"Самодержавие Ивана Грозного", история отечества. 7-й класс
Цели:
- объяснить сущность опричнины и цели, которые преследовал Иван IV при ее введении;
- на примере конкретной личности показать поведение человека, находящегося у власти;
- показать опричнину как один из способов усиления центральной власти.
Вид урока: изучение нового материала.
Основные понятия: опричнина, самодержавие, земщина, опричник.
Даты:
- 1553г. - болезнь Ивана IV, возникновение недоверия к члeнам Избранной Рады;
- 1565г. - введение опричнины;
- 1571г. - нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы;
- 1572г. - разгом Девлет-Гирея русскими войсками под руководством князя Воротынского.
Личности: князь Владимир Старицкий, митрополит Филипп (Колычев), князь Андрей Курбский,боярин И.П.Федоров.
Оборудование: проектор, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки Отечественной истории до XIX в.».
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы
2.1. Причины роспуска Избранной рады.
2.2. Учреждение опричнины.
2.3. Опричные годы.
2.4. Цели и результаты опричнины.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Учитель сообщает, что предметом рассмотрения на уроке станет одно из самых спopных явлений времен правления Ивана Грозного – опричнина. В ходе занятия ученикам предстоит познакомиться с политикой усиления самодержавной власти, определить основные причины ее введения, результаты и последствия.
2.1. Рассматривается вопрос о причинах падения Избранной Рады.
Вопросы обучающимся:
- Как назывался кружок единомышленников, созданный Иваном IV?
- Кто входил в Избранную Раду?
- Для чего она была создана?
- Какие реформы в области управления были проведены Избранной Радой?
- Какая сложилась система управления Русским государством в результате реформ?
Прослушав ответы учащихся на экране появляется мультимедийная схема «Система управления Русским государством» (виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории», урок 31 «Реформы Ивана Грозного»).
Учащиеся сравнивают свои ответы со схемой.
Кадр 1.
Ответив на вопрос:
- Какая форма правления сложилась в России в середине XVI в.?
Учащиеся делают вывод о форме правления в России в середине XVI в.
Учитель рассказывает, что в 1560г. Избранная Рада была распущена. Прослушав рассказ учителя, учащиеся должны ответить на вопрос:
- Почему Иван IV распустил Избранную Раду?
Рассказ учителя:
В 1553г. Иван IV внезапно заболел, царь объявил преемником своего малолетнего сына Дмитрия. Бояре должны были присягнуть ему, но многие этого делать не хотели. Кричали, спорили, вспоминали о боярском правлении при малолетнем Иване IV. Некоторые хотели присягнуть Владимиру Андреевичу (двоюродный брат царя). Князь Владимир настраивал народ против малолетнего Дмитрия. Среди сторонников Владимира Андреевича были и деятели Избранной Рады. Сильвестр говорил, что Владимир Андреевич добрый князь, любит советников.
Иван IV выздоровел, но не забыл эту историю.
У деятелей Избранной Рады сложились плохие отношения с родственниками жены царя Анастасии, во внезапной cмepти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра.
Иван IV был очень подозрительным, не терпел «мудрых советников», он желал властвовать единолично, ни на кого не полагаясь. Если в начале царствования он набирался государственного опыта и без советников ему невозможно было обойтись, дальше они ему мешали в правлении, он их возненавидел.
Избранная рада считала, что укрепить государственную власть нужно путем медленных постепенных реформ.
Иван IV связывал укрепление государственной власти беспрекословным повиновением поданных. Стремление к усилению царской власти, недоверие к боярскому окружению подводили его к террору. Деятели Избранной Рады опасались опал, массовых казней, сознавая, что всеобщий страх – плохой помощник в государственных делах.
Учащиеся выделяют причины падения Избранной Рады.
2.2. Введение опричнины.
Учащиеся просматривают фрагмент из кинофильма С.Эйзенштейна «Иван Грозный» (диск «Виртуальная школа» (урок 34)).
После просмотра фильма задаются вопросы:
- Куда уехал Иван IV в воскресный день 3 декабря 1564г.?
- На каких условиях он согласился вернуться в Москву?
На доске написано слово «Опричнина». Учитель дает определение этому слову.
Опричнина – это часть княжества, которое выделяли вдове князя «опричь» всех уделов. В данном случае это слово имеет иной смысл- удел царя. В опричнину вошли наиболее развитые районы Русского государства, здесь создавался «государев двор» и особое войско, воинов называли опричниками.
Столицей опричнины стала Александрова Слобода. Учитель зачитывает описание Александровой слободы из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», «Въехав в Слободу, Серебряный увидел, что дворец, или монастырь, государев отделен от прочих зданий глубоким рвом и валом. Трудно описать великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое, ни один столб не равнялся с другими узорами или краской. Множество глав венчали здание. Они теснились одна возле другой, громоздились одна на другую, и сквозили, и пузырились. Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар птицы слетались в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья.
Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, ситники, повара, конюхи и всякие дворовые люди на всякий обиход.
Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась одетою в золотую сетчатку.
…Они проехали мимо нескольких виселиц, стоявших одна подле другой. Тут же были срубы с плахами и готовыми топорами. Срубы и виселицы, окрашенные черною краской, были выстроены крепко и прочно, не на день, не на год, а многие лета.
…Приезжие вошли на огромный двор… Время от времени по двору прохаживали опричники. Другие сидели на скамьях и играли в шахматы или в зернь…»
На экране появляется старинная гравюра «Александрова слобода» (урок 34. Причины учреждения опричнины. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
Кадр 2.
В Александровой слободе Иван Грозный создал своеобразное опричное монашеское
царство. Учитель описывает облик опричников и на экране появляется кадр из электронного диска (урок 34. Смысл Опричнины).
Кадр 3.
Опричники были одеты в черные монашеские одеяния, к конскому седлу прикреплялись символы преданности царю: метла, чтобы «выметать измену» и собачья голова, чтобы «выгрызать ее».
Учитель задает вопрос учащимся:
- С какой целью была создана опричнина?
2.3. Опричные годы.
Рассмотрим, как дальше происходили события. Иван IV не любил тех, кто был честен, умен, независим.
Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными заранее.
Темы сообщений.
1. Дело боярина И.П.Федорова.
2. Иван Грозный и митрополит Филипп.
3. Поход на Новгород.
После второго сообщения просматривается фрагмент из электронного учебника (урок 34. Судьба митрополита Филиппа).
Кадр 4.
После просмотра фрагмента, учитель задает вопросы:
- Что требовал митрополит Филипп?
- Каким предстает здесь царь?
Прослушав выступления, учитель задает ряд вопросов:
- Какими методами утверждал Иван Грозный самодержавную власть?
- В чем вы видите значение деятельности митрополита Филиппа?
- Почему именно Новгород был подвергнут жестокому испытанию?
Материал о причинах отмены опричнины излагает учитель, предварительно перед учениками ставится вопрос:
- Что подтолкнуло Ивана IV к отмене опричнины?
Рассказ учителя:
После новгородского погрома начались репрессии против тех, кто создавал опричнину. Погибли А.Басманов, Афанасий Вяземский.
В 1571 г. на Москву напал Девлет-Гирей. Многие опричники , разбогатевшие на грабежах, не хотели идти в поход. Хан спокойна дошел до Москвы и сжег ряд районов Москвы, сгорел и опричный дворец Ивана IV. Царь бежал в Александрову слободу, оттуда в Ярославль.
В 1572г. крымский хан решил повторить поход, Иван Грозный выставил против него не только опричное войско, но и земские войска, которые у села Молоди разбили крымцев.
Осенью 1572г. царь отменил опричнину. Прежним владельцам стали возвращать конфискованные земли, слово опричнина стало запретным.
Учащиеся называют причины отмены опричнины.
2.4. Цели и результаты опричнины.
Учитель говорит, что результативность любого реформаторского замысла можно оценить путем анализа соотношения поставленных целей и результатов. Учитель предлагает соотнести цель и результаты.
Работа по составлении. схемы «Цели опричнины».
- Какие цели преследовал Иван IV вводя опричнину?
По ходу обсуждения на экране появляется схема
Кадр 5.
Затем учитель предлагает определить основные результаты опричнины.
Учитель зачитывает отрывок из монографии В.Б.Кобрина «Иван Грозный».
«70-80гг. XVI в. – время тяжелого экономического кризиса. Деревни и села центра запустели. О голоде единодушно твердят все источники…
Это опустошение страны сыграло значительную роль в утверждении крепостного права в России.
… Грозненский террор и установившийся деспотический режим завершили превращение русских дворян в холопов самодержавия.
.. вне зависимости от желаний и намерений царя Ивана опричнина способствовала централизации, была объективно направлена против пережитков удельного времени.
Учащиеся называют последствия опричнины. На экране появляется схема «Последствия опричнины»
Кадр 6.
Учитель задает вопросы:
- Как вы считаете, выполнены цели опричнины?
- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?
- Можно ли в этом случае руководствоваться принципом: «Цель оправдывает средства»?
- Существовала ли альтернатива опричнине?
После всего сказанного учащимися делается вывод.
Вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.
- Как назывался кружок единомышленников, созданный Иваном IV?
- Подведение итогов урока.
Домашнее задание: параграф 6; написать сочинение об Иване Грозном и его времени.
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
04 06 2023 17:51:44
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности
учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в
которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не
только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и
знаний....
03 06 2023 7:26:39
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
02 06 2023 4:47:46
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
01 06 2023 4:35:37
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
31 05 2023 8:27:11
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
30 05 2023 3:34:20
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
29 05 2023 3:15:13
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки.
...
28 05 2023 19:53:32
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
27 05 2023 3:25:51
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
26 05 2023 13:43:45
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
25 05 2023 21:56:41
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
24 05 2023 7:44:56
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
23 05 2023 8:29:28
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
22 05 2023 18:59:29
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
21 05 2023 20:44:46
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
...
20 05 2023 23:54:15
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
19 05 2023 10:46:19
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
18 05 2023 17:23:42
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
17 05 2023 6:31:50
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
16 05 2023 23:42:51
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
15 05 2023 8:40:55
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
14 05 2023 10:52:45
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
13 05 2023 16:39:16
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения.
...
12 05 2023 15:35:39
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
11 05 2023 15:16:32
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа.
...
10 05 2023 1:38:23
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
09 05 2023 15:35:29
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
08 05 2023 18:42:46
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
07 05 2023 19:38:24
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
06 05 2023 13:59:29
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
05 05 2023 8:21:32
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....
04 05 2023 18:52:14
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
03 05 2023 9:21:41
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
02 05 2023 7:59:17
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
01 05 2023 18:24:22
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
30 04 2023 15:57:41
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
29 04 2023 7:38:59
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
28 04 2023 17:26:21
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
27 04 2023 4:42:35
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
26 04 2023 11:15:45
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
25 04 2023 3:54:43
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
24 04 2023 3:33:36
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
23 04 2023 18:59:49
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
22 04 2023 11:42:13
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
21 04 2023 2:56:46
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
20 04 2023 10:28:46
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
19 04 2023 16:22:35
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
18 04 2023 8:24:29
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
17 04 2023 9:59:44
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
16 04 2023 11:56:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::