Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"
Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1773 года, показать причины обращения Пушкина к теме пугачёвского восстания, сомнения в выборе главного героя.
Задачи:
Образовательная: повторить известные детям биографические сведения о Пушкине, повторить понятие - исторический роман, расширить знания детей об истории пугачёвского бунта.
Воспитательная: прививать интерес к истории Отечества, учить эмоциональному восприятию материала, воспитывать нравственные качества и интерес к чтению.
Коррекционная: следить за правильным произношением окончаний, предлогов, приставок, за соблюдением правил орфоэпии, словесного ударения, коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий.
Тип урока: интегрированный (литература, история), урок – лекция с использованием мультимедийной презентации.
Словарь: сюжет, мятеж, возмущение, восстание, фаворит, цензор, присяга, предание.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
а) Повторение по вопросам.
б) Чтение статьи учебника-хрестоматии (стр.33).
в) Слово учителя
- причины обращения поэта к пугачёвскому бунту
- Пушкин собирает материал о пугачёвском
восстании
- время, изображённое в повести
- работа над повестью
III. Итог урока.
IV. Задание на дом.
Ход урока
Урок сопровождается показом мультимедийной презентации (Приложение 1)
слайд 1
I. Организационный момент.
Вопросы учебника-хрестоматии.
слайд 2
- Что вы знаете о жизни и творчестве Пушкина?
- Какие произведения Пушкина вы читали и изучали?
Что вам понравилось?
II. Самостоятельное чтение статьи учебной хрестоматии на стр.33, в которой сделан переход к повести “Капитанская дочка”.
III. Слово учителя.
“Что такое исторический роман? Это книга, которую
читают три дня, а помнят всю жизнь”.
В.Ян.
1) Причины обращения поэта к пугачёвскому бунту.
слайд 3
Причины, побудившие Пушкина обратиться к истории Пугачёва, связаны с событиями 14 декабря 1825 года. После того, как Пушкин узнал о восстании декабристов, о чём бы он ни думал, что бы ни писал, мысль о “друзьях, братьях, товарищах” владела им неотступно.
слайд 4
Потрясённый вестью о подвиге и гибели друзей, поэт обращается к истории своего народа, к теме народных восстаний.
слайд 5-6
Именно в это время рождаются “Песни о Стеньке Разине”, затем “Послание в Сибирь”.
слайд 7
Именно с сосланными в Сибирь декабристами делится поэт возникшим замыслом: “Я хочу написать сочинение о Пугачёве: “ Я отправляюсь на места, перееду через Урал, поеду дальше и приеду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках”.
Пушкина волнует вопрос, почему все крестьянские бунты и дворянские мятежи потерпели поражение? Можно ли найти другие пути к благоденствию России? Фигура мятежного Пугачёва всё более и более притягивает Пушкина. Он решает посвятить ему исторический труд “История Пугачёва” и художественное произведение.
2) Как Пушкин собирает материал о Пугачёве.
Ещё из ссылки в Михайловском в письмах к брату, друзьям он просил прислать ему “Жизнь Емельки Пугачёва” и другие материалы о нём. В последующие годы он много читал о Пугачёве, изучал архивные документы. Но всё это казалось ему недостаточным, хотелось знать больше, лучше. В 1833 году, взяв на службе четырёхмecячный отпуск, он решил объездить места, где происходили крестьянские восстания; посмотреть, где стояли войска Пугачёва, где пылали помещичьи усадьбы, где, может быть, живы ещё были старики – свидетели восстания.
слайд 8
Он отправляется в Казанскую и Оренбургскую губернии. В сентябре он посетил Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск – станицу Берды.
слайд 9-10
Он работал с увлечением, беседовал со стариками, записывал песни, сказки, рассказы о Пугачёве. “Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться…” - писал он жене и поздней осенью был уже в Болдине, приводил в порядок свои записки, писал “Историю Пугачёва”. В конце следующего года “История Пугачёва” вышла в свет. Царь Николай I переделал название. Он считал, что такой преступник, как Пугачёв, не может иметь истории, и велел назвать книгу “История пугачёвского бунта”.
Но Пушкин видел в Пугачёве не преступника, а крупного вождя крестьянского движения, показал его руководящую роль в народном мятеже, рассказал о нём, как о человеке умном, талантливом, который умел беспощадно относиться к врагам и великодушно к простым людям
3) Время, изображённое в повести.
слайд 11
Пушкин изобразил в повести ХVII век, царствование Екатерины II, урождённой Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт – Цербстской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича.
слайд 12
В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, с помощью гвардии свергнув Петра III, своего мужа, который был убит, а дворяне, служившие в гвардии и оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. Время её правления называли екатерининской эпохой. В этот период Россия расширила свою территорию, вела обширную торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Укрепился аппарат власти, расширился двор, развивалась наука.
слайд 13
Положение же крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как вещи, как скот. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян. По указу императрицы помещики получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. В такой обстановке после внезапной и таинственной для народа cмepти Петра III разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а император где-то скрывается. Но он появится и спасёт народ, даст крестьянам свободу и землю.
слайд 14
И вот в бескрайних оренбургских степях появляются воззвания, написанные на простом и понятном народу языке от имени императора Петра III.
слайд 15-16
Этим императором назвался яицкий казак Емельян Иванович Пугачёв За ним пошёл народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено, а Пугачёв казнён.
4) Работа над повестью.
Работа над историей Пугачёва вдохновила Пушкина: он начал писать повесть “Капитанская дочка” - лучшее своё произведение в прозе. Он поменял шесть планов, так ни на одном и не остановившись. Работа над повестью шла трудно, ведь пугачёвщина была темой запретной. В повести Пушкин хотел сделать главным героем дворянина-офицера, перешедшего на сторону восставших. Несколько раз он переделывает сюжет, меняя фамилии героев. Наконец он остановился на одном, который и останется в окончательном варианте текста романа – Гринёв. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М.Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в “сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными”. Гринёв в повести Пушкина стал очевидцем, свидетелем и участником событий. Вместе с ним мы пройдём путём испытаний, ошибок и побед, открытий и трудностей, путём познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.
В повести Пушкин показал кровавые эпизоды пугачёвщины. Но он не восторгается крестьянским мятежом. Ещё в историческом труде он показал, что жестокость восставших была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. На страницах повести появляется башкирец - участник бунта 1741 года. Страницы, где описывается этот человек, нельзя читать без содрогания.
Итак, Пушкин закончил повесть за год до своей гибели осенью 1836 года. Он сдал “Капитанскую дочку” в цензуру на разрешение печатать. Он отправил цензору письмо, в котором писал: “Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги”.
Пушкин имеет в виду историю офицера Шванвича. Отец его, силач, буян и задира, ещё во времена Петра III в тpaктирной ссоре разрубил щеку Алексею Орлову, любимцу Екатерины II, супруги Петра III. Алексей Орлов возглавил заговор, в результате которого Пётр III был свергнут с престола, а Екатерина стала императрицей. Шванвич думал, что будет казнён, но Орлов не стал мстить обидчику, а остался приятелем с Шванвичем. Через много лет сын Шванвича “имел малодушие пристать к Пугачёву и глупость служить ему со всеусердием”. Рассказывали, что именно Алексей Орлов – теперь уже граф, фаворит императрицы, “выпросил у государыни смягчения приговора” сыну своего прежнего врага, а затем друга. Что в этом “анекдоте” достоверного?
Молодой Шванвич, взятый восставшими в плен, присягнул Пугачёву и служил в его штабе. После разгрома мятежа Шванвич бежал, но был пойман и арестован. Его лишили дворянства и чинов, сослали в Сибирь. Он умер, так и не дождавшись смягчения своей участи. Где же “помилование императрицы”, которое так поразило Пушкина, что он положил его в основу романа? Никакого помилования не было. И, конечно, не было сцены с отцом, упавшим в ноги императрицы. Пушкин это знал, но это был “отвлекающий маневр”. Пушкин разъясняет цензору, в чём сюжет “Капитанской дочки”. Он, ссылаясь на это предание, внушает ему, что роман, собственно говоря, и написан ради финального эпизода – встречи Маши Мироновой и Екатерины II и, следовательно, имеет целью прославить царское милосердие. Пушкин вынужден так истолковывать сюжет романа, потому что сюжет “Капитанской дочки” был совсем иной. Об этом мы узнаем на последующих уроках.
IV. Итог урока.
слайд 17
V. Задание на дом:
1) Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории
пугачёвского восстания?
2) Прочитать I главу повести “Капитанская дочка”.

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
10 06 2023 14:57:18
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
09 06 2023 11:19:43
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
08 06 2023 19:34:22
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
07 06 2023 8:56:24
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
06 06 2023 3:41:33
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
05 06 2023 22:38:21
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
04 06 2023 13:34:34
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
...
03 06 2023 21:20:36
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
02 06 2023 17:53:52
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
01 06 2023 22:54:42
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
31 05 2023 2:26:46
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
30 05 2023 12:46:36
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
29 05 2023 20:18:29
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
28 05 2023 16:23:35
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
27 05 2023 15:54:56
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
26 05 2023 14:28:51
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей.
Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
25 05 2023 0:28:42
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
24 05 2023 13:42:40
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
23 05 2023 20:19:53
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
22 05 2023 13:31:54
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
21 05 2023 18:18:21
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
20 05 2023 16:12:45
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
19 05 2023 11:35:20

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
18 05 2023 14:41:38
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
17 05 2023 12:32:38
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
16 05 2023 4:33:48
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
15 05 2023 15:24:47
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
14 05 2023 3:39:29
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
13 05 2023 14:50:36
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
12 05 2023 15:14:46
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
...
11 05 2023 16:11:30
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
10 05 2023 12:28:28
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
09 05 2023 2:56:23
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
08 05 2023 1:39:33
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
07 05 2023 23:35:31

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
06 05 2023 17:40:38
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
05 05 2023 8:23:54
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
04 05 2023 2:32:46
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
03 05 2023 22:34:16
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
02 05 2023 19:36:27
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
01 05 2023 20:33:49
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
30 04 2023 12:46:14
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
29 04 2023 16:10:42
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории.
...
28 04 2023 14:17:21
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
27 04 2023 15:21:27
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
26 04 2023 19:51:54
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
25 04 2023 10:20:26
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер.
...
24 04 2023 5:24:56
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
23 04 2023 13:50:14
В статье приводится пример урока-диспута.
...
22 04 2023 11:28:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::