Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"
ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала. В основе урока лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint.
ФОРМА УРОКА: Групповая работа
ЦЕЛЬ УРОКА: В результате совместной работы с классом добиться понимания учениками ПРИЧИН восстания С.Т. Разина, а также ПРИЧИН того, что именно С.Т. Разин стал его руководителем.
ЗАДАЧИ:
А) Обучающие
- Знать важнейшие даты темы;
- Знать основные факты (место, обстоятельства, участники, результаты событий) по теме урока;
Б) Развивающие
- Продолжать формирование познавательного интереса к предмету;
- Развивать общеучебные умения и навыки школьников (работа с историческим источником и с картой, устная монологическая речь, высказывание суждений, умение приводить аргументы в защиту своей позиции, делать выводы, работать в группе);
В) Воспитательные
- Воспитывать положительное отношение к учебе;
- Формировать уверенность в собственных силах путем создания на уроке «ситуации успеха»;
- Объективно оценивать работу товарищей по группе;
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Компьютерная презентация; исторические документы, учебник, карта.
ЭТАПЫ УРОКА:
- Организационно-мотивационный этап;
- Операционно-деятельностный этап;
- Контрольно-оценочный этап;
- Рефлексия. Итоги урока.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | |
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
- ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ и ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ | |
- РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ | |
- РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УРОКУ:
Что должны знать учащиеся |
Что должны уметь учащиеся |
Развитие общеучебных навыков |
Вопросы для итогового |
1) Определение понятий: 2) Основные даты: 3) Исторических деятелей: |
1) Формулировать выводы. 2) Устанавливать закономерности. 3) Высказывать и аргументировать свою точку зрения 4) Работать с историческим атласом и контурной картой. 5) Вычлeнять главное в историческом источнике. |
1) Получение знаний из различных источников: |
1) Кого грабил отряд Разина на Каспийском море? |
ЭТАПЫ УРОКА:
1) ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Целью этого этапа является настраивание ребят на урок, переход от отдыха к серьезной работе. Для этого я применяю следующий способ. На экран выводится слово ТРУД, которое является аббревиатурой (Тетрадь, Ручка, Учебник, Дневник). Школьники проверяют свою готовность трудиться. слайд1
Затем на экран выводится тема урока, а также иллюстрация и отрывок стихотворения Н. Кончаловской, исполняющего роль эпиграфа. слайд2
Смысл этого этапа – подвести учащихся к пониманию цели урока. Сделать это надо через анализ стихотворения. Очень важным делом, на мой взгляд, является научить школьников видеть необычное в самых привычных вещах, умение думать и задавать вопросы.
Ребенок видит тему и бездумно переписывает ее в тетрадь, а надо добиться того, чтобы он задумался и спросил себя и учителя: «А почему, собственно, именно Разин возглавил народное восстание?». В данном случае я хочу поставить перед ребятами очень сложный вопрос (и до конца не решённый наукой) о роли субъективных факторов в истории.
С помощью учителя класс выйдет на постановку проблемы, которая станет главной целью работы на этом уроке. Проблема выводится на экран, актуализируется в сознании учащихся (записывать ее в тетрадь я считаю делом нецелесообразным). слайд3
2) ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
- Перед началом урока класс был разделён на пять групп. Каждая группа получает своё задание (учитывается состав групп). В комплект заданий входят: исторический источник (по экземпляру каждому члeну группы) и лист с заданием для группы. На столе также лежит лист с контурной картой.Приложение 7
Учитель объясняет порядок работы на уроке. После вступительного слова группы получат по 10 мин. времени на изучение материалов и письменный ответ на задание в тетради (можно на листке бумаги) одним из члeнов группы. Группа должна определить выступающего, а также человека, ответственного за заполнение контурной карты.
Далее следует рассказ учителя о донских казаках, основных участниках восстания. слайд4
- Учащиеся параллельно с рассказом учителя работают с контурными картами: отмечают границы войска Донского, реки Дон и Волгу.
- «Вспомните, что вы знаете о жизни казаков?» (данный вопрос позволяет вспомнить тему «Присоединение Украины к России» и провести параллели с жизнью запорожских казаков). По итогам ответов учеников на экран выводится слайд. слайд5
- «Предположите, кто в 17 в. в России уходил в казаки?» (данный вопрос позволяет вспомнить на основе ранее изученного материала проблемы, имевшие место в русском обществе во времена Алексея Михайловича – крепостное право, церковный раскол). По итогам ответов учеников на экран выводится слайд. слайд6
- Учитель акцентирует внимание школьников на начавшемся расслоении казачества. Новые термины: «голытьба», «домовитые».
- ГРУППЫ РАБОТАЮТ С ЗАДАНИЯМИ. Для групп 2, 3, 4 и 5 подготовлены разные документы, а группы 1 и 6 работают с одинаковым текстом, но задания выполняют по нему свои. Группе 1 и 6 предлагаются вопросы довольно простые, группы 3 и 4 получает самое сложное задание. Учителю это нужно учитывать при распределении заданий. Считаю допустимым разделение класса на группы самим педагогом.
- Группа 1, искавшая в документе фамилии сподвижников Разина, сообщает результаты своей работы. Фамилии выводятся на экран.Приложение 1 слайд7 Анализ фамилий убедительно доказывает высокий процент уголовного элемента в казачьей среде. Вывод, возможно, субъективный, поэтому на данном моменте можно не заострять внимание школьников. В данном случае всё зависит от позиции педагога.
- Группа 2, работавшая с биографией атамана, даёт ответ на вопросы: бедным или богатым был Разин, и какие факты из его биографии могли подтолкнуть атамана на путь борьбы с царём. Уместно будет дать одному из члeнов группы заранее дать задание подготовить рассказ о биографии С.Т. Разина. Приложение 2 слайд8
Здесь мы подводим детей к мысли, что, Разин был отнюдь не бедным человеком, как это можно было бы предположить. Вновь акцентируем внимание на проблеме, обозначенной нами в начале урока. Анализ биографии позволяет предположить, что Разин был старообрядцем (поездка в Соловецкий монастырь, центр старообрядчества на Русском Севере). А это, с учётом казни старшего брата, вполне могло подвигнуть его на желание отомстить царю. Таким образом, получается, он был идейным борцом с самодержавием, а не случайной жертвой обстоятельств.
- Группа 3, работавшая с первым этапом восстания, отчитывается о проделанной работе. После этого на экране появляется содержание слайда. Приложение 3
Разумеется, группа озаглавит этап как-то по своему, что нужно только приветствовать. Наша же задача отработать новое слово - зипуны, в смысле - добыча. Обращаем внимание на то, что это даже не очень правильно называть этапом восстания, ибо восстания-то пока нет, а есть вылазка казаков на Каспий за добычей. слайд9
- Учащиеся продолжают работу с контурными картами: отмечают путь отряда С.Т. Разина в Каспийское море и обратно, Персию. слайд10
- Учитель ещё раз озвучивает обстоятельства, поставившие С.Т. Разина «вне закона» (нападение на царский караван, стычки со стрельцами). Дискуссионным остаётся вопрос о причинах этих действий Разиным. Можно предположить, что это началось как недоразумение, вылившееся впоследствии в противостояние с властью. слайд11
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (небольшая разминка, зарядка для глаз)
- Группа 4, работавшая со вторым и третьим этапами восстания, отчитывается о проделанной работе. После этого на экране появляется содержание слайда. Сначала речь пойдёт о втором этапе восстания. Позднее группа получит слово ещё раз, когда речь пойдёт об окончании Крестьянской войны. Материал слайда иллюстрирует сообщение группы.
Названия этапов ребята могут предложить другие, важно только, чтобы чётко прослеживалась идея - сначала шли победы, потом - разгром. Следует обратить внимание учащихся на то, как изменился состав участников - только теперь можно говорить и о восстании, и о антикрепостническом его хаpaктере. Приложение 4 слайд12
- Группа 5, работавшая с текстами «прелестных писем», знакомит аудиторию с их содержанием. Приложение 5 слайд13
Слайд отражает только внешний вид писем, содержание (цели мятежников) записывается классом на слух. Ещё раз возвращаемся к составу участников, сравнивая сообщения групп. Результаты выводятся на экран и фиксируются школьниками в тетради.
Исходя из состава армии Разина и целей, декларируемых им в листовках, можно сделать вывод о том, что он старался привлекать самые широкие слои населения, призывая, в сущности, грабить и обещая волю, которую следует понимать не как свободу (т.е. ответственность за свои поступки), а скорее как вседозволенность. слайд14
- Группа 6, рассказывает классу о городах, захваченных разинцами. Учитель иллюстрирует рассказ показом на экране. Приложение 6 слайд15
-Учащиеся заполняют контурную карту, нанося на неё названия городов, район восстания, отмечают стрелками движение армии мятежников.
- Переходим к последнему этапу восстания. Опираясь на информацию, изученную группой 4, педагог кратко рассказывает о сражении под Симбирском. Материал слайда позволяет школьникам уяснить две главных причины поражения разинцев: численный перевес царских войск, а также превосходство в вооружении правительственной армии.
Заканчивается работа с контурной картой - на ней отмечается движение стрельцов и отступление С.Т. Разина на Дон. слайд16
- «Как вы думаете, кто и почему выдал С.Т. Разина царю?» (данный вопрос прежде всего нужно задать тем группам, кто не работал с информацией, посвященной ходу восстания, а в конце обсуждения дать слово представителям группы 1,4 или 6).
- По итогам ответов учеников делается вывод о предательстве именно «домовитых» казаков, как людей, опасавшихся царского гнева за участие в восстании и имевших что терять. После этого на экран выводится слайд и следует рассказ педагога о казни С.Т. Разина и расправе с его сподвижниками. слайд17
3) КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
В заключение перед учениками снова ставится проблема, обозначенная нами как главная цель урока. Происходит обсуждение вопросов с учетом изученного материала. слайд3
Примерное содержание ответов (все зависит от уровня подготовки класса и позиции учителя):
Есть все основания считать, что непосредственное начало конфликта во многом случайно. Связано оно с нападением на караван судов, принадлежавших царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону. В реалиях 17 века проступок его, как представляется, был делом достаточно обычным для казаков, и вряд ли только за грабёж его бы сильно наказали. Однако то, что впоследствии атаман из богатой казачьей семьи не пытался повиниться перед властью, более того, пошёл на обострение конфликта вплоть до мятежа, говорит нам, что внутренне он готов был выступить против царской власти. Возможно, основанием для этого послужила казнь брата, гонения на старообрядцев. Таким образом, вряд ли его можно назвать жертвой обстоятельств.
Далее педагог озвучивает оценки за урок: оцениваются сообщения от группы, дополнения в ходе урока, работа с контурной картой, сообщения (если были).
Учащиеся получают домашнее задание на следующий урок. Оно включает в себя обязательные задания: пересказ параграфа, ответ на вопрос (размышления над проблемой). Кроме того, имеются задания творческого хаpaктера, необязательные для выполнения (впрочем, при правильной мотивации учащиеся, в массе своей, охотно выполняют и их) – рисунок по теме урока, сочинение на тему «В войске атамана».
В конце урока, если есть время, можно предложить учащимся решить тест в целях проверки усвоения нового материала. Варианты здесь могут быть самые разные – от совместного (учитель вместе с классом) прорешивания заданий теста, до самостоятельной работы на оценку. Переход на тест возможен с последнего слайда презентации через гиперссылку (пятиконечная звезда).
Целесообразно, на мой взгляд, предлагать выполнить эту работу «слабым» ученикам. Они, обычно, успешно справляются с тестом «по горячим следам», что позволяет, во-первых, поставить им положительную оценку, а во-вторых, повышает их уверенность в собственных силах и, в конечном итоге, создает положительный настрой на изучение предмета.
4) РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГИ УРОКА.
После проверки теста разберем те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения. Подводя итоги работы, определим проблемы, над которыми надо работать в будущем.
На этом уроке учащиеся, прежде всего, продолжали развивать свои общеучебные умения и навыки. Это, а также поддержание положительного отношения к учебе и формирование уверенности в собственных силах, является главным результатом действий учителя. Данные задачи невозможно выполнить без поддержания в течение всего урока атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, гуманизма и доброты к детям.
Применение компьютерной техники на этом уроке было обусловлено желанием представить более наглядно, образно и красочно одно из важных и вместе с тем непростых событий истории России – восстание под руководство С.Т. Разина. Я считаю, что использование компьютерной презентации позволило сделать урок содержательнее, интереснее, нагляднее, эффективнее.
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
27 05 2023 18:17:56
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
26 05 2023 12:23:43
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
25 05 2023 18:36:16
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
24 05 2023 3:18:33
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
23 05 2023 17:22:46

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
22 05 2023 11:52:20
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
21 05 2023 7:19:42
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию
умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия....
20 05 2023 20:58:28
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
19 05 2023 22:43:57
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
18 05 2023 0:18:51
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
17 05 2023 8:11:41
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
16 05 2023 0:54:19
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
15 05 2023 15:51:21
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
14 05 2023 5:20:13
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
13 05 2023 12:27:13
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
12 05 2023 4:39:42
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
11 05 2023 15:19:45
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
10 05 2023 22:35:26
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
09 05 2023 5:22:29
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
08 05 2023 10:10:58
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
07 05 2023 21:35:43
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
06 05 2023 18:25:20
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами.
...
05 05 2023 2:52:35
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
04 05 2023 21:13:26
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
03 05 2023 14:56:30
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
02 05 2023 10:37:41
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
01 05 2023 16:25:47
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
30 04 2023 19:28:17
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
29 04 2023 3:33:16
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
28 04 2023 8:50:49
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
27 04 2023 23:15:38
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории.
...
26 04 2023 9:58:32
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
25 04 2023 1:53:13
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
24 04 2023 1:29:38

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
23 04 2023 0:46:24

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
22 04 2023 19:40:19
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
21 04 2023 12:35:52
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
20 04 2023 10:22:46
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
19 04 2023 1:13:34
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
18 04 2023 6:48:27
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
17 04 2023 7:43:58
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
16 04 2023 7:34:36
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
15 04 2023 5:47:50
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
14 04 2023 17:42:50
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
13 04 2023 11:55:42
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
12 04 2023 20:32:37

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
11 04 2023 20:43:24
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства.
...
10 04 2023 4:40:43
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
09 04 2023 13:45:29

Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
08 04 2023 5:31:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::