Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"
Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1773 года, показать причины обращения Пушкина к теме пугачёвского восстания, сомнения в выборе главного героя.
Задачи:
Образовательная: повторить известные детям биографические сведения о Пушкине, повторить понятие - исторический роман, расширить знания детей об истории пугачёвского бунта.
Воспитательная: прививать интерес к истории Отечества, учить эмоциональному восприятию материала, воспитывать нравственные качества и интерес к чтению.
Коррекционная: следить за правильным произношением окончаний, предлогов, приставок, за соблюдением правил орфоэпии, словесного ударения, коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий.
Тип урока: интегрированный (литература, история), урок – лекция с использованием мультимедийной презентации.
Словарь: сюжет, мятеж, возмущение, восстание, фаворит, цензор, присяга, предание.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
а) Повторение по вопросам.
б) Чтение статьи учебника-хрестоматии (стр.33).
в) Слово учителя
- причины обращения поэта к пугачёвскому бунту
- Пушкин собирает материал о пугачёвском
восстании
- время, изображённое в повести
- работа над повестью
III. Итог урока.
IV. Задание на дом.
Ход урока
Урок сопровождается показом мультимедийной презентации (Приложение 1)
слайд 1
I. Организационный момент.
Вопросы учебника-хрестоматии.
слайд 2
- Что вы знаете о жизни и творчестве Пушкина?
- Какие произведения Пушкина вы читали и изучали?
Что вам понравилось?
II. Самостоятельное чтение статьи учебной хрестоматии на стр.33, в которой сделан переход к повести “Капитанская дочка”.
III. Слово учителя.
“Что такое исторический роман? Это книга, которую
читают три дня, а помнят всю жизнь”.
В.Ян.
1) Причины обращения поэта к пугачёвскому бунту.
слайд 3
Причины, побудившие Пушкина обратиться к истории Пугачёва, связаны с событиями 14 декабря 1825 года. После того, как Пушкин узнал о восстании декабристов, о чём бы он ни думал, что бы ни писал, мысль о “друзьях, братьях, товарищах” владела им неотступно.
слайд 4
Потрясённый вестью о подвиге и гибели друзей, поэт обращается к истории своего народа, к теме народных восстаний.
слайд 5-6
Именно в это время рождаются “Песни о Стеньке Разине”, затем “Послание в Сибирь”.
слайд 7
Именно с сосланными в Сибирь декабристами делится поэт возникшим замыслом: “Я хочу написать сочинение о Пугачёве: “ Я отправляюсь на места, перееду через Урал, поеду дальше и приеду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках”.
Пушкина волнует вопрос, почему все крестьянские бунты и дворянские мятежи потерпели поражение? Можно ли найти другие пути к благоденствию России? Фигура мятежного Пугачёва всё более и более притягивает Пушкина. Он решает посвятить ему исторический труд “История Пугачёва” и художественное произведение.
2) Как Пушкин собирает материал о Пугачёве.
Ещё из ссылки в Михайловском в письмах к брату, друзьям он просил прислать ему “Жизнь Емельки Пугачёва” и другие материалы о нём. В последующие годы он много читал о Пугачёве, изучал архивные документы. Но всё это казалось ему недостаточным, хотелось знать больше, лучше. В 1833 году, взяв на службе четырёхмecячный отпуск, он решил объездить места, где происходили крестьянские восстания; посмотреть, где стояли войска Пугачёва, где пылали помещичьи усадьбы, где, может быть, живы ещё были старики – свидетели восстания.
слайд 8
Он отправляется в Казанскую и Оренбургскую губернии. В сентябре он посетил Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск – станицу Берды.
слайд 9-10
Он работал с увлечением, беседовал со стариками, записывал песни, сказки, рассказы о Пугачёве. “Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться…” - писал он жене и поздней осенью был уже в Болдине, приводил в порядок свои записки, писал “Историю Пугачёва”. В конце следующего года “История Пугачёва” вышла в свет. Царь Николай I переделал название. Он считал, что такой преступник, как Пугачёв, не может иметь истории, и велел назвать книгу “История пугачёвского бунта”.
Но Пушкин видел в Пугачёве не преступника, а крупного вождя крестьянского движения, показал его руководящую роль в народном мятеже, рассказал о нём, как о человеке умном, талантливом, который умел беспощадно относиться к врагам и великодушно к простым людям
3) Время, изображённое в повести.
слайд 11
Пушкин изобразил в повести ХVII век, царствование Екатерины II, урождённой Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт – Цербстской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича.
слайд 12
В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, с помощью гвардии свергнув Петра III, своего мужа, который был убит, а дворяне, служившие в гвардии и оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. Время её правления называли екатерининской эпохой. В этот период Россия расширила свою территорию, вела обширную торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Укрепился аппарат власти, расширился двор, развивалась наука.
слайд 13
Положение же крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как вещи, как скот. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян. По указу императрицы помещики получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. В такой обстановке после внезапной и таинственной для народа cмepти Петра III разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а император где-то скрывается. Но он появится и спасёт народ, даст крестьянам свободу и землю.
слайд 14
И вот в бескрайних оренбургских степях появляются воззвания, написанные на простом и понятном народу языке от имени императора Петра III.
слайд 15-16
Этим императором назвался яицкий казак Емельян Иванович Пугачёв За ним пошёл народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено, а Пугачёв казнён.
4) Работа над повестью.
Работа над историей Пугачёва вдохновила Пушкина: он начал писать повесть “Капитанская дочка” - лучшее своё произведение в прозе. Он поменял шесть планов, так ни на одном и не остановившись. Работа над повестью шла трудно, ведь пугачёвщина была темой запретной. В повести Пушкин хотел сделать главным героем дворянина-офицера, перешедшего на сторону восставших. Несколько раз он переделывает сюжет, меняя фамилии героев. Наконец он остановился на одном, который и останется в окончательном варианте текста романа – Гринёв. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М.Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в “сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными”. Гринёв в повести Пушкина стал очевидцем, свидетелем и участником событий. Вместе с ним мы пройдём путём испытаний, ошибок и побед, открытий и трудностей, путём познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.
В повести Пушкин показал кровавые эпизоды пугачёвщины. Но он не восторгается крестьянским мятежом. Ещё в историческом труде он показал, что жестокость восставших была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. На страницах повести появляется башкирец - участник бунта 1741 года. Страницы, где описывается этот человек, нельзя читать без содрогания.
Итак, Пушкин закончил повесть за год до своей гибели осенью 1836 года. Он сдал “Капитанскую дочку” в цензуру на разрешение печатать. Он отправил цензору письмо, в котором писал: “Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги”.
Пушкин имеет в виду историю офицера Шванвича. Отец его, силач, буян и задира, ещё во времена Петра III в тpaктирной ссоре разрубил щеку Алексею Орлову, любимцу Екатерины II, супруги Петра III. Алексей Орлов возглавил заговор, в результате которого Пётр III был свергнут с престола, а Екатерина стала императрицей. Шванвич думал, что будет казнён, но Орлов не стал мстить обидчику, а остался приятелем с Шванвичем. Через много лет сын Шванвича “имел малодушие пристать к Пугачёву и глупость служить ему со всеусердием”. Рассказывали, что именно Алексей Орлов – теперь уже граф, фаворит императрицы, “выпросил у государыни смягчения приговора” сыну своего прежнего врага, а затем друга. Что в этом “анекдоте” достоверного?
Молодой Шванвич, взятый восставшими в плен, присягнул Пугачёву и служил в его штабе. После разгрома мятежа Шванвич бежал, но был пойман и арестован. Его лишили дворянства и чинов, сослали в Сибирь. Он умер, так и не дождавшись смягчения своей участи. Где же “помилование императрицы”, которое так поразило Пушкина, что он положил его в основу романа? Никакого помилования не было. И, конечно, не было сцены с отцом, упавшим в ноги императрицы. Пушкин это знал, но это был “отвлекающий маневр”. Пушкин разъясняет цензору, в чём сюжет “Капитанской дочки”. Он, ссылаясь на это предание, внушает ему, что роман, собственно говоря, и написан ради финального эпизода – встречи Маши Мироновой и Екатерины II и, следовательно, имеет целью прославить царское милосердие. Пушкин вынужден так истолковывать сюжет романа, потому что сюжет “Капитанской дочки” был совсем иной. Об этом мы узнаем на последующих уроках.
IV. Итог урока.
слайд 17
V. Задание на дом:
1) Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории
пугачёвского восстания?
2) Прочитать I главу повести “Капитанская дочка”.
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
05 12 2023 19:13:32
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
04 12 2023 9:35:25
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
03 12 2023 15:16:26
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
02 12 2023 21:31:20
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
01 12 2023 18:45:58
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
30 11 2023 10:24:53
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
29 11 2023 2:21:25
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
28 11 2023 19:25:30
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
27 11 2023 4:25:14
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
26 11 2023 9:28:49
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
25 11 2023 19:25:15
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
24 11 2023 22:28:19
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей.
...
23 11 2023 17:25:46
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
22 11 2023 3:46:52
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
21 11 2023 20:57:45
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
20 11 2023 16:24:53
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
19 11 2023 19:32:33
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
18 11 2023 19:15:41
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории.
...
17 11 2023 18:11:45
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
16 11 2023 18:35:37
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
15 11 2023 15:34:51
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
14 11 2023 18:52:46

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
13 11 2023 14:20:31
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
12 11 2023 19:36:24
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
11 11 2023 2:55:40
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
10 11 2023 8:39:37

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
09 11 2023 18:56:12
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
08 11 2023 18:19:34
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.
В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья.
...
07 11 2023 18:15:28
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
06 11 2023 2:14:21
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся.
...
05 11 2023 13:38:35
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
...
04 11 2023 21:36:59
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
03 11 2023 2:27:45
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
02 11 2023 9:53:24
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
01 11 2023 13:33:33
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
31 10 2023 17:44:23
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
30 10 2023 1:12:27
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
29 10 2023 11:55:16
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
28 10 2023 4:19:33
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты.
...
27 10 2023 11:21:51
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
26 10 2023 20:37:53
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
25 10 2023 0:32:33
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
24 10 2023 11:25:40
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
23 10 2023 22:54:37
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
22 10 2023 19:45:50
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
21 10 2023 2:28:16
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
20 10 2023 11:53:56
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
19 10 2023 0:51:37
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
18 10 2023 8:40:48
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
17 10 2023 3:53:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::