Элективный урок "Азбука потребителя"
Пояснительная записка
Начало XXI века ознаменовалось новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:
- пpaктико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов;
- опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.
Элективный курс "Азбука потребителя" обеспечивает формирование:
- уважения к праву;
- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;
- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с неизвестным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
- систематических знаний в системе права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей составляющих основу социальных умений и навыков;
- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Элективный курс "Азбука потребителя" ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, показать возможность цивилизованного выхода из сложных жизненных ситуаций, привить обучающимся навыки грамотного потрeбления, знание механизмов защиты прав потребителя.
Задачи элективного курса "Азбука потребителя":
- формирование культуры потрeбления, гражданской грамотности через изучение "Закона о защите прав потребителей";
- осуществление пpaктической деятельности школьников в области потрeбления;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся;
Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, из них на аналитическое изучение материала отведено 25 ч, на пpaктические занятия - 9 ч.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания обществоведческого образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы элективного курса, находятся в соответствии с Примерной программой на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2004.
При составлении программы элективного курса "Азбука потребителя" использован следующий учебно-методический комплекс:
- Учебник: Обществознание. Учебное пособие для 8-9 кл. - М.: Русское слово, 2008. Авторы: А. И. Кравченко.
- Учебник Основы правовых знаний. Учебное пособие для учащихся 9-х классов. Издательство ВИТА - ПРЕСС М., 2008 год.
- Учебник Виноградовой И.Н., Кокорева Р.А. Основы потребительских знаний. Допущен Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве пробного учебника. М.: "М-ПРЕССА", 1997
- Программа курса "Обществознание" для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2008. Авторы: А. И. Кравченко. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
- Крючкова П.В., Кузнецова Е.В. Основы потребительских знаний. Методические рекомендации. М.: "М-ПРЕССА", 2003
Программа элективного курса "Азбука потребителя"
РАЗДЕЛ I. Потребитель и потребительское поведение.
ТЕМА 1. Потребитель - кто он.
Рынок. Потребитель. Суверенитет потребителя. Материальные блага. Нематериальные блага. Производитель, исполнитель, продавец. Спрос, предложение. Формирование спроса. Зависимость спроса от предложения. Товары, услуги, работа.
ТЕМА 2. Правильно ли мы выбираем.
Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Виды потребностей: физиологические, потребности безопасности, социальные, потребность в уважении, потребность в самореализации. Потребности и способы их удовлетворения. Индивидуальный хаpaктер потребительских предпочтений. Уровень культурного развития. Доходы. Бюджетные ограничения. Уровень индивидуальных запросов. Дополнительные факторы (возраст, рост, пол, национальная среда). Полезность. Склонность к риску. Выгода. Издержки. Цена выбора.
ТЕМА 3. Продажа и реализация товаров и услуг.
Торговля. Оптовая и розничная торговля. Посредник, его роль в торговых операциях. Сбыт. Стимулирование сбыта. Специализированные магазины, универсальные магазины, магазины самообслуживания. Достоинства и недостатки покупок в сетевых магазинах. Импульсивные покупки. Традиционные покупки. Продажа товаров с открытой выкладкой. Ярмарки и рынки. Посылочная торговля. Торговля через Интернет. Аукционы. Торговые агенты. Гарантия и гарантийные документы. Относительные и абсолютные цены. Инфляция.
РАЗДЕЛ II. Что нужно знать потребителю.
ТЕМА 4. Источники информации для потребителей.
Способы получения и переработки информации. Советы друзей и знакомых как способ получения информации. Информация, которую дает производитель. Оферта. Акцепт. Договор. Независимые источники информации. Специальные потребительские издания. Способы использования потребительской информации. Реклама как способ получения информации.
ТЕМА 5. Как читать этикетку товара.
Упаковка товара как носитель информации. Маркировка товара. Экологическая безопасность товара, экологические символы. Стандарты качества и безопасности. Международные символы безопасности. Информация о составе продукта. Штрих-код. Знаки, используемые в этикетке товара. Срок годности. Правила пользования товаром. Разрешенные и запрещенные биологические добавки. Генетически модифицированные продукты.
ТЕМА 6. Сертификация.
Сертификат. Сертификат соответствия. Стандарты: ГОСТ, ISO. Потребительские испытания. Организация потребительских испытаний. Сравнительные потребительские испытания. Подделки и двойники товаров.
ТЕМА 7. "Реклама - двигатель торговли"
Реклама. Задачи рекламы. Каналы и способы распространения рекламы. Критерии выбора каналов распространения рекламы. Фирменный стиль в рекламе. Рекламодатель. Рекламная акция. Рекламные кампании. Рекламный слоган. Прямая массовая почтовая рассылка (спам). Рекламное преувеличение. Рекламный трюк. Скрытая реклама. Недобросовестная реклама. Регулирование рекламы. Ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу. Социальная реклама. Публичная оферта. PR-служба. Пресса и ее роль в рекламном процессе.
Раздел III. Потребитель и расчетные механизмы.
ТЕМА 8. Из чего складываются расходы.
Потребности и возможности. Бюджет: сбалансированный и несбалансированный. Дефицит и профицит. Расходы. Типы расходов: текущие и долговременные, запланированные и внезапные. Экономия и качество. Долг, займ. Проценты. Клад.
ТЕМА 9. Кредит.
Ссудный капитал. Банк как кредитная организация. Кредит. Виды кредитов. Стоимость кредита. Обеспеченные и необеспеченные кредиты. Кредиты под залог. Поручительство. Кредитная линия. Кредитный союз. Кредитные кооперативы. Ипотека.
ТЕМА 10. Как не попасть в кредитную зависимость.
Кредитная история. Погашенный кредит. Кредитные базы данных. Условия займа. Реальный расчет процентов. Ежемecячные платы. Первоначальный взнос. Ограничения на выдачу кредитов. Изменения процентной ставки. Ответственность за несвоевременное погашение кредита. Долговая яма. Банкротство.
ТЕМА 11. Приумножение капитала.
Сбережения. Рантье. Процент с дохода. Деньги - в "рост". Вклады. Инвестиции. Надежность вложений. Доходность. Реальная доходность. Aзapтные игры: риск, проблемы и опасность.
ТЕМА 12. Жить лучше, покупать дешевле.
Экономия денег без ущерба для качества приобретаемых благ. Взаимосвязь цены и качества. Проблема "пиратства". Скидки. Причины предоставления скидок. Невыгодная скидка. Дисконтные системы. Дисконтные карты. Купоны, лотереи, распродажи. Сезонные распродажи. Распродажа при ликвидации торгового предприятия.
ТЕМА 13. Валюта и валютные операции.
Валюта. Твердая и мягкая валюта. Валютные курсы. Обмен валюты. Правила обмена валюты. Специализированные обменные пункты. Валюта и потребитель. Валютные операции. Комиссия за совершение валютных операций. Валюта: настоящая и поддельная. Ответственность за фальшивомонетничество. Защита купюр. Платежеспособные и неплатежеспособные купюры. Детекторы валюты. Мировые деньги. Региональная валюта.
ТЕМА 14. Безналичный расчет.
Наличный и безналичный расчет. Электронные деньги. Банковские карты. Виды банковских карт: кредитные и дeбeтовые карты. Банкомат. Защита банковских карт. PIN-код. Платежные системы. Банки-эмитенты. Ценные бумаги. Дорожные чеки. Долговая расписка. Вексель. Акция. Дивиденд. Облигация. Государственный займ. Рынок ценных бумаг. Финансовые пирамиды и их опасность.
РАЗДЕЛ IV. Права потребителя.
ТЕМА 15. Главный закон для потребителей.
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Потребительское законодательство. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца). Возможность ремонта и технического обслуживания товара. Безопасность товара. Право на информацию об изготовителе. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре. Ответственность за нарушение прав потребителей. Имущественная ответственность. Компенсация ущерба, мopaльного вреда. Расторжение договора. Замена товара ненадлежащего качества. Сроки удовлетворения требований потребителя. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
ТЕМА 16. Этика потребительского поведения.
Этика и этические нормы. Конфликт и способы его разрешения. Вежливость и аккуратность. Взаимовежливость. Эффективность этического поведения. Компромисс.
ТЕМА 17. Как вести себя в магазине.
Срок годности продовольственных товаров. Обсчет, обвес, способы защиты от обсчета и обвеса. Обмен доброкачественного товара. Претензия. Гарантия, гарантийный срок. Срок службы товаров. Товарный чек. Книга жалоб и предложений.
ТЕМА 18. Поведение в сфере услуг.
Услуги. Бытовые услуги. Служба быта. Медицинские услуги. Образовательные услуги. Платные образовательные и медицинские учреждения. Лицензия. Договор на оказание услуг. Ответственность исполнителя. Неустойка. Квитанция.
ТЕМА 19. Мы и трaнcпорт.
Пассажир. Перевозчик. Виды перевозок. Класс перевозки (первый, бизнес-класс, эконом-класс, плацкарт, купе, С/в). Права и обязанности пассажира и перевозчика. Договор перевозки. Багаж. Тариф. Билет. Проездной билет. Сроки годности билетов. Возврат билетов в кассу. Комиссионные сборы. Страховка пассажира и багажа. Ответственность перевозчика при возникновении несчастного случая.
ТЕМА 20. Как уберечь себя в путешествии.
Туризм: организованный и неорганизованный. Маршрут. Турагентства, туроператоры. Договор на оказание туристических услуг. Туристическая путевка. Визовая поддержка. Условия отдыха. Медицинская страховка. Отказ от поездки. Гостиницы. Класс гостиницы. Защита прав путешественника согласно договору.
ТЕМА 21. Проблема защиты окружающей среды.
Потребитель и окружающая среда. Проблема защиты окружающей среды от нeблагоприятных последствий человеческой деятельности. Проблема реализации отходов. Одноразовая упаковка. Переработка. Мусор, мусоропереpaбатывающие заводы. "Зеленое" потрeбление. Экологическое законодательство. Природоохранные и природоресурсные нормы. Права потребителя в области экологии. Борьба за экологию. Экология и здоровье человека.
РАЗДЕЛ V. Защита прав потребителя.
ТЕМА 22. Как защитить свои права.
Государственная и общественная защита прав потребителей. Полномочия федеральных органов по правам потребителей. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Органы общей компетенции: милиция, прокуратура, суд. Органы специальной компетенции. Федеральная антимонопольная служба. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт). Общественные организации потребителей. Договор как средство защиты прав потребителя. Соблюдение условий договора. Товарный чек и его роль в защите прав потребителя.
ТЕМА 23. Защита прав потребителя в суде.
Адвокат. Адвокатская тайна. Коллегия адвокатов. Защита интересов потребителя. Юридическая помощь в заключении договора. Помощь в случае нарушения договора. Помощь в случае судебного разбирательства. Платные и бесплатные адвокатские услуги. Суд и судебное разбирательство. Право потребителя на обращение в суд. Судебный процесс и судебные издержки. Иск, исковое заявление. Мировое соглашение. Судебное решение. Исполнение судебного решения.
Учебно-тематическое планирование курса
№ темы | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Пpaктич. занятия | ||
РАЗДЕЛ I. Потребитель и потребительское поведение | ||||
Тема 1 | Потребитель - кто он. | 1 | ||
Тема 2 | Правильно ли мы выбираем. | 1 | ||
Тема 3 | Продажа и реализация товаров и услуг | 1 | ||
РАЗДЕЛ II. Что нужно знать потребителю | ||||
Тема 4 | Источники информации для потребителей. | 1 | ||
Тема 5 | Как читать этикетку товара? | 1 | 1 | |
Тема 6 | Сертификация. | 1 | ||
Тема 7 | "Реклама - двигатель торговли". | 1 | 1 | |
РАЗДЕЛ III. Потребитель и расчетные механизмы | ||||
Тема 8 | Из чего складываются расходы? | 1 | 1 | |
Тема 9 | Кредит. | 1 | ||
Тема 10 | Как не попасть в кредитную зависимость. | 1 | ||
Тема 11 | Приумножение капитала | 1 | ||
Тема 12 | Жить лучше, покупать дешевле. | 1 | 1 | |
Тема 13 | Валюта и валютные операции | 1 | ||
Тема 14 | Безналичный расчет. | 1 | 1 | |
РАЗДЕЛ IV. Права потребителя | ||||
Тема 15 | Главный закон для потребителей. | 2 | ||
Тема 16 | Этика потребительского поведения. | 1 | 1 | |
Тема 17 | Как себя вести в магазине? | 1 | ||
Тема 18 | Поведение в сфере услуг | 1 | 1 | |
Тема 19 | Мы и трaнcпорт | 1 | ||
Тема 20 | Как уберечь себя в путешествии. | 1 | ||
Тема 21 | Проблема защиты окружающей среды. | 1 | ||
РАЗДЕЛ V. Защита прав потребителей | ||||
Тема 22 | Как защитить свои права. | 1 | ||
Тема 23 | Защита прав потребителя в суде. | 1 | 2 | |
Итоговое занятие: обзор пройденного материала. | 1 | |||
Итого часов: | 34 | 25 | 9 |
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
24 03 2023 6:45:11
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
23 03 2023 2:50:30
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
22 03 2023 10:39:11
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
21 03 2023 4:27:32
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
20 03 2023 2:18:51
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
19 03 2023 9:35:27
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
18 03 2023 2:33:37
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
17 03 2023 21:47:22
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
16 03 2023 10:25:54
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
15 03 2023 0:50:11
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
14 03 2023 5:41:15
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
13 03 2023 23:46:55

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
12 03 2023 8:19:15
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
11 03 2023 6:35:51
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
10 03 2023 18:57:31
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
09 03 2023 9:49:41
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
08 03 2023 7:58:40
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
07 03 2023 5:54:14

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
06 03 2023 10:58:58
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
05 03 2023 14:43:23
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
04 03 2023 1:45:59
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
03 03 2023 22:39:11
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
02 03 2023 15:53:24
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
01 03 2023 13:43:31
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
28 02 2023 13:31:20
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
27 02 2023 20:28:46
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
26 02 2023 11:50:32
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
25 02 2023 16:29:31
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
24 02 2023 18:28:31
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
23 02 2023 12:44:31
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
22 02 2023 8:59:54
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
21 02 2023 1:54:31
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
20 02 2023 2:27:46
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
19 02 2023 0:55:47
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума.
...
18 02 2023 19:31:37
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
17 02 2023 1:34:35
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века.
...
16 02 2023 22:29:37
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
15 02 2023 2:43:35
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
14 02 2023 16:31:25
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
13 02 2023 11:58:41
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
12 02 2023 18:45:50

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
11 02 2023 23:47:35
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
10 02 2023 12:29:24
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
...
09 02 2023 4:52:41
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
...
08 02 2023 15:49:58
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
07 02 2023 15:23:58
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
06 02 2023 0:21:37
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
05 02 2023 14:29:58
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
04 02 2023 14:24:13
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
03 02 2023 2:45:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::