Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья"


    Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья"

Цели урока:

  • Развитие общеучебных навыков и творческих способностей учащихся
  • Популяризация предмета

Задачи:

  • Образовательные:
    1. Обеспечить накопление знаний, умений и навыков в качестве важного средства реализации детского творчества;
    2. Продемонстрировать персонификацию исторического процесса;
    3. Повышать информационную культуру школьников;
    4. Расширить доступ учащихся к необходимой информации, выходящей за пределы школьной программы.
  • Развивающие:
    1. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся;
    2. Стимулировать активность, самостоятельность и креативность учащихся.
  • Воспитательные:
    1. Обеспечить личностно значимый эмоциональный контакт учителя, учеников родителей на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха.

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на нашем ежегодном Средневековом балу!

2 ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто прославил времена, которые мы называем Средневековьем.

1 ведущий: Человек не называет сам время, в котором живёт. Он просто живёт. Даже мы с вами, просвещённые люди двадцать первого века, не повторяем то и дело: мы – люди эпохи великих научных открытий, эпохи освоения космоса, люди, проникшие в тайны микромира. Мы не знаем, как историки грядущих веков назовут наше время, но ведь как-нибудь обязательно назовут!

2 ведущий: Человек средних веков просто жил, как умел: воевал, торговал, трудился, растил детей. Плакал, если было плохо, пел, когда веселился. И поэтому, наверное, сильно бы удивился бы, узнав, что потом, через многие века, эти времена назовут эпохой тёмных веков!

1 ведущий: Неправда! – воскликнул бы он. – Я жил в прекрасное время!.. ведь как бы не трудна была жизнь, она всё равно прекрасна! Откуда же тогда взялось понятие “ Средневековье” и что оно означает?

1 ученик: Название “ Средние века” придумали гуманисты во времена Возрождения. Они говорили, что между Античностью и Возрождением зияла огромная временная пропасть чуть не в 10 веков! Причём эти века гуманисты считали лишним временем, напрасно потраченным людьми на пустые споры и войны. Хотя, разумеется, для истории лишнего времени не бывает. Но вот гуманистам (для того времени людей, безусловно передовых!) эти века представлялись эпохой сплошного невежества, мpaкобесия и духовного запустения. Поэтому-то они и окрестили тысячелетний период, отделивший их собственное время от возлюбленной ими древности, с явным оттенком пренебрежения: “Средний век!..” Мол, так себе - век, мол, среднее времечко, ничего в нём хорошего! Между прочим, эта презрительная оценка накрепко врезалась в сознание людей. “ А, средневековье!”- до сих пор говорят о каком-нибудь явлении или, например, о компьютере первого поколения.

2 ученик: Но дело не только в веках, которые отделяют время рыцарских поединков от нашего времени, дело в сознании средневекового человека. Действительно, средневековый человек, как ребёнок, охотно верил в любые, порой несусветные чудеса, жил в постоянном ожидании Божьей кары или пришествия Антихриста и, надо сказать, действительно, он совсем не был похож на нас!

3 ученик: Представьте, что бы произошло, если бы по средневековому Лондону проехал мотоциклист на грохочущем, извергающем клубы “дьявольского” дыма “железном коне”! Его сознание вряд ли выдержало подобное испытание!.. Согласитесь, мы сегодня куда больше готовы к появлению на Земле инопланетян, чем средневековый горожанин к встрече с обыкновенным мотоциклистом! Мы даже рады встрече с неведомым! Но для того, чтобы стать такими просвещёнными и невозмутимыми, человечество должно было пройти через “детские” страхи и суеверия Средневековья…

1 ведущий: Так что такое Средневековье?

Ученик: Средневековье-это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жёсткая, беспощадная и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала.

Ученик: Средневековье- это борьба христианства с язычеством и в то же время раскол самой христианской церкви.

Ученик: Средневековье- это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.

Ученик: Средневековье- это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников.

Ученик: Средневековье- это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры.

Ученик: Средневековье- это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Cмepти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом…

1 ведущий: Словом, Средневековье- это огромный мир!

2 ведущий: Так давайте и мы с вами, словно древние пилигримы, углубимся в “дремучую чащу” Средневековья…

Танец “Минует”.

Согласно данным энциклопедии Кирилла и Мефодия, герой- это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Человек, воплощающий в себе черты эпохи.

1 ведущий: Давайте вместе с вами вспомним героев Средневековья!

  • Юстиниан (527- 565гг) – император (василевс), при котором Византия достигла наивысшего расцвета. Юстиниан обладал замечательным упорством и удивительным трудолюбием. Он поставил перед собой задачу не только восстановить былое величие Римской империи в её древних границах, но и расширить эти границы, создать мировую державу, которую объединят единая торговля, единый закон, единая вера и правитель. Юстиниан вошел в историю под именем Юстиниана Великого. Годы его правления называют золотым веком Византии. После его cмepти Второй Рим уже никогда е достигал такой славы и величия.
  • Карл Великий (768-814) - самый знаменитый франкский король. Ему было только 26 лет, когда он взошёл на престол. Карл обладал железной волей и отличался необычайно крепким здоровьем. Почти тридцать лет провел в боях и походах, ни разу ни заболев. Карл восстановил Западную Римскую империю и в 800 году стал императором. С возникновением империи Карла Великого в Европе начинается возрождение. Император привёл в порядок законы, основанные на старинных законах германских племён. При дворе Карла Великого собирались поэты и философы. Карл требовал, чтобы дети свободных людей ходили в школу, приказал написать грамматику франкского языка. Сам он читал и говорил по латыни, понимал греческую речь, хотя писать так и не научился.
  • Авиценна - это латинизированное имя среднеазиатского философа, поэта и врача Ибн Сины. Больше всего он знаменит как врач. “Канон медицины”, созданный Авиценной, стал первой всеобъемлющей медицинской энциклопедией. Он не утерял своего значения даже в наши дни - особенно те разделы, в которой описаны лекарственные свойства трав.
  • Парацельс - самый знаменитый алхимик. Он провозгласил новую медицину, основанную на химии. Он был убеждён в том, что человек- это всего лишь смесь химических элементов. И если их собрать в единой колбе, то можно создать и искусственного человека.
  • Иоганн Гутенберг - создатель первого печатного станка. Он первым придумал и стал изготовлять разборный шрифт, состоящий из отдельных букв, набирать из них строки и делать с помощью пресса готовые оттиски целой страницы. Это позволило во много раз удешевить создание книги.
  • Ян Гус (1371-1415) - великий чешский мыслитель и проповедник. Будучи университетским профессором, Ян Гус в то же время часто проповедовал на чешском языке простым жителям Праги. Он обличал корыстолюбие священников и выступил против продажи индульгенций. Папа Римский потребовал, чтобы Ян Гус явился на церковный собор в город Констанц. Гус приехал, чтобы доказать свою правоту. От него потребовали отречься от своих взглядов. Ему угрожали, его убеждали и упрашивали. Гус отказался поступить против совести, против своих убеждений. Тогда собор приговорил его к сожжению. Рассказывают, что, когда Ян Гус уже стоял на разгоревшемся костре, одна старушка подбросила в огонь вязанку хвороста. Она искренне верила, что сожжение человека угодно Богу и костёр очистит его душу. “О, святая простота!” - воскликнул Гус. Эта фраза стала крылатой. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжён на костре. Ежегодно 6 июля, Чехословакия отмечает день памяти национального героя Яна Гуса.

1 ведущий: Молодцы! Скажите, пожалуйста, кто такая Жанна д\'Арк?

Ученик: Жанна д\'Арк - “Орлеанская дева” - вошла в историю Франции как народная героиня, спасшая родину. Простая деревенская дeвyшка, очень впечатлительная, мечтательная, она целыми днями проводила в молитвах и просила Бога спасти её родину. Жанне начало казаться, что с ней разговаривают святые, к которым она обращалась во время молитв. Она рассказала землякам, что Бог возложил на неё святую обязанность изгнать англичан и короновать наследника престола. В белом рыцарском костюме, верхом на белом коне во главе воинов Жанна пробилась в Орлеан, доставив осажденным припасы и подкрепления. Освободив город, Жанна помогла Карлу VII стать королём, это объединило людей, и англичане потерпели поражение. В награду, она попросила короля только об одном: освободить её родную деревню Домреми от податей. Но вместо этого, её выдали англичанам за десять тысяч ливров. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили Жанну в связях с дьяволом. Трибунал из учёных богословов обманом выманил у неё подпись под ложным признанием, и Жанну объявили ведьмой и сожгли на костре.

Сценка

Ведущий: Орлеанская дева. Жанна д\'Арк.

Председатель суда: Введите обвиняемую.

Епископ: Представшая перед нами женщина Жанна, в народе именуемая Девой. Она была схвачена на территории нашей епархии. Наш король передал ее нам как сильно подозреваемую в ереси. Она колдунья.

1-й судья: Если ты сегодня не подчинишься церкви, душа твоя будет обречена пылать в вечном огне, а тело твоё сгорать в земном пламени.

Жанна: Высокие господа! Задавайте мне вопросы один после другого.

Епископ: Ненавидит ли бог англичан?

Жанна: Любит ли он их или ненавидит, об этом мне ничего не известно. Но я уверена, что все англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые найдут здесь cмepть.

1-й судья: Разве не велик грех, уйти из дому без разрешения отца и матери?

Жанна: К этому призвал меня долг, если бы у меня было 100 отцов и 100 матерей, я все равно ушла бы.

2-й судья: Какими колдовскими приёмами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву?

Жанна: Я говорила им: “ Вперёд! За Францию!” И первая показывала пример.

3-й судья: Почему бедняки приходили к тебе и воздавали почести, словно святой?

Жанна: Бедняки любили меня потому, что я была добра к ним и помогала всем, чем могла.

1-й судья: Почему во время коронации в Реймсе твоему знамени отдано предпочтение перед знаменами других полководцев?

Жанна: Оно было в труде и подвигах, и ему надлежало быть в чести.

2-й судья: Почему ты не покоряешься?

Жанна: Я больше вам ничего скажу.

2-й судья: Так как ты недоступна нашим увещеваниям и снова отвергаешь правду, мы вынуждены подвергнуть тебя пытке. Покажите обвиняемой орудия пыток.

1-й судья: Отвечай, Жанна, смирись. Уступи, дeвyшка, ты ведь никому не поможешь.

Епископ: Покажите ещё раз орудия пыток. Жанна! Здесь стоят служители церкви, они готовы силой привести тебя к признанию правды, чтобы ты, таким образом, могла спасти свою душу.

Жанна: Если вы этими штуками переломаете мне руки и ноги на куски и выгоните мою душу из моего несчастного тела, я все равно ничего другого вам не скажу. А если бы даже я сказала что-нибудь другое, всё равно я потом скажу, что вы выдавили из меня силой.

Председатель суда: Выносится приговор.

3-й судья: - Мы, судьи и советники судей, пришли к выводу, что ты повинна в совершении тяжких грехов.

4-й судья: Ты долгое время облачалась в мужскую одежду, коротко подстригала волосы, чтобы ничем не отличаться от воинов, с которыми шла в бой, по этому поводу ученые мужи заключили, что ты нарушила все традиции нашего общества.

5-й судья: Ты говорила, что не будешь подчиняться матери-церкви, для тебя важнее всего на свете Божья воля. В связи с этим мы пришли к заключению, что ты подрываешь авторитет церкви.

Епископ: Тебя подлежит признать заблyдшей овцой, сбившейся с пути истинного, вероотступницей, заклинательницей демонов, колдуньей и еретичкой.

Ведущий: 30 мая 1431 года на Жанну надели безобразный колпак еретиков, и на телеге палача она медленно тронулась в последний путь.

Ведущий: Толпы народа стояли на ее пути. Комaндование опасалось беспорядков и вывело на улицу весь гарнизон нормaндской столицы. Недалеко от церкви Спасителя сложили костёр.

Ведущий: А народ всё шёл и шёл, чтобы проститься с Жанной. В четыре часа пополудни костёр догорел. Пепел и кости бросили в Сену. Говорили, что сердце Жанны огонь не тронул.

Ведущий: Ей было всего 19 лет. Спустя 500 лет по решению Ватикана ее официально причислили к Лику Святых.

Звучит музыка.

1 ведущий: Робин Гуд, кто это?

Славное имя легендарного и благородного разбойника Робин Гуда в течение столетий пользовалось исключительной популярностью. Он и его товарищи, вольные стрелки, являются любимым героями многочисленных народных баллад, не забытых до наших дней. В 15 веке Англии из года в год устраивались традиционные майские игры, посвященные Робину Гуду.

Сценка

Чтец:

Весенним утром Робин Гуд
Шел по лесу, и вдруг
Епископ встретился ему с большим отрядом слуг.

Робин Гуд:

Беда! Конец пришел стрелку.
Меня повесит этот поп
На первом же суку.

Чтец:

Пустился Робин наутек
И видит ветхий дом.
Сидит старуха у окна
С большим веретеном.

Старуха:

Откуда взялся ты, стрелок?
И как тебя зовут?

Робин Гуд:

Мое жилье – Шервудский лес,
А имя – Робин Гуд.
Епископ гонится за мной,
Мы – старые враги.
Помочь не можешь, так прощай,
А можешь- помоги.

Старуха:

Коль ты и вправду - ты,
Так примешь помощь, Робин Гуд,
От нашей нищеты.
Кто мне принес в тяжелый год
И плащ, и башмаки,
Того я как- нибудь спасу
От вражеской руки.

Робин Гуд:

Тогда снимай свое тряпье,
Клади веретено,
Бери зеленый мой наряд
И стрелы заодно.

Чтец: Епископ к домку вдовы подъехал на коне.

Епископ: Эй! Живо Робина схватить и привести   ко мне.

Чтец:

Епископ едет впереди с улыбкой на лице,
А следом пленника везут на белом жеребце.
Но вдруг из заросли лесной
Выходит Робин Гуд, а следом вольные стрелки
Плечом к плечу идут.

Епископ: Кто ты? Кого с собой я вез?

Старуха: Милорд! Я старая вдова, а ты – паршивый пес.

Чтец:

Хотел епископ ускакать,
Собрав остаток сил,
Но Робин Гуд шагнул вперед
И путь загородил.
Он взял за шиворот попа,
Стащил его с седла
И крепко к дубу привязал
На два тугих узла.

(Пауза)

Чтец:

Еще послушайте рассказ.
Однажды, говорят,
Переоделся Робин Гуд
В монашеский наряд.

Робин Гуд:

Надел я черный капюшон,
Повесил крест на гpyдь,
А сверху четки нацепил
И вышел в дальний путь.
Мили не прошел,
Как вдруг в лесу глухом
Я двух монахов повстречал…
Подайте, брату во Христе!
Тому, кто нищим поддат, на небе воздадут.
Я ничего не ел с утра, уж больно сбор плохой:
Ни кружки кислого вина, ни корочки сухой.

1 монах:

Не жаль для ближнего монет…
Но нас ограбил Робин Гуд,
Мы сами нищи, брат!..

Робин Гуд:

На шее крест у вас попы,
А ложь на языке.
Придется, видно, вам помочь
Порыться в кошельке.

2 монах:

Ах! Отпусти нас, добрый брат!
Не мучай бедняков.

Робин Гуд:

Выходит, все мы бедняки,
Бедняк на бедняке,
Но что ж, помолимся втроем
О толстом кошельке.

1,2 монахи:

Пошли нам, боже, золотых,
А сколько знаешь сам.

Робин Гуд:

Ну, братья, бедняки!
Посмотрим, что послал господь,
Проверим кошельки.
Да тут господни чудеса!
Свершилось наяву - пятьсот блестящих золотых!
Ого! Вот это барыши!
Видать, что вы, мои отцы, молились от души.
Берите сотню золотых, вам нынче повезло.

Робин Гуд:

Еще не кончен разговор…
И на моем святом кресте
Я клятву с вас возьму:
Не лгать до гробовой доски,
Нигде и никому.
А встретив нищего в пути,
Тотчас сойти с коня
И бросить пригоршню монет
За вас и за меня.

1,2 монахи:

Исполним, Робин, в тот же миг,
Но отпусти ты нас…

Робин Гуд:

Идите с богом, господа, - не по пути мне с вами!
Я - Робин Гуд, и другом быть мне может тот,
Кто бедность уважает!
Кто жадность, зло и лесть всегда по жизни презирает!
Мои друзья – вот вам пример достоинства  и чести,
Мы с вместе с ними всех спасем от горя и бесчестья!

Учащиеся танцуют танец.

Сценка

Трубы зазвучали, копья разом склонились на упоры, шпоры вонзились в бока коней.

- Передние ряды обеих партий полным галопом понеслись друг на друга и сшиблись посреди арены с такой силой, что гул был слышен за целую милю. Поднялось густое облако пыли. Об исходе турнира ничего нельзя было сказать: мы ничего не видели. Когда пыль рассеялась, то оказалось, что добрая половина рыцарей обеих партий выбита из седла.

- Одни лежали на арене, не имея сил подняться, другие поднялись на ноги и вступили в рукопашный бой, третьи, получившие тяжёлые раны, шарфами зажимали льющуюся кровь и пытались выбраться из толпы.

- Что же дальше?

- Четыре рыцаря встретили cмepть на ристалище. Один рыцарь задохнулся от жары в своём панцире, более тридцати - получили тяжёлые раны и увечья.

- А кого выбрали королевой турнира?

- Несравненную леди Ровену.

- Очень хорошо. Сегодня нам предстоит очень важное дело! Посвятить в рыцари молодого, но достойного юношу. Паж, позовите Уильяма.

Заводят юношу.

- Уильям, расскажи нам о себе, о своей жизни.

- Я Уильям, сын достопочтенного рыцаря Альфреда. В семь лет меня отдали служить пажом к графу Эгберту. Меня учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь и танцевать. Я нимало слышал о христианской вере, но о географии и об истории мало что знаю: я обойдусь и без этого.

Когда я обучился военному делу, я стал оруженосцем рыцаря: прислуживал, всюду сопровождал его, помогал в сражении. Так продолжалось 5 лет.

- Как ты готовился к сегодняшней церемонии?

- Вчера я искупался, надел чистую одежду и всю ночь провел в молитвах в церкви.

Артур подходит к юноше и легко ударяет его по затылку.

- Будь храбр! И пусть этот единственный удар в жизни, который ты можешь не возвращать.

Священник: Одеваем коричневые башмаки, Башмаки коричневые, как земля, в которую всем предстоит сойти.

Священник: Пояс твой белый, как чистая совесть, хранить которую, ты давал обет.

Звон колоколов.

- Одеваем на голову воина шлем.

- Кольчугу, чтоб защищала тело.

- Вручаем тебе щит, теперь у тебя есть всё для защиты.

- Я опояшу тебя мечом, теперь у тебя есть оружие для нападения.

Две дeвицы: Мы одеваем на тебя золотые шпоры – теперь ты можешь выехать на бой за правду и добродетель.

Король: Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Ге opгия делаю тебя рыцарем. Будь благочестив, смел благороден.( При этом король ударяет мечом плашмя по плечу.)

- Обещаю никогда не обнажать меча против невинного, всегда защищать им право и святой порядок, установленный богом.

Танец и поклон рыцарей

Ведущий 1. Ещё на исходе Средневековья английский драматург Уильям Шекспир заметил: “Весь мир – театр, люди в нем актёры…” Действительно, мир полон Удивительных театральных эффектов, постоянных перевоплощений, смены действующих лиц, неожиданных интриг и непредсказуемых развязок. А мы с вами актеры и одновременно авторы нескончаемой, подчас трагической, реже забавной, а иногда и кровавой, но всегда великой ДРАМЫ под названием История.

Ведущий 2. Это только кажется, что от нас мало что зависит, что Историю творят какие-то особые люди. Но подумайте, чего бы стоили начинания императоров, королей, всех великих преобразователей без поддержки тысяч и тысяч других людей?

Ведущий 1. Человек - существо историческое. Он изменяется, развивается- и это поступательное движение совпадает с ходом стрелок часов Истории. Но мы сами ещё и подгоняем бег этих стрелок; нам не терпится заглянуть в завтрашний день. Что нас там ждёт: какие новые встречи, какие свершения? Как знать, может быть, те свершения если и не перевернут мир (потому что переворачивать мир, в общем-то, ни к чему!), то заставят взглянуть на нас по-другому тех, чей взгляд нам дороже всего? Ведь все свершения на свете делаются ради этого взгляда…

Ведущий 2. Но то будет завтра, когда мир вновь озариться солнечным светом, и Жизнь позовёт нас на Сцену - жить и творить Историю. Преемственность - вот питающая сила Истории. Нас не было бы, если бы не было бы многих поколений предков, своим рождением, образующих “золотую цепь” вечного Времени. И для того, чтобы творить настоящее, надо знать прошлое, постараться не утратить связь с ним, хотя бы для того, чтобы не повторять прежних ошибок.

Ведущий 1. То время, где мы побывали, отстоит от нас так далеко, что даже учёным-историкам бывает нелегко разобраться за толщей веков, что и как там происходило на самом деле.

Ведущий 2. Одни называют это время самым смутным из всех смутных времён, другие – самым мрачным из мрачных, третьи вполне резонно уверяют, что это были обычные времена. Просто леса был гуще, а человек беззащитней. Но человек не терял надежду, он шёл по своей тропе в полном опасностей и колдовства Времени-Лесе, обретая в пути свет и веру в себя.

Песня-танец

Вот и подошел к концу наш Средневековый бал. Мы рады были встрече с вами. До встречи в следующем году.

Приложение 1. Презентация к Средневековому балу.

Приложение 2. Творческий отчет Отчет 2008 .doc


Историографические версии происхождения Первой мировой войны


    Историографические версии происхождения Первой мировой войны

      Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

10 06 2023 21:23:26

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

09 06 2023 17:25:25

Урок-ассамблея времен Петра I


    Урок-ассамблея времен Петра I

      Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...

08 06 2023 16:10:42

Самодержавие и Земские соборы в России


    Самодержавие и Земские соборы в России

      Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

07 06 2023 17:23:41

Проектная деятельность учащихся на уроках курса "Обществознание" на примере изучения темы "Занятость населения. Трудоустройство" в рамках тематической единицы ГОС ФК "Правовое регулирование общественных отношений"


    Проектная деятельность учащихся на уроках курса "Обществознание" на примере изучения темы "Занятость населения. Трудоустройство" в рамках тематической единицы ГОС ФК "Правовое регулирование общественных отношений"

      Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...

06 06 2023 14:44:44

Викторина для недели истории в 5–11-х классах


    Викторина для недели истории в 5–11-х классах

      Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....

05 06 2023 3:23:34

Древние жители Кузнецкой земли


    Древние жители Кузнецкой земли

      В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....

04 06 2023 14:46:56

Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"


    Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"

      Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....

03 06 2023 22:52:35

Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции


    Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции

      В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...

02 06 2023 20:41:59

Сценарий интеpaктивного мероприятия "Я и мое государство"


    Сценарий интеpaктивного мероприятия "Я и мое государство"

      Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....

01 06 2023 0:54:20

Урок истории с использованием технологии развития критического мышления по теме "СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике"


    Урок истории с использованием технологии развития критического мышления по теме "СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике"

      Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

31 05 2023 2:34:12

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа


    Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

      В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

30 05 2023 14:27:11

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"


    Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

      Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

29 05 2023 1:20:47

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

28 05 2023 4:30:21

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

27 05 2023 1:52:18

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс


    "Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

      Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

26 05 2023 17:48:14

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"


    Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

      Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

25 05 2023 1:51:43

Урок истории по теме "Путешествие по Древнему Египту"


    Урок истории по теме "Путешествие по Древнему Египту"

      Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...

24 05 2023 20:31:55

Интегрированный урок (история + татарская литература) по теме "Древние памятники Казани"


    Интегрированный урок (история + татарская литература) по теме "Древние памятники Казани"

      Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....

23 05 2023 14:14:55

Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"


    Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"

      Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....

22 05 2023 14:28:30

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания


    Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

      Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

21 05 2023 2:44:13

Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»


    Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»

      «Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....

20 05 2023 4:40:30

Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"


    Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

      В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...

19 05 2023 15:50:36

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

18 05 2023 3:53:14

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс


    Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

      Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

17 05 2023 9:45:30

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

16 05 2023 12:35:49

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"


    Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

      Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

15 05 2023 16:24:37

Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США"


    Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США"

      Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....

14 05 2023 10:35:54

Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время


    Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время

      Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....

13 05 2023 12:54:24

Урок "Февральская революция"


    Урок "Февральская революция"

      С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

12 05 2023 20:39:50

Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"


    Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

      Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...

11 05 2023 11:58:18

Политические режимы и проблемы свободы личности


    Политические режимы и проблемы свободы личности

      Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...

10 05 2023 15:56:36

"Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"


    "Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"

      В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....

09 05 2023 0:31:31

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"


    Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"

      Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...

08 05 2023 7:23:46

Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"


    Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"

      Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...

07 05 2023 6:22:34

Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"


    Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"

      Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...

06 05 2023 1:28:10

Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"


    Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"

      Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....

05 05 2023 22:29:26

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"


    Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

      Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...

04 05 2023 21:14:13

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

03 05 2023 11:34:57

"Я – гражданин"


    "Я – гражданин"

      Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин». ...

02 05 2023 2:59:36

Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков


    Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

      Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

01 05 2023 23:48:37

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"


    Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"

      Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....

30 04 2023 4:44:40

Наша Родина – Россия!


    Наша Родина – Россия!

      На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....

29 04 2023 19:47:55

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе "Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья и расцвета (с VI по XV вв.)"


    Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе "Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья и расцвета (с VI по XV вв.)"

      Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....

28 04 2023 17:26:55

Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков


    Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

      Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....

27 04 2023 15:32:33

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

26 04 2023 2:17:15

Итоговое факультативное занятие по истории "Морской бой". 7-й класс

Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....

25 04 2023 5:47:57

Повторительно–обобщающий урок по истории Древнего Египта по теме "В стране большого Хапи"


    Повторительно–обобщающий урок по истории Древнего Египта по теме "В стране большого Хапи"

      Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....

24 04 2023 20:24:36

Единый классный час "630 лет Куликовской битве"


    Единый классный час "630 лет Куликовской битве"

      Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....

23 04 2023 4:38:38

Урок-аукцион по теме "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"


    Урок-аукцион по теме "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

      На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....

22 04 2023 12:35:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.