Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории
Хорошая память нужна всем. Поэтому, если природа не одарила феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими пpaктическими приемами запоминания. Искусство запоминания — мнемоника (мнемотехника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики — искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный хаpaктер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других — слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие — образные выражения. Поэтому так мало пpaктических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение.
На своих уроках и групповых занятиях знакомлю учащихся с различными приемами мнемотехники, привожу примеры их использования, задания для тренировки. Без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.
Приёмы запоминания трудных слов
Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов
Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.
ТРЕНИНГ
№ 1. Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрении (недостаточность умственного развития). (Первая часть слов олигархия и олигофрения (олиг) означает “небольшое количество”, поэтому олигархия — власть немногих, а олигофрения — недостаточность умственного развития).
№ 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле “Арго”. Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт. (В древности для дальних путешествий люди использовали корабли. Таких путешественников мы называем “мореплаватели”. Аргонавты плыли на корабле “Арго”, поэтому космонавта можно назвать “космический плавателъ”, а астронавта — “звездоплаватель”).
№ 3. Струе — парусно-гребное судно, распространенное на Руси в XI—XVIII вв. Свяжите это названии со способом изготовления такого судна. (Струг делали (выстругивали) из ствола одного дерева).
№ 4. В XVII в. в России появились стрельцы, а во Франции — мушкетеры. С каким видом вооружений связаны названия тех и других? (В 1600 г. во Франции появилась королевская стража, вооруженная огнестрельными мушкетами (у них имелась мушка для прицеливания). А стрельцы вооружались пищалями, которые по сравнению с прежними ручными орудиями “огненного боя” были легче и били точнее).
№ 5. Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции? (Слово кондиции означает “условия”. “Дойти до кондиции” значит “подрумяниться” (о пироге или госте).
№ 6. Наполеон Бонапарт был уроженцем Корсики. Но на Корсике члeны его семьи считались выходцами из Неаполя (итал. Napoli). Неаполь когда-то был греческой колонией. Его название образовалось из слов: неа — новая, полис — город. Назовите людей, чьи фамилии означают “выходец из нового города”. (Как и Наполеон, “выходцы из нового города” — комментатор Би-би-си Сева Новгородцев, Исаак Ньютон (new + town), словацкий поэт XX в. Лацо Новомеский (место — город).
Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации
Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются “свободные ассоциации”. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.
Чтобы закрепить свободную связь, нужно:
а) выбрать, найти эту связь;
б) усилить ее зрительной картинкой и подержать в
воображении;
в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или
лучше другому) вслух, почему именно эта связь
пришла вам в голову.
Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени. Можно повторить его, сказав: “Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то”. И пока он размышляет над вашим “такой-то”, вы быстренько составляете словесный портрет: “Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит”.
Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы “Наполеон одолжил обед у Кутузова” (одолжить обед — borrow dinner [борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по “где мокрит”, Ганнибала по тому, что ходил “он не на бал”, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) — свергли и одели в рваные “отрепья”, а Ивана Болотникова — “утопили в болоте”.
Имена-отчества являются специфически русским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запоминания. Знающие люди рекомендуют: “Ищите родственников”. Имена и отчества можно “привязывать” таким образом: по имени Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству — сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь — этическая рекомендация: никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.
ТРЕНИНГ
№ 1. Слово гоплит означает “древнегреческий тяжеловооруженный воин”. Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть? (Есть такая абсолютно антинаучная “запоминалка”: толстые гоплиты кричали “гоп-ля!”, и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воинской жизни).
№ 2. Посланник папы римского — Джовонни Плана Кор-пани —путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал “Историю монголов”. (Предложите “запоминалку” имени любознательного итальянца. (а) Выбираем связь: Джованни — это Иван, Ваня. Плано — он пишет письма папе римскому и раскрывает планы монголов, Карпини — он старательно корпел над своими донесениями.
б) Усиливаем связи зрительной картинкой: представляем, как Джованни-Ваня сидит зимой в монгольской юрте, пишет, над планами корпит. в) Вербальная (словесная) проработка: “Сидит Джованни-Ваня на краю света, далеко от солнечной Италии, мерзнет в монгольской юрте, над планами корпит”. Или то же самое, но в стихах:
Сидит Джованни-Ваня,
Сидит и пишет планы.
В окошко не глядит.
Над планами корпит).
№ 3. Какие ассоциации с именами трех варяжских князей обыграны в следующем фрагменте?
Рюрика приняли с удовольствием. “Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но потомки его будут Рюриковичами”. Синеуса приняли благосклонно. “Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом”. Но насчет Трувора возникли прения. “Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю”. (Синеус — синие усы, Трувор — вор. В действительности эти имена — скандинавские. Так, (х)ус в Синеус — это “дом” (вспомнили английское house), а -вор в Трувор значит “варяг, воин” (английское warrior).
№ 4. Предложите способы запоминания имени Куря. Так звали печенежского князя, победителя Святослава. (Либо куря, как соня, хотя тогда еще не курили, Либо старинное куря, множественное будет курята (цыплята).
№ 5. Почему урядника крестьяне “за глаза” называли “курятником”? (Обидное название урядника возникло по созвучию, Есть здесь и шутливый намек на любовь к курятинке, которую несли просители).
№ 6. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844), под надзором которого находился Пушкин. А также — лингвиста Востокова (1781 — 1864). Оба они “годятся в сыновья”... (Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844) и лингвиста Восто-Кова (1781 — 1864). Оба они “годятся в сыновья” открывателю Америки Христофору Колумбу).
№7. Максим Грек (в миру — Михаил Триволис, ок. 1475—1555). Как запомнить его настоящую фамилию? (Максим Грек (Триволис). Ассоциация — три волоса. Вряд ли у него была столь скромная растительность на голове, но лишь бы запоминалось).
№ 8. Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астpaxaни и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов. (Столица Золотой Орды — Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни, не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай).
№ 9. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил “князь-папа” Матвей Нарышкин, а через год — “дядька” (воспитатель) царя — Никита Зотов. Как запомнить эти два имени? (Например, связав с хаpaктерными для этих соборов возлияниями: “мало на рыло (на персону), накати (выпей) за то” – Матвей Нарышкин, Никита Зотов. Мнемоформулы дают опору для запоминания последовательности согласных).
№ 10. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стражу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт? (Новгородец Иголкин двух шведов заколол штыком, как иголкой).
Запоминание рядов слов
Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.
Фразы с числительнымиИногда фраза, которую необходимо запомнить, содержит числительные. Таковы, к примеру, заголовки списков, таблиц, различные информативно-справочные элементы. Наличие числительных значительно облегчает вашу задачу. Доказано, что заголовки типа “Семь чудес света” или “Пять латинских склонений” намного лучше запоминаются, чем просто “Чудеса света”, “Латинские склонения”. Фраза с числительным сразу настраивает вашу память на режим контроля. Вы начинаете проверять: “А где еще одно чудо?”.
ТРЕНИНГ
№ 1. Озаглавьте текст.
Сыновья Святослава получили от отца следующие владения: Ярополк — Киев, Олег — древлянскую землю, Владимир — Новгород. (Владения трех Святославичей).
№ 2. Озаглавьте текст.
Князь Владимир принимал представителей следующих религий: волжских булгар — магометан, римских католиков, хазар иудейского вероисповедания, православных византийцев. (Испытание четырех вер).
“Принцип четок”
Мы знаете опopную фразу для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Это распространенный пример “запоминалки” по “принципу четок”. Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”.
Отдельными “косточками” в подобной формуле могут быть не только буквы, но также начальные слоги и целые слова опopной фразы. Тот же принцип используется в аббревиатурах: Бе-ни-люкс – Бельгия + Нидерланды + Люксембург.
С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные “четки” для запоминания семи чудес света:
Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.
ТРЕНИНГ
№ 1. Составьте “запоминалку” по “принципу четок”.
Четыре мщения княгини Ольги:
1) двенадцать послов заживо погребены в челнах,
2) повторное посольство сожжено в бане,
3) пять тыс. человек посечены на могиле Игоря,
4) по три гoлyбя и три воробья со двора, взятые в
качестве дани, сожгли (“пустили по ветру”) город
Искоростень. (Последовательность мщений может
быть представлена как чередование четырех
стихий: челны — река, вода; баня — жар, огонь;
могила — земля; дым — воздух. Мнемоническая
формула: вода — огонь — земля — дым. Опopное
слово: ВОЗДУХ. В последнем случае “косточками”
для “четок” служат первые буквы слов).
№ 2. Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов российского флага можно использовать аббревиатуру КГБ? (Цвета российского флага обозначаются начальными буквами снизу вверх: К — красный, Г — гoлyбой, Б — белый (КГБ)).
“Принцип мест”
Необходимо запомнить последовательность расположения отдельных частей большого текста. Для таких случаев существует “принцип мест”. Издавна считается, что если потерял вещь, нужно вернуться на прежнее место. Это часто помогает — вернешься на кухню и вспомнишь: точно, книжка-то в холодильнике, а масло — на книжной полке. Запоминая текст, вы каждую его часть связываете с пунктом своего привычного маршрута или с расположением предметов в своей комнате. Главное, чтобы каждый фрагмент по своему месту в тексте соответствовал какому-то привычному действию или образу в другом ряду.
Актеры, когда запоминают текст роли, связывают фразы с позами, жестами и своим настроением. Например, в начале роли король Лир — монарх. У него гордая осанка. И стоит актеру выпрямиться и сделать строгое лицо, как тут же вспоминается начало текста. А когда Лир — всеми брошенный несчастный старик, то актеру достаточно согнуть спину и сделать жалкое лицо, как тут же в памяти возникает следующий отрывок. Этот метод может пригодиться и вам.
Когда вы заучиваете речь, то полезно назначить реальных или воображаемых слушателей во время репетиций. Это могут быть “шкаф-окно-стол-кресло-дверь”, за которыми вы закрепляете определенные части выступления.
ТРЕНИНГ
№ 1. Придумайте краткое объяснение линии времени, исходя из того, что вы находитесь на границе между годами “до н. э.” и “н.э.”. (Объяснение линии времени: “Я стою между новой и старой эрами. Моя правая рука — это годы до новой эры, время движется направо. Моя левая рука — это годы новой эры, время движется налево”).
Запоминание чисел
Tрaнcформация числа в ряд слов
В рекламных объявлениях телефонные номера нередко включаются в ритмически организованные формулы, например: “Запомнить нетрудно совсем: сто пять, четыре, восемь, восемь, семь”. К поэзии в высоком смысле это отношения не имеет. Но нельзя не отметить, что запоминается действительно легко. Если вы пойдете по этому пути, помните, что при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают замены типа: 50 — полета, 100 — сотня, 6 — полдюжины, 2 — пора, и даже (почему бы и нет?) 21 — “очко-”.
Запоминание с опорой на связи в числовом ряду
Год основания Рима — 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры — это “минус”, отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х7х5х31хх0х.
Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841) содержат перестановку двух последних цифр.
990 г., то есть 09|90 (зеркальная симметрия) — начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).
Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 — 2+8.
Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3x9, 2x9, 1x9.
Однако не следует увлекаться нагромождением связей. Это лишь вспомогательный и контрольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно запоминается без особых усилий. А что может произойти при чрезмерном употрeблении мнемонических связей, рассказал Ярослав Гашек в “Похождениях бравого солдата Швейка”. Там, как вы помните, бедный фельдфебель был госпитализирован после лекции Швейка по мнемотехнике. Всё хорошо в меру!
ТРЕНИНГ
№ 1. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?
Дата восемь-восемь-два
Князь Олег сказал слова:
На два-восемь-семь годов
Матерь русских городов – …
Предложите “запоминалки” по связям в числовом ряду. (Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169 год (287 лет)).
№ 2. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года (Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года. 15/51 + 1 — зеркальное подобие. Прожил 53 г., т, е. 51+2).
№ 3. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. (Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет).
№ 4. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. (Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет).
“Принцип колодцев”
При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 — в 1725, а Александр I — ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).
“Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.
ТРЕНИНГ
№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).
№ 2. Какие приемы использованы в формуле: “Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира”? (“Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира”. Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть “колодец”: 1564 — 1964).
№ 3. По образцу предыдущего задания постройте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления “вещего” Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года. (Условная связь между датой cмepти {912 г.) “вещего” Олега и началом Отечественной войны 1812 года: “В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге”).
Осмысленное, логическое запоминание, противоположное запоминанию бессмысленному, механическому, в принципе доступно детям всех возрастов. Отметим, что учащиеся неоправданно часто прибегают к механическому заучиванию, что логическое запоминание учебного материала имеет у них непроизвольно непроизвольно-интуитивный хаpaктер и значительно реже намерено осмысленный.
В научении приемам запоминания разделяют два этапа:
- Первый – формирование определенных логических операций как самостоятельных интеллектуальных действий (выделение главного, обобщение, соотнесение и логическая группировка, использование разного рода смысловых связей, перевод запоминаемых знаний на свой язык).
- Второй – использование этих действий уже в качестве средств, приемов запоминания. Научение приемам осмысленного запоминания осложняется типологическими и индивидуальными различиями школьников, тем, что в условиях всеобуча и классно-урочной системы необходимо применить индивидуальный подход буквально к каждому ученику.
Список литературы
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М., 1981.
- Васильева М.С. Воспитание на уроках истории /Под ред. А.С. Пчелко. – М., 2003.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1986.
- Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1988.
- Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979. – с.13.
- Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. //Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 213 с.
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
03 12 2023 17:24:27
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать".
Мною, как историком, была разработана данная программа.
Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
...
02 12 2023 10:32:17
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
01 12 2023 4:57:44
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
30 11 2023 8:43:55
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
29 11 2023 0:56:19
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
28 11 2023 2:45:55
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
...
27 11 2023 4:50:16
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
26 11 2023 0:28:49

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
25 11 2023 5:31:18
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
24 11 2023 6:24:31
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
23 11 2023 3:49:25
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
22 11 2023 11:23:54
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
21 11 2023 21:13:44
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
20 11 2023 16:50:57
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
19 11 2023 6:53:57
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
18 11 2023 0:24:19
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
17 11 2023 14:12:55
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
16 11 2023 12:35:51
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
15 11 2023 13:39:28
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества.
...
14 11 2023 18:27:15
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
13 11 2023 23:38:51
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
12 11 2023 14:37:56
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
11 11 2023 20:59:55
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
10 11 2023 2:46:39
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
09 11 2023 13:13:55
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
08 11 2023 15:36:39
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
07 11 2023 21:51:26
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
06 11 2023 4:16:25
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
05 11 2023 18:42:56
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
04 11 2023 12:40:18
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
03 11 2023 6:11:35
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
02 11 2023 10:13:31
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
01 11 2023 3:22:50
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
31 10 2023 12:31:22
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
30 10 2023 2:43:45
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
29 10 2023 2:32:26
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
28 10 2023 18:30:26
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
27 10 2023 19:27:14
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
26 10 2023 15:29:15
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
25 10 2023 15:50:12
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции.
...
24 10 2023 3:34:37
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
23 10 2023 11:14:43
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
22 10 2023 16:50:38
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей.
...
21 10 2023 20:42:24
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
20 10 2023 3:44:38
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
19 10 2023 5:55:18
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
18 10 2023 10:20:38
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
17 10 2023 18:34:52
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться.
...
16 10 2023 14:58:28
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
15 10 2023 2:55:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::