Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.[1]. В сегодняшних условиях образованность - это как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.
Современная методика преподавания дает в руки учителя огромный арсенал средств, позволяющих решать задачи обучения, развития и воспитания учащихся результативно.
На первый план в педагогической деятельности сейчас вышли исследовательские и творческие методы обучения. Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
«Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих пpaктическое значение»[2]. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий .[3]
На протяжении последних лет эта технология стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, хаpaктерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.
Усвоение специализированного знания, а также методов исторической науки в ходе работы над подобными исследовательскими проектами имеет для учеников личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов и волнующих их проблем. Работая в проекте, ученик погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что учитель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.
Ребята работали с историческим материалом, который еще не использовался профессионалами. Это предавало их работе новизну и особую значимость: таким образом они погружались в учебный материал. Этот метод учит и критическому отношению к различным источникам: письменным, устным, научным, мемуарным.. Работая учителем истории и обществознания в старших классах, я выделила темы, в которых можно использовать проектный метод. Так, при изучении темы: «Великая отечественная война» старшеклассники с живым интересом взялись за проекты «Мои герои», «Судьбы моих близких в истории Родины», «Герои-тулунчане». Ребята прикоснулись к живой истории. Надо было видеть их глаза, когда они, защищая свои проекты, рассказывали о своих прадедах, зачитывали письма с фронта, показывали наградные листы, слушали о нелегкой судьбе тех, кто воевал вместе с Власовым и был предан им, кто дошел до Берлина. Были даже такие, кто воевал на Втором фронте, встречался на Эльбе с союзниками. В звенящей тишине прозвучал рассказ о том, как на оккупированной территории за коробочку леденцов чуть не расстрелял немецкий офицер дeвoчку – бабушку нашей ученицы. Ребята поняли, что значит Отечественная война, каким трудом и какой ценой оплачена победа. Подготовленные учащимися исследовательские работы были представлены на итоговом уроке по этой теме.
Такие исследования оказывают огромное воспитательное воздействие на учащихся. На сто процентов уверена, что среди этих детей не будет фашиствующих молодчиков, скинхедов и прочих нацистов.
Работа над данным проектом проходила индивидуально. А вот проекты по темам «Труд и быт советских людей в 1940-50 годы», «90-е годы XX века: основные итоги» осуществлялись группами. Итогом работы по первой теме стало исследование, принявшее участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ для старшеклассников «Человек в истории. Россия - ХХ век». Исследование старшеклассников получило высокую оценку жюри и было напечатано в сборнике лучших работ.
Исходным материалом для проектной работы по второй теме являются материалы печати, публицистика, опять же личные воспоминания близких людей, переживших события 1991, 1993 годов, то есть актуальный материал, не получивший пока обстоятельной научной оценки. Подобные исследования учат ребят коммуникативной культуре. Умение расположить к себе собеседника, задать вопрос, выслушать и услышать – этому тоже надо учиться. Интонации, мимика, жесты ─ все это является существенным дополнением к полученной информации, которое невозможно получить, работая с письменными источниками.
В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы и пути их решения» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.
Такая работа позволяет осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), производить отделение основной информации от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации ,уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства- то есть развивать организационно-коммуникативные навыки учащихся.[4]
Взяв в этом году классное руководство над пятым классом, я предложила ученикам попробовать свои силы в создании моделей технических устройств, используемых в древности. Ребята стали искать нужную литературу. Затем кто сам, а кто с помощью родителей создали модели тарана. При этом использовали разный материал (дерево, металл). На презентацию они демонстрировали чертежи, рассказывали о том, как проходила работа по созданию этой модели, а также подготовили доклад на тему как использовались эти орудия в древности. Работа вызвала интерес среди одноклассников. Оппоненты бурно возражали против использования металла, припоминая исторические реалии, о которых упоминали выступающие.
На наш взгляд проектная и исследовательская деятельность школьника при изучении истории и обществознания тесно взаимосвязана. Изменение методического и дидактического подхода к конструированию образовательной программы требует нового стиля мышления учителя и развития научного мышления школьников.
На повестку дня ставится вопрос формирования исследовательской культуры участников образовательного процесса. Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления. Предлагая индивидуальную проектную тему ребенку, учитель должен обучить его методам, принципам, формам и способам научного исследования: умение выдвигать гипотезы, анализировать, синтезировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать и опровергать утверждения. Эти формы и способы научного исследования выpaбатываются, например, на рабочих уроках, внеурочных занятиях, где осуществляется работа с историческими источниками, с таблицами и логическими схемами.
Приложение 1. Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий» Вы можете получить у автора статьи.
Приложение 2.
Приложение 3.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. стр. 4.
- Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий, М. НИИ школьных технологий, стр. 228.
- Селевко Г.К. там же.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. стр. 7.
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
02 10 2023 19:50:21
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
01 10 2023 11:27:25

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
30 09 2023 6:51:15
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
29 09 2023 17:28:32
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
28 09 2023 23:45:57
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
27 09 2023 1:11:36
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
26 09 2023 9:33:19
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
25 09 2023 6:36:17
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
24 09 2023 20:17:55
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
23 09 2023 2:44:29
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
22 09 2023 16:39:11
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
21 09 2023 11:12:48
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
20 09 2023 15:17:28
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
19 09 2023 12:57:28
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
18 09 2023 6:15:49
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
17 09 2023 10:55:50
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.
...
16 09 2023 20:57:43
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
15 09 2023 17:24:18
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
14 09 2023 1:26:35
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
13 09 2023 15:54:51
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
12 09 2023 15:57:39
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
11 09 2023 14:38:35
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
10 09 2023 5:37:56
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
09 09 2023 19:38:40
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
08 09 2023 19:53:20
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
07 09 2023 17:17:54
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
06 09 2023 7:49:56
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
05 09 2023 4:16:38
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
04 09 2023 3:56:29
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
03 09 2023 21:41:22
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
02 09 2023 0:15:10
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
01 09 2023 16:37:21
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
31 08 2023 4:52:25
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
30 08 2023 11:37:37
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
...
29 08 2023 3:56:16
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
28 08 2023 20:51:46
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
27 08 2023 20:38:46
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе.
...
26 08 2023 2:12:23
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
25 08 2023 15:20:41
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
24 08 2023 0:42:43
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
23 08 2023 16:16:26
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
22 08 2023 20:59:22

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
21 08 2023 6:29:23
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
20 08 2023 12:34:54
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
19 08 2023 6:33:15

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
18 08 2023 1:39:15
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
17 08 2023 3:29:10
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
16 08 2023 11:28:24
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
15 08 2023 3:16:12
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
14 08 2023 3:29:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::