Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-турнир.
Класс: 7
Состав требований при изучении материала:
- Учащиеся должны знать:
- преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре;
- события первой четверти XVIII века, которые свидетельствуют о социальных конфликтах эпохи;
- факты из жизни выдающихся политических, военных, церковных, культурных деятелях страны;
- значение Северной войны для России.
- Учащиеся должны уметь:
- давать оценку преобразованиям в экономике, армии, государственном устройстве, культуре;
- на исторической карте новые экономические центры;
- показывать территории, вошедшие в состав России при Петре I;
- указывать на ликвидацию различий между вотчиной и поместьем;
- объяснять смысл и значение понятий: регулярная армия, рекрутский набор, редут, империя, Синод, Сенат, коллегии, мануфактура, меркантилизм, абсолютизм.
Доминирующие методы обучения:
- Диалогический. Создается проблемная ситуация: учитель – учащиеся, учащиеся – учащиеся.
- Эвристический. Организация в ходе эвристической беседы поиска ответа на проблемный вопрос.
- Исследовательский. Дается опережающее домашнее задание.
Методическое обеспечение:
- карта «Российская империя в первой половине XVIII века»;
- выставка ученических рисунков, посвященных Петру I и его эпохе;
- стенгазета;
- I и его времени;
- портреты Петра I и его сподвижников;
- игровые задания (на отдельных листах бумаги);
- жетоны.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о процессе образования Российской империи; обобщить представления учащихся о Петре I и сформулировать оценочный вывод о чертах личности и деятельности;
- Продолжить формирование хронологических и картографических умений на материале темы; способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся; включив в содержание проверки новые исторические факты и источники, способствовать обогащению знаний и развитию интереса к предмету; стимулировать активное участие семиклассников в обсуждении темы;
- Способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма, развитие интереса к культуре своего народа.
План урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
- Создание эмоционального фона (яркий пушкинский текст);
- Тема, цели урока, форма урока;
- Представление комaнд, капитанов, ведущих, ассистента (считает баллы);
- Объяснение системы оценок.
III. Организация турнира
- Конкурс-приветствие;
- Конкурс «История и литература»;
- Конкурс «Календарь»;
- «История и география»;
- «История и архитектура»;
- Конкурс на знание понятий;
- Неотосланные депеши»;
- Решение проблемных задач;
- Оценка деятельности Петра I;
- Театрализация;
- Конкурс капитанов.
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры.
V. Домашнее задание: продолжать изучать деятельность Петра I.
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Ход урока
На доске – эпиграфы:
«Петр Великий один есть целая
всемирная история!»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву,
19 октября 1836 год, Петербург.
«Петр сделал вызов России, ее гению – и Россия ответила ему поэзией
Пушкина».
В.О.Ключевский.
II. Вступительное слово учителя
Перед тем как назвать тему, цели урока, я зачитаю вам яркий эмоциональный пушкинский текст:
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».
(«Мысли в дороге»)
Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петра Великого (первый эпиграф). Имена Пушкина и Петра тесно связаны. Связь этих двух великих людей так объяснил В.О.Ключевский (второй эпиграф). Пушкин вроде бы не историк, но он историк и приближает нас к пониманию прошлого. Эти имена связаны и с нашим уроком.
На предшествующих уроках мы изучали тему «Образование Российской империи (конец XVII – первая четверть XVIII века). Сегодняшний урок мы посвятим повторению и обобщению знаний, умений и навыков, полученных вами по этой теме. Поэтому целью нашего урока является обобщение знаний о процессе образования Российской империи, представлений о Петре I. Вам предстоит развивать хронологические, картографические умения, логическое и образное мышление, творческие способности.
Наш урок мы проведем в игровой форме – как турнир, соревнование двух комaнд. Каждая комaнда состоит из 6 человек. Представляю капитанов, ведущих. Остальные ученики выступают в роли зрителей-болельщиков, которые тоже отвечают на вопросы. Ассистент считает баллы. Успехи комaнд будут оцениваться в баллах. За удачные ответы участники турнира получают жетон, имитирующий мелкую разменную монету XVIII века, «полушку» (монета с изображением птицы). Баллы считает ассистент ведущих – советник камер-коллегии. Как ты думаешь, почему твоя роль называется так? (вопрос к ассистенту). Зрители, отвечающие на вопросы, также получают жетоны, которые можно передать в фонд той или иной комaнды.
В процессе подготовки к уроку вы повторили изученный на предшествующих уроках материал. Участники турнира составили вопросы, адресованные соперникам. Подготовили карточки, жетоны, газету, учили стихи, которые прозвучат на уроке. Желающие приняли участие в конкурсе рисунков.
Сам турнир включит в себя несколько конкурсов: конкурс-приветствие, «История и литература», «История и география», «Календарь», «История и архитектура», «Неотосланные депеши», конкурс на знание понятий, на умение решать проблемные задачи, театрализацию, конкурс капитанов.
III. Организация турнира
1 .Конкурс-приветствие: придумать название комaнды и объяснить значение слов, использованных в названиях; девиз; эмблему. Задают соперникам по 3 вопроса.
Зрителям предлагается назвать книги, фильмы, посвященные эпохе Петра I.
2. Конкурс «История и литература»
История на пушкинских страницах.
Первой комaнде:
1) Об основании какого города идет речь в отрывке из пушкинской поэмы? Назовите эту поэму.
«Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
(Речь идет об основании Санкт-Петербурга. Цитируется поэма «Медный всадник»)
2) Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки?
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…»
(Петру I)
Второй комaнде:
1) О каком сражении идет речь в этих стихах?
«Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой баpaбанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И cмepть, и ад со всех сторон».
(О полтавской битве, 1709г.)
2) Какой «гордый конь» имеется в виду в следующих строках? Кто восседал на этом коне?
«Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
(Речь идет о конной статуе работы Фальконе – памятник Петру I)
Зрителям:
1) В каких произведениях Пушкина воссоздается образ Петра Великого?
(«Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)
2) Каково было одно из первоначальных названий поэмы «Полтава»?
(«Мазепа»)
3. Конкурс «Календарь»
Комaндам выдаются карточки с хронологическими уравнениями.
Как связаны между собой следующие события:
= события аналогичны, тождественны;
↔события противоположны по своему содержанию или
последствиям;
→события находятся между собой в причинно-следственных
отношениях.
Первой комaнде:
1) |
Июнь 1709г. (генеральное сражение под Полтавой) |
Июль 1714г. (генеральное сражение на море у м.Гангут) |
2) |
Ноябрь 1700 (поражение под Нарвой) |
1704г. (победа под Нарвой) |
Второй комaнде:
1) |
Июль 1714г. (победа на море у м.Гангут) |
Июль 1720г. (победа на море у о.Гренгам) |
2) |
Сентябрь 1708 (битва у Лесной) |
27 июня 1709г. (Полтавская битва) |
Решите пример:
Первой комaнде:
(год основания С.-Петербурга + год учреждения Академии наук + год создания Сената + 24) : 3 = год и событие?
(1703 + 1725 + 1711 + 24) : 3 = 1721
(Россия провозглашается империей, окончание Северной войны)
Второй комaнде:
(год начала восстания Булавина + год разделения России на губернии + год принятия Табели о рангах + 38) : 3 = год и событие?
(1707 + 1708 + 1722 + 38) : 3 = 1725
(Год cмepти Петра Великого, учреждение Академии наук)
Зрителям: предлагаются карточки с датами и назвать события, связанные с ними.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
4. Конкурс «История и география»
1. Показать на карте
Первой комaнде:
1) Деревню, победа под которой стала «матерью Полтавской баталии»;
2) Город, который стал «окном в Европу»;
3) Страну, куда бежал Карл XII после полтавской битвы.
Второй комaнде:
1) Город, под которым состоялось генеральное сражение русской и шведской армий;
2) Мыс, у которого Балтийский флот одержал первую победу над шведским флотом;
3) Город, где был подписан мирный договор между Россией и Швецией после окончания Северной войны.
2. Представьте, что вы живете в Москве в XVIII веке и решили заняться торговлей. Куда вам лучше и выгоднее поехать:
1-й комaнде – за железом? (в Тулу, на Урал)
2-й комaнде – за тканями и сукном? (Иваново, Владимир).
Зрителям:
1) Где находились судостроительные верфи в XVIII веке? (С.-Петербург, Воронеж, Брянск)
2) Показать территории, вошедшие в состав России по Ништадскому мирному договору.
5. Конкурс «История и архитектура»
Задание комaндам:
1-й комaнде – собрать разрезанные фрагменты открытки с изображением и рассказать, в честь какого события построены эти сооружения, где они находятся.
Зрителям:
назвать памятники культуры XVIII века.
Подводятся итоги конкурса рисунков.
6. Конкурс на знание понятий
Определите ошибки, допущенные при объяснении следующих понятий.
1-й комaнде:
1) Сенатом называлось то место, где заседали сенаторы и царские лошади.
2) Регулярная армия – армия, которая созывается в случае войны.
2-й комaнде:
1) Мануфактура – объединение ремесленников.
2) Абсолютизм – неограниченная власть народа.
Составьте предложения со словами.
1-й комaнде:
1) Синод;
2) Ревизия.
2-й комaнде:
1) Коллегия;
2) Ассамблея.
Зрителям предлагается вставить пропущенные буквы и объяснить понятия:
ку-ст-ам-ра, м-р-ант-лизм.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
7. Конкурс «Неотосланные депеши»
Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое их этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.
1-й комaнде:
«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят».
(Петр I в 1696г.)
2-й комaнде:
«Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».
(Петр I 27 июня 1709г. после полной победы над шведами под Полтавой).
Зрителям: кто? когда?
1) «Шведы бьют нас. Погодите, они научат нас бить их».
(ноябрь 1700г., поражение русских войск под Нарвой, Петр I).
2) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен».
(Орешек, Петр I, 1703г.).
3) «Пускай сосед Петр строит города, которые будут взяты шведами».
(Карл XII о строительстве С.-Петербурга, 1703г.).
8. Решение проблемных задач
1-й комaнде:
Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу: «Кто курит табаки, тот хуже собаки»?
(Видимо, это памятник пропаганды раскольников против сторонников Петра и все «западников» в России)
2-й комaнде:
Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться?
(Войны и государственные стройки петровской эпохи уносили больше людей, чем их рождалось. При Петре были присоединены к России слабо заселенные окраины в Азии и совсем небольшие земли в Европе)
Зрителям:
Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником?
(Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание своего сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие «птенцы гнезда Петрова» могли бы справиться с обязанностями царя, но народное мнение не могло признать право этих «худородных» на царский титул, а получить деловой навык власти они не успели)
9. Оценка деятельности Петра I
1-й комaнде:
Что положительного было в деятельности Петра I?
2-й комaнде:
Что отрицательного было в деятельности Петра I?
Зрителям предлагается назвать современников Петра I и объяснить, чем знамениты эти люди.
10. Конкурс капитанов (на умение реконструировать исторические факты).
Нужно составить рассказ-загадку, в котором по хаpaктерным деталям нужно угадать город и событие, в нем происшедшее.
Соперник угадывает.
11. Театрализация
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Значение петровских преобразований для России велико. Россия «прорубила окно в Европу» и вышла на мировую арену сильной, мощной и обновленной. Гений Петра коснулся многих сфер жизни. Его дело продолжали его наследники: дочь Елизавета Петровна, жена его внука Петра III Екатерина II, которая тоже стала Великой. Его новаторские мысли актуальны и в наши дни. Он – пример подражания для всех поколений россиян, для тех, кто по-настоящему любит Отечество и радеет за него.
Завершить урок мне хотелось бы пушкинской проповедью, так как слова Пушкина побуждают вслушиваться в историю, сопереживать ее действующим лицам. Ведь история всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами в судьбе страны стояли конкретные люди со своими интересами, радостями, потерями.
«Какое поле эта русская история! История – долга, жизнь – коротка», - писал Пушкин барону Корфу.
«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву.
Вместе с Пушкиным я призываю вас любить и изучать историю России.
Урок завершен. До встречи на следующем уроке!
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
28 03 2024 9:30:44
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
27 03 2024 19:48:20
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
26 03 2024 15:46:59
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
25 03 2024 16:55:48
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
24 03 2024 13:11:51
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени. ...
23 03 2024 5:26:28
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
22 03 2024 9:17:48
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...
21 03 2024 20:17:59
Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
20 03 2024 12:50:57
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
19 03 2024 12:50:22
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
18 03 2024 9:53:52
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
17 03 2024 23:44:14
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
16 03 2024 3:13:11
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
15 03 2024 11:52:53
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
14 03 2024 6:10:13
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...
13 03 2024 21:11:47
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
12 03 2024 3:50:45
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
11 03 2024 12:28:54
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
10 03 2024 13:16:50
В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
09 03 2024 2:49:49
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
08 03 2024 17:21:23
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...
07 03 2024 22:24:40
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
06 03 2024 19:52:42
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
05 03 2024 19:46:51
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
04 03 2024 11:10:53
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...
03 03 2024 12:41:39
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
02 03 2024 1:42:55
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
01 03 2024 23:57:41
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
29 02 2024 4:22:37
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
28 02 2024 23:26:32
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
27 02 2024 12:21:57
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...
26 02 2024 20:58:24
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
25 02 2024 13:45:49
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
24 02 2024 8:48:17
Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
23 02 2024 14:26:30
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
22 02 2024 4:19:35
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...
21 02 2024 1:22:21
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
20 02 2024 14:48:23
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
19 02 2024 12:47:26
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
18 02 2024 9:41:56
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
17 02 2024 10:16:18
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
16 02 2024 21:45:30
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...
15 02 2024 11:44:21
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
14 02 2024 11:35:29
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
13 02 2024 18:51:13
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
12 02 2024 11:49:19
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
11 02 2024 20:44:23
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
10 02 2024 4:31:32
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
09 02 2024 9:59:22
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...
08 02 2024 3:27:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::