Интегрированный урок истории и математики "Отечественная война 1812 г. в числах и цифрах" для учеников 8-го класса
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Форма урока: семинар-исследование.
Цели урока:
- познавательные:
- систематизация и обобщение знаний по теме «Отечественна война 1812 года.
- познакомить с методом математического моделирования, применяемого в общественно-политических дисциплинах.
- обобщение и контроль знаний по темам «Решение квадратных уравнений», «Делимость чисел», «Проценты», «решение задач с квадратным корнем», «Решение задач с параметрами»
- развивающие:
- развитие навыков мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение; развитие памяти и внимания, развитие навыков работы с картой.
- развитие навыков логического мышления математической логики.
- воспитательные:
- формирование интереса к изучению истории и математики
- воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств на примере мужества и героизма, проявленных русским народом в Отечественной войне 1812 года.
Материалы и оборудование к уроку:
- призовые баллы;
- компьютерная презентация к уроку (Power pоint) (приложение);
- персональный компьютер;
- интеpaктивная доска.
План урока.
Модуль 1
- Организационный момент.
- Диагностика и актуализация знаний по теме.
- Математический пpaктикум.
- Историческая оценка полученных математических результатов.
Модуль 2
- Организационный момент
- Математическое моделирование Бородинского значения.
- Историческая оценка Бородинского сражения
- Подведение итогов пpaктикума
Модуль 3
- Организационный момент
- Письменный контроль знаний.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Форма активности учащихся |
Модуль 1 |
2 мин |
Звучит песенка кавалергарда из к\ф «Звезда пленительного счастья». |
Компьютерная презентация к уроку (Power pоint) |
Пассивно-активная. |
КИИ: Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое делимость чисел, квадрат корня, квадратное уравнение, проценты. |
Смотрят на экран (слайд 2), читают текст и слушают учителя. |
Активно-пассивная. |
||
Актуализация знаний. |
5 мин. |
ФТМ: Мы начнем работу с вопросов по истории. Скажите, пожалуйста, была ли неизбежной эта война между Россией и Францией? |
Слайд 3 Фотогалерея. |
Активная |
Математический пpaктикум |
10 мин. |
КИИ: (поочередно вместе с классом решает задания)
(см. приложение 1 «Самостоятельная работа»), в качестве таймера используется музыка тех лет, романсы на слова Д. Давыдова. |
Сл. Репродукция картины. |
Активная |
Историческая оценка полученных чисел |
5 мин |
ФТМ: Ответы в заданиях 1-3 являются датами важнейших событий Отечественной войны 1812 года. Они расположены в хронологическом порядке. А какие именно?
В чем смысл Тарутинского маневра?
Ответ:
|
Слайд 5 Карта военных дейст Отвечают:
|
|
Подведение итогов модуля. |
3 мин. |
У нас сегодня урок необычный. Вам было интересно? А что именно? |
Отвечают. |
|
Модуль 2 |
2 мин |
ФТМ: На предыдущем модуле мы с вами увидели самую простую связь истории с математикой: это числа дат и статистические данные. Однако современная история имеет более глубокую связь с математикой. Речь идет о новом методе исторического исследования – математическом моделировании. О нем вам расскажет Инна Ивановна. |
Слушают |
Пассивно-активная. |
Объяснение нового материала |
1 мин. |
КИИ: Математическая модель – это приближенное описание какого-либо явления, выраженное с помощью математической символики. Математическая модель – мощный метод познания внешнего мира, а также прогнозирования и управления. Анализ математической модели позволяет проникнуть в сущность изучаемых явлений. Изучение явления с помощью математической модели называется математическим моделированием. |
Слушают |
Слайд |
Исследование
|
3 мин. |
Сейчас мы с вами составим математическую модель Бородинского сражения. Когда оно состоялось? (26 августа1812 г.) |
Слушают, отвечают на вопросы, записывают.
От количества солдат и вооружения. |
Слайд Бородино |
3 мин. |
ФТМ: Мы получили упрощенную модель. Какие факторы она не учитывает? |
Отвечают: различные рода войск, выучку солдат, талант полководцев, воинский дух армии. |
Слайд с цитатой Наполеона |
|
5 мин. |
КИИ: Каждое из обозначений формулы является параметром, меняя который, можно моделировать различные варианты развития событий. Это помогает лучше оценить значение того или иного фактора явления. |
Вычисляют. Отвечают: 0,99 |
Слайд с Бородино, где высвечиваются цифры задачи |
|
Оценка полученного результата.
|
7 мин.
|
ФТМ: Какой исторический смысл имеет это Число? |
Отвечают: небольшое преимущество русской армии. |
Слайд с Наполеоном и Кутузовым |
Почему же Кутузов, несмотря на категорические возражения Александра I, на совете в Филях принимает решение оставить Москву? |
Чтобы выиграть войну, необходимо было сохранить армию. |
|
||
На уроке мы узнали, что из Москвы Наполеон трижды писал царю письма с предложением о мире, а Александр ему не ответил. А кто знает, почему он это сделал? |
Ответы |
|
||
Подведение итогов модуля |
3 мин |
Обратите внимание, ребята, какой огромный смысл заложен в этом числе – 0,99. Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем вы тоже не забывали, что за цифрами в истории стоят судьбы тысяч людей и целых государств. |
Слушают |
Пассивно-активная |
Рефлексия |
|
Что показалось самым трудным? Какой этап урока вызвал наибольший интерес? |
Отвечают |
Активная |
Модуль 3 |
5 мин. |
КИИ: Ребята, в будущем вам предстоит сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Поэтому сегодня контроль знаний будет проходить в форме тестового задания, составленного по типу ЕГЭ. У вас на столах лежат два бланка. Один с комплексным тестом по истории и математике (Приложение 2), а другой – бланк ответов (Приложение 3). |
Слушают и заполняют бланк. |
Слайд структура ЕГЭ, бланка ответа. |
Контроль знаний |
15 мин |
ФТМ. Наши гости тоже могут попробовать свои силы в решении теста. |
Решают. |
Активная |
Проверка результатов, выставление оценок, подведение итогов урока. |
5 мин. |
Проверка результатов. Рефлексия. |
|
Слайд с ответами. |
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
27 03 2023 10:59:30
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
26 03 2023 11:33:40
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация.
...
25 03 2023 15:32:30
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
24 03 2023 2:13:19
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
23 03 2023 2:21:45
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
22 03 2023 6:36:13
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
21 03 2023 15:24:35
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
20 03 2023 22:52:39
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
19 03 2023 21:24:14
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
18 03 2023 9:24:50
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы.
...
17 03 2023 12:13:57
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
16 03 2023 5:29:45
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
15 03 2023 20:56:42
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
14 03 2023 17:58:31
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
13 03 2023 12:24:58
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
12 03 2023 8:35:42
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
11 03 2023 22:38:11
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
10 03 2023 7:32:44
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
09 03 2023 6:11:49

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
08 03 2023 23:12:18
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года.
...
07 03 2023 14:15:18
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
06 03 2023 1:37:39
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
05 03 2023 13:45:18
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
04 03 2023 1:34:58
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
03 03 2023 2:32:17
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
02 03 2023 14:56:39
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
01 03 2023 3:26:36
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
28 02 2023 22:26:44
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
...
27 02 2023 5:43:47
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
...
26 02 2023 2:35:25
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
25 02 2023 3:30:17
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
24 02 2023 0:41:28
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
23 02 2023 12:44:27
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
22 02 2023 4:53:26
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
21 02 2023 9:43:18
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
20 02 2023 12:16:28
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
19 02 2023 21:51:49
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
18 02 2023 0:52:19
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
17 02 2023 20:41:18
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
16 02 2023 2:37:24
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
15 02 2023 18:52:21
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
14 02 2023 19:39:33
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
13 02 2023 21:48:54
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
12 02 2023 1:52:13
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
11 02 2023 14:35:59
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
10 02 2023 1:30:21
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
09 02 2023 18:49:54
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
08 02 2023 3:48:30
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
07 02 2023 20:51:39
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
06 02 2023 5:52:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::