Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"


    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала. В основе урока лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint.

ФОРМА УРОКА: Групповая работа

ЦЕЛЬ УРОКА: В результате совместной работы с классом добиться понимания учениками ПРИЧИН восстания С.Т. Разина, а также ПРИЧИН того, что именно С.Т. Разин стал его руководителем.

ЗАДАЧИ:
А) Обучающие

  • Знать важнейшие даты темы;
  • Знать основные факты (место, обстоятельства, участники, результаты событий) по теме урока;

Б) Развивающие

  • Продолжать формирование познавательного интереса к предмету;
  • Развивать общеучебные умения и навыки школьников (работа с историческим  источником и с картой, устная монологическая речь,  высказывание суждений, умение приводить аргументы в защиту своей позиции, делать выводы, работать в группе);

В) Воспитательные

  • Воспитывать положительное отношение к учебе;
  • Формировать уверенность в собственных силах путем создания на уроке «ситуации успеха»;
  • Объективно оценивать работу товарищей по группе;

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Компьютерная презентация; исторические документы, учебник, карта.

ЭТАПЫ УРОКА:

  • Организационно-мотивационный этап;
  • Операционно-деятельностный этап;
  • Контрольно-оценочный этап;
  • Рефлексия. Итоги урока.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
- ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ и ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
- РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ
- РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УРОКУ:

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащиеся

Развитие общеучебных навыков

Вопросы для итогового
самоконтроля

1) Определение понятий:
«ЗИПУНЫ», АТАМАН, «ПРЕЛЕСТНОЕ ПИСЬМО», «ГОЛЫТЬБА», «ДОМОВИТЫЕ»;

2) Основные даты:
1667 – 1671 гг. (восстание Разина);

3) Исторических деятелей:
Разин С.Т.

1) Формулировать выводы.

2) Устанавливать закономерности.

3) Высказывать и аргументировать свою точку зрения

4) Работать с историческим атласом и контурной картой.

5) Вычлeнять главное в историческом источнике.

1) Получение знаний из различных источников:
а) Объяснения учителя;
б) Слайдов презентации;
в) Текста исторического документа;
г) Карты.
2) Отвечать на вопросы, обосновывая ответ.
3) Делать выводы.
4) Решать тесты.

1) Кого грабил отряд Разина на Каспийском море?
2) Как называлась у казаков захваченная добыча?
3) Какие письма рассылал народу С.Т. Разин?
4) Под каким городом было разбито войско С.Т. Разина?
5) Когда закончилось восстание С.Т. Разина?

ЭТАПЫ УРОКА:

1) ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Целью этого этапа является настраивание ребят на урок, переход от отдыха к серьезной работе. Для этого я применяю следующий способ. На экран выводится слово ТРУД, которое является аббревиатурой (Тетрадь, Ручка, Учебник, Дневник). Школьники проверяют свою готовность трудиться. слайд1
Затем на экран выводится тема урока, а также иллюстрация и отрывок стихотворения Н. Кончаловской, исполняющего роль эпиграфа. слайд2
Смысл этого этапа – подвести учащихся к пониманию цели урока. Сделать это надо через анализ стихотворения. Очень важным делом, на мой взгляд, является научить школьников видеть необычное в самых привычных вещах, умение думать и задавать вопросы.
Ребенок видит тему и бездумно переписывает ее в тетрадь, а надо добиться того, чтобы он задумался и спросил себя и учителя: «А почему, собственно, именно Разин возглавил народное восстание?». В данном случае я хочу поставить перед ребятами очень сложный вопрос (и до конца не решённый наукой) о роли субъективных факторов в истории.
С помощью учителя класс выйдет на постановку проблемы, которая станет главной целью работы на этом уроке. Проблема выводится на экран, актуализируется в сознании учащихся (записывать ее в тетрадь я считаю делом нецелесообразным). слайд3

2) ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

- Перед началом урока класс был разделён на пять групп. Каждая группа получает своё задание (учитывается состав групп). В комплект заданий входят: исторический источник (по экземпляру каждому члeну группы) и лист с заданием для группы. На столе также лежит лист с контурной картой.Приложение 7
Учитель объясняет порядок работы на уроке. После вступительного слова группы получат по 10 мин. времени на изучение материалов и письменный ответ на задание в тетради (можно на листке бумаги) одним из члeнов группы. Группа должна определить выступающего, а также человека, ответственного за заполнение контурной карты.
Далее следует рассказ учителя о донских казаках, основных участниках восстания. слайд4

- Учащиеся параллельно с рассказом учителя работают с контурными картами: отмечают границы войска Донского, реки Дон и Волгу.

- «Вспомните, что вы знаете о жизни казаков?» (данный вопрос позволяет вспомнить тему «Присоединение Украины к России» и провести параллели с жизнью запорожских казаков). По итогам ответов учеников на экран выводится слайд. слайд5
- «Предположите, кто в 17 в. в России уходил в казаки?» (данный вопрос позволяет вспомнить на основе ранее изученного материала проблемы, имевшие место в русском обществе во времена Алексея Михайловича – крепостное право, церковный раскол). По итогам ответов учеников на экран выводится слайд. слайд6

 - Учитель акцентирует внимание школьников на начавшемся расслоении казачества. Новые термины: «голытьба», «домовитые».

- ГРУППЫ РАБОТАЮТ С ЗАДАНИЯМИ. Для групп 2, 3, 4 и 5 подготовлены разные документы, а группы 1 и 6 работают с одинаковым текстом, но задания выполняют по нему свои. Группе 1 и 6 предлагаются вопросы довольно простые, группы 3 и 4 получает самое сложное задание. Учителю это нужно учитывать при распределении заданий. Считаю допустимым разделение класса на группы самим педагогом.

- Группа 1, искавшая в документе фамилии сподвижников Разина, сообщает результаты своей работы. Фамилии выводятся на экран.Приложение 1 слайд7 Анализ фамилий убедительно доказывает высокий процент уголовного элемента в казачьей среде. Вывод, возможно, субъективный, поэтому на данном моменте можно не заострять внимание школьников. В данном случае всё зависит от позиции педагога.

- Группа 2, работавшая с биографией атамана, даёт ответ на вопросы: бедным или богатым был Разин, и какие факты из его биографии могли подтолкнуть атамана на путь борьбы с царём. Уместно будет дать одному из члeнов группы заранее дать задание подготовить рассказ о биографии С.Т. Разина. Приложение 2 слайд8
Здесь мы подводим детей к мысли, что, Разин был отнюдь не бедным человеком, как это можно было бы предположить. Вновь акцентируем внимание на проблеме, обозначенной нами в начале урока. Анализ биографии позволяет предположить, что Разин был старообрядцем (поездка в Соловецкий монастырь, центр старообрядчества на Русском Севере). А это, с учётом казни старшего брата, вполне могло подвигнуть его на желание отомстить царю. Таким образом, получается, он был идейным борцом с самодержавием, а не случайной жертвой обстоятельств.

- Группа 3, работавшая с первым этапом восстания, отчитывается о проделанной работе. После этого на экране появляется содержание слайда. Приложение 3
Разумеется, группа озаглавит этап как-то по своему, что нужно только приветствовать. Наша же задача отработать новое слово - зипуны, в смысле - добыча. Обращаем внимание на то, что это даже не очень правильно называть этапом восстания, ибо восстания-то пока нет, а есть вылазка казаков на Каспий за добычей. слайд9

- Учащиеся продолжают работу с контурными картами: отмечают путь отряда С.Т. Разина в Каспийское море и обратно, Персию. слайд10

- Учитель ещё раз озвучивает обстоятельства, поставившие С.Т. Разина «вне закона» (нападение на царский караван, стычки со стрельцами). Дискуссионным остаётся вопрос о причинах этих действий Разиным. Можно предположить, что это началось как недоразумение, вылившееся впоследствии в противостояние с властью. слайд11

 
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА    (небольшая разминка, зарядка для глаз)

 

- Группа 4, работавшая со вторым и третьим этапами восстания, отчитывается о проделанной работе. После этого на экране появляется содержание слайда. Сначала речь пойдёт о втором этапе восстания. Позднее группа получит слово ещё раз, когда речь пойдёт об окончании Крестьянской войны. Материал слайда иллюстрирует сообщение группы.
Названия этапов ребята могут предложить другие, важно только, чтобы чётко прослеживалась идея - сначала шли победы, потом - разгром. Следует обратить внимание учащихся на то, как изменился состав участников - только теперь можно говорить и о восстании, и о антикрепостническом его хаpaктере. Приложение 4 слайд12
- Группа 5, работавшая с текстами «прелестных писем», знакомит аудиторию с их содержанием. Приложение 5 слайд13
Слайд отражает только внешний вид писем, содержание (цели мятежников) записывается классом на слух. Ещё раз возвращаемся к составу участников, сравнивая сообщения групп. Результаты выводятся на экран и фиксируются школьниками в тетради.
Исходя из состава армии Разина и целей, декларируемых им в листовках, можно сделать вывод о том, что он старался привлекать самые широкие слои населения, призывая, в сущности, грабить и обещая волю, которую следует понимать не как свободу (т.е. ответственность за свои поступки), а скорее как вседозволенность. слайд14

- Группа 6, рассказывает классу о городах, захваченных разинцами. Учитель иллюстрирует рассказ показом на экране. Приложение 6 слайд15


-Учащиеся заполняют контурную карту, нанося на неё названия городов, район восстания, отмечают стрелками движение армии мятежников.

- Переходим к последнему этапу восстания. Опираясь на информацию, изученную группой 4, педагог кратко рассказывает о сражении под Симбирском. Материал слайда позволяет школьникам уяснить две главных причины поражения разинцев: численный перевес царских войск, а также превосходство в вооружении правительственной армии.
Заканчивается работа с контурной картой - на ней отмечается движение стрельцов и отступление С.Т. Разина на Дон. слайд16

- «Как вы думаете, кто и почему выдал С.Т. Разина царю?» (данный вопрос прежде всего нужно задать тем группам, кто не работал с информацией, посвященной ходу восстания, а в конце обсуждения дать слово представителям группы 1,4 или 6).

- По итогам ответов учеников делается вывод о предательстве именно «домовитых» казаков, как людей, опасавшихся царского гнева за участие в восстании и имевших что терять. После этого на экран выводится слайд и следует рассказ педагога о казни С.Т. Разина и расправе с его сподвижниками. слайд17

3) КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

В заключение перед учениками снова ставится проблема, обозначенная нами как главная цель урока. Происходит обсуждение вопросов с учетом изученного материала. слайд3
Примерное содержание ответов (все зависит от уровня подготовки класса и позиции учителя):
Есть все основания считать, что непосредственное начало конфликта во многом случайно. Связано оно с нападением на караван судов, принадлежавших царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону. В реалиях 17 века проступок его, как представляется, был делом достаточно обычным для казаков, и вряд ли только за грабёж его бы сильно наказали. Однако то, что впоследствии атаман из богатой казачьей семьи не пытался повиниться перед властью, более того, пошёл на обострение конфликта вплоть до мятежа, говорит нам, что внутренне он готов был выступить против царской власти. Возможно, основанием для этого послужила казнь брата, гонения на старообрядцев. Таким образом, вряд ли его можно назвать жертвой обстоятельств.
Далее педагог озвучивает оценки за урок: оцениваются сообщения от группы, дополнения в ходе урока, работа с контурной картой, сообщения (если были).
Учащиеся получают домашнее задание на следующий урок. Оно включает в себя обязательные задания: пересказ параграфа, ответ на вопрос (размышления над проблемой). Кроме того, имеются задания творческого хаpaктера, необязательные для выполнения (впрочем, при правильной мотивации учащиеся, в массе своей, охотно выполняют и их) – рисунок по теме урока, сочинение на тему «В войске атамана».
В конце урока, если есть время, можно предложить учащимся решить тест в целях проверки усвоения нового материала. Варианты здесь могут быть самые разные – от совместного (учитель вместе с классом) прорешивания заданий теста, до самостоятельной работы на оценку. Переход на тест возможен с последнего слайда презентации через гиперссылку (пятиконечная звезда).
Целесообразно, на мой взгляд, предлагать выполнить эту работу «слабым» ученикам. Они, обычно, успешно справляются с тестом «по горячим следам», что позволяет, во-первых, поставить им положительную оценку, а во-вторых, повышает их уверенность в собственных силах и, в конечном итоге, создает положительный настрой на изучение предмета.

4) РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГИ УРОКА.

После проверки теста разберем те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения. Подводя итоги работы, определим проблемы, над которыми надо работать в будущем.
На этом уроке учащиеся, прежде всего, продолжали развивать свои общеучебные умения и навыки. Это, а также поддержание положительного отношения к учебе и формирование уверенности в собственных силах, является главным результатом действий учителя. Данные задачи невозможно выполнить без поддержания в течение всего урока атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, гуманизма и доброты к детям.
Применение компьютерной техники на этом уроке было обусловлено желанием  представить более наглядно, образно и красочно одно из важных и вместе с тем непростых событий истории России – восстание под руководство С.Т. Разина. Я считаю, что использование компьютерной презентации позволило сделать урок содержательнее, интереснее, нагляднее, эффективнее.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 07 2024 15:35:34

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 07 2024 0:52:31

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 07 2024 2:24:11

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 07 2024 2:58:33

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 07 2024 16:24:58

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 07 2024 21:35:21

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 07 2024 4:16:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 07 2024 7:15:25

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 07 2024 23:33:16

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 07 2024 14:43:11

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 07 2024 17:59:16

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 07 2024 22:20:42

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 07 2024 21:36:41

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 07 2024 21:57:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 07 2024 16:15:37

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 07 2024 19:41:46

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 07 2024 18:28:36

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 07 2024 15:44:50

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

30 06 2024 0:44:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

29 06 2024 17:18:19

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

28 06 2024 3:15:44

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

27 06 2024 13:55:48

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

26 06 2024 13:23:14

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

25 06 2024 4:51:34

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

24 06 2024 2:51:30

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

23 06 2024 9:29:37

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

22 06 2024 6:36:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

21 06 2024 19:12:43

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

20 06 2024 5:26:10

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

19 06 2024 16:19:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

18 06 2024 5:14:19

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

17 06 2024 7:58:45

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

16 06 2024 8:16:47

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

15 06 2024 2:35:55

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

14 06 2024 15:31:29

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

13 06 2024 16:21:36

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

12 06 2024 0:11:45

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

11 06 2024 20:50:51

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

10 06 2024 22:22:24

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

09 06 2024 18:44:34

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

08 06 2024 1:15:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

07 06 2024 9:26:21

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

06 06 2024 20:33:51

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

05 06 2024 5:15:49

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

04 06 2024 15:25:55

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

03 06 2024 23:42:11

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

02 06 2024 19:16:38

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

01 06 2024 2:10:23

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

31 05 2024 19:21:46

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

30 05 2024 14:30:18

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::