Повторительно-обобщительный урок по теме "Роль Петра Великого в судьбе России" (10-й класс)
Цель урока:
- обобщить знания учащихся по теме: “Россия в эпоху Петра I” и, предложив им дать хаpaктеристику этого исторического деятеля, сформировать у них представление о времени его правления, о неоднозначности и противоречивости оценок его деятельности;
- приобщать учащихся к творческой деятельности, учить применять конкретные знания в новой ситуации;
- развивать умственную деятельность учащихся - умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- воспитывать любовь и уважение к истории родной страны;
- формировать толерантное мышление.
Опережающее задание. Класс заранее разделить на две комaнды - западников и славянофилов, определить группу экспертов. Учащиеся должны повторить весь материал по петровской эпохе, изучить дополнительную информацию о том, как оценивали Петра I деятели русской культуры и науки. Подготовить творческие задания по определённым вопросам. Принять участие в подготовке выставки книг о деятельности Петра I.
Оборудование урока: план диспута, портреты Петра I и его сподвижников, рисунки детей, раздаточный материал, карточки.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Личность Петра Великого является настолько яркой и выдающейся, что она как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, историков и т.д. Интерес к “делам” Петра не ослабевает, а, наоборот, усиливается, особенно, в сложные и переходные периоды истории России. Споры о Петре I велись раньше, ведутся сейчас и будут вестись всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Ведь суть этих споров одна – судьба России. Так кто он? Царь-преобразователь, великий реформатор, двинувший Россию на европейский путь или жестокий тиран, столкнувший её с традиционного пути развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший систему крепостничества? Истина, наверное, посредине. Но в чём она состоит? Каждый определяет её по-разному. И сегодня мы попытаемся выразить своё отношение к петровской эпохе и определить:
- Какова роль Петра I в судьбе России?
- Можно ли считать его великим реформатором и
почему?
Обсуждать эту проблему мы будем с точки зрения двух общественных философских течений – “западников” и “славянофилов”. Итак, кто у нас сегодня на позициях “славянофилов”? Охаpaктеризуйте кратко свою точку зрения на судьбу России.
Представитель комaнды “славянофилов”: Мы считаем Россию самобытной страной, которая всегда была сильна народным духом, нравственностью и православием. В этом плане Россия может служить примером для Запада. Реформы Петра I поставили Россию на путь ненужных заимствований, против чего восстали все образованные слои общества. Западноевропейский дух был чужд России – он потряс устои русского быта и нравственности.
Учитель: А теперь мы послушаем точку зрения “западников”.
Представитель комaнды “западников”: А мы считаем, что все государства развиваются по единому пути. Россия стала в 1-й четверти XVIII века цивилизованным государством именно благодаря реформам Петра I. До него в стране царил застой, отсутствие исторического движения, азиатское невежество и дикость.
Учитель: Итак, начинаем учёный спор о личности Петра и его роли в истории государства Российского.
План диспута.
- Был ли Пётр I жестоким человеком? Какой отпечаток наложили детство и юность Петра на личность императора?
- Был ли Пётр I нравственным человеком? Можно ли его считать примером для подданных?
- Нужны ли были его реформы России? Каковы последствия этих реформ?
- Был ли Пётр I гениальной личностью? Что можно отнести к его государственным ошибкам?
- Был ли Пётр I Великий и почему?
В ходе диспута, чтобы снять умственное напряжение, можно включить следующие игровые моменты.
Историческая викторина.
- Режим государственной власти, сменивший при Петре I сословно-представительную монархию /абсолютизм/.
- Имя второй жены Петра, будущей императрицы /Екатерина/.
- Город, в котором было начато строительство военно-морского флота России /Воронеж/.
- Исполнительный орган государственного управления, отвечающий за определённое направление работы /коллегия/.
- Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при Петре I /сенат/.
- Собрания, на которые в эпоху Петра сходились для развлечения мужчины и женщины /ассамблеи/.
- Крепость на Дону, закрывающая русским выход в Азовское море /Азов/.
- Высший церковный орган при Петре I /Синод/.
- Крепость, у стен которой Пётр I потерпел поражение от Карла XII /Нарва/.
- Название Российского государства после 1721 года /империя/.
Аукцион дат и имён.
Аукцион дат. Продаётся оценка “5”. Каждый может купить её. Для этого нужно, подняв руку назвать любое событие, связанное с предложенной датой. /Например, 1711 г. – это и Прутский поход, и учреждение Сената, и денежная реформа и т.д. Побеждает тот, кто назовёт больше событий, связанных с этой датой, повторяться нельзя./
Аукцион имён. Продаётся оценка “5”. Каждый может купить её. Для этого нужно назвать как можно больше имён петровской эпохи. /Например, сподвижников Петра или выдающихся полководцев и т.д. Побеждает тот, за кем последнее имя, повторяться нельзя./
Затерявшаяся депеша.
Учитель: В моих руках архивные документы, и даже не документы, а какие-то обрывки. Помогите мне в них разобраться. Кому бы они могли принадлежать?
- “Шведы бьют нас. Погодите. Они научат нас бить их…” /Пётр I/.
- “Пускай сосед Пётр строит города, которые будут взяты шведами…” /Карл XII/.
- “Боже всесильный! Доколе, Господи, мpaк невежества будет осенять страну мою?” /Петр I/.
- “Будут вам зимние квартиры. И провиантом в нужном количестве будете обеспечены”. /Мазепа/
- “Всемилостивейший Государь!., помыслили мы… принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных, во благодарение титул отца Отечествия, Императора Всероссийского…” /прошение сенаторов царю Петру о принятии им титула императора. 1721 г./
- “отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах… на руку не дерзок и не драчлив…” /Юности честное зерцало”/
- “Люди бегут в леса, собираются там в шайки, нападают на усадьбы… И всё потому, что не под силу нам платить налоги.” /крестьяне/.
- “Подтверждаю, что по приказу царя я вместо воза товаров привёз целый воз булыжника для того, чтобы мостить камнем улицы града на Неве”. /Купец/
- “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…” /поэт А.С. Пушкин/
- “За здоровье учителей, за шведов!” /Пётр I/
Игра “Ассоциации”
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу имя Петра Великого? Называется множество. Порой самых неожиданных ассоциаций, в некоторых случаях следует попросить объяснить, почему возникла та или иная ассоциация. /Например, Дединово, Балтика, Ельцин, перестройка, Иван Грозный, модернизация, западники, cмepть и т. д./
Учитель: /по ходу урока/ возвращает учащихся к вопросам диспута…
В заключительной части урока учитель даёт задание: Напишите письмо в прошлое. Адресата выбирайте сами – от Петра I и его сподвижников до простого человека. Выразите своё отношение к Петровской эпохе. На выполнение задания отводится 5 минут.
Вопросы учителя. Итак, сумел ли Пётр I вывести Россию в число великих держав, открыл ли перед ней будущее? Можно ли его считать выдающимся, Великим человеком?
Примерные высказывания учащихся.
- Пётр I был гениален и деятелен, но также был и
груб, деспотичен, - со своими подчинёнными
обращался как с paбами. А перед иностранцами
преклонялся чрезмерно. Многие реформы можно было
бы в последующем провести мирным путем, без столь
больших жертв и лишений.
- Я считаю, что Пётр I явился вовремя. Именно такой
преобразователь и нужен был России – молодой и
сильный, напористый и волевой.
- При всех пороках Петра I, считаю его человеком,
посланным России свыше. Именно благодаря его
огромной преобразовательной деятельности
Россия сумела встать в один ряд с ведущими
странами Западной Европы.
- Я не согласен с отношением Петра I к
собственному народу. Слишком высокая плата за
все его реформы, ведь он как государь должен был
заботиться о своих подданных.
- Мне кажется, что Пётр I чрезмерно подражал
Западу. Он хотел изменить Россию в слишком сжатые
сроки, а так не бывает.
- Пётр – “работник на троне”, неутомимый
труженик. Он служил примером для своих подданных.
И я одобряю все его преобразования.
- Пётр спас Россию, с нею стали считаться. В
противном случае, она могла бы превратиться в
колонию какого-либо европейского государства.
Выводы учителя. Подводя итоги уроку, следует отметить, что к эпохе Петра I, как впрочем, и к современной истории, нельзя подходить однозначно. Мы можем спорить о личности Петра I, восторгаться его поступками и делами, или же, наоборот, осуждать его. Но мы не можем не признать того, что Пётр I изменил ход развития России, определил его перспективы на долгие годы. И в этом его значение. В последующем историк Н.М.Карамзин так скажет о деяниях Петра: “Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине”.
Учитель анализирует работу класса на уроке, комментирует оценки, даёт домашнее задание.
Задание на дом: Сделать сравнительный анализ роли Петра I и Ивана Грозного в истории России. Что общего? В чём отличие?
Эпоха Петра Великого в датах.
- 1672 – рождение Петра.
- 1682 – вступление на престол малолетних Ивана и Петра, восстание стрельцов.
- 1686 – учреждение “потешного войска”.
- 1689 – попытка захвата царевной Софьей власти, начало самостоятельного правления Петра.
- 1695-1696 – Азовские походы.
- 1697-1698 – “Великое посольство”.
- 1698 – учреждение ордена Андрея Первозванного.
- 1700-1721 – Северная война.
- 1700 – поражение под Нарвой, введение европейского календаря.
- 1701 – взятие Нотенбурга.
- 1703 – первая газета “Ведомости”, начало строительства Санкт-Петербурга, учреждение военного и морского флагов.
- 1704 – открытие общедоступного театра, взятие Нарвы и Дерпта.
- 1705 – указ о введении рекрутской повинности.
- 1705-1706 – Астpaxaнское восстание.
- 1707 – указ о сыске беглых крестьян.
- 1708 – реформа местного управления, сражение под Лесной.
- 1707-1708 – восстание под предводительством К. Булавина.
- 1709 – Полтавская битва, губернская реформа.
- 1711 – учреждение Сената, указ о лишении дворян поместий за неявку на смотры и на службу, Прутский поход, денежная реформа.
- 1714 – первая морская победа при мысе Гангут, указ о единонаследии, учреждение ордена святой Екатерины, открытие Кунсткамеры.
- 1716 – учреждение звания генералиссимуса, указ Петра о посылке дворян за границу.
- 1716-1717 – поездка Петра за границу.
- 1717 – первое издание “Юности честное зерцало”.
- 1718 – начало поимённой переписи населения, учреждение ассамблей.
- 1720 – учреждение коллегий, морская победа при Гренгам.
- 1721 – Ништадтский мир, окончание Северной войны, создание Синода, указ о покупке к заводам деревень, прошение сенаторов царю Петру о принятии им титула императора, Россия становится империей.
- 1722 – Табель о рангах, учреждение должности генерал-прокурора.
- 1724 – введение подушной подати, указы об учреждении Академии наук и ордена Александра Невского.
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
28 03 2024 17:29:24
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
27 03 2024 0:38:54
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
26 03 2024 14:19:46
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
25 03 2024 0:56:56
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
24 03 2024 13:26:49
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
23 03 2024 14:11:16
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
22 03 2024 16:33:47
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
21 03 2024 14:23:44
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
20 03 2024 17:38:14
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
19 03 2024 6:52:27
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
18 03 2024 14:22:16
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
17 03 2024 9:38:56
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
16 03 2024 14:21:28
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...
15 03 2024 18:31:15
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....
14 03 2024 13:17:12
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
13 03 2024 5:56:13
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
12 03 2024 17:15:29
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
11 03 2024 17:26:28
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
10 03 2024 10:31:47
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
09 03 2024 22:40:42
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
08 03 2024 11:19:12
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
07 03 2024 2:15:48
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
06 03 2024 4:33:26
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
05 03 2024 9:28:12
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
04 03 2024 21:44:52
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
03 03 2024 14:45:43
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
02 03 2024 2:28:36
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
01 03 2024 23:50:27
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
29 02 2024 9:42:27
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
28 02 2024 3:21:56
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
27 02 2024 19:56:17
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
26 02 2024 22:17:29
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
25 02 2024 23:11:21
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
24 02 2024 7:33:54
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
23 02 2024 4:57:26
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
22 02 2024 5:46:16
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
21 02 2024 5:52:33
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
20 02 2024 8:51:28
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
19 02 2024 10:27:50
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
18 02 2024 6:30:59
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...
17 02 2024 11:36:51
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
16 02 2024 7:40:37
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
15 02 2024 21:43:39
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
14 02 2024 22:15:50
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
13 02 2024 10:10:28
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
12 02 2024 0:43:12
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
11 02 2024 3:32:27
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...
10 02 2024 23:53:53
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
09 02 2024 3:30:35
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
08 02 2024 0:13:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::