Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)

Цели и задачи:

  • обобщить знания учащихся по истории средних веков периода зрелого феодализма, помочь воссоздать колорит эпохи, приблизиться к пониманию мотивов поведения и образа мыслей исторических героев, воспитывать интерес к предмету;
  • развивать творческое мышление учащихся, умение выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные признаки разнообразных исторических явлений и процессов, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщающие выводы;
  • с помощью учебно-познавательных игр, упражнений, задач активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать у учащихся уважение к точке зрения другого человека, чувство сопереживания, сотрудничества, формировать толерантное мышление.

Оборудование урока: контурные карты, карточки с заданиями, кроссворды, настенные карты, костюмы для театрализованной сценки, видеофильм “Отважное сердце”, учебные картины.

Ход урока

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Постановка проблемно-познавательного задания. Почему XI- XV в.в. занимают особое место в истории средневековья стран Западной и Центральной Европы?

Представление жюри и комaнд (две по 5 человек), остальные ученики разбиты на комaнды болельщиков, которые в ходе игры будут стараться как можно больше заработать баллов в общий зачёт комaнды.

  1. Разминка. Игра “Вопрос-ответ”.

Комaнды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ 1 бал).

  • Почему в XI веке в странах Западной Европы происходит возникновение новых и рост старых городов?
  • В чём основное отличие города от деревни?
  • Мы знаем, что в средние века купцы объединялись в гильдии, крестьяне – в общины, ремесленники в цеха. Почему средневековому человеку были необходимы эти объединения?
  • Что означает слово “демократия”? Какие средневековые городские порядки можно рассматривать как элементы зарождающейся демократии?
  1. На ярмарку в Шампань.

Учитель обращается к болельщикам с вопросами (за каждый правильный ответ 1 балл в копилку комaнды).

  • Как назывались люди, занимающиеся исключительно торговлей? (Купцы)
  • Назовите основные центры торговли в Европе. (Брюгге, Венеция, Генуя)

Задание комaндам: мысленно перенесёмся в эпоху средневековья. Представьте себе, что вы купцы. Одни – новгородские, другие – бейрутские. Примерно, в одно и то же время вы отправляетесь на знаменитую ярмарку в Шампань. Отметьте на контурной карте свой путь, расскажите о тех трудностях и превратностях судьбы, которые встретятся вам на вашем пути. Победит та комaнда, которая сумеет правильно указать маршрут /не только на контурной, но и на настенной карте/, и наиболее интересно об этом рассказать. Не упустите из виду товары.

Комaнды выполняют задание, болельщики обмениваются кроссвордами по заданной теме, составленными заблаговременно в качестве домашнего задания. За правильно выполненное задание получают 1 бал, который идёт в зачёт их комaнды.

  1. Мозговая атака.

Учитель поясняет, что в течение минуты комaндам нужно дать как можно большее количество правильных ответов на предложенные вопросы.

  • Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных стран (ярмарка).
  • Объединение ремесленников одной специальности в союз (цех).
  • Хранилище больших сумм денег (банк).
  • Выдающееся произведение искусства (шедевр).
  • Церковный суд (инквизиция).
  • Богатого человека в средние века называли… (“мешок перца”).
  • Странник, ходивший на поклонение святыням (паломник).
  • Владелец банка (банкир).
  • Союз купцов (гильдия).
  • Центр торговли на северо-востоке Франции (Шампань).
  • Продукт труда, произведённый для продажи (товар).
  • Хозяйство, при котором всё необходимое для жизни производится внутри хозяйства (натуральное).
  • Отступник от веры (еретик).
  • Здание городского совета (ратуша).
  • Специалисты по денежным делам (менялы).
  • Центр Российской торговли на севере страны (Новгоро).
  • Во главе средневековых цехов стояли (старшины).
  • Главная городская церковь (собор).
  • Центр северной торговли (Брюгге).
  • Союз подмастерьев (братство).
  • Материалы, из которых выpaбатываются промышленные изделия (сырьё).
  • Система власти в средневековом городе (самоуправление).
  • Хозяйство. При котором продукт труда производится для продажи на рынке (товарное).
  • Глава городского совета (мэр).
  • Союз 70-ти немецких городов для торговли в Северной Европе (Ганза).
  • Человек, занимающийся ремеслом (ремесленник).
  • Человек, дающий деньги в долг под высокий процент (ростовщик).
  • Правила, обязательные для всех члeнов цеха (устав).
  • Средства для покупки вещей (деньги).
  • Поселение ремесленников и торговцев (город).
  1. Католическая церковь.

Учитель напоминает учащимся о том, что церковь оказывала очень сильное воздействие на жизнь средневекового общества. Именно она явилась организатором и вдохновителем крестовых походов.

Задания комaндам.

  • В XI веке во время пребывания на папском престоле Григория VII духовенству и священникам, было запрещено вступать в бpaк, обзаводится семьёй и детьми. Как вы думаете, с какой целью был введён такой порядок?
  • Каковы были причины могущества папской власти в XI-XIII веках?

Соотнести события и даты (комaнды получают карточки – необходимо стрелочками соотнести события и даты).

Образование Папской области Разделение церкви Поход бедноты
Взятие рыцарями Иерусалима 1099

1054

1096

1204

1261

Образование Священной Римской империи
Изгнание рыцарей  Из Константинополя Возникновение ислама Взятие Константинополь

Игра с болельщиками “Чьи слова”.

  • “Всем, идущим туда. В случае их кончины отныне будет отпущение грехов”. (Урбан II в Клермоне).
  • “Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами”. (Иннокентий III).
  • “Он может освобождать поданных от присяги плохим владыкам” (папа Григорий VII).
  • “Земля та течёт молоком и мёдом. Кто здесь горестен и беден, там станет богат рбан II, речь в Клермоне).

Учитель приглашает ребят совершить путешествие в средневековье, посмотреть сценку о продаже индульгенций, при необходимости подыграть и в последующем ответить на вопрос:

-О чём свидетельствует эта сценка? (О лживости и алчности монахов, католической церкви в целом, непомерном их желании обогатиться за счёт темноты и невежества народных масс).

  1. Образование централизованных государств в странах Западной Европы.
  • Что вы понимаете под централизацией власти?
  • Какие слои населения и почему были заинтересованы в централизации власти?
  • Что свидетельствовало о слабости королевской власти во Франции в XI в.?
  • Какими особенностями истории Англии можно объяснить более раннее образование в ней централизованного государства?

Учитель: Именно в период централизации власти произошло обострение классовой и национально-освободительной борьбы.

Следующее задание: Учащиеся получают карточки, в которых отмечают стрелочками события классовой и национально-освободительной борьбы.

Национально-освободительная борьба Гуситские войны

Жакерия

Битва на Косовом поле

События 1066 г. в Англии

Восстание У.Тайлера

Снятие осады с Орлеана в 1429 г.

Изгнание западных феодалов из Константинополя в 1261 г.

Классовая борьба

Учитель: Из всех событий классовой борьбы XIV века, безусловно, наиболее яркие Жакерия во Франции и восстание под предводительством У. Тайлера в Англии. Сейчас мы проведём игру “Документ - картина” и попытаемся выяснить, что было сходного в этих двух восстаниях. Комaнды получают документы и картины. Задача: каждой комaнде внимательно прочитать документ. Определить тезис и найти его доказательство на картине.

I –я комaнда: получает документ и картину, относящиеся к событиям Жакерии; II комaнда: получает документ и картину, относящиеся к восстанию У.Тайлера.

Задание болельщикам:

  • Какое восстание, на ваш взгляд, было более организованным и успешным? Почему?
  • Крестьяне обычно терпели поражение в борьбе с феодалами и подвергались жестоким расправам. Значит ли это, что классовая борьба крестьян была безрезультатной?

Учащиеся просматривают фрагмент учебного фильма о восстании крестьян и отвечают на вопрос:

- В чём убеждает нас этот фрагмент? (В том, что крестьяне – грозная сила…)

Конкурс капитанов - викторина “Что? Где? Когда?”(капитаны поочерёдно отвечают на вопросы).

  • “Я действительно обещал тебе, еретик. Безопасный проезд, но только сюда. А это ты получил. Обратный же путь я не обещал. Твоё требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов”. (Так ответил Сигизмунд Яну Гусу на церковном соборе в Констанце в 1415 году).
  • “- Откуда взялся ты стрелок. И как тебя зовут?
    - Моё жильё – Шервудский лес. А имя - … (Робин Гуд, друг всех угнетённых в Англии, “вольные стрелки”, XIV в.).
  • “Это ещё не все требования мужиков. Сейчас я прочту твоему величеству всё. Что надо. Мы не покинем Лондона до тех пор, пока новые пункты не будут внесены в королевский патент”. (Речь У.Тайлера, восстание в Англии 1381 г.)
  • “Ослеплённый полководец
    На воду бесстрашно стоя,
    Голосом, подобным грому
    Направляет ярость боя”.
    Кто сей полководец? (Главный организатор и руководитель гуситских войн Ян Жижка.)
  • “Много копий там разбито в щепки,
    Там разбито сербских, и турецких.
    И турецких. Только сербских больше.
    Там ломали копья свои сербы,
    Защищали государя-князя”. (Битва на Косовом поле под предводительством Милоша Обилича в 1389 г.)
  • “Дворяне хотели не только убить, но и надругаться над крестьянским полководцем. На его голову был надет докрасна раскалённый перевёрнутый вверх ножками железный треножник” (Жакерия, 1358 г., казнь Гильома Каля.)
  • “209 дней длилась томительная осада. Многие уже теряли надежду на победу. Но случилось чудо…”. О каком чуде идёт речь? (События Столетней войны, появление Жанны д,Арк у стен Орлеана.)
  • “Как паук, один, плёл он сети в своём уединённом углу. Его окружали лишь преданные ему люди. Когда это было выгодно. Он льстил людям, которых ненавидел и боялся. Король любил говорить: “Кто не умеет притворяться. Тот не умеет царствовать”. (Людовик XI. Именно при нём в XV в. завершилось объединение Франции. Он сумел победить своего главного противника Карла Смелого.)

Учитель: В чем значение образования централизованных государств?

Ответы учащихся.

Учитель обращает внимание, что наряду с основной линией исторического процесса, хаpaктерной для Франции, Англии, имели место и отклонения. Такие страны Западной Европы, как Германия, Италия, долгое время ещё оставались раздробленными.

  1. Культура Западной Европы в XI-XV в.в.

Задания комaндам (за правильный ответ – 1 бал).

  • Укажите факторы, благоприятствующие развитию культуры в Западной и Центральной Европе в XI-XV в.в. /рост городов, развитие хозяйства, торговли, образование централизованных государств/.
  • Что способствовало расширению представлений о мире? /путешествия купцов (Марко Поло), бродячие артисты, паломники, гонцы/.

Игра “Кто больше?” (необходимо назвать как можно больше достижений и открытий, сделанных европейцами в XI-XV в.в. Комaнды, не повторяясь, называют их по очереди. Побеждает тот, кто больше назовёт достижений и открытий.)

Задания болельщикам:

  • Подумайте, остались бы европейцы, надолго без книгопечатания, если бы Гутенбергу не удалось его изобрести?
  • В конце XIII в. в Европе были изобретены очки. О чём свидетельствует этот факт?

Задания комaндам: “Стиль – элементы”.

Комaнды получают карточки по архитектуре:

  • I-я комaнда должна отметить романский стиль и соответственно элементы романского стиля;
  • II-я комaнда – готический стиль и присущие ему элементы.

Учитель: Вы знаете, что скульптура была неотделима от архитектуры.

Задания:

  • Чем готические статуи отличались от романских? (античное искусство прославляло красоту человеческого тела, готическое – богатство мыслей, чувств, настроений человека, точнее дан облик человека).
  • Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? (Церковь – главный заказчик. Человек должен чувствовать себя слабым и ничтожным перед могуществом Бога.)

(При наличии времени можно предложить викторину).

Викторина: “Счастливый случай”.

  • Знаменитый учёный Англии XIII века (Роджер).
  • Глава университета (ректор).
  • Год издания первой печатной книги (1445).
  • Наука, определяющая будущее по звёздам (астрология).
  • Глава факультета в университете (декан).
  • Изобретатель книгопечатания (Гутенберг).
  • Объединение студентов одной страны (землячество).
  • Наука о религии (богословие).
  • Спор студентов по заданным вопросам (диспут).
  • Картина из кусков прозрачного стекла (витражи).
  • Венецианский купец и путешественник (Марко Поло).
  • Наука, занимающаяся превращением различных веществ в золото (алхимия).
  • Металлическая буква, используемая в печатном станке (литера).
  • Первые университеты в Европе появились в… (XII в).
  • Изображение богоматери в Западной Европе называлось “мадонна”, что означает… (моя госпожа).
  • Язык науки в средние века (латинский).
  • Цель поисков алхимиков (золото).
  • Очки были изобретены в Европе в … (XIII в.).
  • Бэкон утверждал, что способы достижения истины … (наблюдение, опыт).

Заключительный этап урока.

Учитель: Итак, урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к главному вопросу нашей темы.

Учащиеся без труда дают ответ на главный вопрос повторительно-обобщающего урока – ППЗ и приходят к выводу о том, что XI-XV в.в., несмотря на всю их сложность и противоречивость, являются наивысшей ступенью развития средневекового общества.

В заключении, определяется комaнда-победитель, проводится награждение, поощряется лучшая комaнда болельщиков и выставляются оценки.

Задание на дом: Составить кроссворд по теме (не менее 15 слов).


Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов "Восток – дело тонкое"


    Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов "Восток – дело тонкое"

      Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...

03 10 2023 11:33:59

Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия. XIX век. Краткий путеводитель"


    Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия. XIX век. Краткий путеводитель"

      Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....

02 10 2023 5:18:51

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий


    Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

      Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

01 10 2023 16:43:58

Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс


    Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....

30 09 2023 1:16:51

Февральская революция 1917 г.


    Февральская революция 1917 г.

      Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....

29 09 2023 10:50:21

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"


    Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

      Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

28 09 2023 9:41:15

Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная хаpaктеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)


    Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная хаpaктеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)

      Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....

27 09 2023 10:26:54

Методическая разработка урока истории "Защита Отечества - общее дело"


    Методическая разработка урока истории "Защита Отечества - общее дело"

      Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....

26 09 2023 23:47:45

"Живая летопись Кавказа"


    "Живая летопись Кавказа"

      Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....

25 09 2023 15:50:56

Февральская революция на фоне традиций


    Февральская революция на фоне традиций

      История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

24 09 2023 23:37:34

Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией


    Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией

      На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....

23 09 2023 22:27:53

Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы


    Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы

      Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....

22 09 2023 6:14:41

Открытый урок по истории России для 10-го класса "Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия"


    Открытый урок по истории России для 10-го класса "Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия"

      Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....

21 09 2023 20:41:40

Урок истории "Реформы Петра I"


    Урок истории "Реформы Петра I"

      Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....

20 09 2023 9:41:40

Урок истории по теме "Курская битва". 9-й коррекционный класс


    Урок истории по теме "Курская битва". 9-й коррекционный класс

      Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....

19 09 2023 2:36:28

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

18 09 2023 5:57:17

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

17 09 2023 5:15:15

Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"


    Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"

      Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....

16 09 2023 23:47:12

Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова


    Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова

      Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории. ...

15 09 2023 4:51:35

М.П. Мусоргский в Тульской губернии


    М.П. Мусоргский в Тульской губернии

      Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....

14 09 2023 15:23:52

О, незабвенное столетие!


    О, незабвенное столетие!

      Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....

13 09 2023 18:26:40

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)


    Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

      На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

12 09 2023 2:28:44

Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс


    Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс

      Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....

11 09 2023 4:33:46

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"


    Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"

      В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...

10 09 2023 11:54:45

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"


    Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

      Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

09 09 2023 13:34:17

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"


    Методическая разработка занятия археологического  кружка: "Наскальная живопись"

      Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

08 09 2023 10:25:12

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс


    "Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

      Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....

07 09 2023 1:13:18

Урок мужества "Подвиг ваш бесcмepтен"


    Урок мужества "Подвиг ваш бесcмepтен"

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....

06 09 2023 1:45:58

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)


    Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

      Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

05 09 2023 13:13:20

Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс


    Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс

      На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....

04 09 2023 13:45:57

"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"


    "Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

      Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....

03 09 2023 1:21:10

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

02 09 2023 10:45:44

Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"


    Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"

      На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...

01 09 2023 1:31:55

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"


    Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

      Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

31 08 2023 7:41:21

В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)


    В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)

      Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....

30 08 2023 5:19:47

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

29 08 2023 16:52:52

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"


    Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

      Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

28 08 2023 1:45:47

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

27 08 2023 16:37:49

Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"


    Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"

      Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....

26 08 2023 15:30:27

Игровые технологии на уроке истории


    Игровые технологии на уроке истории

      Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...

25 08 2023 17:15:24

Религия как феномен культуры. 8-й класс


    Религия как феномен культуры. 8-й класс

      Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....

24 08 2023 16:33:19

Величественный Петербург


    Величественный Петербург

      Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

23 08 2023 8:13:50

Индивидуально-ориентированная система обучения на уроках истории


    Индивидуально-ориентированная система обучения на уроках истории

      Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....

22 08 2023 15:57:41

Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги


    Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги

      В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....

21 08 2023 21:12:18

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"


    Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

      Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...

20 08 2023 12:15:52

Конституционное право. Основы конституционного строя России


    Конституционное право. Основы конституционного строя России

      Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....

19 08 2023 21:17:25

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"


    Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

      Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

18 08 2023 4:34:22

Общество и общественные отношения


    Общество и общественные отношения

      Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

17 08 2023 1:25:34

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

16 08 2023 13:21:25

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

      Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....

15 08 2023 1:51:28

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::