08 2023 23:28:35
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении.
...
30 08 2023 13:48:54
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
29 08 2023 8:32:21
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
28 08 2023 2:22:14
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
27 08 2023 18:16:24
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
26 08 2023 17:52:55
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
25 08 2023 14:50:14
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
24 08 2023 19:19:42
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
23 08 2023 8:12:59
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
22 08 2023 23:36:39
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
21 08 2023 2:32:24
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
20 08 2023 22:52:29
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
19 08 2023 9:45:52
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
18 08 2023 10:27:30
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
17 08 2023 3:32:35
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян.
Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности.
Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией.
...
16 08 2023 9:55:19
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
15 08 2023 7:44:47
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
14 08 2023 16:23:28
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
13 08 2023 18:40:31
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
12 08 2023 21:30:33
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
11 08 2023 12:35:13
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
10 08 2023 17:25:47
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
09 08 2023 4:49:24
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
08 08 2023 16:28:22
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
07 08 2023 8:47:47
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
06 08 2023 15:35:23
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
05 08 2023 21:19:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::