Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-турнир.
Класс: 7
Состав требований при изучении материала:
- Учащиеся должны знать:
- преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре;
- события первой четверти XVIII века, которые свидетельствуют о социальных конфликтах эпохи;
- факты из жизни выдающихся политических, военных, церковных, культурных деятелях страны;
- значение Северной войны для России.
- Учащиеся должны уметь:
- давать оценку преобразованиям в экономике, армии, государственном устройстве, культуре;
- на исторической карте новые экономические центры;
- показывать территории, вошедшие в состав России при Петре I;
- указывать на ликвидацию различий между вотчиной и поместьем;
- объяснять смысл и значение понятий: регулярная армия, рекрутский набор, редут, империя, Синод, Сенат, коллегии, мануфактура, меркантилизм, абсолютизм.
Доминирующие методы обучения:
- Диалогический. Создается проблемная ситуация: учитель – учащиеся, учащиеся – учащиеся.
- Эвристический. Организация в ходе эвристической беседы поиска ответа на проблемный вопрос.
- Исследовательский. Дается опережающее домашнее задание.
Методическое обеспечение:
- карта «Российская империя в первой половине XVIII века»;
- выставка ученических рисунков, посвященных Петру I и его эпохе;
- стенгазета;
- I и его времени;
- портреты Петра I и его сподвижников;
- игровые задания (на отдельных листах бумаги);
- жетоны.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о процессе образования Российской империи; обобщить представления учащихся о Петре I и сформулировать оценочный вывод о чертах личности и деятельности;
- Продолжить формирование хронологических и картографических умений на материале темы; способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся; включив в содержание проверки новые исторические факты и источники, способствовать обогащению знаний и развитию интереса к предмету; стимулировать активное участие семиклассников в обсуждении темы;
- Способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма, развитие интереса к культуре своего народа.
План урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
- Создание эмоционального фона (яркий пушкинский текст);
- Тема, цели урока, форма урока;
- Представление комaнд, капитанов, ведущих, ассистента (считает баллы);
- Объяснение системы оценок.
III. Организация турнира
- Конкурс-приветствие;
- Конкурс «История и литература»;
- Конкурс «Календарь»;
- «История и география»;
- «История и архитектура»;
- Конкурс на знание понятий;
- Неотосланные депеши»;
- Решение проблемных задач;
- Оценка деятельности Петра I;
- Театрализация;
- Конкурс капитанов.
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры.
V. Домашнее задание: продолжать изучать деятельность Петра I.
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Ход урока
На доске – эпиграфы:
«Петр Великий один есть целая
всемирная история!»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву,
19 октября 1836 год, Петербург.
«Петр сделал вызов России, ее гению – и Россия ответила ему поэзией
Пушкина».
В.О.Ключевский.
II. Вступительное слово учителя
Перед тем как назвать тему, цели урока, я зачитаю вам яркий эмоциональный пушкинский текст:
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».
(«Мысли в дороге»)
Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петра Великого (первый эпиграф). Имена Пушкина и Петра тесно связаны. Связь этих двух великих людей так объяснил В.О.Ключевский (второй эпиграф). Пушкин вроде бы не историк, но он историк и приближает нас к пониманию прошлого. Эти имена связаны и с нашим уроком.
На предшествующих уроках мы изучали тему «Образование Российской империи (конец XVII – первая четверть XVIII века). Сегодняшний урок мы посвятим повторению и обобщению знаний, умений и навыков, полученных вами по этой теме. Поэтому целью нашего урока является обобщение знаний о процессе образования Российской империи, представлений о Петре I. Вам предстоит развивать хронологические, картографические умения, логическое и образное мышление, творческие способности.
Наш урок мы проведем в игровой форме – как турнир, соревнование двух комaнд. Каждая комaнда состоит из 6 человек. Представляю капитанов, ведущих. Остальные ученики выступают в роли зрителей-болельщиков, которые тоже отвечают на вопросы. Ассистент считает баллы. Успехи комaнд будут оцениваться в баллах. За удачные ответы участники турнира получают жетон, имитирующий мелкую разменную монету XVIII века, «полушку» (монета с изображением птицы). Баллы считает ассистент ведущих – советник камер-коллегии. Как ты думаешь, почему твоя роль называется так? (вопрос к ассистенту). Зрители, отвечающие на вопросы, также получают жетоны, которые можно передать в фонд той или иной комaнды.
В процессе подготовки к уроку вы повторили изученный на предшествующих уроках материал. Участники турнира составили вопросы, адресованные соперникам. Подготовили карточки, жетоны, газету, учили стихи, которые прозвучат на уроке. Желающие приняли участие в конкурсе рисунков.
Сам турнир включит в себя несколько конкурсов: конкурс-приветствие, «История и литература», «История и география», «Календарь», «История и архитектура», «Неотосланные депеши», конкурс на знание понятий, на умение решать проблемные задачи, театрализацию, конкурс капитанов.
III. Организация турнира
1 .Конкурс-приветствие: придумать название комaнды и объяснить значение слов, использованных в названиях; девиз; эмблему. Задают соперникам по 3 вопроса.
Зрителям предлагается назвать книги, фильмы, посвященные эпохе Петра I.
2. Конкурс «История и литература»
История на пушкинских страницах.
Первой комaнде:
1) Об основании какого города идет речь в отрывке из пушкинской поэмы? Назовите эту поэму.
«Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
(Речь идет об основании Санкт-Петербурга. Цитируется поэма «Медный всадник»)
2) Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки?
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…»
(Петру I)
Второй комaнде:
1) О каком сражении идет речь в этих стихах?
«Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой баpaбанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И cмepть, и ад со всех сторон».
(О полтавской битве, 1709г.)
2) Какой «гордый конь» имеется в виду в следующих строках? Кто восседал на этом коне?
«Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
(Речь идет о конной статуе работы Фальконе – памятник Петру I)
Зрителям:
1) В каких произведениях Пушкина воссоздается образ Петра Великого?
(«Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)
2) Каково было одно из первоначальных названий поэмы «Полтава»?
(«Мазепа»)
3. Конкурс «Календарь»
Комaндам выдаются карточки с хронологическими уравнениями.
Как связаны между собой следующие события:
= события аналогичны, тождественны;
↔события противоположны по своему содержанию или
последствиям;
→события находятся между собой в причинно-следственных
отношениях.
Первой комaнде:
1) |
Июнь 1709г. (генеральное сражение под Полтавой) |
Июль 1714г. (генеральное сражение на море у м.Гангут) |
2) |
Ноябрь 1700 (поражение под Нарвой) |
1704г. (победа под Нарвой) |
Второй комaнде:
1) |
Июль 1714г. (победа на море у м.Гангут) |
Июль 1720г. (победа на море у о.Гренгам) |
2) |
Сентябрь 1708 (битва у Лесной) |
27 июня 1709г. (Полтавская битва) |
Решите пример:
Первой комaнде:
(год основания С.-Петербурга + год учреждения Академии наук + год создания Сената + 24) : 3 = год и событие?
(1703 + 1725 + 1711 + 24) : 3 = 1721
(Россия провозглашается империей, окончание Северной войны)
Второй комaнде:
(год начала восстания Булавина + год разделения России на губернии + год принятия Табели о рангах + 38) : 3 = год и событие?
(1707 + 1708 + 1722 + 38) : 3 = 1725
(Год cмepти Петра Великого, учреждение Академии наук)
Зрителям: предлагаются карточки с датами и назвать события, связанные с ними.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
4. Конкурс «История и география»
1. Показать на карте
Первой комaнде:
1) Деревню, победа под которой стала «матерью Полтавской баталии»;
2) Город, который стал «окном в Европу»;
3) Страну, куда бежал Карл XII после полтавской битвы.
Второй комaнде:
1) Город, под которым состоялось генеральное сражение русской и шведской армий;
2) Мыс, у которого Балтийский флот одержал первую победу над шведским флотом;
3) Город, где был подписан мирный договор между Россией и Швецией после окончания Северной войны.
2. Представьте, что вы живете в Москве в XVIII веке и решили заняться торговлей. Куда вам лучше и выгоднее поехать:
1-й комaнде – за железом? (в Тулу, на Урал)
2-й комaнде – за тканями и сукном? (Иваново, Владимир).
Зрителям:
1) Где находились судостроительные верфи в XVIII веке? (С.-Петербург, Воронеж, Брянск)
2) Показать территории, вошедшие в состав России по Ништадскому мирному договору.
5. Конкурс «История и архитектура»
Задание комaндам:
1-й комaнде – собрать разрезанные фрагменты открытки с изображением и рассказать, в честь какого события построены эти сооружения, где они находятся.
Зрителям:
назвать памятники культуры XVIII века.
Подводятся итоги конкурса рисунков.
6. Конкурс на знание понятий
Определите ошибки, допущенные при объяснении следующих понятий.
1-й комaнде:
1) Сенатом называлось то место, где заседали сенаторы и царские лошади.
2) Регулярная армия – армия, которая созывается в случае войны.
2-й комaнде:
1) Мануфактура – объединение ремесленников.
2) Абсолютизм – неограниченная власть народа.
Составьте предложения со словами.
1-й комaнде:
1) Синод;
2) Ревизия.
2-й комaнде:
1) Коллегия;
2) Ассамблея.
Зрителям предлагается вставить пропущенные буквы и объяснить понятия:
ку-ст-ам-ра, м-р-ант-лизм.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
7. Конкурс «Неотосланные депеши»
Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое их этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.
1-й комaнде:
«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят».
(Петр I в 1696г.)
2-й комaнде:
«Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».
(Петр I 27 июня 1709г. после полной победы над шведами под Полтавой).
Зрителям: кто? когда?
1) «Шведы бьют нас. Погодите, они научат нас бить их».
(ноябрь 1700г., поражение русских войск под Нарвой, Петр I).
2) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен».
(Орешек, Петр I, 1703г.).
3) «Пускай сосед Петр строит города, которые будут взяты шведами».
(Карл XII о строительстве С.-Петербурга, 1703г.).
8. Решение проблемных задач
1-й комaнде:
Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу: «Кто курит табаки, тот хуже собаки»?
(Видимо, это памятник пропаганды раскольников против сторонников Петра и все «западников» в России)
2-й комaнде:
Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться?
(Войны и государственные стройки петровской эпохи уносили больше людей, чем их рождалось. При Петре были присоединены к России слабо заселенные окраины в Азии и совсем небольшие земли в Европе)
Зрителям:
Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником?
(Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание своего сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие «птенцы гнезда Петрова» могли бы справиться с обязанностями царя, но народное мнение не могло признать право этих «худородных» на царский титул, а получить деловой навык власти они не успели)
9. Оценка деятельности Петра I
1-й комaнде:
Что положительного было в деятельности Петра I?
2-й комaнде:
Что отрицательного было в деятельности Петра I?
Зрителям предлагается назвать современников Петра I и объяснить, чем знамениты эти люди.
10. Конкурс капитанов (на умение реконструировать исторические факты).
Нужно составить рассказ-загадку, в котором по хаpaктерным деталям нужно угадать город и событие, в нем происшедшее.
Соперник угадывает.
11. Театрализация
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Значение петровских преобразований для России велико. Россия «прорубила окно в Европу» и вышла на мировую арену сильной, мощной и обновленной. Гений Петра коснулся многих сфер жизни. Его дело продолжали его наследники: дочь Елизавета Петровна, жена его внука Петра III Екатерина II, которая тоже стала Великой. Его новаторские мысли актуальны и в наши дни. Он – пример подражания для всех поколений россиян, для тех, кто по-настоящему любит Отечество и радеет за него.
Завершить урок мне хотелось бы пушкинской проповедью, так как слова Пушкина побуждают вслушиваться в историю, сопереживать ее действующим лицам. Ведь история всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами в судьбе страны стояли конкретные люди со своими интересами, радостями, потерями.
«Какое поле эта русская история! История – долга, жизнь – коротка», - писал Пушкин барону Корфу.
«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву.
Вместе с Пушкиным я призываю вас любить и изучать историю России.
Урок завершен. До встречи на следующем уроке!
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
26 03 2023 4:54:21
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
25 03 2023 9:33:52
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
24 03 2023 14:35:45
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
23 03 2023 22:58:55
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
22 03 2023 9:47:30
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
21 03 2023 1:51:33
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
20 03 2023 22:32:43
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
19 03 2023 6:15:46
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
18 03 2023 5:13:36
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
17 03 2023 5:45:21
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
16 03 2023 15:20:54
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
15 03 2023 5:51:15
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
14 03 2023 4:26:58
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
13 03 2023 0:41:50
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
12 03 2023 9:37:46
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
11 03 2023 2:13:58
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
10 03 2023 5:47:23
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
09 03 2023 13:10:18
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
08 03 2023 10:50:27
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
07 03 2023 6:17:20
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
06 03 2023 1:17:39
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
05 03 2023 12:36:20
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
04 03 2023 17:24:53
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
03 03 2023 13:16:52
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
02 03 2023 19:11:20
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
01 03 2023 8:30:21
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль.
Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.
...
28 02 2023 2:28:33
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
27 02 2023 22:42:27
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
26 02 2023 20:29:21
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
25 02 2023 3:12:15
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
24 02 2023 10:20:21
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
23 02 2023 15:30:40
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
22 02 2023 19:39:40
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
21 02 2023 22:18:31
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
20 02 2023 20:40:14
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
19 02 2023 21:11:13

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
18 02 2023 16:18:50
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
17 02 2023 21:50:40
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
16 02 2023 4:38:23
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
15 02 2023 4:22:49
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
14 02 2023 13:55:54
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
13 02 2023 18:34:12
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
12 02 2023 15:37:29
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
11 02 2023 18:30:10
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
10 02 2023 20:26:55
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
09 02 2023 1:27:22
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
08 02 2023 20:22:14
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
07 02 2023 3:34:28
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
06 02 2023 7:12:17
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися.
...
05 02 2023 19:56:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::