Элективный курс "Церковные деятели средневековой Руси" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Элективный курс "Церковные деятели средневековой Руси"


    Элективный курс "Церковные деятели средневековой Руси"

Пояснительная записка

В современное время роль церкви в общественной жизни страны значительно возросла. История православной церкви тесно переплетена с историей становления и развития Российской государственности.

Среди представителей церкви есть действительно интересные и выдающиеся деятели, без участия которых не совершалось ни одно важное событие. Пришло время изменить устоявшиеся стереотипы по отношению к личностям Русской Православной церкви. Вопросу о роли церкви и ее деятелей в истории России в современный период уделяется большое внимание. Эта тема тем более актуальна в период восстановления доверия к церкви и дальнейшего единения Православной церкви и общества.

Усиливается интерес к героическим страницам прошлого, к борьбе русского народа за свою независимость. Наряду с изучением общих процессов все большее внимание уделяется конкретным историческим деятелям. Стало очевидно, что и среди церковнослужителей были люди, достойные благодарной памяти потомков. Задача историка - воздать каждому "по делам его".

В данном элективном курсе использован интегрированный материал курсов истории (разделы: "История Древней Руси", "Правление Ивана IV. Опричнина", "Смутное время") и обществознания (тема "Религия"), что дает возможность глубже изучить данные исторические периоды.

Цели элективного курса "Церковные деятели средневековой Руси":

  • формировать духовно-нравственные качества личности школьника,
  • довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории,
  • остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси, которые были очень разными по своим политическим взглядам и складу хаpaктера людьми, показать их такими, какими они были в жизни, не приукрашивая, но и не забывая об их заслугах и достоинствах.

Задачами элективного курса являются: формирование патриотизма, любви к своей Родине, воспитание гордости за свою страну, за людей, которые стояли у истоков создания государства.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России.

Педагог не преследует цель пропагандировать православие как основную религию, а лишь знакомит школьников с наиболее значимыми личностями в период становления Русского государства.

Программа элективного курса "Церковные деятели средневековой Руси"

Раздел 1. Пришел народ неведомый (6 ч.)

Задачи раздела: Раздел детально открывает перед учащимися организацию Русской церкви к концу 30-х годов XIII века, борьбу князей и бояр, стремящихся провести на епископскую кафедру своего кандидата. Рассказывает о значении особых церковных книг.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному хаpaктеру обучения: христианство, православие, епархия, митрополит, епископский суд, приход, прихожане.

Тема 1. Первые епископы средневековой Руси. (1 ч)

Епископ Владимирский Митрофан. Его подвиг во время взятия татарами Владимира. Ростовский епископ Кирилл. Отношение к нему завоевателей.

Тема 2. Монашество. Жизнь иноков. (2 ч)

Монастыри. Два типа монашеского "подвига" - "особное" и "киновия". Жизнь иноков. Община иноков. Феодальный быт, нормы и традиции монастырей. Управление монастырем - "соборные старцы" и "послушники". Женские монастыри.

Тема 3. Век тринадцатый - "жестокий век". (2 ч)

Падение Византии, 1204 г. Угроза агрессии рыцарей-крестоносцев. Образование ордена меченосцев. Политика католический церкви. Опасность с Запада. Образование империи Чингисхана. Завоевательные походы. Падение Волжской Болгарии. Батыево нашествие на Русь. Уничтожение черного и белого духовенства, ограбление храмов. Летописи о татарском нашествии.

Тема 4. Ханский ярлык русскому митрополиту. (1 ч)

Отношение русской церкви и Орды. Привлечение на свою сторону служителей культа, выделение их как привилегированной категории населения - один из принципов монгольской администрации. Ханский ярлык русскому митрополиту - измена или необходимость?

Раздел 2. Митрополит Петр (5 ч.)

Задачи раздела: показать проблемы становления Московского государства, роль церкви в этом процессе, личность митрополита Петра, поддержка им Москвы. Москва как духовный центр.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному хаpaктеру обучения: междоусобная война, возвышение Москвы, митрополичья кафедра.

Тема 5. Пророчество Петра о грядущем величии Москвы. (1 ч)

Борьба между Москвой и Тверью за центральную роль в Московском княжестве. Роль митрополита Петра в возвышении Москвы. Его борьба против могущества Твери. Перенос духовной столицы в Москву.

Тема 6. Роль Андрея Боголюбского в борьбе за церковную независимость от Киева. (2 ч)

Культ богородицы. Введение праздника Покрова Богоматери. Икона Владимирской Богоматери. Появление новых религиозно-политических символов. Попытка Андрея Боголюбского получить духовную независимость от Киева.

Тема 7. Строитель церквей (1 ч.)

Строительство храмов в Боголюбове и Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор в Москве. Зодчий Аристотель Фиорованти. Завершение строительства Успенского собора.

Радел 3. Митрополит Феогност - "помощник" московского князя Ивана Калиты. (4 ч.)

Задачи раздела: показать политику московского князя Ивана Калиты по объединению русских земель вокруг Москвы. Выделить роль митрополита Феогноста в этом процессе.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному хаpaктеру обучения: церковные иерархи

Тема 8. Иван Калита и церковь. (1 ч)

Иван Калита. Архимaндрит Феодор. Роль Византии в московско-тверском споре за власть. Борьба Ивана Калиты и его сыновей с митрополитом Феогностом. Стремление Ивана Калиты утвердить в Москве митрополичью кафедру. Строительство храма Успения Богоматери. Храм в честь Иоанна Лествичника.

Тема 9. Митрополит Феогност. (1 ч.)

Становление Феогноста на митрополичий престол. Отстраненность митрополичьей кафедры от политической борьбы. Позиция выжидательного нейтралитета. Освящение Архангельского собора, 1333 г. Необходимость своего русского митрополита. Борьба за установление автокефалии.

Тема 10. Шаги по укреплению московского княжества (1 ч)

Столкновение Москвы и Твери. События 1327 г. Восстание в Твери. Поражение Твери. Хан Узбек, воевода Чол-хан (Щелкан). Гибель Чол-хана. Cмepть русского князя Ивана Ярославича Рязанского. Ордынские каратели. Постройка новой московской крепости - последнее дело Ивана Калиты. Принятие Калитой монашеского пострига в 1340 г.

Тема 11. Митрополит Алексей (1 ч.)

Первые шаги будущего митрополита. Cмepть митрополита Феогноста. Передача церковной власти епископу Алексею в 1353 г. Чума в Москве - одна из причин кровавых княжеских усобиц. Поддержка Алексея великим князем Семеном Ивановичем. Жизнь Алексея в Константинополе. Чудесное спасение Алексея при возвращении из Константинополя на Русь. Спасо-Андроников монастырь.

Раздел 4. Игумен Сергий Радонежский. (6 ч.)

Задачи раздела: Показать героизм русских людей в борьбе против татаро-монгольского ига.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному хаpaктеру обучения: Куликовская битва (1380 год). Благословение войска.

Тема 12. "Меч духовный" митрополита Алексея (1ч.)

Столкновение митрополита Великого княжества Литовского Романа с митрополитом Алексеем. Раскол митрополии. Суд в Константинополе. Восстановление привилегий и целостности русской церкви - ярлык Золотой Орды. Упадок Золотой Орды. Борьба с Ольгердом. Правление Ивана II Красного.

Тема 13. Дела и память (1 ч)

Жизнь игумена Троицкого монастыря. Представитель митрополита Алексея - игумен Сергий Радонежский. Его роль в объединении Московского княжества. Отказ от митрополичьей кафедры.

Тема 14. Сергий Радонежский и князь московский Дмитрий Иванович (2 ч)

Княжение Дмитрия Ивановича Московского, его отношения с Сергием Радонежским. Строительство белокаменной крепости в Москве. Договор с Михаилом Тверским, 1375 г. Антиордынские настроения.

Тема 15. Битва. (1 ч.)

События 1380 года. Благословение Сергием Радонежским московского войска. Битва Челубея и монаха Пересвета. Монахи Сергия Радонежского в войске Дмитрия Донского. Победа на Куликовом поле и ее значение.

Тема 16. Флорентийская уния (1 ч.)

Уния между православной и католической церковью, 1439 г. Митрополит вся Руси Исидор, его борьба с русской церковью. Попытка разрыва церковных связей с Византией. Затухание отношений с Константинополем.

Раздел 5. Мятежное время (12 ч.)

Задачи раздела: Раздел посвящен одному из важных периодов в истории православной церкви. Показать сложные отношения внутри церкви. Ортодоксальное православие и критику черного и белого духовенства.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному хаpaктеру обучения: еретик, ересь, ортодоксальное православие.

Тема 17. Русские еретики в эпоху Ивана III (2 ч)

Митрополиты Феодосий и Филипп. Их стремление восстановить нормы отношений между церковью и великокняжеской властью. Борьба Ивана III с Филиппом. Появление "русских" еретиков. Сожжение еретиков в Москве и Новгороде в 1504 году. Русская инквизиция.

Тема 18. Суд над Максимом Греком (1 ч.)

Монастырские "старцы". Игумен Пафнутий. Писатель и переводчик Максим Грек против "святости" Пафнутия. Иосиф Волоцкий и "иосифляне", их фанатичная нетерпимость к любому отступлению от церковных догм. Нил Сорский - антипод Иосифа. "Нестяжатели". Поражение "нестяжателей" во время междоусобной войны. 1525 г. Суд над Максимом Греком.

Тема 19. Чудов монастырь (1 ч.)

"Чудо архангела Михаила, иже в Хонех". Основание Чудова монастыря. Чудов монастырь и его роль в возрастающем политическом авторитете Москвы. Сильная централизованная церковь - один из инструментов создания единого Великорусского государства.

Тема 20. Церковь и династический кризис 1553 г. (1 ч.)

Архиепископ Макарий. Судебник Ивана IV, 1550 г. Церковные соборы. Вопросы канонизации. 1551 г. - Стоглавый собор. Протопоп Сильвестр. Династический кризис 1553 г. Cмepть Ивана - сына Ивана IV. Попытка привести боярство к присяге младенцу Дмитрию.

Тема 21. Митрополит Макарий и Иван IV. (1 ч.)

Митрополит Макарий - душеприказчик Ивана IV. Избранная Рада и митрополит Макарий. Перемирие с князем Василием Глинским. Спасение князя Бельского. Благословление Макария на борьбу за присоединение Казани, выход к Балтийскому морю. Укрепление могущества и повышение престижа церкви.

Тема 22. Игумен Филипп Колычев (1 ч.)

Игумен Соловецкого монастыря Филипп Колычев - новый митрополит, борец против опричного террора. Столкновение Филиппа и Ивана IV во время богослужения в соборе Новодевичьего монастыря, 1568 г. Восстание в Москве посадских людей. Суд над Филиппом, заключение в Никольский монастырь. Новая волна репрессий.

Тема 23. Независимость от Константинополя. (2 ч)

Принятие Русским государем царского титула (1547 год). Приезд на Русь константинопольского патриарха Иеремии. Возведение митрополита Иова в достоинство патриарха. Создание московской патриархии. Независимость от Константинополя. Венчание Бориса Годунова на царство. Смутное время. Лжедмитрий I. Восстание в Москве. Судьба Иова. Патриарх Гермоген.

Тема 24. Дело Никона. (1 ч.)

Соловецкий "старец" Елеазар - наставник Никона. Становление Никона. Расположение Алексея Михайловича к Никону. Никон и наставник царя Стефан Вонифантьев. Идея "чистки" церкви. Становление Никона патриархом "всея Руси". Позиция царя к начинаниям патриарха. Подготовка церковной реформы.

Тема 25. Церковный раскол. (1 ч.)

Проведение церковной реформы, стремление упорядочить обрядовую пpaктику русской церкви. Основание Андреевского монастыря. Общерусский церковный собор 1654 г. Исправление книг и икон. Утверждение "троеперстия". Церковный раскол. Земский собор и Соборное уложение 1649 г. Итог жизни Никона.

Тема 26. Аввакум - русский протестант. (1 ч)

"Ревнители благочестия" - противники церковной реформы патриарха Никона: Иван Неронов, протопоп Логгин, Даниил Костромской, протопоп Аввакум. Староверы. "Житие" и речи Аввакума. Гонение староверов. Ссылка Аввакума в Сибирь.

Тема 27. Итоговое повторение и обобщение по курсу "Церковные деятели средневековой Руси" (1 ч)

Рекомендуемая форма проведения занятия - тестирование.

Учебно-тематическое планирование курса

№ п/п Содержание обучения. Разделы, темы Кол-во часов
Раздел 1. Пришел народ неведомый. (6 ч.)
1 Первые епископы средневековой Руси. 1
2-3 Монашество. Жизнь иноков. 2
4-5 Век тринадцатый - "жестокий век" 2
6 Ханский ярлык русскому митрополиту. 1
Раздел 2. Митрополит Петр. (5 ч.)
7 Пророчество Петра о грядущем величии Москвы. 1
8-9 Роль Андрея Боголюбского в борьбе за церковную независимость от Киева. 2
10-11 Строитель церквей 2
Раздел 3. Митрополит Феогност - "помощник" московского князя Ивана Калиты. (4 ч.)
12 Иван Калита и церковь. 1
13 Митрополит Феогност. 1
14 Шаги по укреплению московского княжества. 1
15 Митрополит Алексей. 1
Раздел 4. Игумен Сергий Радонежский. (6 ч.)
16 "Меч духовный" митрополита Алексея. 1
17 Дела и память. 1
18-19 Сергий Радонежский и князь московский Дмитрий Иванович 2
20 Битва. 1
21 Флорентийская уния. 1
Раздел 5. Мятежное время. (12 ч.)
22-23 Русские еретики в эпоху Ивана III. 2
24 Суд над Максимом Греком. 1
25 Чудов монастырь. 1
26 Церковь и династический кризис 1553 г. 1
27 Митрополит Макарий и Иван IV 1
28 Игумен Филипп Колычев 1
29-30 Первый патриарх. Независимость от Константинополя. 2
31 Дело Никона. 1
32 Церковный раскол. 1
33 Аввакум - русский протестант. 1
34 Итоговое повторение и обобщение по курсу "Церковные деятели средневековой Руси". (1 ч.)
  Итого: 34 ч.

Литература

  1. Борисов, Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII - XVII вв. / Н.С. Борисов - М.: МГУ, 1988.
  2. Горинов, М.М. История России, часть I. От Древней Руси к императорской России (IX-XVIII вв.). / М.М. Горинов, Л.М. Ляшенко. - М.: Общество "Знание" России, 2004.
  3. Зуев, М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. / М.Н. Зуев.- М.: Дрофа, 2004.
  4. Ионов, И.Н. Российская цивилизация, IX - начало ХХ века. / И.Н. Ионов. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Христианство и Русь. Сборник статей. / Под ред. А. Белова. - М.: Наука, 1996.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

07 05 2024 4:25:58

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

06 05 2024 9:19:58

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

05 05 2024 9:22:46

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

04 05 2024 3:20:28

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

03 05 2024 15:34:59

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

02 05 2024 12:56:32

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

01 05 2024 17:36:28

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

30 04 2024 9:15:56

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

29 04 2024 3:25:47

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

28 04 2024 6:20:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

27 04 2024 9:17:42

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

26 04 2024 22:44:51

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

25 04 2024 15:42:29

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

24 04 2024 3:15:26

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

23 04 2024 22:46:49

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

22 04 2024 13:29:50

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

21 04 2024 13:39:19

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

20 04 2024 14:41:13

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

19 04 2024 22:54:45

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

18 04 2024 21:52:13

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

17 04 2024 7:17:22

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

16 04 2024 5:24:25

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

15 04 2024 3:49:51

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

14 04 2024 12:19:10

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

13 04 2024 9:26:19

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

12 04 2024 1:55:24

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

11 04 2024 9:15:39

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

10 04 2024 6:31:23

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

09 04 2024 16:58:52

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

08 04 2024 23:52:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

07 04 2024 16:28:31

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

06 04 2024 10:32:54

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

05 04 2024 12:44:56

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

04 04 2024 9:44:42

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

03 04 2024 21:14:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

02 04 2024 22:26:20

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

01 04 2024 3:45:12

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

31 03 2024 15:29:17

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

30 03 2024 1:34:57

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

29 03 2024 1:36:10

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

28 03 2024 22:46:47

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

27 03 2024 20:16:39

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

26 03 2024 2:13:54

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

25 03 2024 16:36:23

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

24 03 2024 4:43:33

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

23 03 2024 15:30:58

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

22 03 2024 2:19:43

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

21 03 2024 7:19:50

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

20 03 2024 20:14:51

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

19 03 2024 9:24:15

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::