Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-турнир.
Класс: 7
Состав требований при изучении материала:
- Учащиеся должны знать:
- преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре;
- события первой четверти XVIII века, которые свидетельствуют о социальных конфликтах эпохи;
- факты из жизни выдающихся политических, военных, церковных, культурных деятелях страны;
- значение Северной войны для России.
- Учащиеся должны уметь:
- давать оценку преобразованиям в экономике, армии, государственном устройстве, культуре;
- на исторической карте новые экономические центры;
- показывать территории, вошедшие в состав России при Петре I;
- указывать на ликвидацию различий между вотчиной и поместьем;
- объяснять смысл и значение понятий: регулярная армия, рекрутский набор, редут, империя, Синод, Сенат, коллегии, мануфактура, меркантилизм, абсолютизм.
Доминирующие методы обучения:
- Диалогический. Создается проблемная ситуация: учитель – учащиеся, учащиеся – учащиеся.
- Эвристический. Организация в ходе эвристической беседы поиска ответа на проблемный вопрос.
- Исследовательский. Дается опережающее домашнее задание.
Методическое обеспечение:
- карта «Российская империя в первой половине XVIII века»;
- выставка ученических рисунков, посвященных Петру I и его эпохе;
- стенгазета;
- I и его времени;
- портреты Петра I и его сподвижников;
- игровые задания (на отдельных листах бумаги);
- жетоны.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о процессе образования Российской империи; обобщить представления учащихся о Петре I и сформулировать оценочный вывод о чертах личности и деятельности;
- Продолжить формирование хронологических и картографических умений на материале темы; способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся; включив в содержание проверки новые исторические факты и источники, способствовать обогащению знаний и развитию интереса к предмету; стимулировать активное участие семиклассников в обсуждении темы;
- Способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма, развитие интереса к культуре своего народа.
План урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
- Создание эмоционального фона (яркий пушкинский текст);
- Тема, цели урока, форма урока;
- Представление комaнд, капитанов, ведущих, ассистента (считает баллы);
- Объяснение системы оценок.
III. Организация турнира
- Конкурс-приветствие;
- Конкурс «История и литература»;
- Конкурс «Календарь»;
- «История и география»;
- «История и архитектура»;
- Конкурс на знание понятий;
- Неотосланные депеши»;
- Решение проблемных задач;
- Оценка деятельности Петра I;
- Театрализация;
- Конкурс капитанов.
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры.
V. Домашнее задание: продолжать изучать деятельность Петра I.
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Ход урока
На доске – эпиграфы:
«Петр Великий один есть целая
всемирная история!»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву,
19 октября 1836 год, Петербург.
«Петр сделал вызов России, ее гению – и Россия ответила ему поэзией
Пушкина».
В.О.Ключевский.
II. Вступительное слово учителя
Перед тем как назвать тему, цели урока, я зачитаю вам яркий эмоциональный пушкинский текст:
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».
(«Мысли в дороге»)
Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петра Великого (первый эпиграф). Имена Пушкина и Петра тесно связаны. Связь этих двух великих людей так объяснил В.О.Ключевский (второй эпиграф). Пушкин вроде бы не историк, но он историк и приближает нас к пониманию прошлого. Эти имена связаны и с нашим уроком.
На предшествующих уроках мы изучали тему «Образование Российской империи (конец XVII – первая четверть XVIII века). Сегодняшний урок мы посвятим повторению и обобщению знаний, умений и навыков, полученных вами по этой теме. Поэтому целью нашего урока является обобщение знаний о процессе образования Российской империи, представлений о Петре I. Вам предстоит развивать хронологические, картографические умения, логическое и образное мышление, творческие способности.
Наш урок мы проведем в игровой форме – как турнир, соревнование двух комaнд. Каждая комaнда состоит из 6 человек. Представляю капитанов, ведущих. Остальные ученики выступают в роли зрителей-болельщиков, которые тоже отвечают на вопросы. Ассистент считает баллы. Успехи комaнд будут оцениваться в баллах. За удачные ответы участники турнира получают жетон, имитирующий мелкую разменную монету XVIII века, «полушку» (монета с изображением птицы). Баллы считает ассистент ведущих – советник камер-коллегии. Как ты думаешь, почему твоя роль называется так? (вопрос к ассистенту). Зрители, отвечающие на вопросы, также получают жетоны, которые можно передать в фонд той или иной комaнды.
В процессе подготовки к уроку вы повторили изученный на предшествующих уроках материал. Участники турнира составили вопросы, адресованные соперникам. Подготовили карточки, жетоны, газету, учили стихи, которые прозвучат на уроке. Желающие приняли участие в конкурсе рисунков.
Сам турнир включит в себя несколько конкурсов: конкурс-приветствие, «История и литература», «История и география», «Календарь», «История и архитектура», «Неотосланные депеши», конкурс на знание понятий, на умение решать проблемные задачи, театрализацию, конкурс капитанов.
III. Организация турнира
1 .Конкурс-приветствие: придумать название комaнды и объяснить значение слов, использованных в названиях; девиз; эмблему. Задают соперникам по 3 вопроса.
Зрителям предлагается назвать книги, фильмы, посвященные эпохе Петра I.
2. Конкурс «История и литература»
История на пушкинских страницах.
Первой комaнде:
1) Об основании какого города идет речь в отрывке из пушкинской поэмы? Назовите эту поэму.
«Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
(Речь идет об основании Санкт-Петербурга. Цитируется поэма «Медный всадник»)
2) Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки?
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…»
(Петру I)
Второй комaнде:
1) О каком сражении идет речь в этих стихах?
«Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой баpaбанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И cмepть, и ад со всех сторон».
(О полтавской битве, 1709г.)
2) Какой «гордый конь» имеется в виду в следующих строках? Кто восседал на этом коне?
«Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
(Речь идет о конной статуе работы Фальконе – памятник Петру I)
Зрителям:
1) В каких произведениях Пушкина воссоздается образ Петра Великого?
(«Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)
2) Каково было одно из первоначальных названий поэмы «Полтава»?
(«Мазепа»)
3. Конкурс «Календарь»
Комaндам выдаются карточки с хронологическими уравнениями.
Как связаны между собой следующие события:
= события аналогичны, тождественны;
↔события противоположны по своему содержанию или
последствиям;
→события находятся между собой в причинно-следственных
отношениях.
Первой комaнде:
1) |
Июнь 1709г. (генеральное сражение под Полтавой) |
Июль 1714г. (генеральное сражение на море у м.Гангут) |
2) |
Ноябрь 1700 (поражение под Нарвой) |
1704г. (победа под Нарвой) |
Второй комaнде:
1) |
Июль 1714г. (победа на море у м.Гангут) |
Июль 1720г. (победа на море у о.Гренгам) |
2) |
Сентябрь 1708 (битва у Лесной) |
27 июня 1709г. (Полтавская битва) |
Решите пример:
Первой комaнде:
(год основания С.-Петербурга + год учреждения Академии наук + год создания Сената + 24) : 3 = год и событие?
(1703 + 1725 + 1711 + 24) : 3 = 1721
(Россия провозглашается империей, окончание Северной войны)
Второй комaнде:
(год начала восстания Булавина + год разделения России на губернии + год принятия Табели о рангах + 38) : 3 = год и событие?
(1707 + 1708 + 1722 + 38) : 3 = 1725
(Год cмepти Петра Великого, учреждение Академии наук)
Зрителям: предлагаются карточки с датами и назвать события, связанные с ними.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
4. Конкурс «История и география»
1. Показать на карте
Первой комaнде:
1) Деревню, победа под которой стала «матерью Полтавской баталии»;
2) Город, который стал «окном в Европу»;
3) Страну, куда бежал Карл XII после полтавской битвы.
Второй комaнде:
1) Город, под которым состоялось генеральное сражение русской и шведской армий;
2) Мыс, у которого Балтийский флот одержал первую победу над шведским флотом;
3) Город, где был подписан мирный договор между Россией и Швецией после окончания Северной войны.
2. Представьте, что вы живете в Москве в XVIII веке и решили заняться торговлей. Куда вам лучше и выгоднее поехать:
1-й комaнде – за железом? (в Тулу, на Урал)
2-й комaнде – за тканями и сукном? (Иваново, Владимир).
Зрителям:
1) Где находились судостроительные верфи в XVIII веке? (С.-Петербург, Воронеж, Брянск)
2) Показать территории, вошедшие в состав России по Ништадскому мирному договору.
5. Конкурс «История и архитектура»
Задание комaндам:
1-й комaнде – собрать разрезанные фрагменты открытки с изображением и рассказать, в честь какого события построены эти сооружения, где они находятся.
Зрителям:
назвать памятники культуры XVIII века.
Подводятся итоги конкурса рисунков.
6. Конкурс на знание понятий
Определите ошибки, допущенные при объяснении следующих понятий.
1-й комaнде:
1) Сенатом называлось то место, где заседали сенаторы и царские лошади.
2) Регулярная армия – армия, которая созывается в случае войны.
2-й комaнде:
1) Мануфактура – объединение ремесленников.
2) Абсолютизм – неограниченная власть народа.
Составьте предложения со словами.
1-й комaнде:
1) Синод;
2) Ревизия.
2-й комaнде:
1) Коллегия;
2) Ассамблея.
Зрителям предлагается вставить пропущенные буквы и объяснить понятия:
ку-ст-ам-ра, м-р-ант-лизм.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
7. Конкурс «Неотосланные депеши»
Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое их этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.
1-й комaнде:
«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят».
(Петр I в 1696г.)
2-й комaнде:
«Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».
(Петр I 27 июня 1709г. после полной победы над шведами под Полтавой).
Зрителям: кто? когда?
1) «Шведы бьют нас. Погодите, они научат нас бить их».
(ноябрь 1700г., поражение русских войск под Нарвой, Петр I).
2) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен».
(Орешек, Петр I, 1703г.).
3) «Пускай сосед Петр строит города, которые будут взяты шведами».
(Карл XII о строительстве С.-Петербурга, 1703г.).
8. Решение проблемных задач
1-й комaнде:
Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу: «Кто курит табаки, тот хуже собаки»?
(Видимо, это памятник пропаганды раскольников против сторонников Петра и все «западников» в России)
2-й комaнде:
Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться?
(Войны и государственные стройки петровской эпохи уносили больше людей, чем их рождалось. При Петре были присоединены к России слабо заселенные окраины в Азии и совсем небольшие земли в Европе)
Зрителям:
Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником?
(Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание своего сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие «птенцы гнезда Петрова» могли бы справиться с обязанностями царя, но народное мнение не могло признать право этих «худородных» на царский титул, а получить деловой навык власти они не успели)
9. Оценка деятельности Петра I
1-й комaнде:
Что положительного было в деятельности Петра I?
2-й комaнде:
Что отрицательного было в деятельности Петра I?
Зрителям предлагается назвать современников Петра I и объяснить, чем знамениты эти люди.
10. Конкурс капитанов (на умение реконструировать исторические факты).
Нужно составить рассказ-загадку, в котором по хаpaктерным деталям нужно угадать город и событие, в нем происшедшее.
Соперник угадывает.
11. Театрализация
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Значение петровских преобразований для России велико. Россия «прорубила окно в Европу» и вышла на мировую арену сильной, мощной и обновленной. Гений Петра коснулся многих сфер жизни. Его дело продолжали его наследники: дочь Елизавета Петровна, жена его внука Петра III Екатерина II, которая тоже стала Великой. Его новаторские мысли актуальны и в наши дни. Он – пример подражания для всех поколений россиян, для тех, кто по-настоящему любит Отечество и радеет за него.
Завершить урок мне хотелось бы пушкинской проповедью, так как слова Пушкина побуждают вслушиваться в историю, сопереживать ее действующим лицам. Ведь история всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами в судьбе страны стояли конкретные люди со своими интересами, радостями, потерями.
«Какое поле эта русская история! История – долга, жизнь – коротка», - писал Пушкин барону Корфу.
«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву.
Вместе с Пушкиным я призываю вас любить и изучать историю России.
Урок завершен. До встречи на следующем уроке!
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
03 10 2023 5:58:49
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
02 10 2023 8:49:35
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
01 10 2023 13:38:37
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
30 09 2023 23:46:24
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
29 09 2023 10:10:14
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
28 09 2023 4:21:40
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
27 09 2023 13:51:39
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
26 09 2023 9:45:33
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
25 09 2023 19:16:59
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
24 09 2023 0:31:20
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
23 09 2023 15:10:50
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
22 09 2023 14:28:38
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
21 09 2023 1:21:27

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
20 09 2023 9:12:40
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
19 09 2023 11:12:59
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
18 09 2023 3:59:51
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
17 09 2023 19:43:17
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
16 09 2023 17:25:16
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
15 09 2023 0:21:15
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
14 09 2023 12:30:35
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
13 09 2023 12:12:10
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
12 09 2023 8:31:24
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
11 09 2023 8:13:31
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
10 09 2023 20:29:55
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
09 09 2023 7:26:30
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
08 09 2023 15:33:44
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
07 09 2023 20:17:58
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
06 09 2023 18:50:50
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
05 09 2023 16:21:14
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
04 09 2023 23:26:57
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
03 09 2023 18:19:52
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
02 09 2023 6:29:38
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
01 09 2023 10:46:14
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
31 08 2023 20:18:49
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
30 08 2023 12:27:50
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
29 08 2023 12:15:58
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
28 08 2023 19:17:33
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
27 08 2023 12:43:30
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
26 08 2023 0:24:40
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
25 08 2023 8:20:24
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
24 08 2023 22:34:39
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
23 08 2023 19:57:26
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
22 08 2023 17:28:55

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
21 08 2023 13:32:44
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
20 08 2023 1:46:59
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
19 08 2023 11:52:14
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
18 08 2023 23:40:47
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
17 08 2023 19:21:54
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
16 08 2023 3:27:42
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
15 08 2023 9:59:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::